К какому познавательному процессу относится заострение. Психические познавательные процессы

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Основные теории изучения познавательных процессов: памяти, мышления, ощущуния, восприятия, воображения, внимания, речи. Экспериментальное изучение памяти и мышления: цели, гипотезы, задачи исследования, методика, результат. Соединение действий и операций.

    курсовая работа , добавлен 07.07.2008

    Характеристика ощущений, восприятия (произвольное, преднамеренное), представления, внимания, воображения, мышления (дедукция, аналогия), памяти (образная, двигательная, эмоциональная, словесно-логическая) и речи как психических познавательных процессов.

    реферат , добавлен 16.02.2010

    Развитие познавательных процессов умственно отсталых школьников: внимания, мышления, памяти, развитие речи. Выявление уровня развития познавательных процессов умственно отсталых школьников в коррекционной школе VIII вид г.Благовещенска.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2007

    Понятие и уровни познавательных психических процессов. Ощущения - рефлекторная реакция нервной системы на внешний раздражитель; свойства восприятия. Виды мышления; интеллект. Особенности деловых познавательных процессов в правоохранительной деятельности.

    контрольная работа , добавлен 10.10.2014

    Сущность и свойства ощущения и восприятия как познавательных психических процессов, их сходства и различия. Классификация, физиологические механизмы, общие закономерности ощущения. Виды и свойства восприятия пространства, времени, речи; зрительные образы.

    курсовая работа , добавлен 01.12.2014

    Пять основных познавательных процессов психики человека: ощущения, восприятие, мышление, воображение и память. С помощью познавательных процессов человек смог выжить как биологический вид, распространиться на всей планете Земля.

    реферат , добавлен 24.01.2004

    Изучение ощущения и восприятия как отражения в сознании свойств и качеств предметов или явлений. Внимание как сосредоточенность сознания человека на определенных видах деятельности. Процесс воображения и мышления. Значение памяти и речи для человека.

    Возникновение и развитие психики происходит в непрерывном взаимодействии ее с физическим окружающим миром. Развитие психических познавательных процессов происходит в конкретных условиях взаимодействия с нашей планетой. Периодические и достаточно устойчивые изменения таких условий, как сила тяжести, переход от зимы к лету, от дня к ночи, которые позволяют вызвать фотохимические реакции и определять конкретную точку отчету в имеющемся трехмерном пространстве, и прочие специфические свойства нашей Земли, выдвигают определенные требования, которым должны удовлетворять все населяющие планету организмы. Человеческая психика выступает в качестве регулятора проявления активного и поведения организма. Психические познавательные процессы представляют собой процессы, выделяющиеся в целостной структуре самой психики, условно разделяя ее на основные элементы.

    Психические познавательные процессы разделяются на несколько видов:

    • познавательные - восприятие, ощущение, внимание, мышление, воображение, речь и память;
    • эмоциональные - чувства, эмоции, стресс и аффекты;
    • волевые - принятие решения, борьба мотивов и постановка цели.

    Основные психические познавательные процессы и их понятия.

    1. Ощущение - процесс, позволяющий отражать конкретные свойства явлений окружающей среды и предметов в ней, в том числе и внутренних состояний человеческого организма при воздействии раздражителей непосредственно на соответствующие рецепторы. Различаются модальные (слуховые, зрительные, тактильные), дистастные (слух, запах, обоняние), контактные (чувствительность, вкус), проприорецептивные (оказывающие реакцию на напряжение или удлинение) и интероцептивные (позволяющие регулировать на процессы гомеостаза и обмена) ощущения.
    2. Восприятие - процесс, отражающий в сознании человека качества предметов и явлений, происходящих в окружающей среде, в совокупности, и действующий на органы чувств. Основными свойствами восприятия служат: предметность, структурность, управляемость, подвижность, целостность, правильность, константность и избирательность.
    3. Представление - психический процесс, который отражает явления или предметы, воссоздавая их из полученного ранее опыта, но не воспринимая их в реальном времени. Различаются зрительные, слуховые (музыкальные, речевые, темброво-интонационные и фонетические) представления.
    4. Воображение - процесс, в ходе которого окружающая действительность отражается за счет создания новых их образов представления и восприятия, которые были получены в прошлом.
    5. Мышление - познавательный процесс, осуществляющий высшую функцию, поскольку обладает многими взаимосвязанными признаками, характеризующими роль речи в человеческом развитии. Различаются следующие виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное, практическое и словесно-логическое.
    6. Речь - процесс общения, осуществляемый с помощью языка.
    7. Язык - система определенных символов, которые передаются конкретными сочетаниями звуков, несущих определенный смысл и значение.

    Память как психический познавательный процесс.

    Память рассматривает основные процессы заучивания, хранения и дальнейшего воспроизведения в будущем. Память как психический познавательный процесс представляет систему запоминания, воспроизведения и забывания полученного опыта с течением определенного количества времени. Ее изучение в наши дни приобрело особенную актуальность, поскольку память выполняет одну из наиболее важных психических функций - это обеспечение единства и целостности личности. Развитие психических познавательных процессов просто невозможно без памяти, поскольку она является промежуточным этапом между большинством познавательных процессов.

    В качестве простой формы реализации памяти выступает узнавание предметов, т. е. распознавание ранее опознанных объектов, находящихся в центре восприятия. Данный процесс основан на сопоставлении воспринимаемых признаков в реальности с теми, которые отложились ранее. Более сложная структура памяти подразделяется на основные мнемические процессы:

    • узнавание - опознание ранее известного объекта, находящегося в центре восприятия в настоящее время;
    • запоминание - процесс, который удерживает определенную информацию в памяти для дальнейшего воспроизведения;
    • сохранение - динамический процесс, основанный на организованном усвоении поступаемого материала и его переработку;
    • воспроизведение - мнемический процесс, в ходе которого осуществляется актуализация уже сформированного содержания. Как правило, это чувства, мысли и движения;
    • забывание - процесс, основанный на уменьшении значительного объема сохраненной информации или утрате четкости, в результате которого воспроизведение информации из памяти становится невозможным.

