Этносоциология. Предмет и функции этносоциологии

Этническая социология – сравнительно молодая отрасль научного знания, формирование которой происходит на протяжении ХХ столетия.

Выделение предметного поля науки непосредственно связано с моментом и причинами ее возникновения. В зарубежной науке ее возникновение приурочено к выходу в свет работы У.Томаса и Ф.Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» . В 20–30-х гг. ХХ в. известный американский ученый Р.Парк совместно с коллегами предпринял одно из первых исследований сложного полиэтничного локального сообщества, каким являлся в то время Чикаго, население которого почти на 80% составляли иммигранты. Предметом исследования ученых стали анализ характера межэтнических отношений и социальная мобильность мигрантов в обществе на основе экономических и политических резервов этнической группы.

Очередной всплеск интереса к социологическим методам изучения этнических процессов возникает после второй мировой войны.

В отечественной науке этносоциология стала развиваться в 60-70-е гг., когда в политических условиях сближения различных народов, потребовавших исследования оптимальных условий его развития. Этносоциологические исследования в России особенно активизировались в 90-е гг., вследствие политической нестабильности на почве разрушенных межэтнических отношений, зафиксированной почти во всех бывших республиках СССР.



В центре внимания социологического исследования не только глобальные явления (например, мир как целое, урбанизация и модернизация современного общества и др.) и не только микрогруппы (например, семья), но и локальные сообщества – городское или сельское поселенческие сообщества, национальное (государственное) сообщество. К числу таких локальностей относится и этнос . Исследование локальных сообществ потребовало использования как методов теоретической социологии, так и эмпирических методик. Такой сплав позволял, с одной стороны, выйти на уровень теоретических обобщений накопленных фактов, а с другой – вносить коррективы в теоретические построения, описывающие макросоциологические процессы. Так в социологии возникли теории среднего уровня , одной из которых является этносоциология.

Иными словами, этносоциология представляет собой социологическую теорию среднего уровня, объектом рассмотрения которой является этническая общность. Этносы являются объектом непосредственного и опосредованного интереса нескольких наук: социальной антропологии, изучающей примитивные сообщества; этнографии, описывающей сходство и различия между народами; этнологии - исследующей этногенез (происхождение этносов), их основые характеристики и свойства; этноконфликтологии, изучающей психологические аспекты межэтнических противоречий.

Этносоциология - пограничная отрасль знания, возникшая на стыке двух наук: этнологии и социологии. Этносоциология изучает этническое через призму социального, а значит, рассматривает социальные проблемы этносов, происходящие в них социальные процессы и межэтнические отношения.

Этнос – это большая социальная группа, возникшая и развивающаяся на основе общности языка, моделей поведения и групповой идентичности, которые транслируются через поколения.

Сравнение этнологии (наука, изучающая этнические процессы, под которыми понимаются разнообразные аспекты жизнедеятельности этносов, а также других этнических общностейи этносоциолигии) этносоциологии. Этнология оперирует многими общесоциологическими понятиями, такими как «стратификация», «процесс», «традиция», «роль» и др. Так же как и социология, этнология использует ценностный подход.

Предметные области исследований этнологии и этносоциологии пересекаются. этнология стремится интерпретировать этнос в социумных характеристиках и поэтому широко использует и социологические методы анализа и категориальный аппарат социологии.

Вместе с тем этносоциология существенно отличается от этнологии. Предмет ее интереса – этнические общности , которые представляют часть общества. Выделенные по критерию специфических культурных отличий, этносы являются устойчивыми во времени социальными ассоциациями. Культурное своеобразие не только выступает отличительной чертой таких общностей, но и во многом определяет протекание в них общесоциальных процессов. Этносоциология и анализирует своеобразие социальных процессов в этнокультурных общностях.

Функции этносоциологии.Этносоциологии свойственны все функции, присущие социологии в целом, а именно теоретико–познавательная, практическая, прогностическая и просветительская . Эти функции тесно связаны между собой. Потребность теоретически объяснить феномен социальной активности культурной группы, влияние этничности на социальное развитие общества в целом порождает теоретико-познавательную функцию.

В современных российских условиях становятся остро актуальными другие функции этносоциологии – просветительская и практическая. Первая позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов нашей страны, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния – уровень развития и трансляции культуры (дописьменный– письменный–постписьменных, информационный), социально–профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга и пр. Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Интерпретация полученных в ходе исследований результатов должна венчаться практическими рекомендациями. Этносоциология в этом отношении берет на вооружение императив всего комплекса наук об этносе: социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного, народа.

