Сметы на проектирование. Смета проекта: есть ли необходимость составления финансового документа

Проектная смета — это печатный документ, в котором установлены объемы и стоимость работ по реализации строительных проектов. Проектная смета является пакетом документов, которые служат заказчику и подрядчику основанием для подписания договора, взаиморасчетов, контроля за расходованием средств, организации производства.

Регламентирующие документы

Порядок разработки, содержание и состав проектно-сметной документации регламентируется «Положением о составе разделов проектной документации…». В состав документации в рамках договора на капстроительство входит смета на проектно-изыскательские работы. Она составляется в соответствии со «Сборником базовых цен…» (СБЦ).

«Положение» применяется при непосредственной разработке сметной документации для объектов реконструкции, капитального ремонта и капстроительства, в том числе:

  • объектов производственного назначения;
  • объектов непроизводственного назначения;
  • линейных объектов.

Общие требования к составлению проектно-сметной документации указаны в Градостроительном кодексе РФ.

Смета на ПИР

Порядок составления

При расчете стоимости проекно-изыскательских работ используется Государственный норматив «СЦБ». Смета на ПИР описывает основные направления и задачи, порядок и сроки проектирования, определяет стоимость проектных работ. Проектирование может выполняться в одну или две стадии. СЦБ регламентирует стоимость работ при обоих вариантах.

На стадии «П» (Проект) принимаются принципиальные решения — выбор месторасположения объекта, основные архитектурно-планировочные и конструктивные решения, выбор оборудования, способ строительства. На этом этапе составляется сводная смета. Она проходит экспертизу, утверждается или отправляется на доработку.

На стадии «РП» (Рабочий Проект) принятые на первой стадии решения уточняются и детализируются. Создаются рабочие чертежи, спецификации и другая документация, необходимая на строительной площадке. Сметная документация так же детализируется — разрабатываются локальные и объектные сметы.

Двухстадийный метод проектирования является предпочтительным, поскольку при неудачных решениях затраты на ПИР и разработку смет оказываются минимальными. Одностадийный метод применяют при проектировании небольших объектов. В этом случае локальные, объектные и сводные сметы составляются одновременно.

Оформление

Созданию сметы на проектно-изыскательские работы предшествует подписание договора на проектирование. В нем отражаются объемы проектирования, сроки выполнения и другие важные условия.

Смета на ПИР создается в произвольном виде и не имеет утвержденной формы, тем не менее требования СБЦ должны соблюдаться. Она создается в простой письменной форме, утверждается и прилагается к остальной документации на проектирование.

Смета содержит:

  • порядок применения данного документа;
  • подробный перечень затрат;
  • приложения и прочую информацию.

Для внесения изменений и дополнений в проектную смету заключается дополнительное соглашение. В одностороннем порядке утвержденная смета изменена быть не может и является обязательной к применению.

Составление сметы на проектно-изыскательские работы (ПИР) можно отнести к одному из специфических видов сметных расчетов. Стоимость проведения проектных работ рассчитывается не по сборникам единичных расценок, к которым относятся ТЕРы, ФЕРы, и даже не по элементным расценкам (ГЭСНы), т.е. они в каком-то смысле стоят особняком от общестроительных, пусконаладочных, ремонтных и прочих работ, сметы на которые разрабатываются на основе перечисленных сборников. Сметные расчеты на проектно-изыскательские работы, как правило, считаются по справочникам базовых цен (СБЦ), разработанных под каждую отрасль экономики: газовую, коммунальную, металлургическую, машиностроительную и пр. При расчете стоимости смет на ПИР по сборникам СБЦ сметчики обычно используют формулу: (А+В*Х)*K, в которой показатели А и В представляют собой указанные по каждому виду проектных работ фиксированные нормативы, величина Х – основной количественный показатель проектирования (км, шт. и другие единицы размерности), К – коэффициенты перевода базовой стоимости проектных работ в цены текущего периода с учетом возможных корректировок. Рассмотрим образец сметы на ПИР, разработанный на основе справочника цен на проектные работы по коммунальным и инженерным сетям и сооружениям с переводом с текущие цены 2 квартала 2013 года по Краснодарскому краю.


