Особенности политического лидера в современной россии. Харизматические лидеры современности

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО

    Природа и сущность лидерства.

    Типология политического лидерства.

    Функции политических лидеров.

    Современные тенденции в развитии политического лидерства.

Лидерство – универсальный по своей природе феномен общественной жизни. Оно существует везде – в больших и малых организациях, в бизнесе и в религии, в неформальных организациях и массовых демонстрациях. Лидерство присуще любой сфере человеческой деятельности, для существования и прогресса которой требуется выделение руководителей и ведомых, лидеров и последователей.

Важность проблемы лидерства многократно возрастает в политической сфере. Здесь концентрируются властные интересы граждан, механизмы противоборства или сотрудничества политических лидеров, их последователей и противников.

1.Природа и сущность лидерства

Наблюдая за поведением политической элиты конкретного общества можно заметить, что отдельные ее представители отличаются явным приоритетом во влиянии на общество по сравнению с другими. Личность, оказывающая постоянное и решающее влияние на общество, государство, организацию называется политическим лидером.

Понятие “лидер” происходит от английского “leader”,что означает ведущий, управляющий другими людьми. Смысл данного слова достаточно точно отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы к которым он причастен, его функции. Для лидера характерна способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Лидеры возглавляют, ведут за собой различные человеческие общности – от небольших групп людей до сообществ государственного уровня.

Становление и функционирование лидеров – это объективное и универсальное явление. Объективное – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, в выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, в которых верят, которые пользуются авторитетом, люди высокоактивные и энергичные. Универсальное – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Можно говорить о лидерах в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, в партиях, профсоюзах, студенческой группе и т.д.

С понятием “лидер” тесно связано другое понятие – “лидерство”. Под ним понимается сложный механизм взаимодействия лидеров и ведомых. Этот механизм предполагает, с одной стороны, генерирование лидером новых идей, активное и действенное влияние на людей управление ими. С другой стороны – готовность людей подчиняться лидеру, следовать за ним, участвовать в выполнении поставленных им задач.

Политический лидер – это не просто человек, который руководит политическими процессами, осуществляет функции по управлению обществом, политической организацией или движением. Политический лидер – это тот, кто способен изменять ход событий и направленность политических процессов. Поэтому очевидно, что не каждый премьер-министр, монарх, руководитель политической партии, а тем более парламентарий становится политическим лидером. Политические лидеры активизируют политические процессы в обществе. Они выдвигают программы, определяющие ход исторического развития общества. Реальная политика никогда не вершилась без участия политических лидеров, выступающих главными действующими лицами в политических процессах, их основными стимуляторами.

Политические лидеры общегосударственного, общенационального масштаба – это государственные деятели, руководители крупных партий, депутаты, лидеры общественно-политических движений, инициаторы различного рода общественных объединений. Их характеризует возможность реально влиять на политику: определять стратегию развития общества, формировать правительства, контролировать кабинеты министров.

Политическое лидерство – это механизм и конкретные способы реализации власти. Политическое лидерство представляет собой высший уровень лидерства, поскольку оно отражает политические процессы и отношения в высших структурах власти, фиксирует властные отношения между субъектом и объектом политики на вершине политической пирамиды.

Феномен лидерства пытаются объяснить многие теории (см. схема).

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ

ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРСТВА

Теория черт Ситуационная теория Психологические теории

Сторонники теории черт рассматривают лидера как совокупность его определенных психологических черт, наличие которых способствует выдвижению индивида на лидирующие позиции, и наделяют его способностью принимать властные решения в отношении других людей. Среди наиболее значимых черт лидера назывались такие, как инициативность, компетентность, острый ум, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, общительность, чувство юмора и т.д. К обязательным качествам современных политических лидеров в демократических странах все чаще добавляют фото- и телегеничность, внешнюю привлекательность, способность внушать людям доверие и др.

Для проверки теории черт были проведены обширные конкретные исследования. Они в значительной мере поставили под сомнение эту концепцию, так как оказалось, что при детальном анализе индивидуальные качества лидера почти в точности совпадают с полным набором психологических и социальных признаков личности вообще. К тому же многие выдающиеся способности людей на протяжении многих лет, а часто и всей жизни оказываются невостребованными, не находят применения.

Однако, все это вовсе не означает полного отрицания теории черт. Очевидно, что для занятия лидирующих позиций в условиях конкуренции действительно нужны определенные психологические и социальные качества. При этом их набор значительно варьируется в зависимости от исторических эпох, отдельных государств и конкретных ситуаций.

Идею зависимости лидерства от определенных социальных условий обосновывает и развивает ситуационная теория. Она исходит из относительности и множественности лидерства. Лидер – функция определенной ситуации. Именно сложившиеся конкретные обстоятельства определяют отбор политического лидера и детерминируют его поведение. Так, например, ситуация в исламском Иране неизбежно отвергнет политиков европейского или американского типа. Точно также и религиозный лидер-пророк не сумеет проявить себя на политической арене Запада.

Очевидно, что требования к лидеру значительно различаются и в зависимости от того, находится ли данное государство в состоянии кризиса или же развивается стабильно.

С точки зрения ситуационного подходя лидерские качества относительны. Один человек может проявить черты лидера на митинге, другой – в повседневной политико-организационной работе, третий – в межличностном общении и т.п. в целом же лидеров отличают главным образом целеустремленность, готовность взять на себя ответственность за решение той или иной задачи, а также компетентность.

Природа политического лидерства достаточно сложна и не поддается однозначной интерпретации. Прояснить его субъективные механизмы помогают психологические теории и, в частности, психоаналитическое объяснение лидерства. Как считал основоположник психоанализа З.Фрейд, в основе лидерства лежит подавленное либидо – преимущественно бессознательное влечение сексуального характера. (Последователи Фрейда трактуют либидо более широко – как психическую энергию вообще). В процессе сублимации оно проявляется в стремлении к творчеству и в том числе к лидерству. Фрейд выделил две категории индивидов по критерию их отношения к лидерству: те, кто стремятся к власти, и те, кто чувствует внутреннюю потребность в подчинении, в чьем-то покровительстве.

Французский исследователь психологии масс Г.Лебон разделял народ на лидеров и массу. Значение лидеров в общественной жизни он сильно преувеличивал, а роль толпы, наоборот, наоборот – недооценивал. Он считал, лидеры могут все, достаточно только им научиться владеть психологией масс. Толпа всегда ищет вождя и сама, по мнению Г.Лебона, стремится к подчинению.

Заметный вклад в развитие психоанализа внесли ученые Франкфуртской школы Э.Фромм,Т.Адорно и др. Они выявили тип личности, предрасположенный к авторитаризму и стремящийся к власти. Такая личность формируется чаще всего в обществах, охваченных системным кризисом, в результате чего существует атмосфера массового отчаяния и беспокойства. При этих обстоятельствах народ ищет своего спасителя и готов доверить ему свою судьбу. Авторитарный лидер стремится подчинить себе все структуры гражданского общества, склонен к мистике, руководствуется в первую очередь эмоциями и не терпит равенства и демократии.

Для изучения природы лидерства большое значение имеют типологизации политических лидеров. В соответствии с различными основаниями и критериями выделяют множество типов лидерства.

2. Типология политического лидерства

Сложность и многообразие проявлений феномена политического лидерства предполагает и многообразие его типов. Существуют различные основы для классификации и сравнения лидеров (см. схема).

Основания типологизации Типы

В зависимости от ресурсов подчинения Традиционное

(классификация М. Вебера) Рационально-легальное

Харизматическое

Демократическое

В зависимости от целей лидеров и их Консервативное

воздействия на общество Реформаторское

Революционное

В зависимости от имиджа лидера Лидер-знаменоносец

Лидер-служитель

Лидер-торговец

Лидер-пожарный

Многие исследователи лидерства опираются на типологию, разработанную немецким философом и социологом М.Вебером. Его типология опирается на понятие “авторитет”. М.Вебер понимал под лидерством способность отдавать приказы и вызывать повиновение. В основе этой способности лежат различные ресурсы, которые обеспечивают подчинение лидеру со стороны населения. Добровольное подчинение лидеру (это и есть авторитет) достигается различными средствами. М.Вебер выделял три типа лидерства:

1. Традиционное лидерство – право на лидерство основано на существующих в обществе традициях. Например, старший сын монарха после его смерти признается монархом. Такой тип лидерства в большей мере присущ доиндустриальному обществу.

2. Рационально-легальное лидерство – право на лидерство возникает вследствие установленных в данном сообществе формальных узаконенных процедур. Это по сути дела бюрократическое лидерство. В нем лидер-чиновник получает авторитет не в силу традиции или каких-то особых качеств, а как исполнитель определенной государственной функции.

3. Харизматическое лидерство – основано на вере в сверхъестественные способности лидера, на культе его личности. Оно имеет эмоциональную основу. Харизматический авторитет не связан с нормативным порядком назначения на управляющую должность и завит также не столько от идей, сколько от приверженности масс, их веры в особые качества вождя, от их преклонения перед ним.