Если для социологии в целом характерно исследование социальной структуры, социальных процессов, социальных институтов, то в этносоциологии эта предметность изучается через призму самобытной этнической культуры и истории. Этносоциология анализирует этническую специфику всех социальных процессов, институтов и явлений.

Итак, объектом этносоциологии, как и этнологии, этнографии и культурной антропологии является этническая общность. Предметом этносоциологии является изучение специфического преломления социальных процессов в разной культурной среде и влияния этнического фактора на протекание общесоциальных процессов и функционирование социальных институтов.

Особенности выборки

Специфика формирования выборочной совокупности заключается в том, что признаком отбора респондентов является, прежде всего, их этническая принадлежность. А поскольку определение этого фактора происходит субъективно, т.е. на основе самоидентификации респондента, то в выборку могут попасть опрашиваемые, которые фактически не принадлежат исследуемой совокупности и наоборот. По этим же причинам выборка не может быть сформирована с помощью математических расчетов, поэтому применяют такие методы, как метод «фильтра», метод «снежного кома», метод отбора по косвенным признакам.

Для того, чтобы образовать идеальную с методической точки зрения случайную выборку, социолог в принципе должен иметь полный список всех членов изучаемой этнической группы, при условии их одинаковой доступности для процедуры опроса. Ясно, однако, что в большинстве социологических исследований это требование невыполнимо. Поэтому этносоциолог, изу­чающий конкретный этнос или этническую группу, почти всегда имеет дело не с собственно выборкой, а с целенаправленным отбором респон­дентов. На практике используется несколько разных методов отбора рес­пондентов определенной национальности. Назовем основные из них.

1. Метод «фильтра». Суть данного метода состоит в том, что по стан­дартной методике опрашивается более широкий массив респондентов, чем требуется для решения основной задачи исследования, однако часть вопросов анкеты (интервью) задается лишь представителям этноса, выс­тупающего объектом в данном исследовании. В качестве «фильтра» при этом служит вопрос о национальной принадлежности респондента. Окон­чательно выборка формируется не до, как в классической схеме, а после проведения опроса. При этом общий массив опрошенных распадается на две подвыборки: основную, включающую только представителей «объект­ного» этноса, и дополнительную, в которую входит, так сказать, «порода» данного исследования, т.е. те лица, которые попали в предварительную выборку, но не относятся к изучаемому этносу.

2. Метод «снежного кома» («snowball»). Метод «фильтра» применим в основном тогда, когда изучаемая этническая группа достаточно много­численна и компактно расселена в пределах города (сельского района). Однако в практике этносоциологических исследований нередки случаи, когда представители интересующей исследователя этнической группы составляют лишь незначительную долю от численности всего региона, в котором проводится исследование, и к тому же дисперсно рассеяны по его территории.

Формирование выборки по методу «снежного кома» начинается с выбора нескольких «стартовых точек», т.е. индивидов, заведомо принад­ лежащих к данной национальности. Такой отбор может быть случайным (не в статистическом, а в бытовом смысле). Однако лучше пользоваться регулярным методом, например, "Ьбращэться в Культурный центр данно­ го этноса*/в правление общины, в церковь или в национальную школу, где можно получить фамилии нескольких достаточно активных и извест­ ных в среде исследуемого этноса людей. Как правило, сотрудники Культурного центра предупреждают таких людей о предстоящем опросе. Это делается для того, чтобы сформировать у них положительную установку на сотрудничество с социологами.

Затем среди них проводится опрос, а в дополнение к анкете их просят назвать несколько фамилий и адресов других представителей данного этноса, которые проживают в том же городе и к которым можно обратиться с просьбой ответить на вопросы социологического исследования.

Особое внимание необходимо уделить подбору «стартовых» персон Они должны быть не только достаточно известны и авторитетны, но и что немаловажно, представлять разные слои данной этнической группы.

3. Метод отбора по косвенным признакам . Одним из методов целенаправленного отбора в этносоциологическом исследовании является выбор по признакам, хотя и косвенно, но достаточно тесно связанным с национальной принадлежностью. К числу таких признаков относится, напри­мер, фамилия. При отборе по фамилии обычно используются поименные, списки постоянно или временно прописанного населения, подготовленные для последних по очереди выборов.

