Курортный сбор в крыму. Курортный сбор России: когда его введут и как будут собирать

Проект закона о введении курортного сбора в Крыму вызвал споры у депутатов Госсовета. Как передает корреспондент РИА «Новый День», некоторые из народных избранников в ходе обсуждений выступили за принятие документа в представленном виде, другие посчитали, что он требует изменений.

Напомним, сегодня комитет Госсовета РК по санаторно-курортному комплексу и туризму одобрил проект закона о введении курортного сбора. Согласно проекту, «туристический налог» будет введен в Саки, Алуште, Евпатории, Судаке, Феодосии, Ялте и Черноморском районе, его основная ставка составит 10 рублей в день. На заседании профильного комитета парламента республики министр курортов и туризма Крыма Вадим Волченко предложил перенести срок начала действия эксперимента с курортным сбором с 1 мая 2018 года на 1 мая 2019 года.

«В адрес министерства курортов и туризма поступило большое количество обращений от профильных ассоциаций туристического бизнеса с просьбой перенести начало введения эксперимента», – заявил Волченко.

Среди аргументов для переноса старта эксперимента, министр назвал возможные подвижки в вопросе о введении патентов для физлиц, что позволит снизить количество «теневых» отелей, и соответственно принесет большую прибыль для бюджета республики. Еще одной причиной Волченко назвал прогнозируемое в следующем году «изменение логических и туристических потоков, связанных с открытием Крымского моста», и нового терминала международного аэропорта в Симферополе.

Депутат Евгений Михайлов предложил оказать поддержку министру и перенести срок. По его словам, для многих отельеров в республике 2017 год оказался неудачным, и подобное может произойти и в следующем году.

В представлении депутата, пропущенный период длинной в год позволит изучить накопленный опыт других регионов, в которых эксперимент уже будет действовать. Что позволит Крыму избежать возможных ошибок при введении курортного сбора.

Однако председатель комитета Алексей Черняк заявил, что старт эксперимента «отодвигать нет смысла», так как серьезных причин для этого нет.

«По тем расчетам, которые проводили мы и специалисты министерства, в среднем при тарифе в 10 рублей каждый регион за год соберет от 50 до 70 миллионов рублей. За все четыре года это будет чуть меньше 300 миллионов рублей», – сообщил Черняк.

Примечательно, что глава комитета упомянул о возможности введения в России аналогичного сбора, только который будет взиматься не с граждан, отдыхающих внутри страны, а с тех – кто покидает ее пределы.

«Уже есть предложения по принятию такого сбора не с тех, кто отдыхает внутри страны, а ввести на федеральном уровне сбор для тех кто выезжает и не хочет отдыхать на территории Родины. И раз может себе позволить отдыхать на Мальдивах и в Турции, то пускай оставит еще десять долларов здесь на развитие местных российских курортов», – рассказал Черняк.

Еще одно предложение, прозвучавшее на заседании, – освободить от уплаты сбора граждан ДНР и ЛНР.

В свою очередь, старший помощник прокурора Крыма по взаимодействию с представительными (законодательными) и исполнительными органами власти, органами местного самоуправления Татьяна Серебрякова оповестила депутатов о выявленных в проекте закона сомнительных предложениях. В частности, представитель прокуратуры предложила сделать более логичным срок оповещения властей, в случае если оператор не может добиться уплаты сбора. Сейчас в документе на это дается месяц.

«Такой срок поставили, для чего он? Если мы собираемся впоследствии привлечь к административной ответственности, надо это делать сразу, заблаговременно», – сказала Серебрякова, посчитав, что разумным сроком будет 5 дней.

При этом она назвала «не очень корректным», если в список льготников будут зачислены все жители ДНР и ЛНР, что поставит их в неравное положение с гражданами России.

