Слуховое ощущение. Специальные тренировки слуховых ощущений

Слуховые ощущения - это воздействие звуковых волн на слуховой рецептор, которые представляют собой разрежение воздуха.

Звуковые волны различаются между собой амплитудой, частотой и продолжительностью колебаний. Слуховые ощущения вызываются периодическим и непериодическим колебатель­ными процессами, которые выражаются в му­зыкальных звуках и шумах.

Свойства звука:

1) громкость. Зависит от силы и амплитуды колебания звуковой волны;

2) высота. Отражает частоту колебаний звуко­вой волны. Ухо человека воспринимает не все звуки. Вне пределов слышимости остаются ультразвуки и инфразвуки;

3) тембр. Каждый звук характеризуется особымхарактером и окраской. Тембр показывает

акустический состав звука.

Бинауральный характер слуха - способ­ность слуха определять направление, откуда происходит звук. Различают фазовый (направ­ление звука обусловлено разностью времен прихода одинаковых фаз звуковой волны к обо­им ушам) и амплитудный (направление звука обусловлено разностью громкостей, получаю­щихся в обоих ушах) бинауральный эффект.

Осязание - это ощущение прикосновения и давления. Орган осязания человека - движу­щаяся рука, это орган труда и познания действи­тельности. Она дает нам знание свойств материального мира. Основные свойства материального мира (твердость, упругость, непрони­цаемость) познаются движущей рукой и переда­ются ощущениями. Кожные ощущения - это спе­цифическое человеческое чувство работающей и движущейся руки. При познании материального мира совершаются двигательные процессы, ко­торые переходят в ощупывания, т.е. в действен­ное познание предметов. Компоненты осязания идут от рецепторов, которые расположены в мыш­цах, связках и суставных сумках. При движении происходит раздражение рецепторов напряжени­ем. Однако ощущение не сводится только к ощу­щениям давления или прикосновения. Такие осязательные ощущения, как прикосновение, мышечно-суставное давление, в сочетании с кожной чувствительностью отражают свойства, посред­ством которых познаются предметы окружающе­го нас мира. Взаимодействие ощущений давле­ния и температуры дает нам ощущение влажности, а сочетание влажности с проницаемостью позво­ляет различать твердые и жидкие тела. Взаимо­действие движущейся руки с материальными телами позволяет определить вязкость, шерохо­ватость, гладкость и маслянистость. Осязание функционирует параллельно со зрением и под его контролем. У слепых осязание выступает отдель­но от зрения. Обучение слепых основывается на осязании и движущейся руке.

48 Обонятельные ощущения

Вообще, ощущением называется простей­ший психический процесс отражения в коре голов­ного мозга отдельных свойств предметов и явле­ний окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соот­ветствующие органы чувств. Обонянием назы­вается способность ощущать и различать паху­чие вещества (например, запах пищи).

Обонятельные ощущения относятся к дискантным ощущениям, которые отражают запа­хи окружающих человека предметов. Органами обоняния являются обонятельные клетки, расположенные в верхней части носовой поло­сти, а корковая часть обонятельного анализа­тора расположена в височной части. Раздражи­телями органа обоняния являются летучие вещества, которые обладают запахом. Это те вещества, которые могут проникать в обонятель­ную область как снаружи, т.е. через ноздри, так и из носоглотки. Следовательно, пахучие ве­щества в виде, например, пара, газа, тумана, пыли или дыма достигают рецепторов при вдыхании через нос или полость рта и распространяются через носоглотку в полость носа. В формирова­нии обонятельного ощущения участвуют также рецепторы слизистой оболочки полости рта. К ним относятся тактильные, температурные, бо­левые рецепторы. Вещества, раздражающие только обонятельные рецепторы, называются ольфактивными, но существуют смешанные вещества, раздражающие также и другие рецеп­торы. Таким образом, обонятельный анализа­тор играет роль в определении свойств вещества, не только находящегося на том или ином расстоянии от человека, но и попавшего в рот человека.

