Екатерина Морозова
Время на чтение: 9 минут
А А
Один из главных школьных предметов, отвечающих за здоровье ребенка – это, как известно, физкультура. Без нее невозможно полноценное физическое развитие наших детей – особенно, в условиях школы, где большую часть времени дети проводят неподвижно, за партами.
Как правило, на физкультуру «выгоняют» весь класс, предлагая упражнения, которые, согласно программе развития, «прописаны» всем здоровым деткам. И мало кто сегодня вспоминает, что существуют 3 медицинские группы по физкультуре, и далеко не все дети попадают в основную – здоровую.
Сколько физкультурных групп здоровья у школьников – принципы разделения на группы здоровья
Прежде всего, следует понять, что группы здоровья, и группы здоровья для занятий физкультурой – это не одно и то же .
- Под группами здоровья понимают 5 групп, в которые зачисляют детей, в соответствии с оценкой их здоровья.
- Что касается медицинских групп здоровья для занятий физкультурой – их 3.
Они имеют значение при участии ребенка в школьных уроках физкультуры:
- Основная. Здоровые дети, не имеющие серьезных проблем со здоровьем и соответствующие нормам по развитию.
- Подготовительная. Дети с незначительными проблемами со здоровьем.
- Специальная (А, Б). Дети с серьезными нарушениями в работе главных систем организма и с хроническими заболеваниями.
Многие родители (и даже учителя) не знают, но для каждой физкультурной группы здоровья существуют свои противопоказания, показания, комплекс занятий и даже время, которое положено на эти занятия.
Не все понимают, что специальные медицинские группы отличаются от обычной ЛФК. А разница проста: ЛФК проводят врачи, тогда как занятия для медицинских групп по физкультуре проводят педагоги, но с учетом оптимальных методик тренировок.
Что еще нужно знать о физкультурных группах здоровья?
- Выбор группы для занятий физкультурой осуществляется до поступления в школу — и обязательно указывается в медицинской карте.
- Оценку состоянию ребенка дает исключительно педиатр (или терапевт, подростковый специалист). Именно он и определяет ребенка после обследования в одну из 3-х групп. При зачислении в специальную группу врач обязан не только указать диагноз, но установить степень нарушений в работе организма. В определенных случаях может потребоваться заключение медицинской комиссии.
- Группу здоровья следует подтверждать ежегодно.
- Группу здоровья могут поменять, если на ежегодном обследовании выяснено, что состояние ребенка улучшилось или ухудшилось.
Детишки из первых 2-х медицинских физкультурных групп обычно занимаются вместе, но для детей из подготовительной группы снижают, как объем нагрузки, так и ее интенсивность.
Что касается состава специальной группы – он формируется приказом школьного директора и по заключению выездной бригады специалистов. Занятия для этой группы проводят в школе дважды в неделю или трижды, но — по полчаса.
Физкультурные группы здоровья школьников в России — статистика
Основная 1-я группа здоровья учеников школы в России
К основной физкультурной группе здоровья относят здоровых детей с 1-й и 2-й группами здоровья:
- Не имеющих нарушений в состоянии здоровья.
- Имеющих легкие нарушения, которые не влекут за собой отставание в развитии от сверстников. Например, лишний вес, ВСД, дискинезию или же легкую аллергию.
Детей из данной группы допускают до…
- Сдачи норм ГТО.
- Учебных занятий в полном объеме.
- Сдачи нормативов.
- Тренировок в спортивных секциях.
- Участия в соревнованиях, турнирах, олимпиадах.
- Участия в туристических походах.
- Занятий в ДЮСШ и ДЮКФП.
Безусловно, важно также помнить, допуская детей до занятий спортом, и об относительных противопоказаниях.
В частности:
- При круглой спине будут противопоказаны бокс, гребля и велосипед.
- При астигматизме и близорукости – прыжки в воду, бокс, мотоспорт и тяжелая атлетика, горные лыжи.
- При перфорации барабанной перепонки – любые виды водного спорта.
Подготовительная группа здоровья школьников по физкультуре
В подготовительную физкультурную группу определяют детей со 2-й группой здоровья (по статистике – более 10% всех учащихся в российских школах):
- Слабо подготовленных в физическом плане.
- С морфофункциональными нарушениями здоровья.
- Входящих в группы риска по определенным заболеваниям.
- Имеющих хронические заболевания в стадии ремиссии, которая длится около 3-5-ти лет.
Детей из данной группы допускают до:
- Занятий по обычной программе, но с исключением отдельных видов тренировок и упражнений.
- Сдачи ГТО, тестовых и обычных контрольных испытаний, участия в спортивных мероприятиях — только при условии особого разрешения специалиста.
До участия в спортивных соревнованиях дети из данной физкультурной группы не допускаются.
Также им запрещены:
- Большие объемы высокоинтенсивных физических нагрузок.
- Длительный бег.
- Большое количество повторений упражнений.
Педагог обязан выбрать для детей специальный комплекс упражнений, в соответствии с медицинской картой, в которой прописаны все противопоказания.
В медицинской справке в обязательном порядке должен быть указан и срок перевода ребенка в основную группу.
- Чередование сложных упражнений со специальными дыхательными.
- Замена бега на ходьбу.
- Проведение спокойных игр без резких передвижений.
- Увеличение пауз для отдыха.
