Диагноз невролога ММД (Минимальная мозговая дисфункция). ММД у детей: симптомы, лечение

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ

Реферат

“Минимальная мозговая дисфункция”

Новосибирск – 2002

Минимальная мозговая дисфункция (или гиперкинетический хронический мозговой синдром, или минимальное повреждение мозга, или легкая детская энцефалопатия, или легкая дисфункция мозга) относится к перинатальным энцефалопатиям. Перинатальная энцефалопатия (ПЭП) - собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период (К перинатальному периоду относятся антенатальный, интранатальный и ранний неонатальный периоды. Антенатальный период начинается на 28 неделе внутриутробного развития и оканчивается началом родового акта. Интранатальный период включает в себя непосредственно сам акт родов от начала родовой деятельности до рождения ребенка. Ранний неонатальный период соответствует первой неделе жизни ребенка и характеризуется процессами адаптации новорожденного к условиям внешней среды).

ММД – замедление роста мозга, нарушение диффузно-церебральной регуляции различных уровней ЦНС, приводящее к нарушению восприятия и поведения, к изменению в эмоциональных и вегетативных системах.

Минимальные мозговые дисфункции - понятие, обозначающее легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально–органической природы.

Минимальные мозговые дисфункции (ММД) представляют собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. По данным отечественных и зарубежным исследований частота встречаемости ММД среди детей дошкольного и школьного возраста достигает 5-20% .

В настоящее время ММД рассматриваются, как последствия ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь. внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляются в виде нарушений двигательного и речевого развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). По-видимому, наиболее распространенным вариантом ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

По своему происхождению и течению все поражения головного мозга перинатального периода условно можно разделить на гипоксически-ишемические, возникающие вследствие недостатка поступления кислорода в организм плода или его утилизации во время беременности (хроническая внутриутробная гипоксия плода) или родов (острая гипоксия плода, асфиксия), травматические, чаще всего обусловленные травматическим повреждением головки плода в момент родов и смешанные, гипоксически-травматические поражения центральной нервной системы.

В основе развития перинатальных поражений центральной нервной системы лежат многочисленные факторы, влияющие на состояние плода в течение беременности и родов и новорожденного в первые дни его жизни, обуславливающие возможность развития различных заболеваний как на 1 году жизни ребенка, так и в более старшем возрасте.

ПРИЧИНЫ РАЗВИТИЯ

Причины, влияющие на возникновение перинатальных поражений центральной нервной системы:

· Соматические заболевания матери с явлениями хронической интоксикации.

· Острые инфекционные заболевания или обострение хронических очагов инфекции в организме матери в период беременности.

· Нарушение питания и общая незрелость беременной женщины.

· Наследственные заболевания и нарушения обмена веществ.

· Патологическое течение беременности (ранние и поздние токсикозы, угроза прерывания беременности и пр.).

· Вредные воздействия окружающей среды, неблагоприятная экологическая обстановка (ионизирующее излучение, токсические воздействия, в том числе при применении различных лекарственных веществ, загрязнение окружающей среды солями тяжелых металлов и промышленными отходами и пр.).

· Патологическое течение родов (стремительные роды, слабость родовой деятельности и пр.) и травмы при применении родового пособия.

· Недоношенность и незрелость плода с различными нарушениями его жизнедеятельности в первые дни жизни.

Антенатальный период:

· внутриутробные инфекции

· обострения хронических заболевании будущей матери с неблагоприятными изменениями метаболизма

· интоксикации

· действие различных видов излучения

· генетическая обусловленность

Имеет большое значение и невынашивание беременности, когда ребенок рождается недоношенным или биологически незрелым вследствие нарушения внутриутробного развития. Незрелый же ребенок в большинстве случаев еше не готов к процессу родов и при родовых нагрузках получает значительные повреждения.

Необходимо обратить внимание на то, что в первом триместре внутриутробной жизни закладываются все основные элементы нервной системы будущего ребенка, а формирование плацентарного барьера начинается лишь с третьего месяца беременности. Возбудители таких инфекционных заболеваний, как токсоплазмоз. хламидиоз, листереллез, сифилис, сывороточный гепатит, цитомегалия и др., проникнув через незрелую плаценту из организма матери, глубоко повреждают внутренние органы плода, и в том числе формирующуюся нервную систему ребенка. Эти повреждения плода на данной стадии его развития генерализованные, но в первую очередь страдает центральная нервная система. В последующем, когда плацента уже сформировалась и достаточно эффективен плацентарный барьер, воздействия неблагоприятных факторов уже не приводят к формированию пороков развития плода, но могут вызвать преждевременное рождение, функциональную незрелость ребенка и внутриутробную гипотрофию.

