Коммунизм - термин -энциклопедический фонд. Что такое

Причины военного коммунизма

Военный коммунизм – это политика, которую проводило Советское государство на территории свой страны в 1918-1921 гг. целью было обеспечить продовольствием и оружием. Если бы правительство в те годы не пошло на такие крайние меры, оно бы не победило кулаков и представителей контрреволюции.

Национализация банков и промышленности

В начале лета 1917 года начался массовый отток капитала за границу. Сначала с российского рынка ушли иностранные инвесторы и , которым в России нужна была лишь дешевая рабочая сила, а правительство молодой страны ввело 8-часовой рабочий день сразу после Февральской революции. Рабочие стали требовать повышения зарплаты, были узаконены стачки, а предприниматели лишились сверхприбыли. В условиях трудового саботажа бежали из страны и отечественные промышленники.

После Октябрьской революции передача фабрик рабочим не планировалась, как это сделали с землей для крестьян. Появившиеся бесхозные предприятия государство монополизировало, а национализация их в дальнейшем стала своеобразной борьбой с контрреволюцией. Большевики прибрали к рукам Ликинскую мануфактуру первой, и за зиму 1917-1918 гг. было национализировано 836 предприятий.

Упразднение товарно-денежных отношений

В декабре 1918 был принят первый КЗоТ, вводивший обязательную трудовую повинность. Помимо 8-часового рабочего дня трудящиеся получили и принудительно-добровольный труд, за который не . Это были субботники и воскресники. От крестьян требовалось сдавать государству излишки, за это им выдавались товары, произведенные на заводах. Но этого на всех не хватало, и получалось, что крестьяне работали задаром. Начался массовый отток заводских рабочих в деревню, где они пытались спастись от голода.

Продразверстку ввело еще царское правительство, а большевики отточили до выгребания всех запасов у крестьян, включая и то, что было необходимо самой семье. Торговля хлебом в частном порядке была запрещена. Таким образом правительство пыталось бороться с мешочниками и кулаками, для этого Наркомпроду были переданы исключительные полномочия для заготовки продуктов питания. И вооруженные отряды стали бороздить деревни и села, отбирая и другую сельскохозяйственную продукции. Наступил голод 1920-1921 гг.

Крестьянские бунты

Крестьяне были недовольны захватом их собственности, они не получали за это практически ничего, так как хлеб покупался только государством, причем по ценам, им и установленным. Со слов Ленина, военный коммунизм – мера вынужденная, так как страна разорена войной. Такая политика отвечала интересам рабочих и армии, но никак не крестьянства. И один за другим стали вспыхивать бунты. На Тамбовщине восстали антоновцы, восстал и Кронштадт, служивший когда-то оплотом революции.

В этих условиях продразверстка военного коммунизма открыла дорогу НЭПу.

Последствия военного коммунизма

Военный коммунизм нанес колоссальный урон народному хозяйству, к 20-му году по сравнению с 1913-м упало промышленное производство в 7 раз, железнодорожные перевозки сократились до уровня 1980 года, добыча угля упала на 70%. Крестьяне требовали отмены военного коммунизма. И выходом из тупика стал переход к новой экономической политике.

Видео по теме

Источники:

  • Политика военного коммунизма

Мир так устроен, что люди всегда мечтают о социальной справедливости. Эта идея накрепко укоренилась в идеологиях а и социализма. Еще в начале прошлого века, во времена Великой социалистической революции, эти два понятия переплелись между собой. Их воспринимали как слова–синонимы.

Социализм

В основу социализма положена идея всемирного равенства и социальной справедливости. Считалось, что все средства производства должны принадлежать тем, кто на них работает, а не тем, кто ими владеет. Основоположниками этой теории являются Карл Маркс, Пьер Лу, Шарль Фурье и другие ученые.

Многие писатели в своих произведениях с уверенностью доказывают, что социализм – это вполне реальное явление, которое начало воплощаться в жизнь. Основная социальная база, на которую опираются социалисты – это рабочие и крестьяне. Во все времена, начиная с Французской революции 1789 года, рабочие выступали за свои права – сокращение рабочего дня, достойные условия работы, поднятие заработной платы, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.д. Рабочие и крестьяне - это и есть социум, т.е. общество.

Коммунизм

Коммунизм считается наивысшей стадией человеческого общества, где все люди будут равны между собой, не будет ни бедных, ни богатых. Эту идею поддерживал английский гуманист и мыслитель Томас Мор в своем романе «Утопия». Он обосновывал идею, что нужно в корне уничтожить не только классовые различия между людьми, но и сами общественные классы. Эту теорию поддерживали такие мыслители, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Ярыми сторонниками этой идеологии были Ленин и Сталин. Они аргументировали, что при коммунизме общими будут не только средства производства, но и продукция, которая на них производится. Вся продукция будет производиться на национализированном оборудовании и делиться поровну между всеми членами общества. То есть нужно все забрать у богатых и раздать бедным.

Для достижения мирового блаженства, доказывали теоретики, нужна мировая революция, которая и сможет уничтожить классовое неравенство. Фактически, «коммунизм» - это производное от «коммуна», т.е. все общее. Также при коммунизме отвергаются рыночные отношения, как проявление капитализма. Из этого следует, что если не будет классового общества, то не будет и государства как аппарата управления этим обществом.

Социализм не отвергает деньги как таковые, в отличие от коммунизма. Утверждалось, что при коммунизме деньги вообще не будут нужны и отомрут как изживший себя элемент.

Коммунизм является завершающим этапом развития общества, а социализм – лишь переходной ступенькой к идеалу и «высшему блаженству». Теоретик коммунизма Карл Маркс называл социализм «переходной фазой коммунизма». Основная идея социализма звучит приблизительно так: «Каждому по труду», а коммунизма – «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Совет 5: В чем заключалась социальная теория Карла Маркса

В сферу научных интересов Карла Маркса входили философия, политика и экономика. Совместно с Фридрихом Энгельсом он разработал целостную теорию развития общества, в основу которой был положен диалектический материализм. Вершиной социального учения Маркса стала разработка положений о бесклассовом обществе, построенном на коммунистических началах.

Учение Маркса об общественных формациях

Разрабатывая свою теорию построения и развития общества, Маркс исходил из принципов материалистического понимания истории. Он считал, что человеческое общество развивается по трехчленной системе: первичный первобытный коммунизм сменяется классовыми формами, после чего начинается высокоразвитый бесклассовый строй, в котором будут сняты антагонистические противоречия между большими группами людей.

Основоположник научного коммунизма разработал собственную типологию общества. Маркс выделил в истории человечество пять типов общественно-экономических формаций: первобытный коммунизм, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм, в котором имеется , социалистическая фаза. Основа деления на формации – преобладающие в обществе отношения в сфере производства.

Основы социальной теории Маркса

Основное внимание Маркс уделял экономическим отношениям, благодаря которым общество и переходит от одной формации к другой. Развитие общественного производства идет до состояния максимальной эффективности в рамках конкретного строя. При этом накапливаются присущие строю внутренние противоречия, что ведет к краху прежних общественных отношений и переходу общества к более высокой стадии развития.

Следствием развития капиталистических отношений Маркс называл утрату личностью своего статуса и полноты человеческого бытия. В процессе капиталистической эксплуатации пролетарии отчуждаются от продукта своего труда. Для капиталиста же погоня за большой прибылью становится единственным стимулом в жизни. Подобные отношения неизбежно ведут к изменениям в политической и социальной надстройке общества, затрагивая семью, религию и образование.

