Минздрав утвердил порядок определения нмцк при закупке лекарственных препаратов для медицинского применения. Порядокопределения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), п

Письмом № 418/25-5 от 14.02.2018 Минздрав направил разъяснения руководителям всех органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья. Таким образом Минздрав решил ответить на многочисленные обращения по организации и проведению закупок лекарственных препаратов. Напомним, что за последнее время вступили в силу несколько важных документов, которые касаются именно этого вида госзакупок. Поэтому разъяснения не лишены смысла.

В документе уточняется:

  • как правильно рассчитать НМЦК;
  • как описывать объект закупки;
  • как применять типовой контракт.

О закупке лекарств мы рассказывали подробно в отдельной статье. Ниже уточним рекомендации Минздрава.

Нюансы описания лекарств

В первую очередь Министерство здравоохранения растолковало порядок применения Постановления № 1380. Разъяснения получили 10 часто задаваемых вопросов:

  1. Описание лекарств в упаковках.
  2. Указание в документации на возможность поставки препаратов в некратных эквивалентных дозировках.
  3. Осуществление госзаказа инсулина и учет доставленных шприцев.
  4. Составление ТЗ на многокомпонентные (комбинированные) лекарственные препараты.
  5. Обоснование определенных характеристик.
  6. Выбор корректных эквивалентных лекарственных форм.
  7. Грамотное указание концентрации жидких и мягких лекарственных форм.
  8. Конвертация дозировок.
  9. Фиксация объема наполнения первичной упаковки.
  10. Установление запрета на указание фиксированного температурного режима.

Тонкости определения НМЦК

Затем Минздрав не обошел стороной и Приказ № 871н и прокомментировал самые острые вопросы определения начальной максимальной цены контракта (НМЦК), в число которых вошли следующие ситуации:

  1. Определение единицы измерения препарата.
  2. Пересчет стоимости лекарственной формы.
  3. Установление оптовой надбавки.
  4. Порядок применения Приказа 567 для обоснования НМЦК лекарств.
  5. Отдельные вопросы подсчета средневзвешенной цены.
  6. Что делать, если закупка первая и невозможно определить средневзвешенную цену.

Что важно учесть при заполнении типового контракта

Следующими свое толкование получили нормы Приказа № 870н об алгоритме работы с типовым контрактом. Министерство здравоохранения осветило следующие горячие темы:

  1. Обязательно ли применять типовой договор.
  2. Обязательно ли включать в контракт пункты, разделы, приложения.
  3. Как применять раздел 4 стандартного договора об упаковке товара.
  4. Входят ли образцы для лабораторных исследований в количество товара.
  5. Когда заказчик имеет право потребовать замены всего поставленного товара.

Ни Методические рекомендации Минэкономразвития по определению НМЦК , утвержденные Приказом от 02.10.2013 № 567, не содержат такого определения. Референтная цена (РЦ) представляет собой индикатор, который отражает фактически существующую усредненную стоимость на определенную группу товаров. В системе госзакупок — по аналогичным заключенным контрактам, исполненным поставщиками в полном объеме без применения штрафов и пеней.

Как применяется

Первой сферой, в которой планируется использование методики, стала фармацевтическая область. Минздрав разработал проект, предусматривающий перерегистрацию предельных ценников на референтные при закупке жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств .

Референтные цены на лекарства предполагается рассчитывать следующим образом:

  1. Установить стоимость лекарственного препарата, планируемого к закупке такую же, как в его предшествующей закупке.
  2. Сравнить предшествующую стоимость с РЦ, содержащейся в специально создаваемой информационно-аналитической системе.

Если предшествующая окажется ниже, то формула для расчета:

НМЦК = предшествующая стоимость * количество закупаемого препарата.

Если ниже (а также для несостоявшихся заказов):

НМЦК = РЦ * количество.

Преимущества и недостатки метода

Закупка лекарственных препаратов без учета специфики их фармакокинетики и фармакодинамики, дополнительных характеристик, изменяющих скорость доставки, всасывания и т. д., лишь исходя из стоимости предыдущих закупок, является некорректной по следующим основаниям:

  1. Введение взаимозаменяемости не только внутри одного международного непатентованного наименования, но и по форме выпуска может означать массовую замену более современных форм лекарств на устаревшие. К примеру, приобретение лекарства во флаконе не так удобно для пациента, как при форме выпуска шприц-ручка. Естественно, себестоимость флакона значительно ниже, но закупая более дешевое, не означает более качественное и функционально выгодное.
  2. Отсутствие учета надбавок. К примеру, необходимо учитывать разность расходов на доставку лекарственных препаратов в зависимости от точки доставки, ведь надбавки являются одной из главных причин разницы стоимости заказов в субъектах РФ.
  3. Не учтены особенности торгов при закупке лекарственных препаратов, осуществляемых смешанными лотами.

Стоит заметить, что референтная цена на медикаменты — это методика постоянного использования средневзвешенных цен, ведущая к неуклонному снижению РЦ, а следовательно, НМЦК до уровня минимально возможной. В условиях запрета на приобретение лекарственных препаратов по цене выше РЦ может возникнуть риск прекращения производства, следовательно, дефицит лекарств.

