Кормление пациента в постели алгоритм. Кормление больных

Уход за тяжелобольными пациентами требует от медицинской сестры огромного терпения, умения и милосердия. Такие пациенты очень ранимые, часто бывают капризными в своих желаниях, нетер­пеливыми. Все эти изменения зависят не от самого пациента, а свя­заны с влиянием болезни на психику пациента, его поведение. Не­обходимо расценивать это как симптомы тяжелого заболевания. Для больного человека еда и питье приобретают особое важное значение, часто определяющее либо выздоровление, либо прогрессирование болезни. Например, согласно последние исследовательским работам, проведенным специалистами сестринского дела в Англии, больные, недополучающие жидкость, страдают бессонницей, а их раны заживают значительно дольше, чем у других больных. Неполноценное питание в несколько раз повышает риск развития пролежней, замедляет выздоровление, способствует прогрессированию основного заболевания.

Перед тем, как приступить к кормлению, необходимо сделать все лечебные процедуры, осуществить физиологические отправления пациента. После этого необходимо проветрить палату и помочь пациенту вымыть руки. В этом медсестре может помочь санитарка. Лучше всего, если позволяет состояние, придать пациенту полусидячее положение или приподнять изголовье. Если это сделать нельзя, то необходимо повернуть голову пациента набок. Большим подспорьем в кормлении тяжелобольного пациента является функциональная кровать, снабженная специальным прикроватным столиком. Если же таковой нет, то вместо столика можно использовать тумбочку. Грудь пациента накрыть салфеткой, а при необходимо подложить клеенку. Пища должна быть полужидкой и теплой.

Есть много причин, по которым пациент не может самостоятельно есть и пить. Их можно разделить на две большие группы :

  1. Больной из-за своего общего состояния не может есть и пить.
  2. У больного снижено или отсутствует желание есть и пить.

В зависимости от причины и определяется тактика медсестры в кормлении больного:

1) Общее тяжелое состояние, когда больной лежит и не может протянуть руку к тумбочке. Такого больного надо поить из поильника или трубочки, вставленной в стакан. При этом предварительно дать воды в чайной ложке и попросить его проглотить, чтобы убедиться, что у больного не нарушено глотание. Необходимо, чтобы пища была гомогенной (то есть одинаковой по консистенции). Нельзя поить больных, лежащих с запрокинутой головой, так при этом надгортанник открывает вход в трахею, и больной может задохнуться. Необходимо, насколько можно, пригнуть голову к груди или немного приподнять больного. Особо ослабленным больным необходимо давать время для отдыха между глотками. Поить таких больных нужно понемногу, но часто.



Если больной не может самостоятельно взять чашку или ложку в руку, например, при выраженной деформации суставов кисти, желательно приспособить для него чашку и ложку (ложка с изогнутой ручкой).

При кормлении пациента необходимо помнить, что помогать ему надо тогда, когда он самостоятельно не справляется.

2) У больного нет желания есть и пить.

Отсутствие аппетита часто возникает в случае, когда у больного депрессия, связанная с тяжестью основного заболевания, с прико­ванностью к постели. В этом случае желателен более активный дви­гательный режим (в соответствии с состоянием), общение с родственниками, другими больными, какое-нибудь дело и так далее.

Часто пропадает аппетит при плохом уходе за полостью рта, когда во рту у больного развиваются гнилостные процессы. При пе­режевывании пищи при этом больной не может ощутить ни вкуса, ни самого присутствия еды во рту. Поэтому после каждого приема пищи больному необходимо проводить туалет полости рта.

Часто отсутствие аппетита связано с неприглядным внешним видом предлагаемой пищи, плохо вымытой посудой и так далее. Многие больные часто отказываются от еды и особенно питья, так как понимают, что если есть и пить вдоволь, то придется чаще пользоваться судном. Постарайтесь объяснить больному, что есть и пить вдоволь ему необходимо, и что медсестра или санитарка всегда придут ему на помощь в нужный момент, стоит их только позвать.

После кормления необходимо убрать остатки пищи и посуду. Необходимо также помочь пациенту прополоскать рот или, если он не в состоянии этого сделать сам, провести орошение полости рта теплой кипяченой водой.

Искусственное питание

Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищево­да, желудка, бессознательное состояние). В подобных случаях орга­низуют искусственное питание.

Искусственное питание можно осуществить:

  1. При помощи зонда, введенного через рот или нос, либо че­рез гастростому
  2. Вводить питательные растворы при помощи клизмы.
  3. Вводить питательные растворы парентеральным путем(внутривенно капельно).

При помощи клизмы через прямую кишку капельно вводят 300-500 мл теплого (37-38 С) раствора глюкозы, изотонического рас­твора натрия хлорида, растворы аминокислот. Подробно о пита­тельной клизме см. в модуле "Клизмы".

Парентеральное питание назначают пациентам с явлениями проходимости пищеварительного тракта, при невозможности нормального питания (опухоль), а также после операций на пищеводе, желудке и других. Для этого используют растворы аминокислот, раствор глюкозы. Кроме того, вводят растворы электролитов, витамины группы В, аскорбиновую кислоту. Средства для парентерального питания вводят капельно внутривенно. Перед введением подогревают на водяной бане до температуры тела. Необходимо строго соблюдать скорость введения препаратов. Подробно о введении жидкости парентерально см. в модуле "Парентеральный способ введения лекарств".

