Что такое теория общественно экономических формаций. Теория общественно-экономических формаций

(исторического материализма), отражающая закономерности исторического развития общества, восходящего от простых примитивных социальных форм развития к более прогрессивным, исторически определенный тип общества. Данное понятие также отражает социальное действие категорий и законов диалектики, знаменующее закономерный и неизбежный переход человечества из «царства необходимости в царство свободы» - в коммунизм. Категория общественно-экономической формации разрабатывалась Марксом в первых вариантах «Капитала»: «К критике политической экономии.» и в «Экономико-философских рукописях 1857 - 1859 гг.». В наиболее развитом виде она представлена в «Капитале».

Мыслитель считал, что все общества, несмотря на их специфику (которую Маркс никогда не отрицал), проходят одни и те же ступени или этапы общественного развития - общественно- экономические формации. Причем каждая общественно-экономическая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других социальных организмов (формаций). Всего он выделяет пять таких формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую; которые ранний Маркс сводит к трем: общественной (без частной собственности), частнособственнической и вновь общественной, но на более высокой уровне социального развития. Маркс считал, что определяющими в общественном развитии являются экономические отношения, способ производства, в соответствии с которым он и назвал формации. Мыслитель стал основоположником формационного подхода в социальной философии, считавшего, что существуют общие социальные закономерности развития различных обществ.

Общественно-экономическая формация состоит из экономического базиса общества и надстройки, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Главным в этом взаимодействии является экономический базис, экономическое развитие общества.

Экономический базис общества - определяющий элемент общественно-экономической формации, представляющий собой взаимодействие производительных сил общества и производственных отношений.

Производительные силы общества - силы, с помощью которых осуществляется процесс производства, состоящие из человека как главной производительной силы и средств производства (зданий, сырья, машин и механизмов, технологий производства и т. д.).

Производственные отношения - отношения между людьми, возникающие в процессе производства, связанные с их местом и ролью в производственном процессе, отношением собственности на средства производства, отношением к продукту производства. Как правило, тот, кто владеет средствами производства, тот и играет определяющую роль в производстве, остальные вынуждены продавать свою рабочую силу. Конкретное единство производительных сил общества и производственных отношений образует способ производства, определяющий экономический базис общества и всю общественно-экономическую формацию в целом.


Над экономическим базисом возвышается надстройка, представляющая собой систему идеологических общественных отношений, выражающихся в формах общественного сознания, во взглядах, теориях иллюзиях, чувствах различных социальных групп и общества в целом. Наиболее значимыми элементами надстройки являются право, политика, мораль, искусство, религия, наука, философия. Надстройка детерминирована базисом, но она может оказывать обратное воздействие на базис. Переход от одной общественно-экономической формации к другой связан, прежде всего, с развитием экономической сферы, диалектикой взаимодействия производительных сил и производственных отношений.

В этом взаимодействии производительные силы являются динамично развивающимся содержанием, а производственные отношения - формой, позволяющей существовать и развиваться производительным силам. На определенном этапе развитие производительных сил вступает в противоречие со старыми производственными отношениями и тогда наступает время социальной революции, осуществляющейся в результате классовой борьбы. Со сменой старых производственных отношений новыми, меняется способ производства и экономический базис общества. Со сменой экономического базиса меняется и надстройка, следовательно, происходит переход от одной общественно-экономической формации к другой.

Формационная и цивилизационная концепции общественного развития .

В социальной философии существует множество концепций развития общества. Однако основными являются формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Формационная концепция , разработанная марксизмом, считает, что существуют общие закономерности развития для всех обществ, независимо от их специфики. Центральное понятие данного подхода - общественно-экономическая формация.

Цивилизационная концепция общественного развития отрицает общие закономерности развития обществ. Цивилизационный подход наиболее полно представлен в концепции А. Тойнби .

Цивилизация , по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций. Все цивилизации Тойнби делит на основные (шумерская , вавилонская , минойская , эллинская - греческая, китайская, индусская, исламская, христианская) и локальные (американская, германская, русская и т. д.). Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальны цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. Каждая цивилизация исторически развивается в соответствии с движущими силами истории, главные из которых - вызов и ответ.

Вызов - понятие, отражающее угрозы, приходящие к цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, агрессия, войны, изменения климата и др.) и требующие адекватного ответа, без которого цивилизация может погибнуть.

Ответ - понятие, отражающее адекватную реакцию цивилизационного организма на вызов, т. е трансформация, модернизация цивилизации с целью выживания и дальнейшего развития. Большую роль в поиске и осуществлении адекватного ответа играет деятельность талантливых богоизбранных выдающихся людей, творческого меньшинства, элиты общества. Оно ведет за собой инертное больншинство, которое иногда «тушит» энергию меньшинства. Цивилизация, как и любой другой живой организм, проходит следующие циклы жизни: зарождение, рост, надлом, дезинтеграция, за которой следует смерть и полное исчезновение. Пока цивилизация полна сил, пока творческое меньшинство способно вести за собой общество, адекватно реагировать на поступающие вызовы, она развивается. С истощением жизненных сил любой вызов может привести к надлому и смерти цивилизации.

К цивилизационному подходу тесно примыкает культурологический подход , разработанный Н.Я. Данилевским и О. Шпенглером . Центральное понятие данного подхода - культура, трактуемая как некий внутренний смысл, некая цель жизнедеятельности того или иного общества. Культура является системообразующим фактором формирования социокультурной целостности, называемой Н. Я. Данилевским культурно-историческим типом. Подобно живому организму, каждое общество (культурно-исторический тип) проходит следующие этапы развития: рождение и рост, цветение и плодоношение, увядание и гибель. Цивилизация - высший этап развития культуры, период цветения и плодоношения.

О. Шпенглер также выделяет отдельные культурные организмы. Это означает, что единой общечеловеческой культуры нет и быть не может. О. Шпенглер выделяет культуры, завершившие свой цикл развития, культуры, умершие раньше времени и становящиеся культуры. Каждому культурному «организму», по Шпенглеру, заранее отмерен определенный (около тысячелетия) срок, зависящий от внутреннего жизненного цикла. Умирая, культура перерождается в цивилизацию (мертвую протяженность и «бездушный интеллект», бесплодное, окостенелое, механическое образование), знаменующую старость и болезнь культуры.

Одним из путей изучения общества является формационный путь.

Формация – это слово латинского происхождения, обозначает « образование, вид». Что такое формация? Какие типы формаций существуют? Каковы их особенности?

Формация

Формация – это общество на определённом этапе исторического развития, основным критерием которого является развитие экономики, способ производства материальных благ, уровень развития производительных сил, совокупность производственных отношений. Это всё составляет базис , то есть основу общества. Над ним возвышается надстройка .

Рассмотрим подробнее понятия « базис « и « надстройка», выдвинутые К.Марксом.

Базис – это различные материальные отношения в обществе, то есть производственные отношения, которые складываются в процессе производства материальных благ, их обмена и распределения.

Надстройка включает в себя различные идеологические отношения (правовые, политические), связанные с ними взгляды, представления, теории, а также соответствующие организации- государство, политические партии, общественные организации и фонды и т.д.

