Вместо предисловия:
Диспозиция
Элита страны - что это?
На глазах изумлённой публики в стране с самыми широкими президентскими полномочиями - США - президент Трамп был задвинут со своим намерениями в самый дальний угол Овального кабинета. Таким образом была продемонстрирована завидная стабильность государственного курса Америки и преемственность её политики, независимо от того, кто там находится у власти.
В это же время - на противоположной части глобуса всё чаще слышен рефрен: «Если из политики уйдёт один (всего один) человек - нынешний президент РФ - то может произойти государственная смена курса с катастрофическими для страны последствиями. В качестве примера приводятся крайне неблагоприятные последствия смены Александра III на Николая II, а Сталина - на Хрущёва…
Вот именно об этом феномене - о потрясающей зависимости такой огромной страны, как Россия, от конкретной личности правителя - хотелось бы поговорить, причем сосредоточиться не на «Почему так вышло?», а постараться сделать это строго в практической плоскости, с прицелом на вечный «Что делать?», причем не правительству и депутатам, а самым обыкновенным гражданам, не шастающим по коридорам власти и не имеющим счетов в оффшорных юрисдикциях.
Есть несколько слов, наличие которых в заголовке любой статьи гарантируют былинный холивар и повышенное внимание общественности. Одним из таких раздражителей для всего гражданского общества является термин «элита». Как не цитируй академические определения, люди всё равно ассоциируют слово «элита» с понятием «лучшие» и очень огорчаются, если такой термин относится к кому-то, кто по своим нравственным и деловым критериям этому понятию не соответствует.
О том, что нынешние самоназванные элитарии - ахиллесова пята и главная слабость РФ, слышно сегодня из каждого утюга. О необходимости формирования новой элиты (новой опричнины) не рассуждает только ленивый, но все ломаются на процедурах и методах… Ох уж эти методы… Ох уж эта оборотная сторона традиционного русского патернализма…
По вопросам формирования элиты гражданское общество генерирует такие предложения, которые сразу исключают граждан из числа активных участников процесса. «Верховный правитель должен назначить тех, кто нам понравится!» - вот такая сублимация разнокалиберных вариантов формирования элиты сегодня присутствует в обществе. Однако:
· Почему это правитель должен назначать тех, кто нравится не ему, а кому - то другому?
· Почему тот, кого назначил правитель, должен пытаться понравиться кому-то ещё, кроме него?
· Каким образом правитель должен догадаться, кто реально полезен, кто нравится народу, а кто просто погулять вышел по бульвару Популизма?
Все эти вопросы только усугубляют и подчёркивают проблему формирования элиты посредством субъективного мнения одного, даже самого высокопоставленного и ответственного человека. Элита, сформированная таким образом, обычно страдает нигилизмом по отношению к предшественникам и страхом перед преемниками, делая невозможным поступательное движение без шараханий и откатов.
Итак, с одной стороны - тысячелетний фининтерн, имеющий такой же тысячелетний опыт колонизации стран невоенными методами и разветвленную сетевую структуру формирования адептов и агентов влияния. С другой стороны - вековая надежда на царя-батюшку, который должен придумать, кому и как со всей этой напастью справиться, подобрать соответствующие кадры и организовать процесс …
Не слишком ли завышенные ожидания? Не будет ли стратегически правильным шагом традиционную иерархическую конструкцию российской государственности подпереть чем-то сетевым… Ну хотя бы потому, что иерархические структуры в схватке с сетевыми обречены на поражение … До революции сетевой структурой Российской империи являлась крестьянская община, которая была исправным поставщиком не только пушечного мяса, но и интеллектуальной элиты, начиная с Ломоносова и заканчивая Есениным.
В начале ХХI века в России не осталось ни общин, ни крестьян, зато вызовы и угрозы остались прежними. И на них требуется как-то реагировать, формируя народную элиту, как альтернативу той, которую активно формируют внутри русского мира «наши западные партнёры».
Как это сделать?
Проблему формирования элиты, за которую не стыдно, президент России Владимир Путин, несомненно, осознает и понимает. Причём не просто принимает, а за всё это время перепробовал практически все доступные инструменты её формирования сверху. За неё не должно быть стыдно, она должна быть способна адекватно отвечать на современные вызовы и могла бы быть альтернативой «героям 90х».
Всероссийский конкурс «Лидеры России», Общероссийский народный фронт, Движение «Наши», Единая Россия - вот краткий список инкубаторов новой опричнины, каждый из которых страдает одним и тем же первородным грехом: право на отбор лучших отдано на откуп функционерам, совсем не заинтересованным в появлении кого-либо лучше их самих. А сами они (по мнению населения) далеко не являются образцами компетентности, добросовестности и патриотизма. Может, поэтому успехов у перечисленных инкубаторов совсем не густо?