Однако в целом этот источник не очень надежен. Зачастую невозмож­но правильно определить национальную принадлежность из-за того, что фамилии близкородственных по языку народов могут звучать одинаково. Но самая главная трудность при использовании пофамильных списков как этнического идентификатора состоит в том, что представители разных народов, принявшие одну веру или использующие один и тот, же язык в быту, часто имеют практически неразличимые фамилии. Это относится и к таким странам, как США, Канада, Австралия; но в наибольшей, пожалуй, степени характеризует Россию. Например, Яковлев может быть русским, чувашем, марийцем, якутом, эрзя, мокша, удмуртом, том и т.д. Поэтому использовать такой метод можно только в определенных случаях, с большой осторожностью и по возможности применяя дополнительные критерии отбора.

Особенности опроса

Специфика применения методов опроса в этносоциологических исследованиях зависит от концепции этноса, принимаемой в программе. Если исходить из «онтологической» концепции этноса как группы - носителя специфи­ческого культурного комплекса, то главной методологической проблемой этносоциологического исследования будет преодоление межкультурной дистанции, почти неизбежно возникающей в ходе такого исследования между исследователем и объектом исследования, между интервьюером и респондентом.

Практика этносоциологических исследований доказывает, что куль­турная дистанция - это в абсолютном большинстве случаев объективная реальность. Нарушение правил общения, демонстрация в процессе обще­ния образцов поведения, не принятых в изучаемой этнической культуре, может привести и обычно приводит к тому, что респондент либо вообще отказывается сотрудничать с исследователем, либо «выдает» ему те отве­ты, которые, как он считает, от него ожидаются.

Проблема преодоления культурной дистанции важна как в анкетных опросах, так и при интервьюировании. Ясно, однако, что проведение интервью требует гораздо более тщательной культурологической подго­товки исследователя и интервьюера.

Рассмотрим некоторые общие методы и практические приемы пре­одоления культурной дистанции, часть которых широко используется в практике этносоциологических исследований.

1) Язык инструментария (анкеты и бланк интервью).

Проблема языкового барьера в процессе исследования весьма суще­ственна. Если анкета составлена или интервью проводится на языке, ко­торым респондент не владеет или владеет в недостаточной степени, то ценность результатов такого исследования практически равна нулю. Для преодоления этого «жесткого» языкового барьера при анкетном опросе обычно используется практика перевода анкеты на язык респондента, либо двуязычные анкеты, каждый вопрос в которых представлен в двух версиях (например, на русском и татарском языках).

Для контроля качества перевода необходимо использовать такой ис­пытанный прием, как обратный перевод, когда текст анкеты, переведен­ный, например, с русского на татарский язык, потом независимым пере­водчиком переводится с татарского на русский, а затем сличаются исход­ный и конечный текст на языке, на котором первоначально была подго­товлена анкета.

2) Язык беседы.

Интервью целесообразно вести на том языке, которым и интервью­ер, и респондент владеют наиболее свободно. В том случае, если такого языка нет, необходимо прибегать к помощи переводчика.. Однако исполь­зование переводчиков крайне нежелательно по ряду причин; до-первых, это очень усложняет и удорожает исследование; во-вторых, переводчик - посредник в диалоге, обладающий своими психологическими особенно­стями, определенным социальным статусом, культурными ориентация-ми, что может повлиять на результаты исследования.

Именно поэтому переводчики в этносоциологическом интервью мо­гут использоваться лишь в очень редких, единичных случаях и крайне нежелательны при массовом интервьюировании.

К особенностям составления инструментария можно отнести необходимость повышенного внимания к смыслу, вкладываемому в термины, и правильное их использование, ситуацию составления опросного листа на двух языках, наличие нескольких идентичных вопросников на разных языках.

Проблема языка опроса может возникнуть как на этапе разработки инструментария, так и на этапе собственно проведения опроса. В первом случае решением является составление инструментария на всех языках, которые могут быть использованы в ходе опроса, и решается она исследователем. Во втором случае проблема выбора языка опроса стоит перед интервьюером, когда ему необходимо выяснить, на каком языке предпочитает общаться респондент, и уметь общаться достаточно свободно на этом языке.