    Память как психический познавательный процесс подразделяется на несколько видов.

    Введение

    Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

    Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

    Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слажено и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимает и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимает только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.

    1. Ощущение и восприятие

    В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

    Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

    Периферического отдела (рецептора), трансформирующего энергию в нервный процесс;

    Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);

    Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

    Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.

    Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.

    Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения - при воздействии механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16-18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть физических воздействий, не имеющих жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых других воздействий, встречающихся на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас просто нет органов чувств.

    Пространственная локализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

    Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

    Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

    Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

    Константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

    Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

    Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

    Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

    Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

    В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

    Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.

    Таким образом, ощущение и восприятие являются неотъемлемыми элементами познавательных психологических процессов.

    2. Воображение и творчество

    Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах, так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения и только оно должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать воображаемую новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

    В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужна особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, чем строже в нём соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

    Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Непосредственно данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в нём далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карениной впервые открыл Вронскому то самое милое её выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря портрету впервые его действительно увидал.

    Нельзя лучше выразить, в чём заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с неё случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется её основной рисунок. Продукт такого воображения даёт часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.

    Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определённого идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение узнаётся не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а скорее по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение создаёт в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем не похожих на наши потускневшие и стёртые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображённый и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии.

    Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлёт от действительности, более или менее значительное отклонение от неё. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. И чем эти отклонения от действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-то существенную сторону действительности.

    Не менее необходимо воображение - в других формах - в научном творчестве.

    Ещё великий английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь учёные, которые «дают полный простор своему воображению». Т. Рибо склонен был даже утверждать, что если мы «подведём итоги количеству воображения, затраченному и воплощённому, с одной стороны - в области художественного творчества, а с другой - в технических и механических изобретениях, то мы найдём, что второй значительно больше первого».

    Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и Ленин. Он писал:»… нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает В.И. в другом месте, - что она (фантазия. - С.Р.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности…».

    Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено за счёт воображения. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не даёт достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

    Очень рельефно эта роль воображения выступает в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую непосредственно не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора, предваряющем эксперимент, является актом воображения, оперирующего в научном исследовании.

    Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, даёт для развития воображения в своём роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение художника.

    Наконец, воображение формируется в практической деятельности - особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.

    . Мышление и интеллект

    Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие в нашем обыденном языке слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, более точно) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; обдумывание - процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» - здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

    Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими и отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь глухой Бетховен или слепой Гомер рассматриваются нами как великие личности. Тот же, кто потерял разум, кажется нам пораженным в самой человеческой сути.

    Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

    В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) - это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:

    объект как таковой в своей материальности и конкретности;

    объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

    объект, описанный в той или иной знаковой системе.

    Другой критерий (вторая часть названий) - это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:

    через практическое действие с объектом;

    с помощью оперирования образными представлениями;

    на основе логических понятий и других знаковых образований.

    Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

    На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

    Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, Конечной точкой интеллектуального развития.

    Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

    В 1937 г. первый вариант своего теста для измерения интеллекта предложил Д. Векслер. Он создал шкалу измерения интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Интеллектуальная шкала Векслера для детей переведена на русский язык, адаптирована и широко применяется в нашей стране. Шкала Векслера существенно отличалась от теста Стэнфорд-Бине. Задания, которые предлагались испытуемым по методике Л. Термена, были одинаковы для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Затем это число сравнивалось со средним количеством ответов для испытуемых данной возрастной группы. Такая процедура существенно упрощала подсчет IQ. Д. Векслером была предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ:

    79 - пограничный уровень развития;

    89 - сниженная норма интеллекта;

    109 - средний уровень интеллекта;

    119-хорошая норма;

    129-высокий интеллект;

    и выше - весьма высокий интеллект.

    В настоящее время интерес к тестам интеллекта значительно ослаб, прежде всего, это связано с невысокой прогностической ценностью данных методов: испытуемые, имеющие высокие показатели по тестам интеллекта, не всегда добиваются высоких достижений в жизни, и наоборот. В связи с этим в психологии даже появился термин «хороший интеллект», под которым понимают интеллектуальные способности, эффективно реализуемые в реальной жизни человека и способствующие его высоким социальным достижениям.

    Сегодня, несмотря на попытки выделить новые «элементарные интеллектуальные способности», исследователи в основном склоняются к мнению, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне генетической обусловленности интеллекта. Невербальный интеллект более тренируем. Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т.д.

    Заключение

    Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

    Ощущение - это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

    Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

    Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве.

    Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.

    Воображение формируется в практической деятельности - особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.

    Мышление и интеллект - близкие термины. Их родство становится еще яснее при переводе на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные различия интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается, - этим передается проблематика развития интеллекта.

    Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

    Список использованной литературы

    воображение память интеллект творчество

    1.Годфруа Ж. Что такое психология учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности: в 2 т. Т.1. / пер. с фр. Н.Н. Алипов, пер. с фр. А.В. Пегелау, пер. с фр. Т.Я. Эстрина, ред. Г.Г. Аракелов. - М.: Мир, 1992. - 491 с.

    .Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов / А.Н. Леонтьев, ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.

    .Поддьяков А.Н. Психодиагностика интеллекта: выявление и подавление способностей, выявление и подавление способных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том.1. №4. С. 75-80.

    Познавательная деятельность человека складывается из серии познавательных психических процессов: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

    Понятие окружающего мира осуществляется на двух уровнях: чувственного познания, включающего в себя ощущения, восприятия, представления, и логического познания посредством понятий, суждений, умозаключений.

    Ощущение

    Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов, непосредственно действующих на наши органы чувств.

    Разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды человеческий организм получает в виде ощущений с помощью органов чувств. Ощущения – источник наших знаний о мире и о самих себе. Способность к ощущениям есть у всех живых существ, обладающих нервной системой. Осознаваемые же ощущения есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору головного мозга.

    Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и как всякое психическое явление имеет рефлекторный характер.

