Строение уха человека схема для детей. Подборка интересных фактов про уши человек

Часто можно услышать, что у человека два уха. Но это не так. То, что мы обычно видим и называем ухом, - это только одна из его частей. На самом деле каждое ухо состоит из трех частей: наружное ухо, среднее ухо и внутреннее ухо. Все части работают согласованно (рис. 2).

Рис. 2. Строение уха ()

Наружное ухо - это ушная раковина вместе со слуховым проходом (рис. 3).

Рис. 3. Строение наружного уха ()

Благодаря своей слегка конусообразной форме, ушная раковина улавливает звуки, собирает колебания и направляет их внутрь, в слуховой проход , который заканчивается барабанной перепонкой (кусочек тонкой кожи, туго натянутой, как на бapaбaне).

Известно, что звук может вызывать колебания. Например, во время движения поезда все оконные стекла дрожат (вибрируют).

Когда ушная раковина улавливает какой-то звук и по наружному слуховому проходу передает его в ухо, барабанная перепонка под действием этого звука начинает вибрировать, передавая звук в среднее ухо , которое находится в глубине черепа (рис. 4, 5).

Рис. 4. Улавливание звуковых волн ушной раковиной

Рис. 5. Барабанная перепонка вибрирует

Рис. 6. Молоточек, стремечко и наковальня

А там через самые маленькие косточки в теле человека - молоточек, стремечко и наковальню (рис. 6) - передает звук во внутреннее ухо - улитку (рис. 7).

Рис. 7. Строение уха ()

Улитка заполнена жидкостью, а ее внутренняя поверхность покрыта клетками с крошечными волосками. Под воздействием «волн» жидкости волоски начинают колебаться, создавая сигналы, которые и отправляются в мозг по слуховым нервам (рис. 8).

Рис. 8. Передача звукового сигнала в мозг ()

Во внутреннем ухе над улиткой расположены маленькие петли в виде арки - полукружные каналы , которые, как и улитка, заполнены жидкостью (рис. 9).

Рис. 9. Строение уха ()

Когда мы двигаемся, каналы смещаются, жидкость слегка колышется и мозг распознает, в каком положении находится наше тело. Он отправляет сигналы мышцам, и мы изменяем положение тела, чтобы не упасть.

Поэтому ухо еще называют органом равновесия.

Благодаря устройству в ухе, отвечающему за равновесие, акробат в цирке держится на мяче, а канатоходец ходит по канату (рис. 10).

Рис. 10. Канатоходец

Рис. 11. Вращение воды в неподвижном стакане

Рис. 12. Карусель

Иногда бывает, что человек уже находится в состоянии покоя (например, неподвижно сидит на стуле), а жидкость в полукружных каналах все еще находится в движении.

Чтобы понять это, достаточно провести опыт: необходимо налить в стакан воды и аккуратно, но достаточно быстро перемещать стакан по кругу, а затем поставить стакан на стол. Стакан неподвижен, но вода в стакане какое-то время продолжает вращение (рис. 11).

То же самое происходит с нашими полукружными каналами, когда человек катается на карусели или кружится на одном месте (рис. 12). Человек перестал кружиться, жидкость в полукружных каналах все еще движется. Волоски продолжают сообщать мозгу о движении, хотя человек уже стоит на месте. Мозг получает два противоречивых сообщения и не может точно определить о положение головы. Вот почему после карусели у многих кружится голова. Когда жидкость в полукружных каналах останавливается, мозг получает правильную информацию, человек вновь обретает равновесие.

В слуховом канале вырабатывается ушная сера . Это желтоватое, немного липкое вещество, горьковатое на вкус, убивает микробов, попадающих в ухо вместе с пылью. Так что ушная сера полезна.

Рис. 13. Берегите уши ()

Уши нуждаются в бережном отношении, потому что все части уха чрезвычайно хрупки, а слух - богатство человека (рис. 13). Чтобы сберечь слух, необходимо :

Не слушать громкую музыку, особенно в наушниках.

Не кричать самим и избегать мест, где громкие и резкие звуки.

Мыть уши каждый день.

Чистить уши можно только ватными тампонами.

Не засовывать в ухо посторонние предметы, чтобы не повредить барабанную перепонку.

Защищайте уши от ветра.

Сморкайтесь аккуратно и несильно.