В своих многочисленных работах Маркс доказывал, что на смену обществу, построенному на эксплуатации чужого труда, неизбежно придет бесклассовый коммунистический строй. Переход к коммунизму будет возможен только в ходе пролетарской революции, причиной которой станет чрезмерное накопление противоречий. Главным из них является противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов.

Уже во времена формирования социальной теории Маркса находились противники формационного подхода к общественному развитию. Критики марксизма полагают, что его теория является односторонней, что в ней преувеличено влияние материалистических тенденций в обществе и почти не учитывается роль социальных институтов, составляющих надстройку. В качестве главного аргумента несостоятельности социологических выкладок Маркса исследователи выдвигают факт краха социалистической системы, не выдержавшей конкуренции со странами «свободного» мира.

Видео по теме

Первая коммунистическая про-поведь прозвучала ещё в разгар Великой французской революции , ко-гда Г. Бабёф организовал «заговор во имя равенства». В 1830-е гг. по-следователи Бабёфа пытались возродить его учение об обществе , в ко-тором отсутствуют собственность и порождённое ею неравенство. В 1840 г. один из сторонников коммунистических идей провозгласил: «Коммунизм — это единственное лекарство, годное для лечения чело-вечества от всех зол».

В это же время объявил себя коммунистом из-вестный журналист О. Бланки (1805-1881), организатор тайного ре-волюционного «Общества времён года ». В отличие от ранних социа-листов, он проповедовал вооружённый захват власти, неоднократно организовывал заговоры и восстания с этой целью.

Т. Дезами (1803—1850) в книге «Кодекс общности» сформулировал ос-новные принципы коммунизма: «общая собственность, общий труд, общее воспитание».

«Коммунистической библией» 1840-х гг. стал утопический ро-ман Э. Кабе (1788—1856) «Путешествие в Икарию», в котором рисовалось общество светлого будущего. Была создана даже международная органи-зация сторонников «икарийского коммунизма», но добиться каких-либо практических результатов она не сумела.

Родиной основоположников нового направления в социалисти-ческом движении Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) стала Рейнская Пруссия.

Карл Маркс

Маркс происходил из семьи адвоката, учился в университетах Бонна и Берлина, получил сте-пень доктора философии. Политическую карьеру он начинал как публицист, в 1847 г. опубликовал книгу «Нищета философии», посвящённую критике сочинения Прудона «Философия нищеты». Энгельс был сыном текстильного фабри-канта, по настоянию отца рано занялся коммерцией, даже не закончив гимназию. Два года он изучал фаб-ричное дело в Манчестере, в 1845 г. опубликовал своё исследование «Положение рабочего класса в Анг-лии».

Научный социализм

Маркс и Энгельс познакомились в 1844 г. и с тех пор совместно разрабатывали теорию так называемо-го «научного социализма », противопоставляя её ранним социалистическим учениям, которые они объявили утопическими. Первым их совместным тру-дом стала «Немецкая идеология» (1845), направлен-ная против общественных учений, господствовавших тогда в Германии. Материал с сайта

«Манифест коммунистической партии»

Перу Маркса и Энгельса принадлежит «Манифест коммунистической партии», появившийся на свет в феврале 1848 г. В этом программном документе лон-донского «Союза коммунистов» говорилось: «Целью Союза является: свержение буржуазии, господство пролетариата, уничтожение старого, основанного на антагонизме классов буржуазного общества и основа-ние нового общества, без классов и без частной собст-венности». По мнению авторов, «история всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов», в которой «угнетающий и угнетаемый клас-сы находились в вечном антагонизме друг к другу, ве-ли непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов».

Марксизм

Содержание современной им истории Маркс и Энгельс сводили к борьбе пролетариев против капи-талистов, а её исход видели в безусловной победе про-летариата и установлении «диктатуры рабочего класса». Своё учение Маркс и Энгельс разрабатывали на основе германской классической философии, английской политической экономии и «утопического» социализма . Оно полупило название марксизм и со временем стало господствующей идеологией рабочего движения.

Необходимо честно признать, что вся уже проведенная в городских коммунистических организациях Московского региона листовочная работа, оказалась малопродуктивной. Одна из причин такого положения вещей состоит в том, что до сих пор, руководители и идеологический актив московских организаций уделяли минимум внимания изучению как научных основ пропаганды и агитации, так и исторического опыта большевиков-ленинцев. А ведь, строго говоря, в истории мирового рабочего и коммунистического движения нет примеров более продуктивной работы на листовочном «фронте», чем у большевиков-ленинцев.

Пожалуй, наиболее типичным, а зачастую и единственным знанием, которое твердо усвоили современные руководители о технологии написания листовок и всегда ставят его во главу угла, - это огульное утверждение, что листовка должна быть… КОРОТКОЙ. Но если бы современные коммунистические руководители посмотрели в «святцы», т.е. в сборники большевистских листовок периода трёх русских революций ХХ века, то они бы удивились пространности этих многостраничных «листовок». В них было очень мало политической трескотни, а приводились только бесспорные факты и давалось принципиальное, НАУЧНОЕ их разъяснение. Образно говоря, на такие листовки люди шли.

Представляется, что нашим читателям будет интересно познакомиться с содержанием именно пространной листовки, пришедшей в редакцию от наших товарищей из Германии. Особенно хочется поблагодарить наших немецких товарищей за то, что они прислали её уже переведенной на русский язык. Мы уже знакомили наших читателей с группы GEGEN DIE STROMUNG («Против течения») в номере .

Как только в московском регионе мы найдем коммунистическую листовку, которую не стыдно будет послать немецким товарищам, мы её тоже переведем, естественно, на немецкий язык. Иными словами, редакция журнала объявляет конкурс на лучшую коммунистическую листовку московского региона. Листовка-победительница будет не только помещена в журнале, не только размножена тысячными тиражами, но и переведена на немецкий язык и, следовательно, через Интернет выйдет на международный уровень.

Текст листовки нами не редактировался.

Редакция

На коммунизм клевещут более чем 150 лет. К тому же его дискредитировали полицейско-государственными карикатурами по поводу коммунистических идей Карла Маркса: начиная с псевдокоммунистов СССР, ГДР и других ревизионистских странах, которые, самое позднее с середины 50-ых годов, покинули путь к коммунизму, создавши под маской «социализма» скверную копию западных капиталистических государств, перед тем как реставрация капитализма была проведена совершенно открыто.

В чём же состоит цель коммунизма? Утопия ли это, которую не достичь никогда, потому что человек всё-таки просто-напросто «злой по натуре», или же коммунизм - прекрасный, но совершенно нереальный идеал? Или вообще, «дьявольские нагромождения лжи заговорщиков евреев-большевиков, в поисках только своей выгоды», как это пропагандируют фашисты? Клеветы на коммунизм и искажений его сущности всё больше и больше. Это не удивляет, так как жестокая реальность нынешнего капитализма, в его империалистическом проявлении, взывает к ликвидации империализма, к отмене системы прибылей, к обобществлению средств производства т.е. к коммунизму.

