Изучаем русский язык с нуля. Как улучшить грамматику по русскому языку

"На дощатой брусчатой террасе небезызвестная веснушчатая Агриппина Саввична потчевала коллежского асессора Аполлона Ипполитовича винегретом, моллюсками и другими яствами". Этот заковыристый диктант писали, доказывая свою грамотность, еще наши бабушки. Как правило, с первого раза обойтись без ошибок мало кому удавалось. Зато экзаменуемые на всю жизнь запоминали правописание тех слов, с которыми не справились. Сегодня детям нужно сначала перевести отрывок с русского классического на русский современный. Потому что, уверяют преподаватели-филологи, словарный запас нынешних детей и подростков стремительно сокращается.

Недавно в одной из московских школ одиннадцатиклассники, записывая под диктовку отрывок, дружно вместо "Грибоедов боролся с мракобесами" написали "с рокобесами". Ибо "рок" и "бесы" — это еще как-то понятно, а о "мракобесах" никто не слышал. Как и о "молотьбе" или, скажем, о "брошюре".

Так что если хотите вырастить грамотного ребенка, первым делом проинспектируйте домашние книжные полки: ведь, кроме орфографического словаря под ред. В. В. Лопатина, на них хорошо бы поселить, как минимум, еще и толковый словарь, и орфоэпический. И, конечно, научить ребенка ими пользоваться.

Но вернемся к незабвенной веснушчатой Агриппине: оказывается, актуальность текста сохраняется и по сей день. Ведь практически каждое слово в этом диктанте — на какое-то определенное правило.

Судите сами:

  • "брусчатая" — суффикс -чат- (суффикса -щат- не существует);
  • "небезызвестная" — пишется слитно, потому что можно заменить синонимом "известная". А после русских приставок на согласные вместо и пишется именно ы;
  • "потчевал" — если в 1-м лице глагол заканчивается на -ую (потчую), то выбираем суффикс -ева-.

Ну, а уж правописание таких имен и отчеств, как Агриппина Саввична и Аполлон Ипполитович, надо твердо знать, потому что сегодня старинные имена в большой моде. Так что лет через 20 эти знания могут пригодиться, когда придется письменно обращаться к партнерам, коллегам, и тем более к начальству.

Где грамотные?

"Недавно к нам на практику пришла студентка 5-го курса филфака одного известного и уважаемого вуза. Ее конспект к первому уроку начинался так: „Здраствуйте дети“ — без в и запятой!" — с негодованием рассказывает директор московской школы.

И негодование это готовы разделить многие. Ведь говорить о том, что всеобщая грамотность падает, уже даже как-то банально. Почему все это происходит и что с этим делать?

Причины безграмотности:

  1. Первая, которую всегда называют учителя, психологи и социологи, — отсутствие привычки к чтению. Причем не читают не только дети и подростки, а все вообще. Или читают, но не то: в "литературной макулатуре" не только образцов грамотной речи не найдешь, — там и с корректурой дела обстоят из рук вон плохо.
  2. Свою лепту вносит и интернет-общение: принятые там сокращения, сленг, небрежное обращение с орфографией невольно переносятся и в нормальную письменную речь.
  3. Приходится констатировать ухудшение подготовки в школах и вузах.
  4. Многое зависит от того, что родители не там ищут проблему. Ребенок получает двойки по русскому, а его ругают за лень. Не может связать двух слов, а его всеми силами запихивают в сильный класс с усложненной программой: мол, пусть лучше там будет отстающим, чем в обычном — середнячком. И в итоге запускают возможные логопедические проблемы, которые имеют свойство проявляться в том числе и как безграмотность.

Причина — заболевание

Итак, в погоне за грамотностью первым делом необходимо показать будущего школьника логопеду. Причем чем раньше — тем лучше.

"Уже к четырем годам, — утверждает логопед Ольга Ковалевская, — можно определить, входит ли ребенок в группу риска. И это именно тот возраст, когда лечение окажется максимально эффективным".

Что должно насторожить родителей и стать поводом сходить к специалисту:

  • ребенок не все звуки выговаривает четко, заменяет одни на другие (р — л, с — ш);
  • не различает на слух речевые звуки (звонкие — глухие, твердые — мягкие, свистящие — шипящие);
  • пропускает слоги в словах: например, вместо "ве-ло-си-пед" произносит "ве-ло-пед";
  • у малыша недостаточно развита мелкая моторика (не может завязать шнурки, застегнуть пуговицы и т. д.);
  • недостаточно сформированы зрительно-пространственные представления (не может скопировать изображение, путает право — лево, верх — низ и т. д.).

Нарушения чтения и письма проявляются уже к середине 1-го класса. Например, ученик, страдающий дислексией, во время чтения вслух переставляет или пропускает буквы, а иногда и слоги.

Миф о врожденной грамотности

Бывает, что подобрать проверочное слово не получается из-за скудного словарного запаса. Но с этой проблемой логопед уже не поможет — если дети мало читают, откуда взяться богатой лексике?

Уважение к книге прививается уже лет с 3-х. И начинается с того, насколько часто ребенок видит с книгой маму и папу. И насколько часто и много они читают ему.

"Иногда я слышу, как человек хвастается: „Правил никогда не учил, а пишу без ошибок! У меня — врожденная грамотность!“ — рассказывает психолог Андрей Соколов. — Отсюда можно сделать вывод, что существует и врожденная безграмотность. А значит, учись — не учись, результат один? Боюсь расстроить тех, кто в это верит, но умение писать без ошибок — все-таки свойство приобретенное. Просто приобретено оно теми, у кого это получается вроде бы автоматически, в раннем возрасте".

Что же необходимо, чтобы так называемая "врожденная грамотность" появилась?

Во-первых, нужно обладать отличной зрительной памятью.

А как развить зрительную память? Способов немало. Назовем самые среди них распространенные:

  1. работа с картинками "Найди 10 отличий";
  2. игра в "Что пропало?": разложите на столе 7-10 предметов, и когда ребенок скажет, что запомнил их все, попросите его отвернуться и уберите что-нибудь или переставьте. Задача — определить, что изменилось;
  3. одно из самых эффективных упражнений: показать ребенку лист бумаги, на котором изображены простые фигурки или узоры, и попросить попытаться нарисовать их по памяти.

Учимся

Предположим лучший вариант развития событий: у вашего ребенка нет никаких логопедических проблем, а в семье — культ чтения. Все это не означает, что чадо станет грамотным само собой. Процесс необходимо контролировать и направлять.

До школы

  1. При чтении вслух четко проговаривайте все слова.
  2. Разговаривайте с ребенком больше. Каждый раз, когда читаете сказки, ведите беседу: кто главный герой, где живет, что делает... И следите, чтобы ребенок отвечал не односложно, а предложения строил логически.

