Виды узлов и способы. Как вязать туристические веревочные узлы

В настоящее время на флотах применяется около сорока разных узлов . Владельцу прогулочного судна такого количества узлов не нужно. Здесь отобраны наиболее часто применяемые и наиболее простые для освоения морские узлы . Из предлагаемых судоводитель отберет несколько и их освоит. Он будет пользоваться узлом в том случае, если прием вязки будет отработан до автоматизма, а для этого нужно тренироваться. Некоторые понятия:

  • Коренной конец - конец троса, закрепленный неподвижно или не используемый при вязке узла; противоположен ходовому концу;
  • Ходовой конец - незакрепленный свободный конец троса, которым начинают движение при вязке узла.

Рис. 6.11. Стивидорный узел. Является стопорным для тросов. При затягивании надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Если такой узел завязать на конце синтетического троса и ходовой конец отрезать и оплавить, это будет хорошим стопором на лине, привязанным к ведру или швабре.

Рис. 6.12. Простой полуштык - самый простой из незатягивающихся узлов. Правильно завязанный узел выдерживает сильную тягу. Он может придвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Рис. 6.13. Простой штык: а - правильно завязанный; б - перевернутый (неправильный). Основное назначение - закрепление швартовых концов за причальные приспособления, буксировке автомобилей и т. д. Англичане говорят: «Два полуштыка спасли корабль королевы, а три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты». Будьте внимательны, чтобы завязать его правильно.

Рис. 6.14. Рыбацкий штык (якорный узел). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. Признан как самый надежный.

Рис. 6.15. Дубовый узел. Применяют в исключительных случаях, когда надо быстро связать два троса. Сильно затянутый узел трудно развязать, особенно если он намок. При работе с тросом может зацепляться за различные предметы, несколько ослабляет общую прочность снасти.

Рис. 6.16. Фламандский узел. Применяется для соединения двух тросов как тонких, так и толстых. Соединение двух тросов этим узлом считается очень прочным.

Рис. 6.17. Воровской узел. Отличается от прямого узла тем, что ходовые концы выходят по диагонали.

Рис. 6.18. Шкотовый узел. Лучше всего применять для крепления троса к готовой петле или коушу. При использовании синтетического троса, более скользкого нежели растительный, рекомендуется его вязать с дополнительным шлагом. Следует помнить, если снасть не натянуть, он может ослабнуть и развязаться.

Рис. 6.19. Самозатягивающийся узел. К коренному концу можно приложить усилие, соразмерное прочности троса. Работает тогда, когда к коренному концу приложено постоянное усилие. При переменном усилии может развязаться.


Рис. 6.20. Выбленочный узел: а - первый способ вязки; б - второй способ вязки. Свое название получил из-за того, что на кораблях им издавна крепили к вантам выбленки - поперечные отрезки смольного троса, служащие ступеньками для подъема на мачты. Это очень надежный затягивающийся узел, который безотказно держит, пока тяга приложена к обеим концам троса. Прекрасно работает при вязке веников для бани. Для затяжки, когда веник высохнет и вязка ослабнет, достаточно потянуть за концы.

Рис. 6.21. Дубовая петля. Самая простая петля из всех незатягивающихся петель. Ослабляет трос, но хорошо держится на синтетических канатах. При затягивании плохо развязывается.

Рис. 6.22. Удавка: а - схема вязки; б - вязка удавки с полуштыками. Подъем тяжелых предметов удавкой без полуштыков считается опасным. Узел нужно проверять перед каждым подъемом, чтобы он был натянут, потому что после опускания предмета на землю узел ослабевает, и предмет может выскользнуть.

Рис. 6.23. Беседочный узел. Получил свое название от морской беседки, на которой человек спускается за борт для окраски, осмотра корпуса и т. д. Известен египтянам и финикийцам за 3000 лет до н. э. Считается королем узлов. Универсален, легко вяжется, не затягивается и легко развязывается.

Рис. 6.24. Бочечный узел. Этот узел применяется когда нужно поднять открытый сосуд вертикально. В быту можно обвязать стеклянную банку и сходить за молоком. Наверху тросы можно связать прямым узлом.

