Конспект по занятию поселим рыбок в аквариум. Конспект ОД в старшей группе на тему «Рыбы

МБДОУ «Детский сад №147 общеразвивающего вида г. Владивостока»

Конспект ООД в старшей группе

«Путешествие в мир аквариумных рыб»

Воспитатель высшей квалификационной категории

Григорянц Инга Суреновна

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Цель : Формирование представления познавательной активности и гуманных отношений к живому.

Образовательные задачи :Познакомить детей с золотой рыбкой , особенностями ее внешнего вида, местом обитания.

Развивающие : Развивать способность наблюдать . Выделять признаки внешнего вида, отражать результаты наблюдения словесно .

Воспитательные : Воспитывать любовь и интерес к обитателям аквариумов.Вызвать у детей желание ухаживать за аквариумными рыбками.

Предварительная работа : Рассматривание игрушечной рыбки .Чтение художественной литературы : А. С. Пушкин «Сказка о золотой рыбке »

И. Токмакова « Гдеспит рыбка » ,русскаянароднаясказка «Пощучьемувелению», И. Коньков « Мой аквариум огромный»

Словарная работа : Туловище, плавники, хвост, чешуя, аквариум, жабры.

Материалы и оборудование : Таз с водой, два больших декоративных бокала с живыми рыбками ,сачок, корм, кормушка, сдвинуть 4 стола по 2стола и посадить по 8 детей.

Ход образовательной деятельности:

Дети, обратите, пожалуйста внимание, что за книжечка у меня в руках? Как она называется? ("Сказка о рыбаке и рыбке")

А кто написал эту замечательную сказку? (А.С. Пушкин)

А какая рыбка была в этой сказке? (Добрая, волшебная, сказочная)

Да, в этой сказке рыбка была волшебной, она могла выполнять желания, а мы с вами сегодня рассмотрим рыбку не сказочную, а настоящую, поэтому она не может выполнять ничьих желаний, а напротив, поскольку она будет жить у нас в аквариуме, мы должны учиться понимать её желания и делать так, т.е ухаживать за ней, чтобы ей и всем нашим рыбкам было хорошо и уютно в аквариуме.

Дети, а вы любите аквариум?

Почему? (ответы детей выслушать)

Аквариум, как добрый волшебник притягивает к себе.

А кто живет в аквариуме?

У вас на столах стоят большие декоративные бокалы с рыбками, вы все внимательно посмотрите на рыбок и скажите, какую вы из них узнали, как она называется?

Сегодня на занятие я принесла новую рыбку, посмотрите на нее: нравится ли она вам? (показываю ее в декоративном бокале всем детям)

Да, рыбка очень красивая, называется она (золотая). Рыбы - животные, живые существа. Они бывают большие и маленькие.

Чтобы вы могли лучше рассмотреть рыбку, я пущу ее в таз с водой, который поставлю перед вами (дети рассматривают плавающую рыбку)

Тело рыбки можно разделить как бы на три части: голову, туловище и хвост. Шеи у рыб нет.

Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (чешуёй - закрепить это слово)

Какого цвета чешуя у рыбки? (блестящая, серебристая и т.д, у разных рыб она разная, в основном серебристая)

А на что похожа она? (на монетки) (напоминает нам одежду из серебряных монеток)

Скажите мне, есть ли глаза у рыбки? Какой они величины? Как они расположены? Рыбка смотрит прямо перед собой или? иначе?

Да, глаза у нее маленькие, находятся по бокам головы.

А что еще у рыбки есть на голове? (рот)

Какой он величины? (маленький)

А какая у рыбки форма тела?

Да тело у рыбки гладкое, овальное, сжатое с боков, обтекаемое, вытянутое. Такая форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать. Плавая, они поднимаются вверх, то спускаются вниз на дно аквариума.

Посмотрите внимательно, как рыбка плавает и скажите, а что ей помогает при плавании? Что находится на спине и животе рыбки?

Да, это плавники. Что рыбка ими делает? (двигает, когда плывет).Итак плавники у рыбки хвостовые, спинные и брюшные.

А что рыбка делает хвостом? (изгибает его, двигает им, он тоже помогает плавать ей.)(показываю своей рукой движение рыбки)

А теперь вы тоже своей рукой покажите, как рыбка плавает. (дети показывают)

Посмотрите, куда сейчас рыбка плывет

Да, к Насте.