Кормление тяжелобольного пациента требует особых навыков и умений. Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка). В подобных случаях организуют искусственное питание. Показания к искусственному питанию и его способ определяет врач. Медсестра должна хорошо владеть методиками кормления пациента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по здравоохранению

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»

_____________________________________________________________________________

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

О.Ю.Антипина

«___» _____________ 2016 г .

Практическое занятие по теме:

КОРМЛЕНИЕ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО ПАЦИЕНТА.

Учебно-методическое пособие для студентов на занятии

по учебной дисциплине ТОМУ

для специальности 34.02.01 Сестринское дело

ЦМК____________

Разработаны: Куликова М.А.

Санкт-Петербург

2016 год

Рецензенты / /

Тема : «Кормление тяжелобольного пациента ».

Вид занятия : практическое.

Место : Доклинический кабинет технологии оказания медицинских услуг.

Раздача пищи и кормление

Виды питания:

  1. Естественное : пероральное (обычное питание)
  2. Искусственное: зондовое (назогастральное, желудочное), через гастростому, парентеральное.

Оптимальной является централизованная система приготовления пищи, когда в одном помещении больницы приготавливается пища для всех отделений, а затем доставляется в каждое отделение в маркированных теплоизолирующих емкостях.

В буфете (раздаточной) каждого отделения больницы имеются специальные плиты (мармиты), обеспечивающие подогрев пищи паром в случае необходимости, так как температура горячих блюд должна быть 57-62°С, а холодных - не ниже 15°С.

Раздача пищи осуществляется буфетчицей и палатной медицинской сестрой в соответствии с данными палатного порционника.

До раздачи пищи следует закончить все лечебные процедуры и физиологические отправления больных. Младший медицинский персонал должен проветрить палаты, помочь пациентам вымыть руки. Если нет противопоказаний, можно слегка приподнять изголовье кровати. Нередко для кормления пациентов, находящихся на постельном режиме, используют прикроватные столики.

Дайте пациенту время для подготовки к приему пищи. Помогите ему вымыть руки и занять удобное положение. Блюда следует подавать быстро, чтобы горячие блюда оставались горячими, а холодные не согрелись.

Шею и грудь пациента следует накрыть салфеткой, а также освободить место на тумбочке или на прикроватном столике. Накормить тяжелобольного, часто страдающего отсутствием аппетита, непросто. От медицинской сестры требуется в подобных случаях умение и терпение. Для жидкой пищи можно пользоваться специальным поильником, а полужидкую пищу можно давать ложкой. Не следует разрешать пациенту разговаривать во время еды, так как при этом пища может попасть в дыхательные пути.

Кормление тяжелобольного ложкой

Показания: невозможность самостоятельно принимать пищу.

  1. Уточнить у пациента любимые блюда и согласовать меню с лечащим врачом или диетологом.
  2. Предупредить пациента за 15 мин о том, что предстоит прием пищи, и получить его согласие.
  3. Проветрить помещение, освободить место на тумбочке и протереть ее, или придвинуть прикроватный столик, протереть его.
  4. Помочь пациенту занять высокое положение Фаулера.
  5. Помочь пациенту вымыть руки и прикрыть его грудь салфеткой.
  6. Вымыть руки.
  7. Если продукты должны быть горячими (60°С), холодные - холодными.
  8. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу.
  9. Проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель себе на тыльную поверхность кисти.
  10. Предложить выпить (лучше через трубочку) несколько глотков жидкости.
  11. Кормить медленно:

Называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту;

Коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот;

Прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку;

Дать время прожевать и проглотить пищу;

Предлагать питье после нескольких ложек твердой (мягкой) пищи.

  1. Вытирать (при необходимости) губы салфеткой.
  2. Предложить пациенту прополоскать рот водой после еды.
  3. Убрать после еды посуду и остатки пищи.
  4. Вымыть руки.

Кормление тяжелобольного с помощью поильника

Показания: невозможность самостоятельно принимать твердую и мягкую пищу.

Оснащение: поильник, салфетка

  1. Рассказать пациенту, какое блюдо будет приготовлено для него (после согласования с врачом).
  2. Предупредить пациента за 15 мин о том, что предстоит прием пищи и получить его согласие.
  3. Проветрить помещение.
  4. Протереть прикроватный столик.
  5. Вымыть руки (лучше, если пациент будет видеть это)
  6. Поставить на прикроватный столик приготовленную пищу.
  7. Переместить пациента набок или в положение Фаулера (если позволяет его состояние).
  8. Прикрыть шею и грудь пациента салфеткой.
  9. Кормить пациента из поильника небольшими порциями (глотками).

Примечание. В течение всей процедуры кормления пища должна быть теплой и выглядеть аппетитно.

  1. Дать прополоскать рот водой после кормления.
  2. Убрать салфетку, покрывающую грудь и шею пациента.
  3. Убрать остатки пищи. Вымыть руки.