К интервьюерам, проводящим этносоциологические опросы предъявляются требования более обширные, нежели к интервьюерам, работающим в рамках социальных или политических опросов. В первом случае интервьюер, прежде всего, должен знать язык, на котором проводится исследование, ориентироваться в культурных особенностях исследуемой этнической группы. Кроме того, интервьюеры в ряде случаев сами являются объектом исследования. Например, в исследовании Кондратьева В.С. изучалось влияние национальности интервьюера на ответы респондентов. И было выявлено, что чаще всего национальность интервьюера влияет на ответы респондентов, касающиеся установок в национальных отношениях (см. Кондратьев В.С. Э ксперимент «ех post facto » в этносоциологическом исследовании //Советская этнография 1970 №2) .

В этносоциологии давно известно, что национальность интервьюера заметно влияет на ответы респондента. Интервьюерам, принадлежащим к той же национальности, что и опрашиваемый, даются более «этноцент­ричные» ответы, нежели принадлежащим к другой национальности. Однако необходимо учитывать следующее: интервьюер, принадлежащий к тому же этносу, что и респондент, как пра­вило, имеет собственные достаточно выраженные установки по отноше­нию ко всем моментам истории этноса; в процессе интервьюирования он невольно (а иногда и сознательно) может «корректировать» ответы респон­дента в соответствии с собственными взглядами.

Команды интервьюеров целесообразно формировать из людей разных национальностей, с тем, чтобы минимизировать влияние личностных ка­честв интервьюера на результаты опроса. Среди интервьюеров-этносоциологов не должно быть людей, имеющих крайние позиции по вопросам этнической политики и культурного развития народов.

Руководители исследования перед его началом должны ознакомить будущих интервьюеров с основными фактами истории, современной этнополитической ситуацией, элементами духовной культуры этноса, ко­торый им предстоит изучать.

Отсутствие необходимых знаний приводит к тому, что интервьюеры, часто совершенно непреднамеренно, нарушают принятые нормы этике­та, демонстрируют свою неосведомленность в самых элементарных, с точки зрения респондента, вопросах, а это снижает качество собираемого мате­риала и иногда даже ставит под угрозу все исследование.

Метод включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия.

Метод включенного наблюдения предполагает активную позицию исследователя. Включенное наблюдение применяется в изучении "жизненных миров" социальных общностей, областей социального опыта, которые могут стать предметом этнографического описания.

Наблюдатель-исследователь во включенном наблюдении, лично находящийся и действующий в поле, имеет тесный контакт с исследовательским полем, его обитателями. Он сам попадает там под влияние происходящего. Все, что было им воспринято и изложено в полевых записях, а также и само пережитое им влияние, подлежит анализу как факты ("выраженный" и "скрытый" опыт). Наблюдение происходит открыто, т.е. исследовательское намерение должно быть изложено и объяснено для людей, находящихся в поле исследования в кратчайшие сроки после начала наблюдения или вообще до его начала. "Включенное" наблюдение - т.е. соучаствующее наблюдение (лекции по МТСИ).

В случае включенного наблюдения в кризисной ситуации межэтнического взаимодействия исследование способно помочь более объективно оценить настроение представителей сторон-участников конфликтной ситуации, изучить их мотивы, которые не были изложены в официальных заявлениях. В данном случае может возникнуть проблема восприятия исследователя как представителя какой-либо конкретной, может быть даже враждебной, национальности. Поэтому особенно важно тщательно оценить этническую принадлежность исследователя, которая должна вызывать как можно более нейтральное отношение исследуемых, для исключения влияния национальности наблюдателя на происходящие вокруг него события.

Контент-анализ и исследование этничности.

Сущность контент-анализа заключается в исследовании содержания документов, направленном на объективное систематическое и количественное описание явного содержания коммуникаций, соответствующее целям исследования. В эносоциологии метод контен-анализа может использоваться для решения довольно широкого круга задач. Например, этничность как субъективное явление, как самоидентификация представителей разных групп, можно исследовать путем вычленения слов и смыслов, используемых в документах представителями группы по отношению к своей группе. Идентификацию одной этнической группы представителями другой возможно исследовать путем описания терминов, используемых в документах по отношению к какой-либо другой этнической группе. А так же, ввиду недостаточно четко сформулированного терминологического аппарата в этносоциологии, разумным представляется изучение самих терминов с помощью контен-анализа.