Нескончаемая череда грабительских воин, обострение эксплуатации и нищеты до массовых эпидемий голода, убивающих ежегодно по 30 миллионов людей, которые бы могли бы быть прокормлены, если, смотря с точки зрения „проклятьем заклеймённых голодных и рабов», распределение продукции велось бы разумно, а не в рамках идиотского рыночного изобилия… на витринах и на свалках. Всё это находится в резком противоречии со всё больше увеличивающимися и проявляющимися возможностями решить основные проблемы широких масс мирового населения, если учесть гигантский технический прогресс, если учесть накопившиеся чудовищные богатства, если учесть 800 миллиардов долларов, тратимых ежегодно во всём мире на вооружение, которое кажется разумным только монополистам и т.д. Господа этой земли убивают, мародёрствуют, растрачивают да разбазаривают и вынуждены всё больше и больше лгать: «Нет системы, лучше этой. С этим надо примириться».

Тем важнее добиться ясности: ясности о том, почему и с какой целью должна быть преодолена и уничтожена вся капиталистическо-империалистическая система. Ясность о цели коммунизма, почему коммунизм является разумным и реальным и для кого!

Цель листовки- дать толчок для изучения научного коммунизма, в борьбе за коммунизм, в борьбе за построение коммунистической партии и поддержать это...

Краткая характеристика коммунистического общества

В 1927 году Сталин дал самый чёткий набросок коммунистического общества:

«Общая характеристика дана в трудах Маркса, Энгельса и Ленина, Если дать вкратце анатомию коммунистического общества, то это будет такое общество:

а.) где не будет частной собственности на орудия и средства производства, а будет собственность общественная, коллективная;

б.) где не будет классов и государственной власти, а будут труженики индустрии и сельского хозяйства, экономически управляющиеся, как свободная ассоциация трудящихся;

в.) где народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в области индустрии, так и в области сельского хозяйства;

г.) где не будет противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством;

д.) где продукты будут распределяться по принципу старых французских коммунистов: «каждого по способностям, каждому по потребностям»;

е.) где наука и искусство будут пользоваться условиями достаточно благоприятными для того, чтобы добиться полного расцвета;

ж) где личность, свободная от забот о куске хлеба и необходимости подлаживаться к «сильным мира», станет действительно свободной. И т.д. и т.п.» (Сталин, «Беседа с первой американской рабочей делегацией», 1927г., сочинения, том 10, стр. 133-134)

Аргументы за общественную собственность на средства производства излагаются в этом абзаце, где объясняется, почему «коренной основой коммунистического общества является... экспроприация экспроприаторов», как это уже указал Маркс в 1871 году в своём сочинении «Гражданская война во Франции»:

«Коммуна, восклицают они, хочет уничтожить собственность, основу всей цивилизации! Да, милостивые государи, коммуна хотела уничтожить эту классовую собственность, которая превращает труд многих в богатство немногих. Она хотела экспроприировать экспроприаторов. Она хотела сделать индивидуальную собственность, реальностью, превратив средства производства, землю и капитал, служащие в настоящие время прежде всего орудиями порабощения и эксплуатации труда, в орудия свободного ассоциированного труда. - Но ведь это коммунизм, «невозможный» коммунизм!» (Маркс, «Гражданская война во Франции - III», избранные произведения, 1980г., т. 2, стр. 242)

Отличительная черта коммунистического общества - учитывая производство, которое технически так и так осуществляется только коллективом, в коммунистическом обществе средства производства не могут больше быть использованы капиталистами в качестве эксплуатации, они не могут быть больше их «личной собственностью». При капитализме, уже сколько столетий, индустриальное крупное производство является в целом так и так уже «общественным».... Теперь же, является важным, поставить под общественный контроль и планирование это уже существующее общественное производство. Именно таким образом можно не только удалить эксплуатацию, но и повысить продукцию в интересе производителей, можно легче производить средства для жизни, лучше разделять и распределять их.

Коммунизм - общество без классов и без государства

Дальнейшим признаком коммунизма является бесклассовое общество. Сначала удаляется класс эксплуататоров. Но, «что касается удаления классовой разницы между трудящими, как, например, между рабочими и крестьянами, то это уже довольно трудное, на долго рассчитанное дело....Гигантский прогресс в технике производства делает возможным, что основные различия между промышленностью и сельским хозяйством стираются. С ними уходят и различия в работе того или иного работающего человека, а отмена всякого владения средствами производства служит основой принципиального равноправия всех людей в высшем периоде коммунизма... Таким способом, государство, как машина угнетения, постепенно отмирает, когда все люди принципиально равные и свободные, все вместе возьмут сами в свои руки своё производство и всю свою жизнь.

Как сказал Энгельс на эту тему:

«Общество, которое по-новому организует производство на основе свободной и равной ассоциации производителей, отправит всю государственную машину туда, где ей будет тогда настоящее место: в музей древностей, рядом с прялкой и с бронзовым топором.» (Энгельс, «Происхождение семьи, частной собственности и государства», избранные произведения, 1980г., т. 3, стр. 366)

Применяя это на весь мир, отсюда вытекает следующее: государственные границы теряют свой смысл и исчезнут, когда не останется больше места для национального угнетения, национальные различия будут устранены, все страны и нации сплотятся в мировом коммунизме.

Запланированная по потребностям коммунистического общества, научно организованная и технически высоко развитая, экономия

Метод беспощадной конкурентной борьбы доходящей до грабительских войн, метод подстрекательства конкурентной борьбы между рабочими, политики «разделяй и властвуй», был уничтожен путём социалистической революции. Коммунистическое общество развивается совместно работающими людьми, которые берутся за проблемы и решают их планомерно и научно.

В дальнейшем тексте листовка излагает, как это можно осуществить. При этом является центральным, что целью производства не является больше достижение максимальной прибыли. По этому поводу Энгельс заметил:

«Дарвин не подозревал, какую горькую сатиру он написал на людей, и в особенности на своих земляков, когда он доказал, что свободная конкуренция, борьба за существование, прославляемая экономистами как величайшее историческое достижение, является нормальным состоянием мира животных. Лишь сознательная организация общественного производства с планомерным производством и планомерным распределением может поднять людей над прочими животными в общественном отношении точно так же, как их в специфически биологическом отношении подняло производство вообще. Историческое развитие делает такую организацию с каждым днём всё более необходимой и с каждым днём всё более возможной.» (Энгельс, «Диалектика природы», сочинения К.Маркса и Ф.Энгельса т. 20, стр. 359)

Кроме того, перестанет существовать большое количество бессмысленных расходов, таким образом освободятся ресурсы (страхование, реклама и т.д.), развитие технологии ужасно облегчит производство. Как установил Маркс:

«... Так как машина сама по себе сокращает рабочее время, между тем как её капиталистическое применение удлиняет рабочий день; так как сама по себе она облегчает труд, капиталистическое же её применение повышает его интенсивность; так как сама по себе она знаменует победу человека над силами природы, капиталистическое же её применение порабощает человека силами природы; так как сама по себе она увеличивает богатство производителя, в капиталистическом же применении превращает его в паупера и т.д.» (Маркс, «Капитал»,Москва 1973г., т. 1, стр.451)

На основе высокоразвитого индустриального и технологизированного человеческого производства станут ненужными и вымрут большое число административных функций государства. Это является важным условием для построения бесклассового и безгосударственного коммунистического общества. Как заметил Ленин:

«Капиталистическая культура создала крупное производство, фабрики, железные дороги, почту, телефон и пр., а на этой базе громадное большинство функций старой „государственной власти» так упростилось и может быть сведено к таким простейшим операциям регистрации, записи, проверки, что эти функции станут вполне доступны всем грамотным людям, что эти функции вполне можно будет выполнять за обычную «заработную плату рабочего», что можно (и должно) отнять у этих функций всякую тень чего-либо привилегированного, «начальственного».(Ленин, «Государство и революция», Пекин 1971г., стр. 57)

При коммунизме вымрут всемирные противоречия между городом и деревней

В каждой стране, а так же во всём мире существует уклон к принципиальному противоречию между городом и деревней. На эту тему листовка пишет: «Коммунистическое общество... планомерно устранит этот уклон, в процессе отметит всех классовых противоречий во всём мире, как и в каждой в отдельности стране и отменит противоречия между городом и деревней.»