Начальная школа

  1. В 1-м классе смотрим, в каких словах ребенок ошибается, и всегда делаем работу над ошибками.
  2. Ставим задачи: найти в тексте, например, имена собственные (в том числе клички животных, названия городов). Спрашиваем: "А как бы ты их написал?"
  3. Во 2-3-м классе все то же, но просим найти еще и, например, все прилагательные. Или все слова с безударной гласной и т. п.
  4. Для закрепления пройденного полезно так называемое "письмо с дырками". То есть слова, в которых ударные гласные и гласные, в которых ребенок уверен, пусть он пишет, а те, в которых сомневается, пропускает. Чтобы потом подумать, подобрать проверочные однокоренные слова. Например, мол...ко. Проверочное слово "молочный". Это отличный прием для выработки самоконтроля.
  5. Когда устраиваете домашние диктанты, сначала обязательно прочитайте текст вслух и попросите ребенка закрыть глаза и, слушая, представить то, о чем говорится в тексте. И только потом начинать писать.

Средняя школа

  1. Величайшая ошибка родителей часто болеющих детей (а сегодня таких — большинство) — забывать о том, что домашнее задание — это лишь треть от того, что ученики проходят в классе. То есть просто выполнить все, что задали на дом, совершенно недостаточно: надо выполнить и все упражнения, которые есть в учебнике по пропущенной теме.

И вообще, золотое правило отличника: лучше всех экзамены сдает не самый способный, а самый усердный. То есть тот, кто не ленится выполнять всю рутину ежедневных заданий. Тогда правила правописания будут соблюдаться автоматически. Тем более что действительно сложных среди них не так много. И если они не даются, надо обратиться за помощью к учителю.

  1. Как и в начальной школе, работа над ошибками остается важнейшим оружием в борьбе с безграмотностью. Она должна быть неизбежно и обязательно! У хорошего учителя все ученики заводят специальную тетрадочку, куда выписывают слова, в которых сделали ошибки. Потом из этих слов составляются диктанты: вполне достаточно писать их 2 раза в неделю по 5 минут.

Запоминалки

Ребенок с неприятным упорством забывает правила и лепит ошибку на ошибке? Не сорваться и не отругать его при этом очень сложно. Но сдерживаться придется: все равно от крика пользы не будет, а нетерпимость в этом вопросе — плохой помощник. Поверьте, чем веселее борьба, тем легче выиграть.

Русский язык ведь очень логичный. Возьмем для примера все ту же Агриппину Саввичну: что у нее на носу — веснуски или веснушки? И сразу понятно, почему пишется "веснушчатая". Опытный педагог знает: если дети посмеются над ошибкой, на будущее наверняка запомнят правильное правописание слова.

А как запомнить все глухие согласные? Попробуйте вызубрить с — т — п — к — х — ч — ш — щ — ц — ф. Трудновато, да? Внимание — включаем фантазию, и вот уже: "Степка, хочешь щец? — Фи!" Тут они все, и запомнить несложно.

А, например, словосочетание "Зося ждет" включает в себя все согласные, после которых следует ставить суффикс -чик-.

Не уверены, как пишутся слова "мужчин" и "женщин"? Включите домостроевскую логику: "мужу — чин, жене — щи". Точно не ошибетесь! Обычно дети от таких педагогических хитростей приходят в восторг.

Вы учите русский уже не первый месяц, но все еще не можете сказать ни слова, а о просмотре фильмов и речи не может идти? Наверное, вы просто неправильно учите русский язык.

Давайте поговорим о простых, но эффективных правилах, которые помогут вам заговорить на русском языке буквально через несколько уроков!

Правило 1 . Учите русский язык с помощью метода погружения. Слушайте радио, смотрите фильмы, ищите видеоуроки на русском языке. Язык-посредник мешает вам сконцентрироваться на изучаемом языке, соответственно, замедляет процесс освоения русского. Если вы хотите говорить на русском или понимать этот язык, коммуникативная методика даст вам гораздо больше любого пособия по грамматике.

Правило 2 . Старайтесь заучивать фразы, а не отдельные слова. Вместе с фразой вы учите и грамматику. Как использовать то или иное слово в этом контексте и в этой ситуации, как строить предложения, как задавать вопросы – все это приходит не с зубрежкой правил, а с запоминанием самых используемых в русском языке фраз.

Правило 3 . Тот аспект языка, на который вы больше всего обращаете внимания при обучении, будет развит у вас лучше всего. Например, если вы только выполняете грамматические задания, склоняете слова, спрягаете глаголы, вы будете мастером в этом деле. Но вы никогда не заговорите, если не будете пробовать говорить. Хотите смотреть русские фильмы? Смотрите фильмы! Хотите разговаривать с русскими свободно? Пытайтесь разговаривать, найдите учителя или собеседника и тренируйтесь, и вы заговорите! Нельзя заиграть на музыкальном инструменте, если вы только смотрите, как другие играют. Необходима практика!

Правило 4 . Уделяйте урокам русского языка хотя бы по десять минут, но каждый день. Если вы будете слышать русскую речь и пытаться говорить, результаты не заставят себя ждать. Повторяйте пройденный материал, пытайтесь говорить с русскими. Регулярность очень важна в процессе освоения языка.

Правило 5 . Найдите себе мотивацию. Если вы не знаете, зачем вам русский язык, вы очень скоро бросите свои уроки. Читать Достоевского в оригинале? Отличный повод выучить русский! Объехать всю Россию в одиночку? Прекрасно, нужно знать хотя бы базовые фразы, чтобы выжить. Смотреть российские комедийные передачи и понимать менталитет русских? Чудесная мотивация. А может быть, вы хотите найти свою любовь в России? Или покорить русскоговорящих дальних родственников своей семьи? Ищите свою личную мотивацию, и вы не откажетесь от изучения русского языка!

Слушайте, говорите, читайте и пополняйте нашу большую русскоговорящую семью!

Транскрипт

1 ИЗУЧАЕМ РУССКИЙ ЯЗЫК С НУЛЯ

2 a) Урок b) c) Урок Да, это окно. Да, это книга. Да, он [Андрей] дома. Да, она [газета] здесь. Да, она [Анна] студентка. Нет, это не море. Это озеро.

3 Нет, это не вода. Это сок. Нет, это не Андрей. Это Михаил. Нет, она [Анна] не там. Она здесь. Нет, он [Иван] не студент. Он профессор. Нет, я не журналист. Я студент. Урок Это Никита? Да, это Никита./ Нет, это не Никита. дома. здесь. Это Лиза? Да, это Лиза./ Нет, зто не Лиза. Антон дома? Да, Антон дома./ Нет, Антон не Газета там? Да, газета там./ Нет, газета не там. Почта здесь? Да, почта здесь./ Нет, почта не Кто это? Это Антон. Кто это? Это папа и мама. Кто это? Это Нина Михайловна. Что это? Это словарь. Где сестра? Она дома. Где брат? Он там.

