Исследовательская работа по биологии "влияние погоды на поведение домашних кошек". Исследовательская работа "эти загадочные кошки" Результаты наблюдений за домашним животным кошкой

Цели: закреплять знания о том, что кошка - домашнее животное, млекопитающее, имеет определенные признаки;

воспитывать гуманные чувства к животным, которых приручил человек.

Ход наблюдения

Воспитатель загадывает детям загадку, предлагает ответить на вопросы.

Хоть и бархатные лапки, Но зовут меня царапкой, Мышек ловко я ловлю, Молоко из блюдца пью. (Кошка.)

Рыжий кот осенними Листьями шуршит, Возле стога с сеном Мышек сторожит. Тихо притаился Он в траве густой И с кустами слился Шубкой золотой.

Почему кошка - домашнее животное?

Как выглядит домашняя кошка?

Чем питаются кошки?

Как называются детеныши кошки?

Какие породы кошек вы знаете?

Какую пользу людям приносят кошки?

Какие дикие звери являются близкими родственниками домашней кошки?

Докажите, что кошка - хищное животное.

Сравните способности и характеры собак и кошек.

Какие песни, стихи, загадки, сказки о кошке вы знаете?

Трудовая деятельность

Сбор урожая на огороде.

Цель: воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.

Подвижные игры

Кто дольше простоит на одной ноге?, Жмурки.

Цель: учить быстро действовать при потере равновесия.

Индивидуальная работа

Развитие движений.

Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперед - другая назад).

Наблюдение за цветником

Цели: уточнять названия цветов с целью определения их строения (найти стебель, листья, цветки, корни);

побуждать к сравнительным высказываниям (растения все разные по высоте, форме, окраске листьев, запаху).

Ход наблюдения

Вьется пчелка над цветком, Вся в пыльце пушистой, На тычинках хоботком П ьет нектар душистый. Вокруг чашечки цветка Медленно кружится И, трудом утомлена, На лепестки ложится. Но работа в путь зовет, Дальше полетела, Вот еще один цветок -- В нем не будет дела, Это маленький бутон, Нежный нераскрытый.

Как устроен цветок?

Как называются цветы, которые растут на клумбе?

А что такое бутон? (Это тоже цветок, но еще не распустившийся.)

Что надо сделать, чтобы весной цветы снова выросли? (Собрать семена.)

Трудовая деятельность

Сбор семян растений в разные пакеты.

Цель: учить различать зрелые семена от незрелых.

Подвижная игра

С кочки на кочку.

Цель: формировать навыки прыжков в длину.

Индивидуальная работа

Упражнение на равновесие.

Цель: учить вбегать и сбегать по наклонной доске.

Наблюдение за мухой

Цели: расширять знания и представления об особенностях внешнего вида мухи;

формировать реалистические представления о природе.

Ход наблюдения

Муха, муха - надоеда, Прилетела к нам к обеду. Видит муха: стол накрыт, По тарелкам суп разлит. Хлеб нарезан - можно есть. Только где же мухе сесть? Села муха на окошко, Съела муха хлеба крошку. Тряпкой муху мы прогнали: В гости мы тебя не звали!

Воспитатель задает детям вопросы.

Как выглядит муха?

Что помогает ей ловко ползать по стеклам, стенам и потолку?

Чем питается муха?

Есть ли дом у мух?

Почему мух называют вредными насекомыми?

Какие враги есть у мух?

Какие песни, стихи, загадки, сказки о мухе вы знаете?

Муху видел каждый. У нее огромные глаза, облегающие почти всю голову, ими муха великолепно видит, поэтому к ней нелегко подобраться.

Муха очень подвижная, ловкая, хорошо летает и ползает по гладким оконным стеклам и даже по потолку. На ее лапках есть специальные подушечки, они всегда слегка влажные и легко прилипают к гладким поверхностям.

Мухи очень вредные насекомые! Они летают по свалкам и помойкам и на своих лапках переносят болезнетворные микробы. Мухи разносят многие тяжелые инфекционные болезни. У них много врагов: пауки, лягушки, жабы, ящерицы.

Трудовая деятельность

Вскапывание земли на грядках.

Цель: учить подготавливать землю для посадки семян в следующем году.

Подвижные игры

Мышеловка, Лошадки.

Цель: развивать быстроту и выносливость.

Индивидуальная работа

Продолжительный бег в медленном темпе.

Цель: воспитывать выносливость, терпение.

Оглавление

Введение ……………………………………………………………………………….. ..2

Основная часть

    Кошка кто – это? ……………………………………………………………………..3

    Появление кошек в жизни человека………………………………………………..4

    Жизнь и повадки кошки……………………………………………………………..5

    Наблюдения за поведением кошки…………………………………………………5

Практическая часть

а) Наблюдение за поведением кошки в домашних условиях…………………………6

б) Эксперименты …………………………………………………………………………6

Заключение. ………………………………………………………………………………6

Список литературы

Приложение

Обыкновенных кошек не существует.

Каждая кошка - это тайна за семью печатями. (Колет)

Введение

Нашу жизнь в мире природы нельзя представить без животных. Каждому человеку нравиться какой-либо зверь. Мне очень нравятся кошки. Я люблю с ними играть, наблюдать за ними. Я давно знала, что кошки – это удивительные животные. У них особое поведение, мне захотелось разобраться в этом. Мне стало интересно: что хочет сказать кошка, когда описывает «восьмерку» вокруг ног хозяина или, когда громко начинает мурчать? Актуальность моего исследования заключается в том, что любой ребёнок хочет иметь домашнего питомца, но не знает, как с ним общаться. В своей работе я представлю опыт, который я приобрела, изучая повадки и поведение кошки.

