Методы естествознания. Аналогия - метод научного исследования, когда знания о неизвестных предметах и явлениях достигаются на основе сравнения с общими признаками предметов и явлений, которые исследователю известны

Методы естествознания

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы:

Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все его ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда его запланированному образцу. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в «чистом» виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины. Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в области физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т.д.).

Аналогия - метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного в ходе рассмотрения какого-либо одного объекта, на другой, менее изученный и в данный момент изучаемый. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, что позволяет получить вполне достоверные знания об изучаемом предмете. Применение метода аналогии в научном познании требует определенной осторожности. Здесь чрезвычайно важно четко выявить условия, при которых он работает наиболее эффективно. Однако в тех случаях, когда можно разработать систему четко сформулированных правил переноса знаний с модели на прототип, результаты и выводы по методу аналогии приобретают доказательную силу.

Моделирование - метод научного познания, основанный на изучении каких- либо объектов посредством их моделей. Появление этого метода вызвано тем, что иногда изучаемый объект или явление оказываются недоступными для прямого вмешательства познающего субъекта или такое вмешательство по ряду причин является нецелесообразным. Моделирование предполагает перенос исследовательской деятельности на другой объект, выступающий в роли заместителя интересующего нас объекта или явления. Объект-заместитель называют моделью, а объект исследования - оригиналом, или прототипом. При этом модель выступает как такой заместитель прототипа, который позволяет получить о последнем определенное знание. Таким образом, сущность моделирования как метода познания заключается в замещении объекта исследования моделью, причем в качестве модели могут быть использованы объекты как естественного, так и искусственного происхождения. Возможность моделирования основана на том, что модель в определенном отношении отображает какие-либо стороны прототипа. При моделировании очень важно наличие соответствующей теории или гипотезы, которые строго указывают пределы и границы допустимых упрощений.

Современной науке известно несколько типов моделирования:

1) предметное моделирование, при котором исследование ведется на модели, воспроизводящей определенные геометрические, физические, динамические или функциональные характеристики объекта-оригинала;

2) знаковое моделирование, при котором в качестве моделей выступают схемы, чертежи, формулы. Важнейшим видом такого моделирования является математическое моделирование, производимое средствами математики и логики;

3) мысленное моделирование, при котором вместо знаковых моделей используются мысленно-наглядные представления этих знаков и операций с ними. В последнее время широкое распространение получил модельный эксперимент с использованием компьютеров, которые являются одновременно и средством, и объектом экспериментального исследования, заменяющими оригинал. В таком случае в качестве модели выступает алгоритм (программа) функционирования объекта.

Анализ - метод научного познания, в основу которого положена процедура мысленного или реального расчленения предмета на составляющие его части. Расчленение имеет целью переход от изучения целого к изучению его частей и осуществляется путем абстрагирования от связи частей друг с другом. Анализ - органичная составная часть всякого научного исследования, являющаяся обычно его первой стадией, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств и признаков.

Синтез - это метод научного познания, в основу которого положена процедура соединения различных элементов предмета в единое целое, систему, без чего невозможно действительно научное познание этого предмета. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единства знаний, полученных с помощью анализа. В синтезе происходит не просто объединение, а обобщение аналитически выделенных и изученных особенностей объекта. Положения, получаемые в результате синтеза, включаются в теорию объекта, которая, обогащаясь и уточняясь, определяет пути нового научного поиска.

Индукция - метод научного познания, представляющий собой формулирование логического умозаключения путем обобщения данных наблюдения и эксперимента. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость признаков в ряду предметов определенного класса. Заключение по индукции представляет собой вывод об общих свойствах всех предметов, относящихся к данному классу, на основании наблюдения достаточно широкого множества единичных фактов. Обычно индуктивные обобщения рассматриваются как опытные истины, или эмпирические законы. Различают полную и неполную индукцию. Полная индукция строит общий вывод на основании изучения всех предметов или явлений данного класса. В результате полной индукции полученное умозаключение имеет характер достоверного вывода. Суть неполной индукции состоит в том, что она строит общий вывод на основании наблюдения ограниченного числа фактов, если среди последних не встретились такие, которые противоречат индуктивному умозаключению. Поэтому естественно, что добытая таким путем истина неполна, здесь мы получаем вероятностное знание, требующее дополнительного подтверждения.

Дедукция - метод научного познания, который заключается в переходе от некоторых общих посылок к частным результатам-следствиям. Умозаключение по дедукции строится по следующей схеме; все предметы класса «А» обладают свойством «В»; предмет «а» относится к классу «А»; значит «а» обладает свойством «В». В целом дедукция как метод познания исходит из уже познанных законов и принципов. Поэтому метод дедукции не позволяет получить содержательно нового знания. Дедукция представляет собой лишь способ логического развертывания системы положений на базе исходного знания, способ выявления конкретного содержания общепринятых посылок. Решение любой научной проблемы включает выдвижение различных догадок, предположений, а чаще всего более или менее обоснованных гипотез, с помощью которых исследователь пытается объяснить факты, не укладывающиеся в старые теории. Гипотезы возникают в неопределенных ситуациях, объяснение которых становится актуальным для науки. Кроме того, на уровне эмпирических знаний (а также на уровне их объяснения) нередко имеются противоречивые суждения. Для разрешения этих проблем требуется выдвижение гипотез. Гипотеза представляет собой всякое предположение, догадку или предсказание, выдвигаемое для устранения ситуации неопределенности в научном исследовании. Поэтому гипотеза есть не достоверное знание, а вероятное, истинность или ложность которого еще не установлены. Любая гипотеза должна быть обязательно обоснована либо достигнутым знанием данной науки, либо новыми фактами (неопределенное знание для обоснования гипотезы не используется). Она должна обладать свойством объяснения всех фактов, которые относятся к данной области знания, систематизации их, а также фактов за пределами данной области, предсказывать появление новых фактов (например, квантовая гипотеза М. Планка, выдвинутая в начале XX в., привела к созданию квантовой механики, квантовой электродинамики и др. теорий). При этом гипотеза не должна противоречить уже имеющимся фактам. Гипотеза должна быть либо подтверждена, либо опровергнута. Для этого она должна обладать свойствами фальсифицируемости и верифицируемости. Фальсификация- процедура, устанавливающая ложность гипотезы в результате экспериментальной или теоретической проверки. Требование фальсифицируемости гипотез означает, что предметом науки может быть только принципиально опровергаемое знание. Неопровержимое знание (например, истины религии) к науке отношения не имеет. При этом сами по себе результаты эксперимента опровергнуть гипотезу не могут. Для этого нужна альтернативная гипотеза или теория, обеспечивающая дальнейшее развитие знаний. В противном случае отказа от первой гипотезы не происходит. Верификация - процесс установления истинности гипотезы или теории в результате их эмпирической проверки. Возможна также косвенная верифицируемость, основанная на логических выводах из прямо верифицированных фактов.