Логика объективных и закономерных событий, происходящих в мировой макроэкономике, уже ставит вопрос ребром перед национальной политикой - мобилизация гражданского общества или полная аннигиляция государства. Инстинкт самосохранения делает чудеса, и он совсем не чужд небожителям, и как только они понимают, что такая мобилизация - это единственный способ их личного выживания, становятся наиболее предприимчивыми его организаторами.
Однако. Стоит ли простым, не облеченным властью гражданам пассивно ждать формирования новых вариантов Единой Росси - 2, 3, 4, и так далее? Какие потери понесет общество до появления новых Мининых и Пожарских? Не стоит ли снизу инициировать процесс их материализации, пока эти потери не приобрели характер катастрофических?
Вся прелесть гражданских инициатив в том, что их авторы не связаны никакими обязательствами, которыми связан любой руководитель. В отличие от публичных политиков простые граждане могут себе позволить неограниченное количество инициатив, находя методом проб и ошибок тот вариант самоорганизации, который более всего отвечает современным вызовам и угрозам.
Поэтому перехожу от общих слов к предложениям, оговорив, что это только мои мысли, частные и несовершенные, в надежде, что комментаторы обязательно добавят их своими предложениями - образцово-показательными и публично-приемлемыми.
Несколько дней назад рунет облетела фотография, где сравнивались премиальные победителей олимпиад по естественным наукам и спортсменов - естественно не в пользу «ботаников».
Несправедливость такой ситуации комментаторы обосновывали последствиями этих побед, когда рекорды спортсменов способны принести максимум - моральное удовлетворение болельщикам, тогда как победы учёных превращаются в щит и меч государства, благодаря которому внешние враги могут щёлкать зубами, а трогать уже не решаются…
Исправить эту ситуацию комментаторы в массе своей предлагают за счёт изменения государственных мер стимулирования, которые абсолютно справедливы, но не совсем конструктивны, ибо влияние на принятие решений по государственным мерам стимулирования простые граждане имеют очень опосредованное. А вот народное стимулирование молодых талантов, будь такое организовано на самом низовом уровне, способно убить сразу двух зайцев - поддержать морально и материально представителей истинно народной элиты и объединить самих граждан.
Чтобы сделать победителя международной олимпиады по естественным наукам миллионером, достаточно, чтобы его талант оценили 10 000 человек, каждый - в 100 рублей. Конечно 100 рублей - это не лайк, их от себя надо оторвать, но уж если посчитал такое возможным, то и весомость такого решения будет более значительная.
Хотя дело тут не в ста рублях, а в десяти тысячах, у которых совпало мнение о том, что есть некто достойный, для которого не жалко содержимого собственного кошелька. Вот этот достойный, для кого не жалко денег, и будет тем элитарием. Он будет точно знать, от кого зависит его личный элитарный статус.
Развивая эту мысль, можно поговорить и том, для кого народу не жалко персональный самолёт и яхту. Для Романа Абрамовича и ему подобных - жалко. А вот для Михаила Тимофеевича Калашникова - совсем не жалко. Богатство русских людей не раздражает. Раздражают носители этого богатства, если взяли его у народа без его согласия.
Если традиция материальной и народной поддержки лучшим своим представителям получится системной и массовой, выдвигаемые и поощряемые, таким образом, учёные, врачи, учителя, инженеры и представители других профессий, станут реальной альтернативой самовыдвиженцам-приватизаторам и их последователям.
Это может выглядеть, как сеть самых разнокалиберных фондов постоянной поддержки конкретных талантов и переходных бонусов для победителей конкурсов и олимпиад, работающих исключительно на общественных началах и естественно объединяющих только тех, кто хочет и имеет возможность кого-то или что-то поддерживать.
Ещё вчера построение такой системы было абсолютно нереально - на внимание публики мог претендовать только тот, кто постоянно маячил в телеящике. Но сегодня, когда количество смотрящих телевизор неуклонно снижается, а информацию стало возможным проверять и перепроверять в сети, появилась слабая надежда на её объективность.
Ну, а если не понравится, не получится, или не зацепит - тоже не беда. Значит или предложение моё - некачественное, или «народ для разврата ещё не готов», а может и то, и другое вместе. Формирование новой элиты неизбежно, как восход Солнца, а уж через какие механизмы - это вопрос третий. Будем надеяться, что не через вооружённый, ибо лимит на революции и перевороты мы исчерпали еще в ХХ веке.
Что такое мировое закулисье? Андрей Фурсов
Как обычному человеку влиться в мировую элиту. Андрей Фурсов
Потомки гермафродитов - мировая «элита»
Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции - открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…
Начиная с 1990 г. перед стремящимися к властным высотам открылся весь набор средств, имевшихся в развитых странах Запада. В политическую элиту стало можно войти как через «номенклатурную дверь», т.е. аппарат исполнительной власти, так и через парламент, в т.ч. опираясь на поддержку партий.
