Список парусных линейных кораблей российского императорского флота. Парусники России (19 фото) Парусные корабли российского флота история одного парусника

Парусный флот представляет собой группу кораблей, передвигающихся с помощью паруса. Как правило, применение флота сопровождалось сразу же с появлением самих кораблей, которые пригодны для длительных экспедиций или морских сражений.

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве-ли-кий Гар-ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве-ли-кий Гар-ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.


Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

Классификация парусных суден

Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

  • К первым трем относились только линейные корабли;
  • 4 — 5 ранга были фрегаты;
  • 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

В основном это были:

  • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
  • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
  • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

Основные боевые парусные корабли

Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

  • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 — 8 пушек.
  • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
  • Галион. Самое крупное судно времен 15 — 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
  • Каравелла. 3 — 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
  • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 — 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 — 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
  • Корвет. 2 — 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
  • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
  • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
  • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
  • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 — 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 — 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
  • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
  • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

Крупные корабли российского парусного флота

Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.


Крупный корабли Балтийского флота

Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:

  • Рига,
  • Выборг,
  • Пернов,

Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.

Предлагается к прочтению:

Линейные корабли Балтийского флота (1710-1724)

90-пушечные

  • Лесное , 90 ор., 1718
  • Гангут , 92 ор., 1719
  • Фридрихштадт , 90 ор., 1720

80-пушечные

  • Без названия, 80 ор., 1713. Строился для Балтийского флота, но заказ не был вовремя оплачен и не состоялся.
  • Северный Орёл, 80 ор., 1720
  • Фридемакер , 80 ор., 1720
  • Святой Пётр , 80 ор., 1720
  • Святой Андрей , 80 ор., 1721

70-пушечные

  • Леферм , 70 ор.
  • Святой Александр , 70 ор., 1717
  • Нептунус , 70 ор., 1718

66-пушечные

  • Ингерманланд , 64 ор., 1715
  • Москва , 64 ор., 1715
  • Ревель , 68 ор.
  • Исаак-Виктория , 66 ор., 1719
  • Астрахань, 66 ор., 1720
  • Святая Екатерина , 66 ор., 1721
  • Пантелеймон-Виктория , 66 ор., 1721
  • Дербент, 66 ор., 1724

60-пушечные

  • Святая Екатерина , 60 ор., 1713. Переименована в Выборг в 1721 г.
  • Шлиссельбург , 60 ор., 1714
  • Нарва , 60 ор., 1714
  • Мальбург / Мальборо, 60 ор. Построен в 1714 году в Голландии по заказу России. Выведен из состава флота в 1747 г.
  • Syurireis (=Surrey?) - Продан Испании в 1714 г. (как Real Macy, 60 ор.)? (никогда не входил в состав Русского флота).

54-х и 56-пушечные

  • Полтава , 54 ор., 1712
  • Портсмут, 54 ор., 1714
  • Лондон, 54 ор. (бывш. англ.) - Приобретён в 1714 г. Ф. С. Салтыковым, разбился 1. 10. 1719 г.
  • Санкт-Михаил, 54 ор., 1723
  • Рафаил, 54 ор., 1724
  • Ништадт, 56 ор. (1721, построен в Голландии по заказу России, пришёл в Россию как Rotterdam) - Разбился в 1721 г. на пути в Россию.
  • Без названия, 56 ор. (1710, бывш. франц. Beau Parterre, бывш. голланд. Schonauwen, захвачен в 1711 г.) - На пути в Россию захвачен Швецией и переименован в Kronskepp.

50 и 52-пушечные

  • Рига , 50 ор., 1710
  • Выборг , 50 ор., 1710
  • Пернов , 50 ор., 1710
  • Без названия (1711) , 50 ор., 1711
  • Гавриил , 52 ор., 1713
  • Рафаил , 52 ор., 1713
  • Михаил , 52 ор., 1713
  • Рандольф, 50 ор. (бывш. англ. Randolph) - Приобретён в Англии в 1712 г. Т. Стельсом, вышел из состава флота в 1725 г.
  • Булинбрук, 52 ор.(постройки 1702 г., бывш. англ. Sussex) - Взят шведами в 1714 г. на пути в Россию, возвращён Англии.
  • Оксфорд, 50 ор. (постройки 1699 г., бывший Tankerfield ) - Приобретён в 1712 г., продан в Англии в 1717 г.
  • Виктория, 50 ор. (1706, Англия , бывш. франц. Grand Vainqueur, (бывш. франц. Gaillard) Oaillard ? бывш. голланд. Overwinnaer, захвачен в 1708 г.) - Приобретён для русского флота в 1712 г. Ф. С. Салтыковым, переделан в провиантшип (1716), выведен из состава флота после 1739 г.
  • Страфорд 50 ор. (построен в 1700 г. в Англии, бывш. англ. Wintworth) - Приобретён для русского флота в 1712 г. Ф. С. Салтыковым, госпиталь (1717), брандер (1727), разобран в 1732 г.
  • Фортуна, 50 ор. (бывш. англ. Fortune) - Приобретён для русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, разбился в 1716 г.
  • Армонт , 50 ор. (бывш. англ. Armont) - Приобретён для русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, брандер (1734), разобран в 1747 г.
  • Арондель , 50 ор. (бывш. англ. Arundel) - Приобретён для Русского флота в 1713 г. Ф. С. Салтыковым, выведен из состава флота в 1747 г.
  • Перл, 50 ор. (1706/13, бывш. голланд. Groote Perel) - Приобретён для русского флота в 1713 г., госпиталь (после 1734).
  • Ричмонд, 46 ор. (бывш. англ.) Приобретён для русского флота в 1714 г. Ф. М. Салтыковым. Разобран в 1721 г.
  • Британия, 50 ор. (бывш. англ. Great Allen) - Приобретён для русского флота в 1714 г. Ф. С. Салтыковым, переоборудован в прам (1728).
  • Девоншир, 52 ор. (1714, построен в Голландии по заказу России) - Выведен из состава флота после 1737 г.
  • Уриил , 52 ор., 1715
  • Ягудиил , 52 ор., 1715
  • Селафаил , 52 ор., 1715
  • Варахаил , 52 ор., 1715
  • Принц Евгений, 50 ор. (1721, построен в Голландии по заказу России) - Выведен из состава флота после 1739 г.