Частные методы - это специальные методы, действующие либо только в пределах отдельной отрасли науки, либо за пределами той отрасли, где они возникли. Таков метод кольцевания птиц, применяемый в зоологии. А методы физики, использованные в других отраслях естествознания, привели к созданию астрофизики, геофизики, кристаллофизики и др. Нередко применяется комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, молекулярная биология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, кибернетики.


Тема 2. Современная организация научной работы .

Важную роль в успехе научного исследования играет правильная организация научной работы, а также своевременный поиск источников финансирования научно-исследовательской работы.

Классификация наук - многоступенчатое, разветвленное деление наук, использующее на разных этапах деления разные основания. Все науки обычно делятся на три группы: естественные науки, социальные и гуманитарные науки, формальные науки.

К естественным наукам относятся физика, химия, науки биологического ряда и др. Некоторые естественные науки, как, напр., космология, рассматривают исследуемые ими объекты в развитии и оказываются, т.о., близкими к гуманитарным наукам, а именно к наукам исторического ряда. Др. естественные науки, как, к примеру, география или физическая антропология, формулируют сравнительные оценки и тяготеют к таким социальным наукам, как социология и экономическая наука. Поле естественных наук является, т.о., весьма разнородным. Различия отдельных естественных наук настолько велики, что невозможно выделить какую-то одну из них в качестве парадигмы «естественно-научного познания». Идея неопозитивизма о том, что физика является тем образцом, на который должны ориентироваться все др. науки (исключая формальные), является контрпродуктивной. Физика не способна служить в качестве образца даже для самих естественных наук. Ни космология, ни биология, ни тем более физическая антропология не похожи в своих существенных чертах на физику. Попытка распространить на эти научные дисциплины методологию физики, взятую в сколь-нибудь полном объеме, не может привести к успеху, тем не менее определенное внутреннее единство естественных наук имеется: они стремятся описывать исследуемые ими фрагменты реальности, а не оценивать их; даваемые данными науками описания обычно формулируются в терминах не абсолютных, а сравнительных понятий (временной ряд «раньше-позже-одновременно», пространственные отношения «ближе-дальше», каузальное отношение, отношение «вероятнее, чем» и т.п.).

В число социальных наук входят экономическая наука, социология, политические науки, социальная психология и т.п. Для этих наук характерно, что они не только описывают, но и оценивают, причем очевидным образом тяготеют не к абсолютным, а к сравнительным оценкам, как и вообще к сравнительным понятиям. К гуманитарным наукам относятся науки исторического ряда, лингвистика (индивидуальная), психология и др. Одни из этих наук тяготеют к чистым описаниям (напр., история), другие - сочетают описание с оценкой, причем предпочитают абсолютные оценки (напр., психология). Гуманитарные науки используют, как правило, не сравнительные, а абсолютные категории (временной ряд «было-есть-будет», пространственные характеристики «здесь-там», понятие предопределенности, или судьбы и т.п.). Область социальных и гуманитарных наук еще более разнородна, чем область естественных наук. Идея отыскать научную дисциплину, которая могла бы служить образцом социогуманитарного познания, нереалистична. История, старающаяся избегать оценок и всегда обсуждающая прошлое только с т.зр. настоящего, не может служить образцом для социологии или экономической науки, включающих явные и неявные сравнительные оценки и использующих временной ряд «раньше-одновременно-позже», не предполагающий «настоящего»; политические науки не способны дать каких-то образцов для психологии или лингвистики и т.д. Поиски парадигмальной социальной или гуманитарной дисциплины еще более утопичны, чем поиски «образцовой» естественной науки.

Между собственно социальными и гуманитарными науками лежат науки, которые можно назвать нормативными: этика, эстетика, искусствоведение и т.п. Эти науки формируют, подобно социальным наукам, оценки (и их частный случай - нормы), однако даваемые ими оценки являются, как правило, не сравнительными, а абсолютными. В использовании абсолютных оценок нормативные науки напоминают собственно гуманитарные науки, всегда рассуждающие в координатах абсолютных категорий.

К формальным наукам относятся логика и математика. Их подход к исследуемым объектам настолько абстрактен, что получаемые результаты находят приложение при изучении всех областей реальности.

Приведенная классификация наук опирается на две оппозиции: «оценка - описание» и «абсолютные понятия - сравнительные понятия». Все науки сначала делятся на естественные науки, тяготеющие к описанию в системе сравнительных категорий, и социальные и гуманитарные науки, тяготеющие к оценке в системе абсолютных категорий; затем последние подразделяются на социальные, нормативные и гуманитарные науки. Такая классификация не является единственно возможной. Существуют многообразные иные основания деления наук.

Магистратура – это вторая ступень высшего профессионального образования, предусматривающая специальную, индивидуальную для каждого студента программу обучения, направленную на подготовку к самостоятельным занятиям научно-исследовательской деятельностью. Подготовка в магистратуре включает сдачу кандидатских и семестровых зачетов и экзаменов, выполнение научных исследований по избранной теме, подготовку и защиту магистерской диссертации. Диплом магистра, выдаваемый высшим учебным заведением лицу, завершившему обучение на второй ступени высшего образования и успешно прошедшему итоговую аттестацию, подтверждает право на обучение в аспирантуре (адъюнктуре) и (или) на трудоустройство с учетом ранее присвоенной квалификации специалиста с высшим образованием и обучения в магистратуре.

Аспирантура.

По оценкам ЮНЕСКО в ХХI в. в высокоразвитых странах число научных работников должно составить 2–5% населения. Таким образом, подготовка научных кадров фактически превратилась в индустрию и осуществляется в сфере послевузовского профессионального образования, которая распределена по всем научным секторам. Основные формы подготовки – аспирантура и докторантура.

Обучение в аспирантуре всегда было престижным, поскольку ее выпускники считаются специалистами высшей квалификации. Само слово «аспирант» происходит от латинского aspirans (aspirantis) – домогающийся чего-нибудь, стремящийся к чему-либо.

Суть обучения в аспирантуре состоит в подготовке ученых. Обучение аспиранта основано на проведении самостоятельного научного исследования. Результаты исследования представляются в диссертации, научном произведении, выполненном, как правило, в форме рукописи и имеющем квалификационный характер. Диссертация должна быть научной квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложение научно обоснованных технических, экономических или технологических разработок, обеспечивающих решение важных прикладных задач. Таким образом, исследование аспиранта должно быть направлено на новые решения актуальной задачи.

Исследование аспиранта и работа над диссертацией занимают большую часть времени его обучения. Но, помимо готовой рукописи диссертации, для получения ученой степени необходимы результаты сдачи экзаменов кандидатского минимума (кандидатских экзаменов). Эти экзамены выступают как «надстройка» над проводимым исследованием, так как аспирант должен сначала выявить недостаток знаний, что возможно только после начала исследования, а затем компенсировать его при подготовке к экзаменам, заодно изучая другие вопросы.