Заключения комиссии для определения ребенка в данную группу не требуется – достаточно лишь справки от участкового педиатра, на которой должны присутствовать:
- Печать и подпись.
- Рекомендации, основанные на рекомендациях узконаправленного специалиста, а также конкретные ограничения.
- Диагноз.
- А также период, на который определяется ребенок в подготовительную группу.
Специальная группа здоровья детей по физкультуре в школе – проводят ли уроки физкультуры с детьми специальных групп «А» и «В»?
Данная физкультурная группа делится еще на две – А и Б.
В специальную физкультурную группу А зачисляют детей с 3-й группой здоровья:
- Имеющих хронические заболевания, пороки развития, и пр.
- С нарушениями развития, которые требуют обязательного ограничения физической нагрузки.
- Имеющих серьезные нарушения в работе организма, не мешающие учебе, но являющиеся противопоказаниями к занятиям физкультурой.
Детей из специальной группы А допускают до:
- Занятий по специально разработанной программе.
- Занятий отдельными видами школьной программы с обязательным снижением нормативов.
В обязательном порядке ограничивают следующие упражнения:
- Акробатические.
- Силовые.
- Скоростные.
- Умеренно-интенсивные подвижные игры.
Запрещено:
- Участие в соревнованиях.
- Участие в массовых физкультурных мероприятиях.
- Посещение спортивных секций.
- Сдача нормативов.
Дети из специальной группы А не занимаются с остальными детьми – для них следует проводить отдельные уроки, которые должны вести специально подготовленные инструкторы по специальным программам.
В специальную физкультурную группу Б зачисляют детей с 4-й группой здоровья:
- Имеющих хронические заболевания без выраженных признаков нарушения общего самочувствия.
То есть, дети из этой группы допускаются до общих теоретических занятий, но от физкультуры в школе в целом освобождены.
Детей из специальной группы Б допускают до:
- Занятий ЛФК.
- Занятий по комплексной специальной программе, разработанной специалистом – дома, самостоятельно.
В данную группу ребенка можно определить только решением врачебной комиссии, а справка выдается исключительно на определенный срок, по истечении которого требуется ее повторная выдача с проведением комиссии и обследованием ребенка.
С таким термином как «группа здоровья» встречаются папы и мамы детей, проходящих диспансеризацию при поступлении в общеобразовательное учреждение (садик или школу), при оформлении справок в спортивный летний лагерь или оздоровительный санаторий. Группу здоровья определяют по окончании медосмотра подросткам, поступающим в ССУЗы и ВУЗы на очное отделение.
Что это? Таблица группы здоровья детей и подростков поможет разобраться в этом подробнее.
Что это: группы детского здоровья?
Под группами здоровья понимается совокупность данных обследования физико-психологического состоянии детей. Это условная шкала учета здоровья и развития с факторами риска и прогнозированием на будущее. Установлено пять групп здоровья, для их обозначения используют римские цифры. Цифра от I до V указывается на медкарте ребенка, и медработник детского сада или школы по ней узнает информацию о здоровье ребенка без уточнения диагнозов.
Комплексную и объективную оценку состоянию здоровья ребенка делает педиатр, исходя из данных обследования узкими специалистами (окулист, хирург, лор и прочие). Группа здоровья присваивается благодаря данным непосредственно на момент обследования. У детей, которым при рождении или после были поставлены какие-то диагнозы, но к моменту обследования никаких патологий не обнаруживается, все прошлые болезни (кроме хронических и тяжелых гинетических) не учитываются. Таким образом, группа детского здоровья может изменяться к подростковому возрасту.
Критерии для определения группы здоровья
Определенная группа здоровья присваивается на основе оценки по таким критериям:
- хронические заболевания (их наличие либо их отсутствие), генетические заболевания, врожденные патологии и прочее;
- гармоничность развития (физического и психического) в соответствии возрасту;
- частота возникновения заболеваний (от элементарных вроде ОРЗ до тяжелых) и уровень сопротивляемости им организма.
Группа здоровья у детей: таблица по заболеваниям
Группы
|
Хроническая патология
|
Функциональное состояние основных органов и систем
|
Резистентность и реактивность | Физическое и нервно-психическое развитие |
---|---|---|---|---|
Группа 1
без отклонений |
отсутствует |
без отклонений |
заболеваемость за период, предшествующий наблюдению, -редкие и легко протекающие острые заболевания |
нормальное, соответствует возрасту |
Группа 2.
С функциональными отклонениями (группа риска) |
отсутствует |
наличие функциональных отклонений |
Продолжительные острые заболевания с последующим затяжным периодом выздоровления (вялость, повышенная возбудимость, нарушения сна и аппетита, субфебрилитет и т. д.) |
Нормальное физическое развитие или избыток массы тела 1й степени. Нормальное или не резко выраженное отставание нервно-психического развития |
Группа 3
Состояние компенсации |
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем без изменения функций |
Наличие функциональных отклонений без клинических проявлений |
Редкие, нетяжелые по характеру течения обострения хронического заболевания без выраженного ухудшения общего состояния и самочувствия |
|
Группа 4
Состояние субкомпенсации |
Наличие хронической патологии, врожденных дефектов развития органов и систем |
Изменение функций пораженных органов, клинические проявления заболевания |
Частые обострения основного хронического заболевания. Частые простудные заболевания с затяжным периодом восстановления |
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
Группа 5
Состояние декомпенсации |
Наличие тяжелой хронической патологии или тяжелого врожденного порока, приводящих к инвалидности ребенка |
Выраженные изменения функций пораженных органов и систем |
Частые тяжелые обострения основного хронического заболевания, частые острые заболевания |
Нормальное физическое развитие, дефицит или избыток массы тела 1-й или 2-й степени, низкий рост, нервно-психическое развитие нормальное или отстает |
I группа включает в себя детей с нормальными для своего возраста физическими, физиологическими и психическими показателями.