Линейные корабли Балтийского флота 1725-1740 гг

100-110-пушечные

  • Пётр Первый и Второй , 100 ор., 1727
  • Императрица Анна , 114 ор., 1737

66-пушечные

  • Нарва, 66 ор.
  • Святая Наталья, 66 ор.
  • Слава России , 66 ор., 1733
  • Северный Орёл , 66 ор., 1735
  • Ревель , 66 ор., 1735
  • Ингерманланд , 66 ор., 1735
  • Основание благополучия , 66 ор., 1736
  • Леферм , 66 ор., 1739

54-пушечные

  • Не тронь меня, 54 ор., 1725
  • Пётр Второй, 54 ор. 1728
  • Рига, 54 ор., 1729 - в перестроен в госпитальное судно.
  • Выборг, 54 ор., 1729
  • Новая Надежда, 54 ор., 1730
  • Город Архангельск , 54 ор., 1735
  • Северная звезда , 54 ор., 1735
  • Нептунус , 54 ор., 1736
  • Азов , 54 ор., 1736
  • Астрахань , 54 ор., 1736
  • Святой Андрей , 54 ор., 1737
  • Кронштадт , 54 ор., 1738
  • Святой Пантелеймон , 54 ор., 1740
  • Святой Исаакий , 54 ор., 1740

Линейные корабли Балтийского флота (1741-1770)

80-100-пушечные

  • Святой Павел, 80 ор., 1743
  • Захварий и Елисавет, 100 ор., 1748
  • Святой Иоанн Златоуст Первый, 80 ор., 1751
  • Святой Николай, 80 ор., 1754
  • Святой Павел, 80 ор., 1755
  • Святой Дмитрий Ростовский, 100 ор., 1758
  • Святой Андрей Первозванный, 80 ор., 1758
  • Святой Климент Папа Римский, 80 ор., 1758
  • Кир Иоанн (Король Фридрих), 80 ор., 1762
  • Святая Екатерина (бывш. Принц Георг), 80 ор., 1762
  • Святослав, 80 ор., 1769. Переделан в двухдечный 72-пушечный корабль в Англии в 1769 г.
  • Чесма (Святой Иоанн Креститель), 80 ор., 1770

66-пушечные

  • Счастие , 66 ор., 1741
  • Благополучие , 66 ор., 1741
  • Святой Пётр , 66 ор., 1741
  • Екатерина , 66 ор., 1742
  • Фридемакер , 66 ор., 1742
  • Лесное , 66 ор., 1743
  • Полтава , 66 ор., 1743
  • Архангел Рафаил , 66 ор., 1745
  • Святая великомученица Варвара , 66 ор., 1745
  • Святой Сергий , 66 ор., 1747
  • Святой Александр Невский , 66 ор., 1749
  • Святой Иоанн Златоуст , 66 ор., 1749
  • Архангел Гавриил, 66 ор., 1749
  • Архангел Уриил, 66 ор., 1749
  • Москва, 66 ор., 1750
  • Ингерманланд, 66 ор., 1752
  • Наталья, 66 ор., 1754
  • Полтава , 66 ор., 1754
  • Астрахань, 66 ор., 1756
  • Ревель, 66 ор., 1756
  • Рафаил, 66 ор., 1758
  • Без названия, 66 ор., 1758
  • Москва, 66 ор., 1760
  • Святой Пётр, 66 ор., 1760
  • Святой Иаков, 66 ор., 1761
  • Святой Александр Невский, 66 ор., 1762
  • Не тронь меня, 66 ор., 1763. Переделан во фрегат в 1772, продан в Ливорно в 1775 г.
  • Северный Орёл, 66 ор., 1763. Продан в Англии в 1770 г.
  • Евстафий Плакида, 66 ор., 1763
  • Януарий, 66 ор., 1763 - Продан на Паросе в 1775 г.
  • Саратов, 66 ор., 1765
  • Тверь, 66 ор., 1765
  • Трёх Иерархов, 66 ор., 1766
  • Трёх святителей, 66 ор., 1766. Продан на Паросе в 1775 г.
  • Европа, 66 ор., 1768
  • Всеволод, 66 ор., 1769
  • Ростислав, 66 ор., 1769
  • Святой Георгий Победоносец, 66 ор., 1770
  • Граф Орлов, 66 ор., 1770
  • Память Евстафия, 66 ор., 1770
  • Победа, 66 ор., 1770

54-пушечные

  • Святой Николай - 54 ор., 1748
  • Варахаил - 54 ор., 1749
  • Шлиссельбург - 54 ор., 1752
  • Варахаил - 54 ор., 1752
  • Нептунус - 54 ор., 1758
  • Город Архангельск - 54 ор., 1761
  • Азия - 54 ор., 1768. Потерян в Эгейском море в 1773 г. (погибло 439 чел.)

Линейные корабли Балтийского флота (1771-1796)

100-пушечные

  • Иоанн Креститель, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле
  • Трёх иерархов, 100 ор. Исключён из списков после 1792 г.
  • Ростислав, 100 ор. Разломан в 1802 г. в Ревеле
  • Саратов, 100 ор. Разломан в Ревеле в 1803 г.
  • Двунадесять апостолов, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.
  • Святой Равноапостольный князь Владимир, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1802 г.
  • Святой Николай Чудотворец, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1807 г.
  • Евсений, 100 ор. Разломан в Кронштадте в 1803 г.
  • Без названия, 100 ор. Окончен набором, но в 1798 г. разломан за ветхостью.

