Конспект занятия "Перелётные птицы" в младшей группе. Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром «Перелетные птицы

Задачи:

Закрепить знания детей о перелетных птицах (ласточка, грач, скворец, кукушка, журавль, аист, соловей).
Расширять и активизировать словарь по теме (перья, крылья, клюв, птенцы, гнездо).
Закреплять грамматические категории:

Родительный падеж множественного числа существительных (ласточек, грачей…).
Практическое употребление простых предлогов (в, из, на, перед, за, около).
Правильно употребление окончаний существительных в косвенном падеже при построении предложений.

Упражнять в словообразовании с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Развивать связную речь (отвечать на вопросы простыми предложениями из трех - четырех слов).
Развивать внимание, память, логическое мышление.
Формировать умение, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать простейшие выводы.
Закреплять графические навыки (рисование по точкам).
Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам.

Материал:

Картинки с изображением перелетных птиц.
Модель понятия «птица».
Мешочек, перышко.
Гнездо, птичка.
Мячик.
Карандаш, картинка.

Организация детей:

Часть I. Дети стоят вокруг стола.

Часть II. Дети сидят полукругом перед фланелеграфом.

Часть III. Дети стоят вокруг стола.

Часть IV. Дети стоят перед фланелеграфом.

Часть V. Дети сидят на полу.

Часть VI. Физкультминутка «Птичка».

Часть VII. Дети стоят перед воспитателем.

Часть VIII. Дети сидят за столом.

Ход занятия.

I. - Дети, посмотрите, что я вам принесла (Достать из мешочка перо).

Что это? (Перо).

Кто его потерял? (Птица).

Правильно. Сегодня мы поговорим о птицах.

II. - Давайте назовем птиц. Кого узнал Эдик? (Дети отвечают по очереди).

Вот сидят все птицы в ряд,

На ребят они глядят,

С ними поиграть хотят.

Сейчас поиграем в игру «Один и много». Послушайте, как будем играть. Например, я говорю: «Одна птица», а вы: «Много птиц».

(Одна ласточка, один грач, один скворец, один соловей, один журавль, один аист, одна кукушка, одна стая, одно крыло, одно гнездо).

Молодцы. А сейчас покормим птичек.

Пальчиковая гимнастика

«Птичка»

Птичка перышки помыла,

Птичка крылышки сложила,

Птичка клювом поводила,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела,

Птичка крылышки раскрыла

И тихонько полетела.

Как называются эти птицы? (Перелетные птицы).

Почему этих птиц так называют? (Птицы улетают осенью, когда наступает холод, в теплые края. А весной возвращаются обратно).

Почему эти птицы улетают осенью? Что служит им кормом? (Эти птицы питаются насекомыми: грач добывает червяков из свежевскопанной земли; ласточка хватает мошек и других насекомых налету; кукушка охотится за гусеницами. Осенью насекомые исчезают, поэтому птицы улетают в теплые края).

III. - У меня есть что-то интересное. Подойдите сюда (к столу).

Что это? (Гнездо).

А это? (Птица).

Где сидит птица? (Птица сидит в гнезде).

Откуда вылетела птица? (Птица вылетела из гнезда).

Куда села птица? (Птица села на гнездо/за гнездом/перед гнездом/около гнезда).

IV. - Подойдем к фланелеграфу. Давайте вспомним, кто такие птицы. Что означают эти картинки? (Дети отвечают по очереди: «Тело птиц покрыто перьями», «У птиц два крыла и две ноги», «У птиц есть клюв», «Птенцы вылупляются из яиц»).

V. - Садитесь на пол и поиграем в игру «Назови ласково». Я буду каждому бросать мячик и называть слово, а вы будете говорить, как оно звучит ласково.

У птиц есть крылья. А как про крылья скажем ласково? (Крылышки).

(Ноги - ножки, клюв - клювик, глаз - глазик, голова - головка, птенец - птенчик, хвост - хвостик, гнездо - гнездышко, перо - перышко, кукушка - кукушечка, журавль - журавлик).

VI. - А сейчас мы превратимся в птиц и полетаем. Встаньте в круг.

Физкультминутка

«Птичка»

Птичка летает,

Птичка порхает.