А теперь? К Никите. А теперь остановилась и смотрит на нас.

Как вы думаете рыбка видит нас? (да, у нее есть глазки)

Рыбки не только видят, но и слышат и могут на расстоянии обнаруживать преграду.

Интересно, ребята! А спят ли рыбки?

Есть ли у них домики?

Вот послушайте стихотворение, может быть оно даст нам ответ на наши вопросы:

Ночью темень, ночью тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе

След собачий - к конуре

Белкин след ведет к дуплу

Мышкин - к дырочке в полу

Жаль, что в аквариуме, на воде

Нет следов твоих нигде

Только темень, только тишь

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Оказывается рыбки спят и домики есть у них. Только у рыбки домик звучит как-то непривычно "рыбье гнездо". Самый простой домик - это ямка в песке или камнях.

Давайте мы с вами отдохнем и превратимся в рыбок.

Физкультминутка

Как в аквариуме нашем

Рыбки золотые пляшут ,

Они весело резвятся

В чистой тепленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке

То помашут плавниками

То закружатся кругами (движение по тексту)

После физкультминутки подходим все к аквариуму.

Дети, где живут у нас рыбки? (в аквариуме)

Что есть в нашем аквариуме? (вода)

Какая вода в нем? Посмотрите она чистая, прозрачная (закрепить слово)

Что еще есть, кроме воды в аквариуме? (зеленые растения, песок, камешки, ракушки). Прежде, чем положить на дно аквариума песок, камешки, ракушки я их тщательно промыла, затем посадила растения, постаралась сделать так, чтобы дно аквариума, как можно больше напоминало дно природного водоема. Это дно из жизни условий рыбок, без воды рыбки жить не могут они гибнут, существует пословица "Как рыба в воде"(когда человеку хорошо, комфортно, уютно).

Поэтому, видите, какой аквариум получился красивый. Нравится вам?

А чтобы он всегда был таким, нужно постоянно за ним ухаживать. В одно и тоже время кормить рыбок, доливать чистую воду по мере необходимости, так как она испаряется, протирать стекла аквариума внутри и снаружи, закрывать аквариум стеклом, чтобы пыль не попадала в воду.

Мы хорошо ухаживаем за своими рыбками, поэтому они такие веселые, быстро плавают.

Давайте наших рыбок пустим в аквариум.

Чем мы ее поймаем? Можно рыбку ловить рукой?

Нет нельзя, ее можно повредить и она заболеет. Ловят рыбок сачком (закрепить слово).

Вика, возьми сачок и поймай рыбку в тазу. (ребенок ловит рыбку) вместе со мной. Вот какая рыбка ловкая, как трудно было ее поймать. Рыбка поплыла, аквариум у нас просторный, ей будет свободно в нем плавать.

А теперь давайте покормим рыбок.

Кто знает, что это за рамочка на воде?

Правильно - это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм- дафний и циклопов. Это мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Корма дают рыбкам столько, сколько они могут съесть, чтобы не загрязнять аквариум. Для этого используют мерную ложку. Кормят рыбок утром и вечером в одно и тоже время. Корм у нас хранится в этой баночке. Видите на ней наклеены картинки с рыбками.

Ну-ка, Ваня, насыпь в кормушку корм.

Ребята, давайте позовем рыбок, я легонько постучу по стеклу аквариума.

Смотрите, рыбки плывут к кормушке на мой стук, значит они слышат. У рыб нет снаружи ушей, у них внутреннее ухо.

Смотрите, как рыбки захватывают корм ртом. Максим покажи, как они это делают.

Посмотрели, как они кушают! Давайте не будем им долго докучать, а пока они кушают, я вам загадаю загадки (садимся за столы) . Вы слушайте очень внимательно, чтобы смогли мне ответить, так как эти загадки все живут в мире аквариумных рыб.

Итак загадка

1-я У родителей и деток

Вся одежда из монеток. (чешуя )

2-я Стеклянный дом

А в доме том

Во все концы

Снуют жильцы.(аквариум )

3-я У маленькой скотинки

Сто серебряных монеток в спинке. (рыбка )

4-я В воде играют,

А на земле умирают. (рыбки )

Молодцы! Умеете отгадывать загадки.

А сейчас мы с вами проведем небольшую викторину " В мире аквариумных рыб".

Правила викторины таковы: за каждый правильный ответ вы получаете фишку. Побеждает тот, кто больше всего наберет фишек. Победителей ждет сюрприз.