Черняк пообещал учесть озвученные депутатами и прокуратурой замечания, выяснить, поддержит ли глава Крыма Сергей Аксенов перенос курортного сбора, и принять документ на ближайшей сессии в двух чтениях. Поправки, в том числе касательно жителей ЛНР и ДНР, планируют внести в текст закона уже в следующем году.

Симферополь, Леонид Маковецкий

Симферополь. Другие новости 20.11.17

© 2017, РИА «Новый День»

Статья 1. Сфера регулирования настоящего Закона и основные понятия, используемые в нем

1. Настоящий Закон регулирует правоотношения, связанные с введением курортного сбора, установленного Федеральным законом "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае" (далее - Федеральный закон "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае"), в муниципальных образованиях Республики Крым, входящих в территорию эксперимента.

2. Понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае".

Статья 2. Территория эксперимента

Территория эксперимента включает территории следующих муниципальных образований Республики Крым:

городской округ Алушта;

городской округ Евпатория;

городской округ Саки;

городской округ Судак;

городской округ Феодосия;

городской округ Ялта;

Черноморский район.

Статья 3. Размер курортного сбора и период его взимания

Курортный сбор взимается на территории эксперимента с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года.

Размер курортного сбора за одни сутки фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения составляет:

Статья 4. Порядок, сроки исчисления и взимания курортного сбора

1. Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, исчисляется как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и установленного размера курортного сбора. При этом сумма курортного сбора, подлежащая уплате, не включается в стоимость проживания.

2. Исчисление и взимание курортного сбора осуществляется оператором курортного сбора не позднее момента выезда плательщика из объекта размещения.

3. Оператор курортного сбора при взимании у плательщиков курортного сбора суммы курортного сбора, подлежащей уплате, выдает плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

4. В случае досрочного выбытия плательщика курортного сбора из объекта размещения оператор курортного сбора в день выезда осуществляет перерасчет суммы курортного сбора. Излишне уплаченная сумма возвращается плательщику курортного сбора не позднее момента выезда.

5. При невозможности удержания у плательщика курортного сбора исчисленной суммы курортного сбора оператор курортного сбора не позднее 30 календарных дней по истечении момента выезда плательщика курортного сбора уведомляет уполномоченный орган исполнительной власти Республики Крым, ответственный за проведение эксперимента (далее - уполномоченный орган Республики Крым), о невозможности удержания курортного сбора у плательщика курортного сбора и сумме курортного сбора, подлежащей уплате.

6. Порядок и форма уведомления устанавливаются уполномоченным органом Республики Крым.

7. Операторы курортного сбора в порядке, установленном уполномоченным органом Республики Крым, обязаны осуществлять учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от уплаты курортного сбора лиц, которым были оказаны услуги, указанные в пункте 3 части 1 статьи 3 Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", с соблюдением требований Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ "О персональных данных".

Статья 5. Освобождение от уплаты курортного сбора

От уплаты курортного сбора освобождаются:

1) лица, указанные в части 1 статьи 7 Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае";

2) лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования;

3) лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории Республики Крым.

Статья 6. Порядок и сроки перечисления курортного сбора в бюджет Республики Крым

1. Перечисление курортного сбора в бюджет Республики Крым осуществляется оператором курортного сбора не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.

2. Уполномоченный орган Республики Крым уведомляет операторов курортного сбора о реквизитах для формирования платежных поручений по уплате курортного сбора.

Статья 7. Порядок предоставления сведений о ходе эксперимента в Государственный Совет Республики Крым

Совет министров Республики Крым ежегодно, не позднее 1 марта текущего финансового года, предоставляет в Государственный Совет Республики Крым сведения о ходе эксперимента за предыдущий финансовый год.

Статья 8. Порядок размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сведений о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры

Сведения о перечне построенных, реконструированных, благоустроенных и отремонтированных объектов курортной инфраструктуры за счет средств, полученных от уплаты курортного сбора, в том числе стоимость указанных работ, фото- и видеоматериалы, являются открытыми и подлежат размещению уполномоченным органом Республики Крым на официальном информационном интернет-портале органов государственной власти Республики Крым в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодно, не позднее 1 июня года, следующего за отчетным.