Формационный подход к изучению общества был выдвинут в 19 веке Карлом Марксом . Он же выделил типы формаций.

Пять типов формаций по К.Марксу

  • Первобытнообщинная формация : низкий уровень развития производительных сил и производственных отношений, собственность на орудия и средства производства — общинная. Управление осуществлялось всеми членами общества или вождём, который избирался как авторитетное лицо. Надстройка примитивная.
  • Рабовладельческая формация : средства производства, орудия находились в руках рабовладельцев. Им же принадлежали рабы, труд которых эксплуатировался. Надстройка выражали интересы рабовладельцев.
  • Феодальная формация : средства производства и главное из них- земля принадлежали феодалам. Крестьяне не являлись собственниками земли, брали её в аренду и платили за это оброк или отрабатывали барщину. В надстройке огромную роль играла религия, защищая интересы власть имущих и в то же время объединяя феодалов и крестьян в духовное единство.
  • Капиталистическая формация : средства производства принадлежали буржуазии, а пролетариат, рабочий класс, производитель материальных благ, был лишён права собственности на средства производства, продавая свою рабочую силу, работая на заводах и фабриках. Лично пролетариат – свободен. Надстройка отличается сложностью: в политической борьбе и движении участвуют все члены общества, появляются общественные организации, партии. Возникало главное противоречие формации: между общественным характером производства и частной формой присвоения произведённого продукта. Только социалистическая революция могла его разрешить, и тогда устанавливалась следующая формация.
  • Коммунистическая формация : характеризуется общественной формой собственности на средства производства. Все члены общества участвуют в создании благ и их распределении, происходит полное удовлетворение всех потребностей общества. Сегодня мы понимаем, что коммунизм — это утопия. Однако долгое время в него верили, ещё Хрущёв Н.С. надеялся, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Основоположником формационного восприятия исторического процесса стал немецкий ученый Карл Маркс. В ряде своих работ философского, политического и экономического направления он выделил понятие общественно-экономической формации.

Сферы жизничеловеческого общества

Подход Маркса базировался на революционном (в прямом и переносном смысле слова) подходе к трем основным сферам жизни человеческого общества:

1. Экономическая, где впервые были фундаментально изучены специфические

понятия рабочей силы и прибавочной стоимости к цене товара. На основании этих источников Марксом был предложен подход, где определяющей формой экономических отношений являлась эксплуатация рабочих владельцами средств производства - заводов, фабрик и так далее.

2. Философская. Подход, названный историческим материализмом, рассматривал материальное производство в качестве движущей силы истории. А материальные возможности общества - его базисом, на котором возникает культурная, экономическая и политическая составляющие - надстройка.

3. Социальная. Эта область в марксистском учении логично вытекала из двух предыдущих. Материальные возможности определяют характер общества, где так или иначе происходит эксплуатация.

Общественно-экономическая формация

В результате разделения исторических типов социумов и родилось понятие формации. Общественно-экономическая формация - это своеобразный характер социальных отношений, определяемый способом материального производства, производственных отношений между разными слоями общества и их ролью в системе. С такой точки зрения движущей силой общественного развития становится постоянный конфликт между производственными силами - собственно, людьми - и производственными отношениями между этими людьми. То есть при том, что материальные силы растут, господствующие классы все равно пытаются законсервировать создавшееся положение в обществе, что приводит к потрясениям и, в конце концов, смене общественно-экономической формации. Таких формаций было выделено пять.

Первобытная общественно-экономическая формация

Характеризуется так называемым присваивающим принципом производства: собирательство и охота, отсутствие земледелия и скотоводства. В результате чего материальные силы остаются крайне низкими и не позволяют создать прибавочный продукт. Еще не хватает материальных благ, чтобы обеспечить какое-то социальное расслоение. Такие общества не имели государств, частной собственности, а иерархия основывалась на гендерных и возрастных принципах. Лишь неолитическая революция (открытие скотоводства и земледелия) позволила возникнуть прибавочному продукту, а вместе с ним появились имущественное расслоение, частная собственность и потребность в ее защите - государственном аппарате.

Рабовладельческая общественно-экономическая формация

Такой характер имели античные государства I тысячелетия до нашей эры и первой половины I тысячелетия нашей эры (до падения Западной Римской империи). Рабовладельческим общество называлось потому, что рабство являлось не просто явлением, а основательным его фундаментом. Основной производственной силой этих государств были бесправные и полностью лично зависимые рабы. Такие общества уже имели выраженную классовую структуру, развитое государство и существенные достижения во многих областях человеческой мысли.

Феодальная общественно-экономическая формация

Падение античных государств и приход им на смену варварских королевств в Европе породил так называемый феодализм. Как и в античности, здесь господствовало натуральное хозяйство и ремесло. Торговые отношения были еще развиты слабо. Общество представляло собой сословно-иерархическую структуру, место в которой определялось земельными пожалованиями от короля (фактически высшего феодала, обладающего наибольшим количеством земельных угодий), что в свою очередь было неразрывно связано с господством над крестьянами, являвшимися основным производственным классом общества. При этом крестьяне, в отличие от рабов, сами обладали средством производства - небольшими земельными наделами, скотом, орудиями труда, с которых кормились, хотя и были вынуждены отдавать дань своему феодалу.

Азиатский способ производства

В свое время Карл Маркс недостаточно проработал вопрос об азиатских обществах, что породило так называемую проблему азиатского способа производства. В этих государствах, во-первых, никогда не было понятия частной собственности, в отличие от Европы, и во-вторых, отсутствовала сословно-иерархическая система. Все подданные государства перед лицом государя являлись бесправными рабами, по его воле в момент лишавшимися всех привилегий. Ни один европейский король не имел такой власти. Это подразумевало совершенно необычную для Европы концентрацию производственных сил в руках государства с соответствующей мотивацией.

Капиталистическая общественно-экономическая формация

Развитие производительных сил и промышленный переворот привели к возникновению в Европе, а позже и во всем мире, нового варианта общественного рисунка. Эта формация характеризуется высоким развитием товарно-денежных отношений, возникновением свободного рынка как основного регулятора экономических отношений, появлением частной собственности на средства производства и

использованием там рабочих, не имеющих этих средств и вынужденных трудиться за зарплату. Силовое принуждение времен феодализма сменяется экономическим принуждением. Общество переживает сильную социальную стратификацию: появляются новые классы рабочих, буржуазии и так далее. Важным явлением этой формации является нарастающее социальное расслоение.

Коммунистическая общественно-экономическая формация

Нарастающие противоречия между рабочими, создающими все материальные блага, и господствующим классов капиталистов, все больше присваивающим результаты их труда, по мнению Карла Маркса и его последователей, должны были привести к пику социального напряжения. И к мировой революции, в результате которой будет установлено социально однородное и справедливое в распределении материальных благ общество - коммунистическое. Идеи марксизма оказали существенное влияние на общественно-политическую мысль XIX - XX веков и на облик современного мира.

1. Сущность общественно-экономической формации

Категория общественно-экономической формации занимает центральное место в историческом материализме . Она характеризуется, во-первых, историзмом и, во-вторых, тем, что охватывает каждое общество в его целостности. Выработка этой категории основоположниками исторического материализма дала возможность поставить на место абстрактных рассуждений об обществе вообще, характерных для предшествовавших философов и экономистов, конкретный анализ различных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам .

