Экзистенциальная психология – что такое экзистенциальный подход в психологии? Экзистенциальная психотерапия: описание направления, основные техники работы.

Экзистенциальная психотерапия – психотерапевтическое течение, которое ставит во главу угла задачу подтолкнуть человека к осмыслению своего жизненного пути как целостной совокупности и нахождению значимых личностных ценностей. А в дальнейшем — коррекция стратегии поведения в соответствии с этими выделенными ценностями. И самое главное – принятие за это ответственности. Данный подход применяется, помимо прочего, и .

Именно поэтому экзистенциальная терапия скорее напоминает диалог, подталкивающий пациента к самопознанию. А экзистенциальный психолог не следует строгому плану консультации и не навязывает никакую точку зрения. Он стремится лишь дать возможность клиенту осознать свои особенности и самого себя.

Экзистенциально-гуманистическое направление в психотерапии – это, прежде всего, направление, предполагающее глубинные изменения, а не работа с «обрезанием» проявлений и видимых проблем. Если можно сказать коротко, то согласно этому направлению, работа с симптоматикой не имеет смысла. Ведь рассматриваемый экзистенциально-гуманистический подход стоит на основе того, что главный внутренний конфликт – это конфликт с «данностями» конечности существования любого человека в этом мире.

Вообще, название экзистенциальная психотерапия включает в себя два важных понятия: « », как признание существования человека разумного, строящего свой личный жизненный путь. Таким образом человек рассматривается в «человеческом», а не во внешнем мире проявлений. И понятия «гуманистичности», как веры в способность человека брать на себя ответственность и реализовать свой потенциал через осмысление.

Как можно заметить даже по вступительной части, основы экзистенциального подхода берут свои истоки из философии. Многие исследователи видят предпосылки развития такого направления в работах Кьеркегора, Ницше, Хайдеггера и Сартра. Кстати, сам Хайдеггер надеялся, что придёт день, когда его идеи выйдут за рамки философии и придут на помощь «страдающим людям».

Что касается первых психотерапевтов, которые непосредственно применили такой подход, как экзистенциальная психотерапия, то можно выделить К. Ясперса, Л. Бинсвангера, М. Босса, Р. Мэя.

Отдельно хочется остановится на логотерапии, автором которой является Виктор Франкл. Это особое экзистенциальное направление, которое основано на поиске смысла в каждом происходящем явлении, как позитивном, так и негативном. То есть, всё происходящее даётся человеку не просто так. Важно понять – для чего и что необходимо из этого вынести. Сам основатель подхода, Франкл, прошёл ужасы концентрационных лагерей. И своим примером демонстрировал возможность находить смысл даже в переживании немыслимых страданий.

Основные постулаты экзистенциальной психотерапии

Основными постулатами, важными для экзистенциально-гуманистической психотерапии являются понимание всех житейских проблем любого человека в рамках:

  • осознания «конечности и бессмысленности» существования как такового. И в связи с этим, необходимости поиска своего смыслополагаюшего начала;
  • как следствие – осознание обязательной смерти и соответствующего страха перед этой смертью;
  • присутствие постоянного страха выбора и ответственности за этот выбор, в связи с данностью человеку свободы воли;
  • понимание и осознания холодности и безразличности окружающего мира, при необходимости взаимодействия с ним.

Таким образом, обозначились четыре основные проблемы, сформулированные Ирвином Ялом:

Вся остальная напряжённость основана на поведенческих конфликтах, которые являются производными из основных. И только осмысленный подход к этим упомянутым четырём ключевым проблемам даёт возможность найти облегчение и наполнить существование своим личностным значением.

Человеческое существование является чередой таких конфликтов, которые подвигают личность к переоценке ценностей и нахождению новых понятий «для того, чтобы…» Поэтому даже крайние формы аффективных переживаний видятся не как психолого-психиатрические проблемы, а как естественные кризисы, которые являются своеобразными ступенями для дальнейшего саморазвития.

Например, депрессия служит маркером того, что прежние ценности стали для нас незначимы, и личность готова к поиску новых. Тревожные переживания связаны с внутренним напряжением из-за необходимости важнейшего (или важнейших) выборов и, соответствующего, осознания ответственности за это.

Таким образом, задача экзистенциального психотерапевта сводится к побуждению философских размышлений над данными вещами в случае, если сам пациент откладывает или боится углубляться в эти понятия и надолго остаётся в аффективных реакциях.

Ирвин Ялом и противодействие «протокольной терапии»

Резким критическим подходом к «строго прописанной терапии» отличался один из ведущих мастеров данного подхода — Ирвин Ялом. Он начинал свой путь от психоанализа, но не был согласен с выделенными в нём движущими силами.

По его мнению, основным конфликтом любого человека является понимание своей собственной смерти и её неизбежности. Как только человек способен осознать и противостоять этому постоянному страху, так он начинает перестраивать свои личностные ценности и приоритеты: ценит близких и тёплые взаимоотношения, берёт на себя риск и ответственность…

Кроме того, центральным моментом его подхода было желание подобрать индивидуальную терапию для каждого, кто к нему обращался. А не следовать заранее отработанной схеме. По его мнению, экзистенциальное консультирование только даёт толчок к переоценке ценностей и философским умозаключениям пациента, а также помогает при его страхе следовать этим размышлениям.

У каждого человека существует свой собственный путь преодоления боязни своей неминуемой конечности этой жизни, и у каждого при этом выявляются так же лишь индивидуальные прерогативы и ценности.

Экзистенциальный психоанализ

С критикой подхода Фрейда выступал и Жан-Поль Сартр. И хотя он также назвал свой подход «психоанализом», но по сути предложил вариант экзистенциального подхода. Во-первых, Сартр рассматривал личность как целостность, в противовес Фрейдовскому убеждению постоянной конфликтности личностных качеств и биологических инстинктов. Отсюда следует, что оговорки, жесты, слова, равно как и симптомы выражают не область проблемы, а фундаментальный выбор, который намеревается сделать человек.

Сартр не мог смириться, что личность сводится к таким простым моментам, как первичным желаниям, ещё и, как правило, сексуальным. Куда же в этом случае пропадает вся многослойность и индивидуальность каждой конкретной этой самой личности? Кроме того, он критично относится и к понятию бессознательного. Ведь если человек, посредством рефлексии понимает свои симптомы и идёт с ними к терапевту, то как же можно говорить о бессознательном, если оно осознаётся?

По мнению автора, признаком существования человека есть его желания, но желания существуют при дефиците или ограниченности жизни. Таким образом, человек пытается восполнить недостаток существования, которые отражаются в двух комплексах:

Размышления над этими базисами и ведут к переоценки внутренних установок, желаний и дают возможность справиться со всеми проблемами, преображая глубинные уровни личности.

Взгляд Джеймса Бюджентала

Одним из самых продуктивных практических терапевтов, который более тридцати лет занимался непосредственной практикой, является, пожалуй, Д. Бюджентал. Важнейшими его фундаментальными тезисами можно выделить такие моменты:

  • любому человеку присущ мотив «поиска здравого», который побуждает двигаться к наибольшей эффективности и удовлетворённости;
  • «жизнеизменяющая терапия» — это совместная работа клиента и терапевта над переосмыслением ответов первого на вопросы жизни, чтобы позволить сделать саму эту жизнь более «аутентичной» и позволить человеку больше самореализоваться.

Таким образом, терапия может происходить на двух уровнях:

Одними из важнейших проблем в развитии личности, автор видит в жёстких идентификациях и «идеальных образах», которые и выливаются в ощущение неудовлетворённости и «проблемности». Осмысление не всегда ведёт к реальной аутентичности, для этого и необходим терапевт, который способен заметить «шаблонности».

Совместный поиск, «осознание нашей сознательности» (с помощью рефлексивного самосознания), приводит пациента к подлинной «экзистенциальной эмансипации». Но, при этом, ни в коем случае не теряется, а, наоборот, увеличивается ответственность за свои выводы и свой выбор.

Школы в России

Становление экзистенциального направления в психологии России ознаменовано визитами Франкла и Роджерса в конце 80-х годов прошлого века. Именно они зародили интерес к этому направлению и способствовали становлению своих школ, таких как Высшая Школа гуманитарной психотерапии и Восточно-европейская школа экзистенциальной психотерапии. В настоящий момент имеются очень интересные и продуктивные терапевты, работающие в этом ключе.

Экзистенциальная психотерапия: критика подхода

Стоит отметить, что каждый автор вносил в подход свои элементы работы. Поскольку экзистенциальное направление принципиально не прописывало чёткую стратегию построения консультации. Поэтому сложно выделить обобщённые критические замечания. Но, в целом, основным вопросом является аспект готовности – неготовности человека касаться довольно фундаментальных тем бытия и мочь при этом делать определённые базисные выводы, проводить аналогии. Тем более, принимать тяжёлые переживания как моменты переосмысления.