В государствах с развитыми гражданскими структурами номенклатурным способом складывается только бюрократическая элита (да и то речь идет об аппарате, а не о первых и вторых лицах государства - президенте, главе правительства, министрах). Парламент же и политические партии являются инструментом введения в элиту представителей иных, нечиновничьих, классов. В постсоветской России наблюдалась иная картина. Здесь в любом из избранных на альтернативной основе парламентов большинство депутатского корпуса составляли выходцы из тех или иных слоев чиновничества, не говоря уже о том, что за пост главы государства боролись кандидаты от двух отрядов бюрократии - старого, партийно-советского, и нового, обуржуазившегося, образца. Многопартийность была «интеллигентским» феноменом только до августа 1991 г., когда в новые политические партии вступали или те, кто демонстративно порывал с КПСС, или те, кто никогда к ней отношения не имел. Основная масса чиновников к этим категориям не принадлежала и предпочитала сохранять членство в компартии, а если и покидала ее, то вовсе не для того, чтобы из-под контроля суперпартии перейти в подчинение микропартии. После ухода КПСС с политической сцены на ее обломках возникло множество новых партий и движений, по численности членов на порядок превосходивших интеллигентские организации, которые к тому же под давлением неблагоприятных обстоятельств стали стремительно распадаться и ужиматься в размерах, а то и вовсе исчезать.
Доминирование представителей бюрократии в политической элите посттоталитарной России было обусловлено как развитостью этого класса и наличием у него солидного «стартового капитала», так и незрелостью гражданского общества. Значительная часть отечественного чиновничества оказалась достаточно гибкой и адаптивной, чтобы приспособить к своим нуждам демократические институты свободных выборов и политических партий. Немаловажную роль здесь сыграло то обстоятельство, что гражданские отношения охватывали только частную сферу жизни подавляющего большинства населения.
Последнее десятилетие ХХ века в России явилось периодом становления новой постсоветской элиты. Приход в 1991 году к власти демократической оппозиции означал серьезные изменения внутри политической России. Однако она не стала принципиально новым политико-культурным образованием, но внутри нее произошло перераспределение политических ролей. В руководстве остались в основном те кадры, которые выдвинулись в годы перестройки. Это означало, что основное ядро номенклатурной элиты, по существу, сохранило свои позиции в новом российском обществе. Часть ее перешла в бизнес, а часть - в государственные институты: администрацию президента, правительство.
Главная особенность данного процесса - внутренняя содержательная противоречивость. С одной стороны, правящая группа постепенно приобретает черты, во многом схожие с чертами аналогичных групп демократических стран. Основой для этого служат проводимые в стране реформы, изменяющие социальную структуру общества, меняющие мировоззрение населения. С другой стороны, в недрах элиты до сих пор стабильно воспроизводятся образцы мировоззрения и поведения, бывшие характерными для советской номенклатуры: стремление выразить свой корпоративный интерес, создать себе привилегии и др.
Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп:
· бывшая партноменклатура (КПСС)
· бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия)
· бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена
· бывшие комсомольские работники
· работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов)
Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты – интеллигенции. Помимо номенклатурной элиты начала формироваться «новая элита», которую представляли молодые, энергичные лидеры, занимающиеся бизнесом. Власть и собственность, не могут друг без друга. Как показывают современные исследования, большинство людей, имеющих непосредственное отношение к власти, либо занимается бизнесом, либо взимают с него обильную дань, которая становится основным источником их дохода. Таким образом, в состав отечественной правящей элиты входят два подкласса:
· политики, занимающие места в высших и средних эшелонах власти на двух ее уровнях: федеральном и региональном
· субъекты экономики: собственники, совладельцы, руководители, члены правлений и другие ответственные работники новых крупных экономических организаций
Генетическое родство современной элиты с советской представляет собой ее наиболее существенную особенность. Учитывая тот факт, что в старой иерархии представители современной элиты занимали далеко не первые роли, а, как правило, находились во втором и третьем ранге номенклатуры, их выдвижение в 90-х гг. многие склонны рассматривать как «революцию заместителей».
Но, несмотря на факт столь тесной взаимосвязи с советским правящим классом, наиболее общие качественные характеристики элиты претерпели в 90-е гг. достаточно существенные изменения:
· произошло ее омоложение (в сравнении с советским периодом на 7 - 10 лет). Средний возраст представителя элиты 90-х гг. - 45 лет;
· значительно снизилась доля выходцев из низших слоев общества. В течение десятилетия доля этих слоев в элитарных кругах сократилась в 2,5 раза;
· увеличилось количество лиц с высшим образованием.
Отличительной чертой явилось изменение характера образования: если в советские времена рекрутирование происходило из круга лиц с высшим техническим образованием, то теперь в почете юридическое, экономическое образование.
Самое главное изменилась и система рекрутирования. В постсоветский период стал возможен неноменклатурный путь наверх для субэлитных групп.