Каждая общественно-экономическая формация представляет собой особый социальный организм, отличающийся от других не менее глубоко, чем отличаются друг от друга различные биологические виды. В послесловии ко 2-му изданию «Капитала» К. Маркс приводил высказывание русского рецензента книги, по мнению которого её истинная цена заключается в «…выяснении тех частных законов, которым подчиняются возникновение, существование, развитие, смерть данного социального организма и заменение его другим, высшим» .

В отличие от таких категорий, как производительные силы , государство , право и др., отражающих различные стороны жизни общества, общественно-экономическая формация охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи. В основе каждой общественно-экономической формации лежит определённый способ производства . Производственные отношения , взятые в их совокупности, образуют сущность данной формации. Системе данных производственных отношений, образующих экономический базис общественно-экономической формации, соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка и определённые формы общественного сознания. В структуру общественно-экономической формации органически входят не только экономические, но и все социальные отношения, которые существуют в данном обществе, а также определённые формы быта, семьи, образа жизни . С переворотом в экономических условиях производства, с изменением экономической основы общества (начинающимся с изменения производительных сил общества, которые приходят на известной ступени своего развития в противоречие с существующими производственными отношениями) происходит переворот и во всей надстройке .

Исследование общественно-экономических формаций даёт возможность подметить повторяемость в общественных порядках различных стран, находящихся на одной и той же ступени общественного развития. А это позволило, по словам В. И. Ленина, перейти от описания общественных явлений к строго научному анализу их, исследующему то, что свойственно, например, всем капиталистическим странам, и выделяющему то, что отличает одну капиталистическую страну от другой. Специфические законы развития каждой общественно-экономической формации являются в то же время общими для всех стран, в которых она существует или утверждается. Нет, например, особых законов для каждой отдельной капиталистической страны (США, Великобритании, Франции и др.). Однако имеются различия в формах проявления этих законов, вытекающие из конкретно-исторических условий, национальных особенностей.

2. Развитие концепции общественно-экономической формации

Понятие «общественно-экономическая формация» введено в науку К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идея этапов человеческой истории, различающихся формами собственности, впервые выдвинутая ими в «Немецкой идеологии» (1845-46), проходит через труды «Нищета философии» (1847), «Манифест Коммунистической партии» (1847-48), «Наёмный труд и капитал» (1849) и наиболее полно выражена в предисловии к работе «К критике политической экономии» (1858-59). Здесь Маркс показал, что каждая формация представляет собой развивающийся социально-производственный организм, а также показал, как происходит движение от одной формации к другой.

В «Капитале» учение об общественно-экономических формациях глубоко обосновано и доказано на примере анализа одной формации — капиталистической. Маркс не ограничился исследованием производственных отношений этой формации, а показал «…капиталистическую общественную формацию как живую — с её бытовыми сторонами, с фактическим социальным проявлением присущего производственным отношениям антагонизма классов, с буржуазной политической надстройкой, охраняющей господство класса капиталистов, с буржуазными идеями свободы, равенства и т. п., с буржуазными семейными отношениями» .

Конкретное представление о смене во всемирной истории общественно-экономических формаций развивалось и уточнялось основоположниками марксизма по мере накопления научных знаний. В 50-60-х гг. 19 в. Маркс рассматривал как «…прогрессивные эпохи экономической общественной формации» азиатский, античный, феодальный и буржуазный способы производства . Когда исследования А. Гакстгаузена, Г. Л. Маурера, M. M. Ковалевского показали наличие общины во всех странах, причём в различные исторические периоды, включая феодализм, а Л. Г. Морганом было открыто бесклассовое родовое общество, Маркс и Энгельс уточнили свое конкретное представление об общественно-экономической формации (80-е гг.). В работе Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» (1884) отсутствует термин «азиатский способ производства», вводится понятие первобытнообщинного строя, отмечается, что «…для трёх великих эпох цивилизации» (сменившей первобытнообщинный строй) характерны «…три великие формы порабощения…»: рабство — в античном мире, крепостничество — в средние века, наёмный труд — в новое время .

Выделив уже в своих ранних произведениях коммунизм как особую формацию, основанную на общественной собственности на средства производства, и научно обосновав необходимость смены капиталистической формации коммунизмом, Маркс в дальнейшем, особенно в «Критике Готской программы» (1875), разработал тезис о двух фазах коммунизма.

В. И. Ленин, уделявший большое внимание марксистской теории общественно-экономических формаций начиная со своих ранних работ («Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?», 1894), подытожил представление о конкретной смене формаций, предшествующих коммунистической формации, в лекции «О государстве» (1919). Он в целом присоединился к концепции общественно-экономической формации, содержащейся в «Происхождении семьи, частной собственности и государства», выделив как последовательно сменяющие друг друга: общество без классов — первобытное общество; общество, основанное на рабстве, — общество рабовладельческое; общество, основанное на крепостнической эксплуатации, — феодальный строй и, наконец, общество капиталистическое.

В конце 20-х — начале 30-х гг. среди советских учёных прошли дискуссии об общественно-экономических формациях. Некоторые авторы отстаивали представление об особой формации «торгового капитализма», лежавшей будто бы между феодальным и капиталистическим строем; другие защищали теорию «азиатского способа производства» как формации, возникавшей якобы в ряде стран с разложением первобытнообщинного строя; третьи, критикуя как концепцию «торгового капитализма», так и концепцию «азиатского способа производства», сами пытались ввести новую формацию — «крепостническую», место которой, по их мнению, было между феодальным и капиталистическим строем. Указанные концепции не встретили поддержки большинства учёных. В результате обсуждения была принята схема смены общественно-экономических формаций, соответствующая той, которая содержится в работе Ленина «О государстве».

Утвердилось таким образом следующее представление о формациях, последовательно сменяющих друг друга: первобытнообщинный строй , рабовладельческий строй , феодализм , капитализм , коммунизм (его первая фаза — социализм , вторая, высшая ступень развития, — коммунистическое общество).

Предметом оживлённой дискуссии, развернувшейся с 60-х гг. среди ученых-марксистов СССР и ряда других стран, вновь стала проблема докапиталистических формаций. В ходе дискуссий некоторые из её участников защищали точку зрения о существовании особой формации азиатского способа производства, некоторые поставили под сомнение существование рабовладельческого строя как особой формации, наконец, была высказана точка зрения, фактически сливающая рабовладельческую и феодальную формации в единую докапиталистическую формацию. Но ни одна из этих гипотез не была подкреплена достаточными доказательствами и не легла в основу конкретно-исторических исследований.

3. Последовательность смены общественно-экономических формаций

На основе обобщения истории развития человечества марксизм выделил следующие основные общественно-экономические формации, образующие ступени исторического прогресса: первобытнообщинный строй , рабовладельческий , феодальный , капиталистический , коммунистический , первой фазой которого является социализм .

Первобытнообщинный строй — первая неантагонистическая общественно-экономическая формация, через которую прошли все без исключения народы. В результате её разложения осуществляется переход к классовым, антагонистическим общественно-экономическим формациям.