Однако, терапевты говорят про возможность работать с любым клиентом именно благодаря гибкости подхода и возможности человека самому преобразовывать свои ценности. Так, например, упомянутый Бюджентал писал, что успешно работал с клиентами, среди которых были: инженеры, проститутки, полицейские, чиновники, представители духовенства и монахини, домохозяйки, врачи, студенты разных специальностей, юристы, секретари, солдаты, сиделки и няни, профессоры, актёры, чернорабочие и политики.

Таким образом ещё раз утверждая, что экзистенциально-гуманистический подход может быть широко применим для помощи самым разным клиентам.

Экзистенциальная психология изучает жизнь, бытие человека в его становлении и развитии, и происходит от слова existentia – существование. Человек приходит в этот мир и решает проблемы одиночества, любви, выбора, поиска смыслов и столкновения с реальностью неизбежности смерти.

Экзистенциальная психология – определение

Экзистенциальная традиционная психология – направление, выросшее из экзистенциальной философии, которое рассматривает человека как уникальное создание, и вся его жизнь неповторима и обладает большой ценностью. Экзистенциальное направление в психологии стало активно развиваться два столетия назад, и является востребованным в современном мире.

История экзистенциальной психологии

Основатель экзистенциальной психологии – сложно назвать одного конкретного человека, целая плеяда философов и психологов оказала влияние на развитие этого направления. Экзистенциальная традиционная психология берет свое развитие с феноменологии и идей российских писателей Л.Н. Толстого и Ф.И. Достоевского. В начале XX в. немецкий психолог и философ К. Ясперс пересматривая традиционные подходы психиатрии привнес в них идеи экзистенциализма.

Людвиг Бинсвангер, швейцарский врач, изучая труды Ясперса и Хайдеггера вносит экзистенциализм в психологию. Человек становится уже не простым управляемым вместилищем психологических механизмов и инстинктов, но цельной, уникальной сущностью. Далее происходит бурное развитие экзистенциальной психологии и ее ответвлений, в которые входит и знаменитая логотерапия В. Франкла.

Основные идеи экзистенциального подхода в психологии

Экзистенциально-гуманистическая психология опирается на ключевые аспекты:

  • сознание и самосознание;
  • свобода;
  • ответственность;
  • поиск смысла;
  • выбор;
  • осознание смерти.

Экзистенциальная психология, ее идеи и принципы взяты из экзистенциальной философии, являющейся «праматерью»:

  • свободная воля человека помогает ему находится в постоянном развитии;
  • познание своего внутреннего мира – ведущая потребность личности;
  • осознание своей смертности и принятие этого факта – мощный ресурс для раскрытия творческой составляющей личности;
  • экзистенциальная тревога становится тем пусковым механизмом для поиска собственного уникального смысла в кажущемся бессмысленном существовании.

Экзистенциальная психология – представители

Экзистенциальная психология В. Франкла – самый ярчайший пример не опускать руки, найти в себе желание жить дальше. Франкл вызвал к себе огромное доверие тем, что его все его психотерапевтические методы были опробованы на себе и тех людях, которые по роковому стечению обстоятельств находились в застенках фашистского концлагеря. Другие известные экзистенциальные психологи:

  • Ролло Мэй;
  • Ирвин Ялом;
  • Джеймс Бьюдженталь;
  • Альфред Ленгле;
  • Алис Хольцхей-Кунц;
  • Босс Медард;
  • Людвиг Бинсвангер.

Экзистенциальный подход в психологии

Экзистенциально-гуманистический подход в психологии – направление, в котором личность человека является огромной ценностью в связи с ее уникальной внутренней картиной мира, ее неповторимостью. Экзистенциальная психология обучение простым техникам и упражнениям пациента в ситуациях обреченности и опустошенности от бытия помогает людям находить новые смыслы и выборы, выйти из позиции жертвы, когда ничего нельзя сделать для улучшения.

Основные положения гуманистической и экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология является ответвлением гуманистической психологии, поэтому многие центральные понятия о личности человека имеют сходное описание. Гуманистическая и экзистенциальная психология основные положения:

  • открытость личности человека миру, переживание себя в этом мире и ощущение мира в себе – главная психологическая реальность;
  • природа человека такова, что он постоянно нуждается в самораскрытии и непрерывном развитии своих потенций;
  • человек обладает свободой, волей и возможностью выбора в рамках своих ценностей;
  • личность – это творческая, активная сущность;
  • жизнь отдельно взятого человека должна рассматриваться как единый процесс становления и бытия.

Понимание личности в рамках экзистенциальной психологии

Личность в экзистенциальной психологии неповторима, уникальна и аутентична. Экзистенциальная психология не ставит рамки человеку, запирая его в настоящем, но дает ему расти, меняться. При описании личности экзистенциалисты пользуются категорией процессы, а не базируются как другие направления классической психологии на описании черт характера и состояния. Личность обладает свободой воли и .

Методы экзистенциальной психологии

Экзистенциальная психология как наука должна опираться на конкретные методы, техники, эмпирические исследования, но здесь можно наткнуться на ряд противоречий. Самым основным методом является выстраивание таких отношений между клиентом и терапевтом, которые можно описать словами: аутентичность, преданность и присутствие. Аутентичность предполагает полное раскрытие психотерапевта перед пациентом для создания доверительных отношений.

Методы работы экзистенциального психолога со страхом смерти:

  1. «Разрешение терпеть» – чтобы работать с осознанием смерти, терапевт сам должен проработать свои страхи в этой области и стремиться во время терапии поощрять пациента говорить о смерти как можно больше.
  2. Работа с защитными механизмами. Терапевт подводит пациента к изменениям его представлений о смерти мягко, но настойчиво, прорабатывая и идентифицируя неадекватные механизмы защиты.
  3. Работа со сновидениями. Кошмары часто содержат в себе неосознаваемые подавляемые страхи смерти.

Проблемы экзистенциальной психологии

Основные идеи и теории экзистенциальной психологии были сведены специалистами этого направления к общему ряду проблемных областей, с которыми сталкивается экзистенциальная психология. Ирвин Ялом выделил 4 ряда ключевых проблем или узлов:

  1. Проблемы жизни, смерти и времени – человек осознает что он смертен, что это неизбежная данность. Желание жить и страх умереть формируют конфликт.
  2. Проблемы общения, одиночества и любви – осознание одиночества в этом мире: человек одиноким приходит в этот мир и таким же одиноким его покидает, осознания себя одиноким в толпе.
  3. Проблемы ответственности, выбора и свободы – стремление человека к свободе и отсутствию шаблонов, сдерживающих, упорядоченных структур и одновременно страх перед их отсутствием порождает конфликт.
  4. Проблемы смысла и бессмысленности человеческого существования - проистекают из первых трех проблем. Человек постоянно находится в познании себя и окружающего мира, творит свои смыслы. Утрата смысла происходит от осознания своего одиночества, изолированности и неизбежности смерти.

Экзистенциальный кризис в психологии

Принципы экзистенциальной психологии исходят из наличия проблем возникающих у личности. Экзистенциальный кризис настигает любого человека с юности и до преклонных лет, каждый хоть раз задавался вопросом смысла жизни, своего существования, бытия. У кого-то это обычные размышления, у других кризис может протекать остро и мучительно, приводить к равнодушию и отсутствию дальнейшей мотивации к жизни: все смыслы исчерпаны, будущее предсказуемо и однообразно.

Экзистенциальный кризис может проникать во все сферы жизнедеятельности человека. Считается, что этот феномен присущ людям развитых стран, которые удовлетворили все свои и есть время анализа и размышлений о собственной жизни. Человек потерявший своих близких и мысливший категорией «Мы» сталкивается с вопросом: «Кто я без них?»

Книги по экзистенциальной психологии

Ролло Мэй «Экзистенциальная психология» – одно из уникальных изданий авторитетного экзистенциального терапевта, написанная простым языком будет полезна к прочтению как обычным читателям интересующимся психологией, так и опытным психологам. Что еще можно почитать в рамках этой тематики:

  1. «Экзистенциальная психология глубинного общения » С.Л. Братченко. В книге подробно рассмотрена история возникновения экзистенциально-гуманистического подхода в психологии, много внимания уделено консультированию.
  2. «Варианты жизни. Очерки экзистенциальной психологии ». В.Н. Дружинин. Проблемы жизни и смерти, как найти во всем этом смысл уставшему человеку и чем может помочь экзистенциальный психолог – все эти вопросы освещены в книге.
  3. «Экзистенциальная психотерапия » И. Ялом. Книги этого знаменитого психоаналитика можно перечитывать до бесконечности, автор талантлив не только в своей профессии помогающей людям, но и как писатель. Эта книга фундаментальный труд с набором действующих техник и приемов.
  4. «Психотехника экзистенциального выбора ». М. Папуш. Научиться качественно и плодотворно жить, радоваться и трудиться это так же реально, как научиться чему-то, например, игре на пианино – сложно, но с практикой все приходит.
  5. «Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика, исследования ». А. Лэнгле, Е. Уколова, В. Шумский. В книге представлен целостный взгляд на экзистенциальный анализ и его ценностный вклад в развитие экзистенциальной психологии.

Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

Термин происходит от позднелатинского existentia существование. В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии философией существования, возникшей в двадцатом столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора феноменология философия жизни. Центральное понятие учения экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности. В узком смысле термин экзистенциальная психотерапия обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла. В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией понимается гуманистическое направление в психотерапии в целом.

В 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

  1. Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).
  2. Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).
  3. Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).
  4. Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).
  5. Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность (кстати, многие экзистенциальные терапевты избегают использовать понятие «личность»). Само понятие «экзистенция» в дословном переводе означает «возникновение», «появление», «становление». Это точно отражает суть всего экзистенциализма не только в психологии и психотерапии, но и в философии, искусстве, литературе и т.д. В нём главным является не человек как статический набор характерологических и личностных качеств, форм поведения, психодинамических механизмов, а как существо, постоянно возникающее, становящееся, т.е. существующее.


Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.

Именно по этой причине экзистенциальная психотерапия изначально взаимосвязана с философией. Похоже, что она является единственной психотерапевтической школой, методы которой имеют достаточно чёткое философское обоснование. Среди западных философов, имеющих исключительное значение для экзистенциальной психотерапевтической практики можно выделить основоположника экзистенциальной философии, датского мыслителя С.Кьеркегора, классика современной экзистенциальной философии, немецкого философа М.Хайдеггера, немецких философов М.Бубера, К.Ясперса, П.Тиллиха, французского философа Ж.-П.Сартра, хотя это и не исчерпывающий список имён. Среди русских философов, работы которых важны для экзистенциальной терапии, можно назвать в первую очередь В.Розанова, С. Трубецкого, С.Франка, Н.Бердяева, Л.Шестова. Многие свои понятия экзистенциальная терапия позаимствовала из экзистенциально-философского словаря экзистенция, бытие-в-мире (Dasein), чувство бытия, подлинность и неподлинность бытия и т.п.

Первую попытку соединения философии и психиатрии предпринял швейцарский психиатр и психоаналитик Людвиг Бинсвангер в 30-х годах нашего века, предложив концепцию экзистенциального анализа (Daseinanalyse). Его можно считать основоположником экзистенциальной терапии. Хотя сам он практической психотерапией не занимался, но определил принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента, с чего и начинается экзистенциальная терапия.

Первую по настоящему психотерапевтическую экзистенциальную концепцию предложил другой швейцарский психиатр Медард Босс в 40-50 годах нашего века. Его версия экзистенциального анализа по форме была психоаналитической терапией, но реформированной на основе хайдеггеровской философии. При сохранении аналитического понятийного аппарата и методов, они, тем не менее, толковались в экзистенциальном или, как говорил М.Босс, в онтологическом контексте. Дазайнанализ как одно из направлений экзистенциальной психотерапии продолжает своё развитие и в наши дни.

Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потери смысла существования.

Для развития экзистенциальной терапии очень важна её американская ветвь, хотя в США экзистенциальная терапия не пользуется большой популярностью. В первую очередь следует упомянуть известного американского психолога, одного из отцов движения гуманистической психологии Ролло Мейя. Он первым, опираясь на европейскую экзистенциальную и феноменологическую традицию, сформулировал предпосылки и основные характеристики экзистенциальной установки терапевта в психотерапии (он отрицал существование экзистенциальной терапии как самостоятельного направления в психотерапии). Близко связанной с его концепцией является гуманистическая-экзистенциальная психотерапия Джеймса Бьюджентала, в которой он пытается соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психологии (хотя они нередко противоречат друг другу).

Современные представления об экзистенциальной терапии развивает так называемая английская школа, самыми яркими представителями которой являются Эмми ван Дойрцен и Эрнесто Спинеллию.

Что выделяет экзистенциальную терапию среди других психотерапевтических школ? Прежде всего, это понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни, в которой неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни. Таким образом, если хотим по настоящему понять человека, прежде всего должны исследовать его жизнь, проявляющуюся в его отношениях с миром. Выделяются 4 основные измерения человеческой экзистенции (бытия-в-мире): физическое, социальное, психологическое (личное) и духовное (надличное). В каждом из этих измерений человек «встречается» с миром и, переживая его, формирует свои базисные предпосылки (установки) жизни. Понять человека значит понять, как он существует одновременно в этих основных измерениях жизни в качестве сложнейшего био-социо-психо-духовного организма.

Другой фундаментальной особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через призму его внутренних онтологических характеристик или универсальных экзистенциальных факторов. Это факторы, которым подвластна жизнь каждого человека. Нами выделяется 7 таких универсальных характеристик человека:

  1. чувство бытия;
  2. свобода, её ограниченность и ответственность за неё;
  3. конечность человека или смерть;
  4. экзистенциальная тревога;
  5. экзистенциальная вина;
  6. жизнь во времени;
  7. смысл и бессмысленность.

В процессе психотерапии рассматриваются установки клиента по отношению к этим универсальным обстоятельствам жизни, в которых и скрыты корни наших психологических трудностей и проблем.

Психологическое здоровье и возможность психологических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течении жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степень выраженных расстройств.

В экзистенциальной терапии терапевтические изменения связываются, прежде всего, с расширением сознания клиента, с появлением нового понимания своей жизни и возникающих в ней проблем. Что делать с этим новопоявившимся пониманием дело и ответственность самого клиента. С другой стороны, реальные результаты терапии должны проявляться не только во внутренних изменениях, но и обязательно в реальных решениях и действиях. Тем не менее, эти действия должны быть обдуманными, учитывая их возможные негативные последствия, скорее сознательными, чем спонтанными.

Иногда экзистенциальной терапии предъявляется упрёк в чрезмерном пессимизме, проявляющемся в подчёркивании не столько неограниченных возможностей человека, сколько границ этих возможностей, в том числе и в терапевтических изменениях. Но это является скорее проявлением реализма, а не пессимизма. Экзистенциальная терапия выступает за реалистичный взгляд на жизнь и принятие многих обстоятельств как заданных, неизбежных.

Клиентами экзистенциальной терапии могут быть без исключения все люди. Существует единственное требование активное включение самого человека в процессе исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою не всегда удачную жизнь. С другой стороны, именно экзистенциальная терапия может быть наиболее эффективной в психотерапевтической помощи людям, попавшим в жизненные кризисы, столкнувшимся с исключительными обстоятельствами жизни. Это переживание бессмысленности, пустоты жизни, апатия и депрессия, суицидальные намерения, резкие изменения в качестве и в образе жизни (потеря работы, выход на пенсию, одиночество, ухудшение в качестве жизни, личные и профессиональные неудачи, развод и т. п.), потеря близких людей и переживание утраты, столкновение со смертью (несчастные случаи, неизлечимые болезни) и т. д. Экзистенциальная терапия в качестве вспомогательного средства может быть полезна при хронических или острых соматических заболеваниях, в работе с психическими больными в целях лучшего понимания и большего принятия изменившихся реалий жизни.

Задача традиционной психотерапии проявить в сознании глубинные явления душевной жизни. В противоположность этому логотерапия стремится обратить сознание к подлинно духовным сущностям. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осознанию собственной ответственности так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования. Поскольку быть человеком это быть осознающим и ответственным, экзистенциальный анализ это психотерапия, основанная на принципе осознания ответственности.

В явном или неявном виде этот вопрос присущ сам ой природе человека. Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Так, вполне возможно представить себе высокоорганизованных животных даже среди насекомых скажем, пчел или муравьев, - которые во многом превзошли человека по части организации своих сообществ. Но невозможно представить, чтобы подобные создания задумывались о смысле собственного существования, сомневаясь, таким образом, в нем. Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямохождение, речь или понятийное мышление.

Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассникам, что жизнь любого организма, в том числе и человека, в конечном счете есть не что иное, как процесс окисления и сгорания. Неожиданно один из его учеников вскочил и бросил учителю полный волнения вопрос: «Если это так, то в чем же тогда смысл жизни?». Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем, свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем. Существование свечи можно объяснить как процесс сгорания. Человеку же присуща принципиально иная форма бытия. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое в отличие от жизни животных всегда включено в историческое пространство («структурированное» пространство, по Л.Бинсвангеру) и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению.

Данности существования - это конечные факторы, являющиеся неотъемлемой, неизбежной составляющей бытия человека в мире.
Существуют четыре конечные данности - смерть, свобода, изоляция, бессмысленность. Экзистенциальный динамический конфликт порождается конфронтацией индивидуума с любым из этих жизненных факторов.