Практическая значимость работы : данная работа поможет сформировать умение детей в понимании поведения кошек и в воспитании доброго отношения к домашним животным.

Я решила провести исследование. Мое исследование заключалось: в наблюдении за поведением моего домашнего кота, изучение литературы о кошках. Я выдвинула гипотезу на основе изучения характерных особенностей, языка общения кошек можно научиться понимать их желания и потребности.

Задачи исследования:

    Собрать и изучить материал о кошках.

    Понаблюдать за поведением кошек в различных условиях.

    Составить словарик «Как понять кошек»

    Систематизировать и обобщить материал.

Объект исследования : домашняя кошка.

Предмет исследования: поведение кошек

Методы исследования: анкетирование, наблюдение, эксперимент, обобщение, систематизация.

    Кошка кто – это?

Само слово кошка означает либо биологический вид вообще, либо самку кошки. Кошки, относятся к семейству кошачьих (лат. Carnivore ) – животные, питающиеся преимущественно мясом.

Кошка (домашняя кошка, лат. Felis silvestris catus ) – некрупное хищное млекопитающее из семейства кошачьих.

Древним исходным и, видимо, главным предком всех пород и разновидностей домашней кошки принято считать дикую североафриканскую буланую, или ливийскую, кошку Felis silvestris lybica и пятнистую степную Felis silvestrLs ocreata.

В мире 35 видов диких кошек и свыше 300 пород домашних.

    Появление кошек в жизни человека.

Кошки пришли к людям много тысяч лет назад в древнем Египте. Там хорошо относились к кошкам. Кошки охраняли закрома древних египтян от мышей. Со временем кошек начали обожествлять, в случаи пожара, в первую очередь спасали кошек. Из Египта кошки проделали долгий путь по разным странам и наконец, в 12 веке попали в Европу.

Кошки на Руси появилась в VII-VI вв. до н. э. Ее предположительно завезли торговцы и воины, которые имели обширные связи со Средиземноморьем. В Древней Руси хозяйственные качества кошки впервые оценили церковнослужители. Они - то и поставили её под защиту церковного закона. А знаете, сколько стоила кошка? В древнерусском судебнике 16 в. есть упоминание о том, что за украденное животное устанавливался штраф, кошка приравнивалась по цене к волу.

В России кошка всегда считалась признаком домашнего уюта и благополучия. При въезде в дом кошка должна первой переступить порог дома, иначе не будет в нём счастья. А трёхцветная кошка приносит счастье и достаток в дом.

Многие из моих родных и знакомых дома содержат кошек. Мне стало интересно, почему выбор пал на это животное. Я решила провести опрос: зачем вы держите кошку в доме и какой породы?

Этот вопрос я задала маме, бабушке и подругам. И вот какие ответы я получила:

    Бабушка . Мы живем в частном доме и кошки большие наши помощники. Они ловят крыс и мышей. А еще, к ошка неплохой доктор. Если вдруг заболел, а киска тут как тут. Устроится рядом, а то и на больном месте, чувствуешь, как утихает боль, появляется уверенность в выздоровлении. У нас простые беспородные: кот и кошка.

    Мама . Кошка – верный, внимательный друг. Придёшь домой усталый, нередко раздражённый, а тебе в ноги пушистый комочек. Трётся, песенку поёт, в глаза заглядывает, на руки просится. Ну, как не взять. И, о чудо, усталость как рукой сняло, раздражения как не бывало. Кошка у нас простая беспородная

    Анюта и Вика. Кошка ловит мышей. С ней интересно играть и она очень красивая. Наши кошки беспородные по имени Рыжик и Нюша.

Среди своих одноклассников я провела анкетирование. (Приложение 1)

После обработки данных получила такие результаты:

В классе 16 учеников.

Имеют дома домашних животных – 15 человек и у 12 из них живут кошки или коты, что подтверждает факт того, что большинство семей предпочитают иметь именно кошку, а не собаку.

Все дети очень любят своё животное, проводят с ним свободное время, играют и ухаживают за питомцем. Большинство детей считают, что когда они разговаривают с кошкой, то она их понимает, а вот ребята не всегда могут понять и объяснить поведение животного.

    Жизнь и повадки кошки.

Много в жизни кошек тайного и удивительного. У кошки очень тонкий слух. Она слышит даже малейший шорох, который производят мыши, и тотчас настораживается. Кошка очень чистоплотная и часто умывается. Она постоянно вылизывают не столько грязь, сколько… собственный запах. Все кошки - охотники. Охотятся они из засады. Если добыча по запаху почует опасность - останешься голодной. У кошки очень острое зрение. Кошачий глаз сравнивают со светоотражателями машин. И действительно - у кошки в полутьме можно заметить зеленоватый отблеск в глазах. Кошки умеют различать цвета, но по сравнению с человеком восприятие цвета у них слабее - менее контрастное и яркое. Замечено, что неподвижные и близко стоящие предметы кошка воспринимает хуже, чем движущиеся. Кошки верно определяют расстояние до предмета, они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом вибрисы - длинные жёсткие волосики, которые мы называем усами. Ходит кошка бесшумно, втягивая когти и ступая мягкими подушечками, лазает ловко. Говорят, кошка лечит. Ученые подтверждают этот факт. Действительно, если долго гладить кошку, пройдет головная боль, снизится давление, успокоятся нервы, улучшится настроение. Кошками даже лечат разные заболевания. Это называется фелинотерапия . Кошки очень разборчивы в пище, различают кислое, горькое и солёное. Разборчивость эта обусловлена, прежде всего, хорошим нюхом и развитыми вкусовыми рецепторами на языке. Кошки могут безбоязненно передвигаться по конькам крыш, заборам и сучьям деревьев. При падении они могут рефлекторно принять в воздухе положение, нужное для приземления на лапы. Кошка наделена поразительной памятью и наблюдательностью. Она все замечает, обо всем помнит.