Следует отметить, что обоняние у одного и того же человека может колебаться в доста­точно широких пределах. При длительном кон­такте пахучих веществ со слизистой оболочкой наблюдается адаптация, т.е. понижение обо­нятельной чувствительности. Время адаптации у разных людей к различным запахам неодина­ково. С повышением концентрации веществ оно уменьшается, поэтому люди, имеющие дело с сильно пахучими веществами, достаточно быстро привыкают к ним и престают их ощущать. Но полная адаптация к одному запаху не исклю­чает чувствительности к другим.

У современного человека обонятельный ана­лизатор развит хуже, чем у отдаленных его пред­ков, так как у здорового человека ориентировоч­ную функцию выполняют прежде всего зрение и слух. Но при поражении зрения и слуха обоня­ние наряду с оставшимися неповрежденными анализаторами приобретает особо важное зна­чение. Например, слепоглухие пользуются обо­нянием, как зрячие пользуются зрением, т.е. определяют по запахам знакомые места и узнают знакомых людей.

ПРИРОДА СЛУХОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Слуховые ощущения возникают в результате воздействия механических колебаний окружающей среды, которые преобразуются и по проводящим путям поступают в слуховые центры коры. Таким образом, слуховые ощущения - субъективное психическое отражение воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются колеблющимся телом и порождают собой попеременное сгущение и разряжение воздуха.

ЗВУК

Звуковые волны распространяются в воздухе от колеблющегося тела. Расстояние между соседними областями уплотнения или разрежения называют длиной волны. Величину максимального сжатия или разрежения называют амплитудой волны. Интервал времени между моментами максимального сжатия или разрежения называется периодом звуковой волны. Число, показывающее, сколько длин волн «пробежало» в одну секунду, называют частотой. Частота и период - обратно пропорциональные величины. Давление звуковой волны на единицу поверхности измеряют в децибелах. В зависимости от сложности акустического сигнала, воспринимаемые звуки могут быть простыми и сложными. Простые - синусоидальные колебания, физическими характеристиками которых являются амплитуда, частота, интенсивность. Сложные представляют собой комбинацию колебаний различной формы. Диапазон воспринимаемых частот: 20 - 20000 Гц в среднем. Зависит от возраста (младенец: 1б - более 20000 Гц) и от особенностей организма. Звук по частоте ниже границ слышимости - инфразвук, выше границ - ультразвук. Нижний (верхний) звуковой порог определяется частотой и амплитудой.

Субъективные качества слуховых ощущений.

Высота тона - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от низких до высоких. Высотатона зависит от частоты и интенсивности.

Громкость - субъективное качество слухового ощущения, позволяющее располагать звуки по шкале от тихих до громких. Громкость зависит главным образом от интенсивности.

Объемностью называется ощущение полноты звука, в большейили меньшей степени заполняющего пространство.

Плотность - качество звука, позволяющее различать плотный,сгущенный или диффузный рассеянный звук. Звук чем выше, тем кажется плотнее. Плотность возрастает и с увеличением громкости.

Тембр. Определяется как такое качество слухового ощущения,одинаковой громкости и высоте. Тембр зависит от амплитуд гармоник сложного звука.

Гармонические колебания.

Сложность состава звуковых колебаний выражается в том, что к основной частоте, обладающей определенной амплитудой, примешиваются дополнительные колебания, имеющие меньшую амплитуду. Дополнительные колебания, частота которых превышает частоту основного колебания в кратное количество раз, называются гармониками и дают ощущение музыкального тона, т.е. создают тембральную окраску звука.

Особый класс звуков образуют щелчки, продолжающиеся иногда всего лишь тысячные доли секунды.

В музыке одновременный комплект звуков называется аккордом. Если частоты колебаний составляющих акустических сигналов кратны по частоте, то аккорд воспринимается как консонанс. (Обратное - диссонанс).

Пороги слуховых ощущений:

Нижний абсолютный

Верхний абсолютный

Порог различения.

КРИВАЯ СЛЫШИМОСТИ

Частота в герцах

Из графика видно, что на разных частотах для того, чтобы мы услышали звук, необходима разная интенсивность, на краях частотного диапазона нижний и верхний абсолютные пороги сливаются.