«Буржуазные производственные отношения, - писал Маркс, - являются последней антагонистической формой общественного процесса производства… Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества» . На смену ей закономерно приходит, как предвидели Маркс и Энгельс, коммунистическая формация, открывающая подлинно человеческую историю. Коммунистическая формация, этапом становления и развития которой является социализм, впервые в истории создаёт условия для безграничного прогресса человечества на основе ликвидации социального неравенства и ускоренного развития производительных сил.

Последовательная смена общественно-экономических формаций объясняется прежде всего антагонистическими противоречиями между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые на определённой ступени превращаются из форм развития в оковы производительных сил. При этом действует общая закономерность, открытая Марксом, согласно которой ни одна общественно-экономическая формация не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она даёт достаточно простора, а новые, более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреют материальные условия их существования .

Переход от одной общественно-экономической формации к другой совершается через социальную революцию , которая разрешает антагонистические противоречия между производительными силами и производственными отношениями, а также между базисом и надстройкой.

В отличие от смены общественно-экономических формаций, смена различных фаз (стадий) внутри одной и той же формации (например, домонополистического капитализма — империализмом) происходит без социальных революций, хотя и представляет собой качественный скачок . В рамках коммунистической формации происходит перерастание социализма в коммунизм, осуществляемое постепенно и планомерно, как сознательно направляемый закономерный процесс.

4. Многообразие исторического развития

Марксистско-ленинское учение об общественно-экономической формации даёт ключ к пониманию единства и многообразия истории человечества. Последовательная смена названных формаций образует магистральную линию прогресса человечества , которая определяет её единство. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием, которое проявляется, во-первых, в том, что не каждый народ проходит обязательно через все классовые формации, во-вторых, в существовании разновидностей или локальных особенностей, в-третьих, в наличии различных переходных форм от одной общественно-экономической формации к другой.

Переходные состояния общества обычно характеризуются наличием различных общественно-экономических укладов , которые, в отличие от утвердившейся полностью системы хозяйства, не охватывают всей экономики и быта в целом. Они могут представлять собой как остатки старой, так и зародыши новой общественно-экономической формации. История не знает «чистых» формаций. Например, нет «чистого» капитализма, в котором бы отсутствовали элементы и пережитки прошлых эпох — феодализма и даже дофеодальных отношений, — элементы и материальные предпосылки новой коммунистической формации.

К этому следует добавить специфичность развития одной и той же формации у разных народов (например, родовой строй славян и древних германцев резко отличается от родового строя саксов или скандинавов в начале средних веков, народов Древней Индии или народов Ближнего Востока, индейских племен в Америке или народностей Африки и т.д.).

Различные формы сочетания старого и нового в каждую историческую эпоху, различные связи данной страны с другими странами и различные формы и степени внешнего влияния на её развитие, наконец, особенности исторического развития, обусловленные всей совокупностью природных, этнических, социальных, бытовых, культурных и других факторов, и определяемая ими общность судьбы и традиций народа, отличающих его от других народов, свидетельствуют о том, насколько многообразны особенности и исторические судьбы разных народов, проходящих одну и ту же общественно-экономическую формацию.

Многообразие исторического развития связано не только с различием конкретных условий стран мира, но и с одновременным существованием в некоторых из них разных общественных порядков, как результатом неравномерности темпов исторического развития. На всём протяжении истории имело место взаимодействие между странами и народами, ушедшими вперёд и отставшими в своём развитии, ибо новая общественно-экономическая формация всегда утверждалась сначала в отдельных странах или группе стран. Это взаимодействие носило весьма различный характер: оно ускоряло или, наоборот, замедляло ход исторического развития отдельных народов.

У всех народов общий исходный пункт развития — первобытнообщинный строй. Все народы Земли придут в конечном счёте к коммунизму. Вместе с тем ряд народов минует те или иные классовые общественно-экономические формации (например, древние германцы и славяне, монголы и др. племена и народности — рабовладельческий строй как особую общественно-экономическую формацию; некоторые из них — также и феодализм). При этом следует различать исторические явления неодинакового порядка: во-первых, — такие случаи, когда естественный процесс развития тех или иных народов насильственно прерывался завоеванием их более развитыми государствами (как было, например, прервано вторжением европейских завоевателей развитие индейских племён в Северной Америке, народностей Латинской Америки, аборигенов в Австралии и т. д.); во-вторых, — такие процессы, когда ранее отставшие в своём развитии народы получали возможность в силу тех или иных благоприятных исторических условий догнать ушедших вперёд.

5. Периоды в общественно-экономических формациях

Каждая формация имеет свои этапы, стадии развития. Первобытное общество за тысячелетия своего существования прошло путь от человеческой орды до родоплеменного строя и сельской общины. Капиталистическое общество — от мануфактуры до машинного производства, от эпохи господства свободной конкуренции до эпохи монополистического капитализма , переросшего в государственно-монополистический капитализм . Коммунистическая формация имеет две основных фазы — социализм и коммунизм. Каждый такой этап развития связан с появлением некоторых важных особенностей и даже специфических закономерностей, которые, не отменяя общесоциологических законов общественно-экономической формации в целом, вносят нечто качественно новое в её развитие, усиливают действие одних закономерностей и ослабляют действие других, вносят известные изменения в социальную структуру общества, общественную организацию труда, быт людей, видоизменяют надстройку общества и т. д. Такие этапы в развитии общественно-экономической формации называют обычно периодами или эпохами . Научная периодизация исторических процессов должна исходить, таким образом, не только из чередования формаций, но и из эпох или периодов в рамках этих формаций.

От понятия эпохи как этапа в развитии общественно-экономической формации следует отличать понятие всемирно-исторической эпохи . Всемирно-исторический процесс в каждый данный момент представляет собой более сложную картину, чем процесс развития в отдельной стране. Всемирный процесс развития включает разные народы, находящиеся на различных этапах развития.

Общественно-экономическая формация обозначает определённую ступень в развитии общества, а всемирно-историческая эпоха — определённый отрезок истории, в течение которого, в силу неравномерности исторического процесса, могут временно существовать рядом друг с другом различные формации. При этом, однако, основной смысл и содержание каждой эпохи характеризуется тем, «…какой класс стоит в центре той или иной эпохи, определяя главное её содержание, главное направление её развития, главные особенности исторической обстановки данной эпохи и т. д.» . Характер всемирно-исторической эпохи определяют те экономические отношения и социальные силы, которые определяют направление и во всё возрастающей степени характер исторического процесса в данный исторический период. В 17-18 вв. капиталистические отношения ещё не господствовали в мире, но они и порождённые ими классы, уже определяя направление всемирно-исторического развития, оказывали решающее воздействие на весь процесс мирового развития. Поэтому с этого времени датируется всемирно-историческая эпоха капитализма как этап всемирной истории.

В то же время каждая историческая эпоха характеризуется многообразием социальных явлений, содержит в себе типичные и нетипичные явления, в каждой эпохе бывают отдельные частичные движения то вперёд, то назад, различные уклонения от среднего типа и темпа движения. Бывают в истории и переходные эпохи от одной общественно-экономической формации к другой.