Рис. 6.25. Схема крепления швартового троса за кнехт при длительной стоянке.

Рис. 6.26. Закрепление швартового троса на занятом кнехте или тумбе. Такой способ закрепления швартовного троса дает возможностъ швартоваться одновременно нескольким судам без съемки с кнехта огонов других тросов.

В повседневной жизни мы частенько сталкиваемся с необходимостью что-либо упаковать, закрепить или связать. Обычно в такой ситуации мы берём в руки бечёвку и начинаем увлечённо придумывать немыслимые конструкции из узлов, скруток и переплетений, которые потом решительно невозможно распутать. Поэтому давайте научимся завязывать ещё несколько популярных узлов.

Беседочный узел

Это один из основных узлов, которым издревле крепили тетиву лука. Иногда он именуется королём узлов за простоту и универсальность. Используется для получения незатягивающейся (!) петли на конце прямой верёвки, для крепления верёвки к кольцам или проушинам, для связывания верёвок.

Простой штык

Узел «Простой штык» тоже позволяет завязать незатягивающуюся петлю, причём она используется преимущественно в тех местах, которые требуют особенно надёжного крепления. Например, такие узлы давно применяются на флоте для закрепления швартовных концов за причальные приспособления, для крепления буксировочных тросов и тяжёлых грузов и так далее.

Таутлайн

Если вам необходимо привязать что-либо, но впоследствии иметь возможность регулировать длину верёвки, то на помощь придёт специальный узел, позволяющий легко изменять величину петли. Особенно часто его применяют туристы для установки палаток и натяжения тентов.

Восьмёрка

Это традиционный узел, используемый во всех случаях, когда вам необходимо прикрепить что-либо к верёвке. Его легко вязать, он выдерживает большие нагрузки, а в последующем такой узел можно довольно просто развязать, чтобы освободить верёвку.

Узел «Восьмёрка» имеет два варианта. Первый применяется в тех случаях, когда у вас есть один свободный конец. Он выглядит довольно сложным, однако стоит вам только один раз разобраться в последовательности действий, как всё получится само собой.

Второй вариант можно использовать тогда, когда оба конца верёвки свободны. Этот узел настолько прост, что его можно завязать с закрытыми глазами, и в то же время он полностью надёжен.

Водительский узел

Действительно легендарный узел, который имеет много различных названий и ещё больше практических применений. Этот узел используется в строительных работах, при транспортировке, в туризме и других случаях, когда вам необходимо плотно и туго закрепить какую-либо вещь.

Для тех читателей, которым сложновато ориентироваться в анимированных рисунках, имеется дополнительная инструкция, содержащая статичные фото каждого шага. Вы сможете найти её по этой ссылке .

А какие ещё узлы вы считаете практически полезными и необходимыми для освоения?

Узлы появились ещё в древности, поскольку их применение требовалось почти во всех ремёслах. До того, как люди научились добывать сами огонь, они уже знали несколько видов крепких узлов и использовали их в своём быту. Было время, когда вязание таких узлов относилось к искусству, поэтому секрет их «сотворения» передавался в семье только по наследству. Когда пришло время мореплавателей и первооткрывателей, узлы стали приобретать новое, особое назначение. От их прочности зависела судьба судна, а также его креплений, паруса, якоря и многих других устройств. Поэтому в это время было разработано множество новых разновидностей морских узлов, обладающих соответствующими свойствами. В настоящий момент используются тысячи различных узлов, возраст которых составляет несколько тысячелетий.

Этот узел можно считать простейшим, самым небольшим узлом. Он незаменим не только на судне, но и в повседневной жизни. Благодаря своим свойствам, при давлении на трос этот узел сильно стягивается. Причём после этого его трудно развязать, помимо этого, он может испортить непосредственно трос. Для его создания берём верёвку, трос или нитку за основной конец, дальше делаем обыкновенный полуузел. После это вдеваем основной конец в полученную петлю.

Для получения этого узла нужно сделать 2 раза подряд узлы «полуштыки». Для этого берём конец троса или нити, обводим его вокруг нужного предмета, например, палки или карниза. Затем ведём его вокруг неподвижного конца троса, и продеваем в образовавшуюся петельку ходовой (подвижный) конец.