Плавно кружится,

На ветку садится.

Ветку нагнули,

Птичку спугнули.

Быстро взлетает

И улетает.

VII. - А теперь поиграем в игру «Добавь слово».

У человека квартира, а у птицы гнездо.

У зверей шерсть, а у птицы перья.

У человека нос, а у птицы клюв.

У человека руки, а у птицы крылья.

У человека ребенок, а у птицы птенец.

VIII. - Правильно! Птенчики появляются на свет маленькими, слабенькими, не умеют ни летать, ни прыгать. У меня есть птенчик (Показать картинку). Он хочет научиться прыгать по точкам. Вы сейчас сядете за стол и нарисуете линии.

Молодцы! Вы помогли птенчику, теперь он не пропадет.

О чем мы сегодня говорили? (О перелетных птицах). Наше занятие закончено.

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №20»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ

Тема: «Перелетные птицы»

Оренбург 2016

Цель : уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи :

1. закрепление знания признаков весны; закрепление знаний о жизни перелетных птиц; формирование экологического представления детей об окружающем мире; совершенствование грамматического строя речи.

2. воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; воспитывать бережное отношение, любовь ко всему живому.

3. развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Демонстрационный материал:

Чудо-дерево, изображения птиц; аудиозапись «Голоса птиц»; скворечник; картинки с гнездами ласточки, грача, кукушки, соловья на фланелеграфе; конверты с заданиями; макет фотоаппарата; раскраски «Гнезда и скворечники».

Ход занятия:

(Дети входят в группу и становятся вокруг воспитателя).

В: Светает рано по утрам.

Проталины и тут и там,

Ручей шумит, как водопад,

Скворцы к скворечникам летят.

Звенят под крышами капели.

Медведь с еловой встал постели.

Всех солнышко теплом ласкает,

Кто это время года знает?…. (весна)

В.: Да, ребята, к нам пришла весна. А какая она?

Д.: Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая.

В.: Молодцы! А какие чудеса происходят весной?

Д.: Тает снег, появляются проталины, набухают почки, пробивается травка, появляются первые цветы.

В.: Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят её на своих крыльях. А вы знаете названия птиц? А вот сейчас я и проверю, какие вы внимательные. Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь,- хлопайте в ладоши и топайте ногами.

«Прилетели птицы - голуби, синицы, мухи и стрижи.

Прилетели птицы - голуби, вороны, галки, макароны!

Прилетели птицы - голуби, куницы, вороны и страницы.

Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

Все вы просто молодцы!»

(Дети садятся на стульчики).

(Обращаю внимание на предмет, накрытый покрывалом).

В.: Ребята, а что это такое? Да это же чудо – дерево! Посмотрите, какие на нем птицы! Вы узнали их?

Д.: Грач, соловей, кукушка, ласточка, скворец.

В.:А как можно назвать этих птиц одним словом?

Д.: Перелетные.

В.: А почему их называют перелетными?

Д.: Потому что они улетают на зиму в теплые страны.

В.: Да, так. А почему птицы улетают в теплые края?

Д.: Потому что им страшен голод.

В.: Правильно. А с наступлением весны птицы возвращаются и радуют нас своим пением. Для птиц весенние песни – это очень серьезное и важное дело. (Прослушивание аудиозаписи «Пение птиц»).

В.: Какое настроение вызвало у вас пение птиц?

Д.: Радостное, веселое, доброе, нежное.

В.:А теперь давайте пофантазируем. Если бы птицы умели петь как люди, словами, о чем бы рассказали они нам в своих весенних песнях?

Д.: О том, как они любят свою Родину, как прекрасна и неповторима наша земля, как долог и труден был их путь домой, как они спешили и радовались встрече с нами, как соскучились.

В.: Правильно! Послушайте стихотворение:

Мы слышали, как в вышине

Поют свои нам песни птицы.

Поют о солнце и весне,

И о родимой стороне,

И нет их песенок чудесней!

В.: Ребята, а кто знает, какая первая забота у птиц весной?

Д.: Построить гнезда.

В.: А из чего птицы строят гнезда?

Д.: Из веточек, соломы, мха, коры, земли.