Почему требование «Каждого по способностям, каждому по потребностям» является коренной точкой осуществлённого коммунизма?

Сначала выясняется, что после социалистической революции «...Общество ещё тянет за собой старые структуры, предрассудки и поддаваясь власти привычки, глубоко впившееся прежнее поведение человека. На вопрос: Что считается справедливым? Пока ещё будет следовать такой ответ: «Когда каждого оплачивают за совершённый труд! Тот, кто работает больше и квалифицированнее, должен получать больше продуктов!»

Описывается, что это уже можно считать за огромный успех, если масса трудящихся получает заработную плату или социальные услуги, за то, что они заработали. Но, ...намеченный основной принцип коммунизма «Каждого по способностям, каждому по потребностям»... ещё не осуществлён, намеченная высшая ступень коммунизма ещё не достигнута. Это огромная разница, «Работаю ли я подчиняясь нужде, для того чтобы выжить, или работаю ли я потому, что работа сама стала настоящей потребностью». Благодаря выше описанному высокоразвитому уровню техники, хорошо обдуманному планированию, будут производиться продукты в более чем достаточном количестве за короткое время для всех разумных потребностей человека. Принуждение работать специалистом, подчинённому разделению труда, производя действующую на нервы одну и ту же работу, будет всё больше и больше отпадать. Возможность учиться и расширять свои знания и способности, прибывать работать в других областях работы - всё это сначала развивается и явно облегчает работу, доходя наконец до момента, когда работа, в качестве смысла жизни приобретает центральное значение. Каждый работает по своим способностям и каждый живёт по своим потребностям...

На эту тему Маркс:

«На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своём знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!» (К. Маркс и Ф. Энгельс, «Критика Готской программы» Избранные произведения в трёх томах т. 3, стр. 16)

Процветание наук и искусства при коммунизме (отмирание основных противоречий между умственным и физическим трудом)

Сначала утверждается, что при империализме существует пропасть между широкой массой трудящихся, эксплуатируемых, которые тяжело работают в индустрии, как и в сельском хозяйстве и теми людьми, которые могут работать научно-умственным трудом и заниматься искусством. При этом, в империализме наука используется в качестве орудия против рабочих и работниц. Ученные, которые работают в производственной медицине, психологи, занятые в полиции и научные финансисты - все хотят закручивать гайки. В коммунизме, каждый человек работает и является одновременно деятелем искусства. С самой молодости важно широко ознакомиться со всеми областями знания человеческой жизни и природы, «загореться этим» и никогда не переставать учиться, изучать, научно работать.

И в конце концов: Противоречие между производством с одной стороны и наукой да искусством, с другой, будет удаляться с устранением противоречия физического и умственного труда - ключом к этому служит изменение всего характера работы с повышением уровня производства.

В продолжение абзаца, в листовке речь идёт о том, что при коммунизме так же перестанет играть роль религия, которая, с одной стороны - опиум для народа, а с другой - средство власти в руках правящих, чтобы эксплуатировать и угнетать. Национализм, как идеологию эксплуатации, который раскалывает людей, а не объединяет, тоже наконец-то похоронят.

Почему при коммунизме, свободное развитие каждого является условием для свободного развития всех

Существует антикоммунистический предрассудок, что коммунизм стремится уравнять людей, не обращая внимания на их различия и личности и создаёт, так сказать, «штампованных кукол, клонированных, заранее настроенных и безвольных людей.»

Против этого листовка излагает: «Дело не в том, что все люди должны быть «равны», а в том, что они должны иметь равные права против всякой дискриминации, равное достоинство и равную возможность для развития, сохраняя при этом свои особенности и своеобразия» . В манифесте коммунистической партии об этом пишется, что в коммунизме «свободное развитие каждого - является условием свободного развития весех.»(К.Маркс и Ф.Энгельс «Манифест Коммунистической партии», избранные произведения, 1980г., т. 1,стр. 127)

Почему при коммунизме тоже существуют борьба и противоречия, но они могут быть решены и будут решены продуктивно

Однако, что касается столкновения с природой с одной стороны и столкновения людей между собой, с другой - обе эти большие борьбы человечества, которые не перестанут существовать, до тех пор, пока существуют люди, приобретут совсем другой характер. «Борьба» между людьми не будет классовой и не будет вооружённой, а будет борьбой с аргументами на основании разного опыта и разного уровня знания, разных интересов, которые так и так не угрожают и не ставят под вопрос существование отдельного человека. Цель «борьбы» с природой - это осмысленное и сознательное преобразование природы, рассчитанное на долгое время, в долговременном интересе человечества. Но это огромная разница по сравнению с прежними «борьбам» во всемирной истории.

Коммунизм достижим только путём насильственной пролетарской революции, в которой будет разбит буржуйский государственный аппарат и будет создана диктатура пролетариата.

идеал общества, в основе которого лежит всеобщее благополучие, равенство людей. Согласно марксистской теории, коммунистическая формация имеет стадию социализма, постепенно переходящую в коммунизм - бессклассовое общество с высоким уровнем развития производительных сил, человеческого сознания и культуры.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КОММУНИЗМ