В результате получается полуштык, а чтобы сотворить полный узел, повторяем эту комбинацию.

Данный узел применяют в исключительных ситуациях для связки двух верёвок или тросов. При последующем сильном давлении на трос, в том числе при намокании, узел превращается в тугой ком, который невозможно бывает развязать. Для соединения двух тросов или нитей, их концы требуется сложить параллельно. Для этого нужно взять в точке два конца за 15–30см от края троса и, обведя их вокруг всей оси, следует вдеть эти концы в сложившуюся петлю. После этого тросы нужно развести в противоположные стороны. Этот узел подойдёт для натуральных верёвок и тросов, изготовленных не из лески или синтетики.

Самозатягивающийся узел привлекателен своей функциональностью и простотой. Чем сильнее впоследствии будет висеть груз на завязанном этим узлом тросе, тем больше будет стягиваться и держаться сам узел. Поэтому его часто ещё называют одним из вариантов удавки. Этот узел применяют, когда необходимо к балке, крюку или тросу подвесить тяжёлый груз. Чтобы выполнить данный узел нужно ходовой конец верёвки или троса обернуть один раз вокруг самой балки. В полученную петлю вдеваем его другой конец. Делается это плавными движениями, иначе требуемого эффекта от сделанного узла не будет.

Этот вид узла просто необходим, если нужно что-то не только очень крепко закрепить или привязать груз, но и когда быстро требуется также на весу узел развязать.

Представить себе охотника, путешественника или даже садовода, который не использует в процессе своей деятельности веревку, практически невозможно. Да и в повседневной жизни зачастую может пригодиться мастерство вязания различных узлов. Однако чаще всего умение человека ограничивается весьма скудным представлением о способах вязания.

Для того чтобы научиться вязать морские узлы, вам понадобится совсем немного – веревка и терпение. Веревка должна быть выполнена из натурального материала, быть достаточно мягкой и не слишком толстой. Внимательно рассмотрите предложенную схему и шаг за шагом попробуйте завязать узел. Не думайте, что завязав несколько раз, вы станете мастером. Новички очень быстро забывают схемы плетения новых узлов. Поэтому практикуйтесь постоянно, попробуйте довести свои действия до автоматизма. Главное – запомните последовательность операций, а не название узла, поскольку лишь малая часть имеет установившиеся названия, остальные варьируются в зависимости от источника. На сегодняшний день известно около пятисот различных способов вязания узлов. Самый распространенный имеет название “простой”. Прежде чем приступить к вязанию, запомните, что свободный конец веревки (тот, который вы будете привязывать) называется ходовым, а длинная часть зовется коренным концом. Чтобы выполнить простой узел, скрутите петлю на окончании веревки и проденьте в нее ходовой конец. Затяните. Вы получите небольшой узелок, который трудно устранить. Несмотря на свою простоту, он практически вдвое уменьшает прочность веревки. Если на рыболовной снасти случайно завязался простой узел, то его следует обрезать и заменить леску или завязать концы другим подходящим узлом.


В быту таким способом легко связать две веревки, за исключением синтетических, так как на таких материалах он ползет. Поэтому вместо простого узла лучше использовать так называемую “восьмерку”. Несмотря на небольшое отличие в исполнении, восьмерка не оказывает разрушительное действие на бечевку и относительно легко развязывается. Она применяется для ограничения движения веревки, а также часто используется в качестве элемента некоторых более сложных узлов. Для соединения двух веревок в быту или в профессиональной деятельности стоит выбрать прямой узел. Он также известен под названием “рифовый”. Этот узел имеет хорошие характеристики относительно прочности, а также не повреждает веревку. Чтобы добавить узлу надежности, перед его исполнением завяжите на каждом ходовом конце простой узел, а лучше – узел-восьмерку. К сожалению, прямой узел имеет и ряд недостатков: при попадании воды его практически невозможно развязать, но при этом он имеет малую надежность на ненатуральных веревках. Он легко развязывается, что может быть как достоинством, так и недостатком. Для этого необходимо потянуть за любой ходовой конец по направлению к коренному. Чтобы укрепить рифовый узел, достаточно увеличить количество оборотов шнура его ходовыми концами. После таких манипуляций получается прочный узел, получивший название хирургического. Главная хитрость при выполнении – следить за направлением каждого витка. На предложенной схеме: первый пункт – обносы осуществляются против часовой стрелки (относительно коренного конца веревки, которая находится слева). Второй пункт – меняем направление, и обносы выполняются уже по часовой стрелке. При упущении из виду этой тонкости в результате ваших усилий получится не хирургический узел, а слегка усовершенствованный бабий, который намного уступает в надежности. Хирургический узел рекомендуется применять на натянутых канатах. Причина очень проста: после выполнения первого пункта схемы вы закрепляете ходовые концы, а значит, совершать все последующие действия становится намного проще.


