История возникновения монастырей. Когда и кем был основан Ипатьевский монастырь

Исихасты (греч. – покой, безмолвие) – безмолвники, молчальники. Их появление современно появлению монашества. Наиболее полно теории исихазма были сформулированы святым Григорием Паламой в XIV веке.

Испытание (искус) – установлено для лиц, желающих вступить в монашество: испытуемому в меняется в обязанность исполнять в течение некоторого периода времени по усмотрению настоятеля монастыря те или другие монастырские "послушания".

Келья (греч. – комната) – жилая комната монаха в монастыре. Иногда – маленький отдельный домик.

Лавра (греч. – улица, поселок) – крупный и важный по своему положению православный мужской монастырь. В настоящее время на территории России две Лавры: в Сергиевом Посаде под Москвой и в Санкт-Петербурге. Еще две Лавры: и – находятся на территории Украины.

Мантия – монашеское одеяние: длинная, без рукавов, накидка с одной застежкой – на вороте.

Молчальник – человек, принявший обет молчания.

Монах (греч. – одинокий) – человек, отказавшийся от мирской жизни ради служения Богу и давший обеты целомудрия, нестяжания и послушания.

Обет – обещание, данное Богу.

Обитель - монастырь.

Послушник – человек, готовящийся принять . Он еще не дал монашеских обетов, не принадлежит к монастырскому братству, не называется монахом, не носит монашеского облачения. Его обязанности – исполнять послушания по благословению настоятеля: помогать при богослужениях, выполнять работы по монастырскому хозяйству.

Постриг – богослужение, совершаемое при принятии монашества.

Пустынь – уединенное монашеское поселение.

Скит – небольшая уединенная обитель, где живут монахи, подвизаясь в молитве, посте и трудах. Устав скитского жития, по сравнению с общемонастырским, отличается большею строгостью.

Ставропигиальный монастырь - монастырь, подчиняющийся непосредственно патриарху.

Схима (греч.- монашеское облачение) - высшая степень монашеского подвига, предписывающая затвор в монастыре и соблюдение особо строгих монашеских правил.

Четки – стеклянные, деревянные, костяные, пластмассовые, янтарные, нитяные и другие шарики, нанизанные на шнурок или соединенные друг с другом петельками. Служат для отсчитывания молитв и поклонов. В православной Церкви являются обязательной принадлежностью монашествующих.

Авраамиев Покровский Городецкий монастырь - мужской монастырь, неподалеку от города Чухломы Костромской области. Основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским (Галичским). В годы советской власти сильно разрушен. Возвращен Церкви, восстанавливается.

– мужской православный монастырь, основанный в Петербурге в 1710 году по распоряжению Петра I.

Андреевский Преображенский монастырь – мужской монастырь, основанный в 1648 году в Москве, у подножия Воробьевых гор. В XVII веке здесь помещалась первая в Москве школа, в начале XVIII века – приют для подкидышей и беспризорных детей. Монахи занимались переводом книг с иностранных языков. В настоящее время возвращен Русской Православной Церкви.

Афон (Святая Гора) – узкий гористый полуостров в Эгейском море. Одно из наиболее чтимых мест всего православного мира. Сюда ок. 44 года для проповеди евангельского учения прибыла Сама Матерь Божия. Проповедь Свою, согласно преданию, Она закончила словами: "Сие место да будет Мне в жребий, данный Мне от Сына и Бога Моего! Да почиет благодать Его над местом сим и на живущих здесь". Предположительно, первые монахи начали селиться здесь еще в VII веке, а IX век является официальным временем установления монашества на Афоне. Сейчас здесь расположено 20 больших мужских монастырей и среди них – русский монастырь святого великомученика и целителя Пантелеимона (основанный, согласно преданию, еще во времена святого равноапостольного князя Владимира после Крещения Руси), 12 скитов и до 700 отдельных келий. Монашествующих – несколько тысяч. На полуострове нет ни городов, ни деревень. Женщины на Афон не допускаются.

Валаамский монастырь , Спасо-Преображенский – находится на острове Валаам, в северо-западной части Ладожского озера. Основан в XII веке святыми преподобными Германом и Сергием . Находясь на границе новгородских и шведских владений, монастырь часто подвергался нападению шведов, разорявших и сжигавших его дотла, но всякий раз восстанавливался, чтобы стать еще величественнее и краше.

Высокопетровский монастырь - мужской монастырь в Москве, на ул. Петровке. Основан в 1380 году великим князем Димитрием Донским после победы на Куликовом поле. Родовая усыпальница бояр Нарышкиных, родственников Петра I, которые делали много пожертвований монастырю.

