Князья и бояре в древней руси. Чем отличается боярин от дворянина

БОЯРЕ, представители высшего слоя общества в Древнерусском государстве, русских княжествах и землях, Русском государстве, России в 10 - начале 18 века; высший чин в Боярской думе с 15 века. Этимология слова «бояре» и история бояр периода 10 - начала 13 века остаются спорными, преобладает мнение о заимствовании слова «бояре» из тюркского дунайско-болгарского языка через старославянский язык в форме «болярин» со значением «знатный, богатый человек». В нарративах 11-12 века, по преимуществу переводных (в том числе в текстах по библейской и византийской истории), доминирует форма «болярин» с дополнительным значением - «властель», представитель власти. Эти бояре составляли окружение носителей верховной власти - «старозаветных» царей и византийских императоров. Такое понимание слова «бояре» закрепилось в древнерусском обществе и внедрилось в систему понятий, обозначавших его социальную иерархию. С рубежа 11-12 века в летописных памятниках бояре упоминаются как в синхронных сообщениях, так и в известиях о более ранних событиях на Руси, относившихся к концу 10 века. Со 2-й четверти 12 века и особенно в 13 веке слово «болярин» довольно широко использовалось в летописях и других нарративах, светских и церковных законодательных текстах, в документах (актах) при описании норм права и событий в Древнерусском государстве. С 13 века в источниках преобладает форма «боярин».

В современной российской историографии сложились две основные точки зрения в отношении бояр 10 - начала 13 века. Сторонники первой (И. Я. Фроянов и др.) видят в них родоплеменную знать, противостоявшую князю и старшей дружине («княжим мужам») и являвшуюся социально-политическим ядром «городов-государств», вступавших с князьями в договорные отношения. Бояре возглавляли государственно-политические институты «городов-государств», занимая должности посадников (по крайней мере, в ряде подобных городов) и тысяцких.

Согласно второй точке зрения, бояре были связаны с княжеской властью, составляя с «княжими мужами» старшую дружину и высший, привилегированный слой судей-управителей, обязанных князю военной и другими службами. При этом одни исследователи (А. А. Горский и др.), представляющие вторую точку зрения, датируют интеграцию бояр в систему связей с князем-сувереном рубежом 10-11 века и утверждают, что должности посадников и тысяцких первоначально замещались боярами путём княжеских назначений, а территориально-владельческие связи бояр были совместимы с их включением в окружение князя. Другие учёные (М. Б. Свердлов и др.) относят интеграцию бояр (родоплеменной знати) с «княжими мужами» в одну сословную группу бояр ко 2-й трети 12 - 1-й трети 13 века. И те и другие видят основы такой интеграции в развитии земельной, «феодальной» собственности (вотчин) на селе, преуменьшая (а порой, не принимая во внимание) значение вотчинной собственности бояр в городах. Но изначально именно городского дворовладения бояре определяли их территориально-сословную сплочённость (тема разработана В. Л. Яниным и его школой применительно к Новгороду).