Итак начали:

1. Что представляет собой рыбы исходя из вашего понимания? (это животные, живые существа)

2. Где живут рыбы? (в воде)

3. Какие есть у рыб приспособления, чтобы жить в воде? (гладкая, овальная, вытянутая форма тела и чешуя)

4. На какие части разделено тело рыб? (на 3 части: голова, туловище, хвост)

5. С помощью чего рыбки двигаются в воде? (плавников: спинных, брюшных, хвоста)

6. Чем дышат рыбы и с помощью чего? (воздухом который есть в воде, жабрами)

7. Как ведут рыбки себя в воде аквариума? (по разному: плавают быстро и медленно; плывут в разных направлениях, затаиваются, отдыхают, отыскивают корм, резвятся, играют, иногда дерутся)

А теперь подсчитываем у кого, сколько фишек. Подсчитали, а теперь давайте выстраиваться победители в порядке уменьшения:

1 - кто меньше собрал фишек

2 - кто чуть больше

3 - кто больше всех собрал фишек

По очереди вы будите заводить заводных рыбок в воде. Первым будет заводить победитель, у которого больше всех фишек, затем тот, у кого чуть меньше, и наконец тот, у кого их мало.

На этом наше путешествие в мир аквариумных рыбок подошло к концу.

И наше занятие мы закончим стихотворением :

Мой аквариум огромный,
Как домашний океан,
За стеклом струится скромный
Пузырьков живой фонтан.
Там, в аквариуме, рыбка,
У неё подводный дом,
Рыбка двигается гибко,
Машет веером-хвостом.
Эта рыбка не простая -
Золотой её наряд,
Ярко радугой блистая,
Завораживает взгляд.
Между водорослей нежных,
Возле камешков на дне
Рыбка плавает неспешно
И живёт на радость мне.

Зоомагазин - это такой магазин, где продают различных домашних питомцев, а также различные корма для них, клетки, аквариумы и многое другое. ПРЕЗЕНТАЦИЯ.

В нашем зоомагазине продают различных рыбок (выставляет картинку-схему): меченосец, гуппи, скалярия. Давайте, внимательно рассмотрим этих рыбок.

Ребята, посмотрите внимательно и скажите, чем похожи все эти рыбки?

Правильно у всех рыбок одинаковое строение: у них есть голова, жабры, туловище, хвостик, плавники. Тело всех рыбок покрыто чешуей. Выставляет картинку-схему на мольберте.

А чем же отличаются эти рыбки?

Правильно, у рыбок различные форма, размер и цвет частей тела.

Ребята, давайте подойдем к аквариумы, чтобы внимательно рассмотреть рыбок.

Сначала мы рассмотрим тело рыбок.

Какой формы тело у меченосца?

Какой форму тело у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму плавников. Какие плавники у меченосца?

Какие плавники у гуппи?

У скалярии?

Теперь рассмотрим размер и форму хвостика. Опишите верхнюю часть хвоста меченосца и нижнюю?

Какой хвостик у гуппи?

Какой хвост у скалярии?

Теперь мы расскажем об окрасе рыбок. Каким цветом меченосец?

Каким цветом гуппи?

Каким цветом скалярия?

Вот мы и узнали об особенностях каждой рыбки, скажите, чем они отличаются? Выставляет картинку-схему.

Ребята, рыбки хотят проверить, как вы их запомнили, они приглашают нас поиграть в прятки.

Посмотрите внимательно на картинку и отгадайте, где какая рыбка спряталась.

Ребята, рыбки очень устали, пришло время их покормить. Как вы думаете, чем мы угостим рыбок?

Эти рыбки питаются животной пищей: мотылями, циклопами - и растительной: водорослями, крапивой.

Ребята, давайте угостим наших рыбок. Подойдите к квадратному аквариуму. Выбирайте рыбку и то, чем вы хотите ее угостить.

Я выбираю скалярию. Скалярия съела мотыля.

Спасибо, ребята, покормили рыбок! Чем нужно угощать рыбок? Выставляет картинку-схему.

Ребята, мы уже знаем, как называются рыбки, как они выглядят, чем питаются. Как за ними ухаживать? Выставляет картинку-схему.

Чтобы рыбкам было комфортно, мы должны содержать аквариум в чистоте: мыть его и менять воду; поддерживать температуру воды, следить, чтобы рыбкам было светло.