Давидова пустынь - мужской монастырь, находится в восьмидесяти пяти километрах от Москвы и в двадцати четырех километрах от Серпухова, недалеко от города Чехова. Основан в начале XVI века преподобным Давидом, который подвизался в обители более полстолетия.
Паломническая поездка в Давидову пустынь в августе 2005 года

Данилов монастырь (Свято-Данилов) – мужской монастырь, основанный в конце XIII века князем Даниилом Московским . Монастырь-крепость защищал Москву с серпуховского направления, откуда обычно приходили ордынцы. Уже в 1293 году монастырь был разграблен и сожжен татарами, в 1606 году он оборонял город от войск Болотникова, в 1610 году его обстреливали войска Лжедимитрия II. При монастыре было небольшое кладбище, где нашли последнее пристанище Н.В. Гоголь, поэты М.А. Дмитриев и Н.М. Языков, художник В.Г. Перов, славянофил А.С. Хомяков. В 1931 году кладбище было уничтожено, прах Гоголя, Хомякова и Языкова перенесли на Новодевичье кладбище, прах Перова - в Донской монастырь. В 1929 году Свято-Данилов монастырь был закрыт, на его территории устроили детский приемник-распределитель. В 1983 году монастырь восстановлен и открыт вновь, на его территории находится резиденция Патриарха Московского и всея Руси.

Донской-Богородицкий монастырь – мужской монастырь в Москве, основанный царем Феодором Иоанновичем в 1591 году. В 1921 году был закрыт. В 1922-1925 годах здесь содержался под стражей святой Тихон , Патриарх Московский и всея Руси. В 1950-е годы в помещениях монастыря разместился Музей архитектуры. В настоящее время возвращен Церкви. На старом монастырском кладбище похоронены многие видные деятели руской культуры, в том числе писатель А.П.Сумароков, философ П.Я.Чаадаев, историк В.О.Ключевский, архитектор О.И.Бове, художник В.Г.Перов и другие.

Иосифо-Волоколамский монастырь – один из обширнейших и богатейших русских монастырей. Основан среди подмосковных лесов в 1479 году святым преподобным Иосифом Волоцким . Паломническая поездка в Иосифо-Волоцкий монастырь в июне 2007 года

Ипатьевский Троицкий монастырь – в Костроме. Основан ок. 1330 года на месте явления Божией Матери татарскому мурзе Чете (во святом крещении Захарии) – родоначальнику Годуновых, которые впоследствии много содействовали благолепию обители. Историческую известность приобрел пребыванием в нем Михаила Феодоровича Романова, именно здесь согласившегося в 1613 году принять царскую корону.

– древнейший из русских монастырей, основан при Ярославе Мудром в 1051 году. В искусственно созданных пещерах, которым монастырь обязан своим названием, были устроены монашеские кельи и подземные храмы. Здесь же производились захоронения умерших насельников монастыря. Позднее были возведены и надземные сооружения. В пещерах монастыря покоятся мощи святых преподобных Антония и Феодосия – отцов - основателей монастыря, святого Илии Муромца , святого Нестора Летописца и многих других русских святых.

- женский монастырь на западной окраине Владимирской земли. Возникновение этого монастыря неразрывно связано с именем великого подвижника и игумена земли русской - преподобного Сергия Радонежского .
Паломническая поездка в Киржач летом 2005 года Паломническая поездка в Киржач летом 2007 года

Кирилло-Белозерский монастырь – мужской монастырь на берегу Сиверского озера за Вологдой, основанный в 1397 году святым Кириллом Белозерским . Монастырь этот быстро сделался центром просвещения, ревнителем православия и образцом общежития. Монастырская крепость выдержала в 1612-1613 годах осаду польско-литовских интервентов.

Марфо-Мариинская обитель – женский монастырь, община сестер милосердия. Основана в 1908 году Великой княгиней Елизаветой Федоровной . Храм Покрова Богородицы, стены и корпуса обители были сооружены в 1908-1912 годах по проекту архитектора А.В. Щусева, использовавшего элементы средневекового псковско-новгородского зодчества. В 1926 году обитель была закрыта, в настоящее время – возвращена Церкви. Внутри храма сохранились фрески работы М.В. Нестерова и П.Д. Корина.

– мужской монастырь на острове Столобный озера Селигер в нескольких километрах от г.Осташкова. Основан в конце XVI века на месте подвигов преподобного Нила Столобенского . Паломничество на Селигер летом 2006 года

– женский монастырь на берегу реки Москвы, в Лужниках. Основан в 1524 году. В 1812 году, отступая из Москвы, Наполеон пытался взорвать храмы монастыря, но монахини сумели обезвредить заложенные заряды. Кладбище монастыря с давних пор является особо почетным местом захоронений знатных жителей столицы.

– мужской монастырь вблизи города Воскресенска (Истры). Основан в XVII веке Патриархом Никоном . Главный собор монастыря (Воскресенский) был скопирован с Воскресенского собора в Иерусалиме - отсюда и название монастыря. В 1941 году собор, как и другие постройки монастыря, был взорван гитлеровцами; в настоящее время восстановлен. Паломническая поездка в Новый Иерусалим в мае 2007 года

Новоспасский монастырь – мужской монастырь в Москве, основан в XIV веке, первоначально (до конца XV в.) находился в Кремле, затем был переведен за Таганку. Один из московских монастырей-крепостей, прикрывал Москву с юга и юго-востока. Был заново отстроен в XVII веке.

Оптина пустынь Введенская – монастырь близ города Козельска, под Калугой, известный центр духовной жизни дореволюционной России, прославившийся восстановлением старчества и святыми старцами. В Оптину пустынь за молитвенной помощью и духовным укреплением приезжали Гоголь и Достоевский. Наведывался и Толстой (последний, к сожалению, лишь для того, чтобы вручить святому Амвросию "евангелие" собственного сочинения). Монастырь активно занимался книгоиздательством, в этом ему помогали братья Киреевские , писатели Константин Леонтьев и Сергей Нилус и другие литераторы и журналисты. В настоящее время возвращен Церкви и является излюбленным местом паломничества.