Ко II группе относят детей, у которых диагностированы функциональные изменения, не опасные для здоровья. Чаще всего, это непропорциональное возрасту соотношение роста и массы тела. Таких детей распределяют по 2 подгруппам:
- А – дети, имеющие фактор наследственности;
- Б – дети с риском возникновения и развития хронических болезней.
В III группе находятся дети с диагностированными хроническими заболеваниями в ремиссионной стадии, с последствиями перенесенных сложных травм, операций с полным восстановлением функционирования органов.
К IV группе здоровья относят небольшой процент детей, у которых имеются весьма сложные хронические заболевания на стадии субконпенсации, требующие постоянного наблюдения у специалистов; сюда входят дети, перенесшие травмы и операции, с частичной утратой функционирования определенных систем организма.
В V группу включены дети с ограниченными возможностями (инвалиды). Таким детям противопоказаны физические нагрузки, и, как правило, для этих деток существуют коррекционные образовательные учреждения.
Поступившие в образовательное учреждение дети I и II групп здоровья, находятся на общих основаниях, испытывают интеллектуальные и физические нагрузки без ограничений в соответствии с образовательной программой. Ребятишкам из III группы, посещающим то же учреждение, требуется специальное питание, ограниченная физнагрузка, Дети с IV группой здоровья в большинстве случаев определяются в специализированные учреждения, а дети V группы зачастую не посещают их, для таких деток может быть предусмотрено домашнее либо дистанционное обучение.
Заключение
Главной целью деления на группы является подбор соответствующих методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребенка с выбором определенного режима, уровня физнагрузок, нормативов и т.д.
Установление инвалидности . В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24 ноября 1995 года 18-ФЗ на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы (МСЭ) возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты, определение степени утраты профессиональной трудоспособности, а также разработка индивидуальной программы реабилитации.
Инвалидность без срока переосвидетельствования . В соответствии с Приложение к Правилам признания лица инвалидом , применительно к нарушениям зрительных функций (пункт 9), инвалидность устанавливается без указания срока переосвидетельствования (бессрочно) в следующих случаях:
Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.
Критерии определения групп инвалидности по зрению
Определение группы инвалидности по зрению производится на основании степени нарушений функций зрительного анализатора, которые сформулированы в Международной классификации болезней десятого пересмотра, том 1, часть 1. Они включают в себя оценку зрительных функций (остроты и поля зрения); основных электрофизиологических показателей; зрительную работоспособность.
I группа инвалидности
устанавливается при IV степени нарушений функций зрительного анализатора (см. таблицу) - значительно выраженных нарушениях функций (абсолютная или практическая слепота) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 3 степени с необходимостью социальной защиты.
Основные критерии IV степени нарушений функций зрительного анализатора.
а) слепота (зрение равно 0) на оба глаза;
б) острота зрения с коррекцией лучшего глаза не выше 0,04;
в) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-0° от точки фиксации
независимо от состояния остроты центрального зрения.
II группа инвалидности
устанавливается при III степени нарушений функций зрительного анализатора - выраженные нарушения функций (слабовидение высокой степени), и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями выраженных нарушений функций зрения являются:
а) острота зрения лучшего глаза от 0,05 до 0,1;
б) двустороннее концентрическое сужение границ поля зрения до 10-20° от точки фиксации, когда трудовая деятельность возможна лишь в специально созданных условиях.
III группа инвалидности
устанавливается при II степени - умеренных нарушениях функций (слабовидение средней степени) и снижении одной из основных категорий жизнедеятельности до 2 степени с необходимостью социальной защиты.
Основными критериями умеренных нарушений функций зрения являются:
а) снижение остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
б) одностороннее концентрическое сужение границ поля зрения от точки фиксации менее 40°, но более 20°;
Оспаривание решений МСЭ . В соответствии с Правилами признания лица инвалидом , утвержденными Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95, любое решение МСЭ можно оспорить в вышестоящий орган - главное бюро МСЭ, а решение главного бюро МСЭ - в Федеральное бюро МСЭ. Решение Федерального бюро является окончательным, но и в этом случае его можно оспорить в судебном порядке в соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом РФ. Можно сразу обратиться в суд с обжалованием решения районного бюро, не обжаловав его в главное бюро, или одновременно и в главное бюро, и в суд. В последнем случае решение суда будет иметь большую силу.
В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и инвалидности.
П оказателями состояния здоровья детских и подростковых коллективов являются:
- общая заболеваемость,
- инфекционная заболеваемость,
- индекс здоровья,
- процент длительно и часто болеющих,
- распространенность и структура,
- процент лиц с нормальным физическим развитием;
- процент лиц, имеющих недостатки в умственном и физическом развитии.
Контроль за состоянием здоровья учащихся класса осуществляет классный руководитель совместно с медицинским работником.