На первых этапах обучения у аспиранта есть повод для серьезных раздумий о своей специальности. Этот вопрос нужно обязательно обсудить с научным руководителем. После утверждения специальности следует также поинтересоваться у руководителя о диссертациях, за которые уже присуждены степени и, по его мнению, наиболее ярко демонстрируют требования к этой специальности.

Название ученой степени дополняется названием отрасли науки, к которой относится специальность ученого. Все специальности, в рамках которых проводятся диссертационные исследования, классифицируются по номенклатуре специальностей научных работников. Классификатор называется шифром специальности, и в его состав входят: шифр отрасли науки (2 знака), шифры группы специальностей и самой специальности (также по два знака). Шифр никогда не приводится частично, только все 6 цифр, разделенные точками.

Например:

Номенклатура специальностей утверждается специальными постановлениями, имеющими, как правило, три приложения:

· приложение №1 доступно для всеобщего распространения,

· приложение №2 – для служебного пользования (ДСП),

· приложение №3 секретно (известно, что ученые степени могут также присуждаться в отрасли военных наук).

Отрасли взаимосвязаны, поэтому для многих специальностей предусмотрена возможность присуждения степени по двум или нескольким отраслям наук. Например, диссертация по специальности 08.00.13 – «Математические и инструментальные методы в экономике» может быть представлена на соискание степени кандидата экономических или физико-математических наук, что заранее накладывает на исследование специфические ограничения. В то же время, наличие в аспирантуре специальности само по себе не означает возможность защитить диссертацию по любой из отраслей наук, имеющих к ней отношение. В дополнение к специальности, уже вне рамок аспирантуры должен действовать диссертационный совет, имеющий право присуждения ученых степеней в той или иной отрасли науки. Право присуждения степеней диссертационный совет получает в случае соответствующей специализации ученых, входящих в его состав.

В течение всего срока обучения у аспиранта есть научный руководитель. В зависимости от обстоятельств, научный руководитель может быть для аспиранта наставником, консультантом, посредником, коллегой. Очень важно правильно оценить роль научного руководителя. Он оказывает научную и методическую помощь, контролирует выполнение работы, может оказывать психологическую поддержку, давать рекомендации по поводу участия аспирантов в учебном процессе. Опыт научного руководителя нередко оказывается незаменимым. Нормативами определяется, что объем работы научного руководителя, связанный с одним аспирантом, равен пяти академическим часам ежемесячно.

Общение аспиранта с научным руководителем – наиболее существенное взаимодействие в рамках аспирантуры. Поскольку самостоятельность – важнейшая особенность обучения аспирантов, инициатива в общении всегда должна оставаться за ними. Многие научные руководители, к тому же, расценивают эту инициативу как показатель потенциала аспирантов и крайне редко сетуют на их чрезмерную энергию. Совместная деятельность научного руководителя и аспиранта должна быть нацелена на принятие совместных решений по результатам выполненной аспирантом работы. Таким образом, перед каждой встречей с научным руководителем следует как можно конкретнее представлять, что именно от него требуется: мнение о рабочем плане, рекомендации по использованию методов, помощь в редактировании статьи и т.д.

Стремясь к цели своего исследования, аспирант может стать в выбранной области даже более компетентен, чем его научный руководитель, поэтому аспирант должен заранее понимать, что не всякий его вопрос найдет ответ у научного руководителя.

В процессе обучения аспирант может почувствовать, что научный руководитель удовлетворяет не всем его требованиям. Это, как правило, происходит, когда исследование аспиранта находится «на стыке» специализаций разных кафедр или областей знаний. В таком случае аспирант вправе просить о назначении второго научного руководителя, который сможет консультировать его по вопросам второй специализации. Второй научный руководитель (он может называться научным консультантом) необязательно должен иметь отношение к организации, в которой обучается аспирант, т. е. может и не быть сотрудником или даже внештатным преподавателем данного вуза. Несмотря на то, что работа второго научного руководителя, как правило, не оплачивается, многие ученые, особенно молодые, могут быть заинтересованы участвовать в интересном исследовании. Кроме того, успешная защита диссертации аспирантом – всегда серьезная заслуга его руководителя, даже если он являлся вторым.

Оконченная диссертация представляется на кафедру для предзащиты. Предзащита – обсуждение на заседании кафедры представленной диссертации и принятие решения относительно ее готовности к защите. Как правило, на предзащите аспиранту делаются замечания, требующие внесения изменений в рукопись. С момента предзащиты до защиты обычно проходит не менее трех месяцев. При этом на подготовку к защите после окончания аспирантуры выделяется только один месяц. Далее статус аспиранта уже безвозвратно теряется, а статус кандидата наук появляется только в течение четырех месяцев после поступления дела соискателя в ВАК. Это может иметь нежелательные последствия 2 , поэтому следует заранее запланировать дату предзащиты за 2-3 месяца до окончания обучения.

Формально успешным результатом подготовки аспиранта является присуждение ему научной квалификации – ученой степени кандидата наук. Ученая степень кандидата наук присуждается диссертационным советом по итогам публичной защиты диссертации, а затем утверждается Высшей аттестационной комиссией Республики Беларусь, который оформляет бланк диплома кандидата наук и отправляет его в диссертационный совет. Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом по ходатайству диссертационного совета, поэтому все дипломы в РБ, подтверждающие присуждение ученой степени, являются дипломами государственного образца. Общественная аттестация при присуждении ученых степеней в РБ не допускается.

За рубежом ученая степень, близкая по уровню к степени кандидата наук, называется Ph. D. – Doctor of Philosophy, что означает владение обладателем степени методологией науки. Следует отметить, что из названия степени Ph. D. неясно, с какими именно науками имел или имеет дело ученый, т. к. за рубежом не принята жесткая привязка проводимых исследований к специальностям.

Ученым и преподавателям с большим профессиональным опытом присваиваются ученые звания: доцента, старшего научного сотрудника, профессора. Наличие ученого звания доцента и профессора подтверждаются аттестатами государственного образца. Ученые звания доцента и старшего научного сотрудника присуждаются учеными советами вузов, процедура присвоения ученого звания профессора несколько сложнее. На кафедрах существуют также должности профессоров и доцентов, и их не всегда занимают люди, имеющие соответствующие ученые звания, что вполне допустимо. Указывая статус научного руководителя в официальных документах, аспирантам следует быть внимательнее и лучше уточнить все реквизиты.

Помимо ученых званий, существуют также академические звания члена-корреспондента и академика.

Успешно защитившие диссертации аспиранты получают статус молодых ученых. Таких специалистов отличают способности к самообучению, самодисциплине, объективной оценке ситуации. Они часто проницательны в своих суждениях, умеют вносить рациональные идеи, обладают навыками обработки больших объемов информации, ее профессионального анализа, обобщения и изложения.

