Кто входил в священный союз 1815 года. Священный союз

Священный союз (рус.); La Sainte-Alliance (фр.); Heilige Allianz (нем.).

СВЯЩ Е́ННЫЙ СО Ю́З — декларированный союз российского и австрийского императоров и короля Пруссии, целью которого являлось сохранение мира в Европе в рамках Версальской системы.

С инициативой создания такового союза выступил император Всероссийский Александр I, причем по его мысли Священный союз не являлся каким-либо формальным союзным договором (и не был соответствующим образом оформлен) и не накладывал на его подписантов какие-либо формальные обязанности. По духу Союза его участники, как три христианских монарха, принимали на себя моральную ответственность за сохранение существующего порядка и мира, за что они отвечали не друг перед другом (в рамках договора), а перед Богом. Союз могущественнейших монархов Европы должен был устранить саму возможность военного конфликта между государствами.

Подписанный тремя монархами тремя монархами - императором Австрийским Францем I, королем Прусским Фридрихом Вильгельмом III, императором Всероссийским Александром I - 14(26) сентября 1815 г. документ о создании Священного союза носил характер декларации. (Текст был также представлен и принцу-регенту Великобритании Георгу Ганноверскому, однако тот уклонился от присоединения к нему под предлогом, что по английской конституции король не имеет права подписывать договоры с другими державами.)

В преамбуле указывались цели Союза: «открыть перед лицом вселенной их [монархов] непоколебимую решимость как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам руководствоваться не иными какими-либо правилами, как заповедями сей святой веры, заповедями любви, правды и мира». Собственно декларация содержала три пункта, основной смысл которых был следующим:

В 1-м пункте указывалось, что «три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительного и неразрывного братства» и «во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь»; кроме того, монархи обещали «в отношении же к подданным и войскам своим они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которым они одушевлены, для охранения веры, мира и правды»;

Во 2-м пункте констатировалось, что три имерии являются «членами единого народа христианского», в связи с чем «их величества… убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которых наставил человеков Божественный Спаситель, аки единственное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести и который есть прочен»;

Наконец, 3-й пункт, объявлял, что к Союзу могут присоединиться все государства, согласные с указанной декларацией. (Впоследствии к союзу постепенно присоединились все христианские монархи Европы, кроме Англии и Папы Римского, а также правительства Швейцарии, вольных городов и др. Османский султан, естественно, в союз принят быть не мог, поскольку не являлся христианином.)

Главной целью Александра I стала попытка построить европейскую политику на основе не лицемерной политики, а христианских ценностей, с точки зрения которых и должны были решаться на конгрессах монархов все спорные вопросы. Священный союз был призван возродить фактически утраченный к началу XIX в. в Европе принцип, что самодержавие - есть служение Всевышнему и не более. Именно по духу, а не по букве Священного союза монархи брали на себя обязательства оказывать помощь друг другу в сохранении существующего строя, самостоятельно определяя, без какого лидо давления, время и размеры подобной помощи. Фактически речь шла о том, что судьбы Европы будут решать монархи, власть которым вручена Божьим промыслом, а при принятии своих решений исходить не из узких интересов своих государств, а на основе общехристианских принципов и в интересах всех христианских народов. В таком случае, на место политики, коалиций, интриг и т.д. приходили христианские религия и мораль. В основе положений о Священном союзе лежало легитимное начало божественного происхождения власти монархов и, как следствие, незыблемость взаимоотношений между ними и их народами на принципах «государь отец своего народа» (т.е. Государь обязан всеми средствами заботиться о своих детях, а народ обязан всецело ему подчиняться). Позже на Веронском конгрессе Александр I подчеркнул: «Что бы ни делали для того, чтобы стеснить Священный союз в его деятельности и заподозрить его цели, я от него не отступлюсь. У каждого есть право на самозащиту, и это право должны иметь также и монархи против тайных обществ; я должен защищать религию, мораль и справедливость».

При этом конкретные обязательства (в т.ч. военные) сторон содержались в договоре о Четверном союзе (Россия, Великобритания, Австрия и Пруссия), как в отношении Франции, так и др. легитимных монархий. Однако Четверной союз («квартет наций») не был «дублером» Священного союза и существовал параллельно с ним.

Своим созданием Священный союз обязан исключительно Александру I, могущественнейшему на тот момент европейскому монарху. Остальные стороны отнесли к подписанию формально, поскольку документ не накладывал на них каких-либо обязательств. Австрийский канцлер князь Клеменс фон Меттерних в своих мемуарах писал: «Священный союз вовсе не был основан для того, чтобы ограничивать права народов и благоприятствовать абсолютизму и тирании в каком бы то ни было виде. Этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства».

Ахенский конгресс Священного союза

Был созван по предложению Австрии. Проходил с 29 сентября по 22 ноября 1818 г. в Ахене (Пруссия), всего состоялось 47 заседаний; главные вопросы - вывод оккупационных войск из Франции, поскольку Парижский мирный договор 1815 г. предусматривал, что по прошествии трех лет будет рассмотрен вопрос о целесообразности дальнейшей оккупации Франции.

Принимавшие участие в конгрессе делегации европейских держав возглавляли:

Российская империя: император Александр I, министр иностранных дел граф Иоанн Каподистрия, управляющий Иностранной коллегией граф Карл Нессельроде;

Австрийская империя: император Франц I, министр иностранных дел князь Клеменс фон Меттерних-Виннебург цу Бейльштейн;

Прусское королевство: король Фридрих Вильгельм III, государственный канцлер князь Карл Август фон Гарденберг, государственный и кабинет-министр граф Кристиан Гюнтер фон Бернсторф

Соединенное королевство Великобритании и Ирландии: государственный секретарь по иностранным делам Роберт Стюарт виконт Каслри, фельдмаршал Артур Уэлсли 1-й герцог Веллингтон;

Франция: президент Совета министров и министр иностранных дел Арман Эммануэль дю Плесси 5-й герцог де Ришельё

Страны-участницы высказали свою заинтересованность в восстановлении Франции как одной из великих держав и укреплении режима Людовика XVIII на принципах легитимизма, после чего 30 сентября по единогласному решении. Франция стала принимать участие в конгрессе в качестве полноправного члена (официальное оформление этого факта, а также признание выполнения ею обязательство по договору 1815 г. было зафиксировано в ноте на имя герцога де Ришельё уполномоченных России, Австрии, Великобритании и Пруссии от 4 ноября 1818 г.). Кроме того, было решено подписать отдельную конвенцию (в виде подписанных в Ахене же двусторонних соглашений Франции с каждой страной-участницей), определявшую срок вывода войск из Франции (30 ноября 1818 г.) и остаток контрибуции (265 млн франков).

На конгрессе с докладом от имени России выступил Каподистрия, высказавший идею создания (на базе Священного союза) всеевропейского союза, решения которого имели бы преимущество перед решениями Четверного союза. Однако этот план Александра I был заблокирован Австрией и Великобританией, делавших ставку именно на Четверной союз, как наиболее удобную форму для отстаивания собственных национальных интересов.

Пруссия, при поддержку России, вынесла на обсуждение вопрос о заключении общеевропейского соглашения, гарантировавшего нерушимость государственных границ, установленных Венским конгрессом. Несмотря на заинтересованность большинство участников в этом договоре, британская делегация выступила против. Рассмотрение проекта было отложено, а позже к нему так и не вернулись.