В то же время есть факторы, которые могут неблагоприятно повлиять на развитие нервной системы плода в любом периоде беременности и даже до нее, влияя на репродуктивные органы и ткани родителей (проникающая радиация, употребление спиртных напитков, тяжелые острые интоксикации).

Интранатальный период:

К интранатальным повреждающим факторам относят все неблагоприятные факторы процесса родов, неизбежно сказывающиеся на ребенке:

· длительный безводный период

· отсутствие или слабая выраженность схваток и неизбежная в этих случаях стимуляция

· родовой деятельности

· недостаточное раскрытие родовых путей

· стремительные роды

· применение ручных родовспомогательных приемов

· кесарево сечение

· обвитие плода пуповиной

· большая масса тела и размеры плода

Группой риска в отношении интранатальных повреждений являются недоношенные дети и дети с малой или слишком большой массой тела.

Необходимо отметить, что интранатальные повреждения нервной системы в большинстве случаев не касаются непосредственно структур головного мозга, но их последствия в дальнейшем постоянно влияют на деятельность и биологическое созревание развивающегося мозга.

Постнатальный период:

· нейроинфекции

Симптомы ММД:

· Повышенная умственная утомляемость;

· Отвлекаемость внимания;

· Затруднения в запоминании нового материала;

· Плохая переносимость шума, яркого света, жары и духоты;

· Укачивание в транспорте с появлением головокружения, тошноты и рвоты;

· Возможны головные боли;

Перевозбуждение ребенка к концу дня пребывания в детском саду при наличии холерического темперамента и заторможенность при н6наличии флегматического темперамента. Сангвиники возбуждаются и затормаживаются поти одновременно.

Изучение анамнеза показывает, что в раннем возрасте у многих детей с ММД обнаруживается синдром гипервозбудимости. Проявления гипервозбудимости возникают чаще в первые месяцы жизни, в 20% случаев они отставлены на более поздние сроки (старше 6-8 месяцев). Несмотря на правильный режим и уход, достаточное количество пищи, дети беспокойны, у них отмечается беспричинный крик. Он сопровождается избыточной двигательной активностью, вегетативными реакциями в виде покраснения или мраморности кожных покровов, акроцианоза, усиленной потливости, тахикардии, учащения дыхания. Во время крика можно наблюдать повышение мышечного тонуса, тремор подбородка, рук, клонусы стоп и голеней, спонтанный рефлекс Моро. Также характерны нарушения сна (затрудненное длительное засыпание, частое спонтанное пробуждение, раннее пробуждение, вздрагивания), трудности с кормлением и желудочно-кишечные нарушения. Дети плохо берут грудь, беспокойны во время кормления. Наряду с нарушением сосания отмечается предрасположенность к срыгиванию, а при наличии функционального неврогенного пилороспазма - рвота. Склонность к жидкому стулу связана с повышенной возбудимостью кишечной стенки, приводящей к усилению перистальтики кишечника под влиянием даже незначительных раздражителей. Поносы нередко чередуются с запорами.

В возрасте от одного года до трех лет детей с ММД отличают повышенная возбудимость, двигательное беспокойство, нарушения сна и аппетита, слабая прибавка в массе тела, некоторое отставание в психоречевом и двигательном развитии. К трем годам обращают на себя внимание такие особенности, как моторная неловкость, повышенная утомляемость, отвлекаемость, двигательная гиперактивность, импульсивность, упрямство и негативизм. В младшем возрасте у них нередко наблюдаются задержка в формировании навыков опрятности (энурез, энкопрез).

Минимальная мозговая дисфункция у детей (ММД у детей) - это недифференцированный синдром легких неврологических расстройств, преимущественно в виде двигательных, речевых и поведенческих нарушений. Синонимами ММД являются легкая детская энцефалопатия, минимальная церебральная дисфункция, легкое повреждение мозга, детская диспраксия, инфантильный психоорганический синдром, минимальный церебральный паралич, минимальная дисфункция мозга (МДМ) . ММД у детей представляет собой наиболее распространенную форму нервно-психических нарушений в детском возрасте. Частота встречаемости среди детей дошкольного и школьного возраста от 5 до 25%.