4 ) Это Андрей? Да это Андрей. Он студент? Нет, он не студент. Он учитель.) Кто это? Это Наташа. Кто она? Она студентка. Она японка? Да, она японка. Урок 4 7. Вот он. Вот она. Вот он. Вот он. Вот она. Вот он. Вот они. Вот они. студенты школы окна музеи тёти площади

5 моря собаки слова квартиры Это мой учебник. / Это мои учебники. Это твоя тётя. / Это твои тёти. Это наша книга. / Это наши книги. Это ваше место. / Это ваши места. Это её письмо. / Это её письма. Это их комната. / Это их комнаты. 4 Чья это собака? Это наша собака. Чей это стул? Это их стул. Чьи это родители? Это его родители. Чьё это место? Это ваше место. Чьи это часы? Это мои часы. 5 Где моя тетрадь? Вот она. Чьё это пальто? Это её пальто. Это ваша школа? Да, это наша школа. Это твои книги? Нет, это не мои, а ваши. Это наш учитель. / Это наша учительница. Эта книга моя. Это пальто твоё. Урок 5

6 Этот словарь наш. Эти журналы ваши. Этот преподаватель ваш. Это новый студент. Это интересная книга. Это молодая студентка. Это красивое море. Это старые фотографии. Какая это тетрадь? Это синяя тетрадь. Какое это озеро? Это красивое озеро. Какие это учевники? Это новые учевники. Какой это учитель? Это молодой учитель. Какие это платья? Это летние платья. 4 Что вы делаете сегодня? Мы читаем новый журнал. Что ты читаешь? Я читаю письмо. Что делает Нина? Она читает интересный роман. Что делают Анна и Иван? Они работают. Вы не знаете, где здесь почта? 5 Анна читает журнал, а Никита слушает радио. Они спрашивают а мы отвечаем. Урок 6

7 Это большое здание. Где большая собака? Сегодня плохая погода. Это русские книги. Это хорошее место. Мы изучаем русский язык. 7. Он читает хороший рассказ. Ирина русская. Ты говоришь по-русский? Да, я хорошо говорю по-русский. Как вы говорите по-английски? Мы говорим по-английски плоха. Анна хорошо говорит по-японски? Да, она очень хорошо говорит по-японски. Они говорят по-русски очень быстро? Папа и мама смотрят телевизор. Что ты делаешь сейчас? Сейчас я смотрю фильм. 7. Что вы смотрите? Мы смотрим новый японский фильм. Павел смотрит футбол? Да, он смотрит футбол. 4 Это кино очень интересное.

8 Какое это здание? Это большое и новое здание. Какой красивый парк! Мы говорим и читаем по-русски. Мой отец много курит. Студенты изучают новые слова. Урок 7 Ваш брат работает на почте. Мы пьём чай в комнате. Лампа стоит на столе. Его сестра работает в школе. Летом они отдыхают на Кавказе. 7. Моя семья живёт на севере. Где вы живёте? Ты живёшь в городе? Папа и мама живут в Москве. Мы живём на Урале. Что ты пьёшь кофе или чай? Я пью чай. Каждый день они пьют молоко. Что вы пишете? Я пишу письмо. Он хорошо знал японский язык. Что вы делали? Я гулял на улице. Студенты изучали русский язык? Ты слушал радио? Да, я слушал радио. Вы работали в библиотеке? Мы строили новое здание.

9 7. Кто смотрел фильм? Студенты смотрели фильм. Ирина жила в Санкт-Петербурге. 9. Где была книга? Она была там. 0. Саша и Таня были в библиотеке? Нет, они не были в библиотеке а были в музее. 4 На столе лежал[стоял/был] цветок. Где был твой словарь? В столе. Вчера очень хорошая погода, но я был дома. Вы были в Москве? Урок 8 Комната Виктора. Машина брата. Журналы преподавателя. Письмо Марины. Учебник подруги. У нас есть лекция. У тебя есть билет? У них есть ученик математики? У него есть хороший голос. У вас в городе есть метро? Нет, у неё нет брата./ Нет, у неё не было брата. Нет, у него нет машины./ Нет, у него не было

10 машины. Нет, у него нет словаря. /Нет, у него не было словаря. Нет, у неё нет урока. /Нет, у неё не было урока. Нет, у него нет дочки./ Нет, у него не было дочки. 4 Нет, её нет в библиотеке. Нет, их нет в музее. Нет, меня не было на работе. Нет, их не было на уроке. Нет, их не было в школе. 5 Вчера Ивана не было дома. Раньше у вас была собака? У девочки очень красивые глаза. Я хочу смотреть фильм, но сестра и брат хотят читать в парке. 7. Урок 9 Мы изучаем литературу. Что покупает Елена, ручку или карандаш? Он читает письмо. Вы знаете его брата? Сегодня ты встречал Бориса? Что изучает ваш студент? Кого вы встречаете в университете? Я жду студентку Марию.

11 Где вы были? Мы долго ждали вас. У нас новая студентка. Преподаватель уже хорошо знает её. Вы знаете это слово? Да, я знаю его. Кто эти студенты? Ты знаешь их? Куда ты сейчас идёшь? Я иду в библиотеку. Куда студенты идут? Они идут на урок. Куда едет врач? Он едет на почту. Куда идёт этот автобус? Этот автобус идёт в центр. Куда вы едете? Мы едем в Петербург. 4 Где вы были вчера? Вчера мы были в театре. Где был Олег? Он был на юге. Где ты была утром? Утром я была в парке. Где они были? Они были на выставке. Где был инженер? Он был на заводе. 5 Он едет на почту на автобусе. Я иду в парк смотреть футбол. Урок 0 Мы будем в библиотеке сегодня вечером. Завтра будет плохая погода. Где вы будете в понедельник? Я буду на работе.

12 Завтра у вас будет математика? Нет, завтра у нас будет история. Ты будешь дома в субботу? Алексей будет дома, а Никита будет в школе. Летом Анна и её семья будут на Кавказе. Они будут смотреть телевизор вечером. Что ты будешь делать сегодня? Я буду делать домашнее задание. В воскресенье мы будем гулять в парке. Виктор пишет письмо другу. Мама рассказывает сыну сказку. Преподаватель помогал студентке. Осенью мой брат едет к тёте в Москву. Кому студенты отвечают на экзамене. Вчера я звонила отцу. 4 5 Скоро он будет здесь. Вам нельзя смотреть телевизор так много.