В.: Молодцы! А где птицы устраивают гнезда?

Д.: На деревьях, на столбах (аист).

В.: А теперь давайте посмотрим на картинки.

(Дети подходят к фланелеграфу и рассматривают изображения с гнездами кукушки, соловья, грача, ласточки).

В.: Ребята, а чем люди могут помочь птицам?

Д.: Можно сделать и развесить скворечники.

В.: Давайте рассмотрим скворечник.

(Рассматривание скворечника, после чего дети присаживаются на места).

В.: Но мы можем помочь не только скворцам, но и другим птицам. Можно развесить по кустам вату, лоскутки, а птицы обязательно используют их для строительства своих гнезд.

В.: Ну вот, гнезда готовы, и какая же следующая забота у птиц?

Д.: Вывести птенцов.

В.: А кто заботится, высиживает, согревает, бережет яйца?

Д.: Мама птичка, самка.

В.: А кто кормит маму, пока она высиживает яйца?

Д.: Папа, самец.

В.: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах? Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. Поэтому, в лесу нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще, заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица, почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут. Вы запомнили? Молодцы!

Я, ребята, птиц люблю.

Никогда их не ловлю –

Ни ловушками, ни в сетки,

Не держу их дома в клетке.

Никогда гнезда не трону

Ни сороки, ни вороны,

Ни скворца, ни воробья

Не обижу в жизни я!

Вы со мной согласны?

(Ответы детей).

В.: А теперь я вам предлагаю немного отдохнуть.

(Физкультминутка)

Стая птиц летит на юг,

Небо синее вокруг.

(Дети машут руками, словно крыльями.)

Чтоб скорее прилетать,

Надо крыльями махать.

(Дети машут руками интенсивнее.)

В небе ясном солнце светит,

Космонавт летит в ракете.

(Потягивания - руки вверх.)

А внизу леса, поля -

Расстилается земля.

(Низкий наклон вперёд, руки

разводятся в стороны.)

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть.

(Дети садятся в глубокий присед

и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Пролететь нам надо много.

(Дети встают и машут «крыльями».)

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

(Дети садятся)

В.: Ребята, смотрите, на чудо - дереве появились конвертики. Интересно, что же там может быть? Давайте проверим. (Первый конверт снимаю сама, а остальные – дети).

В.: Оказывается, птицы предлагают нам интересные задания. Выполним их?

(Ответы детей).

В.: (читаю). Один наш знакомый фотографировал в лесу наших друзей-птиц. Но вот беда, пленка застряла в фотоаппарате и фотографию можно достать только тогда, когда назовешь правильно птицу. Поможем птичкам? Тогда слушайте загадки.

(Дети отгадывают загадку, изображение птицы появляется из фотоаппарата и «улетает» на чудо – дерево).

Спинкою зеленовата,

Животиком желтовата,

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (Синица)

Всё время стучит,

Деревья долбит.

Но их не калечит,

А только лечит. (Дятел)

Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает...(Сова)

В.: Ну, вот, теперь нашим птицам будет нескучно в лесу! Давайте откроем следующий конверт.

В.: Игра «У кого кто?»

(Проводится игра).

В.: Молодцы! Справились и с этим заданием! Давайте снимем следующий конверт.

Викторина по сказкам.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).

Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).

Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).

Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).

Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

В.: Теперь птицы уверены, что вы о них много знаете!

Ну вот, ребята, птиц на дереве теперь много, а жить им пока негде. Давайте поможем им. У меня есть гнезда и скворечники, но, боюсь, птицы их не заметят.. Я предлагаю вам раскрасить домики и подарить их птицам.

(Дети раскрашивают гнезда, скворечники и «дарят» их птицам).

В.: - Ребята, мне понравилось, как вы работали: внимательно слушали, думали, отвечали на мои вопросы. Молодцы!

В.:А теперь пусть птицы выбирают себе гнезда, а мы с вами не будем им мешать.