«В ведущих научных журналах тут же развернулась обширная дискуссия вокруг предложения Б. Н. Ельцина о поиске общенациональной идеи в 1996 г., что только подтвердило наличие реальной проблемы. Еще более часто, чем в предыдущие несколько лет стали мелькать такие понятия как «нация», «национализм», «национальные интересы», «русская идея» и т.п., хотя уже в начале текущего десятилетия было ясно, что продуктивность этих словопрений не всегда велика (из статьи А.В. Кудрина «Понятие нация и этнически мозаичная Россия» // Национальная культура и языки народов Прикамья: возрождение и развитие (к 200-летию образования Пермской губернии). Ч. I . Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 27 ноября 1997 г. / ТСК "Икар". - Пермь, 1997. - С. 30-35). Т.о. можно заниматься изучением смыслов вкладываемых прессой в эти понятия.

Возможности применения методов смежных дисциплин в этносоциологическом исследовании.

В этносоциологическом исследовании могут применяться методы этнографии, культурологи, истории, географии, экономики и других смежных дисциплин. Это связано в первую очередь с тем, что наиболее эффективным подходом в изучении этнических групп является комплексный подход, который предполагает разностороннее рассмотрение феномена этничности.

Дорогие друзья!

Наш сайт работает на чистом энтузиазме. Мы не требуем регистрации, денег за скачивание книг. Так было и так будет всегда. Но для размещения сайта в интернете требуются средства - хостинг, доменное имя и т.д.

Пожалуйста, не оставайтесь равнодушными - помогите нам поддерживать существование сайта. Любая помощь будет очень ценна. Спасибо!

Этносоциология – это научная дисциплина, изучающая социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах. Таким образом, в центре ее изучения – народы – этносы в их социальном многообразии. Народы изучаются и этнографами, однако у этносоциологов есть особенности и в предмете и в объекте изучения. Этноциология сложилась на стыке этнографии, истории и социологии. В этносоциологических исследованиях объект – этносы и самобытные народы; личность, включенная в этническую группу. Этническая группа – это часть общества, члены которой осознают себя или считаются носителями общей культуры и обладают чувством солидарности. Предмет современной этносоциологии – изучение социальных аспектов развития и функционирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп между собой и социальной средой.

Методы этносоциологии: 1. Культурологический метод – рассматривает этнические ценности, нормы морали и поведение этноса (на их базе этот метод объединяет этносоциологию и этнологию). 2. Исторический метод – показывает историю личности и социума, историю взаимоотношений этносов. 3. Психологический метод – объясняет поведение людей как личностей, включенных в этническую группу (влияние этнической среды на личность в процессе ее социализации и деятельности – этническая идентичность, взгляды, мотивы поведения, социальные установки, ценностные ориентации). 4. Статистический метод – качественные и количественные характеристики этнических групп, их динамические характеристики в социуме; позволяет делать прогнозы. 5. Метод структурно-функционально анализа.

Функции этносоциологии: Этносоциологии свойственны все функции, присущие социологии в целом: теоретико-познавательная, практическая, прогностическая, просветительская. Теоретико-познавательная функция призвана объяснить феномен социальной активности культурной группы; влияние этничности на социальное развитие общества; выявление закономерностей этнического развития. Просветительская функция позволяет не только донести знания о состоянии культуры различных народов, исторических традициях их взаимодействия, но и показать особенности их современного социального состояния – уровень развития и трансляции культуры, социально-профессиональной структуры, традиционных ценностей, стереотипов восприятия друг друга. Практическая функция нацелена на получение таких знаний, которые бы позволяли корректировать управленческую деятельность политических элит. Социальная деятельность управленцев должна руководствоваться задачей сохранения и воспроизводства этнической культуры любого, даже самого малочисленного народа.

Этнография описывает географическое расселение народов, изучает содержание их культурных и лингвистических отличий. Культурная антропология – описание культурной самобытности народов, специфики культурной социализации, символики, межкультурного взаимодействия. Этнология – изучает проблемы этногенеза (происхождение), этничности, расселения народов, демографические процессы, а также специфические этнические процессы, изменение этнической принадлежности, возникновение, слияние и разделение этносов. Этносоциология отличается от этих научных дисциплин тем, что предмет ее интереса – этнические общности как часть общества в целом.

Занимались : Ю.В.Бромлей, Ю.Кахк, В.И.Козлов, К.В.Чистов, Э.А.Баграмов, М.С.Джунусов, Ж.Г.Голотвин, А.М.Егизарян, И.П.Цамерян, М.И.Куличенко, Ю.В.Арутюнян, МА.Губогло, Л.М.Дробижева, А.А.Сусоколов

Термин «этносоциология» впервые появился в трудах немецкого ученого Рихарда Турнвальда, который обосновал необходимость сочетания этнологического и социологического знания и формирования нового научного направления, изучающего структуры и процессы, происходящие как внутри этнических групп, так и между ними.