6. Переход от одной формации к другой

Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется революционным путём .

В тех случаях, когда общественно-экономические формации однотипны (например, рабство, феодализм, капитализм основаны на эксплуатации трудящихся владельцами средств производства), может наблюдаться процесс постепенного вызревания нового общества в недрах старого (например, капитализма в недрах феодализма), но завершение перехода от старого общества к новому выступает как революционный скачок .

При коренном изменении экономических и всех других отношений социальная революция отличается особой глубиной (см. Социалистическая революция) и кладёт начало целому переходному периоду , в течение которого осуществляется революционное преобразование общества и создаются основы социализма. Содержание и длительность этого переходного периода определяются уровнем экономического и культурного развития страны, остротой классовых конфликтов, международной обстановкой и пр.

В силу неравномерности исторического развития преобразование различных сторон жизни общества не совпадает целиком во времени. Так, в 20-м веке попытка социалистического преобразования общества произошла в странах, относительно менее развитых, вынужденных догонять ушедшие вперёд в технико-экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны.

Во всемирной истории переходные эпохи представляют собой такое же закономерное явление, как и сложившиеся общественно-экономические формации, и в своей совокупности охватывают значительные отрезки истории.

Каждая новая формация, отрицая предыдущую, сохраняет и развивает все её достижения в области материальной и духовной культуры. Переход от одной формации к другой, способной создать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических, политических и идеологических отношений, составляет содержание исторического прогресса .

7. Значение теории общественно-экономических формаций

Методологическое значение теории общественно-экономических формаций состоит прежде всего в том, что она позволяет выделить материальные общественные отношения как определяющие из системы всех других отношений, установить повторяемость общественных явлений, выяснить законы, лежащие в основе этой повторяемости. Тем самым даётся возможность подхода к развитию общества как естественно-историческому процессу. В то же время она позволяет раскрыть структуру общества и функции составляющих его элементов, выявить систему и взаимодействие всех общественных отношений.

Во-вторых, теория общественно-экономических формаций позволяет решать вопрос о соотношении общесоциологических законов развития и специфических законов отдельной формации.

В-третьих, теория общественно-экономических формаций даёт научную основу теории классовой борьбы , позволяет выявить, какие способы производства порождают классы и какие именно, каковы условия возникновения и уничтожения классов.

В-четвёртых, общественно-экономическая формация позволяет установить не только единство общественных отношений у народов, стоящих на одной и той же ступени развития, но и выявить специфические национальные и исторические особенности развития формации у того или иного народа, отличающие историю этого народа от истории других народов.

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ и развитие народонас., общество и его главный компонент - народонаселение, находящиеся на определ. ступени историч. развития, исторически определ. тип общества и соответствующий ему тип народонас. В основе каждой Ф. о.-э. лежит определенный способ обществ. производства, а сущность ее образуют производств. отношения. Этот экон. базис детерминирует развитие народонаселения, входящего в структуру данной Ф. о.-э. Труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина, раскрывающие учение о Ф. о.-э., дают ключ к пониманию единства и многообразия историч. развития народонас., являются одной из важнейших методологич. основ теории народонаселения.

В соответствии с марксистско-ленинским учением, выделяющим пять Ф. о.-э.: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую, коммунистическую, развитие народонас. также проходит через эти ступени историч. прогресса, определяющие изменения не только его количеств., но и качеств. характеристик.

Первобытнообщинная Ф. о.-э., свойственная всем без исключения народам, знаменовала возникновение человечества, становление народонас. Земли и ее регионов, начало его развития (см. Антропогенез). Первым социальным организмом стал род (родоплеменное образование). Материальное произ-во было самым примитивным, люди занимались собирательством, охотой, рыболовством, существовало естеств. разделение труда. Коллективная собственность обеспечивала каждому члену общества получение доли произведенного продукта, необходимого для его существования.

Постепенно сложился групповой брак, при к-ром мужчины, принадлежащие к данному роду, могли вступать в половые отношения с любой из женщин другого, соседнего рода. Однако никаких прав и обязанностей при этом мужчина и женщина не имели. Социальными нормами, регулирующими репродуктивное поведение коллектива, сезонность рождений, были разл. половые табу, самым сильным из к-рых являлся экзогамный запрет (см. Экзогамия).

По данным палеодемографии, ср. продолжительность жизни в период палеолита и мезолита составляла 20 лет. Женщины, как правило, умирали до завершения репродуктивного возраста. Высокая рождаемость в среднем лишь немного превосходила смертность. Люди погибали гл. обр. от голода, холода, болезней, стихийных бедствий и т. д. Темпы прироста числ. народонас. Земли равнялись 10-20% за тысячелетие (см. Демографическая история).

Совершенствование производит. сил протекало чрезвычайно медленно. В эпоху неолита появились земледелие и скотоводство (8-7-е тыс. до н. э.). Экономика из присваивающей стала постепенно превращаться в производящую, появился определ. излишек над необходимым продуктом - прибавочный продукт, что оказало сильное воздействие на экон. развитие общества, имело большие социальные и демографич. последствия. В этих условиях начинает складываться парная семья. Она пришла на смену групповому браку и потому характеризовалась такими его пережитками, как существование наряду с ´основными´ ´дополнительных´ жен и мужей.

В эпоху неолита изменился характер возрастной смертности: детская смертность оставалась высокой, у взрослых же пик смертности переместился на более старшие возрасты. Модальный возраст смерти перешагнул 30-летний рубеж, при этом общий уровень смертности оставался высоким. Период пребывания женщин в репродуктивном возрасте увеличился; ср. число детей, рожденных одной женщиной, повысилось, однако еще не достигло физиол. предела.

Самая длительная в истории человечества первобытнообщинная формация обеспечила в конечном итоге рост производит. сил общества, развитие обществ. разделения труда, завершилась возникновением индивидуального х-ва, частной собственности, что привело к распаду рода, выделению зажиточной верхушки, превращавшей в рабов сначала военнопленных, потом - обедневших соплеменников.

Частная собственность связана с появлением классового общества и гос-ва; в результате разложения первобытнообщинного строя складывалась первая в истории классовая антагонистич. рабовладельческая формация. Древнейшие рабовладельч. гос-ва образовались на рубеже 4-3-го тыс. до н. э. (Месопотамия, Египет). Классич. формы рабовладельч. строй достиг в Др. Греции (5-4 вв. до н. э.) и Др. Риме (2 в. до н. э.-2 в. н. э.).

Переход к рабовладельч. формации во многих странах вызвал коренные изменения в развитии народонас. Хотя значит. часть нас. составляли свободные мелкие зем. собственники, ремесленники, представители др. социальных групп, рабовладельч. отношения были господствующими, сказывались на всех социально-экон. отношениях, определяли все процессы развития народонас.

Рабы рассматривались только как орудия труда и были полностью бесправны. Чаще всего они не могли иметь семьи. Их воспроиз-во происходило, как правило, за счет невольничьего рынка.

Развитие семейно-брачных отношений, шедшее, т. о., почти полностью только в среде свободного нас., характеризовалось окончат. переходом от парной семьи к моногамной. У разл. народов этот переход, начавшийся еще в период разложения первобытнообщинного строя, протекал неодинаково. Моногамия утвердилась лишь в зрелом классовом обществе, когда сложилась семья, в к-рой безраздельно господствовал мужчина, а женщина оказалась в подчиненном и бесправном положении.