ТЕОРИИ СЛУХА

Периферические теории

В основе рассматриваемых теорий лежит проблема места звуковысотного различения - периферия или центр анализатора.

1. Резонансная теория Г. Гельмгольца.

Согласно этой теории отдельные волокна основной мембраны представляют собой физические резонаторы, каждый из которых настроен на определенную частоту звукового колебания. Высокочастотные раздражители вызывают колебание участков мембраны вблизи овального окна, где она наиболее узка, а низкочастотные - вблизи улитки, на участках с максимальной шириной основной мембраны. Волосковые клетки и связанные с ними нервные волокна передают в мозг информацию о том, какой из участков мембраны возбужден, а следовательно, о частоте колебания.

В пользу этой теории говорят факты хирургического удаления частей мембраны и возникающая при этом избирательная глухота. Однако невозможно найти участка мембраны, который бы отвечал за восприятие низких тонов.

2. Теория Г. Флетчера .

На звуковые волны отвечают не отдельные волокна, а пре- и эндолимфа улитки, и резонансные свойства присущи не только волокнам, а всей механической системе улитки в целом. Под действием звука колеблется вся мембрана в целом и та или иная масса жидкости. Высокие тона приводят в движение лишь небольшую массу жидкости вблизи основания улитки. Низкие - большую массу вблизи вершины улитки. Громкость определяется суммарным числом нервных импульсов, приходящих к мозгу от всех возбужденных нервных волокон основной мембраны. Нервные волокна (из эксперимента) резонируют на частоты свыше 60-70 Гц. Флетчер предположил, что восприятие более низких тонов определяется ощущением комплекса гармонических составляющих.

Теория Г. Бекеши.

Колебания перепонки овального окна передаются эндолимфе и распространяются по основной мембране в виде бегущей волны, вызывая ее максимальное смещение на большем или меньшем расстоянии от вершины улитки, в зависимости от частоты.

Таким образом, в этой теории было выдвинуто предположение о том, что существует принцип связи высоты звука и места воздействия.

Принцип места характерен для всех периферических теорий.

Телефонные теории или теории центрального анализатора

В основе всех этих теорий: звуковые колебания превращаются улиткой в некие синхронные волны (биоэлектрические колебания) и передаются коре, где собственно и происходит анализ высоты тона звукового колебания.

1. Теория звуковых образов И. Эвальда.

При действии звука в улитке образуются стоячие волны, длина которых определяется частотой звукового колебания. Высота тона определяется восприятием формы узора стоячих волн. Ощущению определенного тона соответствует возбуждение одной части нервных волокон, другого - другой. Анализ высоты тона осуществляется в корковых отделах мозга.

2. Теория Э. Уивера. «

В экспериментах Э. Уивера непосредственно от улитки слухового анализатора включались провода усилителя низкой частоты. Оказалось, что в диапазоне 20-1000 Гц рисунок нервной активности полностью воспроизводит частоту раздражителя. Уивером был выдвинут принцип частоты.

В настоящее время большинство исследователей считают, что высокочастотные колебания воспринимаются по принципу места, а низкочастотные - по принципу частоты. В средних частотах работают оба механизма.

СЛУХОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА

Слуховая перцептивная система способна дифференцировать направление источника звука. Способность определять направление, от которого исходит звук, обусловлена биноуральным характером слуха. Биноуральный параллакс - есть различие физических параметров акустических сигналов, достигающих левого и правого уха. Эти различия связаны:

1) со временем прихода одинаковых участков волн в оба уха -фазовый биноуральный эффект;

2) со сравнительной интенсивностью волн, приходящих в обауха - амплитудный биноуральный эффект.

Локализация звука на основе фазового биноурального эффекта возможна лишь в отношении звука невысоких частот, не выше 1500 Гц. Определение направления, из которого идет звук, обусловлено разностью прихода одинаковых фаз волны к двум ушам.

Для высоких частот локализация звука совершается на основе различия громкости в одном и другом ухе. Определение направления обусловлено разностью громкостей, ощущающихся в двух ушах.