от лат. communis - общий, всеобщий) - сменяющая капитализм высшая обществ.-экономич. формация, основанная на обществ. собственности на средства производства, на товарищеском сотрудничестве свободных от эксплуатации, классового и нац. угнетения трудящихся. Первой ступенью (фазой) в развитии коммунистич. формации является социализм. Второй, высшей ступенью развития - коммунистич. общество. "Коммунизм - это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществится великий принцип "от каждого - по способностям, каждому - по потребностям". Коммунизм - это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой Жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа" (Программа КПСС, 1961, с. 62). Как мечта об уничтожении частной собственности, классовых различий и установлении полного социального равенства К. зародился в условиях раннего капитализма. Идеи общности имущества, обязательного труда для всех и равного удовлетворения потребностей получили распространение в Таборе во время гуситского революц. движения в Чехии в 15 в. (М. Гуска), во время Крестьянской войны в Германии в 16 в. (Т. Мюнцер), у диггеров во время англ. бурж. революции 17 в. (Дж. Уинстэнли), среди участников франц. бурж. революции конца 18 в. ("заговор равных", или заговор Г. Бабефа). Социальные чаяния трудящихся масс находили свое отражение и в фантастич. описаниях идеального коммунистич. строя: в соч. Т. Мора "Золотая книга, столь же полезная, как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии" (1516), в книге Т. Кампанеллы "Город Солнца, или Идеальная республика" (1623), в "Истории севарамбов" Дени Вераса (1677-79). В 18 в. во Франции появляются коммунистич. теории Ж. Мелье, Морелли и Г. Мабли. В нач. 19 в., выражая протест против капиталистич. системы угнетения и эксплуатации трудящихся, с утопич. проектами устранения классовых различий выступили социалисты-утописты, непосредственные предшественники науч. социализма А. Сен-Симон, Ш. Фурье и Р. Оуэн. К созданию социализма путем революции призывали Э. Кабе, О. Бланки, Т. Дезами. В России наиболее крупными представителями утопического социализма были А. И. Герцен и Н. Г. Чернышевский. Науч. К., как теоретич. выражение пролетарского движения, направленного на уничтожение капитализма и создание коммунистич. общества, возник в 40-х гг. 19 в., когда классовая борьба между пролетариатом и буржуазией выступила на первый план в наиболее развитых странах Европы (восстания лионских рабочих в 1831 и 1834, подъем движения англ. чартистов в сер. 30-50-х гг., восстание ткачей в Силезии в 1844). Основоположниками науч. К. явились К. Маркс и Ф. Энгельс. К. из утопии стал наукой благодаря двум великим открытиям Маркса: материалистич. пониманию истории и теории прибавочной стоимости, вскрывшей тайну капиталистич. эксплуатации. Маркс и Энгельс раскрыли всемирно-историч. миссию рабочего класса как могильщика капитализма и творца нового строя. Они покончили со взглядом на К. как на некий сочиненный гениальными людьми "разумно-нравственный идеал", с к-рым должна сообразоваться капиталистич. действительность, показав, что К. представляет "... действительное движение, которое уничтожает теперешнее (капиталистическое. - Ред.) состояние" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3, с. 34) и является закономерным результатом развития общественных производит. сил и, с другой стороны, неизбежным следствием классовой борьбы пролетариата. В результате объективного анализа капиталистич. формации, данного в "Капитале" Маркса, была глубоко научно обоснована необходимость ее превращения путем революции в коммунистич. общество. Вследствие роста производит. сил "монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьет час капиталистической частной собственности. Экспроприаторов экспроприируют" ("Капитал", т. 1, 1955, с. 766). Обобществление труда и централизация средств производства - главные материальные предпосылки неизбежного перехода к К., революционного превращения капитализма в социализм. "Интеллектуальным и моральным двигателем, физическим выполнителем этого превращения является воспитываемый самим капитализмом пролетариат" (Ленин В. И., Соч., т. 21, с. 54-55). Маркс и Энгельс выдвинули и обосновали идею необходимости социалистической революции как условия ликвидации капитализма и создания социализма. Для социального освобождения пролетариата необходимо завоевание гос. власти, установление диктатуры пролетариата, к-рая сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов. Маркс и Энгельс показали необходимость переходного периода от капитализма к социализму и определили основные контуры развития будущего коммунистич. общества, создав науч. теорию о двух фазах К. На основе обобщения опыта борьбы рабочего класса в эпоху империализма и пролетарских революций В. И. Ленин развил дальше основные принципы науч. К. Подвергнув всестороннему анализу всю совокупность данных о капиталистич. обществе в его империалистич. стадии, Ленин показал, что империализм есть канун социалистич. революции, что вследствие неравномерности экономич. и политич. развития при империализме возможна победа социализма первоначально в немногих или даже в одной, отдельно взятой, стране, причем рабочий класс вначале победит не обязательно в наиболее развитой капиталистич. стране, а там, где империализм окажется слабее, где революц. авангард пролетариата обеспечит руководство широкими массами эксплуатируемых (прежде всего крестьянством) и парализует неустойчивость колеблющихся обществ. слоев. Вместе с тем необходимой предпосылкой социалистической революции является известный уровень социально-экономич. развития. Ленинская теория социалистич. революции явилась теоретич. основой победы Великой Октябрьской социалистической революции 1917 в России, открывшей новую всемирно-историч. эпоху, эпоху перехода от капитализма к социализму. В условиях страны, вставшей на социалистич. путь, Ленин, раскрыв закономерности переходного периода от капитализма к социализму, обосновал политику социалистич. гос-ва в период диктатуры пролетариата, выработал новую экономич. политику (нэп), рассчитанную на победу социализма, разработал план построения социалистич. общества, предусматривавший индустриализацию страны, социалистич. кооперирование крест. х-в, культурную революцию. Сов. народ под руководством Коммунистич. партии за два десятилетия в основном построил социализм. После второй мировой войны 1939-45 в результате разгрома фаш. Германии и милитаристской Японии, решающую роль в победе над к-рыми сыграл сов. народ, от империалистич. системы отпал ряд стран Европы и Азии, где установился революц. строй нар. демократии и началось социалистич. переустройство общества. Сложилась мировая социалистическая система. На рубеже 50-60-х гг. мировой социализм вступил в новый этап своего развития. В СССР, где социализм победил полностью и окончательно, началось развернутое строительство коммунистич. общества. В большинстве стран народной демократии успешно завершается социалистич. переустройство экономики, и их народы приступают к созданию развитого социалистического общества. Продолжается и дальнейшее расширение мировой системы социализма. Опыт СССР и других социалистич. стран подтвердил коренное положение науч. К. о том, что процессы социалистич. революции и социалистич. строительства основаны на определенных общих закономерностях, к-рые проявляются во всех вступающих на путь социализма странах, при наличии и учете разнообразия исторически сложившихся нац. особенностей и традиций. Такими важнейшими закономерностями являются: проведение пролетарской революции и осуществление диктатуры пролетариата в разных формах; союз рабочего класса с крестьянством и другими слоями трудящихся при руководящей роли рабочего класса, возглавляемого марксистско-ленинской партией; преобразование капиталистич. частной собственности в гос. социалистич., постепенное кооперирование крест. х-в; плановое развитие нар. х-ва, направленное на построение социализма и К., на повышение благосостояния трудящихся; осуществление культурной революции; ликвидация нац. гнета и установление равноправных и дружественных отношений между народами; защита социалистич. завоеваний от покушений внешних и внутренних врагов; междунар. солидарность трудящихся - пролетарский интернационализм. Научно обоснованный план развернутого строительства К., создания его материально-технич. базы содержится в материалах и решениях XX, XXI, XXII съездов КПСС, в Программе Коммунистической партии Советского Союза, к-рая определяет практич. пути становления К. в экономич., социальной, политич. и духовной областях. Социализм и К. как две последовательные фазы в развитии одной общественно-экономич. формации Имеют ряд общих черт. Как при полном К., так и при социализме не существует эксплуатации человека человеком; нет нац. угнетения и неравноправия; средства производства находятся в обществ. собственности; анархия внутри обществ. произ-ва заменена плановой организацией; гигантскими шагами происходит развитие производит. сил; труд является всеобщим - все члены общества трудятся; развитие производства осуществляется в общих интересах трудящихся, в целях удовлетворения постоянно растущих материальных и культурных потребностей всего общества и возможно более полного гармоничного развития человеческой личности; руководство обществ. процессами принадлежит самим трудящимся и осуществляется на основе науч. коммунистич. мировоззрения. В то же время полный К. имеет ряд существ. отличий от социализма в уровне развития производит. сил, степени экономич. зрелости всей совокупности производств. отношений, условиях жизни и труда людей. "...Научная разница между социализмом и коммунизмом, - указывал Ленин, - ясна. То, чту обычно называют социализмом, Маркс назвал "первой" или низшей фазой коммунистического общества. Поскольку общей собственностью становятся средства производства, постольку слово "коммунизм" и тут применимо, если не забывать, что это не полный коммунизм. Великое значение разъяснений Маркса состоит в том, что он последовательно применяет и здесь материалистическую диалектику, учение о развитии, рассматривая коммунизм как нечто развивающееся из капитализма... Маркс дает анализ того, что можно бы назвать ступенями экономической зрелости коммунизма" (Соч., т. 25, с. 442). Особенности социализма как первой или низшей фазы К. заключаются в том, что социалистич. общество возникает не на своей собств. основе, поэтому оно длит. время "...во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет еще родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло" (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 19, с. 18). В результате социалистич. преобразований и развития производит. сил общество освобождается от наследия капитализма. Две формы социалистич. собственности, социально-экономич. и культурно-бытовые различия между городом и деревней, существенные различия между людьми умств. и физич. труда, остатки классовых различий, распределение по труду и т.п. - все эти особенности, отличающие социализм от полного К., могут отпасть только на основе развития обществ. производства. К. означает дальнейшую, более высокую ступень экономич. зрелости нового общества, когда оно вполне освобождается от всех традиций и следов капитализма. К. представляет собой такое общество, к-рое "...развилось на своей собственной основе..." (там же), т.