№ пп Виды работ по предприятиям, зданиям или инфраструктурным объектам Номера части, главы или таблицы с указанием процентов и показателей к разделам СБЦ на проектные работы Формула расчета стоимости: ПИР Стоимость ПИР, тыс. руб.
1 2 3 4 5
1 Наружное освещение улиц длиною свыше 1000 до 3000 п.м. СБЦ (сборник) проектирования коммунальных инженерных сетей и сооружений ред. 2012 г. Таблица 2. Наружное освещение на улицах, проездах, площадях, магистралях, парках, скверах, бульварах, пр. А = 75.97 тыс. руб., В = 0.013 тыс. руб. Количественный показатель на проектные работы Х=1750 п.м. Коэффициент (Ктц) перевода в цены 2 кв. 2013 года Ктц = 3.6 (индекс по II кв. 2013 года к 01.01.2001г.). Коэффициент, отражающую долю рабочей документации в общей стоимости проектных работ Крд = 0.6 Наличие контактной сети трамвая согласно п. 2.2.7 СБЦ по проектированию инженерных коммуникаций применяется коэффициент К=1.05 (А + В * Х) *Ктц*Крд*К (75.97+0.013*1750)*3.6 *0.6*1.05 223.897
2 Кабельные линии с интервалами протяженностью свыше 500 м до 1000 м СБЦ по проектным работам для коммунальных сетей, зданий и сооружений редакции 2012 г. Таблица 17. Кабельные уличные и квартальные электросети А = 8.265 тыс. руб., В = 0.041 тыс.руб. Основной показатель для расчета стоимости проектных работ Х=570 м. Коэффициент перевода в текущие цены 2 кв. 2013 года Ктц = 3.6 - индекс за II кв.2013 г.к базовому 01.01.2001г.) Коэффициент относительной доли рабочей документации в стоимости проектирования Крд = 0.6 (А + В * Х) * Ктц * Крд (8.265+0.041*570)*3.6 *0.6 68.332

Расчет стоимости проектных работ в примере осуществляется по СБЦ - официальному изданию Минрегиона, внесенному в реестр общепринятых сметных нормативов. Помимо этого есть целый ряд других отраслевых сборников, которые в тех или иных случаях могут быть использованы для составления смет на ПИР. В числе таких сборников СБЦ «Объекты энергетики», включающий в себя методику определения цены проведения проектных работ, таблицы цен базисного года и удельных стоимостей разработки РД (рабочей документации) по видам строительных и монтажных работ, относящихся к энергообъекту. Образец сметы, составленной по сборнику «Объекты энергетики»:


№ пп Виды строительных работ по зданиям и инфраструктурным объектам Номера части, таблицы с указанием показателей и процентов к разделам СБЦ «Объекты энергетики» на проектные работы Формула расчета цен на ПИР по формуле а + в* х либо в % от стоимости СМР Стоимость ПИР в базовых ценах, тыс. руб.
1 2 3 4 5
1 ВЛ от 0,4 до 20 кВ со стоимостью строительства в ценах базового года: до 3 млн.руб. СБЦ по проектированию объектов энергетики. Таблица 11. Определение базовых цен на проектные работы в %-ах от стоимости СМР на устройство ЛЭП (0,4-20 кВ) Коэффициент, отражающий применение СИП (самонесущих проводов) – 2,4 (примечание 1) С учетом проектирования электросетей в районах интенсивной старой застройки применяется корректирующий коэффициент К = 1.2 (примечание 4) К=0,2–распределение стоимости ПИР по табл.14 СБЦ ОЭ 75*2.4 *1.2*0.2 43.2

В указанных примерах составления сметы на проектные работы стоимость строительства энергетических и прочих объектов указывалась в исходных данных. Между тем, цены на возведение сложных объектов СМР не всегда известна заранее или является спорной. В этом случае вместо расчета стоимости строительства энергетических объектов можно использовать укрупненные показатели их стоимости, взятые из специальных сборников. Образец расчета сметы на проектные работы по данной методике демонстрирует необходимость перевода базисной стоимости работ в текущую в два шага: сначала от 2000 года к 2001 году переводится стоимость СМР, а затем к текущему периоду - проектирование.



Пояснения к сметам.

При рассмотрении смет на ПИР, фрагменты которых размещены в тексте, составлены на основе расценок из нескольких сборников, только часть из которых имеется в реестре общеупотребительных сметных нормативов. Сборники, не включенные в реестр, практически не используются при составлении смет на проектные работы в ФЕР, но довольно часто употребляются для разработки смет ПИР альтернативными способами, которые могут более точно учитывать конкретные условия и особенности проведения проектно-изыскательских работ.

Что означает аббревиатура ПСД? Расшифровка ее малопонятна для людей, далеких от строительства. В нашей статье мы поговорим о проектно-сметной документации, разберём смысл этого понятия и состав документов, входящих туда. Данная тема заинтересует тех, кто планирует возведение индивидуального жилья или просто интересуется строительной тематикой.

Что такое ПСД. Расшифровка

Любое строительство требует массы бумаг производственно-технического назначения. Под (такова расшифровка ПСД) понимается перечень тех документов, которые установлены в нормативном порядке для обеспечения реализации проекта и раскрытия его сущности.