Таким образом, для низких частот особое значение имеет различие во времени прихода волн, для высоких частот - различие интенсивности.

РЕЧЕВОЙ И МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ

Человеческий слух, естественно, не сводим к проблеме вычленения высоты тона, а также абстрактно взятым реакциям слухового анализатора. Он неотрывен от восприятия в целом. Таким образом, говоря о феноменах восприятия музыки и речи, мы говорим не только о работе слухового анализатора, но и отводим ему роль непосредственного контакта с раздражителем. Музыкальный (неречевой) слух - способность ориентироваться вне речевых звуков, которыми являются музыкальные тоны, шумы. Речевой слух - способность слышать и анализировать звуки речи. Речевой слух - прижизненное образование, образуется в определенной речевой среде и формируется по законам этой речевой среды. Речевой слух - это фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают звуковую структуру языка. Фонемами обозначаются совокупности звуковых различительных признаков, которые позволяют различать слова данного языка - различительные единицы строя языка.

Каждый язык имеет свою фонематическую систему. В каждом языке одни звуковые признаки выступают как смыслоразличительные, другие - как несущественные. В русском языке фонемы - все гласные и их ударность. Такие признаки, как длительность гласного звука, открытость пли закрытость его, высота тона не важны для понимания русской речи. В русском языке пять гласных звуков, каждому из которых соответствуют определенные форманты (У - 250, О -500, А - 1000, Э - 2000, И - 4000 Гц). Во-вторых, фонемами являются согласные звуки русского языка, которые противопоставляются по звонкости, мягкости. Таким образом, смена гласных или их ударности, смена согласности по их звонкости и твердости меняют смысл русского слова. Помимо фонематического слуха, речь характеризуется интонационными компонентами, специфическими для каждого языка. Интонационная характеристика имеет много общего с музыкальным слухом.

Речевой слух формируется у ребенка в процессе его обучения и воспитания, в процессе специфической деятельности - речевой деятельности.

Музыкальный слух.

Музыкальный слух - сложное психическое явление, которое не сводится к опознанию звуков по их высоте. В музыкальном слухе слиты восприятия высоты, силы, тембра, формы, ритма и т.д. Многие отмечают, что музыкальный слух выходит не только за пределы ощущений, но и восприятия в целом, опирается на деятельность сознания человека и социально обусловлен. Таким образом, музыкальный слух понимается как способность воспринимать и представлять музыкальные образы, которая неразрывно связана с памятью, воображением и другими высшими психическими процессами.

1. Абсолютный, который диагностируется с помощью возможности определять высоту тона без сравнения с камертоном. Абсолютный музыкальный слух делят на:

активный - воспроизведение звука,

пассивный - узнавание звука.

2. Относительный музыкальный слух - воспроизведение и узнавание звуков соотносительно звукоряда - прижизненное образование.

Относительный музыкальный слух разделяют на:

внешний - как способность воспроизводить мелодию;

внутренний - способность слышать и представлять мелодиюмысленно.

Музыкальный слух разделяют на:

Мелодический - восприятие простых мелодий (Дети).

Гармонический - восприятие музыкальных звуков как гармонии (Взрослые).

Музыкальный слух - явление весьма сложное, является итогом культурно-исторического развития, представляет собой своеобразную психическую способность, отличимую от простого различения у животных.


У человека слуховые ощущения формируются на первой неделе после рождения. Становление речевого слуха происходит на втором месяце развития. Примерно в это же время младенец начинает улавливать направление звука и поворачивает ту сторону голову.