е. возникло путем укрепления и дальнейшего совершенствования социалистич. строя, первой фазы К., новых обществ. отношений. Строительство К. означает не только преодоление еще сохраняющихся при социализме следов капитализма, но и развитие тех черт и особенностей, к-рые являются общими как для высшей, так и для низшей фазы ком-мунистич. формации. Главная особенность К. заключается в том, что он представляет высшую по сравнению с капитализмом и социализмом производительность труда, к-рая обеспечивает при наименьших затратах рабочей силы материальное изобилие и создает условия для того, чтобы устранить еще существующее при социализме фактич. неравенство в удовлетворении потребностей членов общества, заменив вознаграждение в соответствии с количеством и качеством труда ("оплата по труду") распределением по потребностям ("от каждого - по способностям, каждому - по потребностям"). Высшая, ком-мунистич. производительность труда достигается путем гигантского развития производит. сил в пром-сти и с. х-ве, построения качественно новой материально-технич. базы и явится также следствием роста квалификации и культурно-технич. уровня трудящихся масс, сознательной дисциплины и творческой инициативы работников. Создание материально-технич. базы К. рассматривается в Программе КПСС как главная экономич. задача партии и сов. народа на данном этапе. Ее решение предполагает переход к новому, значит. более высокому, чем в наиболее развитых капиталистич. странах, уровню технологии и культуры производства, к высшей ступени организации труда. Стержнем программы строительства экономики коммунизма является полная электрификация всей страны. В ходе создания материально-технич. базы К. наука станет все в большей мере непосредственной производит. силой, а производство - технологич. применением совр. науки. Непрерывное развитие общественного производства, научно-технический прогресс, совершенная и могущественная техника создают все возрастающие возможности господства людей над природой. Для высшей фазы К. характерен более высокий, чем для любого другого общества, уровень материальных и культурных условий жизни членов общества. Поскольку строительство К. опирается на принципы материальной заинтересованности, оплата по труду остается в период перехода к К. основным источником удовлетворения материальных и культурных потребностей. В то же время обществ. фонды потребления, за счет к-рых будут удовлетворяться потребности людей при К., растут более быстрыми темпами, чем индивидуальная оплата по труду. Переход к коммунистич. принципу "каждому - по потребностям" происходит постепенно, непрерывно, по мере создания материально-производственных условий, охватывая все более разнообразные потребности человека: бесплатное образование, бесплатное медицинское обслуживание, гос. обеспечение детей в детских учреждениях и в школах, материальное обеспечение нетрудоспособных, бесплатное пользование квартирами, коммунальными услугами, обеспечение населения пособиями, льготами, стипендиями, переход к бесплатному обществ. питанию и т.п. Предметы личного потребления при К. будут находиться в полном владении и распоряжении каждого члена общества. Социалистич. принцип распределения по труду экономически исчерпает себя в условиях, когда будет достигнуто изобилие материальных благ, а труд превратится в первейшую жизненную потребность каждого человека. Построение материально-технич. базы К. позволит постепенно преобразовать социалистич. производственные отношения в коммунистические, создать бесклассовое общество. При социализме еще существуют две формы общественной, социалистич. собственности: государственная и колхозно-кооперативная и в связи с этим два класса - социалистич. рабочий класс и социалистич. колхозное крестьянство. Различие между двумя формами социалистич. собственности преодолевается лишь в результате мощного подъема всей экономики страны, промышленности и сельского хозяйства. Условия для сближения, а в перспективе и слияния кооперативной собственности с общенародной создаются по мере дальнейшего развития колхозов и совхозов в высокомеханизированные и высокопродуктивные хозяйства, выравнивания материальных и культурных условий жизни и труда в деревне с городскими и т.п. При полном К. будет существовать единая общенародная форма коммунистической собственности, сотрутся классовые грани между рабочими и крестьянами, социально-экономические и культурно-бытовые различия между городом и деревней. Электрификация нар. х-ва, механизация, автоматизация и химизация произ-ва, применение электроники, счетно-решающих устройств, внедрение в произ-во новейших науч. и технич. достижений - все это приведет к коренному изменению характера труда. Исчезают профессии, изнуряющие человека, неизмеримо облегчается физич. труд. Человек освобождается от выполнения утомительных, монотонно однообразных механич. процессов физич. и умств. труда. Открываются необъятные горизонты для труда творческого и радостного, повышающего жизненные функции человека. Труд работников с. х-ва становится разновидностью труда индустриального, к-рый в свою очередь приближается по своему существу к труду инженерно-технич. работников. Происходит органич. соединение умств. и физич. труда в производств. деятельности людей. На основе роста культурно-технич. и общеобразоват. уровня масс работники физич. труда поднимаются до уровня людей умств. труда. На базе коммунистич. Производств. отношений осуществится полное социальное равенство людей. Все члены общества будут иметь равное положение в обществе, одинаковое отношение к средствам произ-ва, равные условия труда и распределения. При полном К. люди, естественно, не освобождаются от обязанности трудиться, но вследствие изменения характера труда, благодаря высокому уровню сознательности людей, каждый будет добровольно и по своим склонностям трудиться на благо общества. Труд в условиях К. оценивается уже не с точки зрения его количества и качества, а прежде всего исходя из того, работает ли человек в полную меру своих способностей, применяются ли его дарования с наибольшей пользой для народа. Вследствие роста производительности труда деятельность в сфере материального произ-ва, обязательная для всех членов общества, потребует все меньшего времени и будет совершаться с наименьшей затратой сил на основе науч. регулирования затрат труда. Люди коммунистич. общества будут располагать большим временем для занятий искусством, наукой, спортом. Они вступят в подлинное царство свободы, к-рое расцветает на основе высокопроизводительного труда, совершаемого в условиях, наиболее достойных человека и дающих полный простор для его всестороннего развития. Уже при социализме начинается процесс формирования нового человека. Для перехода от социализма к К. необходимы высокий уровень сознательности всех граждан социалистич. общества, творческое участие в коммунистич. строительстве самых широчайших масс народа. В этой связи Коммунистич. партия придает особо важное значение усилению идеологич. работы, воспитанию масс в духе морального кодекса строителя К., формированию нового человека, дальнейшему развертыванию борьбы с чуждыми социализму идеологич. влияниями, с пережитками капитализма в сознании людей. При социализме, а тем более при К. каждый получает равные возможности для творческого труда и образования. Формируется всесторонне развитый индивид. Главное условие всестороннего физич. и умств. развития человека - сокращение рабочего дня на основе высокопроизводительного труда (см. К. Маркс, Капитал, т. 3, 1955, с. 833). Осуществление всеобщего обязат. среднего политехнич. образования, создание условий для получения высшего или среднего спец. образования всеми, кто желает учиться, - все это обеспечит необходимые предпосылки для воспитания и всестороннего развития нового, коммунистич. человека, в к-ром гармонически сочетаются духовное богатство, моральная чистота и физич. совершенство. В политич. отношении "...различие между первой или низшей и высшей фазой коммунизма со временем будет, вероятно, громадно..." (Ленин В. И., Соч., т. 25, с. 442). Необходимым орудием построения полного коммунистич. общества является социалистич. гос-во, через посредство к-рого трудящиеся управляют производством, направляют его развитие в интересах всего общества. С созданием социалистич. общества и переходом к развернутому строительству К. "...диктатура пролетариата выполнила свою историческую миссию и с точки зрения задач внутреннего развития перестала быть необходимой в СССР. Государство, которое возникло как государство диктатуры пролетариата, превратилось на новом, современном этапе в общенародное государство, в орган выражения интересов и воли всего народа" (Программа КПСС, 1961, с. 100-01). В социалистич. гос-ве и на новом этапе его развития руководящая роль принадлежит рабочему классу. Социалистич. гос-во сохранится до полной победы К. Главное направление развития социалистич. государственности в период создания К. - это развитие и совершенствование социалистич. демократии, активное участие всех граждан в управлении гос-вом, в руководстве хоз. и культурным строительством, улучшение работы гос. аппарата и усиление нар. контроля над его деятельностью. По мере постепенного продвижения общества к полному К., когда все члены общества будут вовлечены в управление обществ. производством, когда соблюдение единых общепризнанных правил коммунистич. общежития станет внутренней потребностью и привычкой всех людей, когда члены общества будут добровольно трудиться по способностям, вмешательство гос. власти в обществ. отношения станет излишним, и политич. управление людьми будет заменено распоряжением вещами и руководством процессами производства со стороны экономич. и культурных органов общества. Социалистич. государственность разовьется в коммунистич. обществ. самоуправление. Развитие социалистич. экономики по пути к К. вызывает необходимость совершенствовать организац. формы и методы планирования и управления нар. х-вом, всемерно развивать демократич. основы управления, усиливать роль обществ. организаций трудящихся, коллективов рабочих и служащих в решении вопросов деятельности предприятий. По мере продвижения общества к К. возрастает роль различных организаций трудящихся и прежде всего руководящая и направляющая роль Коммунистич. партии. Укрепление и развитие гос. руководства экономикой подготовляет механизм управления производством, необходимый и при полном К., когда экономич. функции государства утратят свой политич. характер, гос. органы планирования и учета, руководства х-вом и развитием культуры станут органами обществ. самоуправления. Однако отмирание государства зависит не только от внутренних условий коммунистического общества, но и от внешних условий его существования. До тех пор, пока в других странах будет существовать капитализм, остается надобность в особом государственном органе для защиты коммунистического общества. Важнейшей составной частью коммунистич. строительства является проведение политики братской взаимопомощи и сотрудничества со странами социалистич. содружества, политики пролетарского интернационализма. В мировой системе социализма все с большей силой действует закон планомерного, пропорционального развития социалистич. стран. Общая линия их экономич. и культурного развития выравнивается. Вследствие этого все страны социализма более или менее одновременно, в пределах одной историч. эпохи, перейдут в высшую фазу К. Совершенствование системы междунар. разделения труда путем координации нар.-хоз. планов, специализации и кооперирования производства в рамках мировой системы социализма, развитие всестороннего братского сотрудничества укрепляет экономич. базу мирового социализма. Развиваются тенденции к созданию в будущем мирового коммунистич. хозяйства, регулируемого трудящимися по единому плану. При К. еще длительное время будут существовать нац. особенности; вместе с тем на основе полной общности интересов, братской дружбы и сотрудничества нации все больше будут сближаться между собой, пока, наконец, не произойдет их слияние в высшую, объединяющую все народы коммунистич. общность людей. К. открывает практически безграничный простор для развития экономики и улучшения жизни людей, совершенствования человеческой личности. К. есть высшая и последняя общественно-экономическая формация, в рамках к-рой развернется подлинная история человечества. Строительство социализма и К. в СССР и других странах социалистич. содружества является единым процессом, укрепляющим мировую систему социализма, вдохновляющим нар. массы во всем мире, способствует успехам международного революционного движения. Коммунистич. строительство может успешно осуществляться только в условиях мира. Проведение ленинской политики мирного сосуществования стран с различным социальным строем, обеспечивая необходимые внешнеполитич. условия для перехода к К., вместе с тем способствует осуществлению историч. миссии К. - уничтожению войн и утверждению вечного мира на земле. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеология, К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 3; их же, Манифест Коммунистической партии, там же, т. 4; Маркс К., Капитал, там же, т. 21-23; его же, Критика Готской программы, там же, т. 19; Энгельс Р., Принципы коммунизма, там же, т. 4; его же, Анти-Дюринг, там же, т. 20; Ленин В. И., Государство и революция, Соч., 4 изд., т. 25; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 27; его же, Великий почин, там же, т. 29; его же, О кооперации, там же, т. 33; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1962; Волгин В. П., Очерки по истории социализма, 4 изд., М.-Л., 1935; его же, История социалистич. идей, ч. 1-2, М.-Л., 1928-31; его же, Франц. утопич. коммунизм, М., 1960; Из истории социально-политич. идей. Сб. ст., M., 1955; Францев Ю. П., Исторические пути социальной мысли, М., 1964. Е. Г. Панфилов. Москва.