По М.Веберу, такой лидер способен предложить обществу новые ответы на волнующие их вопросы и выступить с инициативами, которые выходят за рамки того, что принято в данном обществе, и в обычных условиях были бы эффективно блокированы. Следовательно, харизматический лидер чаще всего играет новаторскую или революционную роль.

Сила харизмы лидера может быть столь велика, что его недостатки нередко воспринимаются в качестве достоинств (например, авторитарность), становятся частью эталонного образа вождя. Такому лидеру прощаются провалы в политике, нелигитимные действия. Ответственность за первые возлагается на окружение лидера, вторые воспринимаются как нечто оправданное обстоятельствами, заботой о благе народа.

Иногда абсолютизация роли лидера принимает форму культа личности, языческого преклонения перед харизматической фигурой.

Возможна дифференциация и типология политических лидеров в зависимости от используемых ими методов управления обществом. В соответствии с данным критерием в политологии выделяют два стиля – демократический и авторитарный.

Демократический политический лидер инициирует максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрирует ответственность в своих руках, а старается распределить ее среди членов группы. Такие лидеры открыты для критики, доброжелательны к людям, создают атмосферу сотрудничества и общности интересов.

Авторитарный политический лидер ориентируется на недемократические, монопольные методы управления. Связи между членами группы при таком лидере сведены на нет или же проходят под жестким контролем лидера. Он не допускает критики, инакомыслия, предпочитает единоличное направляющее воздействие, основанное на угрозе применения силы.

Одним из обобщающих критериев для типологии политических лидеров являются цели, которые они ставят, и воздействие, оказываемое ими на общество. В связи с этими критериями американский политолог Р.Такер выделяет три типа политических лидеров: консерваторы, реформаторы, революционеры.

Консерваторы направляют всю свою активность и все свои действия на обоснование необходимости сохранения общества в его современном виде.

Реформаторы стремятся к радикальному преобразованию общественного устройства посредством проведе6ния широкомасштабного реформирования, прежде всего властных структур.

Революционеры ставят целью переход к принципиально иной общественной системе.

Одной из наиболее современных и общераспространенных типологий лидерства является система американского ученого Маргарет Дж.Херманн. она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. “Имидж” в переводе с английского означает “образ”, а в обыденной жизни под ним подразумевают визуальную привлекательность личности. М.Хермани выделяет четыре собирательных образа лидеров на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов (приверженцев, избирателей и т.д.); способов взаимосвязи лидера и его сторонников; конкретной ситуации, в которой осуществляется лидерство.

Первый образ (имидж) – лидер-знаменосец. Его отличает собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Лидер-знаменосец определяет характер происходящего, его темп и способы преобразований

Второй образ – лидер-служитель. Он достигает признания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их избиратели.

Третий образ – лидер-торговец. С ущественная черта его состоит в способности привлекательно преподнести свои идеи и планы, убедить граждан в их преимуществе, заставить “купить” эти идеи, а также привлечь массы к их осуществлению.

Четвертый образ – лидер-пожарный. Он отличается быстрой реакцией на насущные требования времени, сформулированные его сторонниками. Лидер-пожарный способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро принимать решения, адекватно реагировать на ситуацию.

Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде они встречаются редко. Чаще всего те или иные свойства от каждого идеального типа сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

З.Функции политических лидеров

Функции, выполняемые политическими лидерами, предопределяются теми целями, которые они ставят, и той ситуацией (экономической и политической) в которой им приходится действовать.

В условиях кризисной ситуации политический лидер направляет свои усилия прежде всего на реализацию следующих функций:

Аналитическая илипостановка диагноза. Ее выполнение предполагает глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации, изучение совокупности объективных и субъективных факторов и реалий.

Разработка программы действий . В ее реализации большую роль играют личностные качества политического лидера: решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность.

Мобилизация страны на выполнение принятой программы. Выполнение этой функции во многом зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт с широкими массами, убеждать, вдохновлять, привлекать на свою сторону колеблющихся.

Названные функции характерны для чрезвычайной ситуации. В условиях относительной стабильности общества круг функций политического лидера расширяется.

Прежде всего, политический лидер должен выполнять новаторскую функцию, то есть сознательно вносить новые конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы общественного развития, осуществляются обновление, реорганизация политических структур. Политический лидер формулирует новые социальные цели и задачи, обосновывает стратегические приоритеты и тактические способы и методы их достижения. Каждое политическое решение должно быть глубоко продумано, тщательно проанализировано на многовариантной основе, поскольку сфера политики – вид рисковой деятельности, затрагивающей судьбы миллионов людей. Выдвижение общенациональных целей и программ с необходимостью требует всестороннего анализа социальных, материальных, финансовых и политических ресурсов их реализации.

Коммуникативная предполагает отражение всего спектра потребностей и интересов людей как в политических манифестах и программах политических лидеров, так и в их практической деятельности. Политический лидер должен следить за постоянно меняющимися общественными настроениями и мнением, отражающим динамику преобразующейся жизни. Политические лидеры должны обладать даром предвидения новых проблем и противоречий в обществе.

Из новаторской и коммуникативной логически вытекает организаторская функция, которая включает в себя умение направить и организовать действия масс, объединить усилия всех слоев общества на воплощение политических программ и решений в жизнь.

Организаторская функция включает также формирование кадров и сплочение сторонников реформ.

Продолжением организаторской является координационная функция, которая направлена на координацию и согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти, а также практических исполнительских решений. Координационная функция включает в себя корреляцию, координацию деятельности всех ветвей власти и властных институтов: парламента, суда, органов исполнительной власти.

Интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. Она предусматривает обеспечение единства всех политических сил общества, сплоченности всех его социальных групп.

Крайняя, максимально завышенная оценка функций и эффективности политического лидера проявляется в культе личности. Он представляет собой чрезмерное возвеличивание, и даже обожествление человека. Наиболее часто он встречается в тоталитарных и авторитарных государствах.

Благоприятной субъективной питательной средой культа личности являются патриархальная и подданническая политические культуры, которые исходят из веры в “ххорошего царя” или руководителя, из принятия жесткой иерархической организации общества. Однако важнейшей непосредственной причиной культа личности обычно является огромная концентрация политической, духовной, экономической и социальной власти в руках одного человека. Также утверждению культа личности способствует тотальная личная зависимость всех нижестоящих не столько от результатов своей деятельности, сколько от благосклонности начальства.

    C овременные тенденции в развитии политического лидерства

В последние десятилетия в развитии политического лидерства обозначился ряд новых тенденций. Масштабные стрессовые ситуации для огромного множества людей, которые принес с собой ХХ век, и коренные изменения, вызванные научно-техническим прогрессом, породили глобальные проблемы, бросающие вызов человеческой цивилизации. Данные обстоятельства предъявили новые, повышенные требования к политическим лидерам. Масштабной тенденцией в эволюции лидерства стал резкий рост ответственности политических лидеров за судьбы людей, за настоящее и будущее народов и государств, которыми они управляют. Современные политические лидеры уже не могут выдвигать программы развития своих государств без учета глобальных проблем человечества.

Важной тенденцией в развитии политического лидерства в последние десятилетия является концентрация активности лидеров на экономических и социальных проблемах. Особенно это отличает политических лидеров демократических государств. Развитие данной тенденции обусловлено многими обстоятельствами. Главное из них заключается в том, что рост благосостояния нации, связанный с активностью того или иного политического лидера, - наиболее зримый показатель для признания политического деятеля как политического лидера. Другое обстоятельство связано с огромными временными рамками политической активности (например, президенты выбираются на 4-5 лет). Высокий экономический результат, рост благосостояния нации – самый прочный фундамент для надежды быть избранным еще на один срок.

Американский политолог Р.Такер отмечает такую тенденцию как уменьшение вероятности в современных условиях появления политических лидеров-героев, таких, например, как Наполеон. Причин очень много. Это и разделение властей, и ограничение деятельности лидеров конституционными и правовыми нормами и др. Кроме того, как уже подчеркивалось, крупные политические лидеры появляются в периоды глубоких кризисов. Кризисные периоды – это война и связанная с ней разруха, это глубочайшие спады производства в связи с циклическим характером развития экономики. Если иметь в виду данные, типичные для прошлого кризисные ситуации, то их вероятность в настоящее время по известным причинам существенно снижена. Новая мировая война грозит самому существованию человечества в силу возможного использования ядерного оружия. Что касается экономических кризисов, подобных кризису 30-х годов, то современные государства научились их прогнозировать и не допускать. Именно по этим причинам для современности типичны не лидеры – герои, а такие политические лидеры, которые в конкретных условиях обеспечивают своим странам три высочайшие ценности: национальную безопасность, рост благосостояния народа и права человека.

По мере сокращения в мире недемократических режимов и соответственно становления новых демократических государств обнаруживает свое самостоятельное действие тенденция сокращения границ власти политического лидера. Развитию данной тенденции способствует совершенствование системы разделения властей.