Ребята, мы узнали о рыбках все. Выставляет картинку-схему.

Давайте выберем рыбок для нашего аквариума (Педагог подходит с коробочкой, в которой находятся рыбки).

АУДИОЗАСТАВКА.

Я обожаю тину

И мокрые места

Поганки, плесень, сырость

Такая красота…

Я не люблю рыбешек,

Их красоту и цвет.

Их затяну в болото

Забудут о них все.

Рыбы затягиваются тиной, теряют цвет.

Ребята, что натворила Кикимора?

И теперь мы не сможем забрать этих рыбок в наш аквариум. Зачем она это сделала?

Что же нужно сделать, чтобы победить зло Кикиморы?

Точно! Разукрасив рыбок, мы вернем им красоту. А что же сделать, чтобы все о них узнали?

Ребята, выбирайте рыбок и проходите в мастерскую.

Посмотрите внимательно, чего нет у наших рыбок?

Ребята, как вы думаете, с помощью чего мы нарисуем чешую рыбкам?

Чешую рыбкам нарисуем с помощью картонных рулончиков. Возьмите рулончик, обмакните в краску, а теперь прижимаем рулончик к туловищу рыбки. Выпуклая сторона рулончика направлена вправо. Педагог показывает.

Какое туловище у скалярии (меченосца, гуппи)?

Вот мы и вернули красоту нашим рыбкам, но, зло до конца не побеждено, что же осталось сделать?

Точно! Но как сделать так, чтобы о рыбках узнали все, все, все?

А давайте наши рассказы снимем на камеру и отправим на телевидение! Но рассказывать мы должны очень подробно и в этом нам поможет схема: вы должны сказать, как называется рыбка, описать ее строение, рассказать какие у нее плавники, туловище, хвостик, чем она питается, как за ней ухаживать. Указание на схему.

Педагог поочередно вызывает детей.

Ребята, посмотрите, мы разрушили зло Кикиморы! Пришло время возвращаться в группу, ведь теперь мы можем рыбок из зоомагазина отправить в наш аквариум.

Техника выполнения: рисование свечкой или белым восковым мелком. Наносится рисунок и затем тонируется поролоном. Первый раз можно просто предложить произвольно почертить (буквально каля-маля сделать, а когда дети затонируют и у них появится что-то, чего они в начале работы не видели, они почувствуют себя волшебниками.

Программное содержание:

Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования;

Развивать образное мышление, умение создавать знакомый образ, с опорой на жизненный опыт детей;

Развивать ощущение, восприятие, творческие способности детей;

Дать представление о рыбах, о строении их тела, способе передвижения, образе жизни;

Вызвать интерес к изображению рыбок;

Оборудование: плотный альбомный лист или полу-картон вырезанный в виде аквариума, восковые мелки разных цветов, акварельные краски, кисточки крупного размера.

Предварительная работа: просмотр фотографий, иллюстраций, открыток с изображением рыб; рассматривание аквариума; чтение художественной литературы.

Ход непосредственно - образовательной деятельности

Воспитатель читает стихотворение А. Фета «Рыбка»:

Тепло на солнышке. Река

Берёт свои права;

В воде местами глубь ясна,

На дне видна трава.

Чиста холодная струя,

Слежу за поплавком,

Шалунья рыбка, вижу я,

Играет с червяком.

Голубоватая спина,

Сама как, серебро,

Сама как, серебро,

Глаза - блестящих два зерна,

Багряное перо...

Ребята, а где живут рыбки?

В море. В реке. В озере.

Правильно. Отгадайте загадки.

Посмотрите - дом стоит, Вильнёт хвостом

До краёв водой налит. Туда-сюда -

В этом домике жильцы - И нет её,

Все умелые пловцы. И нет следа.

(Аквариум) (Рыбка)

Теремок ползёт. На окошке - пруд,

На себе его везёт В нём пловцы живут.

Хозяюшка богатая, У стеклянных берегов

Хозяюшка рогатая. Не бывает рыбаков.

(Улитка) (Аквариум)

Ребята, так, где же ещё могут жить рыбки?

В аквариуме!

Правильно! А у кого дома есть аквариум? Расскажите, как вы за ним ухаживаете?

Дети рассказывают, что рыбок надо кормить, менять воду в аквариуме, сажать в нём водные растения, следить за температурой воды.

Ребята, а какие названия аквариумных рыбок вы знаете?