    Физиологическим механизмом ощущения является деятельность специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Анализаторы принимают воздействие определенных раздражителей на из внешней и внутренней среды и преобразовывают их в ощущения. Анализатор состоит из трех частей:

    Рецепторов, или органов чувств, преобразующих энергии внешнего воздействия в нервные сигналы (каждый рецептор способен только к определенному виду воздействий);

    Проводящих нервных путей, по которым эти сигналы передаются обратно в мозг и обратно к рецепторам;

    Корковых проекционных зон головного мозга.

    Ощущения можно классифицировать по разным основаниям. По ведущей модальности выделяют ощущения:

    · зрительные ощущения являются отражением цветов как ахроматических, так и хроматических. Зрительные ощущения вызываются воздействием света, т.е. электромагнитных волн, излучаемых телами на зрительный анализатор.

    · Слуховые ощущения являются отражением звуков различной высоты, силы и качества. Они вызываются воздействием звуковых волн, создаваемых колебаниями тел.

    · Обонятельные ощущения – отражение запахов. Возникают вследствие проникновения частиц пахучих веществ, распространяющихся в воздухе, в верхнюю часть носоглотки, где они воздействуют на периферические окончания обонятельного анализатора.

    · Вкусовые ощущения отражают некоторые химические свойства вкусовых веществ, растворенных в воде или слюне.

    · Осязательные ощущения являются отражением механических свойств предметов, которые обнаруживаются при прикосновении к ним, трении о них, ударе. Эти ощущения так же отражают температуру предметов окружающей среды и внешнее болевое воздействие.

    Указанные ощущения называются экстероцептивными, и в свою очередь делятся на контактные и дистантные.

    Другую группу ощущений составляют такие, которые отражают движения и состояния самого тела. Их называют двигательными или проприоцептивными.

    Есть так же группа органических ощущений – внутренних (итероцептивных). Эти ощущения отражают внутреннее состояние тела.

    Свойства ощущений:

    · качество – сущностная особенность ощущений, позволяющая отличать одни виды ощущений от других, а так же различные вариации внутри вида;

    · интенсивность – количественная характеристика ощущений, которая определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.

    · продолжительность – временная характеристика ощущений.

    Основные характеристики чувствительности анализаторов:

    · нижний порог ощущений – минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение;

    · верхний порог ощущений – максимальная величина раздражителя, которую способен адекватно воспринимать анализатор;

    · диапазон чувствительности – интервал между верхним и нижним порогом;

    · дифференциальный порог – наименьшая улавливаемая величина различий между раздражителями;

    · оперативный порог – величина различия между сигналами, при которой точность и скорость различия достигают максимума;

    · временной порог – минимальная длительность воздействия раздражителя, необходимая для возникновения ощущения;

    · латентный период реакции – промежуток времени от момента подачи сигнала до момента возникновения ощущения;

    · инерция – время исчезновения ощущений после окончания воздействия.

    Изменение чувствительности анализаторов под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений, которое наблюдается в явлениях:

    Сенсибилизация – повышение чувствительности нервных центров под влиянием действия раздражителя.

    Синестезия – возникновение под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для другого анализатора.

    Восприятие

    Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Вместе с процессами ощущения восприятие обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире.

    Восприятие субъективно – одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, способностей, потребностей. Зависимость восприятия от прошлого опыта, индивидуальных особенностей человека называется апперцепцией.

    Свойства восприятия:

    1. Целостность – внутренняя органическая взаимосвязь в образе. Проявляется в двух аспектах: объединение разных элементов в целом; независимость образованного целого от качества составляющих его элементов.

    2. Предметность – объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

    3. Обобщенность – отнесение каждого образа к некоторому классу объектов.

    4. Константность – относительное постоянство восприятие образа.

    5. Осмысленность – связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

    6. Избирательность – преимущественное выделение одних объектов перед другими в процессе восприятия.

    Виды восприятия:

    Восприятие человека человеком;

    Восприятие времени;

    Восприятие движения;

    Восприятие пространства;

    Восприятие вида деятельности.

    Восприятие бывает внешненаправленным и внутренненапрвленным.

    Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей действительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

    Внимание

    Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

    Внимание непрерывно связано с сознанием в целом. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются:

    Точность восприятия, являющаяся своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения;

    Прочность и избирательность памяти, выступающие как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти;

    Направленность и продуктивность мышления, выступающие как обязательный фактор правильного понимания и решения задач.

    Основные функции внимания:

    · отбор значимых воздействий и игнорирование других;

    · сохранение в сознании определенного содержания деятельности до момента ее завершения;

    · регуляция и контроль протекания деятельности.

    Основные виды внимания:

    1. В зависимости от волевых усилий личности:

    · непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилия воли;

    · произвольное внимание – активное, целенаправленное средоточие сознания, поддержание уровня которого связано с определенными волевыми усилиями, направленными для борьбы с более сильными воздействиями;

    · послепрозвольное внимание – наступает после произвольного, но качественно отличается от него. Когда при решении задачи появляются первые положительные результаты, возникает интерес, происходит автоматизация деятельности, выполнение ее уже не требует специальных волевых усилий и ограничено лишь утомлением, хотя цель работы сохраняется.

    2. По характеру направленности:

    · внешненаправленное внимание направлено на окружающие предметы;

    · внутреннее внимание – направлено на собственные мысли и переживания.

    3. По происхождению:

    · природное внимание – врожденная способность человека избирательно реагировать на те или иные внутренние или внешние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны;

    · социально обусловленное внимание складывается в процесс жизни, результате обучения, воспитания, связано с избирательным сознательным реагированием на объекты, с волевой регуляцией поведения;

    4. По механизму регуляции:

    · непосредственное внимание не управляется ни чем, кроме того объекта, на которое оно направлено;

    · опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств.

    5. По направленности на объект:

    · сенсорное;

    · интеллектуальное.

    Основные свойства внимания:

    1. Сосредоточенность внимания – удержание внимания на одном объекте или одной деятельности при отвлечении от всего остального.