Особо следует выделить такую тенденцию в развитии лидерства как профессионализация. Политический труд постепенно становится профессией, аналогичной профессии конструктора, врача или адвоката. Он становится главным и постоянным источником дохода. Хотя профессиональные политики занимают выборные должности, большинство из верхнего эшелона обычно сохраняет свой род занятий даже после смены правящей партии. Этому способствует аккумуляция ими ряда политических должностей в парламенте, партии, органах местного самоуправления и некоторых других учреждениях.

В ряде стран (Япония, Франция, США и др.) учет профессионализации политической деятельности проявляется в отборе будущих политических лидеров еще в детском или подростковом возрасте и их подготовке в специальных школах и университетах. Такие меры, сочетаемые с развитием политического участия граждан и укреплением контроля за власть имущими, способствуют повышению эффективности политического лидерства, его подчинению интересам всего общества.

Вопросы и задания:

1. Раскройте содержание понятий “лидерство” и “политическое лидерство”.

2. Политическое лидерство – это:

А) профессиональное управление;

Б) неограниченная власть одного лица или группы;

В) личностное влияние лидера на умы, волю, энергию, политическую активность граждан;

Г) форма представительства интересов гражданского общества.

3. Как обосновывается природа лидерства в теории черт? В чем недостатки этой теории?

4. В чем достоинства и недостатки ситуационной теории?

5. Что нового открывает психоанализ в понимании природы лидерства?

6. В чем сущность типологии лидерства в работах М. Вебера?

7. Имидж лидера – это:

А) набор личностных качеств лидера;

Б) образ, который целенаправленно формируется;

8. Какие типы лидерства выделяются в зависимости от сложившегося имиджа лидера?

9.Раскройте содержание функций политического лидерства.

10. Какими качествами, на Ваш взгляд, должен обладать современный лидер?

11. Какие типы лидеров представлены на политическом олимпе Украины?

Литература

Выдай А. Лидерство: мужчина и женщина // Персонал. – 2001. № 3.

Дурдин Д. Н. "Образ" политического лидера и возможности его измерения // Полис. – 2000. - № 2.

Нікорич А.В. Політологія. - Харків, 2001.

Піча В.М., Хома Н.М. Політологія. - К., 2001.

Политология / Под ред. М.А. Василика. – М.. 2001.

Політологія / За ред.. О. В. Бабкіної, В. П. Горбатенка. – К., 2001.

Почепцов Г.Г. Имиджиология. – К., 2001.

Щербинина Н.Г. Теория политического лидерства: Учебное пособие. – М., 2004.

Юрченко Н. Феномен политического лидерства // Политический менеджмент. – 2004. - № 1.


Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Сибирский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Истории и политологии»

«ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Реферат
По дисциплине «Политология»

Руководитель Разработал
доцент студент гр.МЭ-312
_____________Балахнин В.В. _____________Метелица Е.В.

Краткая рецензия:

Введение
«Быть лидером - значит понимать природу поля деятельности и знать, что необходимо для благополучия других людей»
Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразование государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
На сегодняшний день в нашей стране существует огромное количество политиков, депутатов, бизнесменов, людей, которые владеют определенной властью. Однако, не всякий человек, наделенный властью может считаться лидером в глазах народа. Этот реферат посвящен теме политических лидеров современной России, очень актуальная тема, ведь не каждый из нас понимает особенности управления президента, и немногие знают, кто именно может считаться лидером в нашей стране.
Кто же такой лидер? Словарь дает такое определение: лидер - лицо в какой-либо группе, пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия. Итак, сегодня в России есть два, можно сказать главных лидера, это президент и премьер. Однако почему нельзя назвать лидером Жириновского, например? Думаю, что это вполне возможно. Целью данного реферата является выявить основных лидеров, по общему мнению, и провести анализ, можно ли этих людей отнести к лидерам нашей страны.

1. Характеристика политического лидерства.
Проблема политического лидерства возникает только при наличии определенных политических условий и политических свобод. Ее непременными предпосылками являются: политический плюрализм, многопартийность, а так же внутрипартийная и внутри парламентская деятельность (фракционная). Когда идет непрерывная интеллектуальная политическая борьба людей, принадлежащих к тем или иным партиям и фракциям, отражающим те или иные социальные интересы устремления, тех или иных групп людей.
Отсутствие условий необходимых для появления проблемы политического лидерства, исключает появление новых политических лидеров демократическим путем. Ярким примером этому являются Тоталитаризм и Авторитаризм.
В условиях Тоталитаризма и Авторитаризма политических лидеров как таковых не существует, есть только диктаторы и номенклатура. Прорывающаяся к власти не по законам лидерства, а по своим номенклатурным законам. В этих условиях нет явной оппозиции, поэтому конкуренция за лидерство существует только внутри номенклатуры.
Именно поэтому политическое лидерство как теоретический и практический феномен оказалось в центре нашего внимания лишь в конце 80-х годов.
Когда начались альтернативные выборы в Советы союзного, республиканского и местного уровней. Соответственно с этого времени проблема оказалась и в центре внимания отечественной политологии. От этой точки отсчета и рассматривают проблему отечественного политического лидерства, процесс формирования политического лидера, методы реализации лидерами своего призвания. Именно так ставят и рассматривают проблему отечественные политологи. У политического лидера выделяют следующие функции:
1) интегративную (объединение интересов различных слоев общества в единую программу);
2) координационную (между ветвями власти и общественным мнением);
3) прагматическую (цели и задачи общества реализуются в конкретных программных действиях).
По видам деятельности лидерство различают формальное и неформальное. Формальное связано с управленческим статусом, с руководящей должностью. Неформальное – с влиянием, незаурядными качествами личности, что и делает ее лидером. В стабильных функциональных группах, входящих в социальные системы, лидер назначается, и тогда он становится руководителем. Но в силу определенных причин назначенный руководитель не выполняет всего набора функций, и тогда эти функции передаются другой личности, не назначаемой, но избираемой группой, неформальному лидеру. Лидерство – социальная роль, которую исполняет определенный субъект. Значит, лидер как конкретный человек в данной роли появляется лишь тогда, когда появляется потребность в такой роли. Нужно также помнить о том, что роль может оставаться, а лидеры могут меняться. Поэтому при анализе конкретного лидерства необходимо анализировать не только лидера-личность, но и содержание лидерской роли в конкретной обстановке.
Большое значение для эффективной роли лидера имеет авторитет. В самом общем виде авторитет – это социальная оценка субъекта деятельности группой людей или в целом обществом, в котором он действует. Сущность оценки заключается в определении соответствия субъекта требованиям деятельности и условиям ее происхождения, т.е. соответствия лидера ожиданиям людей, что должно проявиться в его политической деятельности. Истинный авторитет политического лидера создается, прежде всего защитой социальных интересов, ценностных ориентации группы, общества в целом.

2. Лидеры современной России
2.1. Д.А.Медведев
Дмитрий Анатольевич Медведев (род. 14 сентября 1965, Ленинград, РСФСР, СССР) - российский государственный и политический деятель, третий Президент Российской Федерации, избранный на выборах 2 марта 2008 года. Верховный Главнокомандующий Вооружёнными Силами Российской Федерации и Председатель Совета Безопасности Российской Федерации. По образованию юрист, кандидат юридических наук.
В 2000-2001, 2002-2008 гг. - председатель совета директоров ОАО «Газпром». C 14 ноября 2005 года по 7 мая 2008 года - первый заместитель
Председателя Правительства Российской Федерации, куратор национальных проектов.
10 декабря 2007 года было объявлено о том, что его кандидатура на президентские выборы 2008 года предложена партиями «Единая Россия»,
7 мая 2008 года вступил в должность Президента Российской Федерации, став самым молодым президентом в истории России. Социально-экономическая политика
В мае 2008 года Д. А. Медведев подписал указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности», в котором правительству поручалось разработать и внести в Госдуму проекты федеральных законов, предусматривающих, в частности:преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества разрешительных документов, необходимых для её осуществления, замену (в основном) обязательной сертификации декларированием производителем качества выпускаемой продукции;
замену лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности или предоставлением финансовых гарантий.
На посту Президента Д. А. Медведев продолжил политику В. В. Путина в области сельского хозяйства.
5 июня 2009 года Д. А. Медведев назвал производство зерна одним из приоритетов: «При внедрении интенсивных способов земледелия, соблюдении технологии возделывания зерна и повышения средней урожайности пшеницы до 24 центнеров с гектара (достигнутой нами в 2008 году) можно получать 112-115 миллионов тонн зерна в год. А с введением дополнительных посевных площадей - 133-136 миллионов тонн».
В апреле 2010 года газета «Le Figaro» писала, что производство пшеницы в России может впервые в истории превысить её урожай в США. По мнению газеты, такой показатель является результатом новой российской сельскохозяйственной стратегии.
12 января 2009 года, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Таможенный тариф в отношении некоторых моторных транспортных средств», подписанным 5 декабря 2008 года Председателем Правительства В. В. Путиным, вступили в силу новые, повышенные таможенные пошлины на импортируемые в Россию грузовые и легковые автомобили иностранного производства. Решение правительства вызвало массовые акции протеста в городах Дальнего Востока, Сибири и других регионов в декабре 2008 года, которые продолжились в начале января 2009 года, уже преимущественно под политическими лозунгами.
28 января 2009 года в Давосе В. Путин в своём выступлении сказал, в частности: «Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму. На саммите „Большой двадцатки“ лидеры ведущих экономик мира договорились воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. Россия разделяет эти воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры.». Согласно данным, обнародованным в январе 2009 года Росстатом, в декабре 2008 года падение промышленного производства в России достигло 10,3 % по отношению к декабрю 2007 года (в ноябре - 8,7 %), что стало самым глубоким спадом производства за последнее десятилетие,в целом в 4-м квартале 2008 года падение промпроизводства составило 6,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 годаПо итогам января-октября 2009 г. индекс промышленного производства составил 86,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2008 года (данные Минэкономики России). Некоторые признаки стабилизации промышленного производства не дают, однако, оснований для заметного улучшения к концу 2009 г., за исключением снижения инфляции по итогам года до уровня 8,8 % (данные Росстата). За десять месяцев 2009 г. ВВП снизился на 9,6 %.