– монастырь в местечке Почаев (Украина), знаменитый своими святынями: чудотворной Почаевской иконой Божией Матери и мощами святого преподобного Иова Почаевского . Паломническая поездка Киев-Чернигов-Почаев в июле 2000 года

– мужской монастырь в городе Печоры, неподалеку от Пскова. Первыми жителями пещер (около середины XV в.) были отшельники: в 1473 году православный священник Иоанн, бежавший из Дерпта (Тарту) от притеснений католиков, основал здесь церковь во имя Успения Божией Матери. Находясь на западных подступах к Пскову, монастырь неоднократно подвергался нападениям и осадам. Однако в истории нашего Отечества монастырь прославился не как крепость, а как важный духовный центр Русской Православной Церкви.

Пюхтицкий Успенский монастырь - женский монастырь, основанный в 1891 году при активном участии Иоанна Кронштадтского как оплот православия на северо-западе России. Теперь - на территории Эстонии. Главная святыня - чудотворная Пюхтицкая икона Божией Матери .

Саввин-Сторожевский Рождествено-Богородский монастырь – мужской монастырь близ Звенигорода, основанный преподобным Саввой около 1380 года. Особенного расцвета достиг после явления мощей преподобного Саввы в 1652 году. В 1812 году разорен и разграблен французами. Восстановлен. В советское время – музей. Теперь возвращен Церкви. Паломническая поездка в Саввино-Сторожевский монастырь в мае 2007 года

Саровская пустынь – мужской монастырь, основанный в XVII веке. Пустынь приобрела известность прежде всего благодаря преподобному Серафиму Саровскому , подвизавшемуся в ней в течение многих лет.

– мужской монастырь, находящийся в семидесяти километрах к северу от Москвы в Сергиевом Посаде. Признанный духовный центр русского православия. Основана в XIV веке преподобным Сергием Радонежским . В 1380 году Димитрий Донской получал в Лавре благословение преподобного Сергия на Куликовскую битву, отправились с ним и двое монахов – Пересвет и Ослябя. В 1608 году монастырь выдержал долгую осаду поляков, сыграв важную роль в войне против них, так как помогал Москве и молитвами, и деньгами, и людьми. Сюда бежал Петр, спасаясь от убийц, посланных его сестрой – царевной Софьей. И много раз еще в самые трудные для нашего Отечества дни, как молитвенная, так и материальная помощь монастыря оказывалась в прямом смысле спасительной. В Лавре находится несколько храмов, музей, Московская духовная семинария и Московская духовная академия.

Симонов монастырь – мужской монастырь в Москве, основан в 1379 году. Служил крепостью, защищавшей подступы к городу. На протяжении XIV-XVII веков был одним из наиболее известных и влиятельных в церковных делах монастырей России. Из числа его монахов вышли четыре Патриарха Московских и всея Руси (Иов , Гермоген , Иосаф II и Иосиф). Инок обители Кирилл стал основателем . В числе монахов обители были известные духовные писатели Вассиан Патрикеев и Максим Грек . До наших дней сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой были захоронены Пересвет и Ослябя.

– мужской монастырь, основанный святым Савватием (см. Зосима и Савватий) в 1429 году на Соловецком острове Белого моря. Крупный духовный центр русского православия и важный оборонительный пункт, отбивавший нападения шведов, финнов, англичан. В годы советской власти – лагерь для заключенных, первыми из которых были несколько архиереев и сотни православных священников – все они были расстреляны в конце двадцатых годов. В настоящее время возвращен Церкви. Паломничество на Соловки в августе 2005 года

Спасо-Андроников монастырь – мужской монастырь, основаннный в XIV веке в Москве. Служил как крепость для защиты от набегов кочевников. Назван по имени первого настоятеля, игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского. Здесь провел последние годы и был похоронен Андрей Рублев , расписывавший Спасский собор монастыря.

Сретенский монастырь – мужской монастырь в Москве. Основан в 1395 году на том месте, где была встречена Владимирская икона Божией Матери . В настоящее время возвращен Русской Православной Церкви. Активно занимается книгоиздательством.

Тихвинский Успенский монастырь - мужской монастырь в городе Тихвине, основан в XV веке. В 1611 году был занят шведами, но в 1613 году монахи подняли против них восстание и при поддержке московского войска выбили захватчиков из монастыря.

Толгский монастырь – женский монастырь под Ярославлем, на левом берегу Волги, при впадении в нее реки Толги. Основан в 1314 году в том месте, где была явлена Толгская икона Божией Матери .

Чудов монастырь (Чуда Михаила Архангела) - мужской монастырь, находившийся в Московском Кремле. Основан в XIV веке. Был крупным центром по переводу и переписке книг.