74-пушечные

  • Святой Великомученик Исидор (1772), 74 ор. Разломан в 1784 г. в Кронштадте.
  • Святой Великомученик Пантелеймон (1772), 74 ор. Разломан в 1784 г. в Кронштадте
  • Иезекииль (1773), 78 ор. Тимберован в 1782 и в 1793 гг. в Кронштадте. Разломан в Кронштадте после 1797 г.
  • Царь Константин (1779), 74 ор. Последнее упоминание в 1790 г.
  • Победослав (линейный корабль, 1782), 74 ор. Разломан в 1804 г. в Кронштадте.
  • Ярослав (линейный корабль, 1784) , 74 ор. Разломан в 1798 г. в Кронштадте.
  • Владислав (линейный корабль, 1784), 74 ор. Захвачен шведами 6. 7. 1788 г. в Гогландском сражении
  • Всеслав (линейный корабль, 1785), 74 ор. Разломан в 1798 г. в Кронштадте.
  • Мстислав (линейный корабль, 1785), 74 ор. Разломан в 1811 г. в Кронштадте.
  • Святая Елена (линейный корабль) , 1785 г., 74 ор. Тимберован в 1798-1804 гг. Выбыл из состава флота 29. 9. 1808 г.
  • Святой Пётр (линейный корабль, 1786), 74 ор. В 1803 г. переоборудован в магазин.
  • Кир Иоанн (линейный корабль, 1786) , 74 ор. В 1798 г. разломан в Кронштадте.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1787) , 74 ор. В 1795-1797 гг. тимберован в Кронштадте. Плавкран (с 1804 г.), разломан в 1814 г.
  • Сысой Великий (линейный корабль, 1788) , 74 ор. Разломан в Кронштадте в 1804 г.
  • Максим Исповедник (линейный корабль, 1788), 74 ор. Разломан в Кронштадте в 1803 г.
  • Принц Густав (линейный корабль, 1788), 74 ор., шведский приз. Затонул 4. 11. 1798 г. в Северном море.
  • Борис (линейный корабль, 1789), 74 ор. Переоборудован в магазин в 1802 г.
  • Глеб (линейный корабль, 1789), 74 ор. Тимберован в 1798 г. В 1802 г. обращён в плавказарму, в 1805 г. - в госпиталь.
  • София Магдалина (линейный корабль, 1790), 1774 ., шведский приз. Разобран после 1805 г.
  • Пётр (линейный корабль, 1790) , 74 ор. Разломан в 1821 г. в Кронштадте.
  • Алексей (линейный корабль, 1790), 74 ор. Разломан в 1815 г. в Кронштадте.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1791) , 74 ор. Разломан в 1817 г. в Ревеле.
  • Исидор (линейный корабль, 1795), 74 ор. В 1801 г. переведён в Черноморский флот.
  • Елисавета (линейный корабль, 1795), 74 ор. Разломан в 1817 г. в Ревеле.
  • Всеволод (линейный корабль, 1796), 74 ор. Погиб 14. 8. 1808 г. в бою с английскими кораблями.

66-пушечные

  • Виктор (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Вячеслав (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Дмитрий Донской (линейный корабль, 1771), 66 ор.
  • Мироносиц (линейный корабль) , (Святых жён Мироносиц), 66 ор.
  • Святой князь Владимир (линейный корабль, 1771) 66 ор.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Борис и Глеб (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Преслава (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Дерись (линейный корабль, 1772), 66 ор.
  • Ингерманланд (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Азия (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Америка (линейный корабль, 1773), 66 ор.
  • Слава России (линейный корабль, 1774) , 66 ор.
  • Благополучие (линейный корабль, 1774)
  • Твёрдый (линейный корабль, 1774)
  • Святой Николай (линейный корабль, 1775)
  • Храбрый (линейный корабль, 1775)
  • Спиридон (линейный корабль, 1779), 66 ор.
  • Давид Солунский (линейный корабль, 1779)
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1780)
  • Иануарий (линейный корабль, 1780)
  • Победоносец (линейный корабль, 1780)
  • Святослав (линейный корабль, 1781)
  • Трёх Святителей (линейный корабль, 1781)
  • Вышеслав (линейный корабль, 1781)
  • Родислав (линейный корабль, 1782)
  • Победослав (линейный корабль, 1782)
  • Мечеслав (линейный корабль)
  • Болеслав (линейный корабль, 1783)
  • Изяслав (линейный корабль, 1784)
  • Пантелеймон (линейный корабль, 1786)
  • Северный орёл (линейный корабль, 1787)
  • Прохор (линейный корабль, 1788)
  • Пармен (линейный корабль, 1789)
  • Никанор (линейный корабль, 1789)
  • Пимен (линейный корабль, 1789)
  • Принц Карл (линейный корабль, 1790)
  • Эмгейтен (линейный корабль, 1790)
  • Ретвизан (линейный корабль, 1790)
  • Финланд (линейный корабль, 1790), 56 ор.
  • Иона (линейный корабль, 1790)
  • Филипп (линейный корабль, 1790)
  • Граф Орлов (линейный корабль, 1791), Михаил (линейный корабль, 1796)
  • Европа (линейный корабль, 1793)
  • Азия (линейный корабль, 1796)

Линейные корабли Черноморского флота (1780-1796)

80-пушечные

  • Иосиф ΙΙ, Рождество Христово (с 15. 3. 1790), 80 ор. Разобран в 1800 г.
  • Святой Павел, 84/82 ор. Разобран в 1810 г.

74-пушечные

  • Иоанн Предтеча, 74/78 ор. Турецкий приз. В 1800 г. в Севастополе переоборудован в батарею.
  • Святой Пётр, 74 ор. Магазин с 1803 г.
  • Святые Захарий и Елизавета, 74 ор. Обращён в магазин в 1803 г.

66-пушечные

  • Преображение Господне (линейный корабль) , Слава Екатерины (до 3. 3. 1778), 66 ор. Последнее упоминание в 1791 г.
  • Святой Павел (линейный корабль, 1784) , 66 ор. Разобран после 1794 г.
  • Мария Магдалина (линейный корабль, 1785) , 66 ор. Захвачен турками 13. 9. 1787 г.
  • Александр (линейный корабль) , 66 ор. Разбился у м. Тарханкут 24. 9. 1786 г.
  • Святой Владимир (линейный корабль) , 66/70 ор. Разобран после 1804 г.
  • Мученик Леонтий (линейный корабль, 1788), 58 ор. Турецкий приз. Разобран после 1791 г.
  • Мария Магдалина (линейный корабль, 1789) , 66 ор.
  • Богоявление Господне (линейный корабль, 1791), 66/72 ор. Разобран в 1804 г. в Севастополе.
  • Святая Троица (линейный корабль, 1791), 66/72 ор. Разобран в 1804 г. в Севастополе.