Раздробление древнерусского государства со 2-й трети 12 века на ряд княжеств (и их последующее дробление на более мелкие княжества) и земель способствовало росту региональных особенностей в положении бояр. В Новгородской земле (с 1136 года Новгородской республике) с рубежа 11-12 веков бояре контролировали институт посадничества, которое в 13-15 веках непрерывно реформировалось под воздействием борьбы между кланами бояр, противоречий между городскими концами, частых восстаний, а также под влиянием взаимодействия с великокняжеской властью. Во 2-й трети 12 века бояре стали главной общественной силой, в том числе в отношениях с князьями. К концу 13 века в Новгороде оформился совет господ, куда входили бояре. Не позднее 2-й трети 14 века под контроль бояр перешёл также институт тысяцких. Реформы начала 15 века превратили социальный и государственно-политический строй Новгородской республики в олигархию бояр. В Галицко-Волынском княжестве 13 века бояре являлись влиятельной политической силой при относительно сильной княжеской власти и сохранили свой статус после 1239-40 годов. Тогда и позднее под боярами здесь понимали не только элитные группы нетитулованной знати, но и более широкий круг привилегированных земельных собственников, обязанных нести военную службу. Сходной была эволюция бояр в других русских княжествах, аннексированных в конце 13 - начале 15 века Великим княжеством Литовским. Не позднее 2-й трети 15 века название «бояре» закрепилось там за средними и мелкими землевладельцами, обладавшими некоторыми привилегиями и обязанными государству военной службой. В Северо-Восточной Руси на эволюцию отношений бояр с князьями (великими и удельными) повлияла совокупность факторов. В результате политической борьбы 1174-75 и 1212-18 годов произошло ослабление бояр старых политических центров (Ростов, Суздаль) и относительное усиление власти великого князя владимирского. Установление зависимости русских княжеств и земель от Золотой Орды, ордынские набеги 13-15 веков (в особенности до 1430-х годов), а также пандемии привели к физическому уничтожению большинства старых боярских родов (в 16-17 веках родословная очень немногих фамилий восходила к домонгольскому времени и даже к концу 13 века; одно из исключений - Шимоновичи-Воронцовы-Вельяминовы). Во 2-й половине 14-15 века пополнение бояр шло за счёт низких слоёв «свободных» вотчинников, попадавших на княжескую службу. Имелись различия в положении «старых» и «новых» бояр не только по происхождению, но и по местоположению их вотчин. Уже с 14 века под боярами в Северо-Восточной Руси понимали не только элитную группу нетитулованной знати (выходцы из неё входили в совет при князе, занимали высшие посты в системе управления и княжеского хозяйства, смотри Кормление), но и более широкие слои привилегированных, обязанных военной службой вотчинников, соучаствовавших в управлении податным людом в качестве мелких кормленщиков. И тех и других бояр сближали право (обязанность) несения военной службы и соучастия в управлении, право на свободный отъезд к другому князю (постепенно сужавшееся к концу 15 века), характер вотчинного землевладения (существовала «боярская земля» наряду с княжеской, церковной и другими землями), наличие, хотя и в разном объёме, судебного и финансового иммунитета, принципы выделения отдельных бояр в элитарные или локальные микрогруппы (выделялись лица, именовавшиеся с отчеством на «-вич» и обладавшие семейным статусом, т. е. состоявшие в браке или вдовцы).

Ликвидация института тысяцких с конца 14 века в большинстве княжеств означала устранение прежних элементов организации бояр. Новые способы организации реализовались в структурах Государева двора. Он вобрал в себя служилое боярство и менее статусные слои. Со 2-й трети 15 века совокупность сословных групп двора описывалась в источниках как «бояре и дети боярские» (в 12-13 веках как «бояре и дворяне», в конце 13 - начале 15 века как «бояре и слуги вольные»). Облагораживание малостатусных слоёв (что и зафиксировали изменения в терминологии) означало также постепенное закрепление термина «бояре» за высшими слоями элиты.

С середины 15 века под боярами понимали почти исключительно членов Боярской думы, а также лиц, принадлежавших к элитарным группам нетитулованной, а позднее и титулованной знати, вошедшей в состав двора великого князя московского Ивана III Васильевича в большом количестве в качестве территориально-клановых сословных групп служилых князей. С конца 15 века бояре - лица, пожалованные чином «боярин», а также лица, обладавшие правом боярского суда по должности, занимаемой ими в центральных органах власти, в княжеском хозяйстве или местном самоуправлении (наместники). Чин «боярин» не был наследственным. В 16-17 веках бояре являлись высшим правящим слоем в Русском государстве, составляли вместе с другими думными чинами и рядом высокостатусных групп двора «политическое сословие» при великих князьях московских, а затем царях. Они обладали значительной земельной собственностью и дворами-резиденциями в Москве и других городах, имели самое высокое материальное и денежное обеспечение, занимали высшие посты в государственном управлении, при военных и дипломатических назначениях, были необходимой, естественной средой дворцовой жизни царей. До конца 17 века соперничество разных кланово-родовых «дворцовых партий» бояр, занимавших различные позиции в вопросах престолонаследия (конец 15 века, середина и конец 16 века), внешней и внутренней политики, являлось одной из ключевых составляющих политической борьбы в Русском государстве.

В более широком плане в историографии под боярами понимают совокупность титулованных и нетитулованных фамилий, члены которых традиционно входили в состав Боярской думы в качестве бояр или окольничих. В 16 веке было свыше 75 подобных фамилий (из них около 50 - титулованные княжеские роды). В 17 веке при значительном обновлении генеалогического состава и увеличении численности бояр и окольничих число этих фамилий сократилось до 45-50 (на долю титулованных родов пришлось свыше половины).

Бояре, как и сословная иерархия 16-17 века, перестали существовать в годы реформ царя Петра I. Последнее пожалование в чин «боярина» состоялось в 1712 году.