Отдельно был обсужден вопрос об участии Испании в конгрессе и ее просьбе о посредничестве в переговорах к восстанию в испанских колониях в Южной Америке (а в случае неудачи - о в вооруженной помощи). Великобритания, Австрия и Пруссия выступили против, а русская делегация заявила лишь о «моральной поддержке». В связи чем какого-либо решения по этим вопросам принято не было.

Кроме того, на конгрессе был обсужден целый ряд вопросов, касавшихся не только Европы, но и мирового устройства. Среди таких были: об усилении мер по надзору за Наполеоном, о датско-шведско-норвежских разногласиях, об обеспечении безопасности торгового мореплавания, о мерах по пресечению торговли неграми, о гражданских и политических правах евреев, о разногласиях между Нидерландами и владетелем герцогства Буйонского, о баварско-баденском территориальном споре и др.

Тем не менее, на Ахенском конгрессы был принят ряд достаточно важных решений, в т.ч. были подписаны:

Декларация ко всем европейским дворам о нерушимости Священного союза и признании своей главной обязанностью неуклонно следовать началам международного права;

Протокол о порядке рассмотрения претензий, предъявленных французскими подданными к союзным державам;

Протокол о святости заключенных трактатов и о праве государств, о делах о которых будет идти речь на будущих переговорах, принимать в них участие;

Два секретных протокола, подтверждавших положения Четверного союза, в т.ч. предусматривавших ряд конкретных мер на случай новой революции во Франции.

Конгресс в Троппау

Был созван по инициативе Австрии, вынесшей на него вопрос о развитии революционного движения в Неаполе в июле 1820 г. Проходил с 20 октября по 20 декабря 1820 г. в Троппау (ныне - Опава, Чехия).

Россия, Австрия и Пруссия прислали на конгрессе представительные делегации, которые возглавлял императора Александр I, министр иностранных дел граф И. Каподистрия, император Франц I, князь К. фон Меттерних, кронпринц Прусский Фридрих Вильгельм и К.А. фон Гарденбург, в то время как Великобритания и Франция ограничились посланниками.

Австрия потребовала вмешательство Священного союза в дела тех стран, в которых возникла опасность революционного переворота. Кроме Королевство обеих Сицилий речь шла о направлении войск в Испанию и Португалию, где после Наполеоновских войн было сильное республиканское движение.

19 ноября монархи Австрии, России и Пруссии подписали протокол, который констатировал необходимость вмешательства извне в случае нарастания революции, поскольку лишь таким образом возможно сохранение статус-кво, установленного Венским конгрессом. Великобритания выступила категорически против. В связи с этим общего согласия достигну то не было (и, соответственно, не подписано общих документов) по вопросы о военном вмешательстве в дела Королевства обеих Сицилий. Тем не менее, что стороны согласились встретиться 26 января 1821 г. в Лайбахе и продолжить обсуждение.

Лайбахский конгресс

Стал продолжением конгресса в Троппау. Проходил с 26 января по 12 мая 1821 г. Лайбахе (ныне Любляна, Словения). Состав участников был практически тот же, что и на конгрессе в Троппау, за исключением то, что отсутствовал прусский кронпринц Фридрих Вильгельм, а Великобритания ограничилась присылкой дипломатического наблюдателя. Кроме того, на конгресс был приглашен и король Обеих Сицилий Фердинанд I, поскольку речь шла о ситуации в его королевстве.

Фердинанд I выступил с просьбой о военной интервенции, против чего выступила Франция, представившая также обращения др. итальянских государств. Было принято решение, что король Обеих Сицилий должен отменить принятую им либеральную конституцию (вводившую принцип суверенитета народа), несмотря на то, что он присягнул ей на верность. Было дано согласие на посылку в Неаполь австрийских войска, а в случае необходимости - также русских. После принятия этого решения представителя Франции и Великобритании в конгрессе более не участвовали. Хотя Фердинанд I и не стал отменять конституция, австрийские войска восстановили порядок в королевстве (отправки русских войск не потребовалось).

Также на конгрессе участники рекомендовали Франции ввести войска в Испанию для борьбы с революционным движением, но, в принципе, для выяснения ситуации с революционным движением в Испании и Греции было решено собрать следующий конгресс в Вероне. До его созыва К. фон Меттерних убедил Александра I не оказывать помощь Греческому восстанию.

Веронский конгресс

С инициативой проведения конгресса выступила в июне 1822 г. Австрия. Проходил с 20 октября по 14 декабря 1822 г. в Верона (Австрийская империя). Этот конгресс Священного союза.

Делегации ведущих европейских держав возглавляли:

Российская империя: император Александр I, министр иностранных дел граф Карл Нессельроде;

Австрийская империя: император Франц I, министр иностранных дел князь К. фон Меттерних;

Прусское королевство: король Фридрих Вильгельм III, канцлер князь К.А. фон Гарденберг;

Соединенное королевство Великобритании и Ирландии: фельдмаршал Артур Уэлсли 1-й герцог Веллингтон, государственный секретарь по иностранным делам Джордж Каннинг;

Французское королевство: министр иностранных дел герцог Матье де Монморанси-Лаваль и посол в Берлине виконт Франсуа Рене де Шатобриан;

Представители итальянских государств: король Пьемнота и Сардинии Карл Феликс, король Обеих Сицилий Фердинанд I, великий герцог Тосканский Фердинанд III, папский легат кардинал Джузеппе Спина.

Основным вопросом, обсуждавшимся на конгрессе, стал вопрос подавления революционного движения в Испании с помощью французских войск. В случае начала экспедиции Франция рассчитывала заручиться «моральной и материальной поддержкой» Священного союза. В ее поддержку выступили Россия, Австрия и Пруссия, объявив о своей готовности разорвать дипломатические отношения с революционным правительством, Великобритания выступила за то, чтобы ограничиться лишь сосредоточением французских войск на франко-испанской границе без открытой интервенции. 17 ноября был сформулирован, а 19 ноября подписан секретный протокол (Великобритания от подписи отказалась под предлогом, что документ может создать опасность для жизни испанской королевской семьи), который предусматривал введение французских войск в Испанию в следующих случаях:

Вооруженного нападение Испании на французскую территорию или «официального акта со стороны испанского правительства, вызывающего непосредственно к возмущению подданных той или другой из держав»;

Лишение короля Испании трона или посягательств против него или членов его семьи;

- «формального акта испанского правительства, нарушающего законные наследственные права королевской фамилии». (В апреле 1823 г. Франция ввела свои войска в Испанию и подавила революции.)

Также на конгрессе был обсужден ряд следующих вопросов:

О признании независимости бывших испанских колоний в Америке; Франция и Великобритания фактически выступили за признание, остальные - против. В результате никаких решений принято не было;

О положении в Италии. Было принято решение о выводу из Италии австрийского вспомогательного корпуса;

О работорговле. 28 ноября был подписан протокол пяти держав подтверждавший положения декларации Венского конгресса о запрещении торговли неграми и созыве Лондонской конференции по работорговле;

Об отношения с Османской империей. Россия заручилась обещанием дипломатической поддержки держав в своих требования к Константинополю: уважать права греков, заявить о выводе своих войск из Дунайских княжеств, снять ограничения на торговлю и обеспечить свободу мореплавания в Чёрном море;

Об отмене введенных Нидерландами таможенных ограничений на Рейне. Все стороны согласились с необходимостью принятия данных мер, что и выразилось в нотах, направленных правительству Нидерландов по окончании конгресса;

Распад Священного союза

С инициативой созыва нового конгресса выступил в конце 1823 г. король Испании Фердинанд VII, который предложил обсудить меры по противодействию революционному движению в испанских колониях в Латинской Америке. Австрия и Россия поддержали предложение, но против выступили Великобритания и Франция, в результате чего намечавшийся на 1824 г. конгресс не состоялся.