Помимо выходцев из кругов советской номенклатуры в ней четко прослеживаются группы:
· бывших диссидентов - противников коммунистического режима
· представителей бизнеса, сделавших карьеру и состояние в период перестройки;
· бывших кадровых офицеров. В их активном проникновении во властные структуры (общегосударственные и региональные) в определенной степени отражается необходимость повышения дисциплины и исполнительности власти;
· научной и художественной интеллигенции;
Фактически процесс перераспределения политической и экономической власти в России завершился. Появились мощные финансовые и промышленные группы, концентрирующие в своих руках значительные капиталы, с помощью которых они могут существенно влиять на процессы принятия политического решения.
Актуальность выбранной темы обосновывается тем, что для современных государств все острее встает проблема становления квалифицированной, высокопрофессиональной политической элиты, которой могло бы доверять население. Такую элиту необходимо обществу создавать, прилагая значительные усилия для того, чтобы с помощью демократических и юридических норм и механизмов, в том числе и посредством законных и обоснованных привилегий, проводить своеобразную «селекцию» новых политиков, имеющих государственное мышление и способных взять персональную ответственность за преобразования в стране.
Целью данной работы является изучить сущность политической элиты, ее роль и значение в политической жизни демократического общества.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Дать определение понятия «элита»;
Рассмотреть типы политической элиты;
Выявить способы рекрутирования политических элит;
Раскрыть характерные черты политической элиты и особенности политической элиты современной России;
Объектом исследования является политическая система.
Предметом исследования выступает правящая элита, являющаяся вершиной государственной пирамиды и контролирующая главные ресурсы власти.
Термин «элита» ведет свое происхождение от латинского eligere – «выбирать». Непосредственно же этот термин получил широкое хождение, будучи взятым из французского elite – «лучший», «отборный», «избранный».
Философы Древней Греции считали, что править обществом должны лучшие, специально предназначенные для этого люди.
Политическая элита – это относительно небольшая социальная группа, концентрирующая в своих руках значительный объем политической власти, обеспечивающая интеграцию, субординацию и отражение в политических установках интересов различных слоев общества и создающая механизм воплощения политических замыслов.
Основы современных концепций элит заложены в трудах итальянских социологов Гаэтано Моска (1858 - 1941 гг.) и Вильфремо Парето (1848 - 1923 гг.) и немецкого политолога Роберта Михельса (1876 - 1936 гг.).
Моска Г. пытался доказать неизбежное деление любого общества на две неравные по социальному положению и роли группы. В "Основах политической науки" (1896 г.) он писал: "Во всех обществах, начиная с самых среднеразвитых и кончая современными передовыми и мощными обществами, существуют два класса лиц: класс управляющих и класс управляемых. Первый, всегда более малочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется присущими ему преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляется и регулируется первым и поставляет материальные средства для жизнеобеспечения политического организма".
Моска Г. считал господство меньшинства неотвратимым, ибо это господство организованного меньшинства над неорганизованным большинством.
Парето В. неизбежность деления общества на управляющую элиту и управляемые массы выводил из неравенства индивидуальных способностей людей, проявляющегося во всех сферах социальной жизни. Он, прежде всего, выделял элиту политическую, экономическую, военную, религиозную. В. Парето выделял два главных типа элит: "львы" и "лисы".
Для "львов " характерен консерватизм, грубые силовые методы управления. Общество, где преобладает элита "львов", обычно застойно.
"Лисы" - мастера обмана, политических комбинаций. Элита "лис" динамична, она обеспечивает преобразования в обществе.
Наряду со сходством исходных положений Парето и Моски в их концепциях есть и различия:
Парето делал упор на замене одного типа элиты другим, а Моска - на постепенном проникновении в элиту "лучших" представителей масс.
Моска абсолютизирует действие политического фактора, а Парето объясняет динамику элит скорее психологически; элита властвует потому, что насаждает политическую мифологию, возвышаясь над обыденным сознанием.
Для Моски элита - политический класс. У Парето понимание элиты шире, оно антропологично.
Суть концепции Р. Михельса состоит в том, что "демократия, чтобы сохранить себя и достичь известной стабильности", вынуждена создавать организацию. А это связано с выделением элиты - активного меньшинства, которому народная масса вверяет свою судьбу ввиду невозможности ее прямого контроля над крупной организацией. Лидеры никогда не уступают свою власть "массам", а только другим, новым лидерам. Необходимость управления организацией требует создания аппарата, и власть концентрируется в его руках.
Характерными чертами политической элиты являются следующие:
Это небольшая, достаточно самостоятельная социальная группа;
Высокий социальный статус;
Значительный объем государственной и информационной власти;
Непосредственное участие в осуществлении власти;
Организаторские способности и талант.
На основе концепции Г. Моски, В. Парето и Р. Михельса возникли современные направления: макиавеллистская школа, ценностные концепции элит, концепция демократического элитизма, концепция множественности, плюрализма элит, концепция элиты как авангардной партии рабочего класса.
Макиавеллистская школа элит имеет следующие черты:
Признание элитарности любого общества, его разделение на властвующее меньшинство и пассивное большинство.
Особые психологические качества элиты. Принадлежность к ней связана в первую очередь с природными дарованиями и воспитанием.