Главный предмет этносоциологии составляет «современная жизнь народов: их социальная структура и мобильность, перемещения, социальные аспекты их трудовой, культурной и бытовой жизнедеятельности, этнические особенности психологии и межнациональные отношения».

Новый, более конкретизированный ответ на вопрос, что составляет предмет этнической социологии, уже известные нам ученые Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева и А.А. Сусоколов дают в книге «Этносоциология», вышедшей в 1998 г. В ней отмечается, что предметная область этносоциологических исследований весьма широка, что предмет этносоциологии - это «изучение социальных аспектов развития и формирования этнических групп, их идентичности, интересов и форм самоорганизации, закономерностей их коллективного поведения, взаимодействий этнических групп, взаимосвязей личности, включенной в эти группы, и социальной среды».

Предметом этносоциологии являются социологически релевантные связи, отношения, структуры, существующие внутри этнических общностей и при их взаимодействии. Этносоциологию можно назвать социологическим, стереоскопическим видением этнонациональной проблематики. В самом широком смысле этносоциология является, с одной стороны, рациональным социологическим способом изучения этнонациональной структуры общества, а с другой стороны теоретическим выражением множества концепций, отражающих различные позиции и взгляды на эти самые социологически значимые связи, явления, процессы, взаимодействия, которые трактуются как биологические, психологические, социальные или политические реальности.

Этносоциология изучает человека как носителя этничности, взаимодействующего с социальной средой. Этносоциология изучает коммуникации homo ethnikos (человека этнического) и общества, взаимосвязь этнической идентичности и социального поведения человека.

Естественно, что этносоциология основывается на общих аналитических методах , наиболее широко применяемых социологией. Это проведение системного анализа, формирования информационной базы, создание модели изучаемого объекта и сравнение полученного результата с гипотезой, выработка практических предложений и рекомендаций. В прикладных исследованиях могут использоваться такие методы, как исторические, лингвистические, археологические, так и «включенное наблюдение». Это и кросс-культурный анализ, опросы, анкетирование, статистика, контент-анализ прессы и литературы, математическо-статистические методы и т.д. Множественность методов помогает достигать широты подхода и учета различных альтернатив.



Структура, задачи и функции этносоциологии

Этносоциология рассматривает этнические общности как систему и ставит задачу изучения всех социологически значимых связей и отношений внутри системы и за ее пределами. Важным методологическим моментом такого понимания предмета этносоциологии является изучение того фона, на котором функционирует эта система, а именно- эволюцнонно-экологический аспект, т.е. проблема цикла развития системы, опосредованная средой существования.

В структуру этносоциологии как социологической теории среднего уровня входят проблемы этнической идентификации и стратификации, социология этноса как социокультурной коммуникативной системы, социологическое изучение этнических и национальных меньшинств, взаимодействия этнических общностей, социология этнонациональных конфликтов и этнического насилия (как социальной аномии), анализ всего комплекса социологически значимых проблем этноцентризма, национализма, расизма как социальных фобий, вопросы социальной адаптации в иной этнокультурной среде, социология межэтнических семейно-брачных отношений, изучение проблем межэтнической толерантности.

Важнейшая функция этносоциологии заключается в обнаружении и изучении способов рационализации социальной жизни обществ с любой степенью этнической сегментности и управления межэтническими конфликтами. Ее называют социально-инженерной или практико-преобразовательной функцией.



Реализация теоретико-познавательной функции предполагает учет так называемых «фоновых» знаний, исторических, социально-экономических, культурологических данных.

Прогностическая функция этносоциологии особо актуализируется в периоды, когда общество пребывает в переходном состоянии. Выполнению данной функции способствуют постоянные этносоциологические мониторинги.

Гуманитарно-просветительская функция этносоциологии имеет чрезвычайно важное значение. Этносоциологические знания могут встать на пути радикализма и экстремизма, основанных на этническом признаке,способствовать демонтажу «образа врага». Этносоциология способна быть не «разъединяющей», а «помогающей» наукой.

Таким образом, именно этносоциология способна дать адекватное социологическое исследование этничности и ее влияния на социальное поведение человека.

Вопрос 2. Основные понятия этносоциологии.

Основные понятия этносоциологии – «этничность», «этническая общность», «этническая идентичность», «этническая стратификация», «нация», «раса», «демос», «этноцентризм», «национализм», «этническое меньшинство», «этнический конфликт» - выступают общими категориями для целого ряда наук,предметом которых служит изучение этничности, этнических процессов.