    2. Устойчивость внимания – длительность сосредоточения на объекте или явлении, определяется индивидуальными физиологическими особенностями организма, психическим состоянием, мотивацией, внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

    3. Объем внимания – определяется количеством объектов, на которые может быть одновременно направлено внимание в процессе восприятия.

    4. Распределение внимания – возможность выполнения индивидом одновременно двух и более видов деятельности.

    3.1 Ощущение как познавательный процесс

    3.2 Восприятие

    3.3 Внимание.

    3.4 Память

    3.5 Виды и процессы мышления

    3.6 Воображение

    3.7 Роль речи в жизнедеятельности человека

    Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами. Именно позна­вательные психические процессы обеспечивают получение человеком знаний об окружающем мире и о самом себе.

    Протекая одновременно, эти процессы взаимодейству­ют друг с другом настолько слаженно и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимаем и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм, звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то эк­ране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, за­пахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план.

    Рассмотрим теперь более подробно те основные познавательные психиче­ские процессы, которые участвуют в построении образов окружающего мира.

    Ощущение как познавательный процесс

    Ощущения – это отражение в сознании человека отдельных свойств явлений и предметов, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

    Органы чувств – это те механизмы с помощью которых информация об

    окружающем нас мире поступает в кору головного мозга (КГМ). С помощью ощущений отражаются основные внешние признаки предметов и явлений (цвет, форма, вкус, звук и др.), а также состояния внутренних органов.

    Физиологической основой ощущений является деятельность специального

    нервного аппарата – анализатора. Анализатор состоит из:

    1. Периферического отдела , или рецептора. Более двух тысяч лет назад

    древнегреческий ученый и мыслитель Аристотель выделил пять рецепторов: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Рецепторы осуществляют преобразование энергии внешнего воздействия в нервный импульс.

    2. Проводящих афферентных (к коре головного мозга) и эфферентных

    (от коры головного мозга) нервов, которые соединяют периферический отдел анализатора с его центральным отделом.

    3. Центральных корковых отделов (мозговой конец), где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.



    Виды ощущений

    Ощущения можно классифицировать в зависимости от характера раздражителей, воздействующих на данный анализатор, и возникающих при этом ощущений.

    Зрительные ощущения вызываются воздействием электромагнитных волн, излучаемых физическими телами, на зрительный анализатор.

    Слуховые ощущения отражают воздействие звуковых волн, создаваемых колебанием тел.

    Обонятельные ощущения есть результат воздействия пахучих веществ на периферические окончания анализатора, заложенные в слизистой

    оболочке носа.

    Вкусовые ощущения являются отражением химических свойств вкусовых веществ, растворенных в слюне или в воде.

    Осязательные ощущения обнаруживаются при прикосновении к предметам внешнего мира.

    Двигательные ощущения отражают движение и положение самого тела, а внутренние ощущения – внутреннее состояние тела.

    По месту расположения рецепторов все перечисленные ощущения можно

    подразделить на экстероцепивные, интероцептивные и проприоцептивные.

    Экстероцептивные – возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, осязательные ощущения.

    Проприоцептивные – отражают движения нашего тела, так как их рецепторы



    расположены во внутренних органах и тканях тела и дают информацию о положении тела и его движениях.

    Интероцептивные – вутренние ощущения, дают представление о состоянии

    внутренних органов, чувстве голода, жажды, боли и др.

    Качество ощущений всех видов зависит от чувствительности анализаторов

    соответствующего типа. Наши органы чувств отличаются друг от друга разной степенью чувствительности к отображаемым ими явлениям. Высокая чувствительность присуща, например, зрительному и слуховому анализаторам, в то время как чувствительность осязательного анализатора является достаточно низкой.

    Экспериментально была установлена минимальная сила любого раздражителя, при действии которого появляется едва заметное ощущение. Эту минимальную силу раздражителя называют нижним абсолютным порогом чувствительности .

    Чем меньше величина этого порога, тем выше чувствительность анализатора. Верхний порог – это максимальная сила раздражителя, сверх которой раздражениеперестает ощущаться.

    Органы чувств способны менять свои характеристики, приспосабливаясь к изменившимся условиям. Эта способность называется адаптацией ощущений . Так, чувствительность зрительного анализатора резко снижается при интенсивном световом раздражении, когда из полутемной комнаты человек попадает в ярко освещенное пространство. И, наоборот, при темновой адаптации чувствительность глаз увеличивается:

    при переходе из ярко освещенного помещения в темноте человек вначале ничего не видит и только через некоторое время постепенно начинает различать очертания окружающих его предметов.

    Скорость и полнота адаптации различных сенсорных систем не одинакова: высокая адаптируемость отмечается при обонянии (привыкаешь к неприятному запаху), в тактильных ощущениях(человек быстро перестает замечать давление одежды на тело), и значительно медленнее происходит зрительная и слуховая адаптация. Наименьшей степенью адаптации отличаются болевые ощущения: боль – это сигнал об опасных нарушениях в работе организма, и понятно, что быстрая адаптация болевых ощущений могла бы грозить ему гибелью.

    Взаимодействие ощущений проявляется в сенсибилизации. В отличие от адаптации, которая представляет собой в одних случаях повышение чувствительности, а в других, наоборот, ее снижение, сенсибилизация всегда есть повышение чувствительности. Часто, при нарушении деятельности одного из анализаторов, можно наблюдать повышение чувствительности других. Происходит как бы своеобразная компенсация: человек потерял

    слух, но у него обостряется зрение и действие других анализаторов. Кроме того, сенсибилизация может быть достигнута и в результате специальных упражнений.

    Восприятие

    Восприятие – это процесс отражения предметов и явлений действительности во всем многообразии их свойств и сторон, непосредственно действующих на органы чувств.

    Садясь за парту, мы видим ее цвет, прямоугольную форму, чувствуем твердость дерева, гладкую поверхность, т. е. посредством ощущения определяем свойства парты.