Какими бы призрачными не выглядели перспективы современных аспирантов, им необходимо иметь общее представление о своей потенциальной научной карьере. Молодыми ученые, по всеобщему признанию, являются до 35 лет и до этого возраста в большинстве объявляемых научных конкурсов они могут выступать на правах аспирантов. Подобные конкурсы имеют различную тематику и проводятся академией наук, общественными организациями, ассоциациями и т. д. В качестве призов победителям могут выступать гранты на обучение и стажировки, почетные дипломы и медали, реже – денежные выплаты. Аспирантам такие конкурсы также могут оказаться полезными как возможность новых знакомств и совершенствования навыков изложения и оформления научных работ.

Другая альтернатива для кандидата наук – продолжение исследований для оформления диссертации на соискание степени доктора наук. Соискатели ученой степени доктора наук по какой-либо специальности необязательно должны быть кандидатами наук именно по этой специальности или в этой отрасли наук. Поэтому кандидат экономических наук может стать доктором технических наук и т. д.

Вполне вероятный путь молодых ученых – преподавательская работа. Она может сочетаться с иной профессиональной деятельностью, это даже предпочтительнее. Любой вуз заинтересован в том, чтобы лекции студентам читали профессионалы, имеющие ученую степень. Такая деятельность всегда имеет достойно оплачиваемый спрос.

Кроме того, кандидатам наук предоставляется льготная возможность присвоения ученого звания доцента по кафедре. Необходимые условия для этого:

· иметь стаж педагогической работы не менее трех лет (возможно, по совместительству, но срок обучения в аспирантуре не учитывается);

· проработать в должности доцента не менее одного календарного года (возможно, по совместительству);

Руководство вузов обычно предполагает занятие выпускниками аспирантуры административных и управленческих должностей. Безусловно, существуют и иные формы партнерских отношений аспирантов и вуза (в фирмах аспирантов могут проходить практику студенты-дипломники, со временем ожидается выполнение силами аспирантов НИР на основе хоз. договоров и т. д.) Наиболее благоприятный сценарий научной карьеры означает для сегодняшних аспирантов получение в возрасте 40 лет ученой степени доктора наук и ученого звания профессора.

Поскольку очные аспиранты уже являются специалистами с высшим профессиональным образованием, с ними устанавливаются кадровые отношения, т.е. обучение в аспирантуре является, по сути, профессиональной деятельностью. Как и положено, в подобных условиях, происходит фиксирование даты зачисления в трудовой книжке.

Cмотрите так же...
Шпаргалки по философии для кандидатского минимума Часть 1
Философия и естествознание: концепции взаимоотношений (метафизическая, трансцендентальная, антиметафизическая, диалектическая).
Природа как объект философствования. Особенности познания природы.
Естествознание: его предмет, сущность, структура. Место естествознания в системе наук
Научная картина мира и её исторические формы. Естественнонаучная картина природы
Проблема объективности знания в современных естественных науках
Современная наука и изменение формирования мировоззренческих установок техногенной цивилизации
Взаимодействие естественных наук друг с другом. Науки о неживой природе и науки о живой природе
Конвергенция естественнонаучного и социально-гуманитарного знания в неклассической науке
Методы естествознания и их классификация.
Математика и естествознание. Возможности применения математики и компьютерного моделирования
Эволюция понятий пространства и времени в истории естествознания
Философия и физика. Эвристические возможности натурфилософии
Проблема дискретности материи
Идеи детерминизма и индетерминизма в естествознании
Принцип дополнительности и его философские интерпретации. Диалектика и квантовая механика
Антропный принцип. Вселенная как «экологическая ниша» человечества.
Проблема происхождения Вселенной. Модели Вселенной.
Проблема поиска внеземных цивилизаций как междисциплинарное направление научного поиска. Концепции ноокосмологии (И. Шкловский, Ф. Дрейк, К. Саган).
. Философские проблемы химии. Соотношение физики и химии.
. Проблема законов биологии
Эволюционная теория: ее развитие и философские интерпретации.
Философия экологии: предпосылки становления.
Этапы развития научной теории биосферы.
Взаимодействие человека и природы: пути его гармонизации.
Философия медицины и медицина как наука. Философские категории и понятия медицины
Проблема происхождения и сущности жизни в современной науке и философии
Понятие информации. Теоретико-информационный подход в современной науке.
Искусственный интеллект и проблема сознания в современной науке и философии
Кибернетика и общая теория систем, их связь с естествознанием.
Роль идей нелинейной динамики и синергетики в развитии современного естествознания.
Роль современного естествознания в преодолении глобальных кризисов.
Постнеклассическое естествознание и поиск нового типа рациональности. Исторически развивающиеся, человекоразмерные объекты, комплексные системы как объекты исследования в постнеклассическом естествознании
Этические проблемы современного естествознания. Кризис идеала ценностно-нейтрального научного исследования
Естествознание, технические науки и техника
All Pages

Методы естествознания и их классификация.

С появлением потребности получения знаний возникла потребность в анализе и оценке различных методов – т.е. в методологии.

Конкретные научные методы отражают тактику исследования, а общенаучные – стратегию.

Метод познания – способ организации средств, приемов теоретической и практической деятельности.

Метод является основным теоретическим инструментом получения и упорядочения научного знания.

Виды методов естествознания:

– общие (касаются любой науки) – единство логического и исторического, восхождение от абстрактного к конкретному;

– особенные (касаются только одной стороны изучаемого объекта) – анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция и др.;

– частные, которые действуют только в определенной области знаний.

Методы естествознания:

наблюдение – начальный источник информации, целенаправленный процесс восприятия предметов или явлений, используется там, где нельзя поставить прямой эксперимент, например в космологии (частные случаи наблюдения – сравнение и измерение);

анализ – основан на мысленном или реальном расчленении предмета на части, когда от цельного описания объекта переходят к его строению, составу, признакам и свойствам;

синтез – основан на соединении различных элементов предмета в единое целое и обобщении выделенных и изученных особенностей объекта;

индукция – состоит в формулировании логического умозаключения на основе обобщений данных эксперимента и наблюдений; логические рассуждения идут от частного к общему, обеспечивая лучшее осмысление и переход на более общий уровень рассмотрения проблемы;

дедукция – метод познания, состоящий в переходе от некоторых общих положений к частным результатам;

гипотеза – предположение, выдвигаемое для разрешения неопределенной ситуации, она призвана объяснить или систематизировать некоторые факты, относящиеся к данной области знания или находящиеся за ее пределами, но при этом не противоречить уже существующим. Гипотеза должна быть подтверждена или опровергнута;

метод сравнений – применяется при количественном сопоставлении исследуемых свойств, параметров объектов или явлений;

эксперимент – опытное определение параметров исследуемых объектов или предметов;

моделирование – создание модели интересующего исследователя предмета или объекта и проведение над ним эксперимента, наблюдения и дальнейшее наложение полученных результатов на изучаемый объект.