Слуховые ощущения играют в жизни человека большое значение. С помощью них мы слышим речь, можем общаться между собой, получаем информацию об удаленности предмета. Эти ощущения также относятся к дистантным ощущениям и также имеют большое значение в жизни человека. Благодаря им человек слышит речь, имеет возможность общаться с другими людьми. При потере слуха люди обычно теряют способность говорить. Речь можно восстановить, но уже на основе мышечного контроля, который может заменить слуховой контроль. Это осуществляется путем специального обучения. Раздражителями для слуховых ощущений являются звуковые волны – продольные колебания частиц воздуха, распространяющиеся во все стороны от источника звука. Слуховой анализатор человека может воспринимать звуковые волны с частотой от 16 000 до 20 000 колебаний в секунду. Орган слуха имеет три части: наружное ухо, улавливающее звуковые волны, среднее ухо, проводящие звуковые волны в центральную часть органа, и внутреннее, в котором расположен специальный рецепторный аппарат, так называемый кортиев орган, воспринимающий звуковые колебания. Слуховые ощущения отражают: высоту звука, которая зависит от частоты колебания звуковых волн; громкость, которая зависит от амплитуды их колебаний; тембр звука – формы колебаний звуковых волн. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шумы. Музыкальные это пение и звуки большинства музыкальных инструментов. Шумы – звук мотора, грохот движущего поезда, шум дождя и т. п. Слух к различению звуков речи называется фонематическим. Он формируется прижизненно в зависимости от речевой среды. Музыкальный слух не в меньшей мере социален, чем речевой, он воспитывается и формируется, как и речевой. Сильные и продолжительные шумы, проходящие через орган слуха, вызывают у людей потерю нервной энергии, наносят ущерб сердечно-сосудистой системе, снижают внимание, понижают слух и работоспособность, приводят к нервным расстройствам. Отрицательно влияет шум на умственную деятельность, по этому осуществляются специальные меры по борьбе с ним.

Источник звука распространяет звуковые волны, которые улавливаются слуховой системой. Основным звуковоспринимающим органом является внутренне ухо (улитка), по форме напоминающей улитку и содержит в своем строении слуховые рецепторы, опорные клетки, мембрану. Звуковой сигнал, проходя через отделы уха, передает информацию в мозг по слуховым нервам, где происходит ее обработка.

Слуховые ощущения своей природой отражения физических явлений очень схожи с вибрационными ощущениями. Рецепторы вибрационных ощущений располагаются по всему телу, особенно в пальцах рук, костях, зубах, и участвуют в отражении колебаний упругой среды. Вибрационная чувствительность человека также связана и со зрительной сферой.

Человек способен воспринимать амплитуду волн от 3 до 11 мм, частоту 30 - 30 000 колебаний. Чем больше амплитуда звуковых волн, тем более громким кажется звук, чем больше частота, тем более высокий звук, а от формы колебаний зависит тембр звука.

Самый высокий порог различения звуков наблюдается у музыкантов и настройщиков музыкальных инструментов.

Слуховые ощущения возникают под воздействием раздражителя – звуковой волны – на орган слуха. Физический раздражитель, воспринимаемый человеком как звук, представляет собой изменение давления воздуха. Например, камертон после удара по нему начинает колебаться. Эти колебания вызывают волны сжатия (высокого давления) и разрежения (пониженного давления) воздуха, которые воспринимаются как звук. Орган слуха выполняет функцию преобразования таких изменений давления воздуха в изменения электрической активности нейронов.

По каналам наружного уха воздушное давление передается на среднее ухо. Изменение давления преобразуется в изменения механических колебаний барабанной перепонки, которая колеблется в унисон с колебаниями воздуха. Учитывая сказанное выше, можно выделить следующие стадии возникновения слуховых ощущений:

Изменения давления воздуха приводят к колебаниям барабанной перепонки (наружное и среднее ухо);
звуки вызывают на базилярной мембране колебательные возбуждения различной локализации, которые затем кодируются;
активизируются соответствующие той или иной локализации нейроны (в слуховой коре различные нейроны отвечают за разные звуковые частоты).

Так как звук распространяется медленнее, чем свет, будет наблюдаться (в зависимости от направления) ощутимая разница между звуками, воспринимаемыми левым и правым ухом.

Наиболее точно природу слуховых ощущений раскрывает резонансная теория слуха Г. Гельмгольца. Все звуки, воздействующие на слуховой анализатор, принято разделять на две группы: музыкальные звуки и шумы. Если говорить о человеческой речи, то она включает звуки обеих групп. Человек ощущает звук через 175 миллисекунд (мс) после того, как тот достигнет ушной раковины. Максимальная чувствительность к данному звуку возникает еще через 200-500 мс.