Монастырь святой Екатерины

Самым первым христианским монастырем, известным и существующим по сей день, является монастырь Святой Екатерины, раньше он назывался монастырем Преображения. Находящийся в центре Синайского полуострова, он расположен на высоте 1570 метров. Считается, что монастырь построен во времена правления византийского императора Юстициана в 527-565 гг, на месте, где согласно Ветхому завету, господь разговаривал с Моисеем.

Место паломничества

Мученица Святая Екатерина родилась в 294 году в Александрии, звали её Доротея, она была богата, красива и образованна. В 305 году её казнили за попытку обратить в христианство императора Максимиуса.

В десятом веке Египет был исламизирован и на территории монастыря, дабы предотвратить его разграбление, была построена мечеть. Ранее монастырь был традиционным местом паломничества для русских христиан, теперь эта традиция вновь возвращается.

Образец христианства и веры

У монастыря практически всегда были великие покровители, например такие, как Иван Грозный, который отправлял деньги на пожертвования, Наполеон, оберегавший монастырь от набегов и т.д.

На территории монастыря множество построек, среди них можно найти капеллу, построенную в 324 году, в которой находятся два золотых хранилища для мощей Святой Екатерины. Так же одной из древнейших построек, находящихся на территории монастыря, является гранитная церковь, построенная в форме базилики. Она сохранилась практически без изменений. Так же в монастыре хранится множество древних книг, икон, предметов церковной утвари. Коллекция реликвий монастыря считается самой обширной, после Ватикана.

Это сооружение поистине является образцом христианства и веры.

Александр Озеров, Samogo.Net

Самый северный в мире монастырь был основан преподобным Трифоном Печенгским, одним из великой плеяды православных подвижников Крайнего севера XVI века. Вместе со своими друзьями и единомышленниками преподобным Феодоритом Кольским и Варлаамом Керетским, святому Трифону, «апостолу лопарей», удалось совершить великое дело просвещения Кольского Севера и присоединить эти «вечно спорные» земли к царству Московскому, эта северная земля давалась Российской державе большой кровью русских первопроходцев, монахов северных монастырей. Расцвет обители начинается после посещения преподобным Москвы с целью испросить у Ивана Грозного грамоту о наделении монастыря земельными и промысловыми угодьями. Прочитав челобитную, царь выслушал подробный рассказ Трифона о северной стране, о живущей там «дикой лопи», об оленьих стадах и несметных стаях рыб, идущих на нерест в северные реки, о важности освоения тех мест для укрепления могущества русского государства в виду притязаний на них норвежцев и датчан. Грамота, данная Грозным Трифону, фактически объявляла Печенгский монастырь новым оплотом русского государства на Севере. «Пожаловали мы Гурия (игумена) и других монахов монастыря морскими губами Мотоцкою (Мотовский залив на современных картах), Илицкою и Урскою, Печенгскою и Пазренскою, и Навденскою губами в море, всякими рыбными ловлями и морским выметом». Грамота предписывала «распространить владения монастыря на выброшенных китов и моржей, на морские берега, острова, реки и малые ручейки, верховья рек, тони (рыболовные участки), горы и пожни (сенокосы), леса, лесные озёра, звериные ловли», а все лопари с их угодьями объявлялись в ней отныне подчинёнными монастырю. Специальным царским указом обитель решительно ограждалась от алчных поползновений «всяких немецких людей», которым «велено отказывать, что та земля Ленская и искони вечная вотчина нашего Великого государя, а не Датского королевства». Всё это знаменовало окончательное присоединение «страны полунощной» к Новгороду. Грамота имела очень большое значение для монастыря. Дарованные грамотою обширные владения давали монастырю возможность развивать свою просветительскую деятельность и значительно укрепили хозяйство. Монастырь, взятый под государственную руку, стал быстро расти, развернул широкую хозяйственную деятельность, завёл обширную торговлю продуктами промыслов и с центральными русскими землями, и с западноевропейскими купцами. В память царских щедрот преподобный Трифон построил для лопарей в 1565 году на реке Паз церковь во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба. Эта река отличалась обилием рыбы, поэтому привлекала лопарей западной Лапландии. По преданию именно здесь произошло одновременное крещение двух тысяч лопарей с жёнами и детьми. Освящённая в день памяти святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба церковь долго служила жившим в этих местах лопарям и считалась центром западной Лапландии. Храм во имя святых Бориса и Глеба сохранился до сих пор и находится в приграничной с Норвегией полосе. Преподобный Трифон продолжал трудиться, как последний послушник. Смирение святого было столь велико, что, испрашивая у царя жалованную грамоту, он не пожелал, чтобы имя его было упомянуто в ней как основателя и устроителя Печенгского Свято-Троицкого монастыря. В 18 верстах от монастыря на берегу реки Манны (в месте её слияния с рекой Печенгой), где первоначально жил и куда часто удалялся преподобный Трифон для безмолвного служения Богу, он основал небольшую пустынь (скит) и построил храм в честь и память Успения Пресвятой Богородицы. Здесь, по преданию, указывают пещеру у подножия высокой каменной горы, в которой Преподобный укрывался от гнева лопарей-язычников. В память этого гора называется Спасительною. Как благодатный светильник, горел и сиял в обители преподобный Трифон, озаряя светом христианского подвижничества своих духовных чад. Под его опытным руководством обитель расцвела, верой и благочестием просвещая весь пустынный северный край. К 80-м годам XVI века Печенгский монастырь создал самое крупное на Крайнем севере хозяйство, имевшее обширные морские промыслы, судостроительные верфи, соляные варницы, бобровые ловища, семужьи заборы, скотные дворы, молочное хозяйство и т. д. Монастырь преподобного Трифона стал настоящим оплотом православия на Крайнем севере, пограничным поселением русских, самим фактом своего существования утвердившим окончательное право юрисдикции России над всеми землями к востоку от Паз-реки.