2.2. В.В.Путин.
Родился в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) 7 октября 1952. Окончил юридический факультет Ленинградского государственного университета в 1975. Работал в КГБ СССР, в службе внешней разведки. Находился в Германии в 1986–1990 в Дрездене в расположении частей Западной группы войск в ГДР. В 1990 ушел в отставку из КГБ в чине подполковника и вернулся в Санкт-Петербург, где работал проректором ЛГУ по международным связям, советником в мэрии, председателем комитета по внешим связям мэрии. В 1994 стал первым заместителем мэра Санкт-Петербурга А.А.Собчака, работал с Собчаком до 1996. В августе 1996 переехал в Москву, работал в Управлении делами администрации президента, в марте 1997 стал заместителем руководителя президентской администрации – начальником главного контрольного управления. В мае 1998 был назначен первым заместителем руководителя администрации президента (по работе с территориями). В июле 1998 был назначен директором ФСБ, в октябре того же года введен в состав Совета безопасности при президенте. Стал секретарем Совета безопасности в марте 1999. В августе 1999 был назначен председателем правительства. В течение осени 1999 лично контролировал ход антитеррористических военных операций на территории Чечни.
31 декабря 1999 президент Б.Н.Ельцин объявил о своей отставке и передал власть Путину как исполняющему обязанности президента. Очередные президентские выборы были намечены на июнь 2000. Однако, согласно конституции, новый президент должен был быть избран в течение 90 дней после ухода со своего поста прежнего президента. Выборы были объявлены на 26 марта 2000, и Путин легко победил на выборах, набрав 53% голосов (лидер компартии Г.А.Зюганов – 30%). Во время предвыборной кампании Путин призвал к возвращению страны к правлению закона, укреплению государства и развитию рыночной экономики под контролем властей. После инаугурации в мае 2000 назначил председателем правительства М.М.Касьянова.
Получил в наследство от Б.Н.Ельцина тяжелейшую ситуацию в Чечне, коррумпированный государственный аппарат и огромный внешний долг. За год с небольшим после своего избрания сумел погасить разгоравшийся очаг международного терроризма на территории Чеченской Республики и начать выплаты по внешнему долгу. С целью борьбы с коррупцией провел реформы политического устройства на федеральном и региональном уровнях, учредил институт представителей президента в округах. Политический курс в этой сфере был назван «укреплением вертикали власти». Весной 2001, заручившись поддержкой Государственной думы, в которой стали доминировать представители проправительственного движения «Единство», провел ряд важнейших для будущего России законопроектов – о новой системе налогообложения, о свободной купле и продаже земли, о трудовых отношениях, о пенсионном обеспечении. Полностью изменил структуру медиарынка, обеспечив влияние государства в крупнейших теле- и радиокомпаниях. Во внешнеполитической сфере выступил противником развертывания Соединенными Штатами новой системы ПРО, показал себя как приверженец прагматичного подхода к отношениям со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
14 марта 2004 был переизбран на пост президента страны на второй срок.
Президент В.В. Путин считает, что принципиальным результатом его деятельности на посту главы Российской Федерации должно стать возвращение России в ряды богатых, развитых, сильных и уважаемых государств мира.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин имеет многочисленные государственные награды и награды Русской Православной Церкви.

2.3. В.В.Жириновский.
Владимир Вольфович Жириновский, род. 25 апреля 1946, Алма-Ата, - российский политический деятель, заместитель Председателя Государственной думы (с 2000 года), основатель и председатель Либерально-демократической партии России (ЛДПР), член Парламентской ассамблеи Совета Европы. Участник четырёх президентских выборов в России в 1991-2008 гг. В. В. Жириновский - лидер одной из первых партий, возникших ещё в СССР после отмены монополии КПСС, и, начиная с первых российских президентских выборов 1991 года, неизменно присутствует в политике на более или менее заметных ролях. Его партия - (ЛДПСС, затем ЛДПР, - на выборах 1999 именовалась «Блок Жириновского») - «партия одного лидера», кадровый состав его сподвижников с течением времени сильно менялся. С 1991 года ЛДПР организовала сеть филиалов по всей России, которые вели мощную агитацию. Москвичи же не познали их влияния в такой степени, так как ставку Жириновский сделал на "периферию". К тому времени его политическая амбициозность уже была всем известна, о нем ходили анекдоты, но тем не менее, это вызывало даже некоторый интерес у русского народа. До сих пор о том "триумфе"
Жириновского до сих пор ходит шутка, что "народ пошутил". Или, все таки нет? Достаточно вспомнить его лозунги типа "каждому мужику-бутылку водки", и сразу становится ясным, почему бывшие колхозники, закабаленные почти ручным трудом, и т. н. "передовой пролетариат", который, проработав всю жизнь за 7% от реального своего труда, поддержал на выборах В. В. Жириновского и его партию. Также сыграл свою роль инфантилизм простого люда, очень легко поддавшегося пропаганде
и т.д.................

Может осуществляться на различных социальных уровнях: на уровне малой социальной группы, на уровне социально-политического движения, на уровне всего общества и на уровне межгосударственных структурных образований. Феномен лидерства обусловлен необходимостью структурирования социальной общности и управления людьми.

Лидерство может быть формальным, т. е. официально признанным и юридически оформленным (например, официально избранный президент страны), и неформальным — человек фактически выполняет функции руководителя группы, организации, возглавляет общественное движение, пользуется доверием значительного количества граждан, но не имеет официального статуса.

Функции политического лидера

Лидер наделяется особыми, порой неограниченными полномочиями. Если он не оправдывает возложенных на него надежд, то может не только потерять свое лидерство, но и понести более суровое наказание.

Функции политического лидера весьма разнообразны. Они зависят от общества и государства, в котором ему приходится управлять, от конкретных задач, стоящих перед страной, от расстановки политических сил. Важнейшими из этих функций являются:

  • интеграция общества, социальной общности, класса, партии и др. на основании общих целей, ценностей, политических идей;
  • определение стратегических ориентиров в развитии общества и государства;
  • участие в процессе выработки и принятии политических решений, выявление способов и методов реализации программных целей;
  • мобилизация масс на достижение политических целей;
  • социальный арбитраж, поддержка порядка и законности;
  • коммуникация власти и масс, упрочение каналов политической и эмоциональной связи с гражданами, например, с помощью средств массовой информации или в ходе различных массовых мероприятий, в том числе и в период выборных кампаний;
  • легитимизация власти.

Из перечисленных функций видно, насколько велика роль лидера в обществе и в любой социальной структуре. Поэтому в ряде стран (Франции, Японии, США и др.) отбор и подготовка политических лидеров начинается еще в детском и подростковом возрасте. Для этого даже существуют специальные школы и университеты. Хорошей школой для подготовки политического лидера является его участие в общественных движениях и активное членство в политической партии. При этом наряду с профессиональными способностями потенциального лидера большое значение придается его моральным качеством.

К сожалению, в нашей стране пока еще не существует отлаженная система подготовки, отбора и выдвижения политических лидеров. Поэтому позиции лидеров нередко занимают недостаточно компетентные люди.

Качественные характеристики политического лидера

Политические лидеры имеют свои качественные характеристики («политический статус», «политический вес», «политический капитал», «политическая харизма», «нравственность» и др.).

Политический статус - это общее положение, занимаемое политическим лидером в политической системе страны или в мировом сообществе. По мнению А. В. Глуховой, политический статус предполагает:

  • место в иерархии политической власти;
  • совокупность и объем политических прав и свобод;
  • совокупность и объем статусных обязанностей, пространство и характер статусного поля ответственности;
  • реальную возможность тех или иных групп, слоев, личностей участвовать в политической жизни и влиять на нее.