Не допускайте попадания воды в уши и вовремя удаляйте ее ватными тампонами.

Обращайтесь к врачу, если уши заболели (рис. 14).

Рис. 14. Обращайтесь к врачу ()

На следующем уроке мы отправимся на 200 лет назад для ознакомления с военными событиями того времени, историческое путешествие позволит сохранить память о войне 1812 года.

Список литературы

  1. Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Окружающий мир 4. - М.: Баллас.
  2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир 4. - М.: ИД «Федоров».
  3. Плешаков А.А. Окружающий мир 4. - М.: Просвещение.
  1. Dic.academic.ru ().
  2. Meduniver.com ().
  3. Festival.1september.ru ().

Домашнее задание

  1. Составьте тест (6 вопросов) на тему «Орган слуха и равновесия».
  2. Зарисуйте строение уха, сделайте подписи.
  3. * Развернуто ответьте на вопрос: «Почему кружится голова, даже когда спокойно стоишь после того, как покружился на месте?»

Человеческий орган слуха необходим для естественного функционирования человека. Уши отвечают за восприимчивость звуковых волн, переработку в нервные импульсы и отправление преобразованных децибел в головной мозг. Кроме этого, ухо отвечает за выполнение функции равновесия.

Несмотря на внешнюю простоту ушной раковины, конструкция органа слуха считается невероятно сложным. В данном материале строение уха человека.

Ушной орган имеет парное строение и расположилось в височной части коры полушария большого мозга. Ушной орган характеризуется постоянным выполнением нескольких задач.

Однако, среди главных функций считается прием и обработка звуков разных частот .

В дальнейшем они передаются в мозг и посылают сигналы в организм в виде электрических сигналов.

Слуховой аппарат воспринимает как низкочастотные звуки, так и высокочастотные до 2 десятков кГц.

Человек принимает частоты выше шестнадцати Герц. Однако наивысший порог человеческого уха не превышает двадцати тысяч Герц.

Для человеческого глаза открыта только наружная область. Кроме этого, ухо состоит из двух отделов:

  • среднее;
  • внутреннее.

Каждый раздел слухового аппарата обладает индивидуальным строением и определенными функции. Три раздела соединяются в удлиненной слуховой трубке, которая направлена в головной мозг. Для визуализации данной картины осмотрите фото уха в разрезе.

Состав уха человека

Исключительный орган в строении организма – орган слуха. Несмотря на внешнюю простоту, данная область имеет сложную конструкцию. Главная функция органа – различие сигналов, шумов, тонов и речи, их преобразование и повышение или понижение.

За поддержание всех задач в ухе отвечают следующие элементы:

  1. Наружная часть. В строение данной области входит внешняя раковина, которая переходит в слуховую трубку.
  2. Далее находится барабанная область, отделяющая наружное ухо от средней области.
  3. Полость, находящаяся за барабанной областью, называется средним ухом, в которое входит слуховые кости и евстахиева трубка.
  4. Далее расположилась внутренняя область уха, которая считается одной из самой замысловатой и запутанной в строении описанного органа. Главная задача данной полости - поддержание равновесия.

В анатомию уха находятся следующие структурные элементы:

  • завиток;
  • – это выпуклость на наружной части уха, расположившееся на внешней части;
  • парный орган козелка - противозавиток. Он находится на верхней части мочки;
  • мочка уха.

Наружная область

Внешняя часть уха , которую видит человек, называется наружной областью. Она состоит из мягких тканей и хрящевидной оболочки.

К сожалению, из-за мягкого строения данной области,

Это приводит к сильным болям и затяжному лечению.

Больше всего от сломанных хрящей и костей уха страдают маленькие дети и люди, профессионально занимающиеся боксом или восточными боевыми искусствами.

Кроме этого, ушная раковина подвержена многочисленным вирусным и . Чаще всего это происходит в холодное время года и при частом прикосновении грязными руками к органу слуха.

Благодаря наружной области, человек имеет возможность слышать звуки . Именно через наружную часть слухового органа звуковые частоты переходят в головной мозг.

Интересно, что в отличие от животных, у человека орган слуха неподвижный и помимо описанных функций не обладает дополнительными возможностями.

При поступлении звуковых частот в наружное ухо, децибелы попадают по слуховому проходу в среднюю часть. Для защиты и поддержания функционирования средней области уха, она покрыта кожными складками. Это позволяет дополнительно защищать уши и обрабатывать любые звуковые частоты.