Фрегаты, считавшиеся линейными кораблями (1787-1792)

Линейные корабли Балтийского флота (1797-1824)

100-130-пушечные

  • Благодать (линейный корабль, 1800), 130 ор. Разломан в 1814 г.
  • Гавриил (линейный корабль, 1802), 100 ор. В 1804 г. корпус обшит медными листами. В 9. 1812 г. сдан к порту, в 1819 г. разломан в Кронштадте.
  • Храбрый (линейный корабль, 1808), 120 ор. Тимберован в 1817 г. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г. в Военной гавани Кронштадта. Там же разобран в 1828-1829 гг.
  • Ростислав (линейный корабль, 1813), 110 ор. Разобран в Кронштадте в 1827 г.
  • Лейпциг (линейный корабль, 1816), 110 ор. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г., снят с мели (15. 12.), «годен для плавания в здешнем море». В 1829 г. обращён в магазин.
  • Твёрдый (линейный корабль, 1819), 110 ор. Выброшен на мель 7. 11. 1824 г., разобран в 1828 г.

80 и 90-пушечные

  • Рафаил (линейный корабль, 1802), 80/82 ор. Передан английскому флоту в Лиссабоне 23. 8. 1808 г.
  • Уриил (линейный корабль, 1802), 76/80 ор. В 1804 г. корпус корабля обшит медными листами. Сдан французскому правительству 10. 10. 1809 г.
  • Смелый (линейный корабль, 1808), 88 ор. Тимберован в 1817 г. в Кронштадте. Разломан в 1819 г.
  • Эмгейтен (1822), Кронштад (1829), 84 ор.

74-пушечные

  • Северный Орёл (линейный корабль, 1797), 74 ор. Разломан в 1809 г. в Кронштадте.
  • Без названия (линейный корабль), 74 ор. Был заложен только киль. Разломан в 1798 г.
  • Москва (линейный корабль, 1799), 74 ор. В 1804 г. обшит медными досками. Перешёл в распоряжение Франции в 1808 г.
  • Ярослав (линейный корабль, 1799)
  • Святой Пётр (линейный корабль, 1799
  • Зачатие Святой Анны (линейный корабль, 1800)
  • Архистратиг Михаил (линейный корабль, 1800), 64/72 ор.
  • Селафаил (линейный корабль, 1803), 74 ор.
  • Сильный (линейный корабль, 1804)
  • Твёрдый (линейный корабль, 1805), 74 ор. Заложен как 90-пушечный, но в 1803 г. переделан в 74-пуш.
  • Орёл (линейный корабль, 1805
  • Северная звезда (линейный корабль, 1807)
  • Борей (линейный корабль, 1807
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1809)
  • Три иерарха (линейный корабль, 1809)
  • Святослав (линейный корабль, 1809)
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1810)
  • Принц Густав (линейный корабль, 1810)
  • Чесма (линейный корабль, 1811)
  • Берлин (линейный корабль, 1813)
  • Гамбург (линейный корабль, 1813)
  • Дрезден (линейный корабль, 1813)
  • Любек (линейный корабль, 1813)
  • Арсис (линейный корабль, 1816)
  • Кацбах (линейный корабль, 1816)
  • Ретвизан (линейный корабль, 1818)
  • Трёх Святителей (линейный корабль, 1819)
  • Святой Андрей (линейный корабль, 1821)
  • Прохор (линейный корабль, 1823)
  • Князь Владимир (линейный корабль, 1824)

66-пушечные

  • Победа (линейный корабль, 1797), 66 ор. Перечислен в 1801 г. в Черноморский флот.
  • Мощный (линейный корабль, 1805), 66 ор. 29. 9. 1808 сдан Английскому флоту.
  • Скорый (линейный корабль, 1805), 66 ор.? 29. 9. 1808 сдан Английскому флоту.
  • Победоносец (линейный корабль, 1809), 64 ор. В 1821 г. переделан в блокшив в Свеаборге.
  • Всеволод (линейный корабль, 1809) , 66 ор. В 1821 г. переделан в блокшив в Свеаборге.
  • Саратов (линейный корабль, 1809) , 66 ор. В октябре 1812 г. сел на камни у о. Грохара и был разобран.
  • Эммануил (линейный корабль, 1824), 66 ор. Разобран в 1833 г. на дрова.

Линейные корабли Черноморского флота (1797-1824)

110-пушечные

  • «Ягудиил», 110 ор. Разобран после г.
  • «Ратный», 110 ор. Разобран после г.
  • «Полтава» , 110 ор. Разобран в Севастополе в г.
  • «Двенадцать апостолов», 110 ор. Разобран в г. в Херсоне .
  • «Париж», 110 ор. Обращён в блокшив в г.
  • «Император Франц», 110 ор. Разобран в г.

80-пушечные

  • Пантелеймон (линейный корабль, 1824), 80 ор. Обращён в блокшив в 1838 г.

74-пушечные

  • Симеон и Анна (1797), 74 ор. Последнее упоминание в 10. 1804 г.
  • Святой Михаил (1798) / Михаил, 74 ор. Госпиталь в 1807 г. Оставлен в Корфу в 12. 12. 1807 г., продан.
  • Тольская Богородица (1799), 74 ор. Разбит штормом 8. 12. 1804 г. у берегов Кавказа.
  • Мария Магдалина Вторая (1799) , 74 ор. Брандвахта в 1807-1810 гг. в Севастополе. Разобран после 1810 г.
  • Святая Параскева (1799), 74 ор. Сдан в Корфу 27. 9. 1809 г. Франции.
  • Исидор (1795), 74 ор. - переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.
  • Правый (1804), 74/76 ор. Последнее упоминание в 1813 г.
  • Анапа (1807), 74 ор. Обращён в блокшив в 1827 г.
  • Мария (1808), 74 ор. Разобран после 1812 г.
  • Дмитрий Донской (1809), 74 ор. Принимал активное участие в русско-турецкой войне 1806-1812 гг. Последнее упоминание в 1818 г.
  • Азия (1810), 74 ор. Разобран в 1825 г.
  • Лесное (1811) / Лесной, 74 ор. Обращён в блокшив в 1825 г.
  • Максим Исповедник (1812), 74 ор. Разобран в 1832 г. в Севастополе.
  • Кульм (1813), 74 ор. Обращён в блокшив в 1826 г.
  • Бриен (1813), 74 ор. Обращён в блокшив в 1826 г.
  • Красной (1816), 74 ор. Обращён в блокшив в 1827 г.
  • Николай (1816), 74 ор. В 1827 г. обращён в блокшив.
  • Скорый (линейный корабль, 1818), 74/81 ор. Госпиталь с 1829 г. Разобран после 1830 г.
  • Норд-Адлер (1820), 74/91 ор. Разобран в 1839 г.
  • Пимен (1823), 74/95 ор. Обращён в блокшив в 1839 г.
  • Пармен (1823), 74/89 ор. Обращён в блокшив в 1835 г. Разобран в 1842 г.