Так, всенародно избранный президент страны имеет высший политический статус, так как он является представителем всего народа. Страны, являющиеся постоянными членами ООН, формально имеют более высокий статус, чем страны, таковыми не являющиеся. Следовательно, и лидер страны — члена ООН будет иметь соответствующий статус на международной арене. Можно выделить три основных уровня неформального политического статуса лидера.

Внутренний (внутригосударственный) неформальный политический статус, которым «наделяется» лидер политической системой страны или гражданским обществом. Например, в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. Б. Н. Ельцин значительной частью россиян был «наделен» неформальным статусом «борца с КПСС и тоталитарным режимом», отстаивающим демократическую альтернативу развития России. Этот статус во многом способствовал получению им формального статуса президента страны и его победам в борьбе с КПСС и в конфликте с парламентом (1993 г.).

Внутренний неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, в ходе внутреннего политического конфликта лидер повстанцев-сепаратистов наделяется статусом борца за свободу и демократию. Такой статус обеспечивает ему международную поддержку, а на попавших в плен членов вооруженных формирований распространяются нормы Женевской конференции 1949 г. о гуманном отношении с военнопленными. При отсутствии такого статуса пленные рассматривались бы как уголовные преступники. Наглядным примером такого развития событий является первая чеченская война (1994-1996 гг.). Многие международные организации и институты наделяли чеченских боевиков и их лидеров «статусом» борцов за свободу и независимость Республики Ичкерия и оказывали им всяческую поддержку. И только когда появились неопровержимые доказательства связи чеченских боевиков с международным терроризмом, их статус изменился и они лишились значительной части международной поддержки. Но этому «прозрению» предшествовали тысячи невинных жертв.

Внешний (международный) неформальный политический статус, признаваемый международными организациями и институтами. Например, такие политические лидеры, как Махатма Ганди (Индия, 30-40-е гг. XX в.) и Н. Мандела (ЮАР, 60-70-е гг. XX в.) длительное время находились в оппозиции к правившему в те голы в их странах политическому режиму. Тем не менее их политический статус был признан во всем мире.

Политический вес — это общее влияние (реальное или символическое) и авторитет лидера в политической сфере. Когда говорят о политических «тяжеловесах», то имеют в виду тех политических лидеров, которые способны оказывать значительное воздействие на политический процесс, например на принятие политического решения или на разрешение политического конфликта. Например, политический вес Президента РФ В. В. Путина был обусловлен тем, что его поддерживало абсолютное большинство россиян; политический вес Президента США на международной арене обусловлен экономической и военной мощью этой страны.

Политический капитал — это вся совокупность приобретенных политическим лидером «достоинств» (званий, титулов, должностей, статусов, политической практики, принятых решений, сделанных прогнозов и т. д.) в прошлом и в настоящем.

По мнению Д. П. Зеркина, «под политическим капиталом подразумевается ряд признаков. В частности, обладание какой-то частью политической власти; включенность в политическую элиту; политический опыт и авторитет и т. п. 1 С нашей точки зрения, такой признак, как «обладание какой-то частью политической власти», является необязательным для лидера. Бывший или реальный политик, обладающий политическим капиталом, может находиться в оппозиции или вообще вне политики. Но само обладание политическим капиталом может способствовать его возврату в реальную политику (Ш. де Голль, Ф. Рузвельт) либо оказывать влияние на политический процесс (быть востребованным) в ином качестве (например, бывший Государственный секретарь США Г. Киссинджер периодически привлекается (как частное лицо) для решения тех или иных политических проблем).

Накоплению политического капитала могут способствовать успехи в иных сферах деятельности, например, академик А. Д. Сахаров стал известным политиком во многом благодаря своему вкладу в развитие ядерной физики. Однако основным критерием оценки «капиталоемкости» политика является его удачный опыт практической политической деятельности и обусловленное им доверие политических элит и широких социальных слоев. Например, Президент США Ф. Рузвельт благодаря своей эффективной политической деятельности четыре раза избирался на этот пост.

Политический капитал, как и любой иной вид капитала (финансовый, социальный, символический и др.), можно накапливать («завоевывать») и приумножать, а можно растрачивать (терять) или вовсе «обанкротиться». Социальные революции в наиболее жесткой форме демонстрируют момент банкротства существовавшего режима и правивших политиков. П. А. Сорокин дал следующую характеристику Людовику XVI, Николаю II и их правительствам в канун Великой французской революции (1789 г.) и Октябрьской революции в России: «Перед нашими глазами — целая галерея физических и психических импотентов, бесталанных правителей, женственных и циничных карликов». Понятием «банкротство» можно охарактеризовать окончание политики М. С. Горбачева, который пытался построить «социализм с человеческим лицом». Б. Н. Ельцин свой достаточно «солидный» политический капитал после 1993 г. растрачивал постепенно.

Политический капитал можно трансформировать в иные виды капитала (социальный, культурный, военный, символический и др.). Многим известным политикам помогла сделать карьеру их предыдущая деятельность в других сферах жизнедеятельности (Президент Франции Ш. де Голль — бывший военный, Президент США Д. Рейган — киноактер, Президент Чехии В. Гавел — писатель, известный политический и общественный деятель А. Д. Сахаров — ученый-ядерщик).

Политическая харизма - предполагает наличие у политического лидера определенных качеств, которые выгодно отличают его от других. Обычно харизмой наделяют выдающегося политического лидера или жестокого тирана. Например, харизматическими личностями считаются А. Македонский, Петр I, Наполеон, В. И.Ленин, И. В. Сталин, Ф. Кастро и др. Однако харизматическими качествами могут наделяться и политические организации, и политические институты. Например, КПСС в советский период, по сути, была харизматической партией — «ум, честь и совесть нашей эпохи». Нынешняя КПРФ для многих россиян ассоциируется с КПСС и также наделяется харизмой. Для большинства китайцев Коммунистическая партия Китая также является харизматической.

Нравственность - предполагает наличие у политического лидера высоких моральных (нравственных) качеств, которые ассоциируются в общественном сознании с идеалами добра, справедливости, честного исполнения общественного долга. Например, так называемые либерал-демократы во главе с Б. Н. Ельциным, проводившие реформирование российской экономики (либерализацию, приватизацию и др.) в 90-е гг. XX в., ассоциируются в общественном сознании россиян как безнравственные политики, нажившие огромные состояния на разорении страны, а высокий авторитет В. В. Путина во многом был основан на его нравственных качествах.

Главная особенность в процессе формирования современного политического лидерства в России заключается в том, что оно, с одной стороны, приобрело некоторые черты, характерные политическим лидерам демократических государств, а с другой -- унаследовало черты, свойственные лидерам номенклатурной системы.

Номенклатурное прошлое, усугубляемое почти полным отсутствием социального контроля и нравами легализировавшихся дельцов теневой экономики, ярко проявляется у посткоммунистических российских лидеров, которые воспроизводят некоторые формы и методы деятельности номенклатурной системы. В этом отношении российские политические лидеры ближе к номенклатурному, чем к западному типу лидерства. Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://society.polbu.ru/russia_politmirror/ch74_all.html

Особенностью современных российских лидеров является и то, что они зачастую совмещают роль владельца средств производства, выполняющего функции организатора производства, и роль политика, выполняющего функции организатора политической жизни.

Стоит отметить, что в странах Западной Европы большинство политических лидеров являются профессиональными политиками. В США политические лидеры зачастую совмещают роль собственника и политика.

Российские экономически господствующие политические лидеры располагают специфическими средствами политического влияния: богатство, позволяющее ставить политиков в зависимость от своей воли, а также неформальные связи. Решающую роль здесь играют одинаковый или близкий жизненный уклад, а зачастую и просто личные связи.

Само определение политического лидерства как власти, осуществляемой с тем, чтобы побудить членов нации к действиям, показывает, что власть лидеров способна, по самой своей природе, сплотить граждан для совместных усилий по улучшению состояния дел в обществе.

В то же время, очевидно, что результаты деятельности лидеров могут быть хорошими или плохими. Поэтому необходим анализ того, в какой мере и при каких условиях лидерство приносит те или иные результаты.

Вопрос о результатах деятельности лидеров непосредственно связан с проблемами данного общества, с его характеристиками, или, иначе говоря, с состоянием среды. Они не могут ставить любые, пришедшие им в голову проблемы и рассчитывать на успешное их решение. Как отмечает Ж.Блондель, “лидеры - это пленники той среды, в которой они могут сделать то, что среда “позволяет” им сделать”. Блондель Ж. Политическое лидерство: Путь к всеобъемлющему анализу. / Пер. с англ. Г.М. Квашнина. - М.: Российская академия управления, 1992,

И все же мы в состоянии наблюдать в реальной жизни, что лидеры оказывают влияние на среду, и она во многом зависит от характера и методов их действий.