После многих трудов и подвигов, прожив в Лапландии более 60-ти лет, преподобный Трифон заболел. Игумен Гурий и братия монастыря стали скорбеть о своём скором сиротстве. На это преподобный Трифон отвечал братии таким духовным завещанием: «Не скорбите, чада мои, и добрый путь течения моего не прерывайте. Всё своё упование возложите на Бога. Иисус Христос, Бог мой, меня одного, во всех приключившихся со мною несчастиях не оставил, тем более не оставит вас, собранных во имя Его. Я же заповедую вам: любите Его, в Троице славимого, всем сердцем своим, и всею душею своею, и всею мыслею своею. Чадца моя! Любите и друг друга. Храните иночество честно и воздержанно. Начальствования избегайте; вы видите: много лет не только своим, но и вашим нуждам послужили руки мои, и всем я был послушником, власти же не искал. И ещё молю вас – не скорбите о моей кончине. Смерть – мужу покой. У всякого человека душа в теле как странник пребывает некоторое время, но потом уходит и мертвенное тело вскоре обращается в прах, ибо все мы – гной, и всякий человек – червь. А разумная душа уходит в своё отечество небесное. Любимцы мои, стремитесь туда, где нет смерти, ни мглы, но вечный свет. Там один день лучше тысячи дней земных. Не любите мира и того, что в мире. Ведь знайте, как окаянен сей мир. Как море он неверен, мятежен. Точно пропасти в нём уловки злых духов, как ветрами волнуется губительной ложью, и горек диавольскими наветами, и точно пенится грехами и веяниями злобы свирепствует. Враг только и думает о погружении миролюбцев, всюду простирает свою пагубу, везде плач. Наконец, всему смерть…» Погрести свое тело Преподобный заповедовал в пустыни у церкви Успения Пресвятой Богородицы, где провёл он много времени в уединении и безмолвии.

Причастившись Христовых Таинств и уже изнемогая, преподобный Трифон прослезился. Братия обратилась к Преподобному: «Преподобный отче, ты нам запрещаешь о тебе скорбеть, ибо с радостью идёшь к сладкому своему Иисусу, скажи же нам, отчего ты прослезился?» Ответ Преподобного был пророческим: «Будет на сию обитель тяжкое искушение и многие примут мучения от острия меча; но не ослабевайте, братия, упованием на Бога, не оставит Он жезла грешных на жребии своём, ибо силен и паки обновить свою обитель». После этого Преподобный опустился на рогозину, лицо его просветилось, умирающий как бы улыбнулся и так предал душу свою Господу.

Так 15 (28) декабря 1583 года закончил свой нелёгкий жизненный путь преподобный Трифон, оставаясь в ясном уме и прекрасной памяти. Перед смертью он оставил братии грозное пророчество о грядущей страшной беде, о разорении монастыря, и о том, что многие из них примут «лютую кончину от острия меча». Осиротевшая братия с честью погребла многотрудное тело преподобного Трифона на указанном им месте в пустыни, вблизи церкви Успения Пресвятой Богородицы.

После кончины преподобного Трифона недолгое время ещё процветал монастырь. А затем сбылось пророчество Преподобного о разорении монастыря и мученической гибели его братии. Это важнейший момент в истории Печенгской обители и всего края. Ведь именно на крови мучеников за веру Христову всегда стояла и стоять будет Церковь Православная. Кровь «116-ти» святых мучеников, убитых за веру, – залог незыблемости православных владений Трифона.

Пророческое предсказание Преподобного в точности исполнилось через семь лет после его кончины. В 1590 году, за неделю перед праздником Рождества Христова, вооружённый отряд финнов (подданных шведского короля) – «немцев каянской стороны» – под предводительством Пеки Везайсена, уроженца местечка Ии в Финляндии, подошёл к монастырской пустыни на реке Манне и сжёг храм Успения Пресвятой Богородицы, где под спудом почивали мощи преподобного Трифона. При храме находились иеромонах Иона, который после кончины преподобного Трифона в течение семи лет ежедневно совершал Божественную литургию, поминая своего наставника, и рясофорный монах Герман, пономарь и причетник храма. Замучив их, финны направились к самому монастырю. По преданию, в течение целой недели они не смели приступить к обители, так как им казалось, что на монастырской ограде находится много вооружённых воинов.

Уже в сам праздник Рождества Христова разбойники ворвались в монастырь и со зверской жестокостью начали умерщвлять иноков и послушников, находившихся в Свято-Троицком храме. Одних рассекали пополам, другим отрубали руки и ноги. Игумена Гурия и других священноиноков мучили особо: кололи оружием, жгли на огне, пытаясь добиться сведений о нахождении братства монастыря. Христовы страдальцы посреди тяжких мук ничего не отвечали мучителям и только взирали на небо. Разъяренные финны изрубили и их на куски.