Групповая сплоченность.
Легитимность элиты, более или менее широкое признание массами ее права на политическое руководство.
Структурное постоянство элиты, ее властных отношений.
Формирование и смена элит происходит в борьбе за власть.
Для ценностной теории элиты характерны утверждения:
Элита – наиболее ценный элемент общества, обладающий высокими способностями.
Господствующее положение элиты отвечает интересам всего общества. Элита - мотор, а массы - колесо истории, проводник в жизнь решений элит.
Формирование элиты - процесс естественного отбора обществом наиболее ценных представителей.
Элитарность закономерно вытекает из равенства возможностей. Демократия должна обеспечить примерно одинаковые стартовые условия. На финише неизбежно проявляются социальные чемпионы и аутсайдеры.
Концепции демократического элитизма имеют следующие черты:
Демократия понимается как конкуренция между потенциальными руководителями за доверие и голоса избирателей.
Элита не только обладает необходимыми управленческими качествами, но и защищает демократические ценности.
Концепции множественности, плюрализма элит базируются на следующих постулатах:
Отрицание элиты как единой привилегированной группы. Существует множество элит.
Элиты возможно удерживать под влиянием масс.
Существует конкуренция элит, что предотвращает складывание единой господствующей элитарной группы.
Различия между элитой и массой относительны, условны и часто достаточно размыты. Доступ к лидерству открывает не только богатство и высокий социальный статус, но, прежде всего личные способности, знания, активность и т.п.
Концепция политической элиты как авангардной партии рабочего класса, всех трудящихся, разработана в учении В. И. Ленина, несмотря на его негативное отношение к элитизму. Ее основополагающие черты таковы:
Глобальный характер политической элиты, ее историческое призвание руководить процессом перехода человечества от капитализма к коммунизму.
Всеобъемлющий характер политического руководства. Коммунистическая партийно-государственная элита руководит всеми сферами общества.
Происхождение элиты из социальных низов - "кто был никем, тот станет всем".
Идеологичность. Обладание единственно верной идеологией определяет передовые качества элиты, служит важнейшей гарантией успешного руководства обществом. Все другие идеологии - заблуждения или происки классового врага.
Жестокая иерархия политической элиты. Сама правящая элита уподобляется армейским структурам, делится на вождя, "генералов", "офицеров", "унтер-офицеров" (Сталин).
Факты реальной жизни и многочисленные исследования подтверждают, что политическая элита - реальность сегодняшнего (и, вероятно, завтрашнего) этапа развития общества и обусловлена действием следующих основных факторов:
Психологическое и социальное неравенство людей, их неодинаковые способности, возможности и желания участвовать в политике.
Закон разделения труда требует профессионального занятия управленческим трудом.
Высокая значимость управленческого труда и его соответствующее стимулирование.
Широкие возможности использования управленческой деятельности для получения различного рода социальных привилегий.
Практическая невозможность осуществления всеобъемлющего контроля за политическими руководителями.
Политическая пассивность широких масс населения.
Элиты типологизируются по ряду оснований:
По отношению к власти выделяют: правящую элиту; неправящую, или контрэлиту.
По уровню компетенции: высшая (общенациональная); средняя (региональная); местная.
По результатам деятельности (эффективности): элита; псевдоэлита; антиэлита.
С и политическим банкротством КПСС в России значительно увеличилась социально-экономическая и политическая мобильность. Если раньше в период господства партийно-государственной номенклатуры в СССР существовала закрытая система формирования (из узкого привилегированного слоя), то в условиях начавшихся реформ старая система формирования элит была в основном разрушена. На вновь возникшие политические «вакансии» стали претендовать и представители из низших социальных слоев общества.
Однако старая советская номенклатура не спешила уступать свои позиции. Она быстро отошла от идей социализма и коммунизма, которые еще совсем недавно так настойчиво проповедовала, и, по сути, возглавила переход бывшего советского общества к «новому» капиталистическому обществу. Так, в большинстве бывших союзных республиках, ставших независимыми суверенными государствами, президентский пост заняли представители прежней высшей советской номенклатуры.
Большинство российских регионов () также возглавила местная партийно-государственная элита советского образца. А окружение российского Президента в начале 90-х гг. на 75 % состояло из представителей бывшей советской номенклатуры.
В отдельную социальную группу, из представителей которой также формировалась новая политическая элита, можно выделить так называемых хозяйственников (директорский корпус), которые сумели «приватизировать» предприятия и целые отрасли промышленности, ранее находившиеся под их формальным управлением. К их числу можно отнести и так называемых бывших «теневиков», имевших опыт полузаконной предпринимательской деятельности, который в условиях либерализации экономики способствовал их быстрому экономическому росту и политическому весу.
Наряду со старой партийно-государственной номенклатурой и хозяйственниками на роль новой российской политической элиты прете ндо ват и наиболее активные и амбициозные представители различных слоев общества. Например, представители научной интеллигенции, преимущественно с экономическим и юридическим образованием, стали активными участниками государственного и партийного строительства и основными идейно-теоретическими разработчиками и проводниками новых для постсоветской России либерально-демократических, рыночных реформ.