На данный момент проект проходит обсуждение и антикоррупционную экспертизу.

В связи с поступающими обращениями по применению норм приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 октября 2017 г. N 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» (далее соответственно — приказ N 871н, Порядок, НМЦК) Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Минздрава России сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации 19 июня 2012 г. N 608 (далее — Положение), Минздрав России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минздрав России не наделен полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
1. Приказ N 871н вступает в силу с 9 декабря 2017 г. и, учитывая переходные положения, предусмотренные пунктом 2 данного приказа, приказ N 871н не применяется в отношении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в единой информационной системе в сфере закупок или на официальном сайте Российской Федерации в информационно-коммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг либо приглашения принять участие в которых направлено до дня вступления в силу данного приказа.
При этом необходимо учитывать, что если при подготовке и размещении извещений об осуществлении закупок лекарственных препаратов при пересчете НМЦК в соответствии с Порядком размер НМЦК изменится, то в соответствии с пунктом 1 части 13 статьи 21 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон N 44-ФЗ) необходимо внесение изменений в план-график закупок.
2. Порядком предусмотрены определенные алгоритм и последовательность действий заказчика при формировании НМЦК на лекарственные препараты как включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (далее — ЖНВЛП), так и не включенные в данный перечень.

В случае, если на участие в закупке не подано ни одной заявки, заказчиком может быть проведена повторная подготовка к электронному аукциону в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ и установленным Порядком расчета НМЦК.
При этом важно, что заказчикам рекомендуется провести анализ причин отсутствия заявок, в том числе в целях своевременного информирования ФАС России и его территориальных органов о возможных картельных сговорах.
3. В целях недопущения двойного учета налога на добавленную стоимость (далее — НДС) и оптовой надбавки при расчете цены единицы планируемого к закупке лекарственного препарата, необходимо учитывать тот факт, что цены в ранее заключенных контрактах и цены, предлагаемые производителями (поставщиками) лекарственных препаратов, могут содержать в себе НДС и оптовую надбавку <1>, а цены государственного реестра предельных отпускных цен производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, и референтные цены их не содержат.
———————————
<1> Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 24 ноября 2014 г. N 136н «О порядке формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками».

Одновременно обращаем внимание, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения приказа N 871н.

Рассчитывая НМЦК, заказчики обязаны применять положения Федерального закона №44-ФЗ. Существуют несколько наиболее общераспространённых способов расчета НМЦК, которыми пользуются заказчики, имея дело с закупом медикаментов.

1. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).

Если опираться на п.6 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013г. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) наиважнейший при определении и обосновании НМЦК, независимо от того, какой вид товаров будет закупаться заказчиком. О приоритетности этого способа, в том числе и когда закупаются препараты из списка ЖНВЛП речь идет также в письме Минэкономразвития РФ от 18.03.2016 №Д28и-693.

При всем при этом, заказчик, являясь лечебным учреждением, обязан запрашивать коммерческие предложения непосредственно у потенциальных участников закупки, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность с правом осуществления оптовой торговли (или с правом осуществления оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения), либо лицензию на производство лекарственных средств. Заказчик вправе применять рекомендации по расчету НМЦК, которые утверждены Минэкономразвития РФ приказом от 02.10.2013 N 567.

Если закупаемые препараты являются лекарственными средствами из перечня ЖНВЛП, то при расчете НМЦК следует заострить внимание, чтобы цены, которые предлагают потенциальные участники (а, соответственно, и расчетные цены за единицу продукции) не была выше предельных отпускных цен производителей (далее - ПОЦП) + оптовых региональных надбавок + НДС (10%).

2. Тарифный метод расчета НМЦК.

Когда предметом закупки является лекарственное средство из списка ЖНВЛП, и на запрос поставщиков о предоставлении коммерческого предложения не поступило ответа, заказчик вправе воспользоваться тарифным методом для расчета НМЦК.

Но стоит учитывать, что тарифный метод будет включать в себя ПОЦП + НДС (10%) без учета региональных оптовых надбавок.

Такой же позиции по технологии расчета тарифным методом придерживается Минэкономразвития РФ, публикуя ее в письме от 12.01.2015 №Д28-11. Если вдруг к закупаемому международному непатентованному наименованию с определенными техническими характеристиками подходит несколько торговых наименований, заказчик вправе выбрать как наибольшую, так и наименьшую предельную цену производителя.

3. Иной метод расчета НМЦК .

Читая пункт 12 ст.22 Федерального закона №44-ФЗ можно увидеть, что при невозможности определения НМЦК другими методами, перечисленными в части 1 ст.22, заказчик имеет право прибегнуть к иным методам расчета. Таким способом, как пример, заказчики могут воспользоваться при условии ограниченного финансировании из вышестоящих бюджетов.

Заказчик рассчитывает НМЦК одним из выше перечисленных методов и в случае, если полученная цена превышает размер выделенных лимитов по данной статье на конкретную закупку, то заказчик уменьшает НМЦК до размера отведенных ассигнований.