Смерть. Наиболее очевидная, наиболее легко осознаваемая конечная данность. Сейчас мы существуем, но наступит день, когда мы перестанем существовать. Смерть придёт, и от нее никуда не деться. Это ужасающая правда, которая наполняет нас «смертельным» страхом.

Говоря словами Спинозы, «всё сущее стремится продолжать своё существование», противостояние между сознанием неизбежности смерти и желанием продолжать жить - это центральный экзистенциальный конфликт.

Свобода. Эта данность менее очевидна. Обычно свобода представляется однозначно позитивным явлением. Не жаждет ли человек свободы и не стремится ли к ней на протяжении всей письменной истории человечества? Однако свобода как первичный принцип порождает ужас.

В экзистенциальном смысле «свобода» - это отсутствие внешней структуры. Повседневная жизнь питает утешительную иллюзию, что мы приходим в хорошо организованную вселенную, устроенную по определенному плану (и такую же покидаем).

На самом же деле индивид несет полную ответственность за свой мир - иначе говоря, сам является его творцом. С этой точки зрения «свобода» подразумевает ужасающую вещь: мы не опираемся ни на какую почву, под нами - ничто, пустота, бездна. Открытие этой пустоты вступает в конфликт с нашей потребностью в почве и структуре. Это также ключевая экзистенциальная динамика.

Экзистенциальная изоляция. Это не изолированность от людей с порождаемым ею одиночеством и не внутренняя изоляция - и от других созданий, и от мира - скрывающаяся за всяким чувством изоляции. Сколь бы ни были мы близки к кому-то, между нами всегда остаётся последняя и непреодолимая пропасть; каждый из нас в одиночестве приходит в мир и в одиночестве должен покидать его.

Порождаемый экзистенциальный конфликт является конфликтом между сознаваемой абсолютной изоляцией и потребностью в контакте, в защите, в принадлежности к большому целому.

Бессмысленность. Мы должны умереть; мы сами структурируем свою вселенную; каждый из нас фундаментально одинок в равнодушном мире - какой же тогда смысл в нашем существовании? Почему мы живём? Как нам жить? Если ничто изначально не предначертано - значит, каждый из нас должен сам творить свой жизненный замысел.

Но может ли это собственное творение быть достаточно прочным, чтобы выдержать нашу жизнь? Этот экзистенциальный динамический конфликт порождён дилеммой, стоящей перед ищущей смысла тварью, брошенной в бессмысленный мир.

Экзистенциальная психотерапия - это собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути. Экзистенциальный подход является больше взглядом на психотерапию, чем отдельным терапевтическим подходом. Ориентированный на экзистенциализм психотерапевт может использовать любой метод или подход, если он совместим с экзистенциальными взглядами.

В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии - философией существования, возникшей в XX столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Центральное понятие учения - экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой-экзистенции - забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть - человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности.

Принципы экзистенциальной терапии

Экзистенциальная психотерапия, как и само понятие «экзистенциализм», включает множество разнообразных направлений и течений, однако в ее основе лежат некоторые общие идеи и принципы.

Конечной целью экзистенциальной терапии является предоставление клиенту возможности понять собственные цели в жизни и сделать аутентичный выбор. Во всех случаях терапия помогает им «снять с себя ограничения», а также способствует их развитию. Клиенты должны открыто посмотреть в лицо себе и тому, чего они избегали, - своей тревожности и, в конечном счете, своей предельности. Часто для контроля тревожности люди отказываются от своих глубинных потенциалов. Выбрать реализацию своего потенциала означает пойти на риск, но в жизни не будет ни богатства, ни радости, если люди не научатся прямо смотреть в лицо возможности утраты, трагедии и, наконец, смерти.



Первое, что нужно сделать клиенту, - это расширить способность осознания, то есть осмыслить: потенциал, от которого он отказывается; средства, используемые для поддержания отказа; реальность, которую он может выбрать; тревожность, связанную с данным выбором. Чтобы помочь клиенту преуспеть в этом, терапевт применяет два основных инструмента - эмпатию и аутентичность.

Эмпатия используется как форма феноменологического метода. Терапевт пытается отреагировать на клиента без предубеждений. Эмпатичное и нео.суждающее отношение может помочь клиенту раскрыть свой внутренний мир.

Другой важный инструмент - собственная аутентичность терапевта. Если целью терапии является достижение аутентичности клиента, то терапевт должен эту аутентичность смоделировать. Для того чтобы стать аутентичным, клиенту необходимо узнать, что ему не надо играть какую-то роль, не следует стремиться быть совершенным или таким, каким его хотят видеть. Ему не нужно также отказываться от аспектов собственного опыта и можно идти на риск. Терапевту следует смоделировать эти качества и попытаться стать реальным лицом в терапии.

В экзистенциальной терапии быть реальным или аутентичным означает делиться с клиентом, своими непосредственными впечатлениями и мнениями о нем. По сути, это предоставление клиенту непосредственной личной обратной связи.

Введение

У каждого времени свои неврозы и каждому времени требуется своя психотерапия.

Сегодня мы, по сути, имеем дело уже с фрустрацией не сексуальных потребностей, как во времена Фрейда, а с фрустрацией потребностей экзистенциальных. Сегодняшний пациент уже не столько страдает от чувства неполноценности, как во времена Адлера, сколько от глубинного чувства утраты смысла, которое соединено с ощущением пустоты, - поэтому мы и говорим об экзистенциальном вакууме.

Экзистенциальная психотерапия

Собирательное понятие для обозначения психотерапевтических подходов, в которых делается упор на «свободную волю», свободное развитие личности, осознавание ответственности человека за формирование собственного внутреннего мира и выбор жизненного пути.

Термин происходит от позднелатинского existentia существование. В известной мере все психотерапевтические подходы экзистенциальной психотерапии имеют генетическое родство с экзистенциальным направлением в философии философией существования, возникшей в двадцатом столетии как следствие потрясений и разочарований, вызванных двумя мировыми войнами.

Идейным истоком экзистенциализма явилось учение Кьеркегора феноменология философия жизни. Центральное понятие учения экзистенция (человеческое существование) как нерасчлененная целостность объекта и субъекта; основные проявления человеческой экзистенции забота, страх, решимость, совесть, любовь. Все проявления определяются через смерть человек прозревает свою экзистенцию в пограничных и экстремальных состояниях (борьба, страдание, смерть). Постигая свою экзистенцию, человек обретает свободу, которая и есть выбор своей сущности. В узком смысле термин экзистенциальная психотерапия обычно упоминается, когда речь идет об экзистенциальном анализе Франкла. В более широком смысле под экзистенциальной психотерапией понимается гуманистическое направление в психотерапии в целом.

В 1963 г. президент ассоциации экзистенциальной психотерапии Джеймс Бьюдженталь выдвинул пять основополагающих постулатов:

Человек как целостное существо превосходит сумму своих составляющих (иначе говоря, человек не может быть объяснен в результате научного изучения его частичных функций).

Человеческое бытие развертывается в контексте человеческих отношений (иначе говоря, человек не может быть объяснен своими частичными функциями, в которых не принимается в расчет межличностный опыт).

Человек сознает себя (и не может быть понят психологией, не учитывающей его непрерывное, многоуровневое самосознавание).

Человек имеет выбор (человек не является пассивным наблюдателем процесса своего существования: он творит свой собственный опыт).

Человек интенциален (человек обращен в будущее; в его жизни есть цель, ценности и смысл).

Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность (кстати, многие экзистенциальные терапевты избегают использовать понятие «личность»). Само понятие «экзистенция» в дословном переводе означает «возникновение», «появление», «становление». Это точно отражает суть всего экзистенциализма не только в психологии и психотерапии, но и в философии, искусстве, литературе и т.д. В нём главным является не человек как статический набор характерологических и личностных качеств, форм поведения, психодинамических механизмов, а как существо, постоянно возникающее, становящееся, т.е. существующее.

Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека. Хотя это только самое общее определение целей экзистенциальной психотерапии, видно, что она больше похожа не на психологический анализ личности, а на философское исследование жизни человека.

Именно по этой причине экзистенциальная психотерапия изначально взаимосвязана с философией. Похоже, что она является единственной психотерапевтической школой, методы которой имеют достаточно чёткое философское обоснование. Среди западных философов, имеющих исключительное значение для экзистенциальной психотерапевтической практики можно выделить основоположника экзистенциальной философии, датского мыслителя С.Кьеркегора, классика современной экзистенциальной философии, немецкого философа М.Хайдеггера, немецких философов М.Бубера, К.Ясперса, П.Тиллиха, французского философа Ж.-П.Сартра, хотя это и не исчерпывающий список имён. Среди русских философов, работы которых важны для экзистенциальной терапии, можно назвать в первую очередь В.Розанова, С. Трубецкого, С.Франка, Н.Бердяева, Л.Шестова. Многие свои понятия экзистенциальная терапия позаимствовала из экзистенциально-философского словаря экзистенция, бытие-в-мире (Dasein), чувство бытия, подлинность и неподлинность бытия и т.п.