Общие методы познания касаются любой дисциплины и дают возможность соединить все этапы процесса познания. Эти методы используются в любой области исследования и позволяют выявлять связи и признаки исследуемых объектов. В истории науки исследователи к таким методам относят метафизический и диалектический методы. Частные методы научного познания – это методы, применяющиеся только в отдельной отрасли науки. Различные методы естествознания (физики, химии, биологии, экологии и т. д.) являются частными по отношению к общему диалектическому методу познания. Иногда частные методы могут использоваться за пределами тех отраслей естествознания, в которых они возникли. Например, физические и химические методы используются в астрономии, биологии, экологии. Часто исследователи применяют комплекс взаимосвязанных частных методов к изучению одного предмета. Например, экология одновременно пользуется методами физики, математики, химии, биологии. Частные методы познания связаны с особенными методами. Особенные методы исследуют определенные признаки изучаемого объекта. Они могут проявляться на эмпирическом и на теоретическом уровнях познания и быть универсальными.

Наблюдение представляет собой целенаправленный процесс восприятия предметов действительности, чувственное отражение объектов и явлений, в ходе которого человек получает первичную информацию об окружающем мире. Поэтому исследование чаще всего начинается с наблюдения, и лишь потом исследователи переходят к другим методам. Наблюдения не связаны с какой-либо теорией, но цель наблюдения всегда связана с некой проблемной ситуацией. Наблюдение предполагает наличие определенного плана исследования, предположение, подвергаемое анализу и проверке. Наблюдения используются там, где нельзя поставить прямой эксперимент (в вулканологии, космологии). Результаты наблюдения фиксируются в описании, отмечающем те признаки и свойства изучаемого объекта, которые являются предметом изучения. Описание должно быть максимально полным, точным и объективным. Именно описания результатов наблюдения составляют эмпирический базис науки, на их основе создаются эмпирические обобщения, систематизация и классификация.

Измерение – это определение количественных значений (характеристик) изучаемых сторон или свойств объекта с помощью специальных технических устройств. Большую роль в исследовании играют единицы измерения, с которыми сравниваются полученные данные.

Эксперимент – более сложный метод эмпирического познания по сравнению с наблюдением. Он представляет собой целенаправленное и строго контролируемое воздействие исследователя на интересующий объект или явление для изучения его различных сторон, связей и отношений. В ходе экспериментального исследования ученый вмешивается в естественный ход процессов, преобразует объект исследования. Специфика эксперимента состоит также в том, что он позволяет увидеть объект или процесс в чистом виде. Это происходит за счет максимального исключения воздействия посторонних факторов.

Абстрагирование – мысленное отвлечение от всех свойств, связей и отношений изучаемого объекта, которые считают несущественными. Таковы модели точки, прямой линии, окружности, плоскости. Результат процесса абстрагирования называется абстракцией. Реальные объекты в каких-то задачах могут быть заменены этими абстракциями (Землю при движении вокруг Солнца можно считать материальной точкой, но нельзя при движении по ее поверхности).

Идеализация представляет операцию мысленного выделения какого-то одного важного для данной теории свойства или отношения, мысленного конструирования объекта, наделенного этим свойством (отношением). В результате идеальный объект обладает только этим свойством (отношением). Наука выделяет в реальной действительности общие закономерности, которые существенны и повторяются в различных предметах, поэтому приходится идти на отвлечения от реальных объектов. Так образуются такие понятия, как «атом», «множество», «абсолютно черное тело», «идеальный газ», «сплошная среда». Полученные таким образом идеальные объекты в действительности не существуют, так как в природе не может быть предметов и явлений, имеющих только одно свойство или качество. При применении теории необходимо вновь сопоставить полученные и использованные идеальные и абстрактные модели с реальностью. Поэтому важны выбор абстракций в соответствии с их адекватностью данной теории и последующее исключение их.

Среди особенных универсальных методов исследований выделяют анализ, синтез, сравнение, классификацию, аналогию, моделирование.

Анализ – одна из начальных стадий исследования, когда от цельного описания объекта переходят к его строению, составу, признакам и свойствам. Анализ – метод научного познания, в основе которого лежит процедура мысленного или реального разделения объекта на составляющие его части и их отдельное изучение. Невозможно познать сущность объекта, только выделяя в нем элементы, из которых он состоит. Когда путем анализа частности исследуемого объекта изучены, он дополняется синтезом.

Синтез – метод научного познания, в основе которого лежит объединение выделенных анализом элементов. Синтез выступает не как метод конструирования целого, а как метод представления целого в форме единственных знаний, полученных с помощью анализа. Он показывает место и роль каждого элемента в системе, их связь с другими составными частями. Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга, синтез – обобщает аналитически выделенные и изученные особенности объекта. Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности человека. Человек научился мысленно анализировать и синтезировать лишь на основе практического разделения, постепенно осмысливая то, что происходит с объектом при выполнении практических действий с ним. Анализ и синтез являются компонентами аналитико-синтетического метода познания.

Сравнение – метод научного познания, позволяющий установить сходство и различие изучаемых объектов. Сравнение лежит в основе многих естественнонаучных измерений, составляющих неотъемлемую часть любых экспериментов. Сравнивая объекты между собой, человек получает возможность правильно познавать их и тем самым правильно ориентироваться в окружающем мире, целенаправленно воздействовать на него. Сравнение имеет значение, когда сравниваются действительно однородные и близкие по своей сущности объекты. Метод сравнения выделяет отличия исследуемых объектов и составляет основу любых измерений, то есть основу экспериментальных исследований.

Классификация – метод научного познания, который объединяет в один класс объекты, максимально сходные друг с другом в существенных признаках. Классификация позволяет свести накопленный многообразный материал к сравнительно небольшому числу классов, типов и форм и выявить исходные единицы анализа, обнаружить устойчивые признаки и отношения. Как правило, классификации выражаются в виде текстов на естественных языках, схем и таблиц.

Аналогия – метод познания, при котором происходит перенос знания, полученного при рассмотрении какого-либо объекта, на другой, менее изученный, но схожий с первым по каким-то существенным свойствам. Метод аналогии основывается на сходстве предметов по ряду каких-либо признаков, причем сходство устанавливается в результате сравнения предметов между собой. Таким образом, в основе метода аналогии лежит метод сравнения.

Метод аналогии тесно связан с методом моделирования, который представляет собой изучение каких-либо объектов с помощью моделей с дальнейшим переносом полученных данных на оригинал. В основе этого метода лежит существенное сходство объекта-оригинала и его модели. В современных исследованиях используют различные виды моделирования: предметное, мысленное, символическое, компьютерное.