Социалистические и коммунистические идеи развития общества известны достаточно давно. Даже в школах бывшего Советского Союза раньше на уроках обществоведения преподавали их основные принципы. Но вот досконально разобраться, в чем состоит отличие социализма от коммунизма, могут далеко не все. Тут в первую очередь стоит обратить внимание на экономические труды многих мыслителей прошлого, не говоря уже об обществе и сознании людей.

Отличие социализма от коммунизма: основные понятия социума

Вообще, изначально что социализм, что коммунизм основываются на понятии общества, или, как его еще называют, социума. Сразу же в глаза бросается абсолютная схожесть этих двух понятий: социализм образован от социума, а коммунизм – от понятия коммуны. И в первом, и во втором случае рассматривается группа людей, объединенная некими интересами. О них поговорим чуть позже.

На самом же деле отношения между отдельно взятыми членами общественной группы особой роли не играют. Все упирается в обоснование экономических понятий. Давайте посмотрим, на каких принципах основано взаимодействие людей.

Принципы социализма и коммунизма с точки зрения экономических отношений в обществе

Основа обоих учений состоит в полном равенстве людей, то есть выдвигается идея того, что в таком обществе нет ни бедных, ни богатых. Но это, если кто уже заметил, чистой воды экономическая сторона, ведь о качественном развитии личности и сравнении одного человека с другим в плане его духовного развития или творческих возможностей здесь речь не идет. Таким образом, рассматривать сам вопрос, связанный с тем, в чем состоит отличие социализма от коммунизма, нужно именно с точки зрения экономических, а не моральных отношений между людьми.