Статья 9. Порядок осуществления контроля за исполнением требований законодательства, связанного с проведением эксперимента

1. Региональный государственный контроль за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента (далее - региональный государственный контроль), осуществляется органом исполнительной власти Республики Крым, уполномоченным на осуществление государственного контроля за исполнением плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента (далее - орган регионального государственного контроля), в порядке, установленном законодательством Республики Крым, с учетом требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля").

2. Помимо обязанностей, предусмотренных статьей 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", должностные лица органа регионального государственного контроля обязаны при выявлении нарушений положений настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, выдавать операторам курортного сбора и плательщикам курортного сбора предписания об устранении нарушений с указанием сроков их устранения и осуществлять контроль за их выполнением.

3. Должностным лицам органа регионального государственного контроля при осуществлении регионального государственного контроля предоставляется право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от операторов курортного сбора информацию и документы, необходимые для проведения проверки;

2) беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения и копии приказа органа регионального государственного контроля о проведении проверки посещать оператора курортного сбора в целях проверки исполнения плательщиками курортного сбора и операторами курортного сбора требований Федерального закона "О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае", иных нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, а также проводить необходимые обследования, исследования, экспертизы и другие мероприятия по региональному государственному контролю.

4. Региональный государственный контроль осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок.

5. Плановые проверки при осуществлении регионального государственного контроля проводятся не чаще чем один раз в три года на основании ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, разрабатываемого и утверждаемого органом регионального государственного контроля в соответствии с требованиями Законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым.

6. Внеплановые проверки при осуществлении регионального государственного контроля проводятся в порядке, установленном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

7. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий) при осуществлении регионального государственного контроля устанавливаются административным регламентом исполнения органом регионального государственного контроля.

8. По результатам проведения плановых и внеплановых проверок при осуществлении регионального государственного контроля должностными лицами органа регионального государственного контроля составляются документы, формы которых устанавливаются органом регионального государственного контроля в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и законодательства Республики Крым.

9. Оператор курортного сбора обязан обеспечить должностным лицам органа регионального государственного контроля доступ к объектам, подлежащим региональному государственному контролю, и представить документацию, необходимую для его проведения.

Статья 10. Ответственность за нарушение положений настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента

Законодательством Республики Крым устанавливается ответственность за нарушение положений настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Крым, связанных с проведением эксперимента, в том числе ответственность операторов курортного сбора за нарушение порядка и сроков исчисления, взимания и перечисления курортного сбора в бюджет Республики Крым.

Статья 11. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через десять дней после его официального опубликования.

Глава Республики Крым С.Аксенов

Размещение нормативно-правовых актов регионов на сайте "Российской Газеты" не является их официальной публикацией

Наивысшая планка курортного сбора установлена в Ставропольском крае для курортов Кавказских минеральных вод. Здесь власти решили, что туристы должны платить 50 рублей с человека в день в Железноводске, Ессентуках, Кисловодске и Пятигорске, рассказала «Газете.Ru» пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина.

В Алтайском крае в первый год - только на территории Белокурихи, с путешественников попросят 30 рублей за день, а в последующие годы планируется поднять ставку до 50 рублей в сутки.

Минимальный размер курортного сбора в России установлен в Республике Крым и Краснодарском крае. Здесь в рамках пятилетнего эксперимента планируется взимать 10 рублей с человека в день.

Причем, если говорить о Краснодарском крае, то плата будет взиматься на первом этапе не на всей территории, а в Сочи, Анапе, Геленджике, Горячем Ключе и в Туапсинском районе.

Крым стал последним регионом, который назвал свою ставку. По словам главы Комитета Госсовета республики по санаторно-курортному комплексу и туризму Алексея Черняка сбор будет взиматься только с 1 мая по 30 сентября с 2018 до 2022 года.