Человеческое ухо может определить звуки на различных расстояниях: от одного сантиметра до двадцати или тридцати метров, в зависимости от возраста.

Серная пробка.

Услышать описанные звуковые колебания наружному уху помогает слуховая трубка, которая в конце прохода преобразуется в костную ткань. Кроме этого, слуховая труба отвечает за функционирование серных желез.

Сера – это слизистое вещество желтого оттенка необходимая для защиты органа слуха от инфекций, бактерий, пыли, инородных предметов и попадания мелких насекомых.

Обыкновенно сера выводится из организма самостоятельно . Однако, при неправильном очищении или отсутствии гигиены, образовывается серная пробка. Самостоятельное устранение пробки запрещено, так как вы можете протолкнуть ее дальше по слуховому проходу.

Для ликвидации такой неприятной проблемы обратитесь к специалисту. Он промоет ухо специализированными настойками. При той ситуации, что поход к квалифицированному врачу невозможен, приобретите « » или « ». Данные средства деликатно устранят серу и очистят ухо. Однако, пользоваться препаратами разрешено при небольшом скоплении серы.

Наружное ухо переходит в среднюю область . Их разделяет барабанная перепонка. После обработки звуков данной областью, звук переходит в среднюю часть. Для визуализации смотрите фото наружной раковины ниже.

Строение наружной области

Наглядно увидеть строение наружного уха человека с описанием можно на схеме ниже.

Ушная раковина состоит из двенадцати элементов разной сложности строения:

  • завиток;
  • ладья;
  • бугорок Дарвина;
  • полость ушной раковины;
  • противокозелок;
  • мочка;
  • ножка завитка;
  • козелок;
  • чаша раковины;
  • нижняя ножка противозавитка;
  • треугольная ямка;
  • верхняя ножка противозавитка.

В основу наружного уха входит эластичный хрящ. Верхний и наружный край уха преобразуется в завиток. Парный орган завитка располагается ближе к проходу. Он огибает наружное отверстие и образует два выступа:

  1. Протипокозелок, находящийся сзади.
  2. Козелок, расположившийся спереди.

Мочка уха представляет собой мягкую ткань , в которой отсутствуют кости и хрящи.

Бугорок Дарвина имеет патологическое строение и считается аномалией организма.

Строение среднего уха человека

Среднее ухо человека находится за барабанной областью и считается основным строением органа слуха. Объем средней части составляет около одного кубического сантиметра.

Средняя область приходится на височную часть головы, в которой расположились следующие элементы:

  1. Барабанная область.
  2. Слуховая трубка, объединяющая носоглотку и барабанную часть.
  3. Далее находится часть височной кости под названием сосцевидный отросток. Он расположился сзади наружной части слуховой трубки.

Из представленных элементов необходимо подробнее разобрать структуру барабанной части, так как в данной области проходят основные функции обработки звуковых частот. Итак, барабанная область делится на три части:

  1. К барабанной перепонке примыкает первая часть - молоточек . В его функцию входят получение звуковых волн и передача их в следующим области.
  2. После молоточка находится наковальня . Главная функция данной области – первоначальная обработка звуков и направление к стремечку.
  3. Непосредственно перед внутренней областью органа слуха и после молоточка находится стремечко . Оно обрабатывает полученный звук и переводит очищенные сигналы далее.

Главная функция слуховых косточек – это преобразование сигналов, шумов, низких или высоких частот и передача из наружной части во внутреннее ухо. Кроме этого, молоточек, наковальня и стремечко отвечают за следующие задачи:

  • поддержание тонуса барабанной области и поддержка его функционирования;
  • смягчение слишком высоких звуков;
  • увеличение низких звуковых волн.

Любая травматизация или осложнения после приводят к дисфункции стремени, наковальни и молотка. Это может спровоцировать не только ухудшение слуха, но и потерю остроты звуков навсегда.

Важно понимать, что резкие звуки, например, взрывы, могут вызвать рефлекторное сокращение тем самым навредить строению органа слуха. Это приведет к частичной или полной потере слуха.

Внутреннее ухо

Внутреннее ухо считается одной из самых сложной составляющей описываемого органа. Из-за сложной конструкции, данную область часто называют перепончатым лабиринтом.