В 16-17 веках крестьяне и холопы называли боярами помещиков и вотчинников. Слова «барин», «баре», произошедшие от слова «бояре», имели широкое хождение в 18-19 веках, употребляются и поныне.

Боярами называлась также привилегированная сословная группа землевладельцев в Молдавском и Валашском княжествах, а затем в Румынии (румынский boerii), сложившаяся в 13-14 веках. В Средневековье она разделялась на родовых, владевших баштанами (отчинами), и поместных, владевших мошиями (поместьями). Ликвидирована в ходе аграрной реформы 1945 года.

Лит.: Веселовский С. Б. Феодальное землевладение в северо-восточной Руси. М.; Л., 1947. Т. 1; он же. Исследования по истории класса служилых землевладельцев. М., 1969; Львов А. С. Лексика «Повести временных лет». М., 1975; Назаров В. Д. «Двор» и «дворяне» по данным новгородского и северо-восточного летописания (XII-XIV в.) // Восточная Европа в древности и средневековье. М., 1978; Янин В. Л. Новгородская феодальная вотчина: (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981; он же. Новгородские посадники. 2-е изд. М., 2003; Crumey R. О. Aristocrats and servitors: the boyar elite in Russia, 1613-1689. Princeton, 1983; Завадская С. В. «Болярин» - «боярин» в древнерусских письменных источниках // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1985 год. М., 1986; Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половина XV - первой трети XVI в. М., 1988; Павлов А. П. Государев двор и политическая борьба при Борисе Годунове (1584-1605 годы). СПб., 1992; Фроянов И. Я. Древняя Русь: Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995; Свердлов М. Б. Домонгольская Русь. Князь и княжеская власть на Руси VI - первой трети XIII в. СПб., 2003; Горский А. А. Русь: От славянского расселения до Московского царства. М., 2004.

в России IX-XVII вв. высшее сословие феодалов (потомки родоплеменной знати, старшие дружинники, крупные землевладельцы). Имели своих вассалов и право отъезда к другим князьям. В Новгородской республике фактически управляли государством. При дворах великих князей ведали отдельными отраслями дворцового хозяйства и управлением государственными территориями. В XV в. члены Боярской Думы при великом князе составляли совещательный орган. Звание отменено Петром I в XVIII в. В XVIII в. окончательно слились с дворянами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БОЯРЕ

1) высший думный чин в XII–XVIII вв. 2) Высшее сословие феодалов (наряду с великими и удельными князьями) в X–XVII вв.; занимали ведущее место после великого князя в государственном управлении.

В Древнерусском государстве – потомки родоплеменной знати, члены княжеской дружины (с XI в.) – «княжие мужи». Первоначально за свою службу (поручения по суду и управлению) получали в «кормление» села и города. Позже с ослаблением княжеской власти усилилась экономическая мощь боярства (бурный рост боярского землевладения за счет захвата земель с крестьянами), в период формирования самостоятельных княжеств Б. становятся богатейшими и влиятельнейшими феодалами. Б. были вассалами князя, обязанными служить в его войске, но пользовались правом отъезда к другому сюзерену и являлись полными господами (сеньорами) в своих вотчинах (обладали правом иммунитета), имели своих вассалов. В XII–XIV вв. возросло их политическое значение в государственном управлении.

Большинство старейших боярских родов Московского государства вели свое происхождение с XI–XII вв. В XIV в. государственная власть в Московском княжестве принадлежала как самим великим князьям, так и княжескому совету (позднее ставшему Боярской думой), состоявшему из 10–20 наиболее знатных Б., среди которых наибольшую власть имели тысяцкий, казначей и окольничие. Именно из этого совета в начале XV в. вышла особая категория «бояр введенных», а позднее и «бояр путных». Лица в звании-Б. занимали высшие должности по гражданскому и военному управлению. Им поручалось управление главными приказами, они назначались воеводами полков, управляли областями в качестве наместников и воевод, вели дипломатические переговоры с иностранными послами. В случае выезда Из столицы царь «приказывал боярам Москву», т. е. поручал им центральное управление на время своего отсутствия. Б. сопровождали царя в поездках, участвовали во всех церемониях Государева двора, назначались воспитателями («дядьками») наследников.