Минимальная мозговая дисфункция причины

Причины : тяжелое течение беременности (особенно первой ее половины) (гестозы), угроза выкидыша, вредное воздействие на организм беременной женщины химических веществ, радиации, вибрации, инфекционных болезней, некоторых микробов и вирусов. Это преждевременные и переношенные роды , слабость родовой деятельности и ее длительное течение, недостаток кислорода (гипоксия) из-за сдавления пуповины, обвития вокруг шеи . После родов неблагоприятное воздействие на мозг оказывают плохое питание, частые или тяжелые заболевания и инфекции, сопровождающиеся различного рода осложнениями, глистные инвазии и лямблиоз, ушибы мозга, отравления и неблагоприятная экологическая обстановка в регионе. Частой причиной возникновения минимальной мозговой дисфункции ММД является повреждение во время родов шейного отдела позвоночника. Такое повреждение может возникнуть при обвитии пуповины вокруг шеи, наложении щипцов, неправильных акушерских манипуляций.

Почему возникает минимальная мозговая дисфункци ММД?

В настоящее время минимальная мозговая дисфункци ММД рассматривается, как последствие ранних локальных повреждений головного мозга, выражающиеся в возрастной незрелости отдельных высших психических функций и их дисгармоничном развитии. При ММД наблюдается задержка в темпах развития функциональных систем мозга, обеспечивающих такие сложные интегративные функции, как речь, внимание, память, восприятие и другие формы высшей психической деятельности. По общему интеллектуальному развитию дети с ММД находятся на уровне нормы, но при этом испытывают значительные трудности в школьном обучении и социальной адаптации. Вследствие очагового поражения, недоразвития или дисфункции тех или иных отделов коры больших полушарий мозга, ММД у детей проявляется в виде и развития, формирования навыков письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия). Распространенным вариантом минимальной мозговой дисфункции ММД является синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Синдром минимальной мозговой дисфункции

Термин «минимальная мозговая дисфункция » получил распространение в конце 1950-х годов, когда его начали использовать применительно к группе различных по этиологии и патогенезу состояний, сопровождающихся расстройствами поведения и трудностями обучения, не связанными с общим отставанием в интеллектуальном развитии. Применение нейропсихологических методов при изучении отмечавшихся у детей с ММД поведенческих, познавательных и речевых расстройств позволило установить определенную взаимосвязь между характером нарушений и локализацией очагового поражения ЦНС. Ведущая роль в возникновении ММД принадлежит гипоксии мозга в анте - и интранатальном периодах, особенно у недоношенных детей. Придается значение инфекционным, токсическим и травматическим церебральным расстройствам, особенно в раннем детском возрасте. У детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД в 25% случаев выявляется отягощенный анамнез по эпилепсии, олигофрении, шизофрении, мигрени и другим нервно-психическим заболеваниям, что указывает на роль наследственного фактора. В механизме возникновения ММД имеет значение гипофункция серотонин -, дофамин- и адренергических систем.

Как правило, нарастание симптомов минимальной мозговой дисфункции ММД приурочено к началу посещения детского сада или школы. Подобная закономерность объясняется неспособностью центральной нервной системы справляться с новыми требованиями, предъявляемыми ребенку в условиях увеличения психических и физических нагрузок. Увеличение нагрузок на центральную нервную систему в этом возрасте часто приводит к нарушениям поведения в виде упрямства, непослушания, негативизма, а также к невротическим расстройствам, замедлению психоречевого развития. Максимальная выраженность проявлений ММД часто совпадает с критическими периодами психоречевого развития. К первому периоду относят возраст 1-2 года, когда происходит интенсивное развитие корковых речевых зон и активное формирование навыков речи. Второй период приходится на возраст 3-х лет. На этом этапе у ребенка увеличивается запас активно используемых слов, совершенствуется фразовая речь, активно развиваются внимание и память. В это время у многих детей с ММД обнаруживаются задержка развития речи и нарушения артикуляции. Третий критический период относится к возрасту 6-7 лет и совпадает с началом становления навыков письменной речи (письмо, чтение). Для детей с ММД этого возраста характерны формирование школьной дезадаптации и проблемы поведения. Значительные трудности психологического характера нередко обусловливают различные психосоматические нарушения, проявления .