Первую попытку соединения философии и психиатрии предпринял швейцарский психиатр и психоаналитик Людвиг Бинсвангер в 30-х годах нашего века, предложив концепцию экзистенциального анализа (Daseinanalyse). Его можно считать основоположником экзистенциальной терапии. Хотя сам он практической психотерапией не занимался, но определил принципы феноменологического описания внутреннего мира пациента, с чего и начинается экзистенциальная терапия.

Первую по настоящему психотерапевтическую экзистенциальную концепцию предложил другой швейцарский психиатр Медард Босс в 40-50 годах нашего века. Его версия экзистенциального анализа по форме была психоаналитической терапией, но реформированной на основе хайдеггеровской философии. При сохранении аналитического понятийного аппарата и методов, они, тем не менее, толковались в экзистенциальном или, как говорил М.Босс, в онтологическом контексте. Дазайнанализ как одно из направлений экзистенциальной психотерапии продолжает своё развитие и в наши дни.

Очень плодотворной и оригинальной экзистенциальной психотерапевтической школой является логотерапия австрийского психотерапевта Виктора Франкла. В ней в качестве краеугольного камня в жизни человека рассматривается стремление человека к смыслу. Сама логотерапия является системой способов помощи человеку в преодолении экзистенциальной пустоты, при потери смысла существования.

Для развития экзистенциальной терапии очень важна её американская ветвь, хотя в США экзистенциальная терапия не пользуется большой популярностью. В первую очередь следует упомянуть известного американского психолога, одного из отцов движения гуманистической психологии Ролло Мейя. Он первым, опираясь на европейскую экзистенциальную и феноменологическую традицию, сформулировал предпосылки и основные характеристики экзистенциальной установки терапевта в психотерапии (он отрицал существование экзистенциальной терапии как самостоятельного направления в психотерапии). Близко связанной с его концепцией является гуманистическая-экзистенциальная психотерапия Джеймса Бьюджентала, в которой он пытается соединить принципы гуманистической и экзистенциальной психологии (хотя они нередко противоречат друг другу).

Современные представления об экзистенциальной терапии развивает так называемая английская школа, самыми яркими представителями которой являются Эмми ван Дойрцен и Эрнесто Спинеллию.

Что выделяет экзистенциальную терапию среди других психотерапевтических школ? Прежде всего, это понимание человека как бытия-в-мире или как непрерывного процесса жизни, в которой неразрывно связана самость человека и его мир как контекст жизни. Таким образом, если хотим по настоящему понять человека, прежде всего должны исследовать его жизнь, проявляющуюся в его отношениях с миром. Выделяются 4 основные измерения человеческой экзистенции (бытия-в-мире): физическое, социальное, психологическое (личное) и духовное (надличное). В каждом из этих измерений человек «встречается» с миром и, переживая его, формирует свои базисные предпосылки (установки) жизни. Понять человека значит понять, как он существует одновременно в этих основных измерениях жизни в качестве сложнейшего био-социо-психо-духовного организма.

Другой фундаментальной особенностью экзистенциальной терапии является стремление к пониманию человека через призму его внутренних онтологических характеристик или универсальных экзистенциальных факторов. Это факторы, которым подвластна жизнь каждого человека. Нами выделяется 7 таких универсальных характеристик человека:

чувство бытия;

свобода, её ограниченность и ответственность за неё;

конечность человека или смерть;

экзистенциальная тревога;

экзистенциальная вина;

жизнь во времени;

смысл и бессмысленность.

В процессе психотерапии рассматриваются установки клиента по отношению к этим универсальным обстоятельствам жизни, в которых и скрыты корни наших психологических трудностей и проблем.

Психологическое здоровье и возможность психологических расстройств экзистенциальная терапия связывает, соответственно, с подлинным и неподлинным способом существования. Жить подлинной жизнью, согласно Дж. Бьюженталу, значит полностью осознавать настоящий момент жизни; выбрать, как прожить этот момент; и принять ответственность за свой выбор. В реальности это достаточно сложно, поэтому большую часть жизни люди живут неподлинной жизнью, т. е. склоняются к конформизму, отказываются от риска, связанного с выбором, ответственность за свою жизнь пытаются переложить на других. Поэтому практически все люди в течении жизни постоянно сталкиваются с разными трудностями, проблемами, иногда достигающими степень выраженных расстройств.

В экзистенциальной терапии терапевтические изменения связываются, прежде всего, с расширением сознания клиента, с появлением нового понимания своей жизни и возникающих в ней проблем. Что делать с этим новопоявившимся пониманием дело и ответственность самого клиента. С другой стороны, реальные результаты терапии должны проявляться не только во внутренних изменениях, но и обязательно в реальных решениях и действиях. Тем не менее, эти действия должны быть обдуманными, учитывая их возможные негативные последствия, скорее сознательными, чем спонтанными.

Иногда экзистенциальной терапии предъявляется упрёк в чрезмерном пессимизме, проявляющемся в подчёркивании не столько неограниченных возможностей человека, сколько границ этих возможностей, в том числе и в терапевтических изменениях. Но это является скорее проявлением реализма, а не пессимизма. Экзистенциальная терапия выступает за реалистичный взгляд на жизнь и принятие многих обстоятельств как заданных, неизбежных.

Клиентами экзистенциальной терапии могут быть без исключения все люди. Существует единственное требование активное включение самого человека в процессе исследования его жизни, желание как можно более открыто и честно, всесторонне посмотреть на свою не всегда удачную жизнь. С другой стороны, именно экзистенциальная терапия может быть наиболее эффективной в психотерапевтической помощи людям, попавшим в жизненные кризисы, столкнувшимся с исключительными обстоятельствами жизни. Это переживание бессмысленности, пустоты жизни, апатия и депрессия, суицидальные намерения, резкие изменения в качестве и в образе жизни (потеря работы, выход на пенсию, одиночество, ухудшение в качестве жизни, личные и профессиональные неудачи, развод и т. п.), потеря близких людей и переживание утраты, столкновение со смертью (несчастные случаи, неизлечимые болезни) и т. д. Экзистенциальная терапия в качестве вспомогательного средства может быть полезна при хронических или острых соматических заболеваниях, в работе с психическими больными в целях лучшего понимания и большего принятия изменившихся реалий жизни.

Задача традиционной психотерапии проявить в сознании глубинные явления душевной жизни. В противоположность этому логотерапия стремится обратить сознание к подлинно духовным сущностям. Логотерапия как практика экзистенциального анализа призвана в первую очередь привести человека к осознанию собственной ответственности так как осознание ответственности является основой основ человеческого существования. Поскольку быть человеком это быть осознающим и ответственным, экзистенциальный анализ это психотерапия, основанная на принципе осознания ответственности.

В явном или неявном виде этот вопрос присущ сам ой природе человека. Сомнения в смысле жизни, таким образом, никогда нельзя рассматривать как проявления психической патологии; эти сомнения в значительно большей степени отражают истинно человеческие переживания, они являются признаком самого человечного в человеке. Так, вполне возможно представить себе высокоорганизованных животных даже среди насекомых скажем, пчел или муравьев, - которые во многом превзошли человека по части организации своих сообществ. Но невозможно представить, чтобы подобные создания задумывались о смысле собственного существования, сомневаясь, таким образом, в нем. Только человеку дано обнаружить проблематичность своего существования и ощутить всю неоднозначность бытия. Эта способность сомневаться в значимости собственного существования значительно больше выделяет человека среди животных, чем такие его достижения, как прямохождение, речь или понятийное мышление.

Проблема смысла жизни в своем предельном варианте может буквально завладеть человеком. Она становится особенно насущной, например, в подростковом возрасте, когда взрослеющие молодые люди в своих духовных исканиях вдруг обнаруживают всю неоднозначность человеческого существования. Как-то преподаватель естественных наук в средней школе объяснял старшеклассникам, что жизнь любого организма, в том числе и человека, в конечном счете есть не что иное, как процесс окисления и сгорания. Неожиданно один из его учеников вскочил и бросил учителю полный волнения вопрос: «Если это так, то в чем же тогда смысл жизни?». Этот юноша уже ясно осознал ту истину, что человек существует в иной плоскости бытия, чем, скажем, свеча, которая стоит на столе и сгорает, пока не угаснет совсем. Существование свечи можно объяснить как процесс сгорания. Человеку же присуща принципиально иная форма бытия. Человеческое существование принимает форму исторического бытия, которое в отличие от жизни животных всегда включено в историческое пространство («структурированное» пространство, по Л.Бинсвангеру) и неотделимо от системы законов и отношений, лежащих в основе этого пространства. И этой системой отношений всегда управляет смысл, хотя он может быть и не выраженным явно, а возможно, совсем не поддаваться выражению.