В XIV–XV вв., по мере складывания Русского централизованного государства, имущественные и политические права Б. ограничивались, происходили изменения в социальном составе. С XV в. Б. – высшие чины среди служилых людей «по отечеству», участвовавшие в заседаниях Боярской думы. Во 2-й половине XVI–XVII вв. состав Б. сильно изменился, многие знатные боярские роды пострадали в годы опричнины и послеопричные годы, другие вымерли, третьи экономически ослабли. В XVI в. и особенно в XVII в. места Б. в высшем государственном аппарате постепенно занимали представители неродовитого дворянства, возведенные в боярский чин родственники цариц (Стрешневы, Милославские, Нарышкины и др.). так называемые «Б. по кике». В XVII в. большое значение приобрели нетитулованные Б. (А.Л. Ордин-Нащекин, А.С. Матвеев и др.), выслужившие боярство. Отмена в 1682 г. местничества сильно подорвала влияние боярства. Благодаря этим процессам происходило стирание различий между боярством и другими группами дворян, чему способствовала тенденция к слиянию поместного и вотчинного землевладения, юридически оформленная в 1714 г. Звание «боярин» было отменено Петром I в начале XVIII в. в связи с ликвидацией Боярской думы и реорганизацией государственного управления.

Отличное определение

Неполное определение ↓

При слове «боярин» в голове сразу возникает образ довольно дородного мужчины в яркой парчовой шубе в пол и высокой шапке, отороченной мехом. И это понятно, ведь именно такое представление нам дает художественная литература, телевидение, кино, театр…

Однако даже само значение слова «бояре» остается загадкой, и споры среди историков и лингвистов на эту тему продолжаются до сих пор. Может быть правильней ставить вопрос, не кто, а что такое бояре?

Значение слова «боярин»

Откуда произошло слово «боярин», до сих пор остается вопросом дискуссионным как среди лингвистов, так и среди историков.

Одна из версий предполагает, что основой для словообразования могут служить такие славянские корни, как «бой» (битва) или же «болий» (большой). По другой считается, что этот термин произошел из тюрского языка и означает знатный, богатый муж.

Есть и еще одно предположение, пожалуй, более соответствующее истине, согласно которому это слово было позаимствовано у болгар. Дело в том, что в Болгарском государстве (681-1018 гг.) так называли военную аристократию, составляющую совет при царе и при этом пользующуюся привилегиями недоступными для других. Правда, это слово в оригинале звучало несколько иначе: боляре.

В любом случае ясно одно - вопрос «что такое бояре?» звучит некорректно, потому что боярами называли не какой-то предмет, а людей, причем занимающих особое, привилегированное положение в обществе.

Бояре на Руси

По упоминаниям в исторических документах стало известно, что первые бояре на Руси появились еще в Х веке, а боярство, как полноценное сословие, было сформировано уже к началу XI века. Так кто такие бояре?

По определению, бояре - это феодалы, принадлежащие к высшим слоям общества, аристократы. То есть люди, особо приближенные к князю (царю). Но прежде всего это потомки родоплеменной знати, владеющей значительными земельными территориями, а зачастую даже содержащие собственную воинскую дружину, что во времена феодальной раздробленности придавало им дополнительный вес в глазах князя.

Вплоть до конца XII века звание «боярин» было жалованным (наградным) и являлось высшим чином при дворе, позже его стали передавать по наследству.

Самые богатые, а соответственно и влиятельные русские бояре принимали активное участие в княжеской думе как советники князя. Зачастую их мнение было решающим при рассмотрении важных государственных вопросов, судебных тяжб или урегулировании междоусобиц. Кроме того, из бояр формировалась старшая дружина, управлявшая княжеским войском, при этом им позволялось распоряжаться землями, полученными во время военных захватов.

При первых князьях между боярами существовало различие. Они делились на княжеских и земских. Кто такие бояре земские, будет рассказано ниже. Что же касается княжеских бояр, то они составляли верхний иерархический слой княжеской дружины, правда, позже к ним примкнули бояре введенные и путные.

Бояре введенные и путные

Так называемые введенные бояре относились к категории феодалов, которые не могли похвастаться своей родовитостью и богатством, но тем не менее принятые (введенные) в круг избранных. Находились они при дворе для постоянной помощи князю в управлении отдельными ведомствами, составляющими дворцовую администрацию. Этот чин относился к думным, то есть его владельцы получали право принимать участие в закрытых собраниях, устраиваемых Боярской думой.

Путные бояре (дворцовые чиновники) по своему социальному статусу находились ниже бояр, которым позволялось участвовать в думских заседаниях. При княжеском дворе они занимали административные или же хозяйственные должности (постельного, конюшего, сокольничего и так далее). За исправную службу им жаловались вотчины, которые в дальнейшем могли передаваться по наследству.