Вся она состоит из материалов, имеющих текстовую форму либо существующих в виде схем (чертежей). Задача ее - определить все виды решений - архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических - в целях обеспечения процесса строительства (реконструкции) объектов либо их частей, а также в целях проведения капитальных ремонтных работ.

Данное определение содержится в положениях Градостроительного кодекса (ГК) РФ. На протяжении всего жизненного цикла возводящегося или ремонтируемого объекта ПСД является важнейшим моментом, с которым имеет дело строительная организация. Начало любого процесса строительства, реконструкции либо ремонта - разработка, согласование и экспертиза ПСД.

Когда она требуется, а когда - нет?

Наличие ее совершенно необходимо в случае ведения строительства, реконструкции или ремонта. Под исключение попадают объекты ИЖС (жилые дома, стоящие отдельно, имеющие не более трех этажей, назначение которых - проживание одной семьи). В данном случае в законодательном порядке составлять ПСД не требуется, но по инициативе застройщика она может быть подготовлена.

Для справки: согласно определению ГК РФ, объектами капитального строительства считаются здания (строения), а также сооружения на стадии незавершенного строительства, исключая постройки временного характера, киоски, навесы и т. п.

Что входит в эти понятия

К зданиям относятся строительные системы, обладающие объемом, состоящие из надземной и (или) подземной части, в составе которых - помещения, инженерные сети и системы. Предназначение их - проживание и деятельность людей, размещение производства, хранение продукции либо содержание животных.

Сооружение - система объемного, плоскостного либо линейного вида. Оно может также состоять из наземных, надземных, а также подземных частей. Составляют его несущие и ограждающие строительные конструкции, предназначенные для выполнения процессов производства разного вида, хранения грузов или продукции и временного пребывания.

В качестве общего понятия для зданий и сооружений используется такой термин, как строение. Иногда он несёт второстепенное значение. Подразумеваются хозяйственные постройки, расположенные главным образом на дачных участках либо предназначенные для содержания домашних животных или для вспомогательных целей.

ПСД на строительство: законодательная база

Контракт (по-другому - договор подряда) - тот важный документ, который регламентирует отношения между заказчиком и подрядчиком (строительной организацией). В нём определяется необходимый объем работ и условия их производства, в том числе и стоимость ПСД. В контракте (его приложениях) обычно есть ссылка на перечень имеющейся по данному объекту проектной документации. Там же определяется ответственность за невыполнение условий.

Даже в случае отсутствия таких ссылок подрядчик должен четко представлять себе, что по закону он обязан соблюдать любые проектные решения по ходу строительства. Статья 743-я ГК недвусмысленно предписывает ему строго придерживаться технической документации, определяющей содержание и объем работ, а также прочих требований, включая смету на ремонт или строительство.

Если иные указания в договоре подряда отсутствуют, предполагается выполнение абсолютно всех указанных в и смете работ. Согласно закону, подрядчик несет ответственность за допущенные им отступления от предусмотренных в ПСД требований. Если в ходе строительства обнаруживаются дополнительные неучтенные работы, необходимость их проведения оговаривается отдельно с составлением соответствующей сметной документации.

Отклонение от параметров объекта строительства или ремонта, указанных в проектной документации, допускается лишь на базе вновь утверждённого варианта со внесенными в надлежащем порядке изменениями (статья 52-я Градостроительного кодекса).

Состав ПСД - расшифровка обязательного перечня

Требования к тому, что должно содержаться в каждом разделе ПСД, определяются на законодательном уровне. Регламентирует это также Градостроительный кодекс. Все важнейшие виды деятельности (строительство, реконструкция, ремонтные работы) обязаны сопровождаться строго нормированным видом и количеством документов технического характера, перечень которых определён Постановлением Правительства РФ номер 87, принятым в феврале 2008 года.

Также данную информацию содержит Упомянутое Положение распространяется на объекты и производственного назначения, и непроизводственного, и касается, кроме того, линейных объектов (трубопроводов, железных и автодорог, линий электропередач и т. п.)

Вышеупомянутое положение подразделяет всю проектно-сметную документацию на проектную и рабочую. Подразумеваются не отдельные стадии проектирования, а различные виды технических документов. Согласно принятым нормам, проектирование ведется в одну или же в две стадии. Смысл второго варианта - в поэтапном составлении необходимых для строительства документов.

Что это за стадии

Первый этап состоит из выбора типа объекта, проработки его основных решений, как архитектурно-планировочных, так и конструктивных. Также выбирается способ строительства и принципиальные схемы всех основных технологических процессов, прорабатываются решения, касающиеся инженерного оборудования, ведется сводный сметный расчёт, решаются основные вопросы касательно организации строительного производства.

После разработки документация отправляется на государственную экспертизу с получением общей оценки и необходимых замечаний. Затем проектировщик устраняет выявленные недостатки и передает проект на рассмотрение или утверждение заказчику (инвестору).