Речь идет о таких территориях, как город Алушта, Евпатория, Саки, Судак, Феодосия, Ялта и Черноморский район. При этом туристы не должны будут платить курортный сбор в дни заезда и выезда из отеля.

Алексей Черняк говорит, что установить нулевой показатель, было бы не очень правильно. «Это глупо, потому что ноль на ноль будет ноль, и мы не поймем, что происходит. В связи с тем, что это эксперимент, нам нужно его провести и понять, готова ли Республика Крым, вся Российская Федерация, наши отдыхающие, к такой мере», - сказал он «Газеты.Ru».

Поэтому была выбрана минимальная ставка, которую можно в любой момент поменять, чтобы просто посмотреть, как деньги будут аккумулироваться, тратиться, как будет создаваться общественный совет по вопросу.

Черняк отметил, что сейчас планируется провести именно пятилетний эксперимент, а затем по истечении срока остановить процесс и принять решение, что делать с курортным сбором дальше - стоит ли вводить его на всей территории страны, отложить или ввести в нескольких регионах.

Несмотря на то, что регионы определились с размерами курортного сбора, у представителей туриндустрии все еще остались вопросы.

Ирина Тюрина отмечает, что сегодня не очень понятно, куда пойдут собранные деньги, как будет организован сбор. Кроме того, нужно учитывать и тот факт, что многие путешественники останавливаются не в гостиницах, а в частном секторе.

«Будут ли частные гостиницы сбор, это неизвестно. Если даже и да, то вопрос - будут ли перечислять», - говорит собеседница «Газеты.Ru».

В Краснодарском крае с 1991 по 2004 год действовал закон о курортном сборе, от которого отказались и-за трудностей администрирования.

«На мой взгляд, звучит не так печально - 10 рублей, но по факту, в такой небольшой сумме есть ключевой риск, что стоимость администрирования этого сбора превысит доходы, которые смогут получить курорты»,

Говорит руководитель комитета по внутреннему туризму Ассоциации туроператоров России Илья Уманский.

Введение курортного сбора объяснялось необходимостью собрать дополнительные деньги на ремонт и строительство туристической инфраструктуры, благоустройство городов и поселков.

В этом плане крымская ставка в 10 рублей, по словам Тюриной, щадящая, но бессмысленная и бесполезная цифра.

Сколько бы власти не собрали средств, исходя из потока, например, в Крым, на эти деньги нельзя собрать ресурсы на какую-то нормальную инфраструктуру. Впрочем, и 50 рублей тоже будет мало, считает она.

«Никогда не бывает легко. Пробелов в туристической инфраструктуре Крыма достаточно большое количество, поэтому 10 и 100 рублей сразу не хватит никогда. Это постепенный процесс, куда входит не только ремонт, но и создание новых парков, обеспечение безопасности, зоны Wi-Fi. Средства есть куда деть, было бы что тратить», - возражает Черняк.

Ирина Тюрина отмечает также, что, например, в Минеральные Воды в основном туристы едут на лечение, а их заставят платить еще и курортный сбор. В Белокуриху тоже едут люди, у которых есть какие-то диагнозы, и взимать с них дополнительную плату «как-то не очень здорово». Если посчитать, что человек едет в эти регионы на две недели, то ему придется отдать «не лишние» в сегодняшней экономической ситуации 400-700 рублей.

В тоже время, по словам Уманского, власти регионов в данном случае находятся не в простой ситуации, поскольку решение о курортном сборе было предложено им «сверху».

«Мне кажется, что все осознают, что решение несвоевременно, но, к сожалению, никто ничего сделать не может, потому что решение принято и одобрено. Для того чтобы минимизировать проблему его несвоевременности, регионы пытаются эту ставку максимально снизить, чтобы она и так в не простое время не повлияла на спрос туристского потока на курорт», - рассуждает эксперт.