Основной принцип социалистического общества заключается в следующем: средства производства материальных благ принадлежат именно тем, кто их производит, не более того. В концепции нет ни слова о распределении денег. К тому же социализм как таковой не может отказаться от понятия денежных средств.

Принципы коммунизма несколько отличаются. Не говоря об идее всемирного равенства и братства, чисто экономический подход к обоснованию такой идеи говорит о том, что при принадлежности средств производства членам общества и производимые ими материальные блага распределяются между всеми одинаково (или в зависимости от потребностей).

Исходя из этого, нетрудно сформировать основные принципы каждого учения, которые сегодня считаются общепринятыми:

  • социализм: каждому – по труду;
  • коммунизм: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям.

Если говорить проще, при социализме человек получает блага в зависимости от того, как хорошо он работает, а при коммунизме отдельно взятый член общества проявляет свои способности максимально, в то время как результатом пользуются все люди, независимо от их развития или вклада в производство.

При всем этом общая концепция предполагает, что социализм является некой переходной фазой при построении коммунистических отношений. К тому же, если внимательно взглянуть на экономические принципы коммунизма, можно заметить, что и надобность в деньгах как средстве экономических отношений отпадает сама собой. Увы, история доказывает, что применение таких учений на практике к желаемому результату не приводит. По всей видимости, изначально заложенный идеализм, хотя все последователи таких идей от этого открещиваются, а также невозможность изменения самосознания личности и приводят только к тому, что общество получает извращенную идеологию.

Немного истории

Вообще сегодня, когда уже можно открыто обсуждать вопросы, связанные с тем, в чем суть коммунизма или социализма, многие историки или эксперты в области экономики утверждают, что все это чистой воды утопизм.

Действительно, ведь одним из первых обе концепции изложил еще Томас Мор в своем произведении «Утопия» о несуществующей стране. С тех пор даже само понятие стало именем нарицательным, обозначающем нечто такое, что существует только в воображении, а не на самом деле. Тем не менее эти идеи получили достаточно широкое развитие, и главная роль здесь была отведена теоретикам марксизма-ленинизма.

Маркс, Энгельс, Ленин

Если говорить о том, в чем, по мнению экономических гениев прошлой эпохи, состоит построение коммунизма через переходную стадию социализма, особо стоит отметить Карла Маркса с его фундаментальным трудом «Капитал», написанным при участии Фридриха Энгельса и Владимира Ленина, который развил основную концепцию применительно к отдельно взятой стране.

Что из этого получилось, мы знаем.

Однако мало кто из нас сегодня особо задумывается над тем, что изложил Маркс в своей работе. А зря. Там описаны принципы капитализма, которые, увы, сегодня работают куда эффективнее. Но, как он считал, от этого нужно было отказаться, а Ленин в том плане пошел еще дальше. Кто не знает обоснование социалистической революции и революции в обществе вообще, когда оно поделено на классы: «Верхи не могут, низы не хотят»?

Иными словами, верхушка власти не справляется с управлением общественным строем, а люди в такой ситуации не желают мириться с существующим положением вещей и требуют перемен.

Опять же, все это обусловлено чисто экономическими соображениями, поскольку неравенство в социальном положении здесь играет намного большую роль, нежели отношения между членами общества в плане моральном. Грубо говоря, это обычное противостояние между власть и деньги имущими и теми, у кого нет ни того, ни другого.

Отдельно стоит сказать, что по непонятным до сих пор причинам идеи социализма и коммунизма включают в себя и так называемый научный атеизм, заключающийся в отрицании Бога. Ставшая крылатой фраза Карла Маркса о том, что религия – это опиум для народа, и в наше время вызывает достаточно много споров. В СССР данный принцип получил максимальное развитие, ведь после революции 1917 года церкви сносились, служители преследовались, неугодные режиму отбывали свои сроки на каторгах, а многие предпочли уехать из страны. К чему этот привело? К полной деградации общества.

Однако не все так плохо. Заметьте, даже в период обороны Москвы в Великую Отечественную сам Сталин разрешил проводить богослужения в оставшихся церквях и монастырях. Может, именно это и помогло отстоять столицу?

Стадия развитого социализма

Теперь посмотрим на развитой социализм, концепция которого была придумана в бывшем Советском Союзе. Изначально предполагалось, что шаг к построению коммунистического общества будет сделан сразу же после социалистической революции.

Об этом заявлял еще Ленин, считая коммунизм высшей стадией проявления социализма. Тот же Никита Сергеевич Хрущев обещал построить коммунизм в СССР к 1980 году. Что из этого поучилось? Ничего путного.

А вот когда построить коммунизм в СССР на основе принятой изначально социалистической модели стало невозможно, тогдашние идеологи и ввели понятие развитого социализма. По их мнению, это должно было стать некой переходной стадией от социализма как такового к коммунизму. Как известно из истории, развитой социализм тоже не прижился.

Бывший СССР

Конечно, бывший Советский Союз в свое время сыграл одну из ключевых ролей в мировом развитии, которую сейчас недооценивать нельзя. Вспомнить хотя бы годы холодной войны. Тогда ведь руководствовались принципами даже не Ленина, а Маркса, который утверждал, что капиталистическое общество неизбежно придет к стадии экономического империализма. В этом, к сожалению, он оказался прав.

Но вот в Союзе, где тоже были имперские амбиции, все складывалось несколько иначе. Развитие социализма получилась с точностью до наоборот. Если кто помнит времена Хрущева и Брежнева, тут вам и упор на кукурузу, и развитие сельского хозяйства Нечерноземья, и повышение количества выпускаемой продукции со снижением качества, и постоянный дефицит того или иного товара и т. д. Построение коммунизма, как оказалось, с треском провалилось. Зато докторская колбаса в 80-х стоила 1,80-2,20 рубля за кило при зарплате в 120-180 рублей, а народ-то определяет степень благосостояния исключительно через желудок или возможность что-то купить или поехать отдохнуть на море. В общем, тут явно есть свои полюса.

Современные страны и тенденции их развития

Что же касается того, в чем состоит отличие социализма от коммунизма в нынешней ситуации, следует обратить внимание на те страны, которые пошли подобным путем. Европейское содружество, некогда подконтрольное СССР, распалось, но вот Куба, Северная Корея, Китай, Венесуэла и т. д. до сих пор пытаются идти вроде бы по проторенной дорожке. И что?

Посмотреть хотя бы на ту же Кубу, бессменным лидером которой до недавних пор являлся Фидель Кастро, обещавший сбрить бороду только после того как в стране будет построен коммунизм. Где он? Народ нищ, в Гаване даже жилье обветшало настолько, что восстановлению не подлежит, 100 долларов для среднестатистического кубинца – сумма заоблачная.

Северная Корея вообще выглядит так, что просто уму непостижимо. Да что говорить, на похоронах бывшего лидера государства официально нужно было плакать. Если человек плохо плакал, его могли запросто осудить за то, что он не выражает соболезнования или не поддерживает существующий строй. Вот вам и извращенная идеология. Какое уж тут построение коммунизма?

Заключение

Собственно, по вопросу о социалистическом или коммунистическом устройстве общества можно рассуждать очень долго. Для понятия различий следует в первую очередь обращать внимание на экономическое обоснование, а не на что-то другое. В целом же в общих чертах обе идеи схожи.