Основные положения

Экзистенциальная психотерапия – это скорее некий подход к рассмотрению человеческого существования, нежели строгая система. Экзистенциальные терапевты смотрят на всех людей как на клиентов. Однако клиенты испытывают большие затруднения, чем их терапевты.

Цель психотерапии

Главная цель экзистенциальной терапии – помочь научиться переживать свое существование как реальное. Основной подход делается на взгляде на клиентов скорее как на индивидуумов, чем как на объекты, для которых характерно определенное поведение, а также на аутентичных отношениях терапевт – клиент.

Экзистенциальные терапевты стремятся помогать клиентам понимать их внутренние конфликты с учетом наличия предельных экзистенциальных проблем, связанных со смертью, свободой, изоляцией и бессмысленностью. Терапевты пытаются помочь клиентам идентифицировать неадекватные механизмы защиты и осознать отрицательные последствия их действия. Экзистенциальные терапевты могут использовать разнообразные воздействия, входящие в репертуар других видов терапии, если это совместимо с основной экзистенциальной структурой.

Техники экзистенциальной психотерапии

Хотя экзистенциальные психотерапевты используют ряд техник, имеющихся в других подходах, в особенности в психоанализе, все же формы экзистенциальной терапии имеют ряд особенностей, отличающих ее от других подходов. Мэй отмечает шесть таких особенностей (Мэй Р., 1958).

1. Экзистенциальные психотерапевты используют широкий спектр техник. Эти техники отличаются гибкостью и разносторонностью, по выражению Мэй, «варьируют от пациента к пациенту и от одной стадии к другой во время лечения одного и того же пациента» в зависимости от того, что необходимо «для наилучшего выявления существования данного конкретного пациента в данный момент его личной истории» и «что наилучшим образом способно осветить его бытие-в-мире».

2. Экзистенциальные психотерапевты, в особенности: с психоаналитической подготовкой, используют психологические процессы, такие как перенос, вытеснение, сопротивление, но всегда с учетом их смысла в экзистенциальной ситуации текущей жизни пациента.

3. Акцент делается на присутствии, или реальности отношений психотерапевт-пациент, в которых психотерапевт «озабочен не собственно проблемами, а пониманием и переживанием, насколько это возможно, бытия пациента» за счет проникновения и участия в поле пациента. Этот взгляд разделяют также представители других психотерапевтических школ, рассматривающих пациента как сущее, требующее понимания, а не как объект, который необходимо подвергнуть анализу. «Любой психотерапевт экзистенциален в той мере, в какой, с учетом своей технической подготовки и полученных знаний о переносе и других психологических процессах, он обладает способностью относиться к пациенту как к „одной экзистенции, взаимодействующей с другой", говоря словами Бинсвангера». Пациент является не субъектом, а «экзистенциальным партнером», и отношения - это встреча, или «со-бытие», друг с другом в подлинном присутствии. Задача психотерапевта - не оказывать на пациента влияние, но наладить осмысленные отношения как взаимное переживание.

4. Психотерапевт пытается избегать видов поведения, способных затормозить или разрушить экзистенцию полного присутствия в отношениях. Поскольку полная встреча с другим человеком нередко порождает тревогу, психотерапевт может защищать себя, рассматривая этого другого как «всего лишь пациента», как объект, или же фокусируясь на поведенческих механизмах. Способом блокирования присутствия может быть использование техник.

5. Цель терапии состоит в том, чтобы пациент переживал свое существование как реальное. Ему необходимо полностью осознать свое существование, что включает осознание потенциальных возможностей и начало деятельности в соответствии с ними. Интерпретация механизмов или процессов как часть экзистенциальной терапии всегда будет происходить в контексте осознавания человеком собственной экзистенции. Задача терапии - не только показать пациенту, где, когда и почему он не смог реализовать свой человеческий потенциал в полном объеме, но и заставить его пережить это настолько остро, насколько возможно. Момент чрезвычайно важный, поскольку одна из особенностей невротического процесса в наше время - утрата смысла бытия, когда в попытке объективно себя оценить человек начинает воспринимать себя как объект или механизм. Просто дать индивиду новые представления о себе как о механизме значит лишь закрепить невроз, а терапия, которая это делает, лишь отражает и продолжает фрагментацию культуры, ведущей к неврозу. Такая терапия может вызвать устранение симптомов и тревоги, но за счет приспособления пациента к культуре и ограничения его существования за счет отказа от свободы.

6. Экзистенциальная терапия помогает пациенту развить установку или ориентацию на обязательства. Данная установка предполагает решения и действия, но не ради собственной выгоды. Скорее, это обязательства перед некоторым моментом в собственном существовании пациента. Такие обязательства являются необходимым условием приобретения знаний. Пациент не может позволить себе обрести инсайт или знание до тех пор, пока он не будет готов к принятию решений, не займет определенную жизненную позицию и не примет предварительных решений.

С. Паттерсон и Э. Уоткинс (2003) считают возможным добавить к этому перечню седьмую характеристику: в терапевтической ситуации экзистенциальная психотерапия сосредоточивается на ситуации здесь-и-сейчас. Прошлое и будущее вовлекаются лишь постольку, поскольку они входят в текущее переживание. Здесь-и-сейчас включает не только переживания пациента за рамками терапии, но также его отношения с психотерапевтом. Можно исследовать личную историю пациента, но не с целью объяснить ее в терминах какой-либо школы психотерапии. Скорее, она понимается как модификация общей структуры бытия-в-мире данного пациента (Binswanger L., 1964).

Этих аспектов, или акцентов, экзистенциальной психотерапии, отмечают Паттерсон и Уоткинс, едва ли достаточно в качестве основы для практики. Первостепенное значение имеют стоящие за ними концепции; важно, что объект, находящийся в фокусе экзистенциальной терапии, - то есть экзистенция как она есть, а не отдельные симптомы - отличается от объекта большинства традиционных подходов. Однако необходимо, чтобы эти концепции проводились в жизнь с помощью определенных методов, и можно предполагать, что если такая теория, как экзистенциализм, заметно отличается от других теорий своими концепциями и принципами, то и методы должны использоваться иные. Вместе с тем в настоящее время отсутствует подробное, систематическое описание природы и процедур экзистенциальной психотерапии, а оно представляется необходимым, в особенности с учетом того, что процедуры эти могут отличаться от принятых в других подходах.

Перед психотерапевтами, испытавшими на себе влияние экзистенциализма, не стоит проблема методов. Если они считают, что техники вторичны и не должны нарушать аутентичности отношений, они не будут опасаться чрезмерного увлечения техниками и анализировать механизмы их действия. Но в таком случае они не станут демонстрировать механизмы действия своих приемов и лишат другого человека возможности понять или освоить эти методы и процедуры. Тем не менее методы и процедуры должны существовать, и им следует уделять внимание, иначе подход будет считаться полностью интуитивным (Паттерсон С, Уоткинс Э., 2003).

Экзистенциальная терапия преследует следующие цели: 1) стать честным по отношению к себе; 2) расширить свое видение личных перспектив и окружающего мира в целом и 3) прояснить, что придает смысл настоящей и будущей жизни. Ключевыми понятиями терапии служат: самосознание, самоопределение и ответственность, одиночество и взаимосвязь с другими, поиск аутентичности и смысла, экзистенциальная тревога, смерть и небытие.

Основными задачами экзистенциальной группы являются:
- расширение границ сознания и самопонимания;
- принятие ответственности за свою жизнь;
- развитие способности любить других и разрешать себе быть любимым;
- развитие способности радоваться жизни без чувства вины;
- развитие способности свободно выбирать и рисковать, принимая неизбежность переживания тревоги и вины;
- развитие чувства бытия;
- увеличение осмысленности жизни»
- развитие способности ориентироваться в реальном времени жизни (Кочюнас, 2000).

Групповая динамика направлена на выявление того, как поведение каждого члена группы рассматривается другими, заставляет других испытывать определенные чувства, создает у других мнение о нем и влияет на их мнение о самих себе. Пациент может выбирать:
- расширять свое сознание или ограничить свое видение себя;
- создавать и искать смысл своей жизни либо вести пустое и бессмысленное существование;
- самому определять течение своей жизни или позволять другим людям или обстоятельствам определять его вместо него;
- отправиться на поиски своей самобытности или позволить ей раствориться в приспособленчестве;
- использовать свой потенциал или бездействовать;
- устанавливать значимые отношения с другими, либо изолироваться;
- принять на себя определенный риск и переживать тревогу, которая сопровождает изменения, или выбрать безопасность зависимости;
- принять неизбежность своей смерти или отгородиться от этого знания, поскольку оно порождает тревогу (Кори, 2003).