Внутренняя часть располагается в каменистой области височной кости и соединяется со средним ухом окошечками разной формы.

В строение внутреннего уха человека входят следующие элементы:

  • преддверие лабиринта;
  • улитка;
  • каналы полукружной формы.

В состав последнего элемента входят жидкости формы двух видов:

  1. Эндолимфа.
  2. Перилимфа.

Кроме этого, во внутреннем ухе находится вестибулярная система . Она отвечает за функцию равновесия в пространстве.

Как уже было сказано выше, лабиринт находится внутри костного черепа.

Внутреннее ухо разделяется от головного мозга пространством, заполненная вязкой жидкостью. Она отвечает за проведение звуков.

В этой же области расположилась улитка.

Улитка выглядит в форме спиралевидного канала, который разделяется на две части. Данный спиралевидный канал отвечает за преобразование звуковых колебаний.

Заключение

Ознакомившись, из чего состоит ухо и с его строением, важно ежедневно следить за здоровьем ушей. Важно поддерживать иммунную систему и при малейших признаках заболевания обратиться к специалисту.

Иначе, главная функция органа слуха может нарушиться и привести к тяжелым осложнениям в виде потери чувствительности звуков и шумов навсегда.

Помните, что орган слуха должен выполнять свои функции бесперебойно. Воспаления ушей влекут тяжелые последствия, и любые расстройства серьезно влияют на жизнедеятельность человека.

Ольга Калинина
Конспект занятия с презентацией «Наши чудо-уши»

Конспект занятия

«Наши чудо уши »

Образовательные задачи : дать детям элементарные знания об органах слуха.

Развивающие задачи : развивать у детей слуховое восприятие через опытно-экспериментальную деятельность.

Воспитательные задачи : воспитывать желание соблюдать правила ухода за ушами, использовать самомассаж ушной раковины.

Предварительная работа

1. Обучение элементам самомассажа ушной раковины

2. Рассматривание схемы-плаката «Строение уха»

3. Дидактические игры : «Что это за звук?» , «Угадай музыкальный инструмент» , «Испорченный телефон» .

4. Составление схем парных органов.

Словарная работа : звук, слух, ушная раковина, среднее ухо, внутреннее ухо, барабанная перепонка, молоточек, наковальня, стремечко, «глухие или слабослыщащие люди» , голосовые связки,парный.

Педагог. (1Слайд) Ребята, к нам пришло письмо. (Читает) «Я спешу к вам в гости. (2Слайд) Угадайте, кто я? У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на самой макушке, не с кисточками»

(Показывает картинки : слон, медведь, Чебурашка, человек, белка, заяц)

(3 Слайд) А вот и наш гость. (Показывает Чебурашку)

Проходи, пожалуйста, Чебурашка. Какие у тебя красивые, мягкие, большие, ушки! Что ты ими делаешь?

Чебурашка. Я не знаю…

Для чего они тебе?

Чебурашка. Не знаю …

Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? (Ответы)

Правильно, с помощью ушей мы с вами слышим. Что можно услышать? (Ответы)

Правильно, мы слышим звуки. Они могут быть громкими, а могут быть и тихими. Звук проходит через воздух и воду, через твердые предметы – двери, стены. Вот и сейчас вы слышите посторонние звуки.

(4 Слайд) Поиграем в игру “Закончи предложение”. Вам нужно одним словом “уши”

закончить предложения, но сказать в нужной форме. Кто правильно ответит, тот садится на своё место.

У человека есть (уши) .

У рыбы нет (ушей) .

На морозе холодно (ушам) .

Я грею свои (уши) .

Некоторые умеют шевелить (ушами) .

Девочки носят серёжки (в ушах) .

Хотите узнать, что такое звук? Давайте проведем опыт. Будьте внимательны! (Берет балалайку, оттягивает струну.) Видите, как дрожит струна? От того, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. (Дети выполняют.)

Что вы чувствуете? (Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно)

Это звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Обхватите ладонями горло и произнесите свои имя. Что вы чувствуете? (Внутри горла что-то дрожит)

(5 Слайд) В сказке «Три медведя» все герои разговаривают по-разному. (Педагог показывает иллюстрации к сказке. Трое детей произносят фразу разными голосами, остальные отгадывают героев сказки.)