Ограбивши всё, что могли, разбойники предали огню храм вместе с телами мучеников и все здания обители. Были сожжены все постройки, большая часть имущества, скотный двор, мельница. Сожгли они так же посёлок по названием Викид, где была монастырская гавань и становище лопарей, все карбасы и лодки, а оставшиеся суда изрубили на части. Находившиеся в поселке лопари были убиты вместе с женщинами и детьми, всего 37 человек.

Таким образом, от монастыря не осталось ни одного строения, кроме бани, находившейся невдалеке, да двух землянок на островах, находившихся на реке Печенге, куда финны не смогли проникнуть.

Лопарское предание дополняет картину кровавой драмы, разыгравшейся в Печенгском монастыре более четырех веков назад. Согласно этому преданию, сохранившемуся в народной памяти веками, иноверцев к монастырю привёл свой доморощенный Иуда. Это был кочевой лопарь, владелец оленьего стада, звали его Иван и окрестил его сам преподобный Трифон. Только крестился Иван из жадности, ожидая даров от Бога. Но, не получив их, он питал большую злобу и на Преподобного, и на Самого Бога, продолжая жить как язычник. И Бог отступился от него. В этом году его оленям приходилось плохо, стужа сковала снег, олени каждый день погибали от бескормицы, и стадо таяло на глазах. Вконец обозлился лопарь Иван. Поэтому он сам предложил довести до Печенгского монастыря разбойный отряд, который проходил теми местами. Разбойники обрадовались, так как дороги к монастырю не знали, и дали предателю 20 серебряных шведских монет, пообещав дать ещё 30 монет, когда прибудут в монастырь. За два часа до нападения на монастырь, после праздничной Божественной литургии в день Рождества Христова, в трапезной за столами находилось 51 человек братии и 65 человек послушников, трудников и паломников. Но прежде чем благословить трапезу, настоятель Гурий, по обычаю, взял святую книгу и только что раскрыл, чтобы прочесть поучение там, где у него была закладка, как побледнел, зашатался и упал на пол. Братия подумала, что он ослаб от воздержания; один подбежал поднять настоятеля и хотел читать вместо него, как закричал, закрыв лицо от страха. Все поднялись и увидели с ужасом, что там, где лежала закладка настоятеля, кровавыми буквами появилось поминание по вновь преставившимся убиенным и следовал список их имен, начиная с имени настоятеля. Поднялись плач и смятение, но настоятель твёрдо приказал идти всем в церковь и там вместе с братией пал пред иконами. В это время разбойники напали на монастырь и стали ломиться в двери священного храма. Среди иноков и трудников было немало молодых и сильных, которые, увидев через окна, что нападавших было не более 50 человек, стали просить отца настоятеля благословить их защищать обитель, так как у них были топоры и ломы. Но настоятель сказал: «Нет, это воля Божия, о ней перед кончиной, не упоминая часа, предсказал преподобный Трифон, а потому нельзя ей противиться и необходимо беспрекословно приготовиться принять венец мученический». Услыхав эти слова, братия смирилась и смолкла. С горячей молитвой пали иноки ниц пред алтарём. В это время ворвались разбойники, но ни один из монахов не пошевелился, не ответил на вопрос о монастырских деньгах и рухляди. Разбойники озверели и все, кто был в храме, приняли мученическую смерть, не поднимая головы и с молитвою на устах. Перебив всех, разбойники стали грабить монастырь. Всё, что представляло для них какую-нибудь ценность, они забирали с собой, остальное безжалостно сжигали. Между тем пожар охватил всю обитель, и разбойники, боясь сгореть, взобрались на соседнюю скалу и начали делить награбленное. При этом лопарю Ивану достался потир – Чаша, из которой причащают верующих Телом и Кровью Христовой, которую он, трясясь от жадности, спрятал за пазуху. Вдруг в воздухе над пылающим монастырём показались три белоснежных лебедя. Разбойники стали спрашивать друг друга в смятении: «Откуда эти лебеди? Теперь зима, а их зимой здесь никогда не бывало». А лебеди поднимались над горевшим монастырём всё выше и выше и вдруг разлились в небе в золотой круг, загоревшийся ярче пожара. Затем из пламени стали вылетать одна за другой ещё птицы, белые как снег, ростом с чайку, только красивее и белее, подниматься вверх и сливаться с золотым кругом, который разгорался и расширялся так, что стало глазам больно. Всего вылетело 116 лебедей. «Видно большой грех сделали мы, пролив праведную кровь» – вскричал главарь разбойников, и все, вместе с проводником, в смятении бросились к оленьим упряжкам. Долго неслись они в великом страхе, оставляя Печенгскую землю. Впереди разбойников мчался Иуда-Иван. Уже на Паз-реке подошёл он к прогалине, изнывая от жажды и желая напиться, вытащил из-за пазухи серебряную Чашу, зачерпнул ею воды и жадно преподнес к губам. Но вода оказалась тёплою и красною, попробовал – кровь… С ужасом бросил Иван Чашу в воду, а она не тонет, стала на воде и сияет, как огненная, а внутри её кровь горит как рубин. Волосы поднялись у Христопродавца, глаза полезли на лоб; хочет перекреститься – рука не двигается, висит как плеть. Но вот поднялся водяной столб и осторожно понёс Чашу к небу. Как солнце горела в воздухе Святая Чаша, кругом сделалось светло, как в летний день. Сам Господь протянул десницу и принял Чашу на Своё святое лоно. Тогда опять всё померкло, и сразу наступила тёмная ночь. С рёвом обрушился вниз поднявшийся на небо водяной столб, охватил полумёртвого Ивана, завертев и втянув в подземную пучину… А разбойники заблудились и погибли от голода: только некоторые из них спаслись, чтобы быть несчастными вестниками вопиющего беззакония.