При установлении показаний к терапии следует учитывать следующие ограничения:
- Она не подходит для пациентов, которые не заинтересованы в исследовании глубинных основ своего существования.
- Она не подходит тем пациентам, которые ищут конкретный способ избавиться от своих симптомов или разрешить свои проблемы и не видят ценности экзистенциального подхода.
- Экзистенциальный терапевт предлагает пациенту поддержку для встречи с истинными основаниями его жизни. Он не может помочь тому, кто видит в нем руководителя или строго родителя.
- Экзистенциальный терапевт должен быть зрелым человеком, стремящимся к
полноте жизненных переживаний, прошедшим интенсивную супервизию и
тренинги. Специалист со смутным представлением об этом подходе обманывает себя и своих пациентов и может представлять для них опасность (Кори, 2003).

Терапевт должен помочь пациентам раскрыть и использовать свободу выбора и принять ответственность за осуществляемый выбор. Его основная роль заключается в полноценном присутствии и доступности для членов группы, а также в понимании своего субъективного бытия в мире. От него требуется создать личностные отношения, раскрыть себя и осторожно конфронтировать с группой.

Ведущий группы должен:
- быть в группе реальным человеком, а не пытаться играть роль терапевта;
- помнить о принципе здесь и теперь», задавая себе и участника вопрос: «Что сейчас происходит? Что чувствуем? О чем думаем? Что с этим делаем?»;
- избегать использования психологических терминов;
- замечать и обращать внимание участников на занимаемые ими противоречивые, парадоксальные позиции в жизни группы;
- делиться с участниками своими сомнениями. неуверенностью, тревогой, изменениями настроения;
- находить место для юмора в сложных ситуациях, не соскальзывая при этом на поверхностный уровень.

Р. Кочюнас (2002) выделяет следующие функции руководителя экзистенциальной группы:
- Структурирование жизни группы – фиксация начала и конца занятия, под-
держка продуктивных и блокирование непродуктивных действий участников,
ограждение их от деструктивных взаимных нападок.
- Рефлексия групповых процессов – фокусирование внимания участников на
том, что происходит в группе, на противоречиях между словами и действиями, на «ямах» в жизни группы и пр.
- Направление групповой работы – помощь в переходе от поверхностных высказываний к глубоким переживаниям, от безличных, абстрактных вопросов к обсуждению личных проблем, от разговоров к действиям.
- Моделирование – терапевт должен служить примером подлинной жизни в
группе.
- Связывание отдельных частей жизни в группе с тем, чтобы приводить возникшие ситуации к завершению.

Терапевт может структурировать группу на основе одной из экзистенциальных тем – например, тревоги или вины, свободы или ответственности. При этом он делится с группой чувствами, возникающими здесь и теперь. Полезными могут быть такие вопросы:
- Нравится ли вам, как течет ваша жизнь?
- Если нет, что вы делаете с этим?
- Какие стороны вашей жизни удовлетворяют вас больше всего?
- Что мешает вам осуществить то, что вы хотите?

Формирование ответственности происходит в групповой форме и включает принятие следующих убеждений.
- Осознание того, что жизнь иногда устроена нечестно и несправедливо.
- Осознание того, что в конечном счете не избежать какой-то части жизненных страданий и смерти.
- Осознание того, что какова бы ни была близость с другими людьми, все равно я должен справиться с жизнью в одиночку. Встреча с базовыми вопросами моей жизни и смерти, благодаря которой я могу теперь проживать свою жизнь более честно и меньше вовлекаться в тривиальности.
- Осознание того, что я несу конечную ответственность за то, как я проживаю свою жизнь, независимо от того, сколько поддержки и руководства получаю от других (Ялом 2000).

Эффективность терапии оценивается прежде всего по конкретным фактам из жизни пациентов; учитывается оценка положительных изменений их ближайшим окружением. Терапевтические изменения в группе происходят по следующим направлениям:
- предпочтение начинает отдаваться тревоге самостоятельного выбора, а не чувству безопасности (нередко – в состоянии зависимости от других);
- появляется стремление самому определять себя, а не быть отражением чужих ожиданий;
- возникает понимание, что, хотя в жизни можно изменить далеко не все, всегда есть возможность изменить свое отношение к неизменному;
- принимаются собственные ограничения без того, чтобы страдало чувство собственной ценности, что находит выражение в формуле: для того, чтобы быть ценным, необязательно быть совершенным;
- приходит новое осознание «помех» для жизни в настоящем: увязание в прошлом, чрезмерное планирование будущего, желание одновременно сделать многое.

А.Е Алексейчик (1990, 2008) разработал методику интенсивной терапевтичекой жизни, сочетающей экзистенциальную ориентацию и приемами гештальт-терапии и психодрамы. Для данной методики характерна директивность, тщательная предварительная проработка сценария занятий, интенсификация и драматизация включения участников в работу группы. Основные принципы методики:
- Реалистичность – реализация правил «принятия судьбы» и «платы за все».
- Синтетичность – поуровневая проработка пиковых переживаний участников с опорой на различные репрезентативные системы с использованием широкого арсенала приемов.
- Интенсификация переживаний – идентификация прорабатываемых переживаний и «выгорание лишнего».
- Опора на сохранные психические процессы и компенсаторные механизмы.
- Драматизация – приемы «зависания над бездной», повторные переключения
полярных переживаний участников, драматическая детализация и формирова-
ние ассоциативных связей создаваемой психотерапевтической ситуации с реальными проблемами и взаимоотношениями участников.
- Истинность информации, достигаемая приемами «материализации» и редуцированного «измерения» переживаний.
- Четкое определение терапевтических целей: динамическая, открытая самооценка в баллах терапевтического эффекта.

Групповая терапия для пациентов с суицидальными тенденциями проводится в кризисных группах. Разработанная нами (Старшенбаум, 2005) групповая кризисная терапия (ГКТ) является высоко специфической формой кризисной терапии, которая удовлетворяет повышенную потребность кризисного индивида в психологической поддержке и практической помощи со стороны окружающих. В отличие от других форм групповой терапии ГКТ направлена на разрешение актуальной ситуации, обладающей для пациента жизненной значимостью, что обусловливает краткосрочность, интенсивность и проблемную ориентацию ГКТ. В фокусе занятий кризисной группы нахо-
дятся, как правило, высокозначимые для пациентов взаимоотношения в их реальной жизни, а не взаимодействия, происходящие между членами группы «здесь и теперь». Групповая кризисная терапия имеет ряд преимуществ по сравнению с индивидуальной. Группа дает возможность пациенту преодолеть иждивенческие ожидания, центрированные на психотерапевте. Попытки повысить самопринятие и самооценку кризисного индивида с помощью индивидуальных бесед, как правило, оказываются малоэффективными, так как доводы психотерапевта нередко воспринимаются как обусловленные выполнением им своего профессионального долга. Высказывания же «товарищей по несчастью», эмоционально окрашенные и подкрепленные отношениями взаимопомощи, оказываются более действенными. Группа отражает неосознаваемые пациентом негативные особенности общения, не всегда проявляемые им в индивидуальном общении с психотерапевтом, обеспечивает конфронтацию неприемлемому поведению. Наконец, группа предоставляет пациенту возможность оказывать помощь другим участникам, переживая при этом чувства компетентности и нужности, крайне полезные для преодоления кризиса.

В качестве показаний для проведения ГКТ выделяются следующие:
1) наличие суицидальных тенденций или высокая вероятность их возобновления при ухудшении кризисной ситуации;
2) выраженная потребность в психологической поддержке и практической помощи, установлении высокозначимых отношений взамен утраченных, необходимость создания терапевтической и жизненной оптимистической перспективы, разработки и опробования новых способов адаптации;
3) готовность обсуждать свои проблемы в группе, рассматривать и воспринимать мнение участников группы с целью терапевтической перестройки, необходимой для разрешения кризиса и профилактике его рецидива в будущем.

Окончательные показания для ГКТ устанавливаются на основании наблюдения за поведением пациента на первом групповом занятии и знакомства с его субъективными переживаниями, связанными с его участием в группе. Недостаточный учет данного положения может привести к отрицательному воздействию группового напряжения на состояние пациента и усилению суицидальных переживаний. Более того, в кризисной группе суицидальное поведение одного из участников сравнительно легко может актуализировать аналогичные тенденции у остальных членов группы. В связи с этим в ходе предварительной беседы с пациентом оговаривается, что его первое участие в занятиях группы является пробным, и обсуждение вопроса о методах его дальнейшего лечения состоится после этого занятия.

Некоторые пациенты рассматривают свое участие в группе лишь как возможность на
время отвлечься от психотравмирующей ситуации, «восстановить силы», чтобы затем
продолжать попытки прежними, уже показавшими свою неэффективность способами.

Подобные нереалистические лечебные установки часто становятся темой группового обсуждения при включении в группу новых участников. С целью выработки оптимистической терапевтической перспективы пациента знакомят с книгой отзывов бывших участников группы, в которой они описывают ход разрешения своей кризисной ситуации с помощью терапевтической группы. После окончательного установления показаний к проведению ГКТ с пациентом проводится беседа, в ходе которой обсуждаются возможности использования им помощи кризисной группы.