В классном журнале на последней странице обобщаются сведения о здоровье учащихся в течение учебного года в форме следующих показателей:
- Индекс здоровья - процент не болевших детей в течение учебного года (в норме 70 - 80%, фактически - 17-30%).
- Количество часто болеющих детей (более 3 - 4 раз \ в году).
- Количество детей с хроническими заболеваниями и перечень этих заболеваний (особенность последних лет - увеличение числа «взрослых болезней»: хронический гастрит, язвенная болезнь желудка, гипертоническая болезнь и др.).
Сведения о состоянии здоровья учащихся класса и школы обсуждаются на педагогическом совете и, совместно с медицинским работником и Центром Госсанэпиднадзора, составляется комплексный план по охране здоровья школьников.
Ежегодно миллионы детей и подростков проходят медицинский осмотр. Цель этих осмотров - выявление лиц, нуждающихся в лечебных и оздоровительных мероприятиях. Кроме того, они дают возможность определить потребность в медицинских кадрах и сети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). В совокупности их результаты дают характеристику состояния здоровья всего подрастающего поколения.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с отнесением к одной из «групп здоровья» дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев. Эта группировка позволяет проводить сопоставительную оценку состояния здоровья различных контингентов, как на момент обследования, так и при динамическом контроле, для проверки эффективности проводимых профилактических и лечебных мероприятий.
Основные 5 групп здоровья детей.
Выделяют пять групп здоровья детского населения. В зависимости от принадлежности к той или иной группе здоровья дети и подростки нуждаются в дифференцированном подходе при разработке комплекса лечебно-профилактических мероприятий.
Первая группа - здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций - дети, не имеющие хронических заболеваний; не болевшие или редко болевшие за период наблюдения; имеющие нормальное, соответствующее возрасту, физическое и нервно-психическое развитие (здоровые дети, без отклонений).
Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было ограничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плановые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из общеоздоровительных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на организм.
Вторая группа - здоровые дети, но имеющие функциональные и некоторые морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям – дети, не страдающие хроническими заболеваниями; имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения; часто (4 раза в год и более) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие (здоровые, с морфологическими отклонениями и сниженной сопротивляемостью).
Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называемая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Данный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий, направленных на повышение резистентности организма неспецифическими средствами:
- 2) закаливание естественными факторами природы;
- 4) дополнительная витаминизация продуктов питания и т. д.
Сроки повторных медицинских осмотров устанавливаются врачом индивидуально с учетом направленности отклонений в состоянии здоровья и степени резистентности организма.
Третья группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии компенсации, с сохраненными функциональными возможностями организма – дети, имеющие хронические заболевания или с врожденной патологией в стадии компенсации, с редкими и не тяжело протекающими обострениями хронического заболевания, без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия (больные в состоянии компенсации).
Четвертая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации, со сниженными функциональными возможностями - лица с хроническими заболеваниями, врожденными пороками развития в состоянии субкомпенсации, с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным периодом реконвалесценции после острых заболеваний (больные в состоянии субкомпенсации).
Пятая группа - дети, больные хроническими заболеваниями в состоянии декомпенсации, со значительно сниженными функциональными возможностями организма – дети, больные с тяжелыми хроническими заболеваниями в стадии декомпенсации, со значительным снижением функциональных возможностей (больные в состоянии декомпенсации). Как правило, дети данной группы не посещают детские учреждения и массовыми медицинскими осмотрами не охвачены.
Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспансерном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную имеющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физических нагрузок и др. При необходимости они направляются в специальные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.
Примеры:
Функциональный шум в сердце, тахикардия, брадикардия, синусовая аритмия, экстрасистолия, понижение АД (8-12 лет до 80 - 85 мм рт. ст., 13-16 лет - до 90 - 95 мм рт. ст.) - 2-я группа здоровья. Вегетососудистая дистония - 3-я группа здоровья. Гипертоническая болезнь - 4-я группа здоровья. Врожденный порок сердца - 3-я или 4-я группа здоровья. Кариес зубов, аномалия прикуса - 2-я или 3-я группа здоровья. Хронический гастрит, колит - 3-я или 4-ая группы здоровья. Дисменоррея - 3-я группа здоровья.
Аллергические реакции (повторяющиеся кожно-аллергические реакции на пищевые продукты, лекарства и др.) - 2-я группа здоровья. Экзема, дерматит - 3-я или 4-я группа здоровья. Логоневроз, энурез, тики - 3-я или 4-я группа здоровья. Миопия слабой степени, астигматизм - 2-я группа здоровья. Миопия средней и высокой степени - 3-я или 4-я группа здоровья. Нарушение осанки - 2-я группа, сколиоз - 3-я или 4-я группа.
Действует Редакция от 30.12.2003
ПРИКАЗ Минздрава РФ от 30.12.2003 N 621 "О КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ"
Приказ
В целях совершенствования организации медицинского обеспечения детей и разработки мероприятий по сохранению и укреплению здоровья детей разных возрастных и социальных групп приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Инструкцию по (приложение N 1).
1.2. Алгоритм определения групп здоровья у детей в возрасте от 3 до 17 лет включительно по результатам профилактических медицинских осмотров (приложение N 2).
2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В. Шарапову.