С этим заданием вы справились легко. А сумеете ли вы отгадать музыкальный инструмент по его звучанию?

(6 Слайд) Игра «Угадай по звучанию» (Пианино, барабан, гитара)

Благодаря чему мы слышим эти прекрасные звуки? (Ответы)

(7 Слайд) Педагог (Выставляет схему плакат) Да, вы их услышали и узнали по звучанию. Сегодня мы поговорим с вами об одном нашем очень важном органе – ухе. Его еще называют «орган слуха» , догадываетесь, почему? Сколько у вас ушей? Как по-другому можно назвать «два» ? (пара) . Поэтому ухо еще называют парным органом. А на самом деле не два, а шесть. Только два – видимые, а четыре невидимые, спрятанные внутри.

Рассмотрите ухо своего соседа. Что вы можете о нем сказать? На что ухо похоже? (предположения детей) . Люди давно заметили, что ухо человека очень похоже на ракушку, по-другому – на раковину. Поэтому ухо называют «ушная раковина» . Но раковина – только то, что нам видно. Ухо – очень сложный орган. Заметили дырочку в раковине, которая идет куда-то вглубь головы? Это слуховой проход (показ на иллюстрации из пособия «Человек» ). Ушная раковина собирает звук и направляет его в слуховой проход. Он идет очень глубоко, чтобы никто не мог туда забраться. Там дальше прячется среднее ухо, а за ним и внутреннее. В конце слухового прохода, есть тоненькая-тоненькая пленочка, она называется барабанная перепонка (повторить название с детьми) . Если ее повредить – человек может навсегда остаться глухим. Поэтому ни в коем случае нельзя ковыряться в ухе, засовывать в него бусинки, пуговки. … Возьмите трубочку, представьте, что это слуховой проход. Положите в него горошину. А теперь попробуйте её достать, не переворачивая трубочки. Что произошло? Можно так делать? Почему? (Ответы детей.) – Застрянет в ухе, можно оглохнуть.

За перепонкой находится среднее ухо Дальше расположено внутреннее ухо, оно похоже на домик улитки. Его так и называют – ушная улитка. Догадались, почему такое название? «Улитка» в ухе следит за тем, чтобы мы различали громкие звуки и тихие, могли песенку отличить от марша. Вот какой сложный орган – ухо. Человек с нормальным слухом слышит шаги за пять метров от себя, волк - за пятьдесят. Отличным слухом обладают ежи, дельфины, киты.

(8 Слайд) К тому же ухо – очень нежный орган, он не любит, когда в него попадает вода, или когда прямо в ухо дует холодный ветер. За ушами надо следить : беречь их от ветра, от попадания посторонних предметов и от воды. А еще уши нужно содержать в чистоте – чистить их, но только с помощью взрослых! И, конечно, нужно обращаться к доктору, если ухо вдруг заболит! Доктор этот называется «Ухо-горло-нос» , значит, кроме ушей он еще лечит и другие органы – какие?

Чебурашка. Чтобы ваш слух был хорошим, я научу вас делать массаж ушей. (Выполняют самомассаж ушей) . Потрите ладошки, чтобы они стали горячими. Правую ладошку положите на правое ухо, левую на левое. Тепло? Потрите ушки. Делаем это бережно. Возьмемся за мочки уха и аккуратно потянем их вниз три раза. Раз, два, три. Теперь возьмемся за серединку ушной раковины и потянем ушки в стороны три раза, потом за верхний край – потянем вверх три раза, пощиплем их снизу и сверху. Молодцы!

(9 Слайд) Педагог. Некоторые люди плохо слышат – они называются слабослышащими. А есть люди, которые не слышат совсем – они глухие. Закроем уши ладонями. (Дети закрывают уши.) Понравилось вам ничего не слышать? (Ответы.) Да очень неприятно жить без слуха. Слух для человека – это большая ценность. Чтобы уши не болели, и слух оставался хорошим, нужно знать и выполнять основные правила. А какие, мы с вами узнаем, сыграв в Игру «Хорошо – плохо» Что нужно делать, чтобы уши были здоровыми и слышали все звуки? (Ответы детей) . У вас на столе лежат карточки; на них изображено, что полезно и что вредно для ушей. Задание : разложить карточки на две стопки – в одну, что полезно, а в другую - что нет для ушей

Опыт «Как шум уху мешает» .