Состав группы. Размеры кризисной группы ограничиваются 10-ю участниками. В группу обычно включаются два пациента с высоким суицидальным риском, поскольку взаимная идентификация способствует публичному самораскрытию и обсуждению ими своих суицидальных переживаний. Однако более двух таких пациентов создают трудно разрешимую проблему для группы, требуя слишком много времени и внимания в ущерб остальным членам группы, создавая тягостную пессимистическую атмосферу, чреватую актуализацией суицидальных переживаний у других пациентов.

Низкая групповая активность кризисных пациентов преодолевается тем, что в группу в качестве сублидера – проводника эмоционального влияния психотерапевта включается больной психопатией аффективного или истерического типа с нерезко выраженной ситуационной декомпенсацией. Учитывается, что двое таких больных могут вступать в соперничество между собой, подавляя активность остальных и дезорганизуя работу группы.

Состав группы разнороден по возрасту и полу, что снимает представление о возрастной и половой уникальности собственных кризисных проблем, расширяет возможность взаимодействий. Старшие по возрасту опекают младших, мужчины и женщины подкрепляют взаимную потребность в признании своей сексуальной привлекательности, при этом выявляются и корригируются неадаптивные полоролевые установки. Неотложность кризисных проблем, охваченность ими позволяют максимально интенсифицировать психотерапевтические воздействия. Групповые занятия проводятся до пяти раз в неделю и длятся 1,5–2 часа. С учетом того, что обычные сроки разрешения пациентом кризиса составляют 4–6 недель, курс ГКТ равен в среднем одному месяцу. За такой срок оказывается возможным сплочение группы на основе общих кризисных проблем.

Роль групповой сплоченности в кризисной группе отличается от ее роли в межличностно-ориентированной группе, где она используется для тренинга эмпатии и возникает в процессе этого тренинга. В кризисной группе сплочение участников развивается в ходе взаимной поддержки и используется для разрешения их кризисных ситуаций.

В связи с этим поощряется общение участников группы вне занятий, в отличие от аналитической группы, где оно запрещается.

Группа является открыто-конечной, то есть из нее еженедельно выбывают в связи с окончанием срока терапии один-два пациента («конечность») и соответственно она пополняется новыми участниками («открытость»). Открытость группы, создавая определенные трудности для ее сплочения, позволяет в то же время решать ряд важных терапевтических задач. Так, лица, находящиеся на более поздних этапах выхода из кризиса, своим успешным примером ободряют вновь поступивших на лечение, способствуют созданию у них оптимистической лечебной перспективы. Кроме того, в открытой кризисной группе легче осуществляется когнитивная перестройка путем взаимного обогащения жизненным опытом, обменом различными способами адаптации. В открыто-конечной группе более опытные пациенты обучают вновь поступивших участников приемов выхода из кризиса.

ГКТ осуществляется поэтапно в отношении каждого участника группы: кризисная поддержка, кризисное вмешательство, тренинг навыков адаптации. В то же время в ходе одного занятия в зависимости от состояния пациентов обычно используются методы, соответствующие различным этапам кризисной терапии. На этапе кризисной поддержки важную роль играет эмоциональное включение пациента в группу, что обеспечивает ему эмпатическую поддержку членов группы, способствует ликвидации у него чувства безнадежности и отчаяния, а также представления об уникальности и непереносимости собственных страданий. Для одиноких беспомощных людей, испытывающих в кризисном состоянии исключительно высокую потребность в психологической поддержке и практической помощи, в том числе вне групповых занятий, кризисная группа становится последним шансом для выживания.

На первых занятиях осуществляется раскрытие и сочувственное разделение суицидальных переживаний пациента членами группы, имеющих или недавно имевших подобные переживания. В результате существенно облегчается отреагирование указанных переживаний, что приводит к снижению аффективной напряженности. С целью мобилизации личностной защиты актуализируются антисуицидальные факторы. Среди участников группы часто встречаются пациенты, у которых возникновение кризиса в значительной мере обусловлено чрезмерной чувствительностью и ранимостью в сочетании с завышенными требованиями к себе. В таких случаях темой обсуждения становится суицидогенная установка на обвинение себя во всех неприятностях, а также переживания собственной вины и несостоятельности. У данных пациентов ключевым для преодоления кризиса является достижения «принятия себя», что облегчается при использовании взаимной поддержки членов группы.

В процессе первого этапа ГКТ пациент получает столь необходимую ему психологическую поддержку и практическую помощь со стороны других участников группы, которые заполняют опустевший мир кризисного индивида. Своими достижениями в терапии они наглядно показывают ему возможность преодоления кризиса. В результате облегчается локализация и формулирование кризисной проблемы, после чего начинается переход ко второму этапу ГКТ.

Этап кризисного вмешательства посвящен поиску оптимального способа разрешения кризиса. Следует отметить, что благодаря обмену жизненным опытом, происходящему между членами группы, репертуар навыков адаптации пациентов при ГКТ обогащается более существенно, чем при индивидуальном взаимодействии. В группе пациент лучше примет советы партнеров по лечению и, поддержанный ими, смелее опробует новые способы адаптации. В процессе проблемных дискуссий достигается распознание пациентом у себя неадаптивной установки, препятствующей использованию им необходимых способов разрешения кризисной ситуации. Одной из наиболее частых тем, обсуждающихся в кризисной группе, является установка на сохранение «во что бы то ни стало» семейных или любовных отношений, ставших психотравмирующими или даже суицидогенными. Достижению пациентами этой жизненной цели препятствуют сформировавшиеся у них в детстве нереалистические идеалы спутника жизни - например, как опекающего и одновременно послушного.

Этап тренинга навыков адаптации начинается после того, как пациент принял определенное решение об изменении своей позиции в конфликте и нуждается в расширении своих адаптационных возможностей. На данном этапе осуществляется опробование и закрепление новых способов решения проблемы и коррекция ряда неадаптивных личностных черт, таких, как потребность в чрезвычайно тесных эмоциональных взаимоотношениях, доминирование любовных отношений в системе ценностей, недостаточная роль профессиональной сферы, низкая способность компенсации в ситуациях фрустрации и т. д.

Поскольку опробование новых способов адаптации проводится на заключительном этапе ГКТ, когда суицидальный риск сведен к минимуму, снижение самооценки во время возможных неудач не приводит к усилению чувства личностной несостоятельности, а лишь способствует реалистической оценке собственных возможностей и укрепляет терапевтическую мотивацию к дальнейшему тренингу навыков адаптации. Основными методами терапии на данном этапе являются коммуникативный тренинг с использованием проблемных дискуссий, ролевого тренинга, психодрамы и аутогенной тренировки. Проигрывание роли значимого другого помогает пациенту лучше понять мотивы поведения партнера и, исходя из этого, строить отношения с ним. Тренировка в лучшем исполнении собственной роли способствует изменению стиля общения пациента на более адаптивный. В процессе ролевого тренинга развиваются также навыки полоролевого поведения, подкрепляется представление о собственной половой привлекательности.

Проблемная ориентация ГКТ требует фокусирования занятия на кризисной ситуации, поэтому позиция психотерапевта в известной мере является директивной. Психотерапевт в кризисной группе чаще прибегает к прямым вопросам, предлагает темы дискуссий и способы решения проблем, а при актуализации суицидальных тенденций у какого-либо участника группы осуществляет непосредственное руководство его поведением.

Следует отметить, что, создавая ряд ценных возможностей для купирования кризиса и профилактики суицидоопасных тенденций в будущем, ГКТ одновременно значительно усложняет работу психотерапевта. Выраженная потребность кризисных пациентов в психологической поддержке, суммируясь при объединении их в группу, может приводить к эмоциональной перегрузке психотерапевта. К тому же ему необходимо одновременно фокусировать индивидуальные кризисные ситуации членов группы в условиях их частой смены, учитывать возможность незаметного добавления к собственным проблемам пациента кризисных проблем других членов группы, предупреждать распространение в группе депрессивных и аутоагрессивных тенденций. С целью уменьшения перечисленных трудностей практикуется совместное ведение кризисной группы с котерапевтом, функции которого заключаются в следующем. На первом этапе ГКТ котерапевт совместно с ведущим психотерапевтом участвует в создании атмосферы безусловного принятия личности и переживаний пациентов. На втором этапе ГКТ котерапевт обеспечивает включение участников группы в дискуссию, контроль за их состоянием и оказание необходимой психологической помощи при ухудшении состояния. На третьем этапе ГКТ котерапевт в процессе ролевых игр выполняет функции ассистента режиссера и комментатора, проигрывает роли пациента или лиц из его ближайшего окружения, а также проводит занятия аутогенной тренировкой, направленные на улучшение эмоционального самоконтроля.