Конспект непосредственной образовательной деятельности детей во второй младшей группе на тему «Перелетные птицы: грач и скворец». Познание.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Познание
- Закрепить представления детей о ранней весне, ее признаках.
- Расширение знаний о перелетных птицах, их повадках, образе жизни, а именно о граче и скворце.
Социализация
- Воспитывать чувства доброты и любви к птицам, уважительное и бережное отношение к природе, окружающему нас миру.
Коммуникация
- Расширять и активизировать словарь по теме.
- Развивать диалогическую речь.
Физическое развитие
- Развивать мелкую моторику рук путём различных движений и упражнений.
Музыка
- Развивать интерес к музыке, желание слушать звуки природы и птиц по тематике

1 СЛАЙД (Заходим в группу. Здороваемся. Подходим к кормушке. Достаю конверт с письмом.)Воспитатель. Ребята, сегодня, по дороге в детский сад я заметила на нашей кормушке сороку. Я хотела сфотографировать ее, чтобы потом показать вам, но, к сожалению, не успела, сорока улетела. Наверное, она испугалась моего фотоаппарата. Я даже немного расстроилась, но вдруг увидела, что в кормушке лежит что-то блестящее. Я подошла поближе и увидела красивый конверт. Наверное, сорока его не просто так на нашу кормушку принесла. Я взяла конверт и принесла в детский сад, чтобы показать вам. Давайте вместе посмотрим, что в этом конверте.
Дети. Давайте. (Воспитатель открывает конверт и вынимает из него письмо).
Воспитатель. Ребята посмотрите здесь какое-то письмо и фотография. Интересно кто это. Давайте прочтем письмо и все узнаем. (Воспитатель читает письмо).

Воспитатель.
- Ребята поможем старой вороне ответить на ее вопросы?
Дети.
- Да.
Воспитатель.
- Тогда давайте по порядку разбираться. Итак, что сначала услышала ворона на улице?
Дети.
- Звуки.
Воспитатель.
- Какие звуки, кто запомнил?
Дети.
- Странные звуки.
Воспитатель
-Кто прилетел к Вороне?
Дети
-Птицы
Воспитатель
-Сколько птиц прилетели к Вороне?
Дети
-Две
Воспитатель. Чтобы помочь Вороне, нам нужно с вами отправиться в сказочный лес. Давайте с Вами закроем глазки, чтобы оказаться в сказочном лесу.
2 СЛАЙД
Давайте сядем на стульчики.
-Посмотрите ребята, где мы с вами оказались? (в лесу)
Послушаем с вами, что же за звуки услышала Ворона-Вороновна. (Звучит фонограмма звуков ранней весны: капель, журчание ручейка, пение птиц.)
3 СЛАЙД
-Что это за звук? (капели)
- Что такое ребята капель? (падение с крыш и деревьев оттаявшего снега).
4 СЛАЙД
-Это что за звук?(журчание ручейка) Что было с ручейком зимой?(он замерз и превратился в лед), Почему сейчас ручеек журчит?(Потому что пригрело солнышко и он растаял)
5 СЛАЙД
-А это что за звук? (пение птиц)
Воспитатель. А сейчас послушайте загадку:
Если снег повсюду тает
День становится длинней,
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла…
Дети. Весна.
Какой у нас с вами лес? (Весенний)
Воспитатель.
- Весна к нам приходит после какого времени года?
Дети.
- После зимы.
Воспитатель.
-Что происходит весной? (Тает снег, бегут ручьи, появляется капель, появляются первые цветы подснежники)
Воспитатель. Верно. Значит, ворона услышала звуки весны. Итак, мы с вами нашли ответ на первый вопрос.
Посмотрите, а вот к нам в гости и прилетела Ворона-Вороновна.
Давайте, мы ее встретим и поздороваемся с ней, встанем полукругом.
-Здравствуй, Ворона-Вороновна.
-Здравствуйте ребята. Услышала я вас в лесу и сразу прилетела. Я вам писала письмо, вы нашли ответы на мои вопросы?
-Да, Ворона-Вороновна, мы нашли ответ на первый вопрос
-Что же это были за звуки ребята?
-(Дети) Звуки весны.
- Какие еще такие звуки весны?
- (дети) капель, журчание ручейка, пение птиц
-Ой, спасибо, помогли старой Вороне-Вороновне, а кто же прилетал ко мне в гости и что-то рассказывал мне разными голосами?
-А ответ на этот вопрос, мы сейчас попробуем вместе узнать. Итак, узнаем, кто прилетал к вороне первый? Ворона-Вороновна ты поможешь ребятам?
-Конечно,дети6 СЛАЙД
Чтобы это узнать, нам с Вами нужно будет сложить картинку из 3 частей. У вас на столе лежит разрезанная картинка. За стол ребята сядем по двое. (5 столов) Когда вы соберете картинку,поднимите руку. (на столах лежат разрезанные картинки грача и скворца) Посмотрите на проектор, вот такие картинки вы должны будете получить.(Дети садятся за столы)
Все справились с заданием? Сядем на стульчики перед проектором.
Поднимите руки те, у кого, получилась вот такая картинка?