Методы естествознания

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Методы естествознания
Рубрика (тематическая категория) Философия

Методы естествознания могут быть подразделены на следующие группы˸

Общие методы, касающиеся любого предмета, любой науки. Это различные формы метода, дающего возможность связывать воедино все стороны процесса познания, все ᴇᴦο ступени, например, метод восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического. Это, скорее, общефилософские методы познания.

Особенные методы касаются лишь одной стороны изучаемого предмета или же определенного приема исследования˸ анализ, синтез, индукция, дедукция. К числу особенных методов также относятся наблюдение, измерение, сравнение и эксперимент. В естествознании особенным методам науки придается чрезвычайно важное значение, поэтому в рамках нашего курса необходимо более подробно рассмотреть их сущность.

Наблюдение - это целенаправленный строгий процесс восприятия предметов действительности, которые не должны быть изменены. Исторически метод наблюдения развивается как составная часть трудовой операции, включающей в себя установление соответствия продукта труда ᴇᴦο запланированному образцу. Наблюдение как метод познания действительности применяется либо там, где невозможен или очень затруднен эксперимент (в астрономии, вулканологии, гидрологии), либо там, где стоит задача изучить именно естественное функционирование или поведение объекта (в этологии, социальной психологии и т.п.). Наблюдение как метод предполагает наличие программы исследования, формирующейся на базе прошлых убеждений, установленных фактов, принятых концепций. Частными случаями метода наблюдения являются измерение и сравнение.

Эксперимент - метод познания, при помощи которого явления действительности исследуются в контролируемых и управляемых условиях. Он отличается от наблюдения вмешательством в исследуемый объект, то есть активностью по отношению к нему. Проводя эксперимент, исследователь не ограничивается пассивным наблюдением явлений, а сознательно вмешивается в естественный ход их протекания путем непосредственного воздействия на изучаемый процесс или изменения условий, в которых проходит этот процесс. Специфика эксперимента состоит также в том, что в обычных условиях процессы в природе крайне сложны и запутанны, не поддаются полному контролю и управлению. Поэтому возникает задача организации такого исследования, при котором можно было бы проследить ход процесса в ʼʼчистомʼʼ виде. В этих целях в эксперименте отделяют существенные факторы от несущественных и тем самым значительно упрощают ситуацию. В итоге такое упрощение способствует более глубокому пониманию явлений и создает возможность контролировать немногие существенные для данного процесса факторы и величины. Развитие естествознания выдвигает проблему строгости наблюдения и эксперимента. Дело в том, что они нуждаются в специальных инструментах и приборах, которые последнее время становятся настолько сложными, что сами начинают оказывать влияние на объект наблюдения и эксперимента, чего по условиям быть не должно. Это прежде всего относится к исследованиям в сфере физики микромира (квантовой механике, квантовой электродинамике и т.д.).

На свете есть вещи поважнее самых
прекрасных открытий - это знание
методов, которыми они были сделаны.
Г. В Лейбниц

Что такое метод? Чем различаются анализ и синтез, индукция и дедукция?

Урок-лекция

Что такое метод . Методом в науке называют способ построения знания, форму практического и теоретического освоения действительности. Фрэнсис Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим путнику дорогу в темноте: «Даже хромой, идущий по дороге, опережает того, кто идет без дороги». Правильно выбранный метод должен быть ясным, логичным, вести к определенной цели, давать результат. Учение о системе методов называют методологией.

Методы познания, которые используют в научной деятельности, - это эмпирические (практические, экспериментальные) - наблюдение, эксперимент и теоретические (логические, рациональные) - анализ, синтез, сравнение, классификация, систематизация, абстрагирование, обобщение, моделирование, индукция, дедукция. В реальном научном познании эти методы используют всегда в единстве. Например, при разработке эксперимента требуется предварительное теоретическое осмысление проблемы, формулирование гипотезы исследования, а после проведения эксперимента необходима обработка результатов с использованием математических методов. Рассмотрим особенности некоторых теоретических методов познания.

Например, всех учеников старших классов школы можно разделить на подклассы - «девушки» и «юноши». Можно выбрать и другой признак, например рост. В этом случае классификацию возможно проводить по-разному: например, выделить границу роста 160 см и классифицировать учеников на подклассы «низкие» и «высокие» или разбить шкалу роста на отрезки в 10 см, тогда классификация будет более детальная. Если сравнить результаты такой классификации по нескольким годам, это позволит эмпирическим путем установить тенденции в физическом развитии учеников.

КЛАССИФИКАЦИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ . Классификация позволяет упорядочить исследуемый материал, группируя множество (класс) исследуемых объектов на подмножества (подклассы) в соответствии с выбранным признаком.

Классификация как метод может быть использована для получения новых знаний и даже служить основой для построения новых научных теорий. В науке обычно используют классификации одних и тех же объектов по разным признакам в зависимости от целей. Однако признак (основание для классификации) выбирается всегда один. Например, химики подразделяют класс «кислоты» на подклассы и по степени диссоциации (сильные и слабые), и по наличию кислорода (кислородсодержащие и бескислородные), и по физическим свойствам (летучие - нелетучие; растворимые - нерастворимые), и по другим признакам.

Классификация может изменяться в процессе развития науки. В середине XX в. исследование различных ядерных реакций привело к открытию элементарных (неделящихся) частиц. Первоначально их стали классифицировать по массе; так появились лептоны (мелкие), мезоны (промежуточные), барионы (крупные) и гипероны (сверхкрупные). Дальнейшее развитие физики показало, что классификация по массе имеет мало физического смысла, однако термины сохранились, в результате чего появились лептоны, значительно более массивные, чем барионы.

Классификацию удобно отражать в виде таблиц или схем (графов). Например, классификация планет Солнечной системы, представленная граф-схемой, может выглядеть так:

Обратите внимание на то, что планета Плутон в этой классификации представляет отдельный подкласс, не принадлежит ни к планетам земной группы, ни к планетам-гигантам. Это карликовая планета. Ученые отмечают, что Плутон по свойствам похож на астероид, каких может быть много на периферии Солнечной системы.

При изучении сложных систем природы классификация служит фактически первым шагом к построению естественно-научной теории. Следующим, более высоким уровнем является систематизация (систематика). Систематизация осуществляется на основе классификации достаточно большого объема материала. При этом выделяют наиболее существенные признаки, позволяющие представить накопленный материал как систему, в которой отражены все различные взаимосвязи между объектами. Она необходима в тех случаях, когда имеется многообразие объектов и сами объекты являются сложными системами. Результатом систематизации научных данных является систематика , или, иначе, таксономия. Систематика, как область науки, развивалась в таких областях знания, как биология, геология, языкознание, этнография.