Министр
Ю.Л. ШЕВЧЕНКО
Приложение N 1
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 N 621
Система комплексной оценки состояния здоровья основывается на 4-х базовых критериях:
Наличие или отсутствие функциональных нарушений и/или хронических заболеваний (с учетом клинического варианта и фазы течения патологического процесса);
Уровень функционального состояния основных систем организма;
Степень сопротивляемости организма неблагоприятным внешним воздействиям;
Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности.
Основным методом, позволяющим получить характеристики, на основании, которых дается комплексная оценка состояния здоровья, является профилактический медицинский осмотр.
Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка или подростка с формализацией результата в виде отнесения к одной из "групп здоровья" дается с обязательным учетом всех перечисленных критериев.
В зависимости от состояния здоровья дети могут быть отнесены к следующим группам:
К I группе здоровья относятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений;
Ко II группе здоровья относятся дети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфофункциональные нарушения, реконвалесценты, особенно перенесшие тяжелые и средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела (масса менее M-1) или избыточной массой тела (масса более M+2), дети часто и/или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при сохранности соответствующих функций;
К III группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций при условии компенсации соответствующих функций, степень компенсации не должна ограничивать возможность обучения или труда ребенка, в том числе подросткового возраста;
К IV группе здоровья относятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями, возможны осложнения основного заболевания, основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с неполной компенсацией соответствующих функций, что, в определенной мере, ограничивает возможность обучения или труда ребенка;
К V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии; дети-инвалиды; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.
Отнесение больного ребенка или подростка ко II, III, IV или V группам здоровья проводится врачом с учетом всех приведенных критериев и признаков. Врач-специалист на основании анализа данных, содержащихся в истории развития ребенка, медицинской карте ребенка для образовательных учреждений, результатов собственного осмотра, а также инструментальных и лабораторных исследований, выносит (по своей специальности) полный клинический диагноз с указанием основного заболевания (функционального нарушения), его стадии, варианта течения, степени сохранности функций, наличия осложнений, сопутствующих заболеваний или заключение "здоров".
Комплексную оценку состояния здоровья ребенка на основании заключений специалистов и результатов собственного обследования дает врач-педиатр, возглавляющий работу медицинской бригады, проводящей профилактический осмотр.
Детям, с впервые заподозренными в момент осмотра заболеваниями или функциональными нарушениями, а также с подозрением на изменившийся характер течения болезни, уровень функциональных возможностей, появление осложнений и др., по результатам профилактического медицинского осмотра комплексная оценка состояния здоровья не дается. В таких случаях, необходимо проведение в полном объеме диагностического обследования. После получения результатов обследования выносится уточненный диагноз и дается комплексная оценка состояния здоровья.
Все дети, независимо от того, к какой из групп здоровья они отнесены, ежегодно проходят скрининг-обследование, по результатам которого определяется необходимость дальнейшего педиатрического осмотра.
Дети, отнесенные к I группе здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в полном объеме в сроки, определенные действующими нормативно-методическими документами.
Контроль за состоянием здоровья детей, отнесенных ко II группе здоровья, осуществляется при профилактических медицинских осмотрах и ежегодно - врачом-педиатром.
Дети, отнесенные к III-V группам здоровья, проходят профилактические медицинские осмотры в соответствующие возрастные периоды. Кроме того, контроль за состоянием их здоровья и оценка эффективности лечебных и реабилитационных мероприятий осуществляется на основании результатов диспансерного наблюдения.
Результаты комплексной оценки состояния здоровья могут, в определенной степени (в качестве скрининга), помогать решать прикладные специальные задачи в отношении состояния здоровья детей -отнесение к определенным группам для занятия физической культурой, спортивный отбор, решение экспертных вопросов в отношении профессионального выбора, военной службы и др.
Приложение N 2
УТВЕРЖДЕНО
приказом Минздрава России
от 30.12.2003 г. N 621
Классы, группы болезней, отдельные нозологические формы | Шифр по МКБ-10 | Группа здоровья | Примечания |
1 | 2 | 3 | 4 |
органы кровообращения | |||
пороки сердца: | III, IV, V | В зависимости от компенсации (степени недостаточности кровообращения) - при отсутствии недостаточности кровообращения - III - при недостаточности кровообращения 1 ст. - IV; - при недостаточности кровообращения в ст. более 1 - V. |
|
врожденные | Q20-Q28 | ||
приобретенные | I34-I38 I05-I09 |
||