Кроме того, человеку необходимо сориентироваться по отношению к источнику звука, что занимает еще 200-300 мс. В необходимости такой ориентировки легко убедиться самому. Попросите вашего знакомого закрыть глаза и ударяйте какие-либо два предмета друг о друга на разном расстоянии от его головы, но всегда строго впереди или сзади, в плоскости, проходящей через ось головы.

Иными словами, всегда на одинаковом расстоянии от правого и левого уха. Ваш знакомый не сможет точно определить направление звука: он будет казаться ему прыгающим, как кузнечик. Если же звуки будут доноситься сбоку от головы, никакой ошибки не произойдет – человек легко укажет направление звука. Вот почему, прислушиваясь, мы непроизвольно поворачиваем голову так, чтобы источник звука оказался сбоку от нас.

Наш слуховой анализатор реагирует на такие параметры звука, как высота, сила или громкость и тембр. Высота звука определяется количеством колебаний звуковой волны в секунду (1 колебание в секунду называют герцем, Гц). Ухо человека ощущает звуки в пределах от 16 до 20 000 Гц. К старости верхние показатели могут снизиться до 15 000 Гц. Границы наибольшей слуховой чувствительности человека – 20 000-30 000 Гц (это высота звука, соответствующая крику испуганной женщины).

Звуки с частотой колебаний ниже 16-20 Гц (инфразвуки) не ощущаются человеком, но могут оказывать влияние на его психическое состояние. Так, низкочастотные звуки в 6 Гц вызывают головокружение, ощущение усталости и угнетенности. Некоторые инфразвуки за счет своего избирательного воздействия способны изменять функционирование отдельных аспектов психической деятельности, например повышать внушаемость или обучаемость человека.

Колебания звуковой волны с частотой свыше 20 000 Гц называются ультразвуковыми. Животные способны чувствовать подобные звуки с частотой до 60 000-100 000 Гц.

Сила слуховых ощущений называется громкостью. Единицами ее измерения служат децибелы (дБ). За 1 дБ взята громкость звука тикающих часов на расстоянии 0,5 м от уха. С возрастом происходят изменения в звуковой чувствительности человека. Если в 30 лет для четкого восприятия речи необходима громкость в 40 дБ, то в 70 лет данный показатель должен составлять 65 дБ. В среднем оптимальный уровень громкости для человека составляет 40-50 дБ. Шум свыше 90 дБ считается вредным для нашего организма.

Тембр представляет собой специфическое качество, которое отличает звуки друг от друга. Иначе его еще называют «окраской» звука. Тембр звучания определяется степенью слияния звуков. В соответствии с этим принято выделять приятное звучание – консонанс и неприятное – диссонанс.



Cтраница 1


Слуховое ощущение устанавливается не сразу. Любые звуки, длительность которых короче 5 мс, воспринимаются лишь как шум, щелчок. Слух не ощущает и нелинейных искажений, если их длительность не превышает 10 мс. Поэтому измерительный прибор должен регистрировать не все максимальные уровни сигнала, а лишь те из них, длительность которых превышает 5 - 10 мс. Для выполнения поставленной задачи вещательный сигнал выпрямляют и усредняют (интегрируют) за указанный - промежуток времени.  

Слуховое ощущение продолжается еще некоторое время (50 - 60 мкс) после прекращения возбуждения. Поэтому звуки, разделенные промежутками во времени менее 60 - 70 мкс, слышатся без пауз.  

Слуховые ощущения, которые у нас вызывают различные звуки, во многом зависят от амплитуды звуковой волны и ее частоты. Амплитуда и частота являются физическими характеристиками звуковой волны. Этим физическим характеристикам соответствуют определенные физиологические характеристики, связанные с нашим восприятием звука. Такими физиологическими характеристиками являются громкость и высота звука.  

Поскольку слуховое ощущение исчезает не сразу, то при сравнении двух тонов, следующих сразу один за другим и имеющих небольшую разницу по частоте, прослушиваются биения этих тонов, что помогает обнаруживать очень малые разности частот и медленные изменения частоты в небольших пределах.  