Гупии, меченосец, золотая рыбка, сомик и др.

Молодцы! А теперь давайте поиграем.

Игра «Аквариум»

Воспитатель предлагает детям показать жителей аквариума - рыбок и улиток, а также водоросли и камешки.

«Рыбка» - дети не спеша, на цыпочках двигаются по комнате в произвольном направлении (руки опущены вниз и назад) и совершают волнообразные колебания, как плавники рыбы.

«Улитка» - присесть на корточки и поставить «рожки» на голове указательными пальцами, можно медленно передвигаться на корточках.

«Водоросли» - стоя, поднять руки вверх и совершать волнообразные движения телом и руками.

«Камень» - присесть на корточки и не шевелиться.

Когда дети запомнят движения, попросить их слушать внимательно и показывать аквариумных жителей по словесной команде. Воспитатель не спеша даёт команды: «Рыбка, улитка, камень, водоросли, рыбка, камень, улитка, водоросли» и т. д. После окончания игры воспитатель приглашает всех на места.

Сегодня мы с вами нарисуем свои аквариумы и заселим их жителями.

Воспитатель раздаёт детям альбомные листы, вырезанные в виде аквариума, восковые мелки, кисти, акварельные краски и стаканчики с водой.

Обратите внимание на форму тела рыбы - овальная, вытянутая, голова плавно переходит в туловище, на конце туловища широкий хвост. У рыбы нет ног, но зато есть плавники - с их помощью она плавает в воде.

Дети рисуют восковыми мелками разноцветных рыбок, водоросли, камушки, улиток и др.

А теперь, ребята, наши аквариумы надо заполнить водой. Окунайте кисточки в воду и закрашивайте весь аквариум голубой и синей краской прямо поверх ваших рисунков. Нарисованные восковыми мелками рыбки и водоросли не закрасятся акварельными красками.

После окончания работы рисунки ставятся на выставку и рассматриваются всеми детьми.

Чудесные аквариумы у вас получились! Теперь можно и поиграть

Игра «Рыбки»

Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют движения, о которых в нём говорится.

Рыбки плавают, ныряют - («плавать» как рыбки)

Корм подводный собирают («собирать» воображаемый корм)

Раз, два, три - (присесть и брать его с пола)

Со-бе-ри! (обеими руками)

Рыбки плавают, ныряют - («плавать»)

И друг друга догоняют.

Раз, два, три - (бегать друг за другом)

Догони, догони, догони... (по комнате)

Рыбки плавают по дну - («плавать»)

Не поймаешь ни одну.

Раз, два, три (при слове «замри» дети останавливаются)

Замри (в тех позах, в которых их застала команда)

Воспитатель проходит между детьми и смотрит, чтобы никто не шевелился. Кто пошевелится, тот садится на стульчик. Остальные продолжают игру после слов:

Раз, два, три - отомри!

Игра проводится 2-3 раза.

Организация: МБДОУ МО «Детский сад № 161»

Населенный пункт: г. Краснодар

Задачи:

Коррекционные:

Расширение и уточнение словаря по теме: «Аквариумные рыбки»;

Совершенствование естественно-научных представлений (рыбка, туловище, голова, хвост, плавники, жабры, чешуя и т. д.);

Развитие связной речи;

Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, фонематического слуха;

Развитие наблюдательности, мышления;

Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;

Активизация познавательной деятельности:

Образовательные:

Согласование прилагательных с существительными;

Образование относительных прилагательных, употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных;

Закрепление падежных окончаний и формирование предложно - падежных конструкций.

Воспитательные:

Повышение активности, сознательности, интереса к логопедическим занятиям;

Воспитание чувства любви к природе, заботливое отношение и желание ухаживать

Оборудование:

Магнитная доска, буквы, игра «Магнитные рыбки», картина «Аквариумные рыбки», фланелеграф, плоскостные изображения аквариумных рыб, разрезные картинки с разными рыбами.

Действующие лица: клоун Барбарискин,

Ход занятия:

Логопед: Ребята сегодня к нам пришел в гости добрый и веселый клоун зовут его – «Барбарискин». Он очень хотел познакомиться с вами, но сейчас Барбарискин очень грустный и печальный, потому что у него беда. Его пригласила в гости на день рождения лучшая подруга «Вафелька», ей очень нравятся «аквариумные рыбки». И Барбарискин хочет подарить ей рыбок, да только не знает ничего про них.