Ребята, вы уже поняли, от чего уху может стать плохо. Но у уха есть еще враг. Это – шум. Ухо не любит очень громких звуков. Давайте, проверим. Поиграем в необычную игру. Как только я взмахну зеленым флажком, вы начинайте кричать, стучать, топать, визжать – в общем, шалить! В нашей игре это можно. Но имейте ввиду, во время игры я буду что-то говорить, а вы должны будете мне это повторить. Игра останавливается, как только я взмахну красным флажком. Готовы шалить? Начали! (взмах зеленым флажком) . Пока дети шумят, воспитатель обычным спокойным голосом проговаривает слова «уши» , «любят» , «тишину» . По сигналу красного флажка игра прекращается.

Ну, кто-нибудь может сказать, какие слова я произнесла, пока вы шумели? Никто не услышал? Почему не услышали моих слов? А я сказала «Уши любят тишину» ! Какой вывод вы можете сделать? И заметьте : вы все не услышали! Даже тот, кто и не шумел, и не кричал вовсе, не услышал. … Это значит, что если даже всего один человек шумит, страдают все вокруг. Какие вы можете назвать громкие звуки, которые мешают другим? (крики, громкая музыка, звук дрели) . Эти звуки не просто неприятны, от них может заболеть голова. И если уж совсем некуда от таких звуков спрятаться, на помощь могут прийти специальные наушники.

Педагог. Ребята, давайте с вами составим схему «Наше ухо» и подарим ее Чебурашке. (Выполняют задание)

Дети самостоятельно подбирают подходящие для схемы картинки, объясняют свой выбор.

Буква «У» - слово «ухо» начинается с этой буквы;

Цифра «2» - парный орган;

Барабан, балалайка, телефон – уши слышат разные звуки;

Труба – уши не любят очень громких звуков;

Шапка, ветер – ветер опасен для ушей, а шапка их прикрывает от ветра;

Красный крест – если ухо болит, нужно обратиться к врачу;

Улитка – внутри уха есть «улитка» ;

Пуговицы, ножницы, иголки – опасные для уха предметы.

(11 Слайд)

Чебурашка. Спасибо, ребята, теперь я все знаю про ушки! А вам от меня в подарок песенка.

Ухо представляет собой сложный орган человека и животных, благодаря которому происходит восприятие звуковых колебаний и передача их в главный нервный центр головного мозга. Также ухо выполняет функцию удерживания равновесия.

Как всем известно, ухо человека является парным органом, располагающимся в толще височной кости черепа. Снаружи ухо ограничено ушной раковиной. Она является непосредственным приемником и проводником всех звуков.

Слуховой аппарат человека может воспринимать звуковые колебания, частота которых превышает 16 Герц. Максимальным порогом чувствительности уха является 20 000 Гц.

Строение уха человека

В состав слухового аппарата человека входят:

  1. Наружная часть
  2. Средняя часть
  3. Внутренняя часть

Для того чтобы разобраться в функциях, выполняемых теми или иными составными частями, необходимо знать строение каждой из них. Достаточно сложные механизмы передачи звуков позволяют человеку слышать звуки в том виде, в котором они поступают извне.

  • Внутреннее ухо. Является самой сложной составной частью слухового аппарата. Анатомия внутреннего уха достаточно сложная, поэтому зачастую его называют перепончатым лабиринтом. Он также располагается в височной кости, а точнее, в ее каменистой части.
    Соединено внутреннее ухо со средним посредством овального и круглого окошек. В состав перепончатого лабиринта входят преддверие, улитка а также полукружные каналы, заполненные двумя видами жидкости: эндолимфой и перилимфой. Также во внутреннем ухе находится вестибулярная система, отвечающая за равновесие человека, и его возможность ускоряться в пространстве. Колебания, которые возникли в овальном окошке, переходят на жидкость. При помощи нее раздражаются рецепторы, находящиеся в улитке, что приводит к образованию нервных импульсов.

Вестибулярный аппарат содержит рецепторы, которые располагаются на кристах каналов. Они бывают двух типов: в виде цилиндра и колбы. Волоски находятся друг напротив друга. Стереоцилии во время смещения вызывают возбуждение, а киноцилии, наоборот, способствуют торможению.