Конечно же, этнические общности, нации не создаются кровью, как утверждают примордиалисты расово-биологического направления; классовой борьбой, как считают примордиалисты социо-исторического направления; интеллектом, согласно конструктивистам; архетипом или мобилизацией, как представляют суть дела различные инструменталистские концепции. Однако,сопоставление подходов позволяет сформулировать важные для понимания этничности в рамках этносоциологии тезисы:

1) однозначные биологические, идеалистические, социально-классовые, психологические, гедонистические (термин С.В. Соколовского), дискурсивные интерпретации этноса и этничности контрпродуктивны;

2) признание всеобщности этничности и возрастание ее роли отражают специфические структуры, инклюзии нашего современного социального существования;

3) этнические общности не есть вечные и неизменные единства.

Это референтные группы, которые объединены общей историей, культурным наследием и солидарностью. Они отражают важные человеческие коммуникации, являясьполем такой коммуникации. Этническая принадлежность человека не является «тотальностью», что подтверждается существованием ассимиляции и возможностью выбора поведенческих стратегий, т.е. индивид не рождается носителем этнических маркеров, показатели этничности приобретаются в процессе социализации, несмотря на глобальность распространения, этничность может носить временный характер.

Когда в древности употребляли понятие «нациях», оно означало не более чем «народ», «демос». Современное понятие «нация» в смысле политико-государственного объединения в древних обществах не существовало, о чем свидетельствуют работы большинства авторов античности и нового времени. В основе понятия «демос» надэтнические принципы, демос включен в определенный политический порядок.

Понятие «этноцентризм» должно было объяснять борьбу между этническими группами, их конкуренцию и конфликты. Современный мир не только вобрал в себя этноцентризм, но и продолжает его продуцировать самыми различными способами. Этноцентризм стал свойством группового сознания, которое признает свою этническую группу эталонной, а другие враждебными.

Понятие «этническое меньшинство» не тождественно понятию этническая группа. Это группа людей, которая не только отличается от этнического большинства, но и часто находится в «уязвимом» положении.

«Этнический конфликт» - это конфликт, в котором стороны мобилизованы по этническому признаку, это столкновение различных «интересов», «ценностей», «идентичностей».

Понятие «этническая стратификация» связано с проблематикой социальной стратификации и социальной мобильности, но точкой отсчета здесь берется этническая или расовая принадлежность. Этот термин служит для изучения влияние этничности на разделение труда, образ жизни, формирование статусных рангов.

Используемые этносоциологией категории и понятия в определенной мере обладают многообразием смыслов, но они помогают анализировать социальную практику и формировать теоретические концепции, они также существуют не сами по себе, а скрепляют научные парадигмы.

Нация – суверенно независимое государство, самостоятельный политический организм.

Этнос – социокультурный аспект (Этногенез – процесс образования этноса.).

Демос – территориальный признак.

Раса – биологический признак (антропологический).

Национальное меньшинство – есть свое государство (евреи, молдоване).

Этническое меньшинство – нет государства (курды, цыгане).

Этноцентризм – своя группа - эталон.

Межэтнический конфликт – конфликт по этническому признаку.

Ксенофобия – нетерпимость, боязнь другого человека (гомосексуалиста…).

Расизм – одновременно и идеология, и нетерпимость по физиологическому признаку.

Этническая идентичность – когда представитель этноса причисляет себя к этому этносу.

Какие проблемы исследует этносоциология

Что такое этнос и нация

Какие этносоциальные процессы проходят на территории Украины

16. 1. Предмет и функции этносоциологии, предпосылки ее возникновения

Этнические общности - один из ключевых элементов социальной структуры общества и неотъемлемый фактор социального развития общества. Значимость этнических общностей в общественном прогрессе заключается в том, что во-первых, они являются одними из древнейших социальных образований, во-вторых, представляют собой многочисленные группы индивидов, в-третьих, так как этносы являются носителями специфических социокультурных ценностей, исторического опыта, они играют большую роль в социализации как отдельных индивидов, так и социальных групп, в-четвертых, активно участвуют в политических, культурных, экономических процессах и является, таким образом, одной из важнейших социальных составляющих общества. Поэтому очевидно, что изучение народов и наций как социальных общностей является одним из основных предметов исследований социологической науки. Занимается же анализом закономерностей функционирования этнических сообществ отдельная отрасль социологии - этносоциология.