После смерти главного инициатора создания Священного союза императора Александра I (1825 г.) его позиции стали постепенно ослабевать, тем более, что противоречия между различными великими державами постепенно обострялись. С одной стороны, интересы Великобритании окончательно разошлись с целями Священного союза (особенно в связи с революционным движением в Латинской Америке), с другой, обострились русско-австрийские противоречия на Балканах. Великие державы так и не смогли выработать единую позицию по поводу революции 1830 г. во Франции и воцарения Луи-Филиппа Орлеанского. В 1840-х гг. резко усилилась борьба между Австрией и Пруссией за доминирование в Германском союзе.

Тем не менее, верная взятым на себя обязательствам Россия в 1849 г. по просьба Австрии направила свои войска в охваченную революцией Венгрию, что стало одним из решающих факторов в восстановлении там порядка и сохранении династии Габсбургов на венгерском престоле. После этого Россия вполне обоснованно рассчитывала на поддержку ее со стороны участниц Священного союза, однако дальнейшее обострение внутриевропейских противоречий привело к началу Крымской войны 1853-1856 гг. во время которой против России на стороне Османской империи выступили Великобритания, Франция и Сардиния, а Австрия и Пруссия заняли антирусскую позицию. Хотя идеи закладывавшиеся Александром I в основу Священного союза уже давно игнорировались европейскими державами, теперь стало окончательно ясно, что более никакого «союза монархов Европы» не существует.

В 1815-1830-Х ГОДАХ МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Борьба народов против Наполеона закончилась крушением французской империи. Победу над Наполеоном использовала в своих интересах коалиция монархических, феодально-абсолютистских государств. Уничтожение наполеоновской империи привело к торжеству дворянско-монархической реакции в Европе.

Мирный договор с Францией, возобновленный договор о Четверном союзе и Заключительный акт Венского конгресса легли в основу международных отношений после наполеоновской эпохи, вошедших в историю под названием «венской системы». Интересы держав-победительниц были противоречивы. Но на заключительном этапе Венского конгресса членам антинаполеоновской коалиции пришлось преодолеть взаимные противоречия и принять компромиссные решения. Решения Венского конгресса способствовали усилению дворянско-монархической реакции в Европе. Для усиления борьбы с революционными и национально-освободительными движениями реакционные правительства европейских государств заключили между собой Священный союз.

В историю европейской дипломатии Священный союз вошел как организация с клерикально-монархической идеологией, созданная на основе идеи подавления революционного духа и политического и религиозного свободолюбия, где бы они ни проявлялись. Священный союз стран-победительниц стал оплотом новой международной политической системы, установленной Венским конгрессом. Акт этого союза, составленный российским императором Александром I , был подписан 26 сентября 1815 г. австрийским императором Францем 1, прусским королем Фридрих Вильгельм III , и от их имени послан другим европейским державам. В ноябре 1815 г. к Священному союзу присоединился французский король Людовик XVIII . В дальнейшем к нему примкнули почти все европейские государства, за исключением Англии, которая формально не входила в него, однако ее правительство нередко координировало свою политику с общей линией Священного союза.

Папа римский не подписал акт, опасаясь недовольства католиков в разных странах. Текст документа гласил, что священными узами истинного братства и принципами христианской религии они обязуются оказывать друг другу пособие, подкрепление и помощь. Цель участников заключалась в сохранении европейских границ, установленных Венским конгрессом 1815 г. и борьбе против всех проявлений «революционного духа».

В Священном союзе, особенно в первые годы его существования, главную роль играл крупный дипломат и австрийский канцлер К. Меттерних, и вся политика Священного союза иногда называется «меттерниховской». Большую роль в союзе играл и русский император Александр I. Участники Священного союза в своей политике придерживались принципов легитимизма, т.е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, свергнутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. Борьба Священного союза, как органа общеевропейской реакции против любых либеральных, а тем более революционных и национально-освободительных стремлений выразилась в постановлениях его конгрессов.


В политической жизни Священного союза следует различать три периода.

Первый период - период фактического могущества длился семь лет - с сентября 1815 г., когда союз был создан, до конца 1822 г., когда прошел четвертый конгресс Священного союза. Этот период его деятельности характеризуется набольшей активностью.

Второй период деятельности Священного союза начинается в 1823 г., когда он одерживает свою последнюю победу, организовав интервенцию в Испанию. Тогда же начинают проявляться последствия прихода к власти в середине 1822 г. министра иностранных дел Англии Джорджа Каннинга. Этот период длился до Июльской революции 1830 г. во Франции, после которой Священный союз уже лежал в развалинах.

Третий период деятельности Священного союза 1830-1856 гг. - период его формального существования при наличии серьезных разногласий среди его участников.

Всего состоялось четыре конгресса Священного союза: Аахенский конгресс в 1818 г., Троппауский в 1820 г., Лайбахский в 1821 г., Веронский в 1822 г. Кроме глав трех держав - основателей Священного союза в них принимали участие представители Англии и Франции.

Первый конгресс Священного союза состоялся в Аахене в 1818 г. Он был созван в целях дальнейшего укрепления политического равновесия в Европе. Предложение о встрече союзных дворов для обсуждения положения во Франции было сделано австрийским канцлером К. Меттернихом в марте 1817 г. Он имел далеко идущие цели, стремился, во-первых, ослабить политическую оппозицию Бурбонам и пресечь нарастание революционных настроений в Европе; во-вторых, выступив сторонником возвращения Франции в ряды великих держав, уменьшить влияние на нее России; в-третьих, связав Францию договорными обязательствами с Англией, Австрией и Пруссией, не допустить усиления русско-французского влияния в Европе. Именно он предложил избрать местом встречи союзников тихий немецкий городок Аахен, где германские правители не могли оказывать влияние на ход совещания.

В период подготовки Аахенского конгресса наметились разногласия между союзными державами по вопросам повестки конгресса и состава его участников. Все союзные державы понимали, что французские проблемы займут центральное место на предстоящей встрече.

Российская сторона считала, что такое совещание должно способствовать укреплению «венской системы» и стремилась вынести на обсуждение большой круг европейских проблем. По мнению петербургского кабинета в ходе его работы могло принять участие большинство европейских стран. Но Александр I согласен был ограничить состав участников совещания, если на нем будет рассматриваться только один вопрос - о выводе союзных войск из Франции. Александр I считал необходимым быстрый вывод иностранных войск из Франции, которая после их эвакуации займет надлежащее место в европейском содружестве.

Австрийский канцлер Меттерних утверждал, что основной целью встречи должно быть рассмотрение внутриполитического положения во Франции. Австрийский двор рассчитывал провести совещание только на основе Четверного союза, что ограничивало число его участников и не давало русской дипломатии возможности маневрировать. Если петербургский двор стремился избежать принципа исключения малых государств при проведении будущей встречи, то правительства Австрии, Пруссии и Англии придерживались противоположного мнения.