Дети давайте поможем «Барбарискину»?.

Дети: Да!

Логопед: Расскажем «Что может делать рыбка?»

Дети по одному называют слово действие и садятся на свое место (плавать, дышать, спать, открывать рот и т.д.).

Логопед: А сейчас отгадайте загадку:

Этот дом не деревянный,

Не из камня этот дом.

Он прозрачный, он стеклянный,

Нету номера на нем

И жильцы в нем не простые,

Не простые, золотые.

Эти самые жильцы –

Знаменитые плавцы.

(Картинка аквариума)

Дети: Аквариумные рыбки

Логопед: Кто живет в аквариуме?

Дети: Там живут рыбки.

Логопед: рыбки, которые живут в аквариуме, как называются?

Дети: Аквариумные рыбки.

Логопед: Давайте все вместе перечислим Барбарискину аквариумных рыбок, которых мы знаем. (логопед показывает картинки рыб).

Дети: Меченосец, золотая рыбка, сомик, гуппи и т.д.

Логопед: Ребята, а почему их называют рыбками? Как вы думаете?

Дети: Потому что они живут в воде.

Логопед: Правильно, они живут в воде, у них есть голова, туловище, хвост, плавники, жабры, которыми они дышат под водой, и их тело покрыто чешуей.

Логопед: А почему мы называем их не рыбами, а рыбками?

Дети: Потому что они очень маленькие.

Логопед: А давайте вместе с Барбарискиным сходим в зоомагазин и познакомим его с рыбками.

Дети: Давайте!!!

Логопед вместе с детьми проходят к заранее подготовленному фланелеграфу.

На фланелеграф выставлены картинки (аквариум, рыбки).

Игра «Отгадай рыбку».

Ярко-красный или черный,

Очень резвый и проворный,

Длинный острый хвостик носит

И зовется…… (Меченосец)

(Н.В. Нищева)

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Это рыбка не простая.

Рыбка эта…. (Золотая)

(Н.В. Нищева)

Логопед: Как здорово ребята! Мы с вами узнали и отгадали рыбок, которые находятся в нашем зоомагазине.

Логопед: Нам нужно возвращаться в детский сад, и для того чтобы обратно дорога была веселей физкультминутку выполняй скорей!

Физкультминутка «Аквариум» (Работа над координацией речи и движений, развитие подражательности).

Улитки ползут,

Свои домики везут.

Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной.

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо.

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад.

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

Плавные повороты туловища вправо влево и наоборот.

(Н.В. Нищева)

Логопед: А теперь давайте научим Барбарискина как ласково можно назвать рыбку или ее часть:

Игра «Назови ласково».

Например: рыба – рыбка.

Голова, хвост, плавник, ус, чешуя

Логопед: Барбарискин! Сколько рыбок ты хочешь подарить «Вафельке»?

Барбарискин: Одну. Но самую красивую!

Логопед: Наши ребята могут тебе в этом помочь. Посчитать наших рыбок.

Игра «1, 3, 5».

Например: Одна рыбка, три – рыбки, пять – рыбок и т.д.

Рыбка, хвост головка, плавник, ус, сомик.

Барбарискин: Ребята помогите мне для «Вафельки» разобрать слова «Сомик», «Гуппи»»?

Логопед: Конечно Барбарискин мы все вместе поможем тебе. «Сомик» - назовите звук, который стоит в конце этого слова ([к]). Найдите букву в слове «Гуппи» - назовите согласный звук, который стоит в середине слова ([п]). Найдите букву в слове.

Барбарискин: Ой ребята спасибо большое за помощь! Сам бы я не справился с таким сложным заданием. Вы настоящие друзья!

Итог занятия

Дополнительное задание: «Назови рыбку и посели ее в аквариум».

Логопед раздает детям разрезные картинки с разными рыбами (речные, морские, аквариумные). И выставляет на фланелеграф картинку с аквариумом.

Дети выбирают аквариумных рыбок, называют и крепят к картинке «аквариум» на фланелеграфе.

Барбарискин: Ура! Спасибо вам ребятишки. Теперь я точно знаю, какую рыбку я подарю на день рожденья «Вафельке», она очень ей понравится.

Логопед: Если не секрет, а какую рыбку ты хочешь подарить ей Барбарискин?

Барбарискин: «Золотую рыбку». Говорят она еще может желания исполнять. Ну все побежал в зоомагазин. До свиданья ребята.