    Наблюдения за поведением кошки

У кошек разработан целый язык – ученые насчитывают 25 различных визуальных сигналов, которые могут быть применены в 16 сочетаниях.

Положение головы, ушей, глаз, и вибрисс (усов) может многое сказать о настроении и состоянии кошки.

Когда голова вытянута вперед, кошка настроена на контакт или пытается понять настроение другой кошки либо хозяина. Конфликтную ситуацию уверенное в себе животное встретит с поднятой головой, если же у него всерьез агрессивные намерения, то голову отпустит. Подчиненная кошка тоже может пригнуть голову, однако в случае, если она сильно испугана и готовится защищаться, её голова будет поднята.

Кошачьи глаза - прекрасный индикатор настроения. Сужение или расширение глаз может говорить об интересе, гневе или страхе точно так же, как у людей. Спокойная кошка чаще удовлетворенно щурится. У испуганной кошки зрачки расширены, у рассерженной кошки, уверенной в себе, зрачки могут сузиться до предела, превратившись в узкую щель .

Позы кошки тоже о многом могут рассказать : п ереминание лапами, трется о ваши ноги, переворачивается на спину и обнажает живот - показывает свою покорность, она делает вам комплимент, говоря, что она любит и доверяет вам. Если лапы кошки прямые и находятся в вертикальном положении, голова поднята и уши навострены, кошка счастлива, любопытна и уверенна. Наоборот, передние и задние согнутые лапы указывают, что кошка предпочитает избежать боя, но будет защищать себя, если придется. Выгнутая спина, обычно означает, что кот готовится к реальной схватке. Такую стойку сопровождают прижатые уши, широко раскрытые глаза и волосы дыбом на спине и хвосте.

Хвост медленно загибается вниз и потом вновь поднимается - значит, кошка находится в расслабленном состоянии, довольна окружающим миром, если слегка поднимается и мягко закручивается, что – то заинтересовало. Хвост, наполовину зажатый между ног - что кошка боится, она несчастна или чувствует угрозу. Волосы на хвосте встали дыбом, придав ему пушистый вид и держится прямо. Значит, кошка находится в агрессивном состоянии , лучше оставьте её в покое, а то вы можете стать жертвой нападения!

Вот кошка навострила уши - это означает, что ваша любимица заинтересована в том, что слышит вокруг себя. Если уши прижаты к голове и повернуты назад, значит, кошка чувствует угрозу и стремится защитить их.

Более подробно о языке кошек в словарике «Как понять Кошку». (Приложение 2)

В Интернете я прочитала, что в Японии вышел в свет первый в мире универсальный компьютер-переводчик кошачьего языка "Мяулингвал". О его работе можно прочитать в приложении. (Приложение 3)

    Практическая часть

Наблюдение за поведением кота Тимы в домашних условиях.

Когда я начала готовить эту исследовательскую работу, стала чаще обращать внимание на поведение Тимы. Я заметила, что у него есть своеобразный ритуал, который он проводит ежедневно. Когда мама утром идет на кухню, он непременно бежит возле её ног с поднятым трубой хвостом. Перед холодильником Тима останавливается (там лежит его корм), слегка помахивает высоко поднятым хвостом и резко нагибает шею вниз, подобно воркующему голубю. Своим требовательным «мяу», он призывает маму скорее открыть холодильник и получить желаемую еду. А после Тима благодарит за корм, тыкаясь в ноги своим мягким носом и «воркуя». А это значит, что он благодарен маме за то, что она его кормит.

Тима, как и все кошки, много спит. У него есть любимая поза. Он может растянуться и на паласе, и на кресле, и на диване. На подоконнике Тима любит и поспать, и посмотреть в окно. Очень интересно наблюдать, когда он видит, которые своим чириканьем и неугомонным поведением пробуждают в нём охотничий инстинкт. Тима весь напрягается, вытягивается, подаётся вперёд, а хвост так и ходит из стороны в сторону.

Изучая поведение кошек, я провела несколько экспериментов.

Эксперимент 1. У Тимы такой же острый слух, как об этом пишут в справочной литературе и Интернете?

а) Мы с мамой сидели в комнате, кот находился в другой. Мы с ней разговаривали, и вот я назвала его имя. Тима тут же прибежал.

б) Я на кухне случайно задеваю миску, из которой ест Тима. Он- тут как тут!

Эксперимент 2. Тима так же хорошо видит в темноте, как и все кошки? Выключаем свет. Я ничего не вижу, а он бесшумно ходит по комнате. Мама в тёмном коридоре ставит картонную коробку. Я иду и натыкаюсь, а Тима спокойно её обходит.

Эксперимент 3. Все кошки любят спать. Я посчитала, что однажды Тима за сутки проспал 14 часов!

Заключение.

Ученые считают, что способности кошек остаются одной из наибольших загадок нашего столетия. Эти необычные существа покорили наши сердца, став в большинстве своём хозяевами наших домов.

Исследуя поведение и язык общения кошек в литературе и Интернете, я сравнивала с тем, как ведёт себя мой кот Тима. Теперь, узнав о том, что конкретно означает то или иное движение, действие, поступок кота или произносимые им звуки, я могу рассчитывать на полное взаимопонимание со своим питомцем.