На весь период, пока боярин занимал какую-либо должность, а иногда и пожизненно, ему полагалось кормление (полное содержание за счет населения).

Земские бояре

Кто такие бояре земские, отчасти понятно из их названия. То есть это были потомки той родоплеменной знати, в собственности которых находились земельные участки, доставшиеся им, как и сам титул, по наследству. В своих землях этот вид бояр имел практически неограниченную власть и влияние, что придавало им дополнительную значимость и авторитет, так как во время ведения междоусобных войн именно земское боярство со своими людьми служило серьезной опорой и поддержкой для князя.

Вдобавок к боярству в XII веке начало зарождаться новое сословие - дворянство, которому было суждено играть важную роль в жизни России вплоть до 1917 года. Но если кто такие бояре, уже понятно, то откуда взялись и кто такие дворяне, - не совсем. И в этом стоит разобраться.

В XII веке дворянами стали называть вольных слуг, состоящих в услужении князей или же крупных бояр, из которых и состоял их двор. Дворян за свою службу поощряли помимо денежных вознаграждений еще и земельными наделами, но без передачи их в полную собственность, то есть земля продолжала оставаться во владении князя. И лишь с XV века дворянам было предоставлено право передавать жалованные участки по наследству либо отдавать их в качестве приданного, что существенно подняло их общее положение в обществе.

Таким образом, если в XII веке бояре и дворяне могли быть связаны между собой, как хозяин и слуга соответственно, то уже к XV веку по своему социальному статусу они практически сравнялись.

С XVI века звание «боярин», которое с конца XII могло только передаваться по наследству, вновь становится чином для «служилых людей», автоматически дававшим право его владельцу посещать заседания Боярской думы.

Боярские чины

  • Боярин и слуга - чин соответствовал положению Первого министра и являлся высшей наградой за государственную службу.
  • Боярин и оружейничий - появился в 1677 году. Обладатель чина ведал царской оружейной комнатой, а вместе с ней и приданными мастерами и художниками.
  • Боярин и конюший - в ведении боярина находились все конные заводы и конюшни. К тому же к части конных заводов могли приписываться целые волости.
  • Боярин и дворецкий - владельцу чина подчинялись все служители, состоящие при дворе. В его обязанности входило управление Приказом Большого Дворца, то есть, он контролировал все статьи внутридворовых доходов и расходов. Помимо того, боярин, владеющий этим чином, был главным судьей, и распоряжался всеми землями, с которых дворец получал доход.

Вытеснение боярства

К концу VII века какая-либо грань между двумя сословиями вообще стала незаметной. Так как к этому времени большинство знатных родов, представлявших боярство, попросту вымерло, оставшиеся же экономически ослабли, а соответственно и утратили свою значимость, при этом нетитулованные бояре наряду с дворянами, наоборот, укрепляли свои позиции.

Окончательный крах боярства случился при Петре I. Царь и бояре находились в постоянном противоречии, которые в итоге привели к упразднению Боярской думы. По сути, боярство, как сословие, прекратило свое существование.

Но до той поры потомственные бояре и дворяне сосуществовали параллельно. И те и другие служили при дворе и выполняли практически одни и те же функции, поэтому на том, чем отличается боярин от дворянина, следует остановиться подробнее. Ведь в некоторых моментах разница была существенной.

Чем отличается боярин от дворянина

  • Изначально бояре принадлежали к высшим слоям знати, владеющей собственными землями и обладающей на своей территории большой властью. Дворяне же были выходцами из младшей дружины и служили лишь за право пользоваться землей и закрепленными за ней крестьянами (до XV века).
  • Боярская служба была добровольной. При желании боярин мог перейти от одного князя к другому. Дворяне же, призванные на службу к князю, могли покинуть ее лишь с его разрешения.
  • Вплоть до начала «петровского периода» бояре оказывали гораздо большее влияние на государственное управление, нежели дворяне, сословие которых стало заметным лишь к XV веку.
  • Вплоть до начала XVII века в феодальной иерархии боярам отводилось главенствующее положение.

Последние бояре на Руси

Несмотря на то, что при Петре I боярства не стало, само звание боярин формально еще существовало, и уже c начала XVIII его удостоились еще четыре человека: граф Апраксин, Ю. Ф. Шаховской, П. И. Бутурлин и С. П. Нелединский-Мелецкий.

История боярства закончилась в 1750 году, со смертью последнего русского боярина - князя И. Ю. Трубецкого.