Не нужно оставлять на тумбочке у постели пациента остывшую пищу. Через 20-30 мин после раздачи пищи пациентам, которые принимали пищу самостоятельно, следует собрать грязную посуду.

Введение зонда в желудок

Введение назогастрального зонда (НГЗ)

Оснащение: желудочный зонд диаметром 0,5 - 0,8 см (зонд должен находиться в морозильной камере не менее 1,5 часов до начала процедуры; в экстренной ситуации конец зонда помещают в лоток со льдом, чтобы он стал жестче); стерильное вазелиновое масло или глицерин; стакан с водой 30-50 мл и трубочкой для

питья; шприц Жане емкостью 20 мл; лейкопластырь (1 x 10 см); зажим; ножницы; заглушка для зонда; безопасная булавка; лоток; полотенце; салфетки; перчатки.

  1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры (если пациент в сознании) и его согласие на проведение процедуры. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.
  2. Определить наиболее подходящую для введения зонда половину носа (если пациент в сознании):

Прижать сначала одно крыло носа и попросить пациента дышать другим, закрыв рот;

Затем повторить эти действия с другим крылом носа.

Дать пациенту стакан с водой и трубочкой для питья. Попросить пить мелкими глотками, заглатывая зонд. Можно добавить в воду кусочек льда;

Убедиться, что пациент может ясно говорить и свободно дышать;

Мягко продвигать зонд до нужной отметки.

  1. Помогать пациенту заглатывать зонд, продвигая его в глотку во время каждого глотательного движения.
  2. Убедиться в правильном местоположении зонда в желудке:

а) ввести в желудок около 20 мл воздуха с помощью шприца Жанэ, выслушивая при этом эпигастральную область, или

б) присоединить шприц к зонду: при аспирации в зонд должно поступать содержимое желудка (вода и желудочный сок).

  1. В случае необходимости оставить зонд на длительное время: отрезать пластырь длиной 10 см, разрезать его пополам в длину на 5 см. Прикрепить неразрезанную часть лейкопластыря к спинке носа. Обернуть каждой разрезанной полоской лейкопластыря зонд и закрепить полоски крест-накрест на спинке носа, избегая надавливания на крылья носа.
  2. Закрыть зонд заглушкой (если процедура, ради которой был введен зонд, будет выполнена позднее) и прикрепить безопасной булавкой к одежде пациента на плече.
  3. Снять перчатки. Вымыть и осушить руки.
  4. Помочь пациенту занять удобное положение.
  5. Сделать запись о проведении процедуры и реакции на нее пациента.
  6. Промывать зонд каждые четыре часа изотоническим раствором натрия хлорида 15 мл (для дренирующего зонда вводить 15 мл воздуха через отведение для оттока каждые четыре часа).

Примечание. Уход за зондом, оставленным на длительное время, осуществляется так же, как за катетером, введенным в нос для оксигенотерапии.

Смену зонда проводят каждые 2-3 недели. Для питания используют измельченную пищу, питательные смеси, содержащие сбалансированные компоненты по белкам, жирам, углеводам, минералам и витаминам, молочные продукты, бульоны, яйца, масло, чай, а также питательные, модульные смеси по назначению диетолога. Общий разовый объем питания 0,5 - 1 л.

Промывание назогастрального зонда: Зонд может быть закупорен сгустком крови, фрагментом тканей или густой пищевой массой. Промывать назогастральный зонд желательно изотоническим раствором натрия хлорида. Промывание водой может привести к нарушению электролитного равновесия, например, алкалоз может возникнуть вследствие потери желудком большого количества кислого содержимого.

Искусственное питание

Иногда нормальное питание пациента через рот затруднено или невозможно (некоторые заболевания органов полости рта, пищевода, желудка). В подобных случаях организуют искусственное питание. Его осуществляют при помощи зонда, введенного

в желудок через нос или рот, либо через гастростому. Можно вводить питательные растворы парентерально, минуя пищеварительный тракт (внутривенно капельно). Показания к искусственному питанию и его способ определяет врач. Медсестра должна хорошо владеть методикой кормления пациента через зонд.

Запомните! После кормления пациента через зонд, введенный через нос или гастростому, следует оставить пациента в положении полулежа неменее 30 мин.

Умывая пациента, которому введен зонд через нос, пользуйтесь только полотенцем (рукавичкой), смоченным теплой водой. Не применяйте для этой цели вату или марлевые салфетки.

К введенному зонду подсоединяйте воронку, либо капельницу, либо шприц Жанэ, наполненный пищей.

Кормление пациента через назогастральный зонд с помощью воронки

Оснащение: шприц Жане; зажим; лоток; полотенце; салфетки; чистые перчатки; фонендоскоп; воронка; питательная смесь (t 38-40°С); вода кипяченая 100 мл.