В ходе развития (трансформации) политической системы в 90-е гг. XX в. и в начале XXI в. социальный состав политической элиты и удельный вес политического влияния различных групп политиков и политических институтов меняется. Динамика изменения политического влияния различных групп политиков представлена в табл. 2.
Таблица 2. Удельный вес политического влияния в 1993-2002 гг., %
Группы политиков |
||||||||||
Рассмотрим каждую из представленных в табл. 2 группу политиков и попытаемся проанализировать причины и динамику их трансформации.
В первую группу политиков входят Президент РФ, его помощники, советники, полномочные представители в федеральных округах, руководители Совета Безопасности и других органов, образованных при Президенте РФ.
В 1993 г. удельный вес первой группы составил 18,4 % к общему объему политического влияния. В 1994 г. наблюдался рост влияния первой группы (20,4 %). Это было обусловлено, во-первых, расстрелом Белого Дома и разгоном первого российского парламента в октябре 1993 г.; во-вторых, принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ наделен почти неограниченными полномочиями.
В последующем вплоть до 2000 г. наблюдался спад влияния первой группы политиков, которое в 1999 г. составило всего 12,2 %. Причины такого значительного падения заключаются в следующем: а) неэффективная внешняя и внутренняя политика президента и его окружения; б) поражение в первой чеченской войне (1994-1996 гг.); общее падение рейтинга Президента РФ Б. Н. Ельцина (к концу 1999 г. он составлял примерно 5 %).
С выборами в 2000 г. на пост Президента РФ В. В. Путина начинается последовательный рост политического влияния первой группы политиков, который связан прежде всего с общим укреплением вертикали власти: введение института полномочных представителей Президента РФ в административных округах (2000 г.); отмена прямых выборов глав субъектов РФ (губернаторов, президентов) и введение порядка их представления (назначения) Президентом РФ с последующим утверждением предложенной кандидатуры местным представительным органом власти (2004 г.); ограничение политического влияния других политических групп и институтов (парламента, средств массовой информации, «олигархов», глав регионов).
Вторая группа политиков — руководители Правительства РФ и основных министерств (кроме «силовиков») традиционно имеют в России значительное политическое влияние. Усиление влияния второй группы политиков, как правило, происходило в периоды ослабления политического влияния первой группы (1996 и 1999 гг.). В целом же в 2002 г. политическое влияние элит, возглавляющих основные исполнительные институты власти (группы 1, 2, 3), составило 54,1 %. В последующие годы их влияние продолжало усиливаться. Особенно заметное усиление всех трех указанных групп политиков произошло в ноябре 2005 г. после проведенных Президентом РФ В. В. Путиным значительных кадровых перестановок и назначений. Тогда Правительство РФ было усилено двумя дополнительными вице-премьерами.
К третьей группе политиков-«сиповиков» относятся руководители Минобороны России, Генштаба, МВД России, МЧС России, Минюста России, ГТК, Генпрокуратуры РФ, различных спецслужб, а также командующие военными округами. Удельный вес политического влияния третей группы колебался от 8 % в 1999 г. до 13,8 % в 2000 г. Значительный рост влияния «силовиков» в 1994-1995 гг. объясняется началом первой чеченской войны. Затем наблюдается значительный период (1996-1999 гг.) спада политического влияния «силовиков», который в значительной мере был обусловлен поражением федеральных войск в Чечне и последовавшими структурными изменениями и кадровыми перестановками в силовых органах.
Начало второй чеченской войны (август 1999 г.) и определенные успехи федеральных войск, а также избрание В. В. Путина Президентом РФ в 2000 г. — выходца из силовых структур значительно повысили удельный вес политического влияния «силовиков».
В последующие годы удельный вес политического влияния «силовиков» немного снизился (2002 г. — 11,8 %), но в целом оставался на достаточно высоком уровне; в 2004-2007 гг. наблюдалась тенденция его увеличения. В эти годы было значительно увеличено финансирование силовых структур, повысилось внимание со стороны государства к проблемам «силовиков».
Причины усиления влияния третей группы политиков видятся в следующем: необходимость борьбы с терроризмом; страх правящей элиты перед угрозой «цветной революции»; общая военная угроза со стороны различных внешних сил и назревшая необходимость укрепления обороноспособности страны.
Динамика изменения политического влияния четвертой группы политиков - парламента (без лидеров партий) — является вполне закономерной для государства, в котором доминирует исполнительная власть. Существенный удельный вес политического влияния парламент имел место только в 1993, 1994 и 1995 гг., когда Государственная Дума и Совет Федерации пытались противостоять диктату исполнительной власти. В последующие годы наблюдалось резкое снижение политического влияния парламента (1996 г. — 8,3 %; 2002 г. — 5,3 %), которое можно объяснить следующими причинами.