    Одновременно у нас возникает целостный образ парты со всеми ее свойствами – конструкции, цвета, твердости материала и т. п. Можно сказать, что восприятие выражается совокупностью образных ощущений. При этом оно не сводится к сумме отдельных ощущений, а представляет собой качественно новую ступень чувственного познания с такими присущими ей особенностями, как предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность.

    Свойства восприятия

    Предметность восприятия определяется как отнесенность сведений, получаемых из внешнего мира, к предметам этого мира. Мы видим не просто белое, а белый снег, белый цветок, белый халат, слышим звуки человеческого голоса, пение птиц, воспринимаем вкус конфеты и т. п. Итак, предметность формируется только в том случае, когда осуществляется взаимодействие анализаторов с самими предметами.

    Целостность и неразрывно связанная с нею структурность восприятия означают, что психика нормального человека настроена на восприятие именно предметов, а не отдельных линий, пятен и т. п.

    Константность есть независимость восприятия свойств предметов от условий, в которых это восприятие происходит.

    Благодаря этому свойству человек воспринимает окружающие

    предметы как относительно постоянные по форме, величине, цвету и т. д. Лектор видит лица всех сидящих в аудитории примерно одинаковыми по размеру, хотя изображения лиц студентов, находящихся на последних партах, должны быть значительно меньше, чем сидящих в первых рядах. Интересен факт, сообщаемый верхолазами. Оказывается, они

    сначала видят людей и машины на земле очень маленькими, но вскоре константность восстанавливается и все предметы воспринимаются такими, какими они должны быть, т. е. нормальной величины.

    Восприятие предмета тесно связано с его осмысленностью, пониманием его

    сущности. Другими словами, восприятие всегда предполагает некоторое толкование полученных органами чувств данных о предметах и явлениях внешнего мира. В восприятии всегда есть фигура и фон, хотя объекты могут быть самые разные, в том числе и не расчлененные на фигуру и фон. К тому же они могут меняться местами. На этом основаны многие зрительные иллюзии и так называемые двусмысленные рисунки, в которых воспринимаются попеременно то фигура, то фон. (рисунок «две вазы»)

    Мы видим либо два профиля, либо одну вазу. Одновременно видеть обе эти

    фигуры невозможно. Одна из них воспринимается только как фон. В этом рисунке выделение объекта восприятия связано с его осмыслением.

    Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека получила название апперцепции. Благодаря апперцепции можно управлять процессом восприятия, создавая определенные установки на восприятие. Как показали исследования, установка может определять даже восприятие роста человека. Так, различным группам студентов одного из университетов был представлен один и тот же человек, но каждый раз ему присваивались новые звания и титулы. Когда этого человека представили как студента, его рост определялся в среднем в 171 см; когда его назвали ассистентом кафедры

    психологии, то его рост увеличился до 176 см; при звании «доцент» его рост превысил 180 см; а рост профессора стал равен 184 см.

    Нарушение восприятия

    При резком физическом или эмоцианальном переутомлении иногда происходит повышение восприимчивости к обычным внешним раздражителям. Дневной свет вдруг ослепляет, окраска окружающих предметов делается необычайно яркой. Звуки оглушают, хлопанье двери звучит как выстрел, запахи воспринимаются остро и раздражают. Эти изменения восприятия называются гиперстезией. Противоположное ей состояние – гипостезия, которая выражается в понижении восприимчивости к внешним стимулам и связано с умственным переутомлением.

    Галлюцинации – это восприятия возникшие без наличия реального объекта(видения, призраки, мнимые звуки, голоса, запахи). Галлюцинации являются следствием того, что восприятие оказывается насыщенным не внешними действительными впечатлениями, а внутренними образами. Люди во время галлюцинирования действительно видят, слышат, обоняют, а не воображают или представляют. Для галлюцинирующего субъективные чувственные ощущения являются такими же действительными, как и исходящие из объективного мира.

    От галлюцинаций следует отличать иллюзии , т.е. ошибочное восприятие реальных вещей или явлений. Обязательное наличие подлинного объекта, хотя и воспринимаемого ошибочно - главная особенность иллюзий.. Иллюзии бывают аффективные, вербальные(словесные), парейдолические.

    Аффективные (аффект – кратковременное, сильное эмоцианальное возбуждение) иллюзии чаще всего обусловлены страхом или тревожным подавленным настроением. В этом состоянии даже висящая на вешалке одежда может показаться грабителем.

    Вербальные иллюзии заключаются в ложном восприятии содержания реально происходящих разговоров окружающих; человеку кажется, что эти разговоры содержат намеки на какие-то его неблаговидные поступки, издевательства, скрытые угрозы в его адрес.

    Очень интересны и показательны парейдолические иллюзии, обычно вызываемые снижением тонуса психической деятельности, общей пассивностью. Обычные узоры на на обоях, трещины на потолке, различные светотени воспринимаются как яркие картинки, фантастические чудовища.

    В наибольшей степени известны иллюзии зрительного восприятия, так называемые геометрические иллюзии. Большинство геометрических иллюзий можно рассматривать либо как искажение в восприятии величины, либо как искажение в восприятии направления линий. Примером иллюзии длины отрезка является иллюзия Мюллера-Лайера: две линии равной длины, одна из которых оканчивается сходящимися, а другая – расходящимися клиньями, воспринимаются человеком как не равные по длине (нарисовать на доске). При этом эффект иллюзии настолько устойчив, что она возникает и в том случае, если человек знает о причине ее возникновения.

    Внимание

    Всякая деятельность человека требует сосредоточенности и направленности, то есть внимания – важнейшего условия протекания всех психических процессов у человека.

    Вниманием называется направленность психической деятельности на определенные предметы или явления реальной действительности при отвлечении от всего остального. Внимание – это выделение предмета или явления действительности из множества других, окружающих человека.

    Виды внимания

    Внимание может быть непроизвольным (непреднамеренным) и произвольным (преднамеренным).

    Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения и без заранее

    поставленной цели. Оно вызывается особенностями действующих на человека раздражителей, например силой раздражителя (сильный звук или яркий свет); контрастности раздражителя (большой предмет среди небольших, светлый среди темных); значимости раздражителя для данного человека (например, плач ребенка для матери среди шума) и др.