Результаты исследования подтвердили выдвинутую гипотезу о том, что на основе изучения характерных особенностей, языка общения кошек можно научиться понимать их желания и потребности. А одноклассников, которые имеют маленького пушистого друга, я познакомлю с кратким словарём «кошачьих» символов. Надеюсь, что он поможет и им понять своего любимца, узнать о его намерениях и чувствах.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детская энциклопедия "1000 вопросов и ответов" Издательство Астрель Харвест, АСТ, 2005г.

2. Документальный проект Живая Тема. "Кошачья раса. Всё о кошках"

3. Домашние кошки /сост. Ю. И. Филиппов. – М.: Росагропромиздат, 1991

4. Клинка А. Наша кошка сошла с ума: пер с нем М.: АСТ: Астрель, 2005

7. Фильм ВВС "Загадочные кошки" https://my-hit.org/film/13856/

8. Фильм ВВС « Кошки - All about Cats»

9. Хомич Е.О. Что? Зачем? Почему? – Минск: Харвест, 2010

10. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Поведение животных. Авторы З.А. Зорина, И.И. Полетаева; - М.: ООО « Издательство Астрель», 2000

11. Ресурсы Интернета.

Приложение 1

Опрос среди одноклассников и друзей.

1. Какое домашнее животное есть у вас? ________________________

2. Как ты относишься к своему домашнему животному?
а) нравится, оно очень милое
б) жить не могу без него
в) равнодушно

3 . Любишь ли ты проводить время с ним?
а) да

б) нет
4. Сколько времени ты проводишь с ним?
а) около часа
б) всё свободное время
5. Как ты общаешься со своим животным?
а) играю /разговариваю
б) ухаживаю за ним (гуляю, кормлю)

6. Достаточно ли внимания ты уделяешь ему?
а) нет
б) да
в) не знаю.

7. Кто в вашей семье больше всего любит его?
а) мама

б) я

в) папа

г) сестра и т. д.

8. Кого, по твоему мнению, животное любит больше из семьи?
а) меня (опрашиваемого)

б) маму
в) папу
г) никого
9. Когда ты с ним разговариваешь, как ты думаешь, понимает оно тебя?

а) точно понимает
б) иногда понимает, иногда – нет
в) не понимает

10. А ты понимаешь, что хочет «сказать» тебе кошка?

а) понимаю всегда

б) понимаю, но не всегда

в) не понимаю
11. Есть ли у него душа?
а) есть
б) не знаю

12. Что интересного ты наблюдал в поведении своей кошки?

___________________________________________________________________________

Приложение 2

Словарь «Как понять Кошек»

Быстро облизывает нос и губы - в замешательстве (мы почесали бы затылок).

Протягивает лапку к вашему лицу - просит внимания и ласки ("ну ты меня еще хотя бы немножечко любишь?").

Уши поставлены вертикально - любопытство.

Уши плоско в стороны - прячется, заигрывает.

Уши назад, глаза жмурятся - нетерпение, просьба.

Уши наклонены назад, глаза большие - предостережение.

Уши прижаты к голове - подготовка к нападению.

Уши прижаты к голове, хвост делает круги - раздражение.

Бьет хвостом - злится или охотится.

Хвост трубой - приветствие, удовольствие.

Застывший внизу хвост - отвращение, разочарование.

Шевелит кончиком хвоста - интерес.

У поднятого вертикально хвоста расслаблен кончик - радостное возбуждение.

Прищуривает глаза - спокойствие или сонливость.

Жмурится - миролюбие и спокойствие.

Уши назад, глаза жмурятся - нетерпение, просьба. ("ну скорее же, очень хочется").

Уши назад, глаза большие - предостережение ("не потерплю").

Уши плоско в стороны - прячется, заигрывает ("чур, меня не видно").

Широко раскрытые зрачки - страх.

Уставился на вас, а когда обращаете на него внимание, удирает с криком "Муррррр" - вызов на игру в догонялки.

Большие глаза и зрачки - всматривается в темноту, боится, злится или играет.

Появилось третье веко - кошка больна или хочет спать.

Усы опущены вниз - озабоченность, печаль или болезнь.

Прячет голову в какой-нибудь уголок - в игре - "чур, я спрятался".

Сосредоточенно осматривается вокруг и затем тщательно вылизывает свою шерсть - полное или притворное спокойствие.

Быстро облизывает переднюю лапу - волнуется, в нерешительности.

Быстро облизывает нос и губы - в замешательстве.

Поглаживает человека лапкой - тесная привязанность, нежность.

Громко поскребывает когтями - стремление обратить на себя внимание.

Выгибает спину - устрашение противника, очень сильное раздражение и готовность к обороне.

Улепетывает от вас, втянув голову в плечи, на длинных ногах - знает, что нашкодил.

Кот катается по полу - демонстрирует свою привлекательность.

Лежит на спине с задумчивым видом - проветривается, отдыхает.

- наблюдает, расслаблен, ждет.

Пританцовывает, отрывая передние лапы от земли и ставит обратно - приветствие кого-то любимого и долгожданного.

Поворачивается задом к хозяину и поднимает хвост - знак доверия и почтения.

Топчет лапами - очень любит, хочет доставить вам удовольствие.