Эту птицу ребята зовут Грач.
Кто мне расскажет про грача стихотворение?
Дети встают около проектора и лицом к детям и зрителям рассказывают стихотворения
-Каким цветом Грач?(черный)
-Что ловил он клювом? (червяков)

-Зачем следит врач? (за полями, не завелась в земле ли тля, не болеют ли поля)
Молодцы. Дети, Грач крупная птица. Он черный, у него длинный белый клюв. А питается грач Червяками, жучками, гусеницами, мухами. Он кричит кра-кра. Послушайте как он кричит. (звук крика рача)
У кого получилась вот такая картинка? Поднимите руки.

Это дети скворец.
Кто расскажет мне про скворца стихотворение?

-Меньше какой птички скворец? (вороны)
-Больше какой птички скворец? (больше воробья)
-Что делает скворец? (поет)
Послушайте как поет скворец. (звук пения скворца).
Ребята, скворец и грач-перелетные птицы. А почему их называют «перелетными»? (потому что на зиму они улетают туда, где тепло)
-Ну что, Ворона-Вороновна, теперь ты поняла, кто прилетал к тебе в гости?
-Да, спасибо вам большое. Это же был скворец и грач. Они прилетели с жарких стран в лес со мной поздороваться. А теперь я предлагаю Вам сомной поиграть. Поиграете со мной?
-Да.
Физ.минутка (2раза)
Птицы высоко летали (дети бегают),
Птицы крыльями махали(дети машут руками),
А теперь они спустились(приседают),
У них крылышки сложились(прячут руки за спину).
Дети садятся на стулья
-Ой ребята, что то совсем мне жарко стало(Ворона)
-Ворона-Вороновна, посмотри как ты одета, на тебе шапка зимняя, шарф и шубка сверху, еще и валенки. Разве так ходят весной?
-А как ходят весной?(Ворона)
-Дети как одеваются весной? Шубу на что меняют? (на куртку), Зимнюю шапку на что меняют? (на весеннюю, более легкую), Валенки на что меняют? (На сапоги)
Ой, спасибо ребята, вы сегодня мне очень помогли, я с вами многое узнала. Без вас бы я никак не узнала что же за звуки я слышала и кто ко мне прилетал. А еще Я обязательно как прилечу к себе домой, переоденусь.
-Понравилось вам путешествовать по сказочному лесу?
-Посмотрите что у меня в руках? Ворона. Это какая ворона? (веселая, смешная), а эта? (грустная, печальная). Какая нам больше ворона нравится грустная или веселая? (Веселая). Кому понравилось путешествие тот возьмет картинку с веселой вороной, а кому не понравилось с грустной. Ребята Ворона-Вороновна вас благодарит и дарит нам конфетки, которые мы с Вами съедим после обеда.
Давайте попрощаемся с нашей Вороной-Вороновной и нашими гостями. Что надо сказать? (до свидания)
А теперь закроем глазки и снова окажемся с вами в детском саду.
На этом наше путешествие закончилось пойдемте в группу.