Научиться завязывать элементарные морские узлы очень просто, главное – точно запомнить пошаговую схему каждого.

Якорная петля (Anchor Hitch) – используется для присоединения строп к какому либо объекту. Этот узел хорошо держит даже при смене натяжения стропы.

Булинь, беседочный узел (Bowline) – очень универсальный узел. Он быстро завязывается (когда наловчишься), он не скользит и не стопорится. С помощью этого узла можно легко сделать петлю, его даже можно использовать чтобы связать две стропы вместе.

Выбленочный узел (Clove Hitch) используется для присоединения строп к объекту. Не самый надежный узел, но достаточно надежный для присоединения кранцев к спасательным тросам.

Восьмерка (Figure Eight) – стопорный узел. Он используется на конце стропа для предотвращения его выскальзывания.

Стопорный узел (Rolling hitch) – универсальный узел у которого множество применений. Одно из самых важных применений - перевести давление на другой строп.

Шкотовый узел (Sheet Bend) – используется для соединения вместе двух стропов одинакового диаметра. В случае стропов разного диаметра, или в случае требования более надежного узла используй двойной шкотовый узел.

Рифовый узел (Reef Knot) – используется для соединения точек рифа на парусе. Если бы он не использовался для завязывания шнурков то его вероятно не стоило бы упоминать вообще. Традиционная фраза описывающая завязывание этого узла «левый над правым, потом правый над левым».

Якорная петля (Anchor Hitch) - используется для присоединения строп к какому либо объекту. Этот узел хорошо держит даже при смене натяжения стропы.

Булинь, беседочный узел (Bowline)

Булинь - очень универсальный узел. Он быстро завязывается (когда наловчишься), он не скользит и не стопорится. С помощью этого узла можно легко сделать петлю, его даже можно использовать чтобы связать две стропы вместе.

Выбленочный узел (Clove Hitch)

Выбленочный узел используется для присоединения строп к объекту. Не самый надежный узел, но достаточно надежный для присоединения кранцев к спасательным тросам.

Восьмерка (Figure Eight)

Восьмерка - стопорный узел. Он используется на конце стропа для предотвращения его выскальзывания.

Стопорный узел (Rolling hitch)

Стопорный узел - универсальный узел у которого множество применений. Одно из самых важных применений - перевести давление на другой строп.

Шкотовый узел (Sheet Bend)

Шкотовый узел используется для соединения вместе двух стропов одинакового диаметра. В случае стропов разного диаметра, или в случае требования более надежного узла используй двойной шкотовый узел.

Рифовый узел (Reef Knot)

Рифовый узел используется для соединения точек рифа на парусе. Если бы он не использовался для завязывания шнурков то его вероятно не стоило бы упоминать вообще. Традиционная фраза описывающая завязывание этого узла «левый над правым, потом правый над левым».

Узлы для связывания веревок

Ткацкий узел (в, г)

Узел легко вяжется;

Используется для связывания веревок одинакового диаметра;

Обязательны контрольные узлы;

Может использоваться для связывания рыболовных лесок.

Встречный узел

Узел легко вяжется, хорошо держит;

- «не ползёт»;

Используется для связывания веревок любого диаметра (а-г), для лент (д) и сочетаний лента-веревка;

Удобен для вязания различных петель, оттяжек и т.п.

Узел «встречная восьмерка»

Надежный узел, хорошо держит;

- «не ползёт»;

Вяжется медленно;

Сильно затягивается;

Используется для связывания веревок как одинакового, так и разного диаметров.