Потирание головой о человека - любовь, преданность, чистосердечие, жажда ласки. Осмотрелся вокруг и тщательно вылизывается - полное или притворное (во время игры или охоты) спокойствие ("я тут просто умываюсь")

Сидит, поджав лапы, обернувшись хвостом - наблюдает, расслаблен, ждет

Словарь звуков

Мурлыканье - спокойствие.
Недовольное мурлыканье - болезненное ощущение.
Урчание - недовольство.
Мяуканье - приветствие, а иногда и просьба.
Прерывистое мяуканье, похожее на повизгивание - ответ на человеческое обращение.
Завывание - злость.
Непродолжительный крик - испуг.
Приглушенное мурлыканье, завершающееся недовольным урчанием - терпение иссякло.
Шипение - готовность к обороне, предупреждение об этом.
Сдержанное урчание кормящей кошки - предостережение котятам о возможной опасности.
То же самое, завершающееся повышенным тоном - предостережение человеку или иным существам, чтобы не приближались к котятам.

Приложение 3

«Мяулингвал»

Это устройство анализирует и различает мяуканье и урчание 14 пород домашних кошек. Затем этот аппарат преобразовывает кошачьи звуки в одну из 200 имеющихся в базе японских фраз, которые сразу появляются на дисплее. При составлении словаря для этого устройства использовали образцы мяуканья сибирских и американских короткошерстных кошек. «Мяулингвал» может распознавать настроение кошки и такие состояния, как удовольствие, раздражение или безразличие. Кроме всего этого существует "словарь кошачьего языка", включающий в себя порядка 3 000 слов.

Несколько примеров «кошачьих высказываний» и их перевод.

Кошка говорит

Значение

миау

покорми меня

мееу

приласкай меня

мрууу

я люблю тебя

миоо оо оо

я влюблен/а, и у меня должно быть свидание, отпусти меня

мррау

я настроилась немного пошуметь

рроу маууу

пожалуйста, уберите у меня в туалете

миаоу миаоу

поиграйте со мной

миоау миоау

так как никто со мной не играет, пойду привлеку ваше внимание

раоуууууу

займусь личной гигиеной

роуу мауу роуу

я так рада, что вы вернулись домой с кучей интересных пакетов

ммеууу

самое время понежиться, например на твоей подушке

ийеее ийеее

смотри! на потолке муха!

моу

хорошо бы свернуться калачиком

моуууу

зачем вы отобрали у меня коврик. на котором я так уютно устроилась

миаоу! миаоу!

помогите мне!

мррак...

о, маленькая птичка, иди-ка сюда!

сссроуу!

я нашла кого-то очень интересного

мммммм

как приятно понежиться на солнышке


Цель: закрепить представление у детей характерных особеннос­тей кошки.

Ход наблюдения.

Мягонькие лапки,

А в лапках - цап-царапки.

Обратить внимание детей на настороженные уши у кошки - она может улавливать любой шорох. У кошки большие глаза, которые хорошо видят в темноте. Она чувствует - холодная или горячая пища. У кошки мягкие подушечки на лапках. Она может тихо, не слышно подкрадываться. Показать детям, как кошка лазает по забо­ру, дереву выпуская когти.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой.

Берегись мышиный род,

На охоту вышел кот.

Трудовая деятельность :

Цель:

Подвижная игра: «Дед Мороз».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Наблюдение за метелью.

Цель – дать представление о движении снега в ветреную погоду.

Гуляю в поле,

Летаю на воле,

Кручу, бурчу,

Знать никого не хочу.

Вдоль снега пробегаю,

Сугробы наметаю. (Метель.)

Посмотрите внимательно, что происходит со снегом? Снег перемещается с одного места на другое и задерживается там, где есть препятствие, поэтому образуются сугро­бы. Метель это плохо Оголя­ются корни деревьев - могут замерзнуть, сдувается снег сполей и грядок, появляются непроходимые сугробы, нельзя идти гулять.

Кто это, воя, без крыльев летает

И без метелки следы заметает?

Лепит сугробы из снежного теста, -

Передвигая их с места на место. (Метель.)

Подвижная игра: «Веселей детвора».

Декабрь.

Наблюдение за легковым транспортом

Цель: закреплять знания об автомобилях, уметь различать их по назначению.

Мчатся бешено машины -

По шоссе шуршат их шины.

И в несущейся лавине

Слышен шепот - шу-шу-шу.

Это шина шепчет шине:

Я спешу, спешу, спешу".

Назовите автомобили, которые вы видите на проезжей части. Чем полезен транспорт? (Быстро доставят людей в лю­бую часть города.)Чем вреден транспорт? (Сигналят по утру, мешают спать, выделяют выхлопные газы.)

Какие машины больше шумят и больше загрязняют ат­мосферу? (Грузовые.) Каких автомашин больше?

Трудовая деятельность : Сгребание снега для строительства снежного домика для куклы.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Наблюдение за солнцем.

Цель: продолжать знакомство с природными явлениями;дать понятие о признаках зимы.

Ход наблюдения

Декабрь холодный месяц года со снегопадами и сильны­ми морозами. На реках в это время толстый лед. Ветки на деревьях и кустарниках хрупкие. День продолжает убывать. Предложить детям понаблюдать за солнцем. Отметить, какой сегодня день, солнечный или пасмурный? Прячется ли солнце за тучи? Как греет солнце? (Солнце светит, но не греет.)

Трудовая деятельность : Сгребание снега лопатками.

Цель: побуждать оказывать помощь взрослым.

Подвижная игра: «Мыши водят хоровод».

Выносной материал по сезону.

Декабрь.

Следы птиц на снегу.

Цель: закреплять умение распознавать птичьи следы на снегу.

Кто прошелся по дорожке

И оставил здесь свой след?