13 Мы едем к дяде в Москву. 7. Урок Вы пишете карандашом. Они едят ложкой и вилкой. Чем ты пишешь письмо? Мой отец работает инженером. Мой брат будет врачом. Я играю в теннис с сестрой. Кем вы будете? Я буду переводчиком. Школьники занимаются историей. 7. Где ты учишься? Я учусь в университете. Я учусь в Москве. Вечером мой брат занимается в библиотеке. Мне нравятся Москва. В городе строятся большие здания. Я люблю играть на гитаре. Я готовлю уроки с сыном. Как называется эта улица? Да, я говорил с ним. Да, она была в музее с ним. Да, я завтракал с ним. Да, они гуляют в парке с ней. 4 Каждый день студенты готовят уроки. Я был на концерте с ним. /Мы с ним были на

14 концерте. Он хочет учиться в университете в Москве. С кем вы играли в футбол. Урок Это словарь Никиты. Мой родители живут в центре города. На столе есть журнал? Нет, журнала нет. Сергей говорит по телефону с братом? Нет, он говорит по телефону с сестрой Мать любит сына. Я еду в деревню к бабушке. С кем ты работаешь? Я работаю с её братом. Девочке нравятся эти песни. О чём говорят студенты? Алексей читает японский журнал. Его дедушка был известным врачом. Инженеры работают на новом заводе. Наши новые студенты очень любят русскую литературу Они занимаются в большой аудитории. Он пишет письмо старому другу. Вы не знаете нового студента? Вы читали Достоевского и Толстого? Мы часто обедаем в университетской столовой. 0. Скоро летние каникулы. Мы с сестрой едем на Чёрное море. Да, у неё.

15 Да, я знаю их. Да, он помогает ему. Да, она говорила с ней. Да, она думает о ней. Да, им можно отдыхать здесь. Да, Максим едет в город с ним. Ей нравятся эти. Да, вчера она звонила ей. Да, он обедает с ними. Моей бабушке нравилось гулять на берегу моря.[по берегу моря] Каждый ветер я читаю английский журнал моему дедушке. Я часто встречаю сестру друга в парке. Она играет в теннис и гуляет там. Их дядя однажды жил в Москве. Он часто рассказывает им о России. Я люблю чай и я всегда пью чай с другом после обеда. Мне и сестре очень нравятся новые дома в Москве. 7. Завтра у нас не будет свободного времени. Мы будем заниматься в библиотеке университета,[в университетский библиотеке/библиотеке при университете] потому что, послезавтра, у нас будет экзамен. На столе ваза с красным цветком. 9. Дедушка говорит нам о новом американском фильме. 0. Сейчас мы изучаем русский язык и русскую

16 литературу. Завтра мы будем читать новую книгу о Москве с русским студентом


ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ Субтест 1. Лексика. Грамматика Инструкция по выполнению теста Время выполнения субтеста 60 минут. Тест включает 100 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ. ОБЩЕЕ ВЛАДЕНИЕ ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и фамилию

2016 학년도 1 학기노어문법 I 중간고사 출제교수 : 문성원 2016년 4월 21일 3,4 교시 러시아어과학년학번 : 이름 : А. 주어진단어를변화시켜문장을완성하세요. (* 필요한경우전치사를넣으세요.) 1. синяя тетрадь Я купила. В сумке лежит. Я пишу упражнения. 2. один мой хороший друг

Мой любимый друг 1. Вчера я рассказал преподавателю. 2. Это друзья. 3. 18 лет. 4. Я всегда на день рождения дарю книгу. 5. Мы занимаемся в одной группе. 6. Я объяснил, почему я купил этот компьютер. 7.

ТЕСТ 1. «РОДИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ» Вариант 1 1. У меня нет (брат, сестра). 2. В моей комнате нет (телефон, телевизор). 3. Я думаю, завтра не будет (дождь, снег). 4. У него не было (виза). 5. На этой улице нет

: : : ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 --Марина,

(единственное число) Вариант 1 1. Вчера я был в театре (брат). 2. Павел разговаривал по телефону (подруга). 3. Сегодня утром Антон завтракал (отец). 4. Летом Анна отдыхала в деревне (сестра). 5. Мать была

2 семестр 2013-2014: повторение Задание 1: глаголы 1. Иван всегда дома, в кафетерии на работе, а в ресторане Алма на улице Тинсестраат. 2. Наша бабушка прекрасно по-английски и по-французски, потому что

ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЭЛЕМЕНТРНЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. ГРММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 45 минут. Тест включает 100 позиций. При выполнении теста пользоваться

Элементарный уровень ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ Лексико-грамматический тест 1. Вы умеете читать...? А) русский язык Б) по-русски В) русский 2.... ты был? А) откуда Б) куда В) где 3. Я часто смотрю передачи...

Домашнее задание на каникулах (Люк, Лето 2006) Винительный падеж Упражнение 1 страница 144 А 1. Я хорошо знаю его брата и его сестру. 2. Нина купила в магазине пальто и шапку. Её муж купил рубашку, галстук

Тест по русскому языку «Базовый уровень» СУБТЕСТ 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Выберите правильный вариант и отметьте его. 1. Он знает русскую литературу. (А) много (Б) очень (В) хорошо (Г) часто 2. Наташа, я

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Где вы были в выходные дни? Я никуда не ходила. Я читала рассказ. Как назывался этот рассказ? «Что я люблю» куча времени = много времени Я читала книгу. Я читала учебник. Как вы отдыхали в выходные дни?

Тест по русскому языку как иностранному I сертификационный уровень Субтест 1. ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Время выполнения теста 60 минут. При выполнении теста пользоваться словарем нельзя. Напишите Ваше имя и

Урок 13 ПОВТОРИТЕ! 1. Вставьте подходящие по смыслу глаголы НСВ СВ. Объясните правила использования глаголов НСВ СВ. 1) Наташа учится в школе. Каждый день она в школу. 2) Уроки в школе в 8 часов утра.

Перепутать Я перепутал /-а Это новый студент. Расскажите о нём. Его зовут Айсян. Где вы учились раньше? Я раньше учился в Урумчи. Синьцзян Где? В какой провинции? В Синьцзяне. провинция на западе (6)

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2011-2012 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: 2 Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

Они поздно встали? Нет. Мы поздно вышли. выход вход Они идут. Настя заболела. забыть Он пошёл в посольство. идти он шёл она шла они шли он пошёл Он спит. Он проспал. У Веры есть её номер телефона. Какое

Домашнее задание на каникулах (Люк, Лето 2008) Родительный падеж Упражнение 1 страница 278 А.1. У Марии есть сестра? У неё нет сестры. 2. В нашем здании нет лифта. 3. В деревне не было гостиницы. 4. Почему

ΛΑΝΙΤΕΙΟ ΛΥΚΕΙΟ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ 2017-2018 ΓΡΑΠΤΕΣ ΠΡΟΑΓΩΓΙΚΕΣΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΜΑΙΟΥ- ΙΟΥΝΙΟΥ2018 ΜΑΘΗΜΑ: ΡΩΣΙΚΑ ΚΑΤΕΥΘΥΝΣΗΣ ΗΜΕΡΟΜΗΝΙΑ: 05/06/2018 ΤΑΞΗ: Β ΛΥΚΕΙΟΥ ΧΡΟΝΟΣ:2 ώρες και 30 λεπτά. ΟΝΟΜΑΤΕΠΩΝΥΜΟ:...