    Но непроизвольное внимание у человека во многом зависит также и от состояния и самочувствия, настроения и переживаний, ожиданий и мечтаний, потребностей и интересов.

    Произвольное внимание возникает преднамеренно, вследствие сознательно

    поставленной цели. Оно возникает у человека и развивается в процессе труда, так как без него невозможно осуществлять и поддерживать трудовую деятельность. Такое внимание возможно при четкой постановке цели, реальных задачах, интересе, морально- нравственном обеспечении, материального оснащения, поддержке руководства и окружающих. Кроме того, сохранение произвольного внимания зависит от осознания долга и обязанностей; понимания цели и задач выполняемой деятельности; устойчивости интересов; привычных условий работы; наличия благоприятных условий для выполнения деятельности.

    Некоторые психологи выделяют также послепроизвольное внимание, которое соединяет в себе некоторые черты произвольного и непроизвольного внимания.

    Внимание имеет некоторые особенности, которые у разных людей проявляются в разной степени. Итак, свойства:

    1. Сосредоточенность (концентрация) – выделение сознанием объекта и направление на него внимания.

    2. Устойчивость – большая сопротивляемость отвлечениям, благодаря чему человек длительное время может быть сосредоточен на каком-нибудь предмете или действии.

    3. Интенсивность - качество, определяющее эффективность восприятия,

    мышления, памяти и ясность сознания в целом.

    4. Объем внимания – количество объектов воспринимаемых одновременно(у взрослого человека – от 4 до 6 объектов, у ребенка – не более 2 – 3).

    5. Распределение – умение одновременно следить за несколькими предметами или за выполнением различных действий.

    6. Переключение – сознательное перемещение внимания на новый объект.

    Память

    Всё что происходит в нашей психике, в каком то смысле в ней и остается. Иногда навсегда. Как след прошедшего, его знак, образ.

    Память - это процесс запоминания, сохранения и последующего

    воспроизведения индивидом его опыта.

    Способность постоянно накапливать информацию является важнейшей особенностью психики, носит универсальный характер и во многих случаях реализуется автоматически, почти безсознательно. В качестве примера можно привести ставшую в психологии классическим достоверную историю. Совершенно неграмотная женщина заболела и в бреду выкрикивала латинские и греческие изречения, смысла которых явно не понимала. Оказалось, что в детстве она служила у пастора, который любил вслух заучивать цитаты античных классиков. Женщина невольно запомнила их навсегда, о чем до болезни и не подозревала.

    Память есть у всех живых существ. Головной мозг не только сохраняет в памяти наши знания об окружающем мире, но и обладает способностью по нашему желанию воспроизводить эти знания, устанавливать ассоциативную связь между событиями, так как и память, и ассоциации тесно связаны между собой.

    Виды памяти:

    двигательная (моторная) – проявляется в запоминании и воспроизведении

    движений и их систем (она лежит в основе выработки и формирования физической ловкости, сноровки в труде, спорте, ходьбе, письме).

    эмоциональная это реакция на пережитые чувства (например, положительные и отрицательные чувства не исчезают бесследно, а запоминаются и воспроизводятся); она влияет на формирование личности и позволяет регулировать свое поведение в зависимости от ранее пережитых чувств.

    образная – сохранение и воспроизведение образов ранее воспринимавшихся

    предметов и явлений действительности; она бывает зрительной, слуховой, осязательной, обонятельной, вкусовой; наиболее высокого развития достигает у художников, музыкантов, писателей, дегустаторов, когда точность воспроизведения объекта зависит от его закрепления в памяти;

    словесно-логическая(вербальная) – высший вид памяти присущий только человеку, выражается в запоминании и воспроизведении мыслей, слов и выражений. С ее помошью образуется информационная база человеческого интеллекта.

    произвольная и непроизвольная ; их различие в целях и способах запоминания и воспроизведения (например, произвольная память активна, когда ставится специальная цель – запомнить, и для этого сознательно прилагаются волевые усилия; а непроизвольная память – чаще, когда такой специальной цели не ставится, и этот процесс идет пассивно, без волевых усилий).

    По времени запоминания материала память разделяют на кратковременную,

    долговременную, оперативную и промежуточную. Любая информация сначала попадает в кратковременную память, которая обеспечивает запоминание однократно предъявленной информации короткое время (5 – 7 мин), после чего информация может забыться полностью, либо перейти в долговременную память, но при условии 1 – 2- кратного повторения.

    Кратковременная память (КП) ограничена по объему, при однократном

    предъявлении в КП помещается в среднем 7 ± 2 единицы информации. Это магическая формула памяти человека, т. е. в среднем с одного раза человек может запомнить от 5 до 9 слов, цифр, чисел, фигур, картинок и т. п. Главное – добиться, чтобы эти «элементы» были более информационно насыщены за счет группировки, объединения цифр, слов в единый целостный «образ». Объем кратковременной памяти у каждого человека индивидуален.

    По нему можно прогнозировать успешность обучения, прибегая к формуле:

    Объем КП/2 + 1 = прогнозируемый учебный балл успеваемости.

    Долговременная память (ДП) обеспечивает длительное сохранение информации.

    Она бывает двух типов:

    1. ДП с сознательным доступом (т. е. человек может по своей воле извлечь,

    вспомнить нужную информацию).

    2. ДП закрытая (человек в естественных условиях не имеет к ней доступа, а лишь при гипнозе, при раздражении участков мозга может получить к ней доступ и актуализировать во всех деталях образы, переживания, картины всей жизни).

    Оперативная память проявляется в ходе выполнения и обслуживания

    определенной деятельности, что происходит благодаря сохранению информации, поступающей как из КП, так и из ДП, необходимой для выполнения действий.

    Промежуточная память обеспечивает сохранение информации в течение

    нескольких часов. Она накапливается в течение дня, а время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти, категоризации информации, полученной за прошедший день, и перевода ее в долговременную память. После сна промежуточная память опять готова к приему новой информации. У человека, который спит менее трех часов в сутки, промежуточная память не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных, вычислительных операций,

    снижаются внимание, кратковременная память, появляются ошибки в речи, в действиях.