Как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей в Саратове?

Таким образом, если в дошкольном возрасте среди детей с минимальной мозговой дисфункцией ММД преобладают , двигательная расторможенность или, наоборот, медлительность, а также моторная неловкость, рассеянность, отвлекаемость, непоседливость, повышенная утомляемость, особенности поведения (незрелость, инфантилизм, импульсивность), то у школьников на первый план выступают трудности в обучении и нарушения поведения. Детям с ММД свойственны слабая психоэмоциональная устойчивость при неудачах, неуверенность в себе, заниженная самооценка. Нередко у них также наблюдаются простые и социальные фобии, вспыльчивость, задиристость, оппозиционное и агрессивное поведение. В подростковом возрасте у ряда детей с ММД нарастают нарушения поведения, агрессивность, трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается успеваемость, появляется тяга к употреблению и наркотиков. Поэтому усилия родителей должны быть направлены на своевременное обращение к специалистам и комплексное лечение ММД. Врач Сарклиник знает, как лечить минимальную мозговую дисфункцию, как вылечить ммд у детей!

Минимальная мозговая дисфункция лечение, лечение ммд у детей

Сарклиник успешно применяет комплексные рефлексотерапевтические методы лечения минимальной мозговой дисфункции у детей . В результате лечения ммд у детей нормализуются активность серотонинергической, дофаминергической и адренергической систем, вегетативный тонус, улучшаются внимание, зрительно- пространственное восприятие, пространственное мышление, зрительно-моторная координация, слухоречевая и зрительная память, ликвидируются церебрастенические симптомы, психосоматические нарушения, тревожность, различные виды страхов, навязчивость, двигательные нарушения, нарушения устной речи, эмоционально-волевые нарушения, нарушения поведения, агрессивность и реакции оппозиции, трудности школьного обучения; нарушения чтения и письма, ликвидируются повышенная утомляемость, капризность, плаксивость, колебания настроений, плохой аппетит, головные боли, нарушения сна в виде трудностей засыпания, беспокойного поверхностного сна с тревожными сновидениями. В большинстве случаев наблюдается регресс психосоматических нарушений: беспричинных болей в животе или в различных частях тела, энуреза, энкопреза, парасомний (ночных страхов, снохождения, сноговорения). Нормализовываются нейрогуморальные сдвиги, патологические эндокринные и нейроаллергические реакции, происходит коррекция невротических расстройств, возникающих в течение заболевания.

Лечение ммд у детей в России

Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей (Россия, Саратов) приводит к следующей положительной динамике: отмечается уменьшение неуклюжести, неловкости, плохой координации движений и трудностей мелкой моторики, улучшаются характеристики внимания, нарушения которого до лечения обычно проявлялись в виде трудностей его концентрации при выполнении домашних и школьных заданий, во время игр, быстрой отвлекаемости, неспособности выполнять задания самостоятельно, доводить дело до конца, а также в том, что дети отвечали на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца, часто теряли свои вещи в детском саду, школе или дома. Одновременно с этим у многих детей с ММД наблюдается регресс эмоционально-волевых нарушений (ребенок ведет себя несоответственно возрасту, как маленький, стеснителен, боится не понравиться окружающим, чрезмерно обидчив, не может постоять за себя, считает себя несчастным), уменьшается выраженность нарушений поведения (дразнится, поясничает, бывает неряшливым, неопрятным, шумным, непослушен дома, не слушает воспитателя или учителя, хулиганит в детском саду или в школе, обманывает взрослых) и проявлений агрессивности и реакций оппозиции (вспыльчив, поведение непредсказуемо, ссорится с детьми, угрожает им, дерется с детьми, дерзит и открыто не подчиняется взрослым, отказывается выполнять их просьбы, намеренно совершает поступки, раздражающие других людей, сознательно ломает и портит вещи, жестоко обращается с домашними животными). У большинства детей, проходящих лечение в нашей клинике, достоверно отмечается ликвидация нарушений устной речи, трудностей школьного обучения, нарушений чтения и письма, у большинства пациентов к концу курса лечения улучшается речь и школьная успеваемость, нормализуются показатели чтения, письма и счета у детей с такой патологией, как , и .