Во-первых, подчиненное положение Государственной Думы заложено уже в Конституции РФ, в соответствии с которой Президент РФ может распустить Государственную Думу после трехкратного отклонения ею представленных Президентом РФ кандидатур на пост Председателя Правительства РФ (ст. 111) или в случае выражения ею недоверия Правительству РФ (ст. 117). Поэтому перед угрозой роспуска Дума готова одобрить любые предложенные Президентом и Правительством РФ законопроекты.
Во-вторых, большинство субъектов РФ являются дотационными, т. е. зависимыми от исполнительной власти РФ, и делегируемые ими в Совет Федерации члены также вынуждены «лояльно» относиться к Президенту и Правительству РФ. Кроме того, с усилением вертикали власти и ослаблением политического влияния регионов (особенно после введения порядка «назначения» глав субъектов РФ Президентом РФ) Совет Федерации окончательно утратил свое былое политическое влияние.
В-третьих, с середины 90-х гг. XX в. парламент РФ стал ареной ожесточенных столкновений различных политических групп, которые, используя различные способы давления на законодателей, лоббируют принятие (непринятие) нужных им законов. В целях сохранения своего статуса или преследуя свои корыстные интересы, члены парламента нередко принимают (откладывают принятие) заказанные той или иной группой давления законы. Например, в 2001 г. был принят закон об амнистии осужденных, имеющих правительственные награды. В результате многие сотни опасных преступников оказались на свободе; в декабре 2003 г. была отменена ст. 52 Уголовного кодекса РФ, в соответствии с которой все незаконно нажитые средства подлежали конфискации. В результате преступники и коррупционеры перестали опасаться за наворованное ими добро; в то же время принятие закона о коррупции откладывается уже более 15 лет. Такое «законотворчество» не прибавляет авторитета и политического влияния парламенту.
Удельный вес политического влияния пятой группы политиков — представителей политических партий до середины 90-х гг. XX в. был весьма существенным (1993 г. — 10,3 %; 1995 г. — 10,5 %). Однако во второй половине 90-х гг. и в начале XXI в. наблюдалось постепенное снижение политического влияния партий. Так, в декабре 2004 г. политическим партиям доверяли только 5 % россиян, в сентябре 2005 г. — 7 %". Причина этого явления видится в следующем: партии не имеют действенных рычагов влияния на реальную политику; снижение влияния представительных органов власти, которые, как правило, формируются из партийной элиты; ограничение плюрализма в обществе значительно сократило политическое поле для партий, находящихся в оппозиции.
Особой оценки заслуживает так называемая партия власти — «Единая Россия». Благодаря мощному административному ресурсу на парламентских выборах 2003 г. она набрала 37 % голосов и стала в Государственной Думе доминирующей, способной единолично принимать или отвергать федеральные законы. В декабре 2007 г. за «Единую Россию» проголосовали 64,3 % избирателей. Основу «Единой России» составляют высшие государственные чиновники, число которых в се рядах стремительно увеличивается, так как членство в партии становится чуть ли не обязательным условием успешной карьеры. Так, если в 2003 г. в партии состояли примерно 30 руководителей субъектов РФ (президентов, губернаторов), то в конце 2007 г. их число увеличилось до 70. Поэтому политическое влияние «Единой России» заключается не столько в партийном потенциале, сколько в административном, государственном ресурсе. Такая позиция руководителей партии превращает ее в элемент системы государственного управления, а не в представительный политический институт.
Конституция РФ законодательно закрепила федеративное устройство России. Региональные элиты получили значительные полномочия для управления своими регионами. В некоторых субъектах РФ наблюдался рост сепаратистских настроений. Федеральная власть, ослабленная своими внутренними конфликтами, неудачами в проведении реформ и войной в Чечне, не уделяла должного внимания региональной политике. Поэтому с 1994 по 1999 г. включительно удельный вес политического влияния шестой группы политиков - представителей региональных элит можно оценить как значительный.
В 2000 г. Президент РФ принял решительные меры по укреплению вертикали власти:
- вводятся полномочные представители Президента РФ в федеральных округах;
- устанавливается новый порядок формирования Совета Федерации (главы исполнительной и законодательной власти регионов уже не входят в Совет Федерации в качестве его членов, а назначают своих представителей);
- предусматривается отзыв руководителей и прекращение полномочий органов власти субъектов РФ и местного самоуправления;
- предусматривается введение прямого президентского правления в регионах;
- принимаются меры по восстановлению и укреплению единого правового поля на всей территории РФ.
Все эти меры способствовали повышению политического влияния исполнительных органов РФ и снижению влияния региональных элит. С началом применения порядка назначения глав субъектов РФ Президентом РФ (2005 г.) политическое влияние региональных элит еще больше уменьшилось.