Шкотовый (а-е) и брамшкотовый (а) узлы

Надежные узлы, легко вяжутся;

Под нагрузкой не затягиваются;

Шкотовый узел используется для связывания веревок одинакового диаметра, брамшкотовый - для веревок как одинакового, так и разного диаметров;

Обязательны контрольные узлы.

Узел «грейпвайн»

Надежный и красивый узел;

Для правильного вязания требуется практика;

Под нагрузкой сильно затягивается;

Используется для связывания веревок одинакового и разного диаметров, рыболовных лесок;

Удобен для вязания петель, оттяжек и т.п.

Узел Хантера

Надежный и красивый узел;

Хорошо держит на мягких веревках и на лентах;

Сильно не затягивается;

Трудно запоминается, требует практики;

На жестких веревках недостаточно затягивается;

Используется для связывания мягких веревок одинакового и разного диаметров, лент, капроновых нитей.

Змеиный узел

Очень надежный узел;

- «не ползёт»;

Вяжется медленно;

Требует практики;

Используется на тонких мягких капроновых веревках;

На синтетических рыболовных лесках затягивается «намертво».

*******************************************************************

Узлы для утолщения троса

Простой узел (рис. 1). Это самый простой из всех известных узлов. Чтобы завязать его, надо ходовым концом троса сделать полуузел за его коренной конец. Его можно завязать на конце или на средней части троса. Для этого ходовой конец троса один раз обносят вокруг его коренной части и пропускают в образовавшуюся петлю. В зависимости от того, как он завязан, простой узел может быть левым (рис. 1, а) или правым (рис. 1,б).

Это не только самый простой из всех узлов, но и самый маленький по размеру. При натяжении троса он так сильно затягивается, что подчас его очень трудно развязать. К нему как нельзя лучше подходит русская народная пословица: «Не велик узелок, да крепко затянут».Этот узел, как ни один другой, портит трос, так как сильно его изгибает. Если, например, для подъема тяжести использовать новый растительный (пеньковый, манильский или какой-либо другой) трос, на котором остался неразвязанный простой узел, то трос, хотя и рассчитанный для подъема данного груза, оборвется, причем в том месте, где завязан простой узел. У моряков принято считать, что прочность нового растительного троса, на котором при сильной тяге был затянут простой узел, который потом развязали, будет меньше в два раза, чем прочность такого же троса, на котором узла не было.

Рис. 1. Простой узел: а - левый; б - правый

Тем не менее на флоте простой узел издавна находил применение. При работе с растительными тросами он служил временным средством для предотвращения расплетания их каболок и прядей. Его также вязали через равные промежутки 20-30 сантиметров на наклонных пертах бушприта и утлегаря, чтобы ноги матросов не скользили при работе с передними косыми парусами.

Рис. 2. «Кровавый» узел: а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

Простым узлом с успехом пользовались для крепления деревянных балясин на временных штормтрапах. Этим узлом рыбаки некоторых стран брали так называемый «испанский риф»: завязывали верхний угол кливера, чтобы уменьшить его площадь. Вот, пожалуй, и все случаи использования простого узла моряками в прошлом.

Простой узел может оказаться полезным и в быту. Иногда человек попадает в беду: при пожаре, чтобы спасти жизнь, он из полос простыней связывает узлами веревку. Обычно в таком случае применяют прямой или бабий узел (см. ниже рис. 25, 23). Применяя последний, на концах полосы из простыни нужно завязывать по простому узлу. Это даст гарантию, что бабий узел не развяжется под тяжестью человека, который будет спускаться по связанной веревке из окна.

Простой узел всегда применяют для завязывания на конце нитки, чтобы она не выскальзывала из материи, и для предотвращения расплетания конца веревки, если человек не знает, как наложить марку. Простой узел, несмотря на свою примитивность и свойство сильно затягиваться, является составным элементом многих узлов, о которых мы расскажем позже.

«Кровавый» узел (рис. 2). От простого узла этот узел отличается тем, что его ходовой конец, будучи введен в петлю, еще один раз обносится вокруг коренной части троса. Это почти вдвое увеличивает размеры узла.