Это птичка-невеличка,

А зовут ее... (синичка)

Предложить детям рассмотреть следы на снегу возле кормушки. Как вы думаете, чьи это следы животных или птиц? Почему на снегу остаются птичьи следы? (Под лапками, от тяжести тела птицы, ломаются лучики холодных снежинок.) Предложить определить, каким птицам принадлежат следы на снегу. Как вы думаете, что можно узнать о птице по ее следу? (Размер птицы; как она передвигалась, в каком направле­нии; делала ли остановки.)

Трудовая деятельность: Накормить птичек.

Подвижная игра: «Дед мороз».

Выносной материал по сезону.

ЯНВАРЬ

Наблюдение за снежинками.

Цель : Формировать представление о свойствах снега; закреплять знания о сезонном явлении - снегопаде; развить чувство прекрасного.

Беседа

Не вымыт, а блестит,

Не поджарен, а хрустит. (Снег.)

Привлечь внимание детей к падающему снегу: «Посмотрите, дети, как идет снег, как тихо падает он на землю. Куда он еще падает?» Предло­жить протянуть руки, посмотреть, как на них ложится снег. Обратить внимание на красоту снежинок, на то, что они не похожи одна на другую. Предложить найти самую красивую снежинку - большую и малень­кую. Что происходит со снежинкой, когда они попадают на руки?

(данный дневник, изрядно погрызенный, был найден бабушкой Валей под подстилкой, на которой спал домашний кот Васька)

На каникулы нам задали вести дневник наблюдений за живой природой. Сначала я вел наблюдение за кактусом. По-моему, он не совсем живая природа. Потому что я каждый день пересчитывал колючки, и за месяц ни одной не прибавилось.
Тогда я решил поменять объект наблюдения. Целый месяц я буду у бабушки в гостях, чтобы наблюдать за ее котом. Потому что дома ни одной живой природы, кроме кактуса, нет (Родители не считаются).

1 июля.
Объект наблюдения: кот.
Характеристика объекта: серый кот с серыми полосками (полоски немного темнее, чем сам кот). Кличка – Васька. Отзывается на: Ваську, кис-кис, Вась-Вась. Издает звуки: мяу (когда голодный) и мур-мур (когда его гладят). Глаза зеленые. Характер вредный. Когти острые (очень).

2 июля. Исследовал рацион объекта (то, что он ест). Предварительный опрос показал, что рацион объекта состоит из рыбной похлебки и рыбы вареной. Исследования провел во время обеда, то есть, скармливал объекту различные продукты. Выяснил, что объект ест: мясо из супа, колбасу, сырую картошку, свежий огурец (немного). Не ест: творог, хлеб, кашу манную, клубнику. Ест ли котлету, выяснить не удалось, потому что бабушка запретила давать ее объекту, мотивируя запрет тем, что объект «совсем избалуется». Отложил дальнейшие исследования рациона до более подходящего времени.
Вывод: Кошки едят не все, что едят люди. Обратное пока не изучено.

3 июля. Объект поймал живую мышь. Бабушка мышей боится, поэтому восприняла принесение объектом мыши на кровать как личное оскорбление. По просьбе бабушки я отвлек объект, в результате чего мышь убежала под кровать и забилась в щель между стеной и плинтусом. Бабушка сказала, что теперь будет бояться уснуть, потому что мышь обязательно придет к ней ночью. Поэтому под кровать была поставлена мышеловка («и это при живом-то коте»), в которую примерно через полчаса попалась та же самая мышь. Бабушка выпустила ее в сад. Еще через полчаса объект принес на бабушкину кровать все ту же мышь, которая опять сбежала.
Вывод: мыши не входят в рацион объекта.

4 июля. Ночью бабушка почти не спала, ожидая нападения мыши. Объект изучения преспокойно дрых в кресле и не обращал внимания на бабушкино ворчанье, делая вид, что он тут ни при чем.
Вывод: у котов очень крепкие нервы.

5 июля. Тайком от бабушки дал объекту котлету. После чего объект весь день не отходил от меня ни на шаг. Бабушка, не зная истинной причины такого поведения объекта, умилялась и говорила, что дети и животные понимают друг друга с полуслова.
Вывод: котлеты – любимое блюдо объекта.

6 июля. Бабушка заметно ревнует ко мне объект изучения и удивляется, почему он отказывается от обычной рыбной похлебки. Вечером она застукала меня за скармливанием объекту очередной котлеты. Объект был отшлепан, я отруган, котлета отобрана.
Вывод: рацион объекта необходимо согласовывать с бабушкой.

7 июля. Объект вновь отказался от рыбной похлебки, а после обеда стащил со сковородки куриную ногу, сдвинув головой тяжеленную чугунную крышку. Бабушка с криком «помогите, грабят» бросилась за объектом и загнала его в угол, где пыталась отобрать ногу. Объект сердито урчал и ногу не отдавал. В борьбе животного и человека победил человек, и нога была водворена на место. Правда, в конечном итоге победило животное, потому что, после того, как нога была стащена третий раз, бабушка сдалась.
Вывод: у объекта сохранились хищнические инстинкты.

8 июля. Бабушка обнаружила дневник наблюдений и заметила, что у объекта сохранились хищнические инстинкты только в отношении куриной ноги, а в отношении мыши, которая вот уже третью ночь не дает бабушке нормально выспаться, они почему-то исчезли. После того, как мышь была обнаружена бабушкой сидящей на кухонном столе, объекту был сделан выговор, а бабушкой выпито три стакана валерьянки. Объект, не обратив на мышь должного внимания, обратил его на валерьянку.
Вывод: продолжить изучение странной тяги объекта к валерьянке.

