Письмом № 418/25-5 от 14.02.2018 Минздрав направил разъяснения руководителям всех органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Таким образом Минздрав решил ответить на многочисленные обращения по организации и проведению закупок лекарственных препаратов. Напомним, что за последнее время вступили в силу несколько важных документов, которые касаются именно этого вида госзакупок. Поэтому разъяснения не лишены смысла.
В документе уточняется:
- как правильно рассчитать НМЦК;
- как описывать объект закупки;
- как применять типовой контракт.
О закупке лекарств мы рассказывали подробно в отдельной статье. Ниже уточним рекомендации Минздрава.
Нюансы описания лекарств
В первую очередь Министерство здравоохранения растолковало порядок применения Постановления № 1380. Разъяснения получили 10 часто задаваемых вопросов:
- Описание лекарств в упаковках.
- Указание в документации на возможность поставки препаратов в некратных эквивалентных дозировках.
- Осуществление госзаказа инсулина и учет доставленных шприцев.
- Составление ТЗ на многокомпонентные (комбинированные) лекарственные препараты.
- Обоснование определенных характеристик.
- Выбор корректных эквивалентных лекарственных форм.
- Грамотное указание концентрации жидких и мягких лекарственных форм.
- Конвертация дозировок.
- Фиксация объема наполнения первичной упаковки.
- Установление запрета на указание фиксированного температурного режима.
Тонкости определения НМЦК
Затем Минздрав не обошел стороной и Приказ № 871н и прокомментировал самые острые вопросы определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК), в число которых вошли следующие ситуации:
- Определение единицы измерения препарата.
- Пересчет стоимости лекарственной формы.
- Установление оптовой надбавки.
- Порядок применения Приказа 567 для обоснования НМЦК лекарств.
- Отдельные вопросы подсчета средневзвешенной цены.
- Что делать, если закупка первая и невозможно определить средневзвешенную цену.
Что важно учесть при заполнении типового контракта
Следующими свое толкование получили нормы Приказа № 870н об алгоритме работы с типовым контрактом. Министерство здравоохранения осветило следующие горячие темы:
- Обязательно ли применять типовой договор.
- Обязательно ли включать в контракт пункты, разделы, приложения.
- Как применять раздел 4 стандартного договора об упаковке товара.
- Входят ли образцы для лабораторных исследований в количество товара.
- Когда заказчик имеет право потребовать замены всего поставленного товара.
Ни Методические рекомендации Минэкономразвития по определению НМЦК , утвержденные Приказом от 02.10.2013 № 567, не содержат такого определения. Референтная цена (РЦ) представляет собой индикатор, который отражает фактически существующую усредненную стоимость на определенную группу товаров. В системе госзакупок — по аналогичным заключенным контрактам, исполненным поставщиками в полном объеме без применения штрафов и пеней.
Как применяется
Первой сферой, в которой планируется использование методики, стала фармацевтическая область. Минздрав разработал проект, предусматривающий перерегистрацию предельных ценников на референтные при закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств .
Референтные цены на лекарства предполагается рассчитывать следующим образом:
- Установить стоимость лекарственного препарата, планируемого к закупке такую же, как в его предшествующей закупке.
- Сравнить предшествующую стоимость с РЦ, содержащейся в специально создаваемой информационно-аналитической системе.
Если предшествующая окажется ниже, то формула для расчета:
НМЦК = предшествующая стоимость * количество закупаемого препарата.
Если ниже (а также для несостоявшихся заказов):
НМЦК = РЦ * количество.
Преимущества и недостатки метода
Закупка лекарственных препаратов без учета специфики их фармакокинетики и фармакодинамики, дополнительных характеристик, изменяющих скорость доставки, всасывания и т. д., лишь исходя из стоимости предыдущих закупок, является некорректной по следующим основаниям:
- Введение взаимозаменяемости не только внутри одного международного непатентованного наименования, но и по форме выпуска может означать массовую замену более современных форм лекарств на устаревшие. К примеру, приобретение лекарства во флаконе не так удобно для пациента, как при форме выпуска шприц-ручка. Естественно, себестоимость флакона значительно ниже, но закупая более дешевое, не означает более качественное и функционально выгодное.
- Отсутствие учета надбавок. К примеру, необходимо учитывать разность расходов на доставку лекарственных препаратов в зависимости от точки доставки, ведь надбавки являются одной из главных причин разницы стоимости заказов в субъектах РФ.
- Не учтены особенности торгов при закупке лекарственных препаратов, осуществляемых смешанными лотами.