  • над лотком наложить зажим на дистальный конец зонда;
  • снять заглушку с зонда;
  • набрать в шприц 30-40 мл воздуха;
  • присоединить шприц к дистальному концу зонда;
  • снять зажим;
  • надеть фонендоскоп, его головку поместить над областью желудка;
  • ввести через зонд воздух из шприца и выслушивать звуки, появляющиеся в желудке (если звуков нет, нужно подтянуть, сместить зонд);
  • наложить зажим на дистальный конец зонда;
  • отсоединить шприц.
  1. Присоединить к зонду воронку.
  2. Налить в воронку, находящуюся наклонно на уровне желудка пациента, питательную смесь.
  3. Медленно поднять воронку выше уровня желудка пациента на 1 м, держа ее прямо.
  4. Как только питательная смесь дойдет до устья воронки, опустить воронку до уровня желудка пациента и пережать зонд зажимом.
  5. Повторить процедуру, используя все приготовленное количество питательной смеси.
  6. Налить в воронку 50-100 мл кипяченой воды для промывания зонда.
  7. Отсоединить воронку от зонда и закрыть заглушкой его дистальный конец.
  8. Прикрепить зонд к одежде пациента безопасной булавкой.
  9. Вымыть руки.

Кормление через гастростому

Оснащение: воронка (шприц Жанэ), емкость с пищей, вода кипяченая 100 мл.

Пациент может разжевывать пищу, затем ее разводят водой или бульоном и вводят в воронку.

  1. Промыть зонд теплой кипяченой водой через шприц Жане (50 мл
  2. Отсоединить воронку, закрыть зонд заглушкой (пережать зажимом).
  3. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно.
  4. Необходимо следить за чистотой свищевого отверстия, после каждого кормления обрабатывать вокруг него кожу, смазывать пастой Лассара, накладывать сухую стерильную повязку.
  1. Вымыть руки.

Заполнение системы для капельного кормления через назогастральный зонд

Оснащение: система для капельного вливания, флакон с питательной смесью, спирт 70 °С, ватные шарики, штатив, зажим.

  1. Подогреть питательную смесь на водяной бане до t 38-40°С.
  2. Вымыть руки.
  3. Обработать пробку флакона с питательной смесью шариком, смоченным спиртом.
  4. Закрепить флакон на штативе.
  5. Собрать систему:
  • ввести во флакон через пробку воздуховод (если система имеет отдельный воздуховод) и закрепить его на штативе так, чтобы свободный конец воздуховода находился выше иглы;
  • поставить винтовой зажим, находящийся ниже капельницы в положение, препятствующее току жидкости;
  • ввести во флакон через пробку иглу вместе с системой.
  1. Заполнить систему:
  • перевести резервуар капельницы в горизонтальное положение (если устройство
  • системы позволяет это сделать), открыть винтовой зажим;
  • вытеснить воздух из системы: питательная смесь должна заполнить трубку
  • ниже резервуара капельницы;
  • закрыть винтовой зажим на системе.
  1. Закрепить свободный конец системы на штативе.
  2. Обернуть полотенцем флакон с питательной смесью

Кормление пациента через назогастральный зонд капельно

Оснащение: 2 зажима; лоток; чистые перчатки; система для капельного кормления; штатив; фонендоскоп; питательная смесь (t 38-40°С); вода кипяченая теплая 100 мл.

  1. Проверить правильность положения зонда с помощью шприца Жанэ и фонендоскопа или ввести НГЗ, если он не был введен заранее.
  2. Предупредить пациента о предстоящем кормлении.
  3. Подготовить систему для капельного кормления.
  4. Проветрить помещение.
  5. Наложить зажим на дистальный конец зонда (если он был введен заранее) и открыть зонд.
  6. Над лотком соединить зонд с системой для кормления и снять зажимы.
  7. Помочь пациенту занять положение Фаулера.
  8. Отрегулировать скорость поступления питательной смеси с помощью винтового зажима (скорость определяется врачом).
  9. Ввести приготовленное количество питательной смеси.
  10. Наложить зажимы на дистальный конец зонда и на систему. Отсоединить систему.
  11. Присоединить к зонду шприц Жанэ с теплой кипяченой водой. Снять зажим и промыть зонд под давлением.
  12. Отсоединить шприц и закрыть заглушкой дистальный конец зонда.
  13. Прикрепить зонд к одежде безопасной булавкой.
  14. Помочь пациенту занять комфортное положение.
  15. Вымыть руки.
  16. Сделать запись о проведении кормления.

Вопросы для самоконтроля

  1. Как осуществляется раздача пищи?
  2. Как выбирается пища, которую подают пациенту и последовательность ее приема.
  3. Какое положение в постели Вы поможете принять пациенту во время кормления и почему.
  4. Как проверить температуру употребляемой пищи и как часто это стоит делать?
  5. С помощью чего можно дать пациенту попить?
  6. Ваши действия в случае отказа пациента от употребления жидкости.
  7. Какие мероприятия стоит производить после кормления для профилактики пролежней.
  8. Перечислить правила соблюдения СЭР.
  9. Обучить родственников пациента манипуляции кормление с ложки и поильника.

Учебная карта

Вопросы для самоконтроля.

  1. Приготовить все необходимое оснащения для выполнения данной манипуляции.
  2. Правила введения НГЗ.
  3. Проверка правильности введения НГЗ.
  4. Какие виды питательных смесей Вам известны, что входит в их состав.
  5. Кормление пациента с помощью воронки.
  6. Кормление пациента через гастростому.
  7. Правила заполнения одноразовой капельной системы для кормления пациента.
  8. Кормление пациента с помощью одноразовой капельной системы.
  9. Профилактика пролежней при использовании НГЗ.
  10. Правила соблюдения СЭР.