миокардит неревматической этиологии | I40-I41 | III, IV, V | При полной клинической ремиссии - III, при неполной клинической ремиссии - IV, V |
ревматическая лихорадка | I00-I20 | III, IV | Без порока сердца - при отсутствии признаков активности ревматического процесса, от 1 года до 5 лет после атаки - III, - в период стихания активности ревматического процесса (от 6 мес. до 1 года после атаки)- IV |
Малые аномалии сердца: | II | ||
- открытое овальное окно; | Q21,1 | ||
- двустворчатый клапан аорты; | Q23,1 | ||
- аномально расположенная хорда; | Q24,8 | ||
пролапс митрального клапана | I34.1 | I, II, III, IV | Без регургитации - I; с регургитацией 1 ст - II; с регургитацией в ст. более 1 - III - IV |
нарушения ритма сердца и проводимости: | II, III, IV | ||
- экстрасистолии; | I49.1-I49.4 | II. |
|
- тахиаритмии; | I47-I48 | - при наличии нарушений функций сердца, аллоритмии - III, IV - без пароксизмов - II: |
|
- синдром преждевременного возбуждения желудочков; | I45.7 | - при наличии пароксизмов- III, IV | |
- брадиаритмии (СССУ, миграция предсердного водителя ритма) | I49.5 I49.8 | - при наличии синкопе - V | |
блокады сердца: | II, III. IV, V | ||
- предсердно-желудочковые блокады 1ст. | I44.0 | - II; | |
-предсердно-желудочковые блокады II - III ст.; | I44.1-I44.3 | - при наличии синкопе III - V | |
- внутрижелудочковые блокады | I44.4-I45 | - III - V | |
синдром вегетативной дистонии по ваготоническому типу | II, III | - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 10- 5-го процентиля для данного пола, возраста и роста- II. - при наличии вегетативной дисфункции: потливость, повышенная утомляемость, головные боли и др. - III |
|
синдром вегетативной дистонии по симпатикотоническому типу | II, III | - средние уровни САД и/или ДАД в пределах 90- 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста II. - при наличии вегетативной дисфункции тахикардия, субфебриллитет и отсутствии изменений в сосудах глазного дна и на ЭКГ- III |
|
артериальная гипертензия | I10-I15 | III, IV, V | - средние уровни САД и или ДАЛ равные или превышают значение 95-го процентиля для данного пола, возраста и роста - III, IV, - при появлении сердечной недостаточности - V |
варикозное расширение вен н/конечностей, флебит и тромбофлебит поверхностных и глубоких вен н/конечностей | I83, I80,0-I80,3 | III, IV | при отсутствии венозной недостаточности - I; при наличии венозной недостаточности - IV |
варикозное расширение вен мошонки | I86,1 | III, IV | при отсутствии венозной недостаточности - III; при венозной недостаточности - IV |
Органы пищеварения | |||
кариес (декомпенс.) | К02 | II | множественный (4-5 и более зубов) |
функциональные расстройства желудка | К31 | II | при отсутствии эндоскопических признаков хронического процесса |
функциональные кишечные нарушения | К59 | II | |
хронический гастрит | К29.4, К29.5, К 29.7 | III | |
хронический дуоденит, гастродуоденит | К29.8-К29.9 | III | при наличии эндоскопических признаков |
эрозивный гастродуоденит, язва желудка, язва 12-п. кишки (язвенная болезнь) | К25, К26 | III, IV | в стадии ремиссии - III; при осложнениях - IV. |
Болезнь Крона, неспецифический язвенный колит | К50-К52 | III, IV | в стадии ремиссии - III, при обострении - IV. |
синдром нарушения кишечного всасывания | К90.0 | II, III, IV, V | вторичного характера - II; первичного характера в зависимости от тяжести течения - III, IV, V |
хронический панкреатит | К86 | III | |
хронический гепатит | К73 | III, IV, V | вне обострения - III, при обострении в зависимости от тяжести - IV, V |
хронический холецистит | К81.1 | III | |
дискинезия пузырного протока и желчного пузыря | К82.8 | II | |
другие болезни желчевыводяших путей | К83 | III | |
гельминтоз | В65-В83 | II, III | без признаков интоксикации - II, при наличии признаков интоксикации - III |
грыжи | К40-К46 | I, III | После проведенного оперативного лечения при отсутствии осложнений - I. |
кровь и кроветворные органы | |||
Анемии, связанные с питанием (железодефицитная и др) | D50, D51, D52, D53 | II, III | при легком течении - II; при среднетяжелом - III |
Органы дыхания | |||
хронический бронхит, простой слизисто-гнойный, обструктивный, эмфизематозный, неуточненный | J40-J42, J44 | III, IV, V | в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) и частоты обострений: -1-4 раза в г. - III; -5-6 раз в г. - IV |
Астма бронхиальная | J45 | III, IV, V | при полной клинической ремиссии - III; при неполной клин. ремиссии - IV В зависимости от компенсации (по клиническим и функциональным показателям, данным аллергологического обследования): - при легком течении - III, - при среднетяжелом течении - IV; - при тяжелом течении - IV или V; - при гормональной зависимости - V. |
бронхоэктатическая болезнь | J47 | III, IV, V | в зависимости от компенсации (степени дыхательной недостаточности) |
аллергический ринит | J30 | II, III, IV, | при легком течении - II; при среднетяжелом - III; при тяжелом течении - IV |
хронический ринит | J31.0 | III | |
хронические болезни миндалин и аденоидов | J35 | II, III | при гипертрофии миндалин и аденоидов 2, 2-3 ст., отсутствии лакунарных наложений и признаков интоксикации - II; при гипертрофии 3 ст. - III |
хронический синусит | J32 | III | |
искривление носовой перегородки без нарушения дыхания | II | при отсутствии ночного храпа и ночных апноэ | |