66-пушечные

  • Варахаил (1800), 68 ор. Разобран после 1813 г.
  • Азия (1796), 66 ор. -переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.
  • Победа (1797), 66 ор. - переведён в 1801 г. из Балтийского флота на Черноморский.

Линейные корабли Балтийского флота (1825-1855)

110-130-пушечные корабли

  • Император Александр I (линейный корабль) , 1827 г., 110 ор.
  • Император Пётр I (линейный корабль) , 1829 г., 110/118 ор. Тимберован в 1850 г. Исключён из списков 5. 1. 1863 г.
  • Святой Георгий Победоносец (линейный корабль, 1829) , 110/118 ор. Разобран в 1858 г.
  • Россия (1839), 120/128 ор. С 1857 г. использовался как плавказарма.
  • Цесаревич (линейный корабль) , 135 ор.
  • Синоп (1858), 135 ор.
  • Император Николай Ι (1860), 111 ор.

90-пушечные корабли

  • Эмгейтен (1828), 94 ор. Тимберован в Кронштадте в 1846 г. Разобран в 1858 г.

84-пушечные корабли

  • Гангут (линейный корабль, 1825), 84 ор.
  • Императрица Александра (линейный корабль, 1827), 84/96 ор.
  • Полтава (линейный корабль, 1829) , 84/90 ор.
  • Не тронь меня (линейный корабль, 1832), 84/92 ор.
  • Владимир (линейный корабль, 1833), 84/92 ор.
  • Лефорт (линейный корабль, 1835), 84/94 ор.
  • Вола (линейный корабль, 1837), 84/92 ор.
  • Андрей (линейный корабль, 1844), 84 ор.
  • Прохор (линейный корабль, 1851), 84 ор.
  • Орёл (линейный корабль, 1854) , 84 ор.
  • Ретвизан (линейный корабль, 1855), 84/81 ор.

74-пушечные корабли

  • Царь Константин (линейный корабль, 1825), 74 ор.
  • Иезекииль (линейный корабль, 1826), 74/80 ор.
  • Азов , (1826) 74/80 ор.
  • Александр Невский (линейный корабль, 1826), 74 ор.
  • Великий князь Михаил (линейный корабль, 1827), 74/86 ор.
  • Кацбах (линейный корабль, 1828), 74/80 ор.
  • Култьм (линейный корабль, 1828), 74/90 ор.
  • Арсис (линейный корабль, 1828), 74/80 ор. Тимберован в г. в Кронштадте . После г. обращён в блокшив в Свеаборге .
  • Лесное (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Нарва (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Бриен (линейный корабль, 1829), 74/80 ор.
  • Красной (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Бородино (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Березино (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Смоленск (линейный корабль, 1830), 74/80 ор.
  • Память Азова (линейный корабль, 1831), 74/86 ор.
  • Орёл (линейный корабль, 1833), 74/80 ор.
  • Фершампенуаз (линейный корабль, 1833) , 74/82 ор.
  • Остроленка (линейный корабль, 1834), 74/80 ор.
  • Лейпциг (линейный корабль, 1836), 74/80 ор.
  • Константин (линейный корабль) , 74 ор.
  • Ретвизан (линейный корабль, 1839), 74/80 ор.
  • Финланд (линейный корабль, 1840), 74/80 ор.
  • Выборг (линейный корабль, 1841) , 74 ор.
  • Ингерманланд (линейный корабль, 1842), 74/80 ор.
  • Нарва (линейный корабль, 1846), 74 ор.
  • Иезеркиль (линейный корабль, 1847), 74 ор.
  • Красной (линейный корабль, 1847), 74 ор.
  • Память Азова (линейный корабль, 1848), 74 ор.
  • Сысой Великий (линейный корабль, 1849) , 74 ор.
  • Бородино (линейный корабль, 1850), 74 ор.
  • Вилагош (линейный корабль, 1851), 74 ор.

Линейные корабли Черноморского флота (1825-1855)

110-130-пушечные

  • Дербент, линейный корабль, (1826), Париж (с 2. 1827), 110/112 ор. Разобран в г.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1830), 84/108 ор. Отчислен к порту (). Разобран в г.
  • Адрианополь (линейный корабль, 1830), 84/108 ор. Отчислен к порту (). Разобран в г.
  • Варшава (линейный корабль) , 120 ор. Разобран в г.
  • Три Святителя (линейный корабль, 1838), 120/130 ор. Тимберован в г. Затоплен 11. 9. у входа в Севастопольскую бухту.
  • Двенадцать апостолов (линейный корабль, 1841) , 120/135 ор. Госпиталь с 18. 12. г. Затоплен на рейде 13. 2. г.
  • Париж (1849), 120/130 ор. Затоплен 28. 8. г. при оставлении Севастополя .
  • Великий князь Константин (1852), 120 ор. Затоплен 28. 8. г. при оставлении Севастополя .

84-пушечные

  • Чесма, 84/91 пушка.
  • Анапа (линейный корабль, 1829), 84/108 пушек.
  • Память Евстафия (линейный корабль, 1830), 84/108 пушек.
  • Адрианополь (линейный корабль, 1830), 84/108 пушек.
  • Императрица Екатерина (линейный корабль, 1831), 84/96 пушек.
  • Силистрия (линейный корабль, 1835), 84/88 пушек.
  • Султан Махмуд (линейный корабль, 1836), 86 пушек.
  • Три Иерарха (линейный корабль, 1838), 84/90 пушек.
  • Гавриил (линейный корабль, 1839), 84/86 пушек.
  • Селафаил (линейный корабль, 1840), 84/96 пушек.
  • Уриил (линейный корабль, 1840), 84/96 пушек.
  • Варна (линейный корабль, 1842), 84/96 пушек.
  • Ягудиил (линейный корабль, 1843), 84/96 пушек.
  • Ростислав (линейный корабль, 1844), 84/96 пушек.
  • Святослав (линейный корабль, 1845), 84/96 пушек.
  • Чесма, 84/72 пушки.
  • Императрица Мария (линейный корабль, 1853), 84/90 пушек.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»

Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I. К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «СВЯТОЙ ПАВЕЛ»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина. В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Ф.Ф. Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.
Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Ф.Ф. Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова, написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин, но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов. Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.
Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева. В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова, мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина.