Определ. изменения произошли и в процессах рождаемости и смертности. Среди причин смертности первое место заняли болезни и потери в войнах. Нек-рое увеличение продолжительности жизни населения повлияло на показатели рождаемости. Ср. число детей, рожденных одной женщиной, оценивается в 5 чел.

В гoc-вах наиболее развитой, античной формы рабовладения впервые в истории возникает явление малодетности. Так, в Римской империи в последний период ее существования было отмечено значит. падение рождаемости среди зажиточных граждан, что побудило власти прибегнуть к мерам регулирования воспроиз-ва нас. (см. ´Закон Юлия и Папия Поппея´).

В нек-рых гос-вах возникали определ. противоречия между ростом числ. нас. и слабым развитием производит. сил. Они разрешались путем принудит. эмиграции, в результате к-рой в Средиземноморье возникли греч., финикийские и римские колонии.

С возникновением рабовладельч. гос-в в фискальных и воен. целях начали проводиться первые учеты нас.: регулярные цензы осуществлялись с 5 в. до н. э. по 2 в. н. э. в Др. Риме и его провинциях.

В 4-3 вв. до н. э. в рамках общих филос. теорий складываются первые воззрения на народонас., к-рые касались преим. проблемы соотношения между количеством ресурсов и числ. нас. (см. Платон, Аристотель).

Пришедший на смену рабовладельч. обществу феодализм как особая формация в своей классич. форме сложился в странах Зап. Европы и датируется здесь периодом примерно 5-17 вв. В других странах Европы и Азии феодализм характеризовался рядом особенностей. В то время как в Европе под влиянием роста произ-ва и нек-рых др. причин рабство исчезло, уступив место феод.-крепостнич. зависимости, во мн. странах Азии оно продолжало существовать, не играя, однако, важной роли. В Африке феод. отношения стали оформляться сравнительно поздно (и лишь в странах Средиземноморья); в Америке до прихода туда европейцев стадии феод. развития не достиг ни один из индейских народов.

Феодализм как классово антагонистич. формация означал разделение общества на два осн. класса - феодалов-землевладельцев и зависимых от них крестьян, к-рые составляли подавляющее большинство нас. Будучи собственниками земли и имея право на значит. часть труда своих крепостных крестьян, а также на их продажу другому собственнику, феодалы были заинтересованы в численном росте крестьян. Господствовавшая при феодализме патриархальная семья складывалась из ряда кровнородственных по муж. линии индивидуальных семей и представляла собой как хоз. ячейку, так и осн. звено в физич. возобновлении нас. феод. общества. В репродуктивном отношении этот тип семьи оказался наиболее производительным из всех форм семейной организации когда-либо существовавших.

Однако высокая рождаемость, свойственная патриархальной семье, ´погашалась´ высокой смертностью, особенно среди закрепощенного нас. и трудовых слоев феод. города. Такая смертность была обусловлена низким развитием производит. сил, тяжелыми условиями жизни, эпидемиями и войнами. По мере развития производит. сил и особенно с.-х. произ-ва уровень смертности медленно снижался, что при сохранении высокой рождаемости привело к увеличению естеств. прироста нас.

В Зап. Европе сравнительно устойчивый прирост нас. начался примерно с рубежа 1-го и 2-го тыс., однако он сильно замедлялся частыми эпидемиями (см. ´Черная смерть´) и почти непрекращавшимися феод. междоусобицами и войнами. По мере развития феодализма и особенно в условиях его кризиса отд. вопросы развития народонас. все более привлекали внимание мыслителей той эпохи (см. Фома Аквинский, Т. Мор, Т. Кампанелла).

В результате разложения феодализма в Зап. Европе (16-17 вв.) началось формирование последней классово антагонистич. Ф. о.-э.- капиталистической, основанной на частной собственности на средства произ-ва и эксплуатации наемного труда капиталом.

Классово антагонистич. структура капитализма пронизывает все происходящие в нем обществ. процессы, включая и развитие народонас. Капитал, совершенствуя произ-во, совершенствует и гл. производит. силу - рабочее нас. Однако многообразие способностей и конкретных видов труда рабочих служит лишь необходимым условием, а также средством увеличения стоимости, подчинено капиталу и ограничивается им в пределах, отвечающих его социальным целям. Получать большую массу прибавочной стоимости на стадии простой кооперации капиталистам позволяло увеличение числа одноврем. занятых рабочих как за счет воспроиз-ва рабочего нас., так и вовлечения в произ-во разорившихся мелких товаропроизводителей. На стадии мануфактуры с углублением разделения труда для увеличения массы прибавочной стоимости наряду с ростом числа рабочих все более важное значение приобретают качеств. характеристики работников, их способность к повышению производительности труда в условиях его углубляющегося разделения. На фабрике, особенно на стадии автоматизир. произ-ва, на первый план вместе с практич. навыками выступает наличие определ. теоретич. знаний, а для их приобретения требуется соответств. рост уровня образования работников. В условиях совр. капитализма, широко практикующего внедрение достижений научно-технич. прогресса для извлечения наибольшей прибыли, повышение уровня знаний большого числа рабочих становится важнейшим фактором функционирования и обеспечения конкурентоспособности эксплуатирующего их капитала.

Необходимым результатом и условием капиталистич. произ-ва является относительное перенаселение. Противоречие развития народонас., как противоречие между объективными и субъективными элементами процесса труда, при капитализме выступает как отношение рабочего нас. (носителя товара рабочая сила) к средствам занятости в форме постоянного капитала. Закон относит. перенас. является основным экон. законом народонас. при капитализме.

Производств. отношения капитализма определяют обществ. условия, в к-рых протекают демографич. процессы. В ´Капитале´ К. Маркс раскрывает закон обратного соотношения рождаемости, смертности и абс. размера семей рабочих их доходам. Этот закон был выведен при анализе положения разл. групп рабочих, к-рые образуют относит. перенас. в застойной форме. Эти группы характеризуются наименьшими доходами и наибольшей долей в естеств. приросте нас., т. к. для них в условиях использования детского труда дети более выгодны экономически, чем для др. слоев рабочих.

Специфич. производств. отношения капитализма обусловливают и процесс смертности рабочего нас. Капитал по самой своей природе безразличен к здоровью и продолжительности жизни рабочих, он ´...является расточителем людей, живого труда, расточителем не только тела и крови, но и нервов в мозга´ (Маркс К., Капитал, т. 3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 25, ч. 1, с. 101). Прогресс медицины позволил снизить смертность трудящихся, однако его воздействие имеет предел, за к-рым осн. фактором уменьшения смертности становятся изменения в условиях труда и жизни нас. Капитал предъявляет противоречивые требования к смене поколений рабочих. Ему, с одной стороны, нужны молодые здоровые люди, а с другой - рабочие, прошедшие общеобразоват. и проф. подготовку, т. е. более старших возрастов; требуются умелые и квалифицир., т. е., как правило, более пожилые рабочие и в то же время представители новых профессий, т. е. более молодых возрастов. Для обеспечения нужд произ-ва капиталу необходима быстрая смена поколений занятых. В сер. 19 в. это требование выступало как экон. закон.