Список литературы

Список литературы

1.Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий /Под редакцией О.С. Ушаковой. – М. ТЦ Сфера, 2004.

2.Речевые праздники и развлечения в детском саду: пособие для логопедов и воспитателей дошкольных образовательных учреждений / С.П. Цуканова, Л.Л. Бетц. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010.

3.Развитие речи детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художник В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1997. (Серия «Вместе учимся, играем»).


Тематическая подборка игр и упражнений для детей раннего возраста на тему «Рыбки»

Цели:

Продолжать обогащать опыт детей при действии с предметами различной величины и цвета (желтый, синий, зеленый, красный).
Учить детей считать до двух.
Формировать знания о понятиях «круг», «один-много» и способах уравнивания совокупностей.
Используя ситуацию экспериментирования познакомить со свойствами предметов: «плавает», «тонет».
Развивать память, мелкую и общую моторику, координацию движений.

Оборудование:

Игрушки «рыбки» разных цветов и размеров.
Картонные круги синего цвета. Камешки.
Таз с водой, таз с пшеном.
Картинка «Рыбка» для пальчикового рисования, пальчиковые краски.
Картинка «Аквариум», клей-карандаш, бумажный силуэт рыбки, пластилин.
Картинка с изображением озера с одной рыбкой и озера с несколькими рыбками. Карточка с изображением цифры «1».
Картинка-заготовка с изображением озера и одной рыбки, клеящие карандаши, цветные силуэтные изображения рыбок.
Картинка-фон с изображением больших и маленьких рыбок разного цвета с наклеенными на них кругами, соответствующего цвета и величины. Пуговицы соответствующего цвета и величины (большие и маленькие зеленого, желтого, красного, синего, белого цветов).
Картинка-заготовка с изображением аквариума, карандаши зеленого и коричневого цвета, пластилин, палочка.
Обручи желтого, зеленого и красного цветов.
Обручи синего цвета, под ними вырезанные из прозрачной клеенки круги.
Рыбка привязанная на веревочку.
Подносы с манной крупой.
Аудиозапись: П. Чайковский «Рыбы»(из «Детского альбома»), песня «Про рыбок».

Игры и упражнения:

Сюрпризный момент «Поймай рыбку»

В таз с пшеном дети опускают руки и выкапывают небольшие игрушки, изображающие рыб.

Дидактическая игра «Где спряталась рыбка?»

Перед ребенком выкладываются три игрушки (рыбка и любые животные). Каждая фигурка накрывается платочком.

Найди рыбку. Где она спряталась?

Дидактическая игра «Рыбка в озере»

Вот перед вами круг. Круг синего цвета - синий круг. Это будет вода для нашей рыбки. Пустите рыбку в воду - положите сверху на синий круг. Вот рыбка поплыла в самую середину. А теперь рыбка поплыла влево. Вправо. Решила рыбка плыть по краю возле берега. Проведите рыбкой по краю круга. А теперь по краям круга выложите красивые камешки.

Аппликация «Рыбка в аквариуме»

Рыбки могут жить и в доме - в аквариуме. Возьмите вот такую бумажную рыбку и пустите ее в аквариум - приложите сверху. А теперь возьмите в руки клей-карандаш, намажьте обратную сторону, приложите рыбку к аквариуму и пригладьте ладошкой.


Лепка барельефная «Корм для рыбок»

А теперь нужно покормить рыбку специальным кормом.
На изображение аквариума с рыбкой дети налепляют кусочки пластилина - корм для рыбок.

Физминутка «Пять маленьких рыбок»

Пять маленьких рыбок плескались в реке.
(Имитация движения рыб)

Лежало большое бревно на песке.
(Развести руки в стороны)

Первая рыбка сказала: - нырять здесь легко.
(Имитация ныряния)

Вторая сказала: ведь здесь глубоко.
(Грозят указательным пальцем)

Третья сказала: мне хочется спать.
(Руки сложить под ухо)

Четвертая стала чуть-чуть замерзать.
(Потереть кистями плечи)

Пятая крикнула: здесь крокодил,
(Руками имитируют пасть крокодила)

Плывите скорее, чтоб не проглотил.
(Убегают)

Слушание музыки П. И. Чайковского «Рыбы»

Дети слушают музыку.

Пальчиковое рисование «Рыбка»

Дети оставляют отпечатки пальчиков внутри силуэта рыбки.