Единицу систематики называют таксоном. В биологии таксоны - это, например, тип, класс, семейство, род, отряд и др. Они объединены в единую систему таксонов различного ранга по иерархическому принципу. Такая система включает описание всех существующих и вымерших организмов, выясняет пути их эволюции. Если ученые находят новый вид, то они должны подтвердить его место в общей системе. Могут быть внесены изменения и в саму систему, которая остается развивающейся, динамичной. Систематика позволяет легко ориентироваться во всем многообразии организмов - только животных известно около 1,5 млн видов, а растений - более 500 тыс. видов, не считая другие группы организмов. Современная биологическая систематика отражает закон Сент-Илера: «Все многообразие форм жизни формирует естественную таксономическую систему, состоящую из иерархических групп таксонов различного ранга».

ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ . Путь познания, при котором на основе систематизации накопленной информации - от частного к общему - делают вывод о существующей закономерности, называют индукцией . Этот метод как метод изучения природы был разработан английским философом Фрэнсисом Бэконом. Он писал: «Надо брать как можно больше случаев - как таких, где исследуемое явление есть налицо, так и таких, где оно отсутствует, но где его можно было бы ожидать встретить; затем надо расположить их методически... и дать наиболее вероятное объяснение; наконец, постараться проверить это объяснение дальнейшим сравнением с фактами».

Индукция не единственный путь получения научного знания о мире. Если экспериментальная физика, химия и биология строились как науки в основном за счет индукции, то теоретическая физика, современная математика в своей основе имели систему аксиом - непротиворечивых, умозрительных, достоверных с точки зрения здравого смысла и уровня исторического развития науки утверждений. Тогда знание можно построить на этих аксиомах путем выведения умозаключений от общего к частному, перехода от предпосылки к следствиям. Этот метод называют дедукцией . Его развивал Рене Декарт - французский философ и ученый.

Ярким примером получения знания об одном предмете разными путями является открытие законов движения небесных тел. И. Кеплер на основе большого количества данных наблюдений за движением планеты Марс в начале XVII в. открыл методом индукции эмпирические законы движения планет в Солнечной системе. В конце этого же века Ньютон вывел дедуктивным путем обобщенные законы движения небесных тел на основе закона всемирного тяготения.

Портреты Ф. Бэкона и В. Ливанова в образе Ш. Холмса Почему портреты ученого и литературного героя расположены рядом?

В реальной исследовательской деятельности методы научных исследований взаимосвязаны.

  • Пользуясь справочной литературой, найдите и выпишите определения следующих теоретических методов исследования: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение.
  • Проведите классификацию и составьте схему известных вам эмпирических и теоретических методов научного познания.
  • Согласны ли вы с точкой зрения французского писателя Вовнарта: «Ум не заменяет знания»? Ответ обоснуйте.

Методология естествознания

Если понять связи между процессами естествознания, то можно построить картину современного естествознания. Естествознание прошло несколько стадий: сбор естественнонаучной информации, затем её анализ. Стадия анализа уже некоторая составляющая методологии. Наука с ее развитием все более усложняется в методах.
    Общеметодологические проблемы естествознания:
  • Раскрытие всеобщей связи явлений природы (живой и неживой), установление сущности жизни, ее происхождение, физико-химические основы наследственности.
  • Раскрытие сущности явлений как в глубь материи (область элементарных частиц), так и в сторону макро (околоземных) и мега (далее) объектов.
  • Раскрытие реальных противоречий объектов природы, таких как корпускулярно-волновой дуализм (кто бы нам, юристам, сказал, что это такое?), частица и античастица, взаимоотношение динамических и статистических закономерностей (динамические законы отражают жесткую детерминированную связь между объектами, эта связь однозначна и предсказуема, если мы приложили силу к определенной точке, то мы знаем в какой момент и в каком месте она будет находиться); статистические закономерности (иногда их называют вероятностными законами, используют для описания анализа в системах, где очень много компонентов, где невозможно все точно предсказать), случайности и необходимости.
  • Выявление сущности качественного преобразования в природе (в естествознании важен не сам переход, а важны условия перехода в реальности и природа скачка, т.е. механизм), выявление соотношения между материей и сознанием. На современном этапе необходимы совершенно новые подходы.
Методология естествознания ориентирована на решение главной проблемы, проблемы управляемого развития научного знания.

Метод - это совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает исследователя системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владением методом означает знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия. Методология это область знания, занимающаяся изучением методов, оценкой их эффективности, сущности и применимости, методы научного познания принято подразделять по степени их общности, т.е. широте применимости в процессе научного исследования:

  • Первая группа это всеобщие методы: диалектический и метафизический, еще их называют общефилософскими методами.
  • Вторую группу методов составляют общенаучные методы, которые используются в самых различных областях наук, т.е. имеют широкий спектр междисциплинарного применения.
  • Третья группа методов: частнонаучные, которые используются только в рамках исследования какой-то конкретной науки или даже конкретного явления.
Эта трехступенчатая структура сообразуется с понятием системы. Эти методы по нисходящей, определяют разработку исследования от общего к частному, с использованием множества методов. Частнонаучные методы обычно вырабатываются применительно к конкретному исследованию, обычно в момент научной революции.

Существует два уровня познания, это эмпирический и теоретический. На эмпирическом уровне используют наблюдение, эксперимент, измерение. На теоретическом уровне используют идеализацию и формализацию. А метод моделирования можно использовать на обоих уровнях. В модели надо учесть множество факторов и оптимизировать их. Моделирование чаще используется на теоретическом уровне, когда имеется уже много фактов, их надо обобщить, квалифицировать прогнозировать. Математические методы моделирования проникли во все науки.

    Элементы структуры научного знания:
  1. Фактический материал или твердо установленный факт.
  2. Это результаты обобщения фактического материала выраженные в понятиях.
  3. Научные предположения (гипотезы).
  4. Нормы научного знания - это совокупность определенных, концептуальных и методологических установок, свойственных науке на каждом конкретно историческом этапе ее развития. Основной функцией является организация и регулирование процесса исследования. Выявление наиболее эффективных способов и путей решения проблемы. Смена этапов в науке приводит к изменению норм научного познания.
  5. Законы, принципы, теории.
  6. Стиль мышления, характеризуется двумя подходами (в основном) к рассмотрению объектов. Первое, это представление о простых динамических системах (это первый исторический тип мышления) и второе, это представление о сложных процессах, о самоорганизующихся системах.
Цель методологии - создать новые способы и методы для решения проблем современной науки.

Проблема управляемого развития :

С переходом на современном этапе естествознания к изучению больших и сложноорганизованных объектов (систем) прежние методы классического естествознания оказались не эффективными. Иначе, мир объектов предстал значительно более многообразным и сложным, чем ожидалось и те методы, которые позволяли изучить часть объектов и могли дать картину в статике, на современном этапе уже не могут быть применены. Сейчас мир понимается, как динамическая система, где компоненты взаимодействуют и приобретают новые качества.