Н.И. Соболева, И.И. Гадалина, А.С. Иванова, Л.А. Харламова ПРАКТИЧЕСКАЯ ГРАММАТИКА ПРОГРЕСС Элементарный и базовый уровень Учебное пособие Москва Российский университет дружбы народов 2009 ББК 81.2Р-96

科目代码 : 243 科目名称: 俄语 (学硕) 南京航空航天大学 2018 年硕士研究生入学考试初试试题 (A 卷) 满分 : 100 注意: 1 认真阅读答题纸上的注意事项 ;2 所有答案必须写在答题纸上, 写在本试题纸或草稿纸上均无 效 ;3 本试题纸须随答题纸一起装入试题袋中交回! 分 ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ РАБОТЫ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ

Повторите, что я сказала. Я занималась в библиотеке в воскресенье. Почему вы занимались в библиотеке, а не дома? Потому что там много места. (место) в библиотеке на третьем этаже? не в университете, а

1. Слушайте пpедложения. Анна pаботает в этой новой библиотеке. Она живёт в этом кpасивом доме. Володя завтpакает в этом маленьком кафе. Наша семья живёт в этой небольшой кваpтиpе. Николай pаботает в pайонной

УРОК 2 Повторите окончания винительного падежа существительных и прилагательных, а также личных местоимений (учебник «Жили-были. 12 уроков русского языка», стр. 27 28). 1 Раскройте скобки, поставьте слова

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ХАРЬКОВСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА О.Л. ЛУБЯНАЯ, Т.А. ПЛОТНИКОВА, Ю.В. УСОВА СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ (Часть I) (приложение к учебному пособию) «Русский

КЛЮЧИ Урок 1. Задание 7. комната, марка, карта, рыба, стакан, стул, стол, лампа Задание 9. 1) подруга; 2) вода; 3) нога, 4) окно, 5) молоко, 6) масло, 7) собака, 8) дорога Задание 22 Б. Это собака? Да,

الدرس السبعون وعودة الى الوطيفة السابقة والتي كانت بوضع الضمائر في شكلها الصحيح: Книга (моя), словарь (мой), институт (мой), тетрадь (моя), письмо (моё), аудитория (моя), этаж (мой), адрес (мой), семья

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Тихоокеанский государственный университет» Русский язык как иностранный Время

Если ехать на красный, нужно платить штраф. платить Сколько платить? Какой штраф? светофор красный жёлтый зелёный опаздывать Почему вы опаздываете? Я спал Спать утро день вечер ночь утром днём вечером

В следующий понедельник у нас будет большой тест. Какого числа будет тест? Десятого октября. тест: - грамматика - чтение - письмо - аудирование - говорение Кого нет? Лю Цзясиня, Ван Жуйчжэ и Цзэн Цзиня

Где народ????? Куда вы ходили в выходные дни? (= Где вы были в выходные дни?) В пятницу мы ходили на стадион смотреть хоккей. Мы опоздали на стадион, потому что у нас нет / не было машины. Если Чжу говорит,

С т р а н и ц а 1 Дательный падеж имён существительных (единственное и множественное число) в значении адресата. С т р а н и ц а 2 У Валерия есть брат, который живёт в Нью- Йорке. Его зовут Вадим. Скоро

ТЕСТ ВХОДНОГО КОНТРОЛЯ 1. 2. Субтест 1. ГРАММАТИКА. ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ТЕСТА Время выполнения теста - 60 минут. Тест включает 150 позиций. Вы получили тест и матрицу. Напишите ваше имя и фамилию на

A I. Скажите, какой перевод правильный? «Добро пожаловать» это «Happy journey»? 1. Добро пожаловать! 2. Приятного аппетита! 3. Спокойной ночи! 4. Счастливого пути! 5. На старт! Внимание! Марш! 6. С днём

С т р а н и ц а 1 Предложный падеж имён существительных в значении места (единственное число). Урок 20 Русский язык Страница 2 Где мой учебник и моя тетрадка? Твой учебник на столе, а твоя тетрадка в столе.

9 часов 3 минуты 9:03 девять ноль три Как? Так. Я видела вашу фотографию. Я поставила like. Я видела, что вы почти все на facebook. видеть Я тоже хочу спать. У моей невестки был день рождения. Я живу очень

Вы знаете его? Я знаю его. Как его зовут? Я никогда не видела его. Сергей сказал, что в пятницу было только 5 человек на уроке. Это правда? Да. Кто был в пятницу на уроке? Он хочет домой, в Китай. Сколько

ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΜΕΣΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΚΡΑΤΙΚΑ ΙΝΣΤΙΤΟΥΤΑ ΕΠΙΜΟΡΦΩΣΗΣ ΤΕΛΙΚΕΣ ΕΝΙΑΙΕΣ ΓΡΑΠΤΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ ΣΧΟΛΙΚΗ ΧΡΟΝΙΑ: 2008-2009 Μάθημα: Ρωσικά Επίπεδο: Β Διάρκεια: 2 ώρες Ημερομηνία

УСТНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ 22.1 Шура сейчас в школе. Шура сейчас в институте. Шура сейчас в магазине. 2. Шура сейчас в кафе. 3. Шура сейчас детском саду. 4. Шура сейчас в «Детском мире». 5. Шура сейчас в библиотеке.

러시아어문법 I Русская грамматика I (Морфология) 제 8 강 : 여격 (дательный падеж) 여격 (дательный падеж) Кому? Чему? Какому? Какой? Каким? 여격은전치사없이동사의간접보어나무인칭문의의미상의주체, 나이의주체등을나타내며전치사 к, по, благодаря 와결합하여방향,

Как дела? Как ваши соседи-узбеки? (сосед) Вчера мы пили пиво и коньяк. Это опасно. пить Past: он пи-л, она пила, они пили Вчера я говорила по-русски. Как дела? так себе Дождь. Сейчас я весь мокрый. Рубашка

9 Урок Новые слова перемена, -ы ž на перемене сейчас потом химия, -ии ž география, -ии ž физика, -и ž физкультура, -ы ž история, -ии ž биология, -ии ž обществоведение, -ия s рисование, -ия s черчение,

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Мама вчера была в.... А. в музее В. музея

Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации Ивановская государственная текстильная академия Кафедра русского языка как иностранного ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ

С т р а н и ц а 1 Употребление несовершенного и совершенного вида глагола в прошедшем времени. С т р а н и ц а 2 Сабина весь день делала модель. Наконец она сделала её. С т р а н и ц а 3 Антон читал интересную

ЭКЗАМЕН ПО РАЗГОВОРУ I, II I СЕМЕСТР Монологи: 1. О себе 2. Моя семья 3. Моя подруга (мой друг) 4. Мой обычный день и выходные 5. Мои интересы и мое свободное время 6. Моя группа 7. Моя учеба и мои планы

Орос хэлний хичээлийн суурь боловсролын хөтөлбөрийн агуулгыг хамарсан жишиг даалгавар. 12 анги Шалгалтын дэвтэр - 1 / 60 минут / I. Грамматика и лексика. Задание 1. Выберите один правильный грамматический

1 ТЕСТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ КК ИНОСТРННОМУ ЯЗЫКУ ЗОЫЙ УРОЕНЬ Субтест ЛЕКСИК. РММТИК Инструкция к выполнению теста ремя выполнения теста 50 минут. Тест состоит из 4-х частей, включающих 110 заданий. При выполнении

Время выполнения: 80 мин. (Всего 100 баллов) ЧАСТЬ 1. (80 баллов) I. ГРАММАТИКА (38 баллов) Задание. Выберите правильный грамматический вариант. (по 2 балла) 1. Брат вчера был.... А. театру В. театр C.

РУССКИЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПОВСЕДНЕГО ОБЩЕНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ Субтест «ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА» Инструкция по выполнению субтеста Время выполнения субтеста 30 минут. Субтест включает 60 позиций. При

Összeállította: Dr. Oszipova Irina Orosz nyelvi segédlet Szintfelmérő belépő teszt (A1-A2) Kiadvány címe TÁMOP 2.2.1-08/1-2008-0002 A képzés minőségének és tartalmának fejlesztése Készült a Nemzeti Szakképzési

ЭЛЕМЕНТАРНЫЙ УРОВЕНЬ ЛЕКСИКА. ГРАММАТИКА Инструкция к выполнению теста Время выполнения теста - 45 минут. Тест включает 100 позиций. При выполнении теста пользоваться словарём нельзя. Вы получили тест

1 ΥΠΟΥΡΓΕΙΟ ΠΑΙΔΕΙΑΣ ΚΑΙ ΠΟΛΙΤΙΣΜΟΥ ΔΙΕΥΘΥΝΣΗ ΑΝΩΤΕΡΗΣ ΚΑΙ ΑΝΩΤΑΤΗΣ ΕΚΠΑΙΔΕΥΣΗΣ ΥΠΗΡΕΣΙΑ ΕΞΕΤΑΣΕΩΝ ΠΑΓΚΥΠΡΙΕΣ ΕΞΕΤΑΣΕΙΣ 2006 Μάθημα: ΡΩΣΙΚΑ Ημερομηνία και ώρα εξέτασης: Πέμπτη, 25 Μαΐου 2006 11:00 13:00

Урок 4 Повторение грамматики с прошлого урока 1) Дополните: Мы с моей подруг Елен интерес географ и очень люб Герман и Америк. Наш преподаватель математик очень строг. Это не нрав Волод и Павл. Математик

Почему я вас так давно не видела? Я была (где?) Я получала испанскую визу. получать давать Испания испанский испанская (виза) нужен Мне нужна испанская виза. 3 мне Какое сегодня число? Сегодня седьмое

На прошлой неделе оптика Я ходил в оптику. Я не вижу без очков. мне не видно контактные линзы срочно Мне нужно срочно Можно срочно? срочный ремонт срочная химчистка Я скоро поеду в Китай и закажу очки

Ждать Мы ждём Завтра будет двадцать второе сентября, четверг. Послезавтра будет двадцать третье сентября, пятница. сколько? один два три какой? первый второй третий, третье, третья Я ходил в университет

РУССКИЙ ЯЗЫK 1. Красная площадь из красивейших площадей в мире. а) одна б) один в) одно 2. У есть паспорт. а) я б) меня в) мне 3. У Коли нет. а) температура б) температуры в) температуре 4. Сколько исполнилось

РУССКИЙ ЯЗЫK 1. Я люблю пирог с. а) капустой б) капусты в) капуста 2. Мы много писем из России. а) получим б) получаю в) получаем 3. Утром мы хлеб с маслом. а) едим б) едимо в) едем 4. Моё платье твоего.

СОДЕРЖАНИЕ Предисловие...4 Элементарный уровень Часть 1. Как вы знаете слова...7 Часть 2. Как вы знаете грамматику... 11 Часть 3. Как вы умеете читать...52 Часть 4. Как вы умеете слушать...61 Часть 5.

Урок 1 СКЛОНЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ ЗАДАНИЕ 1. а) Напишите вопросы к выделенным словам. Образец: Анна рассказывала об этом старом московском парке. О каком парке рассказывала

ЧАСТЬ 1 ЧТЕНИЕ (30 баллов, 50 минут) Прочитайте следующие микротексты и подчеркните ответ, соответствующий содержанию прочитанного. Микротекст 1 -- Антон, скажите, пожалуйста, все факультеты МГУ находятся

Отлично Что вы делали вчера? Вы читали книгу? (читать) Вы читали книгу или учебник? Учебник. Это было интересно? Нет честный Он говорит правду. Правда Где вы были вчера вечером? интересно скучно Я читал

Месяц назад моя соседка пригласила свою подругу жить в нашей квартире. Вчера её подруга переехала в общежитие. Когда её подруга жила у нас, они никогда не убирали квартиру, было очень грязно. Я тоже не

LCM II Ключи к контрольным работам Контрольная работа V (стр. 90-92) Задание 1. Бутылка, кусок, пачка, бутылка, пакет, батон/буханка Задание 2. 1. Кто каждый месяц платит за квартиру? 2. Что она делает


Около двух лет в Интернете гуляла фотография вопроса из теста по русскому языку для мигрантов, подписанная авторами постов как «Тест. Уровень сложности – Абсолютный ад».

«НЕОБХОДИМО ДОПОЛНИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

________ стоит ларёк с надписью «ШАВЕРМА».

  • (А) В Москве на вокзале
  • (Б) На вокзале в Москве
  • (В) На московском вокзале
  • (Г) На Московском вокзале».

Если следовать логике и выбирать из четырех зол меньшее, то наиболее корректный ответ – (Г), так как «шавермой» шаурму в основном называют в Санкт-Петербурге, и там как раз есть Московский вокзал. Очевидно, что русский язык остается загадкой не только для иностранцев, но и для его же носителей.

Поэтому мы не будем говорить о русском, как об иностранном – вы читаете эту статью на русском языке, а значит, владеете его основами. Материал будет полезен тем, кто еще не обрел чувство грамматики, недоволен своим словарным запасом и паникует перед экзаменом вроде ГИА, ЕГЭ или теста в ВУЗе. Поговорим о том, как быстро выучить правила русского языка, запомнить падежи и написание новых слов. Также приведем 10 советов, которые помогут учиться легко и получать удовольствие от процесса.