Древние жители Перу - инки - пользовались подобными узлами с разным числом шлагов в изобретенном ими узелковом письме. Завязывая узлы на веревках определенного цвета и с числом шлагов внутри каждого узла от одного до девяти, они вели счет до пятизначного числа.

Существуют два способа вязки таких узлов. Если число шлагов не превышает трех, их делают ходовым концом троса внутрь петли (рис. 2, а), а если оно больше, то шлаги делают вокруг коренной части троса и ходовой конец пропускают внутрь (рис. 2, б).

Рис. 3. Восьмерка

С далеких времен парусного флота такие многократные простые узлы у моряков разных стран назывались «кровавыми». В реестре наказаний матросов военных флотов прошлого фигурирует забытое в наши дни избиение линьками и плетьми, которые именовались «кошками». Они представляли собой сплетенную из пенькового троса плетку, имевшую от семи до тринадцати косичек, но чаще - девять. Каждая из косичек заканчивалась узлом, на котором было от двух до девяти шлагов. «Кошки» подразделялись на простые и воровские. Последние были более тяжелыми. Ими секли за кражу.

При наказании «кошкой» провинившегося матроса привязывали за кисти рук к решетчатому люку, который вертикально ставили на шканцах, или к стволу пушки. Как правило, при этом вдоль обоих бортов выстраивали всю команду корабля и боцман (или его помощник) под барабанный бой наносил удары «кошкой» по голой спине наказуемого. Число ударов исчислялось дюжинами. В зависимости от проступка матрос в наказание мог получить от одной до двенадцати дюжин. Обычно после третьего удара на спине провинившегося появлялась кровь, так как узлы, туго затянутые на концах косичек «кошки», прорезали кожу (отсюда и название узла). После первой дюжины ударов окровавленные косички «кошки» слипались в один жгут и удары становились нестерпимыми, матросы теряли сознание и умирали в состоянии шока. Чтобы не терять таким образом в мирное время хорошо натренированных матросов, Британское адмиралтейство в середине XVII века издало ханжеский приказ: после первой дюжины ударов помощник боцмана обязан был разъединить слипшиеся от крови косички «кошки». Эта процедура носила название «расчесать кошку». Она повторялась после каждой дюжины ударов. Но даже самые выносливые матросы не могли выдержать шести дюжин ударов, теряли сознание от боли и погибали. В современном английском языке сохранилось идиоматическое выражение «То scratch the cat» - «расчесать кошку», которое, напоминая о варварском наказании на кораблях, теперь имеет значение «облегчить страдание».

В наши дни «кровавый» узел утратил свое назначение и находит другое применение как в быту, так и в различных профессиях, например, в портняжном и в переплетном деле для утолщения конца нити.

Восьмерка (рис. 3). Этот узел считается классическим. Он составляет основу полутора Десятков других, более сложных узлов различного назначения.

Рис. 4. Стивидорный узел

В том виде, в каком он изображен здесь, этот узел в морском деле служит отличным стопором на конце троса, чтобы последний не выхлестывался из шкива блока. В отличие от простого узла он даже при сильной тяге не портит трос и его всегда можно легко развязать. Чтобы связать восьмерку, надо ходовой конец троса обнести вокруг коренного и затем пропустить в образовавшуюся петлю, но не сразу, как в простом узле, а заведя сначала его за себя же.

В повседневной жизни восьмерка находит широкое применение. Прежде всего она очень удобна для закрепления троса, когда он проходит сквозь отверстие в каком-нибудь предмете, например, в деревянной рукоятке веревочного стартера подвесного мотора.

Этот узел можно применить для веревочных ручек деревянного ведра или бадьи, если веревка проходит сквозь два отверстия на выступающих концах деревянных клепок. В этом случае, продев веревку в оба отверстия, на ее концах с внешних сторон клепки завязывают по восьмерке. Двумя восьмерками можно надежно прикрепить веревку к детским санкам. Чтобы рука не соскальзывала с конца собачьего поводка, советуем завязать восьмерку. Кроме этого, она неплохо служит для крепления струн к колкам скрипок, гитар, мандолин, балалаек и других музыкальных инструментов.