    Долговременной памяти с сознательным доступом свойственна закономерность забывания: забывается все ненужное, второстепенное, а также определенный процент и нужной информации. Чтобы уменьшить забывание, необходимо выполнить ряд операций.

    Во-первых, понять, осмыслить информацию (механически выученная, но не понятая до конца, она забывается быстро и почти полностью – кривая забывания 1а (рис. 2.6).

    Во-вторых, повторять информацию (первое повторение нужно через 40 мин после заучивания, так как через час в памяти остается только 50% механически заученной информации). Нужно чаще повторять в первые дни после заучивания, потому что в этот период потери от забывания максимальны. Лучше действовать так: в первый день – 2 – 3 повторения, во второй – 1 – 2, с третьего по седьмой – по одному повторению, после этого

    – одно повторение с интервалом в 7 – 10 дней. Помните, что 30 повторений в течение месяца эффективнее, чем 100 повторений за день. Поэтому систематическая, без перегрузки, учеба, заучивание маленькими порциями в течение семестра с периодическими повторениями через 10 дней намного эффективнее, чем концентрированное заучивание большого объема информации в сжатые сроки сессии, вызывающее умственную и психическую перегрузку и приводящее к почти полному забыванию информации через неделю после сессии.

    Рис. 2.6.

    Основные процессы памяти – запоминание, узнавание, воспроизведение,

    припоминание и, соответственно, забывание.

    Запоминание (с него начинается деятельность памяти), закрепление образов и впечатлений, которые возникают в сознании под воздействием предметов и явлений действительности в процессе ощущения и восприятия. Оно может быть непреднамеренным (непроизвольным) и преднамеренным (произвольным).

    Узнавание повторное восприятие предмета, воспринимавшегося ранее.

    Воспроизведение – образы, закрепленные в памяти, актуализируются (оживляются) без опоры на вторичное восприятие тех или иных объектов,

    т. е. происходит оживление образа (предмета) в его отсутствие. Оно бывает произвольным и непроизвольным.

    Припоминание наиболее активная форма воспроизведения, связанная с

    напряжением мозга и требующая определенных волевых усилий. Оно будет более успешным, если факт воспроизводится не изолированно, а в связи с другими фактами, событиями, обстоятельствами и действиями, сохранившимися в памяти (например, припоминание потерянной книги всегда ассоциируется с тем, где человек был перед этим и воспроизводит последовательность событий, что облегчает этот процесс).

    Забывание процесс постепенного (со временем) исчезновения того, что было в памяти. Оно может быть полным, частичным, длительным, непродолжительным, временным. Следует помнить, что процесс забывания протекает неравномерно: вначале быстрее, затем медленнее.

    Эффективность памяти зависит от ряда условий, к ним относятся:

    1. Цели запоминания (насколько прочно, как надолго человек хочет запомнить).

    Если цель – выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после него многое забудется. Если цель – выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается.

    2. Приемы заучивания. Они бывают такими:

    Механическое дословное многократное повторение. Работает механическая

    память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая

    память основана на повторении материала без его осмысливания;

    Логический пересказ, который включает: логическое осмысление материала, систематизацию, выделение главных логических компонентов информации, пересказ своими словами. Работает логическая память (смысловая). Она основана на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

    Эффективность логической памяти в 20 раз выше, чем механической;

    Образные приемы запоминания (перевод информации в образы, гpaфики,

    схемы, картинки). В этом случае задействуется образная память. Она бывает

    разных типов: зрительная, слуховая, моторно-двигательная, вкусовая,

    осязательная, обонятельная, эмоциональная.

    Мнемотехнические приемы запоминания (для облегчения запоминания). Среди них:

    1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» – о последовательности цветов в спектре: красный, оранжевый и т. д.).

    2. Ритмизация – перевод информации в стихи, песни, в строки, связанные

    определенным ритмом или рифмой.

    3. Запоминание длинных терминов с помощью созвучных слов (например, для иностранных терминов ищут похожие по звучанию русские слова; так, чтобы запомнить медицинские понятия «супинация» и «пронация», используют созвучную шуточную фразу «суп несла и пролила»).

    4. Нахождение ярких, необычных образов, картинок, которые «методом связки» соединяют с информацией, которую надо запомнить. Например, нам надо запомнить набор слов: карандаш, очки, люстра, стул, звезда, жук. Это легко сделать, если вы вообразите их «персонажами» яркого, фантастического мультфильма, где стройный франт в «очках» – «карандаш» – подходит к полной даме, «люстре», на которую шаловливо посматривает «стул», на чьей обивке сверкают «звезды». Такой придуманный мультик

    забыть или перепутать трудно. Чтобы повысить эффективность запоминания с помощью этого метода, следует сильно искажать пропорции (огромный «жук»); представлять предметы в активном действии («карандаш» подходит); увеличивать количество предметов (сотни «звезд»); менять местами функции предметов («стул» к «люстре»). Попробуйте запомнить таким образом список слов, затрачивая на каждое по 3 с: трава, дом, павлин, платье, очки, скрепка, гвоздь, клей. Удалось?

    5. Метод визуализации: образно, в разных деталях мысленно представлять

    («видеть») запоминаемую информацию.

    6. Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставляйте мысленно по ходу вашего продвижения по комнате. Вы сможете вновь все вспомнить, представив себе свою комнату, – все будет на тех местах, где вы расположили при предыдущем «обходе».

    7. При запоминании цифр, чисел можно использовать такие приемы:

    Выявить арифметическую зависимость между группами цифр в числе:

    например, в номере телефона 35-89-54 зависимость 89 = 35 + 54;

    Выделить знакомые числа: например, в числе 859314 выделить 85 – год

    рождения брата, 314 – первые цифры числа «пи» и т. д.;

    «метод зацепок» – замена цифр образами: например, 0 – круг, 1 – карандаш,

    2 – лебедь, 3 – вилы, 4 – парус, 5 – звезда, 6 – жук, 7 – виселица, 8 – песочные

    часы и т. д. Можно заменять цифры буквами и словами. Например, замена

    цифр 1, 2, 3, 8 последними согласными буквами в названии этих цифр: 1 – один– Н, 2 – два – В, 3 – три – Р. А цифры 4,5, 6, 7,9 заменить начальными согласными в их названии: 4 – Ч, 5 – П, 6 – Ш, 7 – С, 9 – Д.