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С начала января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшиеся в Россию члены экипажа «Варяга» и «Корейца» встретили триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

ЭСМИНЕЦ «НОВИК»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.

Бомбардирский корабль

Парусный 2-, 3-мачтовый корабль конца XVII - начала XIX в. с повышенной прочностью корпуса, вооружённый гладкоствольными орудиями. Впервые появились во Франции в 1681 г., в России - в ходе строительства Азовского флота. Бомбардирские корабли вооружались 2-18 пушками крупного калибра (мортиры или единороги) для борьбы против береговых укреплений и 8-12 орудиями малого калибра. Входили в состав военных флотов всех стран. В русском флоте существовали до 1828 г

Бриг

Военный 2-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для крейсерской, разведывательной и посыльной служб. Водоизмещение 200-400 т, вооружение 10-24 пушки, экипаж до 120 чел. Обладал хорошими мореходными и манёвренными качествами. В XVIII - XIX вв. бриги входили в состав всех флотов мира

Бригантина

2-мачтовое парусное судно XVII - XIX вв. с прямым парусом на передней мачте (фок) и косым на задней (грот). Использовалось в военных флотах Европы для разведывательной и посыльной служб. На верхней палубе устанавливалось 6-8 пушек малого калибра

Галион

Парусное судно XV - XVII вв., предшественник парусного линейного корабля. Имело фок- и грот-мачты с прямыми парусами и бизань с косыми. Водоизмещение около 1550 т. Военные галионы имели до 100 орудий и до 500 солдат на борту

Каравелла

Высокобортное однопалубное 3-, 4-мачтовое судно с высокими надстройками на носу и корме, водоизмещением 200-400 т. Обладало хорошей мореходностью и широко использовалось итальянскими, испанскими и португальскими мореплавателями в XIII - XVII вв. На каравеллах совершили свои знаменитые плавания Христофор Колумб и Васко да Гама

Каракка

Парусное 3-мачтовое судно XIV - XVII вв. водоизмещением до 2 тыс. т. Вооружение 30-40 пушек. Могло вместить до 1200 человек. На каракке впервые применены пушечные порты и осуществлено размещение орудий в закрытых батареях

Клипер

3-мачтовый парусный (или парусно-паровой с гребным винтом) корабль XIX в., применявшийся для разведывательной, дозорной и посыльной служб. Водоизмещение до 1500 т, скорость до 15 узлов (28 км/ч), вооружение до 24 орудий, экипаж до 200 человек

Корвет

Корабль парусного флота XVIII - середины XIX в., предназначавшийся для разведки, посыльной службы, а иногда и для крейсерских действий. В первой половине XVIII в. 2-мачтовое, а затем 3-мачтовое судно с прямым парусным вооружением, водоизмещением 400-600 т, с открытыми (20-32 орудий) или закрытыми (14-24 орудий) батареями

Линейный корабль

Крупный, обычно 3-дечный (3 артиллерийские палубы), З-мачтовый корабль с прямым парусным вооружением, предназначенный для артиллерийского боя с такими же кораблями в строю кильватера (линии баталии). Водоизмещение до 5 тыс. т. Вооружение: 80-130 гладкоствольных пушек вдоль бортов. Линейные корабли широко применялись в войнах второй половины XVII - первой половины XIX в. Внедрение паровых двигателей и гребных винтов, нарезной артиллерии и бронирования привело в 60-х гг. XIX в. к полной замене парусных линейных кораблей броненосцами

Флейт

Парусное 3-мачтовое судно Нидерландов XVI - XVIII вв., применявшееся в военном флоте в качестве транспорта. Вооружалось 4-6 пушками. Имело борта, которые выше ватерлинии были завалены внутрь. На флейте впервые был применён штурвал. В России флейты входили в состав Балтийского флота с XVII в.

Фрегат парусный

3-мачтовый корабль, второй по мощи вооружения (до 60 пушек) и водоизмещению после линейного корабля, но превосходящий его по скорости. Предназначался главным образом для действий на морских коммуникациях

Шлюп

Трёхмачтовый корабль второй половины XVIII - начала XIX в. с прямыми парусами на передних мачтах и косым парусом на кормовой мачте. Водоизмещение 300-900 т, артиллерийское вооружение 16-32 орудия. Использовался для разведывательной, дозорной и посыльной служб, а также как транспортное и экспедиционное судно. В России шлюп часто использовали для кругосветных плаваний (О.Е. Коцебу, Ф.Ф. Беллинсгаузен, М.П. Лазарев и др.)

Шнява

Небольшое парусное судно, распространённое в XVII - XVIII вв. в Скандинавских странах и в России. Шнявы имели 2 мачты с прямыми парусами и бушприт. Вооружались 12-18 пушками малого калибра и использовались для разведки и посыльной службы в составе шхерного флота Петра I . Длина шнявы 25-30 м, ширина 6- 8 м, водоизмещение около 150 т, экипаж до 80 чел.

Шхуна

Морское парусное судно, водоизмещением 100-800 т, имеющее 2 и более мачты, вооружено в основном косыми парусами. Шхуны использовались в парусных флотах как посыльные суда. Шхуны русского флота имели на вооружении до 16 пушек.

Россия – огромное государство две трети границ которого омывается морями и океанами. С древних времен Русичи умели ходить по морям, но единой школы и традиций не было долгое время. Первыми деревянными судами были челны-однодревки, первый из них был найден в конце девятнадцатого века и возраст его был более 4000 лет. Подобные челны, выполненные из цельного ствола дерева были популярны у славян. В Х веке появились насады, борта этих челнов наращивались обшивкой, что делало их гораздо вместительнее.