Уход за тяжелобольными пациентами требует от медицинской сестры огромного терпения, умения и милосердия. Такие пациенты очень ранимые, часто бывают капризными в своих желаниях, нетерпеливыми. Все эти изменения зависят не от самого пациента, а связаны с влиянием болезни на психику пациента, его поведение. Необходимо расценивать это как симптомы тяжелого заболевания. Для тяжелобольного еда и питье приобретают особо важное значение, часто определяющее либо выздоровление, либо прогрессирование болезни. Неполноценное питание в несколько раз повышает риск развития пролежней, замедляет выздоровление, способствует прогрессированию основного заболевания.

Тяжелобольные получают пищу в палате. Для этого пищу сервируют на индивидуальном подносе, закрывают крышками, чтобы не остыла во время переноса (перевоза на тележке). Кормление тяжелобольных входит в обязанности палатной сестры. У этих пациентов нередко снижен аппетит, к ним нужен особый подход, терпение и внимание. Перед приемом пищи все лечебные процедуры должны быть закончены и по мере возможности все естественные отправления завершены. Сестра следит за тем, чтобы палата была убрана и проветрена, а пациенты подготовлены к приему пищи. Степень участия медицинской сестры в кормлении зависит от состояния пациента: одни пациенты принимают пищу активно, и сестра только помогает подвинуть столик или усадить их, сменить блюда, убрать посуду; другие, очень слабые, пациенты нуждаются в постоянной посторонней помощи при приеме пищи.

Перед тем, как приступить к кормлению, необходимо сделать все лечебные процедуры, осуществить физиологические отправления пациента. После этого необходимо проветрить палату и помочь пациенту вымыть руки. В этом медсестре может помочь санитарка. Лучше всего, если позволяет состояние, придать пациенту полусидячее положение или приподнять изголовье. Если это сделать нельзя, то необходимо повернуть голову пациента набок. Большим подспорьем в кормлении тяжелобольного пациента является функциональная кровать, снабженная специальным надкроватным столиком. Если же таковой нет, то вместо столика можно использовать тумбочку. Грудь пациента накрыть салфеткой, а при необходимости. подложить клеенку. Пища должна быть полужидкой и теплой.

Если у тяжелобольного появился аппетит в не установленные режимом часы, а все предыдущие дни он отказывался от пищи, палатная сестра должна сделать исключение, «нарушить» порядок дня и если понадобится, то и ночью разогреть пищу и накормить пациента.

Кормление тяжелобольного ложкой

Цель : кормление пациента.

Показания: невозможность самостоятельно принимать пищу.

Подготовка к процедуре:

1. Уточнить у пациента любимые блюда и согласовать меню с лечащим врачом или диетологом.

2. Предупредить пациента за 15 мин о том, что предстоит приём пищи и получить его согласие.

3. Освободить место на тумбочке и протереть ее, или придвинуть прикроватный столик, протереть его.

4. Помочь пациенту занять высокое положение Фаулера.

5. Помочь пациенту вымыть руки и прикрыть его грудь салфеткой.

6. Вымыть руки.

7. Принести пищу и жидкость, Предназначенные дня еды и питья: горячие блюда должны быть горячими (60 0), холодные-холодными.

8. Спросить пациента, в какой последовательности он предпочитает принимать пищу.

Выполнение процедуры :

9. Проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель себе на тыльную поверхность кисти.

10.Предпожить выпить (лучше через трубочку) несколько глотков жидкости.

11.Кормить медленно.

12. Называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту.

l3.Наполнить ложку на 2/3 твёрдой (мягкой) пищей.

14.Коснуться ложкой нижней тубы, чтобы пациент открыл рот.

15.Прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку.

16.Дать время прожевать и проглотить пищу.

17.Предпагать питьё после нескольких ложек твердой (мягкой) пищи.

18. Вытирать (при необходимости) тубы салфеткой.

19.Предпожить пациенту прополоскать рот водой после еды.

Окончание процедуры:

20. Убрать после еды посуду и остатки пищи.

21.Вымыть руки.

Кормление тяжелобольного с помощью поильника

Цель : кормление пациента.

Показания: невозможность самостоятельно принимать твёрдую и мягкую пищу.

Оснащение: поильник; салфетка

Подготовка к процедуре:

1. Рассказать пациенту какое блюдо будет приготовлено для него (после согласования с врачом).

2. Предупредить пациента за 15 минут о том, что предстоит приём пищи и получить его согласие.

3. Протереть прикроватный столик.

4. Вымыть руки.

5. Поставить на прикроватный столик приготовленную пищу.

Выполнение процедуры:

6. Переместить пациента набок или в положение Фаулера (если позволяет его состояние)

7. Прикрыть шею и грудь пациента салфеткой.

8. Кормить пациента из поильника небольшими порциями (глотками).

Окончание процедуры:

9. Дать прополоскать рот водой после кормления.