9 июля. Объекту предъявлен пузырек с валерьянкой. Пузырек обнюхан, облизан и погрызен объектом, после чего объект стал кричать низким утробным голосом и метить шторы и ножки стола. Бабушка сказала, что я своими исследованиями сведу кота с ума, а ее – в могилу.
Вывод: тягу объекта к валерьянке и его странное поведение объяснить не могу, но исследования в этом направлении по настоянию бабушки придется свернуть.

10 июля. Объект ушел из дома утром и весь день не появлялся. Вечером бабушка сказала, что готова скормить объекту все котлеты, лишь бы он вернулся. Потом мы пошли искать объект и пугали прохожих криками «кис-кис» и «Васька, куда ты пропал, зараза этакая». Из одной калитки выглянул небритый дяденька и ответил: «Я здесь». Больше ни один Васька не отозвался.
Вывод: объект очень дорог бабушке.

11 июля. Объект не вернулся. Утром я написал кучу объявлений о том, что нашедшему серого кота Ваську гарантируется вознаграждение, и развесил их на ближайших фонарных столбах. К вечеру в дом стали приходить разные люди с разными же котами. Ни один из них не оказался Васькой (я про котов, потому что у людей имен не спрашивал). Сначала бабушка умилялась, как много у нас хороших отзывчивых людей, но выяснилось, что хорошие люди отозвались на фразу о вознаграждении. Но бабушка не собиралась вознаграждать за чужих котов, поэтому мне пришлось снимать все объявления. Когда я вернулся, бабушка отбивалась от последнего посетителя и принесенного им нахального рыжего кота, норовившего прошмыгнуть в дом. Вечером я слышал, как бабушка тихонько всхлипывала и укоряла мышь в том, как несправедлива жизнь – мышь жива и здоровехонька, хотя ее мог бы съесть кот, а кота до сих пор нет, а вдруг его кто-то съел. Мышь отвечала сочувственным попискиванием.
Вывод: в конце концов, чтобы бабушка не очень тосковала, можно приручить мышь.

12 июля. Бабушка смирилась с присутствием мыши, которая ест Васькину рыбную похлебку, почти не скрываясь, и только причитала: вот, мол, до чего дело дошло, один кошачий обед ест другой кошачий обед.
Васька появился вечером, грязный и худой. Бабушка схватила его в охапку, заплакала от радости и все норовила поцеловать. Кот вырвался из ее объятий и бросился к миске, как бы говоря: сначала бы накормила добра молодца, потом в бане искупала, а потом все остальное. Он отогнал мышь от миски, доел то, что в ней осталось, потом - тройную добавку плюс две котлеты. Поскольку Васька был очень грязный, мы с бабушкой решили его вымыть. Купание продлилось довольно долго. Истошные Васькины вопли заглушались бабушкиными криками «держи крепче, а то вырвется». После купания кот стал немного чище, а мы с бабушкой были с ног до головы мокрые. Остаток вечера мы мазали йодом царапины, а кот сох, завернувшись в любимый бабушкин плед, и даже не обращал внимания на шуршание мыши под кроватью.
Вывод: объект не любит мыться. Когти у объекта после трехдневного отсутствия стали намного острее.

13 июля. Объект кругами ходит вокруг моего дневника. Похоже, что я пролил на дневник немного валерьянки. Меня не оставляют нехорошие предчувствия. Да и число сегодня какое-то несчастливое.

(Приписка рукой бабушки Вали)
Васька избаловался совершенно, ест только котлеты и позволяет мышатам играть с его хвостом. Да ладно, пусть его, лишь бы не пропадал!

Ефремова Диана

Мои наблюдения за моими домашними кошками показали, что они являются полнопраными членами семьи. Радуются, скучают, охраняют, заботятся точно так же как люди. Кошки очень удивительные создания, сколько бы я с ними не общалась, мне хочется все больше узнать о них.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Мои наблюдения о домашних кошках Выполнила: Ефремова Диана ученицы 4 «б» класса МОБУ СОШ №17 Руководитель: Степанова Клара Ивановна учитель начальных классов

Цель работы: Узнать больше о домашних кошках, которые живут в каждом доме Задача работы: Наблюдение за кошками, которые живут у нас Новизна работы: Осмысление значения, что мы в ответе за тех, кого приручаем

В нашей семье все очень любят кошек. Когда я летом на каникулы поехала в деревню к дедушке, у них были две кошки. Один большой полосатый кот по имени Кокнар и рыжая пушистая кошка Муся. Я наблюдала за этими кошками и пришла к выводу, что у каждой кошки свой характер как и у людей. Кот Кокнар любимец дедушки и хозяином признает только его. Когда дедушка сидит на кресле или диване, он прыгает ему на колени и спит. А к другим членам семьи никогда не просится на руки. А кошка Муся по возрасту старше меня. Ей десять лет. Для кошек это почтенный возраст. Тем не менее она этим летом родила троих котят, но выжил только один котенок.

Наши кошки часто приносили мертвых птиц и мышей. За это не стоит их ругать, так как привычка охотиться заложена в них самой природой. В такие моменты стоит вспомнить, что даже самый избалованный кот в душе чувствует себя добытчиком и хищником. Известно, что все кошки, особенно в раннем возрасте, очень любят играть и не упускают ни одной возможности чем-то себя увлечь. И это тоже инстинкт. Страсть к игре проявляется у них даже в самых, на взгляд человека, неуместных обстоятельствах. Это единственное животное, которое прежде чем убить жертву, сначала с ней играет. Кошки любят гулять на улице. На природе эти существа обнаруживают для себя новые возможности. Они одинаково увлекутся насекомыми, веточкой, травинкой или цветком. Часто кошки играют с вымышленным противником или, наоборот союзником: осторожно крадутся, подпрыгивают, нападают, преследуют кого-то, бьют лапами и т.д.