хронический назофарингит, хронический фарингит | J31.1, J31.2 | II, III | без клинических проявлений - II |
носовые кровотечения. | R04.0 | II | при отсутствии тяжелой органической патологии, их обуславливающих |
поллиноз | II, III, IV | в ремиссии - II, при обострении- III, IV в зависим. от тяжести течения |
|
ухо и сосцевидный отросток | |||
хронический отит | Н65-Н75 | III, IV | при обострениях до 4 раз в г. - III; при обострениях свыше 4 раз в г. и отчетливом снижении слуха - IV |
отосклероз, кондуктивная и нейросенсорная потеря слуха (в том числе кохлеарный неврит и др.) потеря слуха неуточненная (в т.ч. глухота на оба уха) | Н80; Н90; Н91.9; Н93-Н95 | III, IV, V | в зависимости от степени потери слуха: - шепотная речь слышна на расстоянии более 3 метров - III; - шепотом речь слышна на расстоянии от 1 до 3 метров- IV; - шепотная речь не слышна - V |
нарушения вестибулярной функции, вестибулярные синдромы | Н81-Н83 | II, III, IV | в зависимости от выраженности вестибулярных нарушений II, III, IV |
психические расстройства и расстройства поведения | |||
соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы, нейроциркуляторная астения: НЦА (по гипертензивному типу) НЦА (по гипотензивному типу) НЦА (по смешанному типу) | F45.3 | II | |
фобические тревожные расстройства | F40 | II, III | слабо выраженные II выраженные III |
неврастения | F48.0 | II | |
невротические и/или астенические реакции | II | ||
невротические реакции, связанные со стрессом | F43.2 | II, III | слабо выраженные II выраженные III |
расстройство сна неорганической этиологии | F51 | II | |
органическое эмоционально-лабильное (астен.) расстройство | F06.6 | III | |
расстройства личности и поведения, обусловленные болезнью, повреждением или дисфункцией головного мозга | F07 | II, III | слабо выраженные II выраженные III |
эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (тики, энурез, логоневроз. др.) | F90-F98 | II, III | слабо выраженные - II выраженные- III |
специфические расстройства личности (психопатии) | F60-F62 | II, III | слабо выраженные - II выраженные- III |
шизотипическое расстройство | F21 | III | |
гиперкинетические расстройства | F90 | II, III | при компенсации - II при субкомпенсации - III |
расстройства поведения | F91 | II, III, IV | ограничен. рамками семьи - II; несоциализирован. расстр. - III; социализирован. расст. - III-IV |
задержка псих. развития /умств. отсталость легкой степени | F70 | II | |
специфические расстройства развития речи и языка | F80 | II | |
нервная система | |||
эпилепсия | G40 | III, IV | на фоне резидуально - органических поражений головного мозга, в стадии компенсации (без постоянной терапии) - III в стадии субкомпенсании (с постоянной терапией) - IV |
Мигрень | G43 | III | |
другие синдромы головной боли (в т.ч. неясной этиологии) | G44 | III | |
расстройства вегетативной (автономной) нервной системы | G90 | II, III | без ангиоспазмов с частотой менее 1 раза в неделю - II с ангиоспазмами - III |
гидроцефалия | G91 | II, III | при компенсации - III, при клинических проявлениях - IV |
детский церебральный паралич | G80 | III, IV V | в зависимости от выраженности симптоматики и степени компенсации III, IV, V |
полиневропатии | G62 | III, IV | Двигательные, чувствительные и координационные нарушения: - без снижения функц. возм. - III - при снижении - IV |
демиелинизирующая болезнь центральной нервной системы | G37.9 | III, IV | вне обострения - III, в период обострения - IV |
глаз и его придаточный аппарат | |||
аккомодационное косоглазие | Н50 | II | без амблиопии при остроте зрения с коррекцией на оба глаза не менее 1,0 без нарушений бинокулярною зрения |
Паралитическое и неаккомодационное косоглазие | Н49 | III, IV | с учетом степени аномалии рефракции |
гиперметропия сл. степени | Н52.0 | II | |
гиперметропия средней и высокой степеней | Н52.0 | III | |
спазм аккомодации, предмиопия | II | ||
миопия слабой степени | Н52.1 | ||
миопия средней и высокой степеней | Н52.1 | III | |
амблиопия | Н53.0 | III | |
анизометропия | Н52.3 | II, III | до 5 диоптрий - II свыше 5 диоптрий - III |
хронические аллергические и воспалительные заболевания защитного аппарата и переднего отрезка глаз | H01, H13.2 | III | |
Аллергический конъюнктивит | НЮ | II, III | в зависимости от течения и осложнений |
мочеполовая система | |||
доброкачественная протеинурия (физиологическая, ортостатическая) | II | при отсутствии заболеваний почек | |
Кристаллурии при отсутствии мочевого синдрома | II | при присоединении мочевого синдрома или снижении функции почек - см. интерстициальный нефрит обменного генеза | |
Малые аномалии почек и мочевыводящих путей (ротация почек, дистопия почек, небольшая пиэлоэктазия, подвижность почек) при отсутствии мочевого синдрома | Q60-Q64 | II, III, IV | при отсутствии мочевого синдрома - II; при присоединении мочевого синдрома - III; при снижении функции почек - IV |
гломерулярные болезни (гломерулонефрит) | N00-N08 | III, IV, V | при полной ремиссии- III; при активности и снижении функции почек - IV; |
тубулоинтерстициальные болезни (пиелонефрит хронический - первичный, вторичный, интерстициальный нефрит обменного генеза и др.) | N10-N16 | III, IV, V | при полной ремиссии- III; при активности и при снижении функции почек - IV; в стадии хронической почечной недостаточности - V |