10. Убрать салфетку, покрывающую грудь и шею пациента,

11. Помочь пациенту занять удобное положение

12.Убрать остатки пищи.

13.Вымыть руки.

Техника введения и кормление пациента через назогастральный зонд. Определение водного баланса.

План.

1. Техника введения назогастрального зонда. Кормление пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ.

2. Питьевой режим; помощь пациенту в получении достаточного количества жидкости.

3. Определение водного баланса.

4. Дезинфекция использованного оборудования.

Вопросы по теме:

1. Характеристика диет.

2. Составление порционного требования

3. Раздача пищи.

4. Кормление тяжелобольного пациента в постели: сервировка стола,

5. Кормление тяжелобольного пациента из ложки.

6. Кормление тяжелобольного пациента из поильника.

Техника введения назогастрального зонда. Кормление пациента через назогастральный зонд с помощью воронки, капельно, с помощью шприца Жанэ.

Введение назогастрального зонда (НГЗ)

Оснащение: желудочный зонд диаметром 0,5-0,8 см (зонд должен находиться в морозильной камере не менее 1,5 часов до начала процедуры; в экстренной ситуации конец зонда помещают в лоток со льдом, чтобы он стал жёстче); стерильное вазелиновое масло или глицерин; стакан с водой 30-50 мл и трубочкой для питья; шприц Жанэ ёмкостью 20 мл; лейкопластырь (1 * 10 см); зажим; ножницы; заглушка для зонда; безопасная булавка; лоток; полотенце; салфетки; перчатки.

Подготовка к процедуре

1. Уточнить у пациента понимание хода и цели предстоящей процедуры (если пациент в сознании) и его согласие на проведение процедуры. В случае неинформированности пациента уточнить дальнейшую тактику у врача.

2.Определить наиболее подходящую для введения зонда половину носа (если пациент в сознании):

Прижать сначала одно крыло носа и попросить пациента дышать другим, закрыв рот;

Затем повторить эти действия с другим крылом носа.

3.Определить расстояние, на которое следует ввести зонд (расстояние от кончика носа до мочки уха и вниз по передней брюшной стенке так, чтобы последнее отверстие зонда было ниже мечевидного отростка).

4.Помочь пациенту принять высокое положение Фаулера.

5.Прикрыть грудь пациента полотенцем.

Выполнение процедуры

4.Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

5.Обильно обработать слепой конец зонда глицерином (или другой водорастворимой смазкой).

6.Попросить пациента слегка запрокинуть назад голову.

7.Ввести зонд через нижний носовой ход на расстояние 15-18 см и попросить пациента наклонить голову вперед.

8.Продвигать зонд в глотку по задней стенке, предлагая пациенту глотать, если возможно.

9.Сразу, как только зонд проглочен, убедиться, что пациент может говорить и свободно дышать, а затем мягко продвигать зонд до нужной отметки.

10.Если пациент может глотать:

Дать пациенту стакан с водой и трубочкой для питья. Попросить пить мелкими глотками, заглатывая зонд. Можно добавить в воду кусочек льда;

Убедиться, что пациент может ясно говорить и свободно дышать;

Мягко продвигать зонд до нужной отметки.

11.Помогать пациенту заглатывать зонд, продвигая его в глотку во время каждого глотательного движения.

12.Убедиться в правильном местоположении зонда в желудке:

а) ввести в желудок около 20 мл воздуха с помощью шприца Жанэ, выслушивая при этом эпигастральную область;

б) присоединить шприц к зонду; при аспирации в зонд должно поступать содержимое желудка (вода и желудочный сок).

13.В случае необходимости оставить зонд на длительное время, отрезать пластырь длиной 10 см, разрезать его продольно на длину 5 см. Прикрепить неразрезанную часть лейкопластыря к спинке

носа. Обернуть каждой разрезанной полоской лейкопластыря зонд и закрепить полоски крест-накрест на спинке носа, избегая надавливания на крылья носа.

14.Закрыть зонд заглушкой (если процедура, ради которой был введён зонд, будет выполнена позднее) и прикрепить безопасной булавкой к одежде пациента на плече.

Завершение процедуры

15.Снять перчатки. Вымыть и осушить руки.

16.Помочь пациенту занять удобное положение.

17.Сделать запись о проведении процедуры и реакции на неё пациента.

18.Промывать зонд каждые четыре часа изотоническим раствором натрия хлорида 15 мл (для дренирующего зонда вводить 15 мл воздуха через отведение для оттока каждые четыре часа).

Примечание. Уход за зондом, оставленным на длительное время, осуществляется так же, как за катетером, введённым в нос для оксигенотерапии.

Показания: невозможность принимать пищу самостоятельно.

Оснащение:

Последовательность действий:

Подготовка к кормлению

Уточнить у пациента любимые блюда и согласовать меню с лечащим врачом или диетологом.

Предупредить пациента за 15 мин о приеме пищи и получить его согласие.

Проветрить помещение, освободить место на тумбочке и протереть ее или придвинуть прикроватный столик, протереть его.

Помочь пациенту занять положение Фаулера.

Помочь пациенту вымыть руки и прикрыть салфеткой его грудь.

Вымыть руки.