Здравствуйте дорогие ребята! Пишет вам Ворона-Вороновна. (воспитатель показывает изображение вороны) Я живу далеко в лесу, на старом дереве, в большом вороньем гнезде. Я уже очень старая, плохо слышу и совсем ни куда не вылетаю из своего гнезда, потому что, мне тяжело поднимать свои крылья. Совсем недавно я услышала на улице странные звуки. Я долго и внимательно прислушивалась, но так и не смогла разобраться, что это были за звуки. А еще ко мне прилетали две птицы и что-то рассказывали разными голосами, но я не смогла их различить, потому что и видеть - то стала плохо. Дорогие мои ребята, я вас хотела бы попросить узнать, что за странные звуки я услышала, и какие птицы прилетали ко мне в гости и о чем они хотели мне рассказать. Я очень жду Вас к себе в гости в Сказочный лес

Черный грач – чернее ночи,Утомился, как рабочий:Он за плугом днем ходил,Клювом червяков ловил. (Ваня)
Лишь весна и чёрный грачПроверяет, словно врач,Не болеют ли поля?Завелась в земле ли тля?С червячками в бороздеОн найдёт её везде. (Амина)
Скворец поменьше, чем ворона,Зато побольше воробья -Он из скворечни как с балкона,Поёт не хуже соловья! (Даша)



Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Конспект НОД детей во второй младшей группе на тему «Перелетные птицы: грачи и скворцы». ПознаниеИнтеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие». Звуки леса Пение птиц Релакс Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.



Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Предварительный просмотр файла не поддерживается.


Приложенные файлы


  • Размер файла: 349 kB Загрузок: 19

  • Размер файла: 3 MB Загрузок: 13

  • Размер файла: 132 kB Загрузок: 13

  • Размер файла: 134 kB Загрузок: 8

  • Размер файла: 3 MB Загрузок: 17

  • Размер файла: 5 MB Загрузок: 14

  • Размер файла: 1 MB Загрузок: 14

  • Размер файла: 378 kB Загрузок: 7

  • Размер файла: 3 MB Загрузок: 18

  • Размер файла: 3 MB Загрузок: 14

  • Размер файла: 469 kB Загрузок: 10

  • Размер файла: 40 kB Загрузок: 6

Тема

Задачи

Перспективный план

Перелетные птицы

1.Расширять представления детей о перелетных птицах, их образе жизни и внешнем виде.

2.Формировать представления о количественных отношениях между предметами (один – мало - много).

3. Развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

4. Развитие художественно- творческих способностей.

5.Учить подлезать под предметы, бегать в колонне по одному, упражнять в координации своих движений в прыжке.

Беседы: «Почему птицы улетают в теплые края», «Птицы наши друзья», «Вот какие птички, птички-невелички», «Покормим птиц зимой», «Где живёт воробей?».

Наблюдения : за сезонными изменениями в природе, за птицами, прилетающими к кормушке, за снежными тучами, за долготой дня, сравнение березы и ели осенью.

Экскурсии: по территории детского сада с целью выявления признаков поздней осени.

Труд: полив комнатных растений, повесить кормушки на участке, подкормка птиц, очистка дорожек от снега, помощь воспитателю в подготовке пособий к занятию.

Чтение: потешки и загадки о птицах, И. Токмакова «Голуби», русские народные сказки «Лиса и петух», «Лиса и журавль», А. Майков «Ласточка», М. Горький «Воробьишко», Е. Чарушин «Почему Тюпа не любит птиц», Л. Толстой «У Вари был чиж», «Птица свила гнездо», Н. Романова «Умная ворона», В. Даль «Ворона», М. Зощенко «Умная птичка», С. Маршак «Где обедал воробей?».

Разучивание: А. Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица».

Аппликация : «Птицы на ветке».

Рисование : «Приглашаем снегирей съесть рябину поскорей».

Лепка: из природного материала «Птички-невелички»

Дыхательная гимнастика: «Птички», «Птички полетели», «Чья птичка дальше улетит».

Артикуляционная гимнастика: комплекс упражнений «Перелетные птицы».

Дидактические игры: «Кормушка»,«Кто как поет?», «Парные картинки-Найди такую же птичку», «Кто что ест?», «Кто к нам прилетел?», «Сложи картинку», «Чья тень», «Какой птицы не стало?».

Пальчиковые игры : «Перелетные птицы».

Хороводные игры : «Мы теперь пойдем…», «Кукушка».