Русского средневекового боярина легко представит себе любой читатель: дородный, в неуклюжей парчовой шубе (даже если в комнате жарко натоплено или на дворе лето), в высокой меховой шапке, исступленно спорящий о месте за столом, вставляющий в свою речь то «дондеже», то «иже», то что-то вроде «должно-ть так, надежа-осударь»… Сколько таких бояр мы видели на теле- и киноэкранах и театральных подмостках! Куда хуже знает бояр специалист. Мы до сих пор не можем достоверно сказать даже, что означает этот… загадочный термин «бояре»

Существует не одна гипотеза о его происхождении. Искали славянские корни - то от «бой» (тогда выходит, что боярин - воин), то от «болий», то есть большой, ведь у южных славян слово звучит как «болярин». Предполагали корни тюркские и скандинавские. Ни одна из гипотез не доказана, но ни одна полностью и не опровергнута. А ведь известно: чем гипотез больше, тем меньше вероятности, что хоть одна из них справедлива. Ясно только, что слово это не общеславянское: встречается у южных и восточных славян, но его нет у западных.

На Руси бояр впервые упоминает договор князя с , заключенный около 911 года. Но потом о боярах не слышно примерно полтора- два века. В чем дело? Давно высказано предположение, что «бояре» - слово болгарское, а перевод византийско-русского договора на славянский язык делал болгарин и употребил привычное слово. Только в XII веке в статьях Пространной Русской правды мы встречаем отдельные косвенные упоминания бояр: в кодекс попали боярские холопы, боярские рядовичи (мелкие слуги-администраторы), боярские тиуны (управители).

Увы, не только происхождение термина «бояре», но и его смысл нельзя определить однозначно: ведь в разное время и на разных территориях так называли подчас весьма непохожие общественные группы. Богатые и знатные вельможи в средневековой Руси - бояре; в Молдавии в XVII веке - все феодалы, мелкие и крупные; в великом княжестве Литовском панцирными и путными боярами называли даже военных слуг, занимавших промежуточное положение между шляхтой и крестьянами. Но… вернемся к Руси.

Прежде чем двинуться вглубь веков, обратимся к единому государству, к XV-XVI векам. И сразу убедимся, что бояре - и здесь термин многозначный. В узком смысле слова это высокопоставленный служилый человек, получивший чин боярина, заседающей в Боярской думе. Бояре были не только в Думе великого князя (а затем царя), были свои бояре и у удельных князей, у митрополита, у некоторых архиепископов. Разумеется, и общественный вес их был неодинаков. После ликвидации удельного княжества удельный боярин обычно уже не входил в общерусскую Думу, терял «боярство». В общерусской Думе кроме бояр заседали и окольничие (ранг пониже), а с середины - второй половины XVI века - «думные дворяне». К ним ко всем порой также применялось название «бояре». Как установил А. А. Зимин, когда в ту пору говорили, что решение приняли «все бояре», имели в виду и окольничих, и думных дворян.

Сколько же было этих «всех бояр»? В общем, не так уж много. В удельные времена княжеские думы состояли из трех-четырех человек. Невелика была сначала и Дума единого государства. Когда в 1505 году вступил на престол Василий III, ему от отца осталось пять бояр и пять окольничих. Правда, в начале шестидесятых годов XVI века Боярская дума на недолгий срок невероятно разрослась - до 40 бояр и 16-18 окольничих, но к концу царствования в ней всего два с половиной десятка человек - 12 бояр, 6 окольничих и 7 думных дворян. Впрочем, в XVII веке Дума постоянно росла. Например, в 1678 году в ней числилось 42 боярина, 27 окольничих и 19 думных дворян.

Кроме этого узкого значения слова, существовало и другое, пошире. Откроем Судебник 1497 года, первый свод законов единого Русского государства. В статье «О землях суд» читаем: «А взыщет боярин на боярине…». В аналогичной статье Судебника 1550 года - та же формулировка. В судебных делах, спорах с соседними землевладельцами, черносошные крестьяне часто жалуются, что сосед хочет «ту твою государеву землю обоярити». Итак, вырисовывается еще одно значение загадочного термина - всякий землевладелец-вотчинник. Причем отнюдь не только крупный. Мы знаем по источникам множество вотчин, размеры которых ничтожны: одна-две деревни, а в деревне по два-три, а то и по одному двору. Именно этот смысл слова «боярин» привел, в конце концов, к тому, что всякого и вотчинника, и помещика стали называть барином, то есть тем же боярином. (К слову интересно выделялись ли средневековые бояре какими-то чисто внешними атрибутами престижа. Ведь, например, престижные часы Guess купить в Украине несложно в наше время, а какие были атрибуты престижа в те времена. Вполне возможно что та самая меховая шапка, носимая боярами и зимой и летом.)