Говоря о проблемах лидерства в России нужно особо отметить то, что до недавнего времени в обществе, в науке и политике провозглашался тезис о " решающей роли народных масс ". Из этого можно сделать вывод что роль политического лидера является " вторичной ". Следовательно в " социалистическом " обществе лидер должен был подчиняться интересам рабочего класса, крестьянства и интеллигенции. Но на лицо явное противоречие этим высказываниям и предположениям. Достаточно вспомнить феномен культа личности И. Сталина, факты выдвижения на руководящие посты власти М. Хрущева, Л. Брежнева, К.Черненко и многих других.

История нам ясно показывает, какими были политические лидеры во времена СССР.

А теперь мы рассмотрим, какие качества и способности необходимы современному лидеру.

Д. Киндер выделял такие черты, как компетентность (куда он включал знание, ум, назначение хороших советников и сильное лидерство) и доверие .

Отечественный исследователь Б. Макаренко отмечает, что существует два необходимых качества, предъявляемые к политику:

  • · способность понимать (куда он включает ум, образованность, кругозор, опыт)
  • · гарантии моральной порядочности (честность, некоррумпированность и верность закону). Макаренко Б. Феномен политического лидерства в восприятии общественного мнения //Вестник РОПЦ, 1996, 2.

Г.Горин, в своей работе отмечает, что «идеал российского национального лидера - личность авторитарного типа, использующая аппарат власти для решения общенациональных задач». Горин Г. Национальные лидеры России //Власть 1999, 5. С.28. Отечественный исследователь И.Ирхин считает, что россиянам нужен лидер-боец, способный строго наказать чиновника, пожурить народ и позаботиться о нем, характеризующийся немногословностью и образностью речи. Ирхин Ю.В., Котеленец Е.А., Слизовский Д.Е. Проблема теории и психологии политики. М., 1996. С. 121.

Необходимо отметить, что образ политика оценивается не только по позитивным чертам. Негативные черты тоже принимаются во внимание: жажда власти, слабость, вовлечение в ненужную войну, нестабильность, эгоизм, опрометчивость.

Итак, какими же качествами должен обладать современный политический лидер? Из всего выше перечисленного можно назвать следующие качества:

  • · способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс.
  • · инновационность, то есть способность постоянно выдвигать
  • · новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их. От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Инновационность, конструктивность мышления политика рельефнее всего проявляются в его политическом кредо, выраженном в программе, платформе. Все знаменитые политические лидеры вошли в историю, благодаря новшеству, оригинальности своих политических программ (Рузвельт, Кеннеди, Ленин и др.). Политическая программа лидера должна быть сильна мотивационно, она должна давать четкий ответ избирателю: какие преимущества, экономические, социальные и духовные блага обретает он лично, его семья, коллектив в случае успешного осуществления платформы лидера.
  • · политическая информированность лидера. Политическая информация описывает прежде всего состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Поэтому ни " мелкая ", дробная информация, характеризующая случайные факты жизни, ни " сверх -
  • · крупная ", валовая, описывающая общество в целом и по регионам, ни есть политическая информация. Политическая информация должна служить прежде всего тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом.
  • · чувство политического времени.
  • · В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: " Быть политиком - значит своевременно принимать меры ".

Так же одной из важнейших черт политического лидера в глазах избирателей является стремление жить заботами людей и воспринимать их как свои собственные. А одним из существенных недостатков - является стремление политика исключительно к личной выгоде. Вятр Е. Социология политических отношений./Е. Вярт. - М.: 1979. - с. 285.

Еще одна черта, которая воспринимается некоторыми аналитиками как недостаток, - отсутствие твердой линии и постоянные метания. Так, например, В. Кувалдин писал о Ельцине, что даже сторонники президента не могут точно определить его политические взгляды и общественные идеалы. «Ельцин за несколько лет выступал в стольких различных амплуа, что вопрос о его убеждениях отпал сам собой». С этой точкой зрения можно согласиться лишь отчасти, ведь одной из необходимых черт реальных (а не идеальных!) политиков является - гибкость, способность подстраиваться под изменения как политической реальности, так и требований потенциальных избирателей, это характерно для большинства политических лидеров, если они становятся негибкими, не способными изменяться и соответствовать новым требованиям и ожиданиям, то они просто выпадают из большой политики. Кувалдин В. Президентство в контексте российских реформ // Россия политическая. М., 1998. С. 32. Можно согласиться с точкой зрения Лапкина, что вопрос о том, какие же именно качества политиков приводят к успеху, скорее остается открытым.

Среди особенностей осуществления политического лидерства в современной России следует выделить:

  • 1) Отсутствие в России до последнего времени действительно общенационального лидера, имеющего широкое признание и способного выдвинуть программу, выражающую интересы большинства общества - это связано, прежде всего, с отсутствием в самом обществе осознанных общенациональных интересов, идеологии и системы ценностей. В результате подавляющее большинство современных российских политических лидеров выражают не интересы общества или определенной социальной группы, а собственной партии, фракции;
  • 2) Очевидное преобладание в российской политике лидеров харизматического либо смешанного традиционно - харизматического типа над лидерами легально - бюрократического типа. Причина этого явления - веками формировавшиеся в России авторитарно - монархические традиции и патриархальная психология, общий низкий уровень гражданской и правовой культуры, нехватка прагматизма (порождающая склонность многих россиян «голосовать сердцем»);
  • 3) Как следствие - ведущая роль в политике авторитарных, склонных к авантюризму деятелей популистского толка (В. Жириновский, Ю. Лужков). Для такого лидера характерны стремление продемонстрировать обществу свою силу («я - царь», «я - хозяин»), утвердить единоличную власть, склонность к непредсказуемым и рискованным действиям, раздача широких социальных обещаний без реальных возможностей их выполнить;
  • 4) Более чем существенный разрыв между образами политиков, формируемыми СМИ, и реальным характером и результатами их деятельности;
  • 5) Как следствие этого - наличие в российской политике большого числа «сказочных героев», т.е. деятелей, образ которых не подкрепляется реальными поступками и делами;
  • 6) Стремление многих российских политических лидеров выступать сразу в нескольких социальных ролях - например глава КПРФ Г. Зюганов - коммуниста, верного идеям Октября и принципам интернационализма, и одновременно - русского патриота - державника. Причиной этого «совмещения» ролей является желание ведущих политиков привлечь на свою сторону как можно большее число избирателей, и одновременно учет ими того обстоятельства, что в сознании многих россиян имеет место смешение элементов («компот») самых разных идеологий - социализма, великодержавного патриотизма, демократии, и т.п. В современной России отчетливо проявляются две главные тенденции, во многом изменяющие представления о лидерстве.

Эти тенденции -- институциализация и профессионализация лидерства. Чем политическое лидерство современной России отличается от политического лидерства в других странах [Электрон. ресурс] / Режим доступа: http://society.polbu.ru/russia_politmirror/ch74_all.html

  • · Институциализация лидерства сегодня проявляется, прежде всего в том, что процесс рекрутирования, подготовки, движения к власти, деятельность политических руководителей осуществляется в рамках определенных норм и организаций. Функции лидеров определены разделением власти на законодательную, исполнительную, судебную, ограничены конституциями и другими законодательными актами. Кроме того, лидеры отбираются и поддерживаются собственными политическими партиями, контролируются ими, а также оппозицией и общественностью. Все это значительно ограничивает их власть и возможности маневра, повышает влияние среды на принятие решений. Современные лидеры больше, чем прежде, подчинены решению обыденных, повседневных, созидательных задач.
  • · Профессионализация. Политика превратилась в “предприятие”, которому требуются навыки в борьбе за власть и знание ее методов, созданных современной многопартийной системой. В нынешних условиях усложнения общественной организации и взаимодействия государственных органов с партиями, широкой общественностью важнейшей функцией политических лидеров стало преобразование общественных ожиданий и проблем в политические решения.

Умение управлять страной - довольно редкое. Кто-то добивается целей, заливая кровью всю страну, а кто-то проводит умные реформы. В истории осталось немало людей, которые своей деятельностью смогли за отведенное им время значительно изменить облик страны. В результате - о них помнят современники, почитают, учатся на основе их деятельности.

Любые действия великих политиков затрагивали миллионы людей, меняя судьбы и облик государства. К тому же часто приходилось бороться не только с внутренними врагами, но и с внешними. Одно точно - политик должен быть харизматичным, чтобы вести за собой.

Да и для того, чтобы влиять на общество, необязательно находиться на самой вершине власти. Порой даже находясь в оппозиции, политик много делал для страны. О самых известных в истории цивилизации политиках и пойдет речь ниже. При этом нелишне будет вспомнить и самые их известные фразы.