Славянский флот – Русская ладья

В тоже время появились наборные ладьи, это небольшие суда применялись для торговли, но неплохо зарекомендовали себя и в военных походах. При длине 20 метров, ладьи брали на борт до 15 тонн груза, через пороги Днепра корабли приходилось буквально переносить это не позволяло делать их длиннее. Но эти маленьким суденышкам с десятком весел и одним прямым парусом успешно бороздили по Черному морю во всех направлениях. У славян было много разнообразных судов, все они имели небольшие размеры, для более удобного перетаскивания по суше между руслами рек.

Лишь в XII веке с освоением балтийских вод начали появляться относительно крупные суда. Именно поморские кечи стали основой концепции ВМФ, были и плоскодонные суда, бравшие на борт до двухсот тонн, при длине корпуса 25 метров, а ширине 8 метров. Звавшиеся «заморскими» ладьи могли проходить до 300 км за сутки.

Российский боевой флот начался с указа Петра Великого в октябре 1696 года. Сильный флот нужен для организации выхода в море, необходимого для развития торговли и усиления государства. До окончания Крымской войны в 1856 году, флот был деревянный, гребным или парусным. Это были годы борьбы за моря, за право присутствовать на них, регулярно приходилось доказывать состоятельность и силу. А делать это нелегко, ведь опыт морских держав намного больше и не на десяток лет, а на несколько веков.

В скором времени Россия создала сильный флот и развила собственное судостроение, конечно это не нравилось соседям которые всячески хотели выдавить русских с моря. Постоянные войны, порой ведущиеся на нескольких фронтах, не сломили, а наоборот закалили, позволили воспитать выдающихся моряков и флотоводцев, создать высококлассную школу. Большинство побед было одержано над превосходящим по численности и уровнем вооружения противником. Русские корабли не только обеспечивали безопасность своих границ, но и являлись миротворцами, гарантирующими стабильность в Европе.

Первые русские Боевые галеры

Относятся к морским парусно-гребным судам, где в качестве основной движимой силы были весла, приводимые в движение рабами, каторжниками или самими воинами. Имелись в конструкции и две три мачты с косыми парусами. Не смотря на то, что галеры использовались как торговые суда, первоочередное их назначение боевое, из-за их скорости, огромной для своего времени. Именно галеры рекордсмены по продолжительности своего существования в составе вооруженных сил своих государств, они просуществовали около полутора тысяч лет.

Первая галера прибыла из Нидерландов в разобранном виде в конце семнадцатого века в Архангельск, но царь велел отправить ее в село Преображенское не собирая. Так эта галера стала образцом для создания еще двадцати двух судов, вставших в состав эскадры под флагами адмирала Лефорта, образец также встал в строй.

Боевое крещение

После неудачной осады Азова в 1695 году, Петр особенно загорелся созданием флота способным вести битвы с моря. Все из-за , который подвозил запасы к Азову по морю. За зиму построив 23 галеры по голландскому образцу, 2 галеаса, 1300 стругов, 3 сотни лодок, 4 , к весне был готов новый поход.

В мае русская флотилия под командованием императора появилось под Азовом, блокируя подвоз припасов с моря и суши, после ожесточенной осады турки все-таки сдались. Это была первая победа России, одержанная благодаря усилиям флота, но настоящие битвы были еще впереди.

Одна из исторически важных морских побед была в Гангудском морском бою. Серьезная шведская группировка в составе тридцати судов, половина из которых были линейными фрегатами, была разгромлена 20 русскими судами преимущественно галерами. Петр сразу понимал, что победить вооруженного до зубов, опытного и превосходящего числом противника, лобовой атакой не взять. Самоуверенность шведов сыграла с ними злую шутку, Петр ввел противника в заблуждение, начав строить переволоку, для перетаскивания галер через перешеек. Шведский вице-адмирал Ватранг решил, что русские хотят перебросить свои силы, дабы напасть с тыла и незамедлительно отправил часть кораблей им навстречу, а часть в резерв. На руку русским сыграла и погода, установившийся перед битвой штиль сковал парусные суда, серьезно ограничив их подвижность. Застигнутые врасплох шведы не успели сгруппироваться, а прибывшие на помощь корабли контр-адмирала Таубе спешно ретировались, посчитав, что на них выдвинулась вся русская флотилия.

Галерный флот при Петре I

Петровский флот начинался именно с галер, так как они наилучшим образом подходили для нужд флота. В 1710 году со всей страны собирались мастеровые для строительства гребных судов. Выбор в пользу галер объяснялся рядом причин:

  • Суда универсальны и подходят как для боя, так и для патрулирования;
  • Относительно дешевое производство, корабельная древесина была очень дорога, а российская сосна была не только дешевле, но и более пригодной для строительства;
  • Низкая осадка, редко превышающая два метра, была очень важна, так как крупные линейные шведские корабли не могли полноценно действовать у береговой линии.

Суда вмещали до трехсот гребцов, а вес весла достигал девяносто килограмм, на каждое весло приходилось до пяти человек. Максимальная скорость хода достигала шести узлов и иногда больше, при этом гребцы делали до двадцати взмахов веслами за минуту. Так как вдоль всего борта располагались весла, то пушки располагались только в носовой части и на корме судна, что также влияло на тактику ведения боя.

Описание корпуса

У российских галер общим было лишь основное описание, это весла с боков и пушки спереди и сзади, остальное постоянно менялось от модели к модели. О первой галере, пришедшей в разобранном виде, осталось мало информации, ее можно было отнести к полугалерам, ее длина была немногим больше тридцати восьми метров, при ширине девять и осадкой в один метр восемьдесят сантиметров.

С этого момента началось строительство самых разных моделей, от двадцати до двадцати четырех банок, в длину до пятидесяти трех метров, относительно узких не больше семисот тридцати сантиметров. На вооружении они имели до двадцати семи пушек, это были первые, и последние голиафы своей эпохи позднее Петр отказался от них в пользу более скромных по размерам кораблей.

Варианты установки фальконета и пушек на носу галеры

Галеры турецкого манера имели длинный корпус и имели опасно низкий уровень бортов над водой, что часто было причиной их затопления. Спереди имелся поднятый к верху выступ, к которому крепилась фок-мачта. За этим выступом располагался помост с орудиями крупного калибра. Помост для передвижения людей вдоль корабля назывался куршеей, он был покрыт смоленым брезентом, а на корме венчался надстройкой-каютой из деревянных брусьев или дуг, на которые была натянута палатка.