нейрогенная дисфункция мочевого пузыря (нарушение ритма мочеиспускания) энурез | F98.0, N39.4 | II | |
врожденные пороки развития почек и мочевыводящих путей | Q60-Q64 | III, IV, V | в стадии хронической почечной недостаточности - V |
инфекции мочевыводящих путей, цистит | N30.1 | III | |
вторичная артериальная гипертензия (ренальная) | III, IV | при нормальной функции почек и отсутствии осложнений со стороны др. органов и систем - III; при снижении функции почек и наличии осложнений со стороны др. органов и систем - IV |
|
мочекаменная болезнь | N20-N23 | III, IV, V | при сохранных функциях почек - III; при снижении функции почек -IV; в стадии хронической почечной недостаточности - V |
крипторхизм (неопущение яичка) | Q53 | III | |
расстройства менструального цикла (отсутствие менструаций, скудные и редкие менструации, обильные, частые и нерегулярные менструации, скудные и редкие менструации); аномальные кровотечения из матки и влагалища; болевые и другие состояния, связанные с женскими половыми органами и менструальным циклом | N91 N92 N93 N94 | II, III | в период становления менструального цикла в течение 1,5 - 2 лет после первой менструации - II; при установившемся менструальном цикле и при других заболеваниях - III |
хронические болезни женских тазовых органов | N70, N73, N75, N76 | III | |
гидроцеле | N43,0-43,3 | II, III | |
эндокринная система, питание, обмен веществ | |||
увеличение щитовидной железы | Е00.1-Е04.0 | II, III | - увеличение I, II ст. без нарушения функции - II; - увеличение III, IV ст. без нарушения функции - III; - увеличение I - IV ст. с гипо- или гипертиреозом - III |
недостаточность питания (дефицит массы тела) | Е43-Е46 | II | масса тела меньше значений минимального предела "нормы" относительно длины тела (M-1) |
избыток массы тела | II | масса тела больше значений максимального предела "нормы" относительно длины тела (M+2) (на 15-19,9% от должной) | |
низкий рост | Е34.3 | II | варианты роста меньше минимального предела "нормы" относительно возраста и при отсутствии эндокринных нарушений |
низкий рост (нанизм) | Е34.3 | III, IV | |
ожирение экзогенно-конституциональное I -IV ст. | Е66 | III, IV | превышение массы тела на 20% и более за счет жироотложения. При отсутствии изменений сердечно-сосудистой, половой, нервной и др. систем - III, при их наличии - IV |
юношеская гинекомастия | N62 | II | при исключении эндокринной патологии |
гиповитаминоз, гипервитаминоз, дефицит или избыток минералов | Е50-Е56, Е64 | II | |
нарушения толерантности к глюкозе | R73.0 | II | |
инсулинзависимый сахарный диабет (I типа) | Е10.0 | III, IV | |
сахарный диабет (II типа) | Е11 | II, III | в зависимости от степени компенсации |
задержка полового созревания | Е30.0 | II, III, IV | при их наличии и в зависимости от тяжести III или IV |
Раннее или преждевременное половое созревание | II, III, IV | без сопутствующих эндокринных заболеваний - II, при их наличии ив зависимости от тяжести - III или IV |
|
кожа и подкожная клетчатка | |||
атонический дерматит, экзема, нейродермит, аллергический дерматит | L20, L23 | III, IV | в зависимости от локализации процесса, распространенности, интенсивности кожного процесса, при ограниченной локализации, или невыраженной степени пролиферации и лихенизации, умеренном зуде, без нарушений сна - III; при распространенных высыпаниях или выраженной пролиферации и лихенизации, значительном зуде и нарушениях сна - IV. |
Крапивница | L50 | II, III, IV | локализованная - II; генерализованная, рецидивирующая - III; генерализованная, рецидивирующая с отеком Квинке или анафилактич. шоком (в анамнезе) - IV |
Зуд | L29 | II | |
Папулосквамозные нарушения (псориаз, парапсориаз и др.) | L40-L45 | III, IV | в зависимости от степени компенсации |
костно-мышечная система и соединительная ткань | |||
кифоз, лордоз | М40 | II | |
Сколиоз | М41 | III, IV | рентгенологически и клинически не более 2ст. искривления - III; искривление более 2ст. или наличие нарушений функции внутренних органов - IV |
юношеский остеохондроз | М42 | III, IV | без выраженных клинических проявлений - III; с выраженным локальным и/или корешковым болевым синдромом, парестезиями и др. клиническими проявлениями - IV |
нарушения осанки | II | при отсутствии рентгенологических признаков других изменений позвоночника | |
уплощение стоп | II | по результатам плантографии | |
плоская стопа (плоскостопие) | М21.4 | III | по результатам плантографии |
вальгусная деформация стопы | М21.0 | III | |
врожденные и рахитические деформации грудной клетки | Q67.5-Q67.7 | I | |
дорсопатии (в т.ч. спондилопатии), врожденные деформации позвоночника | М40-М54 | III, IV | в зависимости oт компенсации анатомического дефекта и состояния функции внутренних органов |
деформации голени, бедра | M21,7-M21,9 | III, IV | в зависимости oт компенсации анатомического дефекта |
артропатии, остеопатии и хондропатии | М00-М25, М80-М94 | III, IV | |
юношеский (ювенильный) артрит | М08 | III, IV | в зависимости от компенсации процесса |
юношеский ревматоидный артрит | М08.0 | III, IV | в зависимости от компенсации процесса |
поражение мышц, поражение синовиальных оболочек и сухожилий, поражение мягких тканей | М60-М63, М65-М68, М70-М79 | III, IV | в зависимости от компенсации процесса и состояния функции |