Кошки являются очень любознательными животными. Их привлекает все новое, и везде они находят себе занятие. У этих существ любопытство часто берет верх над чувством страха и инстинктом самосохранения. Они любят посещать чужие дома, квартиры, осваивать незнакомые территории, ходить по крыше домов и наблюдать за неизвестным им «зверем» - пылесосом.

Кошки очень эмоциональные существа. Они способны проявлять ласку заботу не только своему потомству, но и к другим животным и детям. Например, когда мой братик Вова начинал плакать, тут же прибегала кошка по кличке Муся, ложилась рядом с ним и начинала мурлыкать. С укором смотрела на маму, мол не умеете ухаживать за своими детьми. К тому времени у нее уже был свой котенок и она прибегала, бросив его одного. Но он совсем не плакал, когда мама его оставляла, потому что он был сытый и ни в чем не нуждался

Кошки очень бурно проявляют благодарность и привязанность к своему хозяину. Они любят ласку и поглаживания, заботу и нежные слова. Если по какой-либо причине кошка в течение длительного времени лишена общения с хозяином, она может заболеть от недостатка положительных эмоций. Когда дедушка поступил в больницу, кот Кокнар очень тосковал по нему и каким то образом сам узнал, где хозяин находится и целыми днями сидел у двери больницы пока дедушка не выходил. А когда выходил, то как бы звал его с собой и шел в сторону дома. Когда этот удивительный кот гуляет на улице, то отзываясь только на зов дедушки –грациозной походкой тигра, с приветственным мяуканьем идет к нему. А к нам, сколько бы мы ни звали, чем только не заманивали, совсем не идет. А вот кошка Муся совсем не такая. Она ходит за всеми домашними по пятам, как бы охраняя. И над этой ее чертой часто подшучивали мои двоюродные сестры: заигрывали с собакой и кричали, тут же прибегала на защиту Муся вся взъерошенная с яростным шипением. А собака своя, она приучена не трогать кошек

Зрение у кошек очень острое. Глаз устроен таким образом, чтобы лучше различать движущиеся предметы. Именно поэтому кошка замирает, увидев противника или потенциальную жертву. Распространено мнение, что кошки отлично видят в темноте. Однако это не так: они лучше человека ориентируются в сумерках, а ночью, при отсутствии освещения, передвигаются с некоторыми затруднениями, руководствуясь другими органами чувств. Я наблюдала, что при дневном или ярком искусственном свете зрачки кошек становятся узкими, похожими на полоски. Расширяются зрачки в темноте, а также в тех случаях, когда кошка защищается от врага. Во время нападения зрачки снова суживаются.

В первые дни обоняние является единственным связующим звеном с окружающим миром. Например, когда мы переносили котенка на другое место, то он начинал кричать и громко мяукать, - он напуган отсутствием матери, которую узнает только по запаху. Когда у котят открываются глаза, они меньше беспокоятся в таких ситуациях. Взрослые кошки также руководствуются обонянием. В доме хозяев, где их окружают предметы, обладающие знакомыми и привычными запахами, они чувствуют себя в безопасности. Когда кошка оказывается в незнакомой обстановке или на транспорте, она начинает паниковать и пугаться. Любой предмет, впервые появившийся в поле зрения кошки, она сначала обнюхивает, а после этого потрется об него головой, чтобы оставить на нем свой привычный запах.

Осязание формируется благодаря первым контактам с матерью. Например, кошка Муся трогала своего котенка лапой, придвигая его к соскам, и вылизывала. Когда котенок подрос, он выли- зывал себя самостоятельно, ведь кошки – очень чистоплотные животные. Посредством вылизывания они не только ухаживают за своей шерсткой, но и снимают таким образом напряжение – это действие помогает замедлить частоту сердцебиений. Если понаблюдать за кошкой, то можно заметить, что в критических ситуациях – после испуга или неожиданности – она начинает чистить шерстку.

Кошки, как и большинство животных, предками которых были хищники, обладают очень острым слухом. С его помощью они улавливают тихие звуки и слабые вибрации, которые не способно различить человеческое ухо. Громкие и слишком высокие звуки не нравятся кошкам. Нелюбовь кошек к громким звукам можно использовать в воспитании. Например, когда маме не нравится то чем занимается наш кот Тигра то она громко окликает его по имени и он тут же переключается на другое.

В кошках, которые любят лазить по деревьям, ходить по крышам и прыгать с предмета на предмет, природой заложено очень хорошее чувство равновесия. С его помощью они избегают многих опасностей. Часто сама наблюдала как кошка убегает от преследования: буквально за считанные секунды она взбирается на дерево и спокойно пережидает опасность. Также данное чувство помогает кошке мягко приземляться на четыре лапы, что спасает от повреждений при падении

Вывод: Кошки очень любознательные, эмоциональные и свободолюбивые животные. Им не нравятся когда их принуждают к чему либо, острые и резкие запахи, громкий звук-это можно использовать при воспитании своего питомца. Я узнала, что кошки живущие рядом с нами имеют ряд сильных сторон которые выделяют их от других домашних животных. У них острое зрение, чуткий слух и прекрасное чувство равновесия. Чтобы лучше понимать своих питомцев и обеспечить всем необходимым, нужно располагать знаниями об их инстинктах и повадках, а самое главное искренне любить их. Кошки очень удивительные создания, сколько бы я с ними не общалась, мне хочется все больше узнать о них.

Спасибо за внимание