Так о каких же боярах идет речь в этой статье? О боярах в научном значении этого слова, о крупных землевладельцах, происходивших из тех родов, которые зачастую «бывали в боярах», занимали боярские должности - наместников в больших уездах и городах, воевод, послов и посланников и т. д.

Но сразу же мы наталкиваемся на одно существенное различие уже внутри самой Руси. Нам хорошо известны новгородские бояре. Это наследственная замкнутая каста. Новгородским боярином нужно было родиться, им нельзя стать.

Характерна ли такая наследственность боярства для других русских земель? Обратим внимание на то, что новгородские бояре (вероятно, в какой-то степени еще и полоцкие) были независимы от княжеской власти, хотя и зависели (по крайней мере, новгородские) от веча. Встречается даже термин «земские бояре»: они упомянуты в Новгородской летописи под 1344 годом. В остальных же землях Руси бояре - всегда верхушка княжеской дружины, блистающее окружение князя, те, с кем князь «думает» о «строе земленем», то есть о делах страны. Не случайно в русском свадебном обряде жениха и невесту называют князем и княгиней, а гостей - боярами. «Бояре» и здесь выступают не сами по себе, а как окружение «князя». Особенности же новгородского боярства, вероятно, связаны со спецификой новгородского политического устройства - республиканского.

Бояре-дружинники не сразу стали землевладельцами. Первоначально этот верхний слой военных слуг князя жил за счет военной добычи и сбора дани. Когда же… боярские села появились на Руси?

Большинство ученых относят зарождение боярской вотчины в Приднепровье и Новгородской земле к XI-XII векам. Та же часть Русской земли, где впоследствии сложилось Русское государство, территория Волго-Окского междуречья, в XI и даже в XII веке была еще далекой периферией страны. Но с середины XII века и здесь, в Северо-Восточной Руси - в Ростовской, Суздальской, Владимирской землях, начинают упоминаться в летописях боярские села.

Страшное Батыево нашествие в тридцатых годах XIII века было бедствием для всей страны, в том числе для феодалов. Бояре-дружинники гибли вместе с князьями в кровопролитных битвах, при осаде городов: ведь они были профессиональными воинами. По родословным московских боярских семей XV-XVI веков легко заметить: большинство из них уходит своими корнями не глубже рубежа XIII-XIV веков. Те же бояре, кто знают своих предков, живших до Батыева нашествия,- пришельцы из других земель Руси, чаще всего из Новгорода, куда не дошли войска Батыя.

Вероятно, вражеское нашествие искусственно прервало в тридцатых годах XIII века уже начавшийся процесс складывания боярских вотчин - первые феодалы были просто истреблены. Но во второй половине XIII века этот процесс начался заново, а к XIV веку можно уже отнести расцвет боярского землевладения на северо-востоке Руси. Боярские вотчины были сначала невелики - своеобразные небольшие подсобные хозяйства для княжеских вассалов и слуг. Ведь в стране господствовало натуральное хозяйство, и потому не нужно было производить сельскохозяйственные продукты на рынок, зато необходимо иметь свое село, которое избавляло бы от закупок зерна и мяса, масла и молока. Покупать на стороне приходилось только заморские деликатесы и виноградные вина. И вотчина более крупная была первоначально просто не нужна.

Как бояре стали землевладельцами? Как «ничья», «божья» земля, земля общинная превратилась в частную собственность отдельных лиц? На этот вопрос мы никогда не сможем ответить окончательно, точно. И на то есть объективная причина: мы узнаем из источников о земельной собственности тогда, когда она уже сложилась, когда земли, принадлежащие феодалам, продаются, покупаются, когда их завещают наследникам или дарят.

И все же кое-какие основания для предположений у нас есть. Мы знаем, как складывалась земельная собственность в Новгороде, где бояре получали свои земли как пожалование от веча или покупали их у общин. Мы знаем, как образовывались владения монастырей: их дарили князья. Есть упоминания в некоторых родословных о том, что князья жаловали земли и боярам. Вероятно, большинство вотчин Северо-Восточной Руси - результат княжеских раздач. Именно «сверху» возникало боярское землевладение.