    Виды и процессы мышления

    Мышление – это наиболее обобщенная и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая связи и отношения между познаваемыми объектами. Выделяют разные виды мышления.

    Наглядно-действенное мышление опирается на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами.

    Наглядно-образное мышление характеризуется опорой на представления и образы. Его функции связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которых человек хочет добиться в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная его особенность – составление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств.

    В отличие от наглядно-действенного, здесь ситуация преобразуется лишь в плане образа.

    Словесно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Оно формируется в течение длительного периода (с 7 –8 до 18 – 20 лет) в процессе усвоения понятий и логических операций в ходе обучения. Различают также теоретическое и практическое, интуитивное и аналитическое, реалистическое и аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.

    Теоретическое и практическое мышление разнится по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовить физическое преобразование действительности: постановка цели, создание плана, проекта, схемы. Практическое мышление предоставляет весьма ограниченные возможности для проверки гипотез, все это делает его подчас более сложным, чем теоретическое.

    Также разделяют интуитивное и аналитическое (логическое) мышление. При этом обычно основываются на трех признаках: временном (время протекания процесса), структурном (членение на этапы), уровне протекания (осознанность или неосознанность).

    Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, представлено в сознании человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.

    Реалистическое мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительность). Иногда применяют термин эгоцентрическое мышление, оно характеризуется невозможностью принять точку зрения другого человека.

    Важным является различение продуктивного (творческого) и репродуктивного (воспроизводящего) мышления, основанного на степени новизны получаемогорезультата мыслительной деятельности.

    Структуру мыслительного процесса решения проблемы можно представить так:

    1. Осознание проблемной ситуации.

    2. Постановка задачи.

    3. Ограничение зоны поиска.

    4. Построение гипотезы.

    5. Проверка гипотезы.

    6. Оценка действий и результатов.

    Выделяют основные мыслительные операции : анализ, сравнение, синтез,

    обобщение, абстрагирование и др.:

    анализ – мыслительная операция расчленения сложного объекта на

    составляющие его части или характеристики;

    сравнение – мыслительная операция, основанная на установлении сходства и различия между объектами;

    синтез – мыслительная операция, позволяющая в едином процессе мысленно переходить от частей к целому;

    обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по их общим и

    существенным признакам;

    абстрагирование (отвлечение) – мыслительная операция, основанная на

    выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других,

    несущественных.

    Основными формами логического мышления являются понятие, суждение, умозаключение.

    Понятие – форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и

    отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными.

    Суждение – форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями; утверждение или отрицание чего-либо. Суждения бывают истинными и ложными.

    Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Различают умозаключения индуктивные, дедуктивные, по аналогии. Индукция – логический вывод в процессе мышления от частного к общему.

    Дедукция – логический вывод в процессе мышления от общего к частному. Аналогия – логический вывод в процессе мышления от частного к частному (на основе некоторых элементов сходства).

    Индивидуальные различия в мыслительной деятельности людей связаны с такими качествами мышления, как широта, глубина и самостоятельность мышления, гибкость мысли, быстрота и критичность ума.

    Способы активизации мышления. Теперь обратимся к тому, как можно

    содействовать развитию мышления.

    В первую очередь необходимо отметить особую роль самоорганизации, осознания приемов и правил умственной деятельности. Человек должен также управлять такими этапами мышления, как постановка задачи, создание оптимальной мотивации, регулирование направленности непроизвольных ассоциаций, максимальное включение как образных, так и символических компонентов, использование преимуществ понятийного мышления, снижение излишней критичности при оценке результата. Все это

    позволяет активизировать мыслительный процесс, сделать его более эффективным. Увлеченность, интерес к проблеме, оптимальная мотивация – важнейшие факторы продуктивности мышления.

    Успешному мыслительному процессу препятствует ряд факторов: косность,

    стереотипность мышления; излишняя приверженность к использованию привычных методов решения, что затрудняет возможность взглянуть на задачу по-новому; страх ошибки, боязнь критики, страх «оказаться глупым», излишняя критичность к своим решениям; психическая и мышечная напряженность и т. д.

    Воображение

    Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек вместе с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

    Воображение – это психический процесс создания нового в форме образа,

    представления или идеи. Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не сталкивался. Воображение свойственно только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности. Воображение всегда есть определенный отход от

    действительности. Но в любом случае его источник – объективная реальность.

    Виды воображения

    Можно выделить несколько видов воображения, основные среди которых –

    пассивное и активное.

    Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное

    (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, фантазия в сновидениях).

    Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, различным образом их комбинируя.

    Воссоздающее воображение – один из видов активного, когда происходит

    конструирование новых образов, представлений в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

    Несмотря на то что его продуктами являются совершенно новые, ранее не

    воспринимаемые человеком образы, оно основано на прежнем опыте.

    Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной способности человека: предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д. Чем моложе человек, тем сильнее и ярче его воображение ориентировано вдаль. У пожилых и старых людей воображение в большей мере связано с событиями прошлого.

    Творческое воображение – вид воображения, когда человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом, и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

    Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам.

    В процессе такого пассивного воображения осуществляется нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом и состоит отличие от реалистического мышления, направленного на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей. К пассивному воображению относят фантазию – вид воображения, дающий образы, мало соответствующие действительности. Грезы – фантазия, связанная с желаниями, чаще всего несколько идеализируемым будущим.

    Мечта от грезы отличается тем, что она более реалистична и в большей степени связана с действительностью. Сновидения – пассивные и непроизвольные формы воображения, в которых находят отражение многие жизненно важные потребности человека.