Вторая стадия проектирования состоит из разработки рабочей документации (РД). Именно здесь бывают уточнены и детализованы решения, принятые предварительно. Составляются все необходимые рабочие чертежи, сметы локального характера и прочие документы, нужные для непосредственного производства.

Какой метод лучше

К рабочей документации (РД) относятся непосредственно чертежи, а также текстовый материал, использование которого предусматривается в условиях стройплощадки. Как правило, документация, разработанная на первой стадии, непосредственному исполнителю не передается.

Преимущество двухстадийного проектирования заключается в минимуме затрат в случае необходимости переработки проектной документации (если общее решение оказалось неудачным). В настоящее время данный метод проектирования служит основным.

В отличие от него, в случае одностадийного проектирования весь объём ПСД принято подготавливать сразу же. Она содержит все вопросы, как общие, так и частные. Такой вариант удобен в случае небольшого объема проектных работ, для несложных объектов или в качестве типового проекта массового и повторного предназначения.

Роль рабочей документации

Задача рабочей документации в составе ПСД - обеспечение в строительном процессе разработанных технических, архитектурных и технологических решений. Последовательность разработки Положением строго не регламентируется. То есть возможно выполнить её либо одновременно с подготовкой всей ПСД, либо после того.

Состав, объем и содержание определяет заказчик (застройщик) в зависимости от того, какая степень детализации ему требуется. Полностью комплект ПСД на капитальный ремонт или строительство состоит из проектной и рабочей документации, дополняющих одна другую. Рассмотрим, что же входит в состав каждой из них.

Основные разделы проектной документации

Она состоит из пояснительной записки, проекта организации строительства, противопожарных мероприятий, сметы на ремонт или строительство и других основных разделов организации строительного процесса. В составе РД - необходимые для работы чертежи с документами и спецификациями. На основе ее реализуются принятые проектные решения.

Упомянутым выше Положением установлен обязательный состав ПСД в виде 12 разделов - пояснительной записки, схемы планировки земельного участка, архитектурных решений, а также конструктивных и объемно-планировочных, сведений об инженерном оборудовании и инженерных сетях с перечнем соответствующих мероприятий и нужных решений систем электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, тепловых сетей, отопления, вентиляции с кондиционированием воздуха, а также сетей связи, системы газоснабжения и подраздела, касающегося технологических решений.

Оставшиеся разделы проектной документации касаются содержания проекта организации строительства (сноса, демонтажа), перечня мероприятий по сохранности окружающей среды и противопожарных мер. Ниже мы приводим образец ПСД - договор на разработку документации (1 лист).

Второстепенные разделы

В дополнительных разделах предусматриваются мероприятия, обеспечивающие доступ инвалидов и соблюдение нужных требований по оснащенности возводящихся объектов приборами по учету расхода энергетических ресурсов.

Один из важнейших разделов (номер 11) представляет собой сметную документацию на строящийся объект. К заключительному разделу относится все прочее, не вошедшее в основной перечень и предусмотренное по закону.

Если речь идет о сооружении то в составе проектной документации можно найти 10 аналогичных разделов. Содержание их - от проекта полосы отвода, технологических и конструктивных решений линейного объекта вместе со зданиями и сооружениями, входящими в его инфраструктуру, до проекта организации строительных работ с необходимостью сноса (демонтажа) имеющихся конструкций.

Точно так же предусмотрены мероприятия, связанные с охраной окружающей среды и пожарной безопасностью. Разумеется, в числе завершающих и наиболее важных разделов присутствует смета на строительные работы.

О стоимости ПСД

На стоимость строительно-монтажных работ влияет огромное число всевозможных факторов - от региона строительства, размера возводимого объекта до конкретных расценок подрядчика. Перед составлением сметы определяется перечень работ и рассчитываются необходимые объемы. Для этого желательно обладать максимально просчитанной спецификацией, которая не всегда бывает выполнена полностью и в срок.

Располагая подобным документом, специалист составит смету без особого труда. В самом общем случае (при любом предполагаемом объеме) стоимость работы по расчету ПСД в ценовом отношении составит 10 % от полной стоимости всех работ. При этом минимальная сумма, в которую обойдется разработка любого документа, начинается от 3000 руб.

Составление сметного расчета может идти согласно перечисленных в спецификации позиций или же в расчете на определенный объем строительства. В последнем случае примерную стоимость ПСД можно представить в виде предлагаемой ниже таблицы.

Возможен и такой вариант: имеются необходимые проектные решения, но отсутствует определенность по числу предполагаемых позиций. В этом случае услуги по составлению смет могут указываться согласно следующей форме:

Если строительство ведется поэтапно

При необходимости в случае инициативе заказчика проектная документация может быть разработана на каждый из отдельных этапов процесса строительства или реконструкции (статья 48-я Градостроительного кодекса). Это должно быть указано в задании на проектирование.