Принести пищу и жидкость, предназначенные для еды и питья: горячие (60 °С) и холодные блюда.

Спросить пациента о последовательности, в которой он предпочитает принимать пищу.

Кормление

Проверить температуру горячей пищи, капнув несколько капель на тыльную сторону руки.

Предложить выпить (лучше через трубочку) несколько глотков жидкости.

Кормить медленно:

* называть каждое блюдо, предлагаемое пациенту;

* наполнить ложку твердой пищей;

* коснуться ложкой нижней губы, чтобы пациент открыл рот;

* прикоснуться ложкой к языку и извлечь пустую ложку;

* дать время прожевать, проглотить пищу;

* предлагать питье после нескольких ложек с твердой пищей.

Вытирать (при необходимости) губы салфеткой.

Предложить пациенту прополоскать рот водой после еды.

Завершение кормления

Убрать после еды посуду и остатки пищи.

Вымыть руки.

Рис.5 Кормление тяжелобольного из ложки

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного обзора литературы можно сделать выводы, что к соблюдению санитарно-эпидемиологического режима в перевязочном кабинете медицинская сестра должно проводить целый комплекс санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на выявление и изоляцию источников инфекции:

· организация централизованной стерилизации белья, перевязочного материала, инструментов;

· использование инструментария и изделий медицинского назначения одноразового применения;

· использование методов и средств дезинфекции для обработки различных объектов внешней среды (постельные принадлежности, мягкий инвентарь, одежда, обувь, посуда и т.д.), имеющих эпидемиологическое значение в механизме передачи внутрибольничных инфекций.

Немаловажное значение отводится мытью рук медицинского персонала, так как причиной возникновения инфекций в стационарах в 50-80% случаев, являются руки медицинского персонала. Руки - это один из ключевых факторов в передаче патогенных микроорганизмов как от медицинского персонала к пациентам, так и наоборот.

Не менее важной частью санитарно - эпидемиологического режима перевязочного кабинета является надевание стерильных перчаток, так как медицинские перчатки в настоящее время являются основным средством защиты рук медицинского персонала. В связи с распространением инфекционных заболеваний, постоянным увеличением числа ВИЧ-инфицированных, зараженных гепатитом, использование медицинских перчаток за последнее десятилетие значительно возросло. Перчатки, прежде всего, должны надежно защищать руки медицинского персонала, при этом они должны обеспечивать высокую тактильную чувствительность, быть прочными, эластичными, гипоаллергенными.

Каждый сотрудник, поступающий на работу в отделение хирургического профиля, проходит: полный медицинский осмотр, включающий осмотр оториноларингологом и стоматологом, бактериологическое исследование мазков со слизистой носоглотки на наличие патогенного стафилококка.

Соблюдение всех правил санитарно-эпидемиологического режима перевязочного кабинета ведет с снижению инфекции и поддержанию здоровья пациентов и медицинского персонала

Показания: невозможность самостоятельно принимать пищу.

I. ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ:

1. Уточните у пациента любимые блюда и согласуйте меню с лечащим врачом или диетологом.

2. Предупредите пациента за 15 минут о том, что предстоит прием пищи, и подучите его согласие

3. Проветрите помещение, освободите место на тумбочке, протрите ее или при­двиньте прикроватный столик, протрите его

4. Расскажите пациенту, какое блюдо приготовлено для него

5. Вымойте руки

II. ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

1. Помогите пациенту принять положение Фаулера (если нет противопоказаний)

2. Помочь пациенту вымыть руки, причесаться, поправить одежду.

3. Шею и грудь пациента покроите салфеткой

4. Придвинуть прикроватный столик к кровати пациента, сервировать стол.

5. Расположить тарелки с пищей в соответствии с пожеланиями пациента. При нарушении моторики подложить под тарелки нескользящие салфетки. При нарушении координации использовать посуду с защитным бортиком или иную посуду, рекомендованную специалистом по восстановительной медицине.

6. Предложить пациенту воспользоваться столовым прибором, в том числе специальной посудой для пациентов с нарушенными моторными функциями.

7. При необходимости использовать вспомогательные приспособления для предплечья, облегчающие подъем руки до уровня рта (например, подвижные подставки для предплечья; поддерживающие ремни, одеваемые через голову); протезные или ортопедические приспособления.

8. Наблюдать за процессом питания; эффективностью пережевывания и глотания.

9. По мере необходимости заменять тарелки.

10. Дайте небольшой глоток воды и попросите его прополоскать рот.

11. Вытрите губы пациента салфеткой

Если пациент нуждается в активном кормлении

1. Приподнять головной конец кровати

2. Убедиться, что пища, приготовленная для пациента, имеет гомогенную консистенцию.

3. Придвинуть прикроватный столик к кровати пациента, сервировать стол.

4. Одной рукой приподнять голову пациента; другой поднести ложку ко рту пациента (при гемипарезе пища подносится со здоровой стороны).

5. Кормите пациента с ложки маленькими порциями или из поильника маленькими глотками (блюда - горячие (60°С), холодные (15°С))

6. Поддерживать голову пациента в процессе жевания и глотания.

7. Поить пациента по требованию или через каждые 3-5 ложек пищи. Жидкость дается с помощью ложки или поильника.

III. ОКОПЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

1. Уберите салфетку с груди пациента

2. Помогите пациенту лечь

3. Уберите после еды посуду и остатки пищи

4. Вымойте руки

Цель: питание пациента.

Показания: определяет врач.

Противопоказания: определяет врач.

I.ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ.

1. Приготовить оснащение:

§ стерильный тонкий зонд диаметром 0,5 см,

§ вазелин,

§ воронку или шприц Жане,

§ жидкую пищу 600 – 800 мл (чай, морс, бульон, яйцо) или специальные препараты (энпиты)

§ шприцы объемом 20-50 мл

§ фонендоскоп

§ перчатки чистые

II.ПОДГОТОВКА К МАНИПУЛЯЦИИ

Представиться пациенту (если пациент в сознании), проинформируйте пациента о предстоящем кормлении, составе и объеме пищи, методе кормления, получить согласие

  1. Придайте пациенту полусидящее положение.
  2. На грудь пациента положите полотенце.
  3. Вымойте и осушите руки.
  4. Определите расстояние, на которое должен быть введен зонд (рост в см минус сто, или от кончика носа до уха и до мечевидного отростка).
  5. Обработайте конец зонда (15 см) вазелином.
  6. Через нижний носовой ход введите зонд на глубину 15 – 18 см (голова запрокинута назад).
  7. Определите его нахождение в носоглотке.
  8. Голову слегка наклоните вперед и правой рукой продавите зонд до средней трети пищевода.
  9. Попросите пациента продолжать заглатывать зонд в желудок, запивая его водой.
  10. Проверьте правильность положения зонда

· присоединить шприц к зонду и аспирируйте содержимое желудка. При появлении признаков кровотечения прекратите процедуру

· установить фонендоскоп на переднюю брюшную стенку пациента в проекции желудка и ввести 20 мл воздуха. При нахождении зонда в желудке будут слышны характерные булькающие звуки).

  1. Закрепите зонд лейкопластырем на спинке носа.
  2. Пережмите зонд зажимом, поместив свободный конец зонда в лоток.

II.ВЫПОЛНЕНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

1. Наберите в шприц Жане жидкую пищу (Т 30-35º С).

2. Соедините шприц с желудочным зондом, держите шприц левой рукой за конус, рукоятка поршня при этом направлена кверху.

3. Снимите зажим.

4. Правой рукой медленно вводите приготовленную пищу.

5. Промойте зонд водой (из другого шприца) водой. При кормлении пациента молочной пищей следует промывать зонд каждые 2 часа. В противном случае в зонде возможно развитие патогенной микрофлоры

6. Отсоедините шприц.

III.ОКОНЧАНИЕ МАНИПУЛЯЦИИ.

1. Закройте пробкой свободный конец зонда.

2. Прикрепите зонд булавкой к одежде.

3. Убедитесь, что пациент чувствует себя комфортно.

4. Уберите все лишнее.

5. Снять перчатки. Вымойте руки.

уход за назогостральным зондом

Оснащение - шприц на 150 мл (шприц Жане), фонендоскоп, вакуумный отсасыватель, лоток, глицерин, физиологический раствор или специальный раствор для промывания, нестерильные перчатки, стерильные марлевые салфетки, емкость для промывания катетера, пластырь, шпатель

Подготовка к процедуре:

Представиться пациенту,

1. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры,

2. Уточнить, испытывает ли он какой-либо дискомфорт от зонда (если пациент в сознании) и определить необходимость изменений.

3. Обработать руки гигиеническим способом, осушить

4. Надеть перчатки.

Выполнение процедуры:

1 Осмотреть место введения зонда на предмет признаков раздражения или сдавления.

2 Проверить месторасположение зонда: попросить пациента открыть рот, чтобы увидеть зонд в глотке.

3 Подсоединить шприц с 10-20 куб. см (10 куб. см для детей) воздуха к назогастральному зонду и ввести воздух, одновременно выслушивая звуки в области эпигастрия при помощи стетоскопа (булькающие звуки).

4 Очистить наружные носовые ходы увлажненными физиологическим раствором марлевыми салфетками.

5 Нанести вазелин на слизистую оболочку, соприкасающуюся с зондом (исключение – манипуляции, связанные с оксигенотерапией.

6 Каждые 4 часа выполнять уход за полостью рта: увлажнять полость рта и губы.

7 Каждые 3 часа (по назначению врача) промывать зонд 20-30 мл физиологического раствора. Для этого подсоединить шприц, наполненный физиологическим раствором, к зонду, медленно и аккуратно ввести жидкость в зонд; аккуратно провести аспирацию жидкости, обратить внимание на ее внешний вид и вылить в отдельную жидкость.

Окончание процедуры:

1 Снять пластырь и наклеить заново, если он отклеился или сильно загрязнен.

2 Продезинфицировать и утилизировать использованные материалы. Обработать мембрану фонендоскопа дезинфектантом или антисептиком.

3 Снять перчатки, поместить их в контейнер для дезинфекции

4 Обработать руки гигиеническим способом, осушить.

5 Промывание зонда нужно проводить с приподнятым головным концом.

Основные манипуляции