Эффективное лечение минимальной мозговой дисфункции в Саратове

Эффективность комплексного лечения минимальной мозговой дисфункции (ММД) , которое может включать в себя рефлексотерапевтические, акупунктурные, микроакупунктурные, лазерорефлексотерапевтические, моксатерапевтические, нетрадиционные и другие методики, достигает 95%. Лечение в Сарклиник проводится амбулаторно и индивидуально. Все методики безопасны.

Приходите, и Сарклиник поможет Вам! Врач Сарклиник проводит лечение ммд у детей. Лечение минимальной мозговой дисфункции у детей в Саратове позволяет улучшить память, логику, речь, письмо, ум ребенка. ММД нужно лечить.

Сарклиник знает, как лечить инимальную мозговую дисфункцию !

. Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

Фото: Legaa | Dreamstime.com \ Dreamstock.ru. Люди, изображенные на фото, - модели, не страдают от описанных заболеваний и/или все совпадения исключены.

   Внешне ММД у детей может проявляться по-разному (в зависимости от особенностей психики ребёнка), но в основе этих проявлений лежит кое-что общее: ребёнок не способен регулировать своё поведение и управлять своим вниманием.

   Для ребёнка с данным нарушением характерны следующие особенности:

   1. Невнимательность:

    - слышит, когда к нему обращаются, но не реагирует на обращение;

    - не может долго сосредоточиться даже на интересном занятии;

    - с энтузиазмом берётся за задание, но не заканчивает его;

    - имеет трудности в организации (игры, учёбы, занятий);

    - избегает скучных и требующих умственных усилий занятий;

    - часто теряет вещи;

    - очень забывчив.

   2. Сверхактивность:

    - мало спит, даже в младенчестве;

    - находится в постоянном движении;

    - ёрзает, не может усидеть на месте;

    - проявляет беспокойство;

    - очень говорлив.

   3. Импульсивность:

    - отличается резкими сменами настроения;

    - отвечает до того, как его спросят;

    - не способен дождаться своей очереди;

    - часто вмешивается, прерывает;

    - не может ждать вознаграждения (требует его здесь и сейчас);

    - не подчиняется правилам (поведения, игры);

    - по-разному ведёт себя при выполнении заданий (иногда спокоен, а иногда - нет).

   Специалисты полагают, что причины ММД у детей весьма разнообразны: перинатальная патология , недоношенность, токсические поражения нервной системы, черепно-мозговая травма и так далее. Однако до конца так и не установлено, как именно эти факторы приводят к различным ММД.

   Парадокс заключается в том, что малыш с ММД, по большому счёту, здоров. Потому что это не болезнь. ММД - это функциональное расстройство, возникающее из-за задержки развития отдельных структур мозга (некоторые структуры формируются медленнее других, из-за чего нарушается давление в сосудах мозга).

   Всё лечение при ММД у детей (хоть годовалый ребёнок, хоть в возрасте 7-ми лет) сводится к трём назначениям: ноотропные препараты и витамины (для улучшения работы мозга), настои трав на ночь (чтобы сон малыша был спокойным) и терпение (это совет родителям). А ещё наблюдение и функциональное обследование у невропатолога (раз в год или чаще).

   Все эти назначения не лечат, но предохраняют от воспаления, то есть от более серьёзных последствий для организма, которые уже действительно придётся лечить.

   В 90% случаев ММД у детей примерно к 12-ти годам проходит сама, даже без медикаментозной поддержки, однако без неё у малыша с вероятностью 99% останутся приобретённые нарушения поведения как привычка и однозначное представление о себе как о трудном и плохом ребёнке.

   Часто на фоне назначений невропатолога родители видят явный прогресс у крохи и решают, что можно отменить применение лекарственных трав. И всего через месяц ситуация может вернуться в изначальное состояние.

Диагностика ММД у детей

   Диагноз поставить легко только в случае высокой выраженности симптомов - чрезмерной и постоянной гиперактивности у ребёнка (реактивный тип ММД). Для таких детишек есть чёткие диагностические критерии, на основании которых делают заключение о наличии СНВГ или СДВГ. Остальные типы ММД (их всего пять) трудно распознать, пока ребёнку не исполнится 6,5 лет.