В декабре 1589 года при нападении отряда шведских финнов абсолютное большинство братии явили истинное, идущее даже до смерти послушание своему игумену, запретившему устраивать побоище в церкви. В результате, стоя на коленях, все они приняли страшную смерть и наследовали райские обители.


Огромный монастырь-крепость XVI века был полностью уничтожен, все было сожжено дотла вместе с монахами-мучениками. Немногие уцелевшие насельники перебрались в Кольский острог, где продолжилась история монастыря до упразднения его в середине XVIII века.

Осенью 2003 года, благословением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, «братия Печенгского монастыря, убиенная вместе с игуменом Гурием», была прославлена в лике преподобномучеников.

Нижний монастырь на месте древнего (XVI в.) Свято-Троицкого монастыря. В центре - часовня Рождества Христова, (построена к 300-летию разорения монастыря над могилой погибших в 1589/90 монахов). Впоследствии к ней было пристроено здание церкви, и часовня стала ее алтарной частью. Слева - гостиница (построена в 1891–1894 гг.). Музей Сёр-Варангер

; 2) община монахов (монахинь) какой-либо монашеской обители.

Как община, монастырь имеет свое внутреннее устройство. К основным должностным лицам монастыря относят , казначея, духовника, благочинного, ризничего, эконома. Должностными лицами монастыря также являются регент, экклесиарх (старший пономарь), свечник, лавочник, пономарь, звонарь, письмоводитель, библиотекарь, рухлядный, просфорник, трапезник., гостиник, больничный.

Следуя 43 правилу VI Вселенского Собора никакой прежний моральный образ жизни не препятствует христианину оставить мир и вступить в монашество ради исправления и души. Поступивший в монастырь становится новоначальным и проходит испытание. Если после испытания он оказывается достойным, то постригается в монашеский чин. Высший чин монашеской жизни – великая .

Монастыри подразделяются на мужские и женские. Особо крупные монастыри принято называть лаврами. Первые монастыри появились в IV в. в Египте и в Палестине. Киево-Печерский монастырь – первый монастырь на Руси (XI в).

Из Устава Свято-Троицкого Тюменского мужского монастыря :
«Православный монастырь – это христианская община, строго живущая по заповедям Божиим, ищущая духовного совершенства в делах христианской жизни.

Основой монашеского духа служат слова Самого Господа : «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое, и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мной» () положенные в основу обета нестяжания.

Дающий обет послушания и отречения от своей воли и от своего мудрования должен основывать оный на слове Господнем: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (). Дающий обет целомудрия должен внимать слову Христову: «Кто может вместить, да вместит» () и слову Апостольскому: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу» (I Kop. 7, 32).

К верному и неослабному исполнению сих обетов должно побуждать себя словом Христовым: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (). О благотворности послушания, о потребности духовного руководства, об опасном поползновении жить по своей воле должно вразумлять себя словом премудрого Соломона: «При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует» ().

Житие монашеское должно быть благоустроено на незыблемом основании Слова Божия, при пособии наставлений и примеров Святых Отец. Святой в одной из своих бесед дает обстоятельную характеристику монашеского жития: «Монаху, – говорит он, – должно, прежде всего, стяжать жизнь нестяжательную, телесное уединение, благоприличную наружность, иметь голос умеренный и слово скромное, пищу и питие не причиняющие мятежа, есть в безмолвии; перед старшими молчать, мудрых слушать, к равным иметь любовь, низшим подавать исполненный любви совет; удаляться людей негодных, плотских и суетных, больше думать, а меньше говорить, не быть дерзким в словах, не допускать излишеств в разговоре, избегать смеха, украшаться стыдливостью, взор потуплять долу, а душу возносить горе, на прекословие не отвечать прекословием, быть благопокорным; трудиться своими руками, всегда помнить о смерти, с надеждой радоваться, скорби терпеть, непрестанно молиться, за все благодарить, перед всеми быть смиренным, ненавидеть высокомерие; быть трезвенным и охранять сердце от лукавых помыслов…, заботиться о страждущих, плакать с ними…, вразумлять бесчинных, утешать малодушных, служить недужным…, заботиться… о братолюбии».

Монах более полно и совершенно должен стремиться в своей жизни воплотить одну из главнейших Христовых – заповедь о : «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим; …и возлюби ближнего твоего, как самого себя» (). Любовь к Богу инок творит чрез непрестанные молитвы, беседуя с Ним, исповедуя Ему свои немощи, грехи и прославляя Его благость и милосердие во всем. Любовь к ближним монах совершает в терпении их недостатков, в постоянной молитве о них, в различной помощи и милости к ним.