5 причин плохого знания русского языка

Еще в начальной школе мы совершаем массу ошибок, которые мешают нам запоминать правила русского языка и чувствовать грамотное написание большинства слов. Знаете, почему вы так часто допускаете по 2-3 ошибки в одном предложении и не замечаете их? Ключевые причины:

  1. Вы мало читаете.
  2. Вы слишком часто общаетесь в социальных сетях.
  3. Вы считаете русский язык сводом навязанных правил.
  4. Вы не любите писать и предпочитаете общаться устно.
  5. Вы не интересуетесь историей.

«Хорошо писать будет не тот, кто пьет много пива, а тот, кто много читает» – эта бородатая шутка достойна стать главным советом по изучению русского языка. Предпочтение стоит отдать классической или современной литературе, без множества жаргонов и заимствований.

Что же касается общения в социальных сетях, то многое зависит от лингвистического качества речи собеседников. В юном, да и во взрослом возрасте большинство наших соперников по «важным переговорам» в комментариях не отличаются высокой грамотностью. Тем не менее, мы вступаем в длительные диалоги, и слова с ошибками в написании отпечатываются в памяти.

Отсутствие интереса к русскому языку и искреннее непонимание того, почему «жи» и «ши» нужно писать именно с буквой «и» – еще одна причина низкой грамотности. Вы должны понимать, что грамматика помогает узнать правду, погружает вас в огромный культурный пласт и открывает массу интересного. Ведь за каждым современным словом стоит тысячелетняя история его образования.

Как быстро выучить правила русского языка

Педагоги считают наиболее эффективным методом «Правило пяти повторений». Его суть заключается в том, чтобы прочитать и осмыслить правило, после чего применить его 5 раз подряд. С помощью данного способа легко запомнить падежи имен существительных. Воспользуйтесь таблицей ниже – прочитайте вопросы и слова из первого столбика, а затем поставьте в нужный падеж предложенные имена существительные, каждый раз повторяя вопросы:

Падеж

Яблоко

Девочка

Собака

Солнце

Пирог

Именительный

(Кто? Что?)

Яблоко Девочка Собака Солнце Пирог Дом

Родительный

(Кого? Чего?)

Яблока Девочки Собаки Солнца Пирога Дома

Дательный

(Кому? Чему?)

Яблоку Девочке Собаке Солнцу Пирогу Дому

Винительный

(Кого? Что?)

Яблоко Девочку Собаку Солнце Пирог Дом

Творительный

(Кем? Чем?)

Яблоком Девочкой Собакой Солнцем Пирогом Домом

Предложный

(О ком? О чем?)

О яблоке О девочке О собаке О солнце О пироге О доме

Также ищите способ упростить себе жизнь при запоминании любого правила. Так в случае с падежами стоит задавать полные вопросы: например для родительного подходит конструкция «не хватает (кого? чего?) яблока, девочки, собаки, солнца», для дательного «доверяю (кому? чему?) яблоку, девочке, собаке, солнцу» и так далее. Пусть доверять яблокам и странно, но поставить слово в правильном падеже это обстоятельство точно поможет.

Что же касается слов-исключений, то их проще всего запоминать методами мнемоники или частого визуального контакта. Мнемоника предполагает поиск ассоциаций – вспомните, как детей учат запоминать слова с буквой «Ы» после «Ц», при помощи коротенькой истории: «Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул: «Цыц!». Или мнемоническое правило для детей постарше, объясняющее разницу между словами «надеть» и «одеть»:

Мы пошли с Надюшей в душ,
Вдруг приперся Надин муж.
То ли мне надеть одежду?
То ли мне одеть Надежду?

Метод визуального контакта предполагает активное использование стикеров. Он особенно эффективен в ситуациях, когда вы готовитесь самостоятельно. Необходимо записывать на них схемы правил, слова-исключения и фрагменты таблиц, после чего приклеивать листочки с ценными данными на обои перед рабочим столом, на верхнюю часть монитора, на холодильник и на поверхности любых других предметов, с которыми вы часто встречаетесь глазами. При подготовке к экзамену, а также при активном изучении как можно чаще используйте знания на практике – проходите тесты, выполняйте упражнения. Помните, что наш мозг быстро забывает информацию, которую не использует.

Мы собрали рекомендации от педагогов и лингвистов, которые упростят процесс «зазубривания» правил и помогут обогатить словарный запас. Попробуйте применять их в ходе обучения, чтобы понять, как быстро выучить русский язык, и начать получать удовольствие от его изучения.

Больше читайте

Возьмите за правило чаще читать то, что вам нравится. Это не обязательно должны быть книги классиков – будет достаточно даже постов из пабликов в социальных сетях. Главное, чтобы тексты в них были написаны грамотно и с использованием широкой лексики.

Создавайте образы языка

Когда вы читаете, вы запоминаете написание слов. Но только при условии, если обращаете на них внимание. Сформируйте в себе то, что называют «врожденной грамотностью». Видите слово, которое написали бы иначе? Запомните его и больше никогда не пишите «симпатичный» с буквой «о» или «девчонка» с «е».

Интересуйтесь историей

Вы знаете историю слова «образованный»? А ведь есть интересная теория о том, что оно происходит от слова «образ», то есть образованный человек становится едва ли не подобным Богу. И таких интересных историй тысячи – просто найдите их.

Научитесь видеть структуру слова

Разбивайте слова на морфемы – выделяйте корни, приставки, суффиксы и окончания, подбирайте однокоренные слова. Это поможет видеть «проблемные» области и работать над ошибками.

Задействуйте мнемонику

Мнемоника предполагает поиск ассоциаций. Не можете запомнить правило написания слова? Подберите ассоциацию, найдите мнемонические маркеры. Можно использовать даже те, которые будут казаться сумасшедшими или странными.

Чаще общайтесь с грамотными людьми

Больше общайтесь письменно и старайтесь выбирать в собеседники грамотных людей. Это не значит, что вы должны отстраниться от друзей. Просто чаще вступайте в диалоги с теми, кто пишет грамотно и обладает большим словарным запасом.

Используйте обучающие приложения

Установите на смартфон обучающие приложения вроде «Слова дня», «Отличника по русскому» или «Глазария языка». Как можно чаще открывайте их в свободное время – например, в обеденный перерыв или в общественном транспорте.

Объявляйте охоту на незнакомые слова

Во время чтения или серфинга в Интернете старайтесь сознательно искать незнакомые слова и слова, в правильном написании которых вы сомневаетесь.

Высмеивайте ошибки

Добавьте к запоминанию эмоций: напишите слово неправильно и посмотрите на него. Искренне возненавидьте ошибку и задайте себе риторический вопрос: «Ну как же можно так писать?». Затем напишите слово правильно и оцените красоту его грамотной формы.

Создайте свой словарь

Соберите вместе слова, написание которых часто вызывает у вас проблемы. Возьмите блокнот или тетрадь, запишите туда их и их словоформы. Как можно чаще обращайтесь к своему словарю и напоминайте себе о правильном написании «проблемных слов».