Для изучения такой системы выработан системный подход (системное исследование объектов). Основатель теории систем Берталанфи развил первую систему, это австрийский биолог теоретик, и системный подход стал впервые применяться в биологии. Основная задача общей теории систем состоит в том, чтобы найти совокупность законов, объясняющих поведение функционирование и развитие всего класса объектов как целого. Это направлено на построение целостной теоретической модели классов объектов. В классической науке бралась система, в ней были какие-то компоненты (здесь аналогия механики, все сводилось к движению внутри системы, все системы рассматривались как закрытые системы). Сегодня можно поставить такой вопрос, существуют ли изолированные системы в принципе, ответ отрицательный. Естественными системами в природе являются открытые термодинамические системы, которые обмениваются с окружающей средой энергией, веществом и информацией. Особенности системного подхода:

  • При исследовании объекта как системы, компоненты этой системы рассматриваются не сами по себе отдельно, а с учетом их места в структуре целого.
  • Даже если компоненты системы одного класса, то при системном анализе они рассматриваются как наделенные разными свойствами, параметрами и функциями, но которые объединены общей программой управления.
  • При исследовании систем обязательно предполагается учет внешних условий их существования. Для высокоорганизованных систем (органических) оказывается недостаточным причинное описание их поведения. Это означает, что причинно-следственная связь является очень жесткой (в смысле однозначной), согласно таким представлениям считалось, что можно спрогнозировать весь процесс событий, это по классической школе. И случайность, и нелогичность рассматривались как некие недоразумения. Случайностям не уделялось достаточно внимания. Вместе с тем, когда ученые стали рассматривать поведение сложных высокоорганизованных систем (биологические, социальные, технические), то выявилось, что строгой предопределенности (однозначности прогнозирования) нет. Кризиса в науке в связи с этим не случилось, т.к. открытия в области естественных наук выявили общие закономерности конкретных систем, то эти закономерности стало возможным применить и к самой науке.
Эволюционно-синергетическая парадигма, создание такого подхода стало возможным на базе нового научного направления - синергетика. Синергетика - это наука о самоорганизации систем состоящих из множества подсистем самой различной природы. Тем самым подчеркивается универсальность этого методологического подхода, т.е. он применим в различных областях науки, в основе лежит понимание того, что в основе функциональных систем лежат сложные динамические системы самоорганизации. Другое определение синергетики - кооперация, сотрудничество, взаимодействие различных элементов систем.

Движение развития науки, поднятие на новый качественный уровень связывали с НТР. Если мы говорим о развитии сложных систем, то всегда имеется точка бифуркации (к этому моменту подходит любая сложная система на своём развитии). От этой точки развитие может пойти вниз, а может вверх. Применительно к сложным системам в точке бифуркации необходимо применить немного сил, чтобы развитие пошло вверх.

РАЗВИТИЕ
/ \
Хаос Порядок

Если раньше полагали, что развитие это только движение, и хаос воспринимали как жуткую бездну и не понимали, что есть взаимосвязь между хаосом и порядком. В результате скачка система приобретает новые свойства за счет внутренней упорядоченности (организации). Если говорить о твердых телах - это упорядоченность в структуре (кристаллическая решетка), таким образом, в природе мы тоже видим упорядоченность. Развитие порядка происходит через хаос. Выбор определяется и условиями внешнего воздействия на систему. Из точки бифуркации возможно два пути: переход к более высокой организации или разрушение системы (считай деградация). В науках есть критические точки развития, но есть нюанс, что в точке есть несколько путей выбора. Главный принцип в том, что если мы понимаем как развивается сложная система, не надо ей мешать, а при необходимости лишь слегка направить систему в нужном направлении. Положения из синергетического подхода:

  • Сложно организованным системам нельзя навязывать пути их развития. Наоборот следует понять, каким образом способствовать их собственным тенденциям развития. Следовательно, необходимо попытаться вывести на их собственные более эффективные пути развития.
  • Этот подход позволяет понять роль хаоса в качестве новой организации систем.
  • Позволяет понять и использовать моменты неустойчивости системы. Точка бифуркации как раз момент неустойчивости, где малое усилие порождает большие последствия. В моменты неустойчивости могут происходить изменения на более высоких уровнях организации материи.
  • Синергетика свидетельствует о том, что для сложных систем существует несколько альтернативных путей развития. Это положение позволяет сделать вывод, что в принципе существуют такие пути развития человека и природы, которые могли бы устроит человека и не наносить вреда природе. Для нахождения таких путей мы должны понять закономерности развития сложных систем.
  • Синергетика дает знания о том, как оперировать сложными системами.
  • Синергетика позволяет раскрыть закономерности протекания быстрых, нелинейных процессов, которые лежат в основе качественных преобразований системы.
С помощью каких законов можно описать объективные закономерности: с помощью динамических законов или статистических? Здесь возникает проблема соотношения законов. Другими словами речь идет: во-первых, о применимости законов, во-вторых, о соотношении законов, какие являются главными, а какие специальными. В рамках данной проблемы (соотношение законов) возникли два философских направления:
  1. Детерминизм - учение о причинной материальной обусловленности природных, социальных и психических явлений.
  2. Индетерминизм - учение, отрицающее какую-либо объективную причинную обусловленность явлений.
Соотносительно этим направлениям развивались физические теории.

Динамические законы. Первая и такая теория, которая соотносилась с детерминизмом - динамическая. Динамический закон - это физический закон, отображающий объективную закономерность в форме однозначной связи неких физических величин выраженных количественно. Исторически первой и простой явилась динамическая механика Ньютона. Лапласу принадлежит абсолютизация динамических закономерностей. Согласно его принципу все явления в мире детерминированы, т.е. предопределены необходимостью. А случайным явлениям и событиям, как объективной категории, не отводится никакого места. На определенной стадии развития таких законов возник вопрос о том, что динамические законы не единственные законы, что они не являются универсальными. Исторически это связано с изучением более сложных систем, а также со стремлением ученых проникнуть в глубь материи.

Статистические законы. Наряду с динамическими законами действуют законы иного рода, предсказания которых являются не определенными, а вероятностными. Но детерминизм не уходит из науки, а вышеназванный подход называется вероятностным детерминизмом - вероятностное прогнозирование объективных закономерностей на основе вероятностных законов. Такие законы получили название статистических. Это значит, что предсказать событие можно не однозначно, а с определенной степенью вероятности. Здесь оперируют срединными величинами и усредненными значениями. Вероятностными эти законы называются потому, что заключения, основанные на них, не следуют логически из имеющейся информации, а потому не являются однозначными. Т.к. сама информация носит статистический характер, эти законы называют статистическими. Логика выявления этих законов принадлежит Максвеллу. Вероятность имеет объективный характер, это означает, что на фоне множества событий обнаруживается определенная закономерность, выражаемая определённым числом.