Между тем, спрос на отдых в Крыму в этом году снизился. По официальным данным властей региона, за восемь месяцев этого года Крым посетили 4,1 млн туристов, и снижение турпотока составило чуть больше 4%. Эксперты рынка считают, что спрос упал на 10-20%.

Напомним, что Госдума в окончательном, третьем чтении приняла закон о введении в России курортного сбора. Собирать новый налог с туристов начнут с 1 мая следующего года.

Госдума ввела обязательный курортный сбор. Сколько, кому и за что платить? Или не платить?

В Госдуме приняли закон о введении курортного сбора для туристов, отдыхающих в Алтайском и Краснодарском крае, Ставрополье и на полуострове Крым.

Теперь дорогие курорты России станут ещё дороже. Дешёвые - тоже. Все как в Европе.

Что такое курортный сбор


В соответствии с новым законом, с 1 января 2018 года каждый отдыхающий на курортах, туристических базах и подобных заведениях в

  • Алтайском крае;
  • Краснодарском крае,
  • Ставропольском крае,
  • Крыму

обязан оплатить налоговый сбор. Налог подневный и оплачивается из расчета количества дней, которые турист провел в регионе.

Размер сбора каждый регион устанавливает самостоятельно. В 2018 году он составит не больше 50 рублей с человека в сутки. С 2019 и позже - не больше 100 рублей .

Предполагается, что размер выплаты будет зависеть от сезона, расположения курорта, продолжительности проживания в конкретном месте и других факторов. В 2023 году размер и порядок оплаты пересмотрят.


Предполагается, что вырученные средства поступят в специально созданные фонды. Чиновники смогут потратить их только на развитие курортных зон (включая инфраструктуру, парковые и лесные зоны, пляжи и набережные).

Как оплатить курортный сбор?

В месте проживания, прямо на ресепшене. Право взимать туристический сбор есть у любого зарегистрированного (легального) места для размещения, включая гостиницы, хостелы, гостевые дома и санатории.

Определиться с форматом сбора каждый регион должен самостоятельно. Правила будут опубликованы до 1 декабря 2017 . Туристы начнут платить сбор не позже 1 мая 2018 года, но вряд ли оплату будут требовать на новогодних праздниках.

Курортный сбор в других странах


Налог на отдых действует почти во всех странах с развитым туризмом. Доступно два варианта::

  • оплата фиксированной суммы за каждый день, проведенный в курортной зоне;
  • оплата процента от стоимости турпутевки или проживания.

В последнем случае сбор может быть оплачен как при оплате тура, так и на ресепшене отеля.

В зависимости от страны, города проживания, качества и типа размещения курортный сбор сильно колеблется. Например:

  • в Италии от 0,5 до 7 евро,
  • во Франции - от 1 до 3 евро,
  • в Испании и Австрии - от 0,7 до 2,5 евро,
  • в Болгарии - от 0,5 до 1,5 евро,
  • в Хорватии - от 0,25 до 1 евро,
  • в Египте - 7 долларов,
  • в Таиланде - 12 евро,
  • в Доминиканской Республике - 20 долларов,
  • на Кубе - 22 евро.

Существуют и другие варианты начисления туристического сбора. Например, в Нью-Йорке нужно заплатить 2 доллара за ночь с человека плюс 13,25 процентов от стоимости номера. В Германии и Нидерландах сбор составляет 5% от стоимости номера, а в Марокко он оплачивается исходя из стоимости перелета, от 7 до 35 евро.

В России курортный сбор существовал с 1991 по 2004 годы. Размер выплаты составлял 5 процентов от минимальной месячной зарплаты (МРОТ), но индексировался для инострацев в сторону повышения. Сегодня эта сумма составила бы 375 рублей .