Вооружение и тактика ведения боя

В связи со своей низкой вооруженностью галеры никогда не выстраивались в линию для обороны. Благодаря своим скоростным характеристикам она стала средством нападения. В передней части, как правило, находилось две-четыре пушки, которые «отстреливались» до момента тарана, да по своей тактике они чем-то напоминали японских камикадзе. Стремительно появившись из укрытия, галеры таранили противника, после чего брали неприятеля на абордаж. Часто первыми в перестрелке страдали именно гребцы, так как они не имели укрытия, отчасти из-за этого они во время атаки гребли что называется «как в последний раз» от скорости атаки зависело их выживание.

Первые парусные боевые корабли России

Конечно же, не справедливо говорить о том, что флот в России начался со времен Петра, задолго до появления сына царя Алексея Михайловича, на Руси строили торговые суда, именуемые бусинами, которые славились своей способностью ловить даже малейшие дуновения ветерка. Бусы были основным типов судов, строились они в Архангельске и имели потрясающую грузоподъемность свыше двухсот тонн. Военными эти корабли назвать можно с большим трудом, скорее они были самостоятельными, бусины являлись торговыми судами и имели на своем борту как минимум по двадцать стрельцов и пушкарей, они могли спокойно пойти в атаку, но прежде всего огневая мощь была рассчитана для защиты. Обусловлено это в первую очередь тем, что у России не было цели вести морские бои, так как, по сути, существовал всего один полноценный морской порт.

Первый боевой корабль “Орёл”

Во время царствования Алексея Михайловича наступил период активного развития торговли с соседними государствами. В виду неспокойной обстановки в Каспийском море торговым судам требовалась усиленная охрана, этот факт бал прописан в соглашении с Персией. По этому соглашению и была основана первая верфь.

Корабль “Орел” 1667 год

На Оке в 1667 году приступили к строительству верфи, специально для одного корабля и нескольких небольших судов. Специально для этого дела были привлечены голландские мастера, а для руководства строительством полковник Ван-Буковец и капитан Бутлер. Все они вместе с мастеровыми подчинялись боярину Ордын-Нащокину, автору идеи о собственном флоте для России.

В мае 1668 года был построен корабль западноевропейского типа, с двумя палубами, тремя мачтами, вооруженный двадцати двумя пушками. Этот галиот имел двадцать четыре метра длинны и шесть с половиной ширины, со скромной осадкой не более полутора метров.

В конце апреля 1669 года царским указом галиоту было присвоено имя «Орел» в честь российского герба. По царскому приказу на флагах были вышиты двуглавые орлы, также были установлены резные золоченые деревянные орлы. Эти символы нашли свое место на всех военных судах в будущем. Именно с Орла пошло начало российского военно-морского флота, его создание привело к появлению Корабельного устава, а статьи, полученные перед отплытием Орла стали прообразом устава военно-морского флота. Огромный исторический вклад, уникальное событие для огромной империи, основа морских успехов России так и не выполнил своего прямого предназначения. В августе того же года Орел был захвачен казаками под предводительством Степана Разина. Восставшие тогда сожгли много кораблей, стоявших на рейде в Астрахани, Орла же перегнали в протоку Кутум, где он и сгнил. Так корабль, не видевший моря, стал основой морского флота. Поговаривают, что именно его силуэт красуется на шпиле Адмиралтейства.

Парусный флот российской империи с 18 по 20 век

Активное развитие Балтийского флота отмечено в первые десятилетия восемнадцатого века. Был создан большой парусный флот, за это время были созданы базы в Санкт-Петербурге, Выборге, Кронштадте, Ревеле, Гельсингфорсе.

К середине века в составе состояли суда с двадцати четырех российских верфей Воронежа, Переяславля, Астрахани и прочих городов. Флот имел сто тридцать кораблей и триста девяносто шесть гребных судов:

  • Девять фрегатов;
  • Пять бандер;
  • Тридцать шесть линкоров;
  • Три шнявы;
  • Семьдесят семь различных вспомогательных судов;
  • Двести пятьдесят три галеры;
  • 143 бригантины.

Информации о большинстве судов почти не сохранилось, но были и корабли, чьи имена оставили свой след в истории. Так первый в своем роде российский линейный корабль «Полтава», построенный в Петербурге в 1712 году, он имел на борту 54 пушки и не пропустил ни одного сражения за все время северной войны. В 1780 году был спущен на воду линейный корабль «Победоносец», это был лучший корабль своего времени, вооруженный сорока восьмью орудиями разного калибра.

К началу девятнадцатого века стал третьим по величине в мире. В 1841 был спущен на воду 120 пушечный гигант « » . Это был пик расцвета, после которого последовал упадок, тому было несколько причин. Первопричиной было устаревание парусного флота, ему на замену пришли паровые двигатели и шестидесятым годам девятнадцатого века пароходы вытеснили парусные судна из военного дела. Стоит отметить, что петровский флот не смог дожить до наших времен, продолжительность жизни первых судов редко превышала один десяток лет. Потому что в жажде перенять опыт строительства судов на европейский манер, Петр забыл узнать, как стоит готовить древесину, галеры и прочие суда из-за спешки строились из сырой неправильно обработанной древесины.

Корабль «Двенадцать апостолов» модель

Несмотря на трудности, русские моряки демонстрировали отвагу и доблесть позволявшие одерживать превосходство на море. К 1861 году был спущен на воду первый броненосец, ставший символом индустриального развития государства. На протяжении всего царствования Николая второго флот обновлялся, при этом в результате нехватки собственных судов, несмотря на стремительное развитие промышленности, приходилось даже заказывать суда из Дании, Германии, Франции и Германии.

После поражения в Русско-японской войне мировое влияние на море серьезно пошатнулось, и Россия скатилась до шестого места по вооружению флота. В это же время на вооружении появляются подводные лодки, за последние десять лет до революции император тратил колоссальные суммы на перевооружение армии, бюджет морского флота был пятым в мире.

Революция и гражданская война положили конец всему царскому флоту, все, что не погибло в боях, было захвачено либо разграблено, лишь единицы судов уцелели.