Величина слухового ощущения, зависящая от интенсивности звука и его частоты.  

Возникновение слуховых ощущений возможно лишь тогда, когда интенсивность звука достигнет определенного минимума, зависящего от индивидуальной чувствительности уха к данному тону. Существует и верх ний предел интенсивности звука, выше которого в ухе возникает сначала осязание звука, а при дальнейшем повышении интенсивности - болевые ощущения.  

У новорожденных зрительные и слуховые ощущения развиты очень слабо, лучше развиты обонятельные и вкусовые ощущения.  

Весь комплекс слуховых ощущений, отличающих стереофоническое звучание от монофонического, есть результат различия параметров сигналов левого и правого каналов. К их числу прежде всего относятся: а) наличие статистической связи для пар сигналов, формирующих отдельные звуковые образы пространственной панорамы; эта величина, оцениваемая коэффициентом корреляции R, как правило, различна для сигналов, соответствующих отдельным источникам панорамы; б) наличие временных (Дт) и интенсивных (AL) разностей, отличающихся как по значению, так и по знаку для сигналов, формирующих отдельные звуковые образы стереопанорамы; в) определенное (отличное от монофонического) соотношение уровней сигналов отдельных составных элементов сложного звучания, необходимое для достижения музыкального баланса и оптимальной прозрачности; г) различие временных структур ревербера-ционных продолжений левого и правого каналов стереопары.  

С помощью слуховых ощущений человек-оператор воспринимает звуковые колебания от источников звука. Слух здорового человека способен воспринимать звуковые частоты 16 - 5 - 20 000 Гц. Звуки с частотой ниже 16 Гц называют инфразвуками, выше 20000 Гц-ультразвуками. Степень восприятия звука ухом человека зависит от уровня громкости и условий восприятия. Минимальную величину звукового давления, необходимого для того, чтобы звук был слышен, называют порогом слышимости. Самый громкий звук, который ухо воспринимает без болевых ощущений, в несколько миллиардов раз больше порога слышимости. Ухо способно воспринимать уровень громкости до 60 дБ без ущерба для слухового аппарата. Более интенсивные звуковые воздействия ведут к болевым ощущениям и даже к повреждениям органов слуха. В табл. 8.4 приведена субъективная оценка действия звука различной интенсивности на человека.  

Мерой силы слухового ощущения является громкость звука. Громкость звука зависит от его интенсивности и частоты. Порогом слышимости называется та наименьшая интенсивность звука / 0, при которой звук еще воспринимается органами слуха. Порог слышимости зависит от частоты звука, достигая минимального значения порядка 10 - 12 вт / м2 при частотах м 700 - f - 6000 гц.  

Характерной особенностью слуховых ощущений является, прежде всего, их разделение на два класса: на тоны и шумы. Хотя тоны и шумы обыкновенно переживаются не отдельно друг от друга, а смешиваются в различных соотношениях (например, звуки скрипки сопровождаются шумами трения, завывание ветра имеет характер тона), но все же их можно отделять, как особые переживания.  

Появление этого слухового ощущения отмечается только при длительностях звуков более 100 - 200 мс, как показали Г. В. Гер-шуни, Р. В. Авакян, А, В. В дальнейшем по мере возрастания длительности сигнала ощущение плавности включения становится все более выраженным, а изменения громкости начинают играть все меньшую роль.  

Количественной характеристикой слухового ощущения является громкость, зависящая от интенсивности, спектрального состава, условий ощущения и длительности воздействия звука. Подобно интенсивности громкость оценивают методом сравнения, пользуясь понятием уровня громкости.  

СЛУХОВЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Особое значение слуха у человека связано с восприятием речи и музыки.

Слуховые ощущения являются отражением воздействующих на слуховой рецептор звуковых волн, которые порождаются звучащим телом и представляют собой переменное сгущение и разрежение воздуха.