Объем проектной документации для каждого этапа строительства разрабатывается с учетом необходимости его осуществления. Весь состав и содержание ее разделов обязаны отвечать требованиям, установленным основным Положением.

Инструкция

Составление сметы на проект ные работы состоит из нескольких этапов: всех видов работ, необходимых материалов и их количества, стоимости строительных и отделочных материалов, расчет стоимости всех видов работ, корректировка сметы.

Проектно-сметная документация включает в себя: локальные сметы на отдельные виды работ по каждому заданию и сооружению, на общеплощадочные работы; объектные сметы – сводные сметы на каждый объект, в которых должны быть приведены укрупненные и обобщенные показатели; сводка , в которой определена строительства с учетом тех затрат, которые невозможно учесть в соответствии со сметными нормативами – доплаты, компенсации за изъятие земли под застройку.

При составлении сметы не забудьте учесть все виды работ, в том числе и те, выполнение которых будет поручено сторонним специалистам. Рассчитайте затраты на и стоимость работ в этом случае по средней стоимости, чтобы скорректированная смета не увеличилась в два раза.

Перед составлением сметы обязательно осмотрите объект и место проведения строительных работ. В этом случае вам будет легче учесть все дополнительные , например, на укрепление фундамента или кровли. Учтите транспортные расходы и заложите в смету средства, которые будут потрачены на вывоз строительного мусора. Отразите в смете фактор сезонного удорожания строительных работ и материалов.

Постарайтесь учесть при составлении сметы все материалы и работы, чем точнее будет ваш расчет, тем выше будут оценены заказчиком ваши профессиональные качества. Не забудьте заложить некоторый на непредвиденные расходы, обычно, он равен 10%. Этот задел поможет гарантировать непрерывность строительства и выполнение строителями всех взятых на себя обязательств.

Если заказчику стоимость проект а покажется слишком велика, подскажите ему, на чем можно , какие материалы можно заменить без ущерба для качества, прочности и долговечности объекта.

Сметы в строительстве составляются поэтапно на конкретные виды затрат и работ. При этом расчеты имеют обобщающий характер с подсчетом полной стоимости проекта. Не являясь абсолютной, смета в процессе строительства может быть уточнена и детализирована.

Инструкция

Перед тем как составлять сметы в , нормативную базу, исходя из которой будет выполняться смета. Это могут быть как государственные нормативы, так и индивидуальные. Для правильного составления сметы требуется выяснить, для какого района будет она выполняться. Это касается разницы затрат в связи с особенностями климата, географическим расположением. Необходимо определить применяемые коэффициенты для едиными расценками локального сметного .

На предпроектной стадии необходимо предварительную строительства. При составлении такой сметы, в связи с отсутствием проекта, используются предельно укрупненные показатели, такие как, например, гектары, кубические и квадратные метры. Также возможно использование показателей аналогичных объектов.

На проектной стадии смета, имея укрупненный вид, требует более точных расчетов. На основании проектных чертежей необходимо разработать сводный сметный всего строительства. А для составления полной сметы требуется составление локальных и объектных расчетов по отдельным видам затрат. В смету также необходимо включить изыскательские и проектные затраты. Расчеты проводятся отдельно по видам работ, при этом они группируются по конструктивным элементам объекта. В случае уточнения характера и методов работ, сметную стоимость необходимо корректировать.

Отдельным разделом в смете стоят накладные расходы. Оплата в локальной смете для каждой подрядной организации отдельно. Помимо основных статей затрат, могут рассчитываться и прочие. Это могут быть пусконаладочные работы, содержание эксплуатационного персонала и другое. Разрабатывать и составлять сметы в строительстве необходимо на основании действующих государственных, отраслевых, территориальных нормативных актов.

Видео по теме

Источники:

  • как составить смету на строительство

Сметы на проектные работы имеют очень большое значение в строительстве. Они обычно составляются на какие-либо виды затрат и работ поэтапно. Они часто имеют обобщающий характер, включая в себя расчеты полной стоимости проекта. Итак, как правильно составить смету на проектные работы ?

Инструкция

Перед тем, как приступать к сметы на проектные работы , необходимо определить нормативную базу. Именно из этой базы и будет выполняться смета. В качестве такой базы могут служить как нормативы, установленные , так и индивидуальные. Для максимально точного составления сметы нужно будет установить, на какой район рассчитан проект. Это очень важно. Ведь разницы затрат в разных климатических зонах, географических районах достаточно существенны. Поэтому просто необходимо в первую же очередь определить коэффициенты, применяемые в конкретной смете, для локального сметного расчета едиными расценками.