Как не платить курортный сбор в России


Налог не будут платить:

  • инвалиды I и II групп,
  • ветераны, блокадники, герои СССР и России,
  • лица, прибывшие на курорт для специализированного лечения,
  • несовершеннолетние.

Сбор будет осуществляться только в официально зарегистрированных организациях. Проживание у бабушки, друзей или в частном доме (владелец которого не платит налоги) курортным сбором не облагается.

Отдых станет дороже. И вот почему

Отказ от курортного сбора в России стал одним из шагов для вывода мелкого бизнеса из тени. Сейчас все мелкие гостиницы, туристические базы и гостевые дома зарегистрированы в качестве налогоплательщиков. Уход от оплаты сложен и сопряжен с определенными проблемами - проще заплатить.


С учетом стоимости проживания на российских курортах около 4 тысяч рублей, текущие суммы сбора несущественны. Тем более по сравнению с популярным Египтом или Таиландом.

Если рассматривать минимальную стоимость все несколько меняется: сутки в крымском хостеле или в частном доме обойдутся туристу порядка 700-1500 рублей. Таким образом, курортный сбор составит 5-15% от стоимости проживания.

На этом фоне и без того дорогой отдых в России психологически станет еще дороже. К тому же, любое повышение обязательных выплат в нашей стране ведет к повышению цен, обычно в кратном размере.


Зная любовь соотечественников ко всему бесплатному, такой расклад приведет многих отдыхающих в частные, “левые” гостиницы. И на курорты других стран, с которыми российским курортам все еще очень тяжело конкурировать.

Возможно, более разумным было бы внедрение курортного сбора или подобной выплаты для центральных регионов, например - Москвы и Московской области?

сайт Госдума ввела обязательный курортный сбор. Сколько, кому и за что платить? Или не платить? В Госдуме приняли закон о введении курортного сбора для туристов, отдыхающих в Алтайском и Краснодарском крае, Ставрополье и на полуострове Крым. Теперь дорогие курорты России станут ещё дороже. Дешёвые - тоже. Все как в Европе. Что такое курортный сбор В соответствии...

В России с 2017 года появится свой туристический налог - курортный сбор. Соответствующее поручение правительству президент Владимир Путин. Взимать его будут с тех граждан, которые выберут отдых в официально зарегистрированных местах размещения - отелях, санаториях и пансионах. По замыслу властей, первыми опробуют новый налог четыре региона: Алтайский край, Краснодарский край, Ставропольский край и Крым. «Лента.ру» разбиралась с подробностями.

О сумме возможных сборов в российском правительстве высказываются осторожно: в среднем от 50 до 150 рублей за день проживания на территории городов-курортов, что в целом соответствует средней ставке сбора в международной практике - 1-2 евро в день на европейских курортах. Примерно такие суммы на заседании Госсовета по вопросам развития санаторно-курортного комплекса страны в августе 2016 года глава Минфина Антон Силуанов: 50-100 рублей с человека, что, по мнению министра, является «приемлемым для отдыхающих».

Власти Крыма на днях объявили свой «прайс»: 300 рублей с человека единовременно. Именно такую сумму журналистам министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий. Правда, позже глава Крыма Сергей Аксенов , что налог все же не должен превышать 50 рублей, а взимать его следует единовременно. По логике вещей, отдыхающие должны оплачивать сбор при заселении в отель или санаторий или при выезде из него, вне зависимости от времени пребывания на отдыхе.

Средства от нового налога, как заявил глава крымского туризма, пойдут на улучшение туристической инфраструктуры полуострова. Правда, не уточняется, какой именно - дорог, коммуникаций, пляжей или чего-то еще. Однако какими бы ни были благородными цели нового сбора, эксперты рынка признают: курортная такса приведет к удорожанию и без того уже недешевого отдыха в отелях и пансионатах Крыма и заставит людей селиться в частном секторе, который, как признают крымские власти, в основном остается теневым.