Дидактическая игра «Цветные рыбки»

Вот у нас аквариумы (обруча) - желтый, зеленый, синий и красный. А вот рыбки. Нужно разложить их в аквариум. Каждой рыбке свое место: желтые рыбки - в желтом аквариуме, а красные рыбки - в красном аквариуме, синие - в синем, зеленые - в зеленом.

Экспериментирование «Плавает или тонет»

В ёмкость с водой дети опускают камешки, затем бумагу и наблюдают, что утонуло, а что плавает.

Чтение стихотворения и инсценировка

Рыбка рыбку догоняла,
Рыбка хвостиком виляла.
Ткнулась в брюшко: - Догнала!
Эй, подружка! Как дела?

Упражнение «Одна рыбка, две рыбки»

А теперь возьмите в каждую руку по одной рыбке. Посчитаем, сколько всего рыбок у вас: одна, две. Всего две рыбки. Спрячьте одну рыбку за спину. Сколько рыбок осталось? Осталась одна рыбка. Покажите вторую рыбку. Сколько стало рыбок? Две рыбки.

Игра с прищепками «Рыбий хвостик»

Посмотрите, какие красивые рыбки. А мы можем сделать их еще красивее. Украсьте хвост рыбки разноцветными прищепками. Можно сделать плавник рыбе.

Рисование на крупе «Червячки для рыбки»

Рыбки любят кушать червячков. Давайте нарисуем червячков для рыбок.

Дидактическая игра «Одна рыбка - много рыбок. Знакомство с цифрой «1»

Посмотрите на картинку. В каком озере плавает много рыбок? В каком озере плавает она рыбка?


Посмотрите. Это цифра «1». Повторите: «один». Запомните эту цифру.

Аппликация «Друзья для рыбки»

Сколько рыбок плавает в озере на картинке? Одна рыбка. Не с кем оной рыбке поиграть. Давайте запустим в озеро других рыбок, чтобы наша рыбка не была одна.
Дети прикладывают к изображению озера цветные силуэтные картинки рыбок.
- Сколько рыбок стало? Много. Наклейте рыбок.

Дидактическая игра с пуговицами «Разные рыбки»

Посмотрите, сколько рыбок плавает в аквариуме? Много рыбок. Покажите больших рыбок. Маленьких. Синих. Красных. Зеленых. Желтых. Белых. А теперь разложите пуговицы на рыб подходящего цвета и величины.

Изобразительная деятельность «Рыбки в аквариуме»

Перед вами пустой аквариум. Прежде чем запускать в него рыбок, нужно нарисовать в аквариуме траву и камни.
Зеленым карандашом дети рисуют вертикальные линии - траву, а коричневым карандашом рисуют круги в нижней части аквариума - камни.
А теперь можно запускать рыбок. Возьмите кусочек пластилина и прямым раскатыванием сделайте толстую колбаску. Приложите ее к аквариуму и придавите пальцами. Теперь сделаем хвостик: приложите пальчик к краю пластилина и вытяните хвостик, приложите пальчик рядом и вытяните еще хвостик. Палочкой сделайте глазик - отверстие в пластилине на другом краю рыбки.

Свободные танцевально-ритмические движения детей под песню
«Про рыбок»

Дети двигаются под музыку.

Упражнение «Одна или много рыбок?»

В этом озере сколько рыбок? Много. А в этом озере сколько рыбок? Одна. Возьмите своих рыбок и пустите поплавать к одной рыбке. Сколько рыбок стало? Стало много рыбок.

Пальчиковая игра «Рыбка»

Рыбка плавает в водице.
Рыбке весело играть.
(Две ладошки вместе изображают плавательные движения)

Рыбка, рыбка, озорница,
Мы хотим тебя поймать.
(Ладони поочередно сжимаются в кулак)

Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла.
(Хватательные движения щепоткой)

Рыбка хвостиком вильнула,
Быстро-быстро уплыла.
(Помахать рукой)

Артикуляционное упражнение «Рыбка открывает рот»

Покажите, как рыбка ротик открывает и закрывает. Не торопитесь.

Динамическая пауза «Разбудим рыбку»

Ночью темень, ночью тишь
Рыбка, рыбка, где ты спишь?
Подойдем мы к ней, разбудим.
И посмотрим, что же будет.

Рыба привязана к палочке. Воспитатель поднимает рыбку над головами детей, дети подпрыгивают, пытаются достать рыбку.