В период империализма и распространения гос.-монополистич. капитализма существенно усиливается противодействие этой быстрой смене со стороны пролетарского движения, борющегося против роста эксплуатации, интенсификации труда, безработицы, за улучшение условий труда, повышение заработной платы, сокращение рабочего дня, за организацию системы проф. подготовки, улучшение мед. обслуживания и др. В то же время научно-технич. прогресс и рост значения проф. знаний и производств. опыта вынуждают капитал проявлять определ. заинтересованность в существ. увеличении продолжительности найма одних и тех же рабочих. Однако при всех условиях пределы этой продолжительности обусловлены способностью рабочего приносить как можно больше прибавочной стоимости.

В основе миграц. подвижности нас. при капитализме лежит движение рабочей силы вслед за движением капитала. Притяжение и выталкивание работников в отд. фазах цикла, отраслях, а также на отд. терр. определяются потребностями произ-ва прибавочной стоимости. На стадии империализма это движение приобретает междунар. характер.

Обществ. произ-во при капитализме реализует историч. тенденцию развития рабочего нас. Технич. прогресс предполагает перемену труда, совершенствование способностей, навыков, знаний работников, с тем чтобы они всегда были готовы к выполнению уже существующих и вновь возникающих функций. Такие требования к рабочей силе объективно выходят за пределы, допускаемые капиталом, и могут достаточно полно реализоваться лишь при отношении работников к средствам произ-ва как к своим собственным, а не при подчинении последним. Развитие рабочего класса при капитализме наталкивается на внеш. пределы, к-рые ставит процесс самовозрастания стоимости. Классовая борьба пролетариата направлена на ликвидацию непреодолимых при капитализме препятствий на пути свободного всестороннего развития трудящихся, на революц. смену капитализма социализмом.

Способ произ-ва, определяющий классовую структуру общества, историч. тип работника оказывают существ. влияние на семью. Уже в условиях капитализма свободной конкуренции семья из производительной превращается преим. в потребительскую ячейку общества, что подорвало экон. необходимость в больших патриархальных семьях. Лишь крест. семьи сохранили за собой производит. функции, на первый же план в капиталистич. обществе выступают два типа семьи: буржуазная и пролетарская. В основе выделения этих типов лежит специфика участия их членов в обществ. произ-ве - в экон. форме наемного труда или капитала, в результате чего различаются и внутрисемейные отношения.

С первым этапом развития капитализма связан быстрый рост нас. Определ. улучшение социально-экон. условий привело к сокращению смертности и изменению структуры ее причин. Снижение рождаемости, начавшееся в семьях буржуазии, постепенно распространяется и на семьи пролетариата, характеризовавшиеся первоначально ее высоким уровнем. В период империализма темпы роста нас. в экономически развитых капиталистич. странах сокращаются и остаются низкими (см. Народонаселение мира).

Развитие капитализма привело к резкому возрастанию обществ. интереса к народонас. (см. История демографической науки). Однако весь историч. опыт капиталистич. Ф. о.-э. убедительно показал, что решение проблем народонас., его подлинное развитие невозможны на путях капитализма.

Такое решение обеспечивает только коммунистическая Ф. о.-э., к-рая означает начало подлинной истории человечества, когда достигается свободное гармоничное развитие всех людей, практически осуществляется идеал обществ. устройства.

Науч. теорию коммунистич. Ф. о.-э. создали Маркс и Энгельс, она обогащена и развита применительно к изменяющимся историч. условиям Лениным, КПСС и др. коммунистич. и рабочими партиями, всесторонне подтверждена практикой СССР, др. стран социалистич. содружества.

Коммунистич. Ф. о.-э. имеет две фазы развития: первая - социализм, вторая - полный коммунизм. В связи с этим термин ´коммунизм´ часто употребляется для обозначения лишь второй фазы. Единство обеих фаз обеспечивается обществ. собственностью на средства произ-ва, подчинением всего обществ. произ-ва достижению полного благосостояния и всестороннего развития людей, отсутствием любых форм социального неравенства. Обеим фазам присущ также единый социальный тип развития народонас.

В системе свойственных коммунистич. Ф. о.-э. объективных законов действует экон. закон полной занятости (иногда он называется осн. экон. законом народонас. коммунистич. способа произ-ва), обеспечивается ее планомерная рациональность в соответствии с обществ. потребностями, со способностями и склонностями людей. Так, в ст. 40 Конституции СССР зафиксировано: ´Граждане СССР имеют право на труд, то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, - включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей´.

Реальная полная и рациональная занятость в условиях экон. и общесоциального равенства оказывает определяющее влияние на процессы развития народонас. Члены общества имеют равный доступ к образованию и мед. помощи, осуществляющимися за счет обществ. фондов потребления, что является важнейшим фактором неуклонного качеств. совершенствования народонас. Обеспечивается свободное создание и развитие семьи при активной всесторонней помощи ей со стороны общества. обществ. источники благосостояния служат все более полному раскрытию созидат. способностей каждого человека. В экон. и общесоциальных программах первостепенное значение придается постоянному совершенствованию воспитания подрастающего поколения при особом внимании к его трудовому воспитанию. Осуществляется планомерный курс на наиболее рациональное расселение людей и создание комплекса благоприятных и в основном равных условий жизни во всех насел, пунктах.

Единство обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. имеет определяющее значение, поскольку они выделяются в рамках одной и той же формации с едиными для нее объективными закономерностями развития. Вместе с тем между двумя фазами коммунизма есть и различия, в т. ч. существенные, к-рые и позволяют отличать первую фазу от второй. Ленин писал о первой из них, что ´поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово ´коммунизм´ и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм´ (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 98). Такая ´неполнота´ связана со степенью развития производит. сил и производств. отношений в условиях первой фазы. Так, обществ. собственность на средства произ-ва существует в условиях социализма в двух формах (общенародной и колхозно-кооперативной); единое по своему характеру и целям общество трудящихся состоит из двух дружественных классов - рабочего класса и крестьянства, а также интеллигенции. Равное право всех членов общества на созданный их объединенным трудом продукт реализуется посредством распределения по труду в зависимости от его кол-ва и качества. Принцип социализма - ´от каждого по способностям, каждому - по труду´. Сохраняется, следовательно, определ. (постепенно и последовательно уменьшающееся) неравенство в потреблении при неравенстве труда. Труд для каждого индивида при социализме еще не стал первой жизненной потребностью, а является необходимым средством для получения жизненных благ.