Резюме

Как выучить русский язык быстро, легко и самостоятельно? Полюбить сам процесс его изучения. Постарайтесь как можно больше читать, разбирать и повторять правила, использовать мнемонические приемы и создавать образы слов. Отдавайте предпочтение в письменном общении грамотным людям, у которых есть чему поучиться. Создайте собственный словарь «проблемных» слов и чаще обращайтесь к нему. Не забывайте применять знания на практике – регулярно проверяйте себя на грамотность с помощью тестов.

Евгения Мельникова

Редактор портала Info-Profi, педагог с 16-ти летним стажем, практикующий репетитор.

Русский язык — самый распространенный из славянских и 6-й по общему числу носителей. Поэтому многие стремятся выучить русский язык для работы и карьерных перспектив, некоторым он нужен для образования, а кто-то хочет лучше узнать русскую культуру.

В этой статье мы дадим Вам 10 дельных советов, которые помогут в изучении русского и сделают этот процесс интересным и увлекательным.

1 — Начните с самого простого

Первый шаг к тому, чтобы выучить русский язык – освоить его алфавит. Кириллица, в отличие от латиницы, имеет в своей основе греческую азбуку. Из-за этого многие буквы хоть и похожи, но означают другие звуки, а некоторые и вовсе уникальны. Так, например, русская буква «Р» аналогична английской «R», а русская «Н» не что иное, как английская «N». Если с самого начала уделить достаточно времени алфавиту и основам фонетики, то дальнейшее изучение многих аспектов языка станет легче и будет продвигаться гораздо быстрее.

Для обучения чтению хорошо подойдут детские сказки, их список можно найти в Википедии . Они написаны простым и правильным языком и легки для понимания. Такое чтение поможет Вам прочувствовать основы языка, научится красиво и правильно строить предложения. Более сложные вещи лучше оставить на потом.

2 — Повторение - это мать учения

Так гласит старая русская пословица. Клейте листочки с русскими названиями на предметы мебели, технику, посуду и все, что Вас окружает во всех местах, где проводите много времени: дома, в офисе, в машине. Это поможет всегда держать новые слова перед глазами и, со временем, запомнить их, не прибегая к скучному заучиванию.

3 — Записывайте все

Не стоит всегда надеется на свою память. Особенно, если Вы в другой стране и все, что Вас окружает это, зачастую, новые явления. Всегда держите под рукой записную книжку, или мобильный телефон, в котором вы сможете быстро и удобно делать заметки. В конце каждого дня просматривайте свои записи, среди них безусловно найдется то, что стоит запомнить.

4 — Всегда оставайтесь в контакте

ВКонтакте – русский аналог Facebook, который на территории многих постсоветских стран гораздо популярнее своего старшего брата. Русскоязычные пользователи с удовольствием заводят новые знакомства с иностранцами, что может быть очень полезным для языковой практики. Благодаря общению в социальных сетях можно быстро улучшить свои знания разговорного языка, и обучиться чужой сетевой культуре. К тому же, порой, друзья и знакомые во время такого неформального общения могут гораздо лучше преподавателей объяснить некоторые явления и понятия.

5 — Кино и музыка

Для многих самым интересным способом изучения другого языка является просмотр фильмов и прослушивание музыки. В случае с русским языком отличным подспорьем станет официальный канал концерна Мосфильм , где собраны все старые русские фильмы. На канале имеется отдельный плейлист с фильмами с субтитрами.

Far From Moscow – отличная площадка, на которой можно найти много русской музыки из России, Украины, Белоруссии и других стран. Здесь представлены все жанры и направления, и есть много контента, который можно легально слушать и загружать.

Эти ресурсы помогут не только улучшить сами языковые знания, но и найти новые темы для разговоров с друзьями.

6 — Читайте по-русски

Чтение очень быстро развивает языковые навыки. Старайтесь как можно больше читать по-русски, например, новостные сайты и русскоязычные блоги. Так Вы улучшите знания языка и сможете более глубоко вникнуть в русский менталитет, культуру и повседневность. В конце концов, это просто интересно почитать, как об одних и тех же событиях пишут в разных странах.

7 — Никогда не отказывайтесь от приглашений

Русские иногда кажутся не совсем дружелюбными и холодными, но это только до тех пор, пока Вы не окажетесь у них дома. Если вас позвали на вечеринку, или просто на чай, то будьте уверены, что Вас угостят лучшей едой и с Вами поделятся самыми необычными историями. Такое живое и непринуждённое общение – отличный способ улучшить навыки разговорного языка, узнать новое о культуре и завести друзей.

8 — Посетите русскоговорящую страну

Полное погружение в языковую среду – самый верный способ начать быстро говорить по-русски. На просторах бывшего СССР русский язык весьма распространён, не обязательно ехать непосредственно в Россию — можно найти города и в других странах, где одним из основных языков общения будет русский. Такое место можно найти даже в Европейском Союзе. Например, город Даугавпилс в Латвии: для 80% его жителей русский язык является родным, а 96% жителей говорят на русском свободно. В Даугавпилсе стандартный современный русский язык без какого-либо акцента используется как основной для общения, что делает этот город очень привлекательным местом для его изучения.

Если есть возможность, то лучше проживать не в отеле, а в семье, где основной язык общения – русский. Такую возможность предоставляют многие языковые обучающие программы. Так Вы никогда не будете выпадать из языковой среды, и будете вынуждены говорить на русском, что со временем обязательно даст свои плоды.

9 — Найдите себе собеседника

Найти собеседника, для которого русский язык был бы родным не так тяжело. Можно воспользоваться социальными сетями, но, если Вы находитесь в русскоговорящей стране, обязательно найдите кого-то, с кем можно проводить время. Это не только поможет завести новую дружбу, но и поможет Вам быстрее втянуться в изучение языка.

Главное помните, если Ваша цель язык, то не стоит забывать о необходимости записывать и запоминать все новое. Анализируйте каждый раз Ваши встречи, учите новые слова и выражения. Таким образом с каждым последующим «занятием» Вы будете чувствовать себя увереннее, а значит и будете готовы к более сложным вещам.

10 — Найдите новое хобби

Любите готовить? Попросите знакомых научить Вас приготовлению некоторых традиционных блюд. Увлекаетесь музыкой? Разучите несколько традиционных песен и несколько популярных в народе современных русских композиций. Погрузитесь глубже в русскую культуру. Это сделает Вас еще более интересным собеседником и позволит лучше понять русский менталитет. Так Вы сможете быстрее находить общий язык с русскоговорящими людьми и сможете получить гораздо больший разговорный опыт.

Русская культура и язык, который является неотъемлемой ее частью невероятно интересны, и, поэтому, привлекают многих. Уверены, что советы, которые мы Вам дали упростят процесс изучения русского. Если Вам интересны курсы по изучению этого языка, которые дают уникальный культурный опыт и практику, обязательно ознакомитесь с информацией с нашего сайта. Не бойтесь трудностей, и учите русский язык!