Мохандас «Махатма» Ганди (1869-1948) Во многом благодаря этому человеку Индия смогла избавить от многовекового владычества Великобритании. В основу деятельности Ганди легла его философия ненасилия, или сатьяграха. Политик отказался от вооруженной борьбы, как на его месте сделали бы многие другие, в пользу мирной. В итоге в стране возникло мощное движение сторонников перемен ненасильственным путем. Борьба за независимость велась путем мирного сопротивления. Ганди призывал индийцев бойкотировать английский учреждения и товары, граждане страны даже демонстративно нарушали некоторые законы. Кастовое неравенство, ставшее бичом индийского общества, стало предметов борьбы Ганди. Он говорил о том, что надо избавиться от неприкасаемости не только из храмов, но и из других сфер жизни. Сегодня имя этого политика почитается в Индии не менее чем некоторые святые. Ганди стал духовным лидером нации, всю свою жизнь он посвятил, чтобы примирить раздирающих страну религиозных распрей. Как ни печально, но именно насилие, против которого боролся политик, и стало причиной его смерти. Ганди приписывают следующие слова: «Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность» и «Если ты хочешь перемену в будущем - стань этой переменой в настоящем».

Александр Македонский (356-323 года до н.э.). Этот царь Македонии и создатель великой империи более известен как один из самых удачливых полководцев в мировой истории. А вот о политической его деятельности зачастую забывают. А ведь именно он создал новое великое государство, которое расположилось на трех континентов, занимая площадь более двух миллионов квадратных миль. Империя раскинулась от Греции на Западе до Дуная на севере, южная граница пролегала в Египте, а восточная - в индийском Пенджабе. Вся страна была объединена единой торговой и транспортной сетью. При этом император сумел основать более 70 новых городов. В свою империю Александр привнес общую и единую для всех греческую культуру и язык, сам же не гнушался изучать обычаи и нравы других народов, чтобы легче ими управлять. Для своей же армии император был непревзойденным гением и стратегом. Он являлся примером поведения для солдат, внушая им непобедимый дух. Даже в свое время, в античность, никто не сомневался, что Александр Македонский является величайшим полководцем. Еще тогда его прозвали Великим. А вот Наполеон Бонапарт преклонялся больше перед государственными талантами императора, нежели перед его военными подвигами. К примеру, в Египте Александр нанес визит священному в стране оракулу Амону, что расположило к нему жителей. К тому же он оставил управлять страной прежних губернаторов, изгнав ненавистных персов и устроив празднества. Александр, по сути захватчик Египта, смог стать там кумиром. Великому политику и полководцу приписывают следующие фразы: «Не может быть двух солнц на небе и двух владык на земле», «Войны зависят от славы, и часто ложь, которой поверили, становится истиной», «Нет ничего более рабского, чем роскошь и нега, и ничего более царственного, чем труд».

Мао Цзэдун (1893-1976). Этот китайский политический деятель прошлого века стал еще и главным теоретиком маоизма. В Коммунистическую партию Китая Мао вступил еще в молодости, а в 1930-е годы он возглавлял один из районов в провинции Цзянси. Во времена Великого похода Мао сумел стать одним из руководителей партии страны. В 1949 году была провозглашена Китайская Народная Республика, фактическим ее лидером до самого конца жизни стал Мао Цзэдун. Правление вождя принято считать противоречивым. С одной стороны, он смог провести индустриализацию страны, подняв уровень жизни самых бедных слоев населения. Мао сумел объединить Китай, включив в него Внутреннюю Монголию, Тибет и Восточный Туркестан. А ведь эти земли имели право на самоопределение еще после развала империи Цин. Но нельзя забывать и о многочисленных репрессиях, которые осуждались не только в капиталистических странах, но и в социалистических. В стране возник даже культ личности вождя. Самым тяжелым наследием правления политика следует считать искалеченные судьбы миллионов людей, пострадавших от жестоких и порой бессмысленных кампаний. Одна только «Культурная революция» унесла жизни до 20 миллионов китайцев, еще 100 миллионов пострадали от нее. В 1949 году Мао пришел к власти в разрозненной, малоразвитой и погрязшей в коррупции стране. А оставил он Китай мощным независимым и обладающим атомным оружием. Неграмотность в стране снизилась с 80% до 7%, в два раза увеличилось население и продолжительность жизни. Самые известные фразы Мао Цзэдуна звучат так: «Враг сам по себе не исчезнет», «Необходимо работать с исключительной кропотливостью. Небрежность недопустима, она зачастую ведет к ошибкам», «То, что мыслимо, то осуществимо», «Человек, который почувствовал ветер перемен, должен строить не щит от ветра, а ветряную мельницу».

Сэр Уинстон Черчилль (1874-1965). Этот государственный и политический деятель определял жизнь Великобритании и значительной части мира в трудное время. Черчилль являлся премьером этой страны в 1940-1945 и 1951-1955 годах. Он известен также как журналист и писатель. Англичанин вошел в «Большую тройку», определявшую судьбу мира после окончания Второй Мировой войны. Именно он во многом сделал мир таковым, каким мы его сегодня знаем. Черчилль стал самым ярким британским политиком прошлого века, он сумел находиться у власти при шести монархах - начиная от королевы Виктории и заканчивая ее праправнучкой Елизаветой II. Жизненные достижения Черчилля перечислять просто нет смысла - он сумел стать талантливым во всем. За свою политическую деятельность его сделали почетным гражданином США, а литературные труды были отмечены Нобелевской премией. Политическая карьера Черчилля началась еще до Первой Мировой войны. Англичанин уже успел повоевать к тому времени. А в конце своей карьеры Черчилль успел побывать на испытаниях атомной бомбы, оружия Нового мира. Облик политика был неизменен - котелок, трость и сигара. Он являлся еще и прекрасным дипломатом, художником и даже садовником в собственном поместье. Опрос, проведенный BBC в 2002 году, показал, что англичане назвали Черчилля величайшим британцем в истории. В 1955 году он покинул большую политику, доживая остаток дней в спокойствии. Основой политического портрета Черчилля стала его приверженность к демократии и тотальная ненависть к диктатуре. Неслучайно он говорил, что «Демократия является самой ужасной формой правления, но ничего лучше человечество не придумало». Именно поэтому отношение к СССР у Черчилля было крайне сдержанное, этот политик придумал термин «железный занавес» и стоял у истоков «холодной войны». Другие великие фразы Черчилля таковы: «Если правда многогранна, то ложь многоголоса», «Всякая медаль не только блестит, но и отбрасывает тень», «Человек расширил свою власть надо всем, кроме самого себя», «Сначала нужно быть честным, а уж потом - благородным», «Совершенствоваться - значит меняться, быть совершенным - значит меняться часто».

Нельсон Мандела (1918-2013). Этот человек вошел в историю, как первый чернокожий президент ЮАР. На этом посту он находился с 1994 по 1999 годы. Мандела являлся одним из самых известных активистов, борющихся за права человека в период апартеида в стране. Свою политическую деятельность за равенство белых и чернокожих людей он начал еще в колледже. В 1944 году Мандела стал одним из основателей молодежной лиги Африканского национального конгресса (АНК). В ЮАР политик проводил свою линию путем организации актов саботажа и вооруженного сопротивления властям. За это Манделу приговорили к пожизненному заключению. На суде он сказал блестящую речь, где заявил, что его судят за стремление построить в ЮАР демократическое государство с равными правами для всех граждан. Мировую известность Мандела получил, находясь в одиночной камере тюрьмы. По всему миру прокатилась кампания в защиту демократического политику, требования об его освобождении переросли в борьбу против всей политике апартеида. После легализации АНК в 1990 году Мандела вышел на свободу. В 1993 году его удостоили Нобелевской премии мира. Сегодня старец уже не занимается активными делами. Мандела сумел мирным путем, просто своей непримиримой позицией, разрушить один из самых чудовищных режимов на планете. При этом не понадобились не революции, ни войны, ни социальные потрясения. Все случилось путем честных парламентских выборов. День рождения политика отмечается во всем мире, как Международный день нельсона Манделы. Период правления Манделы был коротким, но ярким. При нем было введено бесплатное медицинское обслуживание для детей, 2 миллиона человек получили электричество, 3 миллиона - доступ к воде, он увеличил расходы на образование, социальные нужды. Манделе принадлежат такие известные фразы: «Быть свободным значит не просто скинуть с себя оковы, но жить, уважая и приумножая свободу других», «Когда взберёшься на высокую гору, перед тобой открывается огромное множество гор, на которые ещё только предстоит взобраться», «Одно из высших достижений для человека - исполнять свой долг, не обращая внимания на последствия».