   В действительности разные типы ММД отличаются следующим:

   1. Активный тип.

   Активный тип быстро включается в работу, в начале очень внимателен, но так же быстро выключается и теряет концентрацию внимания. Такой ребёнок может казаться лентяем - на самом деле ему просто трудно удерживать внимание.

   2. Ригидный тип.

   Ригидный тип, наоборот, очень тяжело включается в новую игру или занятие, активность и внимание у него появляются только в конце. Этот ребёнок обычно получает ярлык "тугодум" или "тупой", а ему всего лишь сложно включаться в работу.

   3. Астеничный тип.

   Астеничный тип очень медлителен и при этом невнимателен и рассеян. Такие дети очень недолго способны концентрировать внимание, поэтому им просто не хватает времени, чтобы услышать всё, что необходимо.

   4. Реактивный тип.

   Реактивный тип, наоборот, слишком активен. Но также быстро теряет работоспособность и трудно усваивает новые знания.

   5. Субнормальный тип.

   Субнормальный тип характерен для детей, у которых концентрация внимания наиболее выражена в середине занятия или игры. Работоспособность у них падает медленно. Они создают впечатление нормальных здоровых детишек, но с низкой мотивацией. На самом деле такие дети настолько стараются и выкладываются, что их мозг периодически сам себя выключает - чтобы избежать излишней нагрузки.

   Все дети с ММД по типам распределяются примерно так: активный - 10%, ригидный - 20%, астеничный - 15%, реактивный - 25%, субнормальный - 30%. К сожалению, определить, к какому типу относится нарушение ребёнка, можно только перед поступлением в школу.

   Если невропатолог поставил вашему ребёнку диагноз ММД, то следует прислушаться к следующим советам:

   1. Не стоит пугать себя тем, что написано про детей в статьях про ММД и гиперактивность. Помните: организм ребёнка способен компенсировать очень многие дисфункции.

   2. Не ругайте ребёнка за то, что он не может исправить в себе - чрезмерную подвижность, невнимательность и так далее. Это ничего не изменит, только понизит его самооценку.

   3. Вы очень поможете малышу, если не будете создавать дополнительные трудности для его мозга. Как этого избежать, подскажет психолог с учётом индивидуальных особенностей ребёнка.

Минимальная мозговая дисфункция диагностируется у детей дошкольного возраста в 22% случаев и в 5% у учеников младших классов. Неврологическое расстройство относится к легким формам церебральной мозговой патологии. Для минимальной мозговой дисфункции свойственно наличие слабовыраженных неврологических симптомов, которые проявляются в виде различных функциональных нарушений. Синдром считается обратимым явлением - в 30-50% случаев ребенок «перерастает» нарушение. Однако без своевременного лечения, симптомы ММД со временем становятся более выраженными, усугубляются и могут привести к развитию осложнений.


Причины развития минимальной мозговой дисфункции у детей

Минимальная мозговая дисфункция (ММД) относится к наиболее распространенным видам нервно-психических нарушений, которые развиваются в детском возрасте. С учетом 10 версии Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), это явление относится к гиперкинетическим расстройствам поведения с кодом F90.

В современной педиатрии ММД считается последствием ранних повреждений различных участков головного мозга, которые проявляются возрастной незрелостью определенных высших психических функций и их неправильным формированием. В зависимости от тяжести проявлений, данный синдром принято классифицировать на субнормальный, активный, ригидный (медлительный), астеничный и реактивный тип.

К причинам развития ММД у детей относятся следующие факторы:


По каким симптомам можно заподозрить нарушение?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Первые проявления синдрома могут появиться как после родов, так и в дошкольном или школьном возрасте малышей. В большинстве случаев симптомы этого вида мозговой дисфункции проявляются неожиданно. Зачастую клиническая картина на протяжении первого года жизни ребенка характеризуется минимальными неврологическими симптомами.

В возрасте от 1 года до 3 лет у малышей, которые страдают ММД, наблюдаются следующие отклонения:



У детей старше 3 лет ММД проявляется в виде неуклюжести, быстрой утомляемости, импульсивности и агрессивности в ответных реакциях. Также может наблюдаться непереносимость яркого света и громких звуков, проблемы с вестибулярным аппаратом. Ребенку может быть тяжело находиться в душных помещениях, он может плохо переносить жаркую погоду.