Этносоциология - относительно молодая отрасль социологических знаний, которая возникла на грани этнографии и социологии. Понятие "этносоциология" происходит от двух слов "этнос" - народ и "социология" - учение об обществе. Таким образом, в буквальном переводе этносоциология означает учение об обществе и место в нем народов.

Этносоциология как отдельная отрасль социологических знаний сформировалась в Германии в 20-30-х pp. XX в. Впервые термин этносоциология ввел в научный оборот немецкий социолог Р. Турнвальда. Основоположником этносоциологии принято считать американского социолога и историка-слависта X. Ситтона-Уотсона, который разработал концепцию этногенеза в доиндустриальном обществе. Основы этносоциологии как отдельной социологической дисциплины заложили также ряд известных исследователей, такие как Б. Андерсон, Э. Гидденс, К. Ясперс, Э. Геллнер, Ф. Тьоннис, Э. Смита др. На территории бывшего СССР она выделяется лишь в шестидесятых pp., Во времена так называемой хрущевской "оттепели". Появление ее связано с необходимостью проникновения в сущность тех общественных явлений, содержание которых в значительной степени определяется этнической спецификой страны или отдельных ее регионов.

В современном обществе интерес к этносоциологии вырос, что объясняется рядом объективных факторов. Один из них - оживление активности отдельных народов и наций, вызванных в первую очередь политическими процессами, в частности, распадом колониальных систем, окончанием холодной войны, разрушением тоталитарных коммунистических режимов в Восточной Европе и развития независимых государств, содействие сохранению и развитию национальных культур и языков отдельных этносов, связанных с демократизацией мирового сообщества. Явление активизации этнических общностей во второй половине XX в. получило общее название в западной социологии - "этнический ренессанс». Зато другой фактор, углубил интерес к этносоциологии - это обострение межэтнических отношений в современном мире, которое привело к межэтническим конфликтам в ряде регионов мира. Это также свидетельствует об активизации этнических сообществ, расширение их участия в современных социальных процессах, поэтому на сегодня этносоциология стала одной из ведущих отраслей социологической науки.

В отличие от этнографии, предметом которой является прежде всего определение количественного состава того или иного этноса, его антропологических особенностей, территории проживания, изучение этнических особенностей материальной и духовной культуры народа, этносоциология изучает этнические общности как социальные образования, как субъекты и объекты социальных отношений. Важное значение имеет исследование закономерностей формирования и развития этносов, поскольку это дает возможность понять их место в современных общественных процессах. Немало внимания современными учеными предоставляется и исследованию межэтнического взаимодействия, в том числе и межнациональных конфликтов. Изучает этносоциология также влияние этнических сообществ на определенные социальные процессы, существующие в обществе, в частности на социальную структуру общества и социальную стратификацию, использование и распределение трудовых ресурсов, процессы политической жизни - государства, образования и функционирования политических партий, в которых народы и нации является основной социальной базой и тому подобное.

Таким образом, предмет этносоциологии оказывается достаточно объемным, отличным от предмета других наук, которые исследуют этнические сообщества и включает в себя:

Происхождение и развитие этнических общностей;

Влияние этнических сообществ на различные социальные процессы, их роль в общественной жизни;

Динамику изменений в культуре, языке, быте разных этносов;

Социальные связи и социальные отношения, возникающие между этносами, то есть межэтнические отношения.

Отсюда можно сделать вывод, что:

Этносоциология - это отрасль социологических знаний, которая изучает основные тенденции образования и развития этнических общностей, их взаимоотношения между собой, а также механизмы их вхождения в систему социальных отношений.

Как и любая отрасль социологии, этносоциология имеет собственный категориальный аппарат. К основным категориям этой социологической дисциплины относятся племя, народность, народ, нация, межэтническое взаимодействие, национальное сознание, национализм и многие другие. Среди основных функций этносоциологии можно назвать:

Определение и осознание роли этнических сообществ в общественной жизни;

Содействие развитию национального сознания и национальной культуры;

Содействие развитию чувств патриотизма и национального достоинства;

Налаживание механизмов межэтнических отношений и другие.

Начиная с конца восьмидесятых pp. этносоциология как наука формируется и в Украине. Украинский этносоциология сосредоточивает свое внимание на исследовании этнического состава украинского общества, определении статуса украинского этноса и национальных меньшинств, изучении межэтнических отношений в украинском обществе.