Авраам Линкольн (1809-1865). Этот американский государственный деятель являлся 16-м по счету Президентов США. Этот пост он занимал с 1861 года до самой смерти. Линкольн стал первым президентом от республиканской партии. Его принято считать в Америке национальным героем, ведь этот человек вошел в историю страны, как освободитель рабов. Линкольн занимает важное место в сознании американцев. Он смог предотвратить распад США, при нем началось становление американской нации. А рабство - как костыль, мешающий дальнейшему нормальному развитию США, было отменено. Линкольн заложил основы модернизации южных штатов страны, прежде отсталых и сельскохозяйственных. При нем началась эмансипация рабов. Линкольну принадлежит основная формулировка демократических целей: «Создавать правительство народом, из народа и для народа». Линкольн смог проложить железную дорогу через весь континент, связав побережья двух океанов. Он расширил государственную инфраструктуру, создал новую банковскую систему, смог решить аграрную проблему. По окончании Гражданской войны перед правительством встали многие проблемы. Надо было сплотить нацию и уравнять в правах население. Линкольн начал заниматься этим, но некоторые проблемы остались до сих пор. Президент смог заложить основы для будущего Америки, уже после его смерти США стали самой быстро развивающейся страной мира. Это определило ее нынешнее мировое господство, длящееся уже столетие. Строгие моральные принципы Линкольна позволили ему мобилизовать все силы разрозненной страны и воссоединить ее. Самые известные фразы Линкольна: «Кто отрицает свободу другого, сам свободы не заслуживает», «Люди, не имеющие недостатков, имеют очень мало достоинств», «Можно дурачить весь народ какое-то время, можно дурачить часть народа все время, но нельзя обманывать всех все время», «Овца и волк по-разному понимают слово «свобода». В этом суть разногласий, господствующих в человеческом обществе», «Политик напоминает мне человека, который убил отца и мать, а затем, когда ему выносят приговор, просит его пощадить на том основании, что он - сирота», «Характер подобен дереву, а репутация - его тени. Мы заботимся о тени, но на самом деле надо думать о дереве».

Франклин Делано Рузвельт (1882-1945). Это единственный в истории США президент, который избирался на этот высокий пост целых 4 раза. Рузвельт стал 32-м правителем страны, находясь на вершине власти с 1933 по 1945 год. Главная фраза политика: «нам нечего бояться, кроме самого страха». Эти слова Рузвельт повторял часто, когда речь заходила о Великой депрессии и ее последствиях. Политик не боялся пускать на эксперименты в то тяжелое время, постоянно искал новые методы решения проблем. Это были общественные работы, соцобеспечение, кодексы справедливой конкуренции, помощь безработным и фермерам, контроль за ценами. Именно Рузвельт стоял в основе создания ООН. Президент своей деятельностью значительно повлиял на мировую историю - ведь при нем США относительно успешно прошла через Вторую Мировую войну. Очень большое влияние политик оказал на социально-экономическую жизнь страны, ведь ему пришлось бороться с последствиями Великой депрессии, обрушившейся на США в 30-х годах. Биографы политика вспоминали, что он был довольно скрытной натурой, которую трудно было понять. На его лице гуляла маска благодушия и тайны, которой Рузвельт и довольствовался. Самыми известными словами президента являлись: «Прошу Вас судить обо мне по врагам, которых я приобрел», «Я не самый умный парень на свете, но я умею подбирать умных сотрудников», «Правила не всегда святы, в отличие от принципов», «Голодные безработные люди - это кадры для диктатуры», «Не идите в политику, если кожа у вас чуть тоньше, чем у носорога».

Акбар Великий (1542-1605). Этот падишах относился к династии Великих Моголов, его далеким предком был сам Тамерлан. Акбара прозвали «индийским Соломоном по своей мудрости». Этот падишах смог значительно расширить границы своей страны. Он завоевал север Индостана, в том числе Гуджерат, Кашмир и земли Инда. Как полководец это был удачливый и доблестный воин, которого отличало великодушие по отношению к побежденным. Но Акбар вошел в историю еще и как мудрый политик. Он избегал ненужного кровопролития, часто добиваясь своих целей путем мирных переговоров, заключения династических браков и союзов. Акбар вошел в историю, как ценитель наук и искусства, при нем во дворце постоянно бывали лучшие поэты, музыканты, ученые и художники. Правитель смог создать школу живописи и ценную библиотеку, в которой содержалось 24 тысячи томов. Акбар ввел единую систему налогообложения, причем в случае неурожая средства не взимались. Налог на не-мусульман был также отменен. В империи появилась единая система мер и весов, единый календарь, много внимания уделялось торговле. Основной задачей Акбара Великого было примирение всех многочисленных народов, населявших его разросшееся государство. Падишах пробыл у власти почти 50 лет, став правителем в возрасте 14лет. При нем огромная империя под присмотром и заботой своего падишаха достигла расцвета, которого ни до, ни после уже не было. Акбар вошел в историю как Великий. Этот мудрый правитель смог объединить различные народы. Его же идеи единства всех религий актуальны и поныне.

Маргарет Тэтчер (1925-2013). Эта женщина является самой известной среди политиков. Она была единственной, кто являлся премьер-министров Великобритании. На этот посту она пребывала с 1979 по 1990 год. Все это время она являлась самой властной женщиной в мире. Как политик Тэтчер являлась сильной личностью, но честной. Она не боялась быть упрямой, но могла войти в положение своего соперника. Эта женщина была честолюбивой, ее отличали невозмутимость и хладнокровие в любых ситуациях. В политической элите, ориентированной на мужчин, Тэтчер смогла добиться самой вершины власти. Для этого она посвятила всю свою жизнь борьбе и стремлению к этой цели. Карьера Маргарет шла мелкими шажками, ведь она происходила из малоимущего класса. Казалось невозможным человеку из той среды, да еще и женщине, добиться высоких целей. Тэтчер свершила невозможное - дочка хозяина маленького магазина, которая росла в доме без водопровода, смогла ворваться в мужскую политику и занять пост премьер-министра Великобритании. Тэтчер пришла ко власти, когда страна остро нуждалась в реформах. За период ее правления ВВП вырос на 23%, занятость населения - на 33%, расходы на правопорядок - на 53%. Она уменьшила безработицу и провела реформы налогообложения. Внешняя политика Тэтчер ориентировалась на США. Премьер поддерживала инициативы Рейгана в отношении СССР. Женщина не побоялась начать войну за Фолклендские острова, отстаивая позиции и престиж Великобритании. Неслучайно за твердость и принципиальность Тэтчер прозвали «железной леди». Ей приписывают следующие слова: «Любая женщина, понимающая проблемы, которые возникают при управлении домом, может понять проблемы, которые возникают при управлении страной», «Я исключительно терпелива, при условии, что в конце концов выйдет по-моему», «Женщины гораздо лучше мужчин умеют говорить «нет», «Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык», «Бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

Цинь Шихуанди (259-210 года до н.э.). Этот великий правитель царства Цинь. Достоинством Шихуанди называют его деятельность по прекращению многовековой истории воюющих китайских царств. В 221 году до н.э. он смог во Внутреннем Китае создать централизованное государство, став его единоличным правителем. В ходе масштабной кампании по объединению страны были осуществлены важные реформы, чтобы закрепить достигнутые результаты. Император провозгласил, что все колесницы должны быть с осью единой длины, а все иероглифы - стандартно писаться. В результате таких позиций в стране создали единую систему дорог, а разрозненная система письменности сменилась единой. Император ввел также единую денежную систему, систему мер и весов. Чтобы подавить тенденции на местах к суверенитету, Цинь Шихуанди свою империю разделил на 36 военных округов. Стены, окружавшие прежние царства, были снесены. Осталась только северная их часть, укрепив их, была возведена Великая Китайская стена, которая защитила страну от набегов кочевников. Шихуанди редко находился в столице, постоянно разъезжая по стране. Авторитет императора был столь велик, что в его честь еще при жизни был построен огромный погребальный комплекс. Его строило 700 тысяч человек, а периметр захоронения составил 6 километров. Любопытно, что в отличие от своих предшественников император отказался от человеческих жертвоприношений. Гробницу же нашли только в 1974 году, изучают ее до сих пор. Там оказалось целая терракотовая армия из 8099 солдат.

Шарль де Голль (1890-1970). Этот французский генерал сумел из блестящего военного превратиться в не менее талантливого политика. Шарль де Голль основал Пятую Республику, став ее первым президентом в 1959 году. Славу генералу принесло его руководство французским Сопротивлением в годы Второй мировой войны. За время своей жизни он сумел стать настоящим символом свободы Франции, как когда-то была Жанна Д’Арк. По сути, Шарль де Голль дважды принимал в свои руки управление страной. Каждый раз она находилась на грани катастрофы, а политик возвращал ей международный престиж и приводил в порядок экономику. Во внешней политике Франция превратилась в самостоятельного игрока, резко уйдя из-под влияния США. Много говорят не только о заслугах де Голля-политика, но и его ошибках. Удивительно, но этот талантливый военный теоретик не участвовал ни в одном исторически важном сражении. Тем не менее он сумел уберечь Францию от поражений. Военный, не знакомый с экономикой, смог в течении двух президентских сроков эффективно управлять страной и вывести ее из кризиса. Все дело в том, что де Голль умел эффективно управлять вверенными ему делами - будь то комитет повстанцев или же правительство большой страны. Самыми известными словами де Голля были: «Политика - слишком серьезное дело, чтобы доверять ее политикам», «Всегда выбирайте самый трудный путь - там вы не встретите конкурентов», «Глубинной побудительной причиной активности лучших и самых сильных людей является их стремление к власти».