Для более точного понимания темы, предлагаем вашему вниманию фото схему строения уха человека, на которой представлена полная анатомия уха человека:

Как вы видите, слуховой аппарат человека представляет собой достаточно сложную систему всевозможных образований, выполняющих ряд важных, незаменимых функций. Что касается строения наружной части уха, то у каждого человека возможно наличие индивидуальных особенностей, которые не вредят основной функции.

Уход за слуховым аппаратом является неотъемлемой частью гигиены человека, поскольку в результате функциональных нарушений возможны потери слуха, а также другие заболевания, связанные с наружным, средним или внутренним ухом.

По исследованиям ученых, человек сложнее переносит потерю зрения, нежели потерю слуха, поскольку теряет возможность общения с окружающей средой, то есть, становится изолированным.

Здоровье органов слуха необходимо для полноценной жизни. Чтобы его сохранить, стоит узнать, как работает слуховой анализатор человека.

Что такое ухо?

Человеческое ухо состоит из трех основных частей : наружного уха, среднего уха и внутреннего уха.

ЛОР-кабинет

Заболеваниями верхних отделов дыхательной системы и органов слуха занимается оториноларинголог, иначе отоларинголог, или врач-ЛОР. Узнайте, когда пора навестить врача с такой труднопроизносимой специальностью.

Наружное ухо можно увидеть в зеркало – оно включает в себя ушную раковину и наружный слуховой проход (1). Его стенки содержат клетки, которые производят ушную серу, предназначенную для защиты от пыли и бактерий.

Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой , расположенной под углом к нему (2). Она, как мембрана микрофона, передает звук в среднее ухо, которое находится непосредственно за ним – в полости черепа.

Усиливают звуковые колебания самые маленькие косточки человеческого тела – молоточек, наковальня и стремечко (4).

В среднем ухе также располагается евстахиева труба (3), которая соединяется с носоглоткой. При ее помощи выравнивается давление в среднем ухе.

Над основанием евстахиевой трубы находится внутреннее ухо (5). Из-за формы, напоминающей раковину улитки, его называют лабиринтом.

Это заполненное жидкостью образование обеспечивает восприятие звуков. Внутри располагается канал, стенки которого покрыты рецепторами, которые улавливают колебания звуковых волн и передают их на слуховые нервы.

Как работает слух?

Звук – это волна, которая распространяется в любой упругой среде: воде, воздухе и различных материалах. Сила звуковых колебаний измеряется в децибелах, а частота, которую человек воспринимает как высоту звука, – в герцах.

Человеческое ухо может воспринимать ограниченный диапазон звукового спектра – от 20 Гц (очень низкий бас) до 20 кГц. Однако большинство взрослых способны различить очень высокие звуки в районе 16 кГц.

Когда звуковые волны поступают в слуховой проход, они ударяются в барабанную перепонку. Она начинает вибрировать, включая в процесс слуховые косточки, которые, в свою очередь, передают колебания в жидкость внутреннего уха.

Там они воспринимаются волосковыми клетками, которые переводят вибрацию в электрические импульсы, передаваемые слуховым нервом в мозг.

Что вызывает потерю слуха?

Частичную или полную потерю слуха могут вызывать самые разные причины.

Врожденная потеря слуха – один из наиболее распространенных врожденных дефектов у людей. Им страдает примерно один из 1000 новорожденных.

Снижение слуха также происходит в результате травм уха, перенесенных инфекций или естественного процесса старения.

Кроме того, потеря слуха может возникать в результате воздействия слишком громких звуков, которые повреждают волосковые клетки во внутреннем ухе. Чем дольше слуховой анализатор подвергается перегрузке – тем более выражены впоследствии нарушения его работы.

Так, например, звон в ушах после часового рок-концерта пройдет уже к утру. Однако более длительное воздействие громких звуков приводит к необратимым нарушениям слуха.

Как защитить слух?

1. Ограничьте воздействие громких звуков. Специалисты не рекомендуют подвергать органы слуха звуковой нагрузке выше 80 Дб более двух часов в день. Воздействие звука уже в 110 Дб врачи считают опасным для слуха.

2. Слушайте «живые» звуки. Старайтесь чаще бывать на природе, прослушивайте негромкую музыку через колонки, откажитесь на время от наушников . Это позволит чувствительным ворсинкам восстановиться после громких звуков мегаполиса и постоянного ношения наушников.