Руководство Крыма с тревогой отмечает, что тренд на размещение туристов в частном секторе в 2016 году существенно укрепился. Оно и понятно: частный гостевой дом или мини-отель не заплатят в бюджет столько налогов и не будут иметь такую проходимость, как большой лицензированный отель или санаторий.

Как заявил Сергей Стрельбицкий, около 50 процентов туристов в Крыму в высокий сезон 2016 года селились в частном секторе - как раз из-за завышенных цен на проживание в отелях полуострова. «Такой тенденции прошлым летом не было», - признал министр, заметив при этом, что «цена на отдых должна быть понятной для туристов».

«У людей сейчас немножко меньше средств на отдых - соответственно, надо реагировать. Иначе он (турист) уходит, поэтому 50 процентов и ушло в частный сектор», - приводит слова Стрельбицкого «Интерфакс». При этом чиновник выразил надежду, что в курортном сезоне 2017 года цены в Крыму «будут приемлемыми и необременительными» для гостей. После заявления о курортном сборе в 300 рублей такие надежды выглядят по меньшей мере несбыточными. Если кто и выиграет в этой ситуации, так это условная баба Катя с сарайчиком у моря, очередь на поселение в который, скорее всего, вырастет.

Фото: Александр Замараев / Фотобанк Лори

Возможные 300 рублей курортного сбора серьезно озадачили и турбизнес, во многом благодаря усилиям которого Крым в этом году стал по-настоящему организованным направлением отдыха. Для туроператоров это грозит потерей части туристов, которые из экономии или «из принципа» не захотят платить 1200 рублей на условную семью из четырех человек - если, кстати, вообще поедут в Крым при условии возобновления полноценного чартерного сообщения с Турцией.

Эксперты, обсуждая курортный сбор не только в Крыму, а вообще в России, признают его преждевременным и не способствующим популяризации внутреннего туризма на фоне роста цен в гостиницах и увеличения стоимости авиабилетов.

По мнению специалистов, вопрос не столько в размере ставки этого сбора, а в том, как при сегодняшнем состоянии курортной инфраструктуры (пляжей, парков, дорог, зон отдыха, самих санаториев, которые десятки лет не видели ремонта) объяснить туристам, за что они будут платить условные 100 рублей в день или 300 рублей единовременно. Во-первых, потому, что люди не поверят, что эти деньги действительно пойдут на благоустройство пляжа, а во-вторых, потому, что посчитают (и справедливо посчитают), что местные участники туристического рынка - таксисты, отельеры, владельцы кафе и ресторанов - и без того немало на них зарабатывают.

Показателен в этом отношении пример Майорки. Популярный остров, входящий в состав Балеарского архипелага, и остальные острова этого региона - Ибица, Форментера и Менорка - с 1 июля ввели так называемый эконалог в размере от 0,50 до 2 евро за ночь. Его платят все туристы старше 16 лет. Самую большую сумму удерживают с постояльцев пятизвездочных отелей - 2 евро за ночь. С клиентов отелей 4* берут 1,5 евро за ночь, за ночевку в гостиницах 2* и 3*, зарегистрированных апартаментах и гостевых домах - 1 евро. По 50 евроцентов собирают с тех, кто ночует в хостелах и кемпингах.

Майорка в этом году буквально трещит по швам от наплыва иностранных туристов. Казалось бы, вот она - радость отельеров: клиентов хоть отбавляй. Но нет. Спустя два месяца местная федерация гостиниц обратилась в суд с требованием отменить налог. По мнению отельеров, этот сбор ставит Балеары в неравную конкуренцию с другими испанскими курортами. А самое главное - туристы стали меньше селиться в отелях и прочих официально зарегистрированных местах размещения, выбирая частные квартиры или прочие «хаусы», за проживание в которых налог не взимается.

По мнению отельеров, при таком раскладе бюджет острова больше теряет доходов от туризма, чем зарабатывает на новом налоге. Нечто подобное может случиться и на российских курортах.