Истинные работники Божии, кои в чести хранят имя Божие, носят Его в сердце своем, как величайшую святыню, ею питаются, ею наслаждаются и в этом Имени имеют себе залог будущего блаженства. На имени Иисуса Христа содержится все: и вера наша Православная, и все церковное Богослужение, всякий чин, его обряд и порядок и все молитвенное последование, – и всякий христианин, моляся, обязан всенепременно возносить свою молитву к Единому Сыну Божию, иже Един есть Ходатай пред Богом за человеки (), и только к Нему и через Него бывает действенна наша молитва. Он Сам заповедал, говоря: «еже аще чесо просите от Отца во Имя Мое – Аз сотворю» ().

Господь Иисус Христос содержит и всю вселенную, и всю тварь видимую и невидимую, и всякое дыхание, а в особенности обвеселяет тех, кои носят сие наидражайшее Имя внутри сердца своего. Если бы мы отдалили от себя имя Иисус Христа, то исчезло бы все: и вера Православная, и , и Богослужение, все Таинства и обряды, все духовное служение и самое Евангелие. Так нужно разуметь и о человеке: если не живет в нем Иисус Христос Своею силою, то там нет ничего духовнаго, – тут движется жизнь только душевно-телесная, по стихиям века сего, потому что корень и беспредельная полнота духовной жизни есть Иисус Христос, Которого и нужно возлюбить более, чем свою душу, и всеми силами, во всю жизнь стараться о том, чтобы и имя Его вседражайшее водрузить в свое сердце и так, чтобы оно было там коренным, действующим началом и занимало господственное положение, чтобы по слову апостола, «не мы жили, а жил в нас Христос» (). От преискреннаго соединения сердца с Господом, когда Господь Иисус Христос творит в нас обитель Свою, ощутительно и действенно вселяется в сердце, и слышится Его Божественное присутствие ясно и осязательно, что называется, по словам Святых Отцов, живое Богообщение. И тогда Христос Бог, будучи Искупитель и Спаситель наш, нисходит в человека Своими Божественными силами, иже к животу и благочестию () и как бы творит в нём для Себя постоянную обитель (), так что человек становится храмом Духа Божия (), церковью Бога Жива (). Един есть Дух с Господом (). Бог Любы есть. Пребывая в Любве в Боге пребывает, и Бог в нем пребывает (); и еже живет – Богови живет (

Муромский Спасо-Преображенский монастырь («Спасский что на Бору») — мужской монастырь, расположенный в городе Муроме, на левом берегу реки Оки. Древнейшая иноческая обитель на Руси была основана князем Глебом (первый русский святой, сын Крестителя Руси великого Киевского князя Владимира). Получив в удел город Муром, святой князь основал княжеский двор выше по Оке, на крутом, поросшем лесами берегу. Здесь он построил храм во имя Всемилостивого Спаса, а затем и монашескую обитель.

Монастырь упоминается летописными источниками раньше всех других монастырей на территории России и фигурирует в «Повести временных лет» под 1096 годом в связи с гибелью под стенами Мурома князя Изяслава Владимировича.

В стенах монастыря пребывали многие святые: святитель Василий, епископ Рязанский и Муромский, святые благоверные князья Петр и Феврония, Муромские чудотворцы, преп. Серафим Саровский посещал своего сотаинника святого старца Спасской обители Антония Грошовника.

Одна страница истории монастыря связана с царем Иваном Грозным. В 1552 году Грозный пошел на Казань. Один из путей его рати лежал через Муром. В Муроме царь устроил смотр своему войску: с высокого левого берега он наблюдал, как ратники переправляются на правый берег Оки. Там Иван Грозный дал обет: если возьмет Казань — поставит в Муроме каменный храм. И сдержал слово. По его указу в 1555 году в городе был воздвигнут Спасский собор монастыря. В новый храм государь даровал церковную утварь, облачения, иконы и книги. Во второй половине XVII века в монастыре был построен второй каменный теплый Покровский храм.

Не лучшим образом сказался на жизни монастыря период правления Екатерины Великой — она издала Указ, по которому монастыри лишались собственности и земельных наделов. Но Спасо-Преображенский выстоял. В 1878 году со Святой горы Афон настоятелем архимандритом Антонием в монастырь была привезена икона Божией Матери «Скоропослушница». С тех пор она стала главной Святыней обители.

После революции 1917 года поводом к закрытию Спасо-Преображенского монастыря стало обвинение его настоятеля епископа Муромского Митрофана (Загорского) в соучастии в восстании, произошедшем в Муроме 8—9 июля 1918 года. С января 1929 года Спасский монастырь заняли военные и частично отделение НКВД, в это же время началось уничтожение монастырского некрополя, а доступ на его территорию гражданских лиц был прекращен.

Весной 1995 года воинская часть № 22165 покинула помещения Спасского монастыря. Наместником возрождающейся обители был назначен иеромонах Кирилл (Епифанов), которого встретила в древнем монастыре полная разруха. В 2000—2009 годах монастырь был капитально реставрирован при поддержке Счетной палаты Российской Федерации.