Все слышимые звуки разделяются на шумы и музыкальные звуки. Первые отражают непериодические колебания неустойчивой частоты и амплитуды, вторые - периодические колебания. Между музыкальными звуками и шумами нет, однако, резкой грани. Акустическая составная часть шума часто носит ярко выраженный музыкальный характер и содержит разнообразные тоны, которые легко улавливаются опытным ухом. Свист ветра, визг пилы, различные шипящие шумы с включенными в них высокими тонами резко отличаются от шумов гула и журчания, характеризующихся низкими тонами. Отсутствием резкой границы между тонами и шумами объясняется то, что многие композиторы прекрасно умеют изображать музыкальными звуками различные шумы (журчание ручья, жужание прялки, шум моря, жужание шмеля и т.д.). в звуках человеческой речи тоже представлены как шумы, так и музыкальные звуки. Основными свойствами всякого звука является его громкость, высота и тембр.

При воздействии звука в слуховом аппарате происходит процесс адаптации, изменяющие его чувствительность. Так, например, постоянно работая в условиях громких звуков (газорезчик), человек к старости может частично или полностью потерять слух. Однако, в области слуховых ощущений адаптация невелика и обнаруживает значительные индивидуальные отклонения. Особенно сильно сказывается действие адаптации при внезапном изменении силы звука. Это так называемый эффект контраста.

Далеко не все звуки воспринимаются нашим ухом, что зависит от высоты звука (ультразвуки, инфразвуки остаются вне предела нашей слышимости), причем у отдельных людей чувствительность уха может давать различные индивидуальные отклонения, а также следует учитывать, что границы слуха у людей изменчивы в зависимости от возраста (у пожилых людей чувствительность к высоким тонам постепенно падает). Следует учитывать, что при повышении интенсивности высокого звука возникают ощущение щекотание в ухе (осязание звука), а затем и чувство боли.

Следует добавить, что тембр сложного звука играет немаловажную роль в восприятии гармонии и эмоциональной выразительности.

Следуя из вышесказанного, могу сказать, что слуховые ощущения играют роль не только восприятия разговорной прямой речи и звуков окружающей среды, но и роль различия эмоциональных окрасок голосов, и узнавание на слух голоса людей и/или собеседника в зависимости от тембра (высокий, низкий), высоты и громкости звука, при этом человек может и сам выразить свои чувства, например, показать свое эмоциональное напряжение или, наоборот, удовлетворение и т.д. При этом в зависимости от высоты, тембра и громкости звука человек может ощущать на себе эмоциональное напряжение, дискомфорт, который в некоторых случаях доходит до боли, а в случаях длительности или непрерывности неприятных звуков может развиться психическая неуравновешенность, т.е. появится раздражительность, плаксивость, взволнованность и т.п. И, наоборот, при воздействии мелодичных, спокойных звуков на человека может выражаться в его уравновешенности, умиротворенности и т.д., но еще существует такая музыка, которая может «зажигать» человека, способствовать его работоспособности и т.д.

Необходимо еще добавить, что люди глухие на одно ухо, лишь с большим трудом определяют направление звука и вынуждены для этой цели прибегать к вращению головы и к различными косвенным показателям.

ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ.

Роль зрительных ощущений в познании мира особенно велика. Они доставляют человеку исключительно богатые и тонкие дифференцированные данные, притом огромного диапазона. Зрение дает нам наиболее совершенное, подлинное восприятие предметов. Зрение дает нам отражение всех многообразных свойств объективной действительности.

С помощью зрения мы можем ощущать цвет, при этом различать цветовой фон, светлоту и насыщенность красок. Верхним порогом цветоощущения является та яркость, которая «ослепляет» глаз.

В зрительных ощущениях также присутствует адаптация, или цветовое приспособление, которое выражается в понижении чувствительности глаза к определенному цветному раздражителю вследствие продолжительности его действия. Как возникновение ощущение, так и его исчезновение не происходит внезапно и с окончанием действия раздражителя. Поэтому после прекращения действия раздражителя в глазу остается «след», или последствие, раздражения, которое дает «последовательный образ». Примером может являться простой эксперимент: в течение 1 минуты необходимо смотреть, к примеру, на белый череп, нарисованный на белом листе бумаги, затем перевести взгляд на белую стену, где явно появится изображение черепа.