В ходе подготовки Аахенского конгресса в австрийских меморандумах 1818 г. утверждалось, что четыре союзные державы имеют исключительное право изменять конвенции и договоры 1815 г., а также отклонять просьбы европейских стран об участии в совещании. Однако эта программа могла подорвать политическое равновесие в Европе. Поэтому К. Меттерних был вынужден внести в нее изменения. В новом варианте указывалось, что все вопросы, кроме вопросов о сроках прекращения оккупации Франции и ее роли в «венской системе», следовало рассматривать при непосредственном участии заинтересованных сторон.

Накануне Аахенского конгресса дипломаты союзных стран встретились в союзном городке Карлсбад. Здесь состоялся последний тур дипломатической подготовки конгресса, главной целью которого была попытка выяснить слабые и сильные стороны программ, с которыми союзники и соперники шли на предстоящую встречу. К началу конгресса программа русской делегации не претерпела изменений. Позиция Австрии также оставалась прежней, а в программу английской делегации были внесены изменения. В памятной записке, составленной лордом Р. Каслри и утвержденной в качестве инструкции для английских представителей, отмечалась целесообразность полного вывода союзных войск из Франции при выполнении ею финансовых обязательств. Далее подчеркивалось, что необходимо сохранить Четверной союз в его первоначальном виде, а, следовательно, Франция не могла стать его полноправным членом.

Аахенский конгресс открылся 20 сентября 1818 г. в работе которого приняли участие Россия, Австрия, Англия, Пруссия и Франция. Участников конгресса представляли соответственно российский министр иностранных дел К.В. Нессельроде, канцлер Австрии К. Меттерних, министр иностранных дел Англии лорд Р. Каслри, министр иностранных дел Пруссии К.А. Гарденберг, премьер-министр Франции герцог Ришелье. Возглавляли делегации России, Австрии и Пруссии императоры Александр I, Франц I и Фридрих Вильгельм III. Кроме них в Аахен съехалось множество английских, австрийских, прусских, русских и французских дипломатов более низких рангов.

В ходе работы конгресса рассматривались французские и испанские вопросы, проблемы запрещения работорговли и защиты торгового мореплавания и ряд других. Первым был решен вопрос о выводе оккупационных войск из Франции. 27 сентября 1818 г. были подписаны конвенции Франции с членами Четверного союза о выводе к 30 ноября 1818 г. всех союзных войск и своевременной выплате контрибуции в размере 260 млн. франков.

Герцог Ришелье настаивал на превращении Четверного союза в союз пяти держав, однако, по требованию лорда Р. Каслри и немецких дворов 1 ноября 1818 г. была подписана особая конвенция четырех держав, которая подтверждала Четверной союз, созданный с целью сохранения установленного во Франции порядка. Лишь после этого союзники 3 ноября 1818 г. предложили Франции присоединиться к четырем державам в деле поддержания государственных границ и политической системы, установленной Венским конгрессом.

Декларация от 3 ноября 1818 г., подписанная всеми участниками конгресса, провозглашала их солидарность в поддержании начал «Международного права, спокойствия, веры и нравственности, коих благодетельное действие столь пошатнулось в наши времена». За этой фразой скрывалось стремление пяти монархий совместно укреплять абсолютистский строй в Европе и объединять свои силы для подавления революционных движений.

Несмотря на то, что официально в повестке дня совещания было только два вопроса, связанных с французскими проблемами, на конгрессе попутно рассматривались другие аспекты международных отношений: вопрос о посредничестве держав в конфликте Испании и ее колоний, вопросы о свободе торгового мореплавания и прекращения работорговли. Конкретное решение было принято только по вопросу о защите торгового мореплавания от пиратства. Было рекомендовано Англии и Франции обратиться к североафриканским регентствам с предупреждением, что пиратские действия наносят ущерб мировой торговле и могут привести к тяжелым для них последствиям.

Аахенский конгресс стал первым крупным событием в истории европейской дипломатии после создания «венской системы». Его решения укрепили ее, показали, что великие державы заинтересованы в сохранении своего союза. Решения Аахенского конгресса были направлены на сохранение в Европе порядка Реставрации.

Второй конгресс пяти союзных держав - Австрии, России, Пруссии, Франции и Англии, открылся в Троппау 11 октября 1820 г. (Силезия). Конгресс был созван по инициативе К. Меттерниха в связи с революцией 1820 г. в Неаполитанском королевстве, представлявшей угрозу для австрийского владычества в Ломбардии и Венеции.

Конгресс проходил в обстановке острой дипломатической борьбы. На первом заседании канцлер К. Меттерних представил «Записку», в которой обосновывалось «право союзных держав на вмешательство во внутренние дела государств в целях подавления в них революций». Он добивался моральной поддержки» австрийских предложений, подчеркивал, что иного пути борьбы с неаполитанской революцией, кроме военного вмешательства, не существует.

Российская делегация предложила предпринять совместные моральные действия против неаполитанской революции. Прусские представители поддержали австрийскую точку зрения, а уполномоченные Англии и Франции отказались принимать участие в оформлении каких-либо решений. 7 ноября 1820 г. Россия, Австрия и Пруссия подписали Предварительный протокол и дополнения к нему, в которых провозглашалось право вооруженного вмешательства во внутренние дела других государств (без приглашения со стороны их правительств) для подавления там революционных выступлений.

С текстами Предварительного протокола и дополнениями к нему были ознакомлены уполномоченные Англии и Франции. Они признали право союзников на вмешательство в неаполитанские события, но отказались официально присоединиться к этим документам. Таким образом, несмотря на формальный отказ одобрить решения, принятые в Троппау, ни английские, ни французские представители не осудили само право вмешательства во внутренние дела независимого государства. Протокол, подписанный участниками конгресса, санкционировал оккупацию Австрией Неаполитанского королевства. По настоянию Александра I протокол обеспечивал сохранение неприкосновенности королевства и возможность для неаполитанского короля добровольно даровать конституцию своему народу. Обсуждение вопроса о борьбе с революциями в Европе продолжилось на третьем конгрессе Священного союза в Лайбахе, который открылся 11 января 1821 г.

Приглашенные на конгресс представители итальянских государств добивались подавления неаполитанской революции и мало думали и последствиях австрийской интервенции для всей Италии. Англия внешне придерживалась нейтралитета, но фактически одобрила австрийский план, так же как и Пруссия. Франция поддерживала саму идею интервенции. В феврале 1821 г. начался поход австрийских войск против Неаполя.

Официальное закрытие конгресса в Лайбахе состоялось 26 февраля, а фактически 12 мая 1821 г. Большинство участников оставались в Лайбахе, следя за действиями австрийских войск и венского двора в Пьемонте. После подавления итальянских революций уполномоченные Австрии, Пруссии России подписали декларацию о продлении оккупации Неаполя и Пьемонта и подтвердили решимость использовать насильственные методы для восстановления власти легитимных монархов. Декларация вместе с Предварительным протоколом и дополнениями к нему отражали идеологические принципы Священного союза.

Обстановка в Европе после подавления итальянских революций продолжала оставаться неспокойной. Весной 1822 г. участники Троппау-Лайбахского конгресса начали дипломатический зондаж с целью выяснить позиции друг друга по вопросам борьбы с революцией в Испании. Очередная встреча монархов союзных держав была предусмотрена на конгрессе в Лайбахе. Предложение о созыве нового совещания было сделано императором Францем І русскому царю Александру І в начале июня 1822 г. Местом проведения нового конгресса была выбрана Верона. В этот древний город съехались монархи России, Австрии и Пруссии, итальянские государи, многочисленные дипломаты. Англию представлял видный государственный деятель герцог Артур Веллингтон.