Подвижные игры: «Птицы в клетке», «Воробушки и автомобиль», «Совушка», «Собачка и воробьи», «Воробушки и кот», «Птицы в гнёздышках», «Птички, раз! Птички, два!», «Где спрятался воробей»,

Речевые игры : «Назови ласково», «Один – много», «Скажи наоборот».

С. Р. игры : «Семья», «Магазин игрушек», «Детский сад».

Исследоват. деятельность : «Волшебное перышко».

Развлечение: «Птицы перелетные в дорогу собираются».

Соц. партнерство: экскурсия в «Дом природы».

Приложение

Хороводная игра «Мы теперь пойдем...»

Встаем в круг, держась за руки. Ведущий предлагает повторить за ним движения:

Мы сперва пойдем направо,
А затем пойдем налево,
А потом в кружок сойдемся,
И присядем на немножко.
А теперь назад вернемся,

И на месте покружимся,
И похлопаем в ладоши.
А теперь в кружок все вместе....

(Повтор игры несколько раз, но в ускоряющемся темпе)

Хороводная игра «Кукушка»

Дети становятся в круг. В центре круга ведущий, у него завязаны глаза. Дети водят хоровод и поют:


«К нам кукушка в огород прилетела и поёт.
Ты кукушка не зевай, кто кукует отвечай!»


После чего воспитательница показывает на какого-нибудь ребёнка в кругу, он должен сказать: «ку-ку». Водящий должен угадать, кто это.

Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Птицы перелетные

В стаи собираются,

В края теплые летят,

До весны прощаются.

Стаи журавлиные,

Стаи лебединые,

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

Дети двигают кистями перекрещенных рук вверх-вниз.

Сжимают пальцы рук в кулаки.

Двигают кистями перекрещенных рук вверх – вниз.

Двигают пальцами рук – «машут, прощаются».

Перечисляя птичьи стаи, дети загибают по очереди

пальцы на руке.

Дыхательная гимнастика «Птички полетели»

Для игры нужны бумажные фигурки птичек, которые ставят у самого края стола. Двое садятся каждый напротив одной из птичек. Продвигать птичку можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Щёки не надувать.

Подвижная игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты «воротиками» - это клетка. Вторая половина детей вбегает и выбегает в «воротики». По сигналу педагога (хлопок в ладоши) «воротики» опускаются, пойманные дети называют любую перелетную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2-3 раза.

Подвижная игра с речевым сопровождением

«Птички раз, птички два»

Дети образуют круг, встают на некотором расстоянии друг от друга. Поворачиваются лицом к педагогу, который находится в центре круга. Педагог читает текст стихотворения и показывает движения.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Скок-скок, скок-скок! Прыгают на месте на двух ногах, руки на пояс.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками .

Раз-два, раз-два!

Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп ! Хлопают в ладоши.

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками.

Раз-два, раз-два!

Топ-топ, топ-топ! Топают ногами, руки на пояс .

Маленькие птички, Выполняют взмахи руками .

Раз-два, раз-два!

Разлетайтесь кто куда! Разбегаются врассыпную.

Примечание. После слов педагога «Разлетайтесь кто куда! » дети убегают в заранее указанное педагогом место на игровой площадке.

Подвижная игра «Воробышки и кот»

Инвентарь: маска кошки.

На игровой площадке цветными шнурами, лентами, чертами земле обозначаются 2 линии длиной 3, 5-4 м параллельно друг другу. Расстояние между линиями 4-5 м. Несколько в стороне, на равном расстоянии от линий находится дом кота. Дети встают за первую линию лицом ко второй линии - это воробышки в гнездышках. Педагог произносит:

Вылетайте из гнездышек,

воробышки!

Поклюйте зернышек,

воробышки!

Быстро летайте,

Крыльями махайте!

Раз-два, раз-два,

Крыльями махайте!

Дети выходят на игровое поле, отводят руки в стороны - воробышки расправляют крылышки, - разбегаются врассыпную на площадке между двумя линиями. Кошка просыпается, произносит «мяу-мяу» и бежит за воробышками. Они должны быстро улететь в гнездышки, за вторую линию. Пойманных воробышков кошка отводит к себе в дом.