В условиях демократизации и гласности с начала 90-х гг. наблюдался рост политического влияния седьмой группы политиков - представителей средств массовой информации, журналистов (1993 г. — 2,3 %, 1998 г. — 5,7 %). Однако вскоре происходит резкое снижение их влияния (2001 г. — 1,7%, 2002 г. — 0 %). Причина такой динамики видится в том, что одновременно с началом укрепления вертикали власти исполнительные органы РФ начали планомерное «наступление» на независимые средства массовой информации и оппозиционно настроенных журналистов. Особенно существенный урон понесло телевидение. Так, с 2000 по 2005 г. потеряли свою независимость (были перепрофилированы) такие телеканалы, как НТВ, ТВ-6, ТВС; сняты с эфира такие популярные телепередачи, как «Итоги», «Куклы», «Свобода слова», «Глас народа», «Поединок», «Основной инстинкт» и др. Многие известные журналисты вынуждены были покинуть телевидение.
Политическое влияние восьмой группы политиков - «олигархов» начинает проявляться только со второй половины 90-х гг., когда в результате приватизации государственной собственности небольшая группа приближенных к Б. Н. Ельцину лиц обрела миллиардные состояния и стала непосредственно влиять на политические процессы. Этому способствовало также слабое здоровье Президента РФ и его зависимость от так называемой «семьи» — приближенного круга людей.
Вторую половину 90-х гг. XX в. и начало XXI в. многие исследователи и политики называют периодом олигархического правления в России. Только в 2004 г. избранный на второй срок Президент РФ В. В. Путин решился нанести существенный удар по «олигархам», которые стали представлять для него и его команды непосредственную угрозу. Возбуждение уголовного дела против нефтяной компании ЮКОС и суд над ее руководителями снизили политическое влияние «олигархов», заставили их быть более лояльными к государственной власти (не считая тех, кто иммигрировал на Запад).
Что касается девятой группы политиков - руководителей судебных и финансовых органов и др., то следует сказать, что значительное влияние судебных органов в 1993 г. можно объяснить тем, что в споре между Президентом РФ и российским парламентом Конституционный Суд РФ выполнял роль арбитра. Новое повышение политического влияния судебных органов с 2000 г. связано с тем, что с приходом во власть В. В. Путина и его команды начинается новый передел собственности, в котором заметную роль играют и суды. Кроме того, суды стали использоваться властью для преследования оппозиции и отстранения неугодных кандидатов и партий от участия в выборах.
Рост политического влияния финансовых органов с 2000 г. связан с тем, что в результате высоких цен на нефть и роста налоговых сборов значительно увеличились финансовые поступления в бюджет страны и в стабилизационный фонд.
При анализе политического влияния тех или иных представителей элиты важна качественная характеристика оценки. Положительная оценка означает, что данный представитель элиты использует свое влияние на благо общества и государства, а отрицательная — негативное влияние. Так, в мае 2005 г. из 20 наиболее влиятельных представителей правящей элиты деятельность А. А. Кудрина — министра финансов, В. Ю. Суркова — зам. главы администрации Президента РФ, Р. А. Абрамовича — губернатора Чукотки, А. Б. Чубайса — главы РАО ЕЭС, Б. В. Грызлова — спикера Государственной Думы, В. В. Устинова — Генерального прокурора РФ, В. П. Иванова — министра обороны РФ была оценена со знаком отрицательного влияния.
Несколько иное представление о политическом влиянии элит в России имеют простые российские граждане. В ходе социологического опроса, проведенного Институтом социологии РАН в ноябре 2005 г., гражданам был задан вопрос: «В чьих руках находится реальная власть в России?» Ответы распределились следующим образом: народа — 0,8 %; парламента — 2,8 %; Правительства России — 7,2 %; западных кругов — 8,7 %; «силовиков» — 12,6 %; российской бюрократии — 15,6 %; президента — 18,9 %; олигархов — 32,4 %.
В приведенных данных обращает на себя внимание то, что Президент РФ В. В. Путин, имевший в 2005 г. весьма высокий рейтинг (в пределах 65-75 %), занимает лишь вторую позицию (18,9 %), а на первом месте с большим отрывом находятся олигархи (32,4 %). Возможно, что такое мнение у многих россиян сложилось из-за того, что олигархи и естественные монополии продолжают наращивать свои капиталы, а реального улучшения в жизни простых граждан почти не происходит и большинство обещаний Президента РФ остаются лишь благими пожеланиями.
Данные опроса также свидетельствуют о том, что народ фактически отстранен от власти (0,8 %). Следовательно, элита правит страной без всякого контроля снизу, преследуя прежде всего собственные интересы, не обращая внимания на просьбы и требования народа. Поэтому большинство преступлений, совершаемых представителями правящей элиты, остаются безнаказанными.
В современной России, по сути, сложилась ситуация, когда народ и правящая элита существуют как бы в параллельных мирах, не пересекаясь друг с другом. Один мир — мир безудержного обогащения и вызывающей роскоши; другой мир — мир унизительной нищеты и безысходности. Но такое положение дел не может продолжаться до бесконечности. В обществе зреет проте- стный потенциал, который может вызвать серьезные социальные потрясения.