Стивидорный узел (рис. 4). Как и восьмерка, этот узел является стопором для тросов, проходящих через шкивы блоков. Вяжется он таким же способом, но с той лишь разницей, что ходовой конец вводится в петлю после того, как будет обнесен вокруг коренного конца троса дважды. При затягивании этого узла надо следить, чтобы шлаги на коренном конце не перекрутились и не проскочили в петлю. Затянутый стивидорный узел легче развязать, если потянуть за петлю, которая находится ближе к коренному концу.

Рис. 5. Юферсный узел: а - первый способ вязки; б - второй способ вязки

Название этого узла - американского происхождения. Оно впервые появилось в толковом словаре английского языка Уэбстера в 1890 году. Составители этого словаря заимствовали его из руководства по вязке узлов, выпущенного американской канатной фирмой «Стивидор роупс».

Юферсный узел (рис. 5). Этот старинный морской узел во времена парусного флота применялся для натягивания вант с помощью тросовых талрепов и юферсов. Его вязали на конце талрепа, чтобы последний задержать в отверстии юферса. На схеме даны два способа его вязки. Первый способ (рис. 5, а), основанный на простом узле, предусматривает ввод ходового конца в петлю снизу между коренным и ходовым концами с последующим пропуском его под себя. Второй способ вязки юферсного узла (рис. 5, б) предусматривает завязывание восьмерки и протаскивание обоих концов в соответствующие ее петли, как это показано двумя стрелками.

Особенность юферсного узла в том, что его сравнительно легко развязать даже в том случае, если он сильно затянут.

Устричный узел (рис. 6). Несмотря на свое название, этот узел, как и восьмерка, благодаря своей симметрии, с успехом применяется музыкантами для крепления на колках струн скрипки, гитары, мандолины и других музыкальных инструментов. По своим размерам затянутый устричный узел намного больше восьмерки, и поэтому его используют в тех случаях, когда отверстия на колках по каким-либо причинам больше, чем нужно для той или иной струны.

Рис. 6. Устричный узел: а - схема вязки; б - узел-орнамент

Рис. 7. Многократная восьмерка

У этого узла есть одна особенность завязывания: он затягивается в два приема (рис. 6, а). Сначала завяжите бегущий простой узел (см. ниже рис. 82) и затяните его. Пропустив ходовой конец троса в петлю, еще раз затяните узел. Если устричный узел затягивать в один прием, то он формируется неправильно.

На рис. 6, б показана схема устричного узла, свидетельствующая о его симметричности. В таком виде он может служить неплохим декоративным узлом-орнаментом для отделки женского платья или рисунком для вышивания.

Многократная восьмерка (рис. 7). Представьте себе, что вам необходимо обвязать веревкой большую картонную коробку, тюк или старый чемодан. Сделав это, вы обнаружили, что полтора метра веревки остались неиспользованными. Обвязав ходовой конец веревки вокруг той ее части, за которую вам предстоит нести этот груз, многократной восьмеркой вы не только укоротите веревку, но и сделаете удобную ручку для этой ноши.

Узел «многократная восьмерка» может быть применен во всех случаях, когда возникает необходимость временно укоротить трос или исключить ненадежную часть его длины из работы, если есть опасение, что он оборвется. Многократная восьмерка - неплохая ручка и для собачьего поводка и для веревки детских санок.

Чтобы узел получился ровным и тугим, по мере его завязывания утягивайте каждый шлаг, передвигая его к предыдущему. Если вам потребуется потом использовать всю длину веревки, многократную восьмерку нетрудно развязать. Как бы сильно она ни была затянута, веревки этот узел не испортит.

Рис. 8. «Пожарная лестница»

«Пожарная лестница» (рис. 8). В повседневной деятельности моряков, верхолазов-монтажников, строителей, пожарных, горноспасателей и скалолазов нередко возникает необходимость в использовании так называемого шкентеля с мусингами. Шкентелем на флоте называют вертикально висящий растительный трос, закрепленный за что-нибудь верхней частью, а мусингами - утолщения на нем, вплетенные в него в виде узлов, через равные промежутки. С помощью таких тросов матросы садятся в стоящие у борта корабля шлюпки. Но изготовленный шкентель с мусингами не всегда оказывается под рукой, когда срочно нужно спуститься по тросу за борт или подняться по отвесной стенке, если нет ни лестницы, ни штормтрапа. Представьте себе, например, такую ситуацию. С палубы стоящего в порту судна в воду упал человек. На палубе лежит свободная бухта растительного троса. Если вы бросите упавшему конец, то едва ли он сможет по нему подняться на борт: трос может оказаться синтетическим, а в порту на поверхности воды обычно есть слой нефти. Руки упавшего за борт человека будут скользить по тросу, не имеющему мусингов. В такой ситуации выручает «пожарная лестница».