И, быть может, поэтому-то русский боярин был куда теснее связан со своим государем, чем западноевропейский барон, и значительно меньше такого барона связан со своими земельными владениями. Этот факт отразился даже в характере фамилий знати: фамилии французских и немецких дворян произведены, как правило, от названий их (при помощи предлогов «де» и «фон»); большинство же фамилий русских нетитулованных бояр происходит от имен или прозвищ их предков.

Многое было уже как бы запрограммировано тем, что своим существованием боярские вотчины обязаны великокняжеской власти: сравнительно раннее возникновение единого государства, суровость, подчас большая деспотичность, чем в других странах Европы, великокняжеской, а затем и царской власти.

Ответ оставил Гость

Славянские князья и их дружины часто упоминаются в византийских письменных источниках уже в VI веке нашей эры, в связи с войнами, которые вела против них империя.
По поводу происхождения слова «князь» существует много различных версий. Наиболее вероятной представляется следующая: титул князь (в древнерусском произношении «конязь») славянами ниоткуда не заимствован, а восходит ко временам родового строя и имеет первоначальное значение – основатель рода, глава рода. Не случайно ли в русской свадебной обрядности, корни которой уходят в далекое прошлое, жениха величают «князем», а невесту – «княгиней»? Предполагают, что само это слово строится от корня «кон» – что значит «основа», «начало». Корень этот присутствует до сих пор в словах «закон», «исконный» (изначальный), «кондовый» (основательный). Очень может быть, что слово «князь» восходит еще ко временам общности всех европейцев, поскольку у многих народов Европы также есть титулы, по звучанию весьма похожие и, вероятно, от того же корня произошедшие: «конунг» - у скандинавов, «кёниг» (король) у германцев, «конт» (граф) – у французов и англичан,- имеющие аналогичное значение – глава, вождь, предводитель.

Что касается дружин, то даже среди мирных земледельцев и пастухов всегда найдутся такие, кому скучен однообразный сельский труд, кому больше по душе оружие, дальние походы и битвы. Их называли «ратаи», «мужи», «храбры», «удальцы», «кметы». Из таких людей вокруг племенных вождей образовывались воинские братства профессиональных бойцов, мечом добывавших себе пропитание. Такое боевое содружество именовалось «дружиной», и было, по существу, регулярным войском тех далеких времен, немногочисленным, но хорошо вооруженным и обученным, находящимся в постоянной боевой готовности.

Главный принцип построения русской дружины формулировался так:

«Быти за один муж всем»
«Стояти за один до живота».

Некоторые из древних жизненных установок воина дошли до нас в виде пословиц:

«Не в силе Бог, а в правде»
«Смерть в бою – дело Божье»
«Не копьем побеждают, а уменьем»
«Что с бою взято, то свято»
«На живом – все заживет»

К числу значимых предметов для воина принадлежало, в первую очередь, его оружие, особенно меч. С ним обращались бережно и почтительно. Втыкать, к примеру, меч в землю считалось дурным тоном. Одна из самых крепких воинских клятв – клятва на клинке меча.
Особым почитанием на Руси был окружен также конь или, по древнерусски, «комонь» – не только пахарь и кормилец, но также мощное орудие войны. Примечательно, что конь никогда не ставился вровень с прочим домашним скотом. В сказках и былинах он неизменно верный друг и мудрый советчик, причем имеет все черты «вещего» животного. Даже просто сесть без спросу на чужого коня почиталось серьезным проступком, а уж конокрадство и вовсе было одним из самых тяжких преступлений, каравшееся очень сурово.

«Аще коневый тать, выдати его князю на поток, а клетный тать, то три гривны платити ему»…
«Аще кто сядет на чуж конь, не прошав, то за то три гривны»….
(Русская Правда Ярославичей)

Во второй половине IX века власть в Русской земле переходит к варяжским конунгам из династии Рюриковичей. Утвердившись сначала в Новгороде, а затем в Киеве, первые князья этого рода, начиная с Игоря Старого и Святослава, постепенно распространяют свое влияние на другие земли, посылая в главные города Руси своих сыновей в качестве наместников. К середине XI века вся Русская земля была поделена между их многочисленными потомками, управлявшими ее частями в порядке очередности по старшинству и на правах вассальной зависимости от киевского князя. С этой поры среди имен русских князей наряду со славянскими, становятся обычными и норманнские – Рюрик (Hrorekr), Олег (Helgi), Игорь (Ingvarr).