Дети с ММД зачастую очень плохо учатся в школе, у них проблемы с поведением. Кроме того, у таких малышей могут наблюдаться нарушения речевых навыков и моторики, а также нехарактерные для здорового ребенка невротические состояния.

Дети, которые страдают минимальной мозговой дисфункцией, часто переключаются с одного занятия на другое, не способны надолго увлечься каким-либо видом деятельности.

Такие малыши обладают повышенной раздражительностью, иногда переходящей в агрессию, слишком эмоциональны и легко возбудимы.

Для ММД характерны следующие общие симптомы:


Появление одного или нескольких перечисленных признаков совсем не означает, что малыш нуждается в лечении. Диагноз ставится только после тщательного обследования ребенка и выявления хотя бы 8 из указанных симптомов.

Диагноз ММД: как лечить ребенка?

Лечение ММД назначается исключительно после постановки точного диагноза. Диагностика включает следующие мероприятия:

  • сбор анамнеза;
  • проверка рефлекторных способностей и мелкой моторики;
  • позитронно-эмиссионная и магнитно-резонансная томография;
  • реоэнцефалография (РЭГ);
  • ультразвуковое исследование;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ);
  • эхоэнцефалография (ЭхоЭГ);
  • нейросонография.

Врач приступает к разработке плана лечения исключительно после постановки диагноза. Устранение признаков ММД возможно только при комплексном подходе.

Наряду с медикаментозной терапией обязательно назначается курс физиотерапевтических процедур.

Медикаментозное лечение

Лекарственные средства назначают курсом, продолжительность применения зависит индивидуальных медицинских показаний. Чаще всего для симптоматического лечения ММД назначаются следующие медикаментозные препараты:

  • лекарства с седативными свойствами – таблетки «Диазепам», раствор для внутривенного или внутримышечного введения «Седуксен» и «Релиум»;
  • снотворные средства в таблетках – «Нитразепам», «Эуноктин», «Труксал»;
  • психостимуляторы – в основном используется «Метилфенидат»;
  • антидепрессанты или транквилизаторы – применяются в редких случаях, в основном препараты со слабовыраженным эффектом, например, «Тиоридазин» и «Амитриптилин».

Вместе с медикаментозной терапией для лечения детей используются различные витаминные комплексы, обязательно содержащие следующие витамины:


Врач должен назначать витаминные комплексы с учетом особенностей здоровья и возраста маленького пациента. Категорически запрещено самостоятельно принимать решение о том, чем лучше лечить ребенка - неправильно подобранные лекарства и дозировки могут серьезно усугубить проблему.

Курс физиотерапии

Достаточно часто избавиться от признаков нарушения можно и без применения медикаментозных препаратов. Однако ни в одном из случаев выздоровление невозможно без использования физиотерапевтических процедур. Продолжительность и методы физиотерапии зависят от каждого конкретного случая. В курс физиотерапии могут входить следующие процедуры:


По мнению известного педиатра Е.О. Комаровского, в лечении ММД обязательно должны участвовать родители малыша. Это поможет ему быстрее справиться с нервно-психическими нарушениями. От взрослых членов семьи требуется соблюдение определенных рекомендаций:

  • контроль приема ребенком назначенных лекарственных препаратов;
  • соблюдение режима дня;
  • организация дневного отдыха;
  • теплая атмосфера в семье;
  • постоянное общение с ребенком;
  • отстранение малыша (полное или частичное) от досуга за компьютером или у телевизора;
  • ежедневные физические занятия с ребенком;
  • работа с ребенком на мелкую моторику;
  • запрет на выяснение отношений в семье на глазах у ребенка.

Профилактические меры

Для того, чтобы предупредить это нервно-психическое нарушение, родителям нужно выполнять следующие правила:

  • на этапе вынашивания ребенка будущая мама должна правильно питаться и избегать стрессовых ситуаций;
  • будущей матери нужно отказаться от вредных привычек - курение, алкоголь и т.д.;
  • в семье нужно обеспечить благоприятную обстановку;
  • в присутствии ребенка нельзя ссориться и конфликтовать;
  • для развития способностей малышей, нужно регулярно заниматься с сыном или дочерью;
  • своевременное посещение педиатра для профилактического осмотра.