Стоит заметить, что референтная цена на медикаменты — это методика постоянного использования средневзвешенных цен, ведущая к неуклонному снижению РЦ, а следовательно, НМЦК до уровня минимально возможной. В условиях запрета на приобретение лекарственных препаратов по цене выше РЦ может возникнуть риск прекращения производства, следовательно, дефицит лекарств.
На данный момент проект проходит обсуждение и антикоррупционную экспертизу.
В связи с поступающими обращениями по применению норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее соответственно — приказ N 871н, Порядок, НМЦК) Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 19 июня 2012 г. N 608 (далее — Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минздрав России не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
1. Приказ N 871н вступает в силу с 9 декабря 2017 г. и, учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 2 данного приказа, приказ N 871н не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлено до дня вступления в силу данного приказа.
При этом необходимо учитывать, что если при подготовке и размещении извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов при пересчете НМЦК в соответствии с Порядком размер НМЦК изменится, то в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) необходимо внесение изменений в план-график закупок.
2. Порядком предусмотрены определенные алгоритм и последовательность действий заказчика при формировании НМЦК на лекарственные препараты как включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), так и не включенные в данный перечень.
В случае, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, заказчиком может быть проведена повторная подготовка к электронному аукциону в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и установленным Порядком расчета НМЦК.
При этом важно, что заказчикам рекомендуется провести анализ причин отсутствия заявок, в том числе в целях своевременного информирования ФАС России и его территориальных органов о возможных картельных сговорах.
3. В целях недопущения двойного учета налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и оптовой надбавки при расчете цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, необходимо учитывать тот факт, что цены в ранее заключенных контрактах и цены, предлагаемые производителями (поставщиками) лекарственных препаратов, могут содержать в себе НДС и оптовую надбавку <1>, а цены государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и референтные цены их не содержат.
———————————
<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».
Одновременно обращаем внимание, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения приказа N 871н.
Рассчитывая НМЦК, заказчики обязаны применять положения Федерального закона №44-ФЗ. Существуют несколько наиболее общераспространённых способов расчета НМЦК, которыми пользуются заказчики, имея дело с закупом медикаментов.
1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Если опираться на п.6 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) наиважнейший при определении и обосновании НМЦК, независимо от того, какой вид товаров будет закупаться заказчиком. О приоритетности этого способа, в том числе и когда закупаются препараты из списка ЖНВЛП речь идет также в письме Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 №Д28и-693.
При всем при этом, заказчик, являясь лечебным учреждением, обязан запрашивать коммерческие предложения непосредственно у потенциальных участников закупки, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность с правом осуществления оптовой торговли (или с правом осуществления оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения), либо лицензию на производство лекарственных средств. Заказчик вправе применять рекомендации по расчету НМЦК, которые утверждены Минэкономразвития РФ приказом от 02.10.2013 N 567.
Если закупаемые препараты являются лекарственными средствами из перечня ЖНВЛП, то при расчете НМЦК следует заострить внимание, чтобы цены, которые предлагают потенциальные участники (а, соответственно, и расчетные цены за единицу продукции) не была выше предельных отпускных цен производителей (далее - ПОЦП) + оптовых региональных надбавок + НДС (10%).
2. Тарифный метод расчета НМЦК.
Когда предметом закупки является лекарственное средство из списка ЖНВЛП, и на запрос поставщиков о предоставлении коммерческого предложения не поступило ответа, заказчик вправе воспользоваться тарифным методом для расчета НМЦК.
Но стоит учитывать, что тарифный метод будет включать в себя ПОЦП + НДС (10%) без учета региональных оптовых надбавок.
Такой же позиции по технологии расчета тарифным методом придерживается Минэкономразвития РФ, публикуя ее в письме от 12.01.2015 №Д28-11. Если вдруг к закупаемому международному непатентованному наименованию с определенными техническими характеристиками подходит несколько торговых наименований, заказчик вправе выбрать как наибольшую, так и наименьшую предельную цену производителя.
3. Иной метод расчета НМЦК .
Читая пункт 12 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ можно увидеть, что при невозможности определения НМЦК другими методами, перечисленными в части 1 ст.22, заказчик имеет право прибегнуть к иным методам расчета. Таким способом, как пример, заказчики могут воспользоваться при условии ограниченного финансировании из вышестоящих бюджетов.
Заказчик рассчитывает НМЦК одним из выше перечисленных методов и в случае, если полученная цена превышает размер выделенных лимитов по данной статье на конкретную закупку, то заказчик уменьшает НМЦК до размера отведенных ассигнований.