Игра малой подвижности

«Где спрятался воробей? »

Инвентарь: пластмассовая или резиновая игрушка-воробей (высота игрушки 10-15 см).

Педагог заранее прячет игрушку на игровой площадке. Педагог встает в центре площадки, дети врассыпную встают около него. Педагог говорит:

Скачет шустрый воробей

Все быстрей, быстрей, быстрей!

Крошки хлеба поклевал,

Над землею полетал,

На березе посидел.

Кыш. Куда-то улетел!

Вас прошу, мои друзья,

Вы найдите воробья!

После слов педагога дети идут искать игрушку. Тот, кто первый ее найдет, приносит игрушку педагогу.

Артикуляционная гимнастика

по теме «Перелетные птицы»

1.Упражнение на дыхание:

«Улетают птицы»-- И.п.: ноги слегка расставлены, руки опущены. 1- глубокий вдох;

2-медленный выдох, произносить: «На ю-у-у-у-г!». Повторить 3-4 раза.

2.Упражнения для язычка:

Упражнения для жевательно- артикуляционных мышц

«Голодные птенчики» . Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу» . Сглатывание слюны.

Упражнения для щек и губ

«Клювы разных птиц» . Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед. « Мама-птица прогоняет от птенцов куницу» . Всасывать верхнюю губу под нижнюю, а потом резко выбрасывать ее при раскрытом рте (чмоканье).

Упражнения для языка

«Птенчики ждут пищу» . Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

«Очень вкусная пища!» Присасывать «широкий» язык к нёбу, затем произносить звук а-а-а.

«Аист» . Вытянуть «острый» язык как можно дальше изо рта удерживать под счет до «шести-восьми»


Юлия Чудинова
Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы»

Конспект занятия в младшей группе «Перелетные птицы »

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ :

Повторить названия птиц ;

Расширять знания детей о перелетных птицах ;

Продолжать развивать мелкую моторику рук; добиваться согласованности в движениях пальчиков.

Развивать воображение, творческие способности;

Учить сопереживать , сочувствовать.

МАТЕРИАЛЫ :

Предметные картинки по теме, два мольберта.

Ход занятия.

I. Сообщение темы занятия .

Воспитатель : Ребята, сегодня мы с вами вспомним перелетных птиц . Какие это птицы ?

Дети : которые улетают, а потом прилетают.

Воспитатель : Правильно. Они улетают осенью, а возвращаются весной, когда становится тепло.

Воспитатель : - Ребята, какое время года у нас на дворе? Весна

Воспитатель : Правильно, весна, значит возвращаються перелетные птицы . А каких перелетных птиц мы знаем ? Дети называют их : грач, лебедь, утка, кукушка.

Воспитатель : -Молодцы ребята, давайте теперь разомнем наши пальчики.

II. Пальчиковая гимнастика «Грачи»

Мы лепили куличи,

Прилетели к нам грачи.

Первый грач испёк пирог,

А второй ему помог.

Третий грач накрыл на стол,

А четвёртый вымыл пол.

Пятый долго не зевал

И пирог у них склевал.

Раз, два, три, четыре, пять,

III. Игра «Чье перо?»

Воспитатель : -Ребята, пока птицы к нам летели , они растеряли перья, давайте поможем им собрать.

На один мольберт прикрепляем изибражение грача, а на другой изображение лебедя. Дети должны прикрепить белое перо лебедю, а черное к грачу.

Воспитатель : -Молодцы ребята, хорошо справились с заданием, какие красивые у нас получились птицы .

Воспитатель : Ребята, отгадайте загадку :

Не заботиться о детках

Ищет гнездышки на ветках

Непутевая подружка

И зовут ее …. «Кукушка»

Воспитатель : -Давайте расскажим стихотворение про кукушку.

IV. Чтение стихотворения «Кукушка»

Кукушка, кукушка,

Ты нам не подружка

Деток своих не любишь,

Кукушат не голубишь

Деток родишь,

А сама улетишь

V. Итог занятия .

Воспитатель :Молодцы,ребята. Со вмеми заданиями справились.

Так о каких же птицах мы говорили ?

Дети : - О перелетных .

Повторение названия перелетных птиц .

Наше занятие окончено ,спасибо за внимание.