Предварительную необходимо еще на предпроектной стадии. При составлении предварительной сметы, должны быть использованы максимально укрупненные показатели. К ним , например, гектары, квадратные и кубические метры. Кроме того, допустимо использование показателей аналогичных строительных объектов.

На проектной стадии необходимы более точные расчеты. Ведь уже имеются проектные чертежи. На их основании нужно провести полный сметный расчет строительства. Для такой сметы необходимо составление по каждым отдельным видам затрат объектных и локальных расчетов. В общую смету нужно заранее включить все проектные и изыскательские затраты. Расчеты должны проводиться по всем видам работ отдельно. Кроме того, их необходимо группировать по конструктивным элементам объекта. Сметная стоимость на протяжении разработки проекта может быть неоднократно скорректирована, в случае уточнения методов и характера работ.

Источники:

  • составление смет на проектные работы

Локальная смета – первичный сметный документ. Их составляют на отдельные виды работ и затрат на каждый строительный объект: здания, сооружения, общеплощадочные работы. Основанием для расчета локальной сметы служат объемы работ и необходимых материалов, которые определяются при разработке рабочей документации и чертежей.

Инструкция

Затраты, которые учитываются в локальной , разбейте на четыре группы: строительные, монтажные работы, стоимость и оборудования, прочие затраты. По рабочей документации определите предстоящие объемы работы, номенклатуру и количество необходимого инструмента, инвентаря, оборудования и мебели. Подберите сметные нормативы, действующие на текущий период и учтите рыночную стоимость оборудования, мебели, инвентаря и свободные цены и тарифы на строительные и отделочные материалы.

Определите вид работ, на который будет составлена смета: специальные , внутренние санитарно-технические работы, отделочные работы, внутренние электротехнические работы, вертикальную планировку, приобретение инструментов и оборудования и т.п. Если объект сложный и большой, сооружение которого разбито на пусковые комплексы, на один и тот же вид работ может быть сделано несколько локальных схем.

В каждой локальной смете сгруппируйте данные в разделы по отдельным элементам сооружения, виду работ и устройств в соответствии с технологической последовательностью работ. Кроме строительных работ в разделах отражаются работы по прокладке коммуникаций, газоснабжения, вентиляция и кондиционирование, работы , КИП и автоматика, приобретение и монтаж технологического оборудования. Допускается разделение объекта на подземную и наземную часть.

В локальной смете учтите затраты, накладные расходы и сметную прибыль. В прямые затраты включите заработную плату работников, стоимость эксплуатации оборудования, стоимость с построчной расшифровкой. Накладные расходы и сметную прибыль начислите в конце , после итоговой суммы . Для начисления накладных расходов используйте нормы накладных расходов, предусмотренные действующими на текущий период руководящими документами.

Смета – совокупность всех расходов на материалы и работы . Трудоемкость отделочных работ от других видов работ отличается не сильно. Но такие работы самые кропотливые в денежных расчетах. Прежде чем начинать отделку помещений, составьте смету отделочных работ, чтобы не возникли не запланированные затраты.

Инструкция

Отнеситесь к составлению сметы серьезно. Оцените свои финансовые возможности, т.к. рынок в изобилии разного рода и качества материалов - это могут быть дорогие качественные материалы, могут быть ценой ниже, но при этом качество останется на том же уровне, т.е. анализ рынка товаров и их подбор убережет вас от просчета в смете.

Чтобы составить смету , вам понадобится , в котором вы планируете провести отделочные работы . Далее изучите состояние помещения, определите необходимые материалы и работы . Для того чтобы подобрать материалы, учитывая их технические характеристики, нужны знания техники выполнения работ, умение определить объем работ. Также надо учесть расходы на доставку отделочных материалов, возможного используемого технологического оборудования, инструментов на место выполнения работ. И не забудьте учесть процент амортизации оборудования и инструментов.

Важный момент – подготовительный этап отделочных работ (грунтовка, шпатлевка и т.п.). Эти материалы должны быть хорошего качества, т.к. повлияют на отделку, в конечном итоге. Если объект работ небольшой и несложный, смету можно составить самостоятельно и оформить в виде табличного документа, в котором указываются работы и материалы по категориям, их объемы, цена за единицу из прайс-листов, стоимость работ и материалов.

Итоговая сумма в смете – сумма всех работ и материалов по документу. И это будет та сумма денег, которую вы должны потратить на отделочные работы . Также стоимость всех работ зависит от того, кто будет проводить отделочные работы – или это будет квалифицированная бригада отделочников или отделочники-новички, только начинающие развиваться в этом бизнесе, стоимость услуг которых будет значительно ниже, чем у профессионалов. Но при этом не стоит забывать о риске получения низкого качества выполненных работ, что повлечет удорожание сметы в связи с возможными переделками.