Черты социализма как первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. обнаруживаются и в развитии народонас. Нас. при социализме (как и при полном коммунизме) - это трудящиеся; в данном, главном смысле оно социально однородно (см. Социальная однородность). Навсегда уничтожены эксплуатация человека человеком и безработица, все имеют и реализуют равное право на труд, бесплатное образование и мед. обслуживание, на отдых, обеспечение в старости и т. д. Все равны и в возможностях образования семьи и получения в этом обществ. поддержки, в пользовании услугами детских учреждений, выборе места жительства по своему желанию. Общество материально и морально помогает людям, переезжающим на жительство в те насел. пункты, к-рые для осуществления планов экон. и социального развития нуждаются в притоке трудовых ресурсов извне. Вместе с тем, поскольку при социализме производит. силы общества еще не достигли уровня, требующегося для утверждения полного коммунизма, материальное положение разл. семей и индивидов еще не одинаково. Семья несет значит. часть затрат по воспроиз-ву рабочей силы, отсюда возможность неравенства и этих затрат, и их результатов. Участие семьи в материальном обеспечении воспроиз-ва рабочей силы с учетом неуклонно возрастающих требований к качеству работников влияет на избираемое семьей кол-во детей.

В документах КПСС сделан принципиальной важности вывод о том, что сов. общество находится ныне в начале исторически длит. периода - этапа развитого социализма. Этот этап, не выходя за рамки первой фазы коммунистич., Ф. о.-э., характеризуется тем, что ´...социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний´ [Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик, Преамбула]. С построением развитого социализма осуществляется переход к преим. интенсивному типу обществ. воспроиз-ва, к-рый всесторонне сказывается и на воспроиз-ве нас., прежде всего на его социальных характеристиках. Уже в ходе построения социализма постепенно изживается противоположность между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, достигается всеобщая грамотность нас. В условиях развитого социализма постепенно преодолеваются существ. различия между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, обеспечивается высокая образованность нас. В СССР - обязательное ср. образование молодежи, осуществляется реформа общеобразоват. и проф. школ, призванная поднять обучение на качественно новый уровень, коренным образом улучшить трудовое воспитание и проф. ориентацию школьников на основе соединения обучения с производит. трудом, подготовку квалифициров. рабочих кадров в проф.-техн. уч-щах, дополнить всеобщее образование всеобщим проф. образованием. Если, по переписи нас. 1959, на 1000 чел. нас. страны приходился 361 чел. со ср. и высш. (полным и неполным) образованием, в т. ч. с высшим - 23 чел., то в 1981 соотв. 661 и 74, а среди занятого нас.- 833 и 106. В СССР работает более 1/3 всех врачей и 1/4 всех науч. работников мира. Новый этап в развитии экономики и социальной жизни нашел воплощение, в частности, в значит. расширении мер помощи семье, в увеличении гос. помощи семьям, имеющим детей, и молодоженам. Расширяются преимущества и льготы этим семьям, улучшаются их жилищно-бытовые условия, совершенствуется система гос. пособий на детей. Осуществляющиеся меры (предоставление частично оплачиваемого отпуска работающим матерям до достижения ребенком возраста 1 года, пособия матерям при рождении первого, второго и третьего ребенка и др.) улучшают материальное положение 4,5 млн. семей, имеющих детей. Зрелый социализм обеспечивает ускорение качеств. совершенствования народонас. В то же время отмечается определ. стабилизация количеств. показателей естеств. воспроиз-ва нас.

В развитом социалистич. обществе постепенно обеспечивается также более гармоничное расселение людей. В СССР высокими темпами осуществляется хоз. освоение ранее малонасел. территорий, прежде всего в вост. р-нах страны. При этом наряду с пром-стью, стр-вом, транспортом, связью пропорционально развиваются все отрасли обслуживания нас.: сеть учреждений образования, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания, культуры и т. д. Значительно расширяются масштабы работ по обеспечению сел. поселений совр. бытовыми удобствами.

При переходе от первой фазы коммунистич. Ф. о.-э. ко второй происходят крупные изменения. На высшей фазе коммунистич. общества, писал Маркс, ´...труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни;...вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком´ (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 20). Полный коммунизм - бесклассовый обществ. строй с единой общенар. собственностью на средства произ-ва, высокоорганизов. общество свободных и сознат. тружеников, в к-ром реализуется принцип ´от каждого по способностям, каждому - по потребностям´.

В ходе совершенствования зрелого социализма постепенно начинают формироваться черты второй, высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. Создается ее материально-технич. база. Прогресс производит. сил общества направлен на достижение такого их уровня, при к-ром обеспечивается изобилие благ; этим создается необходимая основа для формирования обществ. отношений, присущих полному коммунизму. Вместе с развитием способа произ-ва складываются и черты нового человека - человека коммунистич. общества. В силу единства обеих фаз коммунистич. Ф. о.-э. становление определ. черт ее высшей фазы оказывается возможным еще до ее достижения. В документах 26-го съезда КПСС указано: ´...можно...предположить, что становление бесклассовой структуры общества в главном и основном произойдет в исторических рамках зрелого социализма´ (Материалы XXVI съезда КПСС, с. 53).

На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся и новые условия развития народонас. Они не будут зависеть от материальных возможностей отд. семьи, отд. человека. Полная возможность для всех членов общества непосредственно опираться на его огромные материальные ресурсы позволит добиться коренного поворота в качеств. развитии народонас., всестороннего раскрытия творч. потенциала каждой личности, наиболее эффективного сочетания ее интересов с интересами общества. Коренное изменение обществ. условий должно оказать существ. воздействие и на воспроиз-во нас. Откроются все условия для достижения оптимума нас. по всем параметрам его развития. Именно коммунистич. общество способно эффективно контролировать числ. своего нас. с учетом всех обществ. ресурсов и потребностей. Это предвидел еще Энгельс, когда писал, что коммунистич. общество, наряду с произ-вом вещей, если это окажется необходимым, будет регулировать произ-во людей (см. [Письмо] Карлу Каутскому, 1 февр. 1881г., Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 124). На высшей фазе коммунистич. Ф. о.-э. сложатся условия для полного обеспечения оптим. расселения людей по терр.

Разработка комплекса конкретных проблем народонас. в условиях высшей фазы коммунистич. Ф. о.-э. относится к числу важных задач науки о народонас. Актуальность этой задачи усиливается по мере укрепления зрелого социализма, раскрытия обусловленных им изменений в развитии народонас. Решение этой задачи опирается на фундаментальные положения о развитии народонас., выдвинутые и обоснованные в трудах классиков марксизма-ленинизма, в документах КПСС и братских партий, на успехи всей марксистско-ленинской обществ. науки.

Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистической партии, Соч., 2 изд., т. 4; Маркс К., Капитал, т. 1, гл. 5, 8, 11-13, 21-24; т. 3, гл. 13 - 15, там же, т. 23, 25, ч. 1; его же, Экономические рукописи 1857-59 гг., там же, т. 46, ч. 2; его ж е, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, отд. III; Социализм, там же, т. 20; его же, Происхождение семьи, частной собственности и государства, там же, т. 21; Ленин В. И., Государство и революция, гл. 5, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36; его же, Великий почин, там же, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству нового, там же, т. 40; Материалы XXVI съезда КПСС, М. 1981; Марксистско-ленинская теория народонаселения, 2 изд., М. 1974; Система знаний о народонаселении, М. 1976; Управление развитием народонаселения в СССР, М. 1977; Основы управления развитием народонаселения, М. 1982; Теория общественно-экономической формации, М. 1983.

Ю. А. Бжилянский, И. В. Дзарасова, Н. В. Зверева.

Отличное определение

Неполное определение ↓