Как уже упоминалось, простой узел является составным элементом многих полезных узлов. «Пожарная лестница» состоит из серии простых узлов, которые очень быстро вяжутся один за другим (за полминуты можно завязать 20 узлов). Она великолепна своей простотой и эффективностью, но требует навыка и четкости в выполнении.

Вязка этого узла начинается с формирования определенного числа калышек, заведенных друг за друга. Возьмите в левую руку ходовой конец троса, отступя от его края 15-20 сантиметров. Сделайте первую калышку диаметром не более 10 сантиметров таким образом, чтобы коренной конец троса был снизу. Затем сделайте точно такую же калышку и прижмите большим пальцем левой руки к кончикам остальных. Точно таким же образом сделайте 5-7 калышек, ровно уложенных одна на другую. Чтобы они не съезжали и не перепутывались, наденьте их на вытянутые вверх пальцы (кроме большого) левой руки. У вас получится своего рода веревочный «стаканчик». Осторожно снимите его с пальцев так, чтобы он не рассыпался и не сплющился. Теперь ходовой конец, который вы держали в левой руке, пропустите внутрь этого «стаканчика» и выведите его наружу с другой стороны. Положите «стаканчик» на левую ладонь и обхватите его со всех сторон пятью пальцами. Загнутыми кончиками пальцев правой руки придерживайте верхний шлаг «стаканчика» и медленно, без рывков, тяните за ходовой конец троса, торчащий из «стаканчика», вверх. По мере вытягивания этого ходового конца на нем будут завязываться простые узлы. Их число будет соответствовать числу сделанных калышек, а расстояние между ними - длине их окружности.

Описанным способом узлы можно быстро завязать, закрепить один конец веревки за батарею, за ножку кровати (стола), другой конец выбросить в окно и при необходимости спуститься по веревке вниз (например, в случае пожара) .

Возможна и такая ситуация. Нужно вытащить застрявший в грязи автомобиль. Есть длинная веревка и люди, готовые оказать помощь. Чтобы им было удобнее тянуть, завяжите на земле «пожарную лестницу» с таким расчетом, чтобы узлы шли примерно через каждый метр.

********************************************************************

Незатягивающиеся узлы

Простой полуштык (рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Простой полуштык применяется для соединения двух тросов «чужими» и «своими» концами.

Простой штык (рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягива-ющийся узел - один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой.

Рис. 9. Простой полуштык

При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте - это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Рис. 10. Простой штык: а - правильно завязанный; 6 - перевернутый (не правильный)

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: «Два полуштыка спасли корабль королевы» и «Три полуштыка - это более чем достаточно и для королевской яхты».

Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.

Коечный штык (рис. 11). На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов.

Рис.11. Коечный штык

Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде «Койки вниз!» их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки - дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

Простой штык со шлагом (рис. 12). От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке

Рис. 12. Простой штык со шлагом

за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

Простой штык с двумя шлагами (рис. 13). Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла - дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла - весьма надежный способ.

Рис.13.Простой штык с двумя шлагами

Штык с обносом (рис. 14). Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Рис. 14. Штык с обносом

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рис. 15. Рыбацкий штык (якорный узел)

Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле - это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рис. 16. Обратный штык

Рис. 17. Мачтовый штык

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени СХОЖ с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличает-: ся от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Обратный штык (рис. 16). При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2-3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку у некоторых марок автомобилей.

Мачтовый штык (рис. 17). Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 48) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

Рис. 18. Буксирный узел

Рис. 19. Портовый узел

Буксирный узел (рис. 18). Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.

Портовый узел (рис. 19). Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте - дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.