В самом широком спектре хозяйственных отраслей применяются сметы. Они задействуются в бюджетной системе, деятельности частных корпораций. Сметы — в числе самых часто используемых документов в строительной сфере. Их разработка и экспертиза могут осуществляться как в соответствии с локальными внутрикорпоративными нормами, так и с учетом положений официальных источников права, действующих на различных уровнях. В каких разновидностях чаще всего представлены сметы? В чем заключается специфика их составления в российской бюджетной системе?

Что представляет собой смета?

Прежде чем рассматривать то, каким образом осуществляется разработка сметы, изучим, что она может представлять собой. В соответствии с распространенной точкой зрения под сметой следует понимать план расходов (в ряде случаев — также доходов) в рамках какого-либо проекта или направления хозяйственной деятельности.

Рассматриваемый документ может также применяться в контексте решения бухгалтерских задач. В этом случае основной частью сметы может быть план поступления, а также расходования средств, которые используются в целях финансирования различных хозяйственных задач предприятия. Есть сметы бюджетных учреждений, представляющие собой финансовый план, по которому денежные средства должны поступать в распоряжение государственной или муниципальной организации, а также расходоваться. Как правило, данная смета применяется в целях оценки итогов будущих финансовых операций.

Сметная стоимость

Следует различать рассматриваемый термин и понятие «сметная стоимость». В чем его специфика?

Смета — это документ, форма которого имеет структуру, адаптированную к финансовым задачам в рамках реализации того или иного проекта или плана расходования средств. Сметная стоимость — это сумма денежных средств, которые необходимы в целях реализации проекта с использованием заданного перечня материалов и привлечением запланированных работ — то есть, фиксируемая в форме рассматриваемого документа. Очевидно, сметная стоимость — неотъемлемая часть сметы. Без нее она фактически выступает лишь формой.

Разработка смет практически всегда предполагает исчисление соответствующей стоимости. При этом в целях решения данной задачи фирма может потратить наибольший объем ресурсов — технических, кадровых. Стоит отметить, что в некоторых случаях в сметах — как формах, отражается не вся стоимость проекта. Иногда она бывает зафиксирована с учетом лимитов, а не фактических показателей. Первые, как правило, не удовлетворяют назначению сметы — как документа, позволяющего достоверно оценить расходы (или доходы) в рамках реализации проекта.

Применение смет

В числе самых распространенных сфер применения данного документа — строительство, обязательств. Как правило, в сметах не отражается график, в соответствии с которым решаются конкретные хозяйственные задачи. Поэтому многие предприятия предпочитают не применять соответствующего типа документы при работе с большими проектами, поскольку в этом случае есть вероятность допустить неточности в планировании.

Однако разработка сметы может быть незаменима, если отражение сведений о доходах или расходах в рамках проекта требуется исходя из структуры договора, в соответствии с которым фирма-исполнитель содействует решению задач заказчика по проекту. В этом случае смета будет неотъемлемой частью контракта. Потребуется ее заверение со стороны обоих участников правоотношений.

Во многих случаях смета представлена не одним, а несколькими документами: как правило, это обусловлено задачами, характерными для строительных и промышленных предприятий. В свою очередь, небольшие проекты, свойственные для хозяйственной деятельности малых фирм, например, оказывающих индивидуальные услуги для граждан, могут быть представлены одним источником, имеющим простую структуру.

Разработка сметы — типичная задача для бюджетного учреждения. Данный документ будет отражать доходы и расходы организации в соответствии с предписаниями вышестоящих органов или положениями регулирующего законодательства.

Чем отличается смета от проекта?

Существует близкий к смете по назначению, а в ряде случаев и по структуре тип документа — проект. Прежде всего можно отметить, что смета может быть частью проекта, и эта схема совместного использования рассматриваемых источников имеет широкое распространение. Порядок разработки проектов и смет в этом случае может фиксироваться в общих локальных нормативных источниках в силу того, что оба типа документа могут быть взаимосвязаны.

Проект, как правило, более содержательный и сложный по структуре источник. В нем могут приводиться, в частности, обоснования тех или иных статей расходов, или разъяснения касательно источников доходов. Смета же только фиксирует те и другие.

Проект является документом, требующим обычно более сложных процедур согласования, поскольку формулировки, приведенные в нем, могут касаться самых разных сторон реализуемого мероприятия, причем не всегда связанных с его финансовым обеспечением. В свою очередь, разработка сметы проекта обычно предполагает прохождение соответствующим документом меньшего количества инстанций при согласовании.

Классификация смет

Собственно, какими бывают сметы? Есть большое количество критериев, по которым могут быть классифицированы данные источники. Методы разработки или оказание услуг будут в первую очередь зависеть от конкретного типа документа.

Есть источники локального типа. В них фиксируются затраты, как правило, по довольно узкому перечню работ или услуг, заказанных в рамках проекта. Но сведения, отраженные в локальной смете, как правило, являются максимально подробными. В этом суть рассматриваемого документа — предельная детализация издержек. Разработка сметы локального типа чаще всего необходима в связи с потребностью показать участникам проекта промежуточные цифры по его стоимости на начальном этапе реализации, когда более подробное отражение показателей затруднительно.

Есть объектные сметы. Фактически они объединяют документы, относящиеся к локальным, что коррелируют с каким-либо определенным объектом — например, зданием или сооружением, если речь идет о строительной смете. Примечательно, что объектный документ во многих случаях позволяет учесть фирме косвенные затраты, которые могут быть связаны, к примеру, с сезонным ростом цен на какие-либо материалы или работы.

Если локальный источник чаще всего разрабатывается фирмой самостоятельно, то договор на разработку сметы объектного типа уже может быть заключен со сторонней специализированной организацией, которая предоставляет услуги по составлению соответствующих документов.

Следующий тип документов, в которых отражаются доходы и расходы — сводный расчет. В нем отражаются сведения по всем существующим сметам, которые позволяют достоверно оценить платежную нагрузку предприятия, связанную с реализацией проекта.

Разработка объектных, а также тех, что относятся к сводным источникам, может осуществляться как по внутрикорпоративным регламентам, так и с учетом правовых норм, зафиксированных в федеральном законодательстве.

Еще один распространенный критерий классификации смет — отнесение их к той или иной хозяйственной отрасли. Так, может быть осуществлена разработка смет транспортных расходов или, к примеру, относящихся к финансовым услугам.

В числе самых востребованных документов соответствующего типа — те, что применяются в сфере строительства, а также в деятельности бюджетных учреждений. Рассмотрим их особенности подробнее.

Строительные сметы

Данного типа сметы разрабатываются в целях определения объема денежных средств, которые необходимы для реализации строительных проектов — как правило, относящихся к категории капитальных. Сметы в строительстве составляются с учетом предпочтений заказчика, который оплачивает соответствующие расходы, и приоритетов застройщика. Предполагается нахождение некоторого компромисса между данными сторонами правоотношений. Разработка сметы — процесс в данном случае фактически совместный. Достижение компромиссных показателей при согласовании документа чаще всего осуществляется посредством:

Детального обсуждения каждой из статей сметы с учетом стоимости работ и материалов;

Конкурсной разработки документа — когда заказчик, направив устраивающие его условия по смете нескольким застройщикам, ждет, пока среди них найдутся те, которые согласятся работать по соответствующему перечню затрат;

Подключения третьей стороны к обсуждению сметы — как посредника (в ряде случаев принимающего волевое директивное решение, если имеет место субординация между данным субъектом и сторонами правоотношений в рамках строительного проекта).

Для формирования смет в сфере строительства свойственна классификация соответствующих документов по тем критериям, которые мы рассмотрели выше. То есть, они могут принадлежать к категории локальных, объектных и сводных.

Разработка таким образом, может осуществляться с учетом положений внутрикорпоративных нормативных актов, а также официальных стандартов и правовых норм, что установлены в законодательстве. В ряде случаев следование положениям локальных и официальных источников права может быть обусловлено проведением экспертизы документов, о которых идет речь. Изучим данный аспект подробнее.

Экспертиза смет

Разработка сметы на строительство того или иного объекта или же в целях применения в иной хозяйственной сфере может предполагать появление у предприятия необходимости привлечь внешнюю экспертизу в отношении рассматриваемых документов. В чем заключаются ее особенности?

Экспертиза смет — один из ключевых этапов реализации коммерческих проектов. Он проводится как промежуточный между планированием расходов и непосредственно выполнением работ (или пользованием услугами). Рассматриваемая экспертиза представляет собой процедуру последовательного анализа документов, которые формируют смету (выше мы отметили, что их может быть несколько, а в ряде случаев они могут быть представлены в большом количестве). Данные процедуры осуществляются в соответствии с локальными нормативами, иногда — официальными стандартами и иными правовыми актами.

Разработка смет на проектные работы может сопровождаться необходимостью определения особых алгоритмов для экспертизы отдельных элементов документации по проектам, в которую могут входить разные источники. Отметим, что привлечение экспертизы рассматриваемых документов осуществляется не всегда. Чаще всего она требуется, если:

Необходимо по возможности исключить несоответствие проектов положениям нормативных актов;

Предположительно есть ошибки в определении показателей плановой себестоимости работ и материалов, коэффициентов изменения цен в силу инфляционных процессов и иных рыночных закономерностей;

Экспертиза, которая оценивает то, насколько качественно проведена разработка сметы затрат на производство или строительство объектов, может быть частной и государственной. Первый тип процедуры чаще