Конгресс в Вероне проходил с 20 октября по 14 ноября 1822 г. Он был последним и наиболее представительным среди дипломатических конгрессов Священного союза. Главную роль на нем играли пять великих держав, называвших себя союзниками. Представителям итальянских государств отводилась роль второстепенная: они участвовали в обсуждении итальянских проблем. Формально союз пяти держав еще существовал, но единства между ними уже не было. Начало восточного кризиса привело к углублению противоречий. Первой стала отходить Англия. Осторожную политику проводила Франция. Программа российской делегации носила консервативный характер.

Основной проблемой на конгрессе стала подготовка по инициативе французского короля интервенции для подавления революции в Испании. На заседании уполномоченных пяти держав 20 октября 1822 г. министр иностранных дел Франции обратился с просьбой оказать его правительству «моральную поддержку» в осуществлении интервенции в Испанию, чтобы обезопасить Францию от влияния революции. Представители Англии, Пруссии и России отнеслись положительно к этой инициативе. А. Веллингтон заявил, что французское предложение противоречит английской позиции невмешательства, поэтому оно не может быть одобрено.

За этим заявлением таилось опасение английской стороны, что Франция упрочит свои позиции в Испании и в целом в Средиземноморье. 19 ноября 1822 г. был подписан протокол, явившийся секретным соглашением четырех держав о мерах по свержению революционного правительства в Испании. А. Веллингтон отказался его подписать под предлогом, что он может создать опасность для жизни испанского короля.

14.09.1815 (27.09). - Образование "Священного Союза" монархов России, Австро-Венгрии и Германии для взаимопомощи в борьбе против революции

"Священный союз" – русская попытка спасения христианской Европы

Священный Союз монархов России, Австрии и Пруссии возник в 1815 г. после . Предистория Священного Союза такова.

Таким образом, Русский Император, будучи освободителем Европы и сильнейшим Государем в ней, не стал диктовать европейцам свою волю, аннексировать их земли, а великодушно предложил мирное христианское братство для служения Божией правде. Такое поведение победителя в тяжелой оборонительной, фактически Мiровой, войне (ведь в нашествии на Русь вместе с французами участвовали и "двунадесят языков" – вся Европа) – уникально в истории международных отношений! Этот высокий духовный смысл Священного Союза отражен и в необычной редакции союзного договора, написанного самим русским Императором и не похожего ни по форме своей, ни по содержанию на международные трактаты:

«Во имя Пресвятой и Нераздельной Троицы! Их Величества, Император Австрийский, король Прусский и Император Всероссийский, вследствие великих происшествий, ознаменовавших в Европе течение последних трех лет, наипаче же вследствие благодеяний, которые Божию Провидению было угодно излиять на государства, коих правительство возложило свою надежду и уважение на Единаго Бога, восчувствовав внутреннее убеждение в том, сколь необходимо предлежащих держав образ взаимных отношений подчинить высшим истинам, внушаемым вечным законом Бога Спасителя, объявляют торжественно, что предмет настоящаго акта есть открыть перед лицом вселенныя их непоколебимую решимость, как в управлении вверенными им государствами, так и в политических отношениях ко всем другим правительствам, руководиться не иными какими-либо правилами, как заповедями сея святыя веры, заповедями любви, правды и мира, которыя не ограничивались приложением их единственно к частной жизни, долженствуют, напротив того, непосредственно управлять волею царей и водительствовать всеми их деяниями, яко единое средство утверждающее человеческиея постановления и вознаграждающия их несовершенство. На сем основании Их Величества согласились в следующих статьях:

I. Соответственно словам священных писаний, повелевающим всем людям быть братьями, три договаривающиеся монарха пребудут соединены узами действительнаго и неразрывнаго братства, и почитая себя как бы единоземцами, они во всяком случае и во всяком месте станут подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь; в отношении же к подданным и войскам своим, они, как отцы семейств, будут управлять ими в том же духе братства, которыми они одушевлены для охранения веры, мира и правды.

II. По сему единое преобладающее правило да будет, как между помянутыми властями, так и поданными их, приносить друг другу услуги, оказывать взаимное доброжелательство и любовь, почитать всех себя как бы членами единаго народа христианскаго, поелику три союзные государя почитают себя, яко поставленными от Провидения для укрепления тремя единаго семейства отраслями, а именно Австрией, Пруссией и Россией, исповедая, таким образом, что Самодержец народа христианскаго, коего они и их подданные составляют часть, не иной подлинно есть, как Тот, Кому собственно принадлежит держава, поелику в Нем едином обретаются сокровища любви, ведения и премудрости безконечныя, т.е. Бог, наш Божественный Спаситель, Иисус Христос, Глагол Всевышняго, Слово Жизни. Соответственно сим, Их Величества с нежнейшим попечением убеждают своих подданных со дня на день утверждаться в правилах и деятельном исполнении обязанностей, в которыя поставил человеков Божественный Спаситель, яко единозвенное средство наслаждаться миром, который истекает от доброй совести, и который один прочен.

III. Все державы, желающия торжественно принять изложенныя в сем Акте священныя правила, и кои почувствуют сколь нужно для счастья колебленных долгое время царств, дабы истины сии впредь содействовали благу судеб человеческих, могут всеохотно и любовно быть приняты в сей Священный Союз».

Великую миссию Священного Союза Александр I пояснил также в Высочайшем Манифесте 25 декабря 1815 г.: «...Познав из опыта о бедственных для всего света последствиях, что ход прежних политических между державами соотношений не имел основанием тех истинных начал, на коих Премудрость Божья в Откровении Своем утвердила покой и благоденствие народов, приступили Мы, совокупно с Их Величествами Августейшим Императором Францем-Иосифом I и Королем Прусским Фридрихом-Вильгельмом, к установлению между нами союза, приглашая к тому и прочие державы, в котором обязуемся Мы взаимно, как между собою, так и в отношении к подданным Нашим, принять единственным ведущим к оному средством правило, почерпнутое из словес и учения Спасителя нашего Иисуса Христа, благовествующего людям жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви. Мы желаем и молим Всевышняго о ниспослании благодати Своей, да утвердится Священный Союз сей между всеми державами, к общему их благу, и да не дерзнет никто, единодушием всех прочих воспрещаемый, отпасть от него. Сего ради, при сем список сего Союза. Повелеваем обнародовать оный и прочесть в церквах».

Фактически Русский Царь, предлагая европейским государям «жить, аки братьям, не во вражде и злобе, но в мире и любви», надеялся совершить "реакционный" христианский переворот в европейских делах, – что для "передовой" Европы было "дико" и неприемлемо. Ведь Французская революция была не случайным срывом антихристианской злобы и насилия, а выросла из общеевропейского процесса апостасии, которую не могло остановить сокрушение "узурпатора" Наполеона. Европейская "общественность", питаемая еврейскими газетами, отнеслась к Священному Союзу именно как к "реакции", подозревая в этом также и интриги Русского Царя.

Австрийские и прусские дипломаты-специалисты с самого начала отнеслись к этому многообязывающему и "непрофессиональному" тексту отчужденно и даже неприязненно. Сами подписавшие Акт европейские монархи толковали его не как договор международного права, а лишь как простую декларацию подписавших его лиц. Фридрих-Вильгельм подписал Акт из вежливости, чтобы не огорчать Александра I, освободителя Пруссии; присоединившийся позже Людовик XVIII – чтобы приравнять Францию к ведущим державам Европы. Австрийский же император Франц-Иосиф откровенно заявил: «Если это документ религиозный, то это дело моего духовника; если политический – то Меттерниха», министра иностранных дел. Меттерних же подтвердил, что эта «затея», долженствовавшая «даже по мысли своего виновника быть лишь простой моральной манифестацией, в глазах других двух государей, давших свои подписи, не имела и такого значения» . Меттерних писал в своих мемуарах, что «этот Союз был единственно выражением мистических стремлений императора Александра и приложением к политике принципов христианства» .

Впоследствии Меттерних лишь искусно пользовался Священным Союзом для своих эгоистичных целей. Ведь, обязывая Государей всегда «подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь» , документ не уточнял, в каких именно случаях и в какой форме должно осуществляться это обязательство, – это давало возможность толкования его в том смысле, что помощь обязательна во всех тех случаях, когда подданные будут выказывать неповиновение своим "законным" государям.

Подавление революционных выступлений имело место в Испании (1820–1823) – при участии Франции; в Неаполе (1820–1821) и Пьемонте (1821) – при участии Австрии. Но с одобрения европейских держав было подавлено и , хотя турецкий султан не был принят в члены Союза как государь нехристианский. В этом случае предложение России поддержать христианский греческий народ против иноверных оккупантов не было принято во внимание союзниками (ведь в Австрии могло случиться подобное восстание порабощенных славян) и Царь Александр I был вынужден подчиниться формальному общему толкованию, хотя при этом утрачивался христианский дух Союза. (Лишь при .) Казалось, Союз обречен на провал. Однако низвержение монархии во Франции в 1830 г. и взрыв революций в Бельгии и Варшаве заставили Австрию, Россию и Пруссию вернуться к традициям Священного Союза. Россия подавила революцию в Венгрии в 1849 г.

Тем не менее геополитические и нравственные противоречия между участниками Союза оказались столь велики, что его сохранение оказалось невозможно. , в которой европейские государства выступили против России (или отказали в помощи) в союзе с мусульманской Турцией, похоронила все надежды на возможность Союза христианских монархов. Западная христианская апостасийная цивилизация и русская христианская удерживающая – окончательно разошлись. "Страна святых чудес" (), каковой еще идеализировали Европу первые славянофилы, надеясь спасти ее от гибели братским русским влиянием (), – перестала для них существовать. Констатацией этого стала книга "Россия и Европа".

В дальнейшем внешняя политика России исходила в основном из того, что в Европе «у России нет друзей и союзников, кроме Русской армии и флота» (). Участие России в коалициях одних европейских держав против других диктовались прагматическими соображениями: сдерживать наиболее агрессивного соперника (каким, в конечном счете, еврейские СМИ и деньги "сделали" соседнюю Германию) в союзе с менее агрессивными (какими выглядели территориально отдаленные Англия и Франция).

Но "менее агрессивные" демократические союзники оказались более лукавы и предали Россию в с целью столкновения главных европейских монархий, бывших участников Священного Союза. Их взаимное сокрушение и торжество жидо-масонской власти в Европе стало наглядным уроком и логичной "альтернативой" неосуществившемуся стремлению русской монархии «подчинить высоким истинам, внушаемым законом Бога Спасителя» международные отношения христианских держав.

Ныне демократизированная и "мультикультурализированная" объединенная Европа, исключившая упоминание о христианстве из своей конституции, демонстрирует полное торжество масонских идей Французской революции. Торжественное празднование ее 200-летия в 1989 г. в Париже стало сюрреалистическим спектаклем, репетицией парада воцарения антихриста. Европа стала колонией своей бывшей колонии или, по выражению Бжезинского, "вассалом" и "геополитическим плацдармом" США (прообраза царства антихриста) в завоевании Евразии как "главного приза" для Америки.

М. Назаров

См. также в книге "Вождю третьего Рима" (гл. VI-8: )

Обсуждение: 2 комментария

    Слова "жидомасон", "жидофашист" и т. п. пишутся слитно.

    Благодарю за исправление опечатки.

СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ

Реакционное объединение европейских монархов, возникшее после падения империи Наполеона. 26. IX 1815 русский император Александр I, австрийский император Франц I и прусский король Фридрих Вильгельм III подписали в Париже т. н. "Акт Священного союза".

Реальная сущность "Акта", выдержанного в высокопарно религиозном стиле, сводилась к тому, что подписавшие его монархи обязывались "во всяком случае и во всяком месте... подавать друг другу пособие, подкрепление и помощь". Иными словами, С. с. являлся своеобразным договором о взаимопомощи между монархами России, Австрии и Пруссии, носившим чрезвычайно широкий характер.

19. XI 1815 к С. с. присоединился французский король Людовик XVIII; в дальнейшем к нему примкнуло большинство монархов европейского континента. Англия формально не вошла в состав С. с, однако на практике Англия нередко координировала своё поведение с общей линией С. с.

Благочестивые формулы "Акта Священного союза" прикрывали весьма прозаические цели его творцов. Их было две:

1. Поддерживать в неприкосновенности ту перекройку европейских границ, которая в 1815 была произведена на Венском конгрессе (см.).

2. Вести непримиримую борьбу против всех проявлений "революционного духа".

Фактически деятельность С. с. почти целиком сосредоточилась на борьбе с революцией. Узловыми пунктами этой борьбы являлись периодически созываемые конгрессы глав трёх руководящих держав С. с, на которых присутствовали также представители Англии и Франции. Ведущую роль на конгрессах играли обычно Александр I и К. Меттерних. Всего конгрессов С. с. было четыре - Аахенский конгресс 1818, Троппауский конгресс 1820, Лайбахский конгресс 1821 и Веронский конгресс 1822 (см.).

Державы С. с. целиком стояли на базе "легитимизма", т. е. возможно более полного восстановления старых династий и режимов, опрокинутых французской революцией и армиями Наполеона, и исходили из признания абсолютной монархии. С. с. был европейским жандармом, державшим в оковах европейские народы. Ярче всего это проявилось в позиции С. с. по отношению к революциям в Испании (1820-23), Неаполе (1820-21) и Пьемонте (1821), а также к восстанию греков против турецкого ига, начавшемуся в 1821.

19. XI 1820, вскоре после начала революции в Испании и Неаполе, Россия, Австрия и Пруссия на конгрессе в Троппау подписали протокол, который открыто провозглашал право вмешательства трёх руководящих держав С. с. во внутренние дела других стран в целях борьбы с революцией. Англия и Франция не подписали этого протокола, но дальше словесных протестов против него не пошли. В результате решений, принятых в Троппау, Австрия получила полномочия на вооружённое подавление неаполитанской революции и в конце марта 1821 оккупировала своими войсками Неаполитанское королевство, после чего здесь был восстановлен абсолютистский режим. В апреле того же 1821 Австрия насильственно подавила революцию в Пьемонте.

На Веронском конгрессе (октябрь - декабрь 1822) усилиями Александра I и Меттерниха было принято решение о вооружённом вмешательстве в испанские дела. Полномочия на фактическое осуществление этой интервенции были даны Франции, которая 7. IV 1823 действительно вторглась в Испанию со 100-тысячной армией под командой герцога Ангулемского. Испанское революционное правительство сопротивлялось иностранному нашествию в течение полугода, но в конце концов силы интервентов, поддерживаемых испанской внутренней контрреволюцией, одержали победу. В Испании, как раньше в Неаполе и Пьемонте, был восстановлен абсолютизм.

Не менее реакционной была позиция С. с. в греческом вопросе. Когда делегация греческих повстанцев прибыла в Верону, чтобы просить христианских государей и прежде всего царя Александра I о помощи против султана, конгресс даже отказался её выслушать. Этим немедленно воспользовалась Англия, которая ради укрепления своего влияния в Греции стала оказывать поддержку греческим повстанцам.

Веронский конгресс 1822 и интервенция в Испании были по существу последними крупными актами С. с. После этого он фактически перестал существовать. Распад С. с. обусловливался двумя главными причинами.

Во-первых, внутри союза очень скоро вскрылись противоречия между его главными участниками. Когда в декабре 1823 испанский король Фердинанд VII обратился к С. с. за помощью для приведения к покорности своих "мятежных" колоний в Америке, Англия, заинтересованная в рынках этих колоний, не только заявила решительный протест против всех попыток подобного рода, но и демонстративно признала независимость американских колоний Испании (31. XII 1824). Это вбило клин между С. с. и Англией. Несколько позднее, в 1825 и в 1826, на почве греческого вопроса стали портиться отношения между Россией и Австрией- двумя главными столпами С. с. Александр I (к концу своего царствования), а затем Николай I оказали поддержку грекам, в то время как Меттерних продолжал свою прежнюю линию в отношении греческих "мятежников". 4. IV 1826 между Россией и Англией был даже подписан т. н. Петербургский протокол о координации действий в греческом вопросе, явно направленный против Австрии. Вскрылись противоречия и между другими участниками С. с.

Во-вторых, - и это было особенно важно, - несмотря на все старания реакции, рост революционных сил в Европе продолжался. В 1830 произошли революции во Франции и Бельгии, а в Польше вспыхнуло восстание против царизма. В Англии бурное движение народных масс вынудило консерваторов пойти на избирательную реформу 1832. Это нанесло тяжёлый удар не только принципам, но и самому существованию С. с, который фактически распался. В 1833 монархи России, Австрии и Пруссии попытались восстановить С. с, но эта попытка окончилась неудачей (см. Мюнхенгрецкая конвенция).

В нынешнем году исполняется 200-летие одного из ключевых событий в истории Европы, когда по инициативе российского императора Александра I-го или, как его именовали, Александра Благословенного, были предприняты шаги в направлении установления нового мирового порядка. Во избежание новых войн, подобных тем, что вёл Наполеон, была выдвинута идея создания коллективного договора безопасности, гарантом которого стал Священный Союз (la Sainte-Alliance) при руководящей роли России.

Личность Александра Благословенного остаётся одной из самых сложных и загадочных в русской истории. «Сфинкс, неразгаданный до гроба» , – скажет о нём князь Вяземский. К этому можно добавить, что и за гробом судьба Александра I столь же загадочна. Мы имеем в виду житие праведного старца Феодора Кузмича Благословенного, причисленного к лику Святых Русской Православной Церкви.

Мировая история знает немного деятелей, сопоставимых по масштабу с императором Александром. Эта удивительная личность остаётся непонятой и сегодня. Александровская эпоха была, возможно, наивысшим взлётом России, её «золотым веком», тогда Петербург был столицей Европы, и судьбы мира решались в Зимнем дворце.

Современники называли Александра I «Царём царей», победителем антихриста, освободителем Европы. Европейские столицы с восторгом приветствовали царя-освободителя: население Парижа встречало его цветами. Главная площадь Берлина названа его именем – Alexander Platz. На миротворческой деятельности царя Александра я и хочу остановиться. Но вначале напомним кратко исторический контекст Александровской эпохи.

Глобальная война, развязанная революционной Францией в 1795 году, продолжалась без малого 20 лет (до 1815 года) и по-настоящему заслуживает название «Первой мировой», как о своему размаху, так и по длительности. Тогда впервые на полях сражений Европы, Азии и Америки сталкиваются миллионные армии, впервые война велась в масштабах планеты за господство тотальной идеологии.

Рассадником этой идеологии была Франция, а распространителем – Наполеон. Впервые войне предшествовала пропаганда тайных сект и массовая психологическая обработка населения. Просвещенцы-иллюминаты работали не покладая рук, создавая управляемый хаос. Век просвещения, а точнее помрачения, закончился революцией, гильотиной, террором и мировой войной.

Богоборческая и антихристианская основа нового порядка была очевидна для современников.

В 1806 году Святейший Синод Русской Православной Церкви предал анафеме Наполеона за его гонения на Западную Церковь. Во всех храмах Российской Империи (православных и католических) Наполеон был объявлен антихристом и «врагом рода человеческого».

Зато европейская и русская интеллигенция приветствовали Наполеона как нового Мессию, который сделает революцию всемирной и объединит под своей державой все народы. Так, Фихте воспринимал революцию во главе с Наполеоном как подготовку к построению идеального мирового государства.

Для Гегеля во французской революции «явилось само содержание воли человеческого духа» . Гегель, несомненно, прав в своём определении, но с уточнением, что этот европейский дух был апостасийным. Незадолго до французской революции глава баварских иллюминатов Вайсхаупт стремился вернуть человека в его «природное состояние». Его кредо: «мы должны разрушить всё без сожаления, как можно больше и как можно быстрее. Моё человеческое достоинство не позволяет мне никому повиноваться» . Наполеон стал исполнителем этой воли.

После разгрома австрийской армии в 1805 году, тысячелетняя Священная Римская империя была упразднена, и Наполеон – официально «Император Республики» – стал фактически императором Запада. Пушкин скажет о нём:

«Мятежной вольности наследник и убийца,

Сей хладнокровный кровопийца,

Сей царь, исчезнувший как сон, как тень зари».

После 1805 года Александр I, оставаясь единственным христианским императором в мире, противостоял духам злобы и силам хаоса. Но об этом не любят вспоминать идеологи мировой революции и глобалисты. Александровская эпоха необычайно насыщена событиями: в сравнении с ней бледнеют даже Петровское и Екатерининское царствования.

За неполные четверть века император Александр выиграл четыре военные кампании, отразив агрессию Турции, Швеции, Персии и в 1812 году вторжение европейских армий. В 1813 году Александр освобождает Европу и в Битве Народов под Лейпцигом, где он лично руководит союзными армиями, наносит смертельное поражение Наполеону. В марте 1814 года Александр I во главе русской армии с триумфом вступает в Париж.

Тонкий и дальновидный политик, великий стратег, дипломат и мыслитель – Александр Павлович был необыкновенно одарён от природы. Его глубокий и проницательный ум признавали даже враги: «Он неуловим как морская пена» , – говорил о нём Наполеон. Как же после всего этого объяснить, что царь Александр I остаётся одной из самых оклеветанных фигур русской истории?

Он – победитель Наполеона, объявляется бездарностью, а разбитый им Наполеон (кстати, проигравший за свою жизнь шесть военных кампаний) – военным гением.

Культ людоеда-Наполеона, устилавшего миллионами трупов Африку, Азию и Европу, этого грабителя и убийцы, поддерживается и превозносится уже 200 лет, в том числе и у нас в сожженной им Москве.

Глобалисты и клеветники России не могут простить Александру Благословенному его победы над «глобальной революцией» и тоталитарным мировым порядком.

Это длинное вступление мне потребовалось для того, чтобы обрисовать в общих чертах положение мира в 1814 году, когда после окончания Мировой войны, все главы европейских государств собрались на конгресс в Вене, чтобы определить будущее устройство мира.

Главным вопросом Венского Конгресса стал вопрос о предотвращении войн на континенте, определение новых границ, но, прежде всего, пресечения подрывной деятельности тайных обществ.

Победа над Наполеоном не означала победы над идеологией иллюминатов, которая успела пронизать все структуры общества в Европе и России.

Логика Александра была ясна: кто зло попускает, тот сам зло творит.

Зло не знает ни границ, ни меры, поэтому противостоять силам зла нужно всегда и везде.

Внешняя политика является продолжением политики внутренней, и как не бывает двойной морали – для себя и для других, так нет политики внутренней и внешней.

Православный царь и во внешней политике, в отношениях с неправославными народами, не мог руководствоваться иными нравственными принципами.

Александр по-христиански прощает французам все их вины перед Россией: пепел Москвы и Смоленска, грабежи, взорванный Кремль, расстрелы русских пленных.

Русский царь не позволил своим союзникам разграбить и разделить на части побеждённую Францию. Александр отказывается от репарации с обескровленной и голодной страны. Союзники (Пруссия, Австрия и Англия) были вынуждены покориться воле русского царя, и в свою очередь отказались от репараций. Париж не был ни ограблен, ни разрушен: Лувр с его сокровищами и все дворцы остались в неприкосновенности.

Европа была ошеломлена великодушием царя.

В оккупированном Париже, переполненном наполеоновскими солдатами, Александр Павлович гулял по городу без эскорта, в сопровождении одного флигель-адъютанта. Парижане, узнавая царя на улице, целовали его коня и сапоги. Никому из наполеоновских ветеранов не пришло в голову поднять руку на русского царя: все понимали, что он был единственным защитником поверженной Франции.

Александр I амнистировал всех поляков и литовцев, воевавших против России. Он проповедовал личным примером, твёрдо зная, что изменить другого можно только собой. По словам Святителя Филарета Московского: «Александр наказал французов милостью» .

Русская интеллигенция – вчерашние бонапартисты и будущие декабристы – осуждали великодушие Александра и в то же время готовили цареубийство.

Как глава Венского конгресса Александр Павлович приглашает побеждённую Францию к участию в работе на равных и выступает в Конгрессе с невероятным предложением о строительстве новой Европы на основе евангельских принципов . Никогда ещё за всю историю Евангелие не закладывалось в фундамент международных отношений.

В Вене император Александр даёт определение правам народов: они должны покоиться на заветах Священного Писания.

Православный царь предлагает в Вене всем монархам и правительствам Европы отказаться от национального эгоизма и макиавеллизма во внешней политике и подписать Хартию Священного Союза (la Sainte-Alliance). Важно отметить, что сам термин «Священный Союз» по-немецки и по-французски звучит как «Священный Завет», что усиливает его Библейское значение.

Окончательно Хартия Священного Союза будет подписана участниками Конгресса 26 сентября 1815 года. Текст был составлен лично императором Александром и только слегка подправлен императором австрийским и королём прусским.

Три монарха, представлявшие три христианские конфессии: Православие, Католицизм и Протестантизм, обращаются к миру в преамбуле: «Торжественно заявляем, что настоящий акт не имеет другой цели, кроме как желания перед всем миром явить своё непоколебимое намерение избрать правилом, как во внутреннем управлении своими государствами, так и в отношениях с другими правительствами, заповеди Святой религии, заповеди справедливости, любви, миролюбия, которые соблюдаются не только в частной жизни, но должны руководить политикой государей, будучи единственным средством упрочения человеческих учреждений и исправления их несовершенства» .

С 1815 по 1818 год устав Священного Союза подписали пятьдесят государств. Не все подписи были поставлены искренне, оппортунизм свойственен всем эпохам. Но тогда, перед лицом Европы правители Запада не посмели открыто опровергнуть Евангелие.

С самого возникновения Священного Союза Александра I обвиняли в идеализме, мистицизме и мечтательности. Но Александр не был ни мечтателем, ни мистиком; он был человеком глубокой веры и ясного ума, и любил повторять слова царя Соломона (Притчи, гл. 8,13-16):

«Страх Господень – ненавидит зло, гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу. У меня совет и правда, я – разум, у меня сила. Мною цари царствуют, и правители узаконяют правду. Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» .

Для Александра I история была проявлением Промысла Божия, Богоявлением в мире. На медали, которой награждали русских воинов-победителей, были выбиты слова царя Давида: «Не нам, Господи, не нам, но Имени Твоему дай славу» (Псалом 113,9).

Планы устроения европейской политики на евангельских принципах были продолжением идей Павла I – отца Александра I и строились на святоотеческой традиции.

Великий современник Александра I Святитель Филарет (Дроздов) провозглашал Библиоцентризм основой государственной политики. Его слова сравнимы с положениями Устава Священного Союза.

Враги Священного Союза прекрасно понимали, против кого направлен Союз. Либеральная пропаганда и тогда, и после всячески очерняла «реакционную» политику русских царей. По словам Ф.Энгельса: «Мировая революция будет невозможна, пока существует Россия» .

Вплоть до смерти Александра I в 1825 году главы европейских правительств собирались на конгрессы для согласования своей политики.

На Конгрессе в Вероне царь сказал министру иностранных дел Франции и знаменитому писателю Шатобриану:

«Считаете ли Вы, что, как говорят наши враги, Союз лишь слово, прикрывающее амбиции? […] Больше нет политики английской, французской, русской, прусской, австрийской, а есть только общая политика, её-то ради общего блага и должны принять народы и цари. Мне первому следует проявить твёрдость в принципах, на которых я основал Союз» .

В своей книге «История России» французский поэт и политический деятель Альфонс де Ламартин напишет: «Такова была идея Священного Союза, идея, которую оболгали в её существе, представляя её низким лицемерием и сговором о взаимной поддержке для угнетения народов. Долг истории вернуть Священному Союзу его истинное значение» .

В течение сорока лет, с 1815 по 1855 год, Европа не знала войн. В то время митрополит Филарет Московский говорил о роли России в мире: «Историческая миссия России – утверждение нравственного порядка в Европе, на основе Евангельских заповедей» .

Наполеоновский дух воскреснет с племянником Наполеона I – Наполеоном III, который при помощи революции захватит трон. При нём Франция в союзе с Англией, Турцией, Пьемонтом, при поддержке Австрии развяжет войну против России. Европа Венского Конгресса закончится в Крыму, в Севастополе. В 1855 году будет похоронен Священный Союз.

Многие важные истины могут постигаться от противного. Попытки отрицания часто приводят к утверждению.

Последствия нарушения мирового порядка хорошо известны: Пруссия разбивает Австрию и, объединив германские государства, громит Францию в 1870 году. Продолжением этой войны будет война 1914 – 1920 годов, а следствием Первой мировой – Вторая мировая война.

Священный Союз Александра I остался в истории благородной попыткой возвысить человечество. Это единственный пример бескорыстия в области мировой политики в истории, когда Евангелие стало Уставом в международных делах.

В заключение хочется привести слова Гёте, сказанные в 1827 году по поводу Священного Союза, уже после смерти Александра Благословенного:

«Миру необходимо ненавидеть что-нибудь великое, что и подтверждалось его суждениями о Священном Союзе, хотя ещё не задумывалось ничего более великого и более благодетельного для человечества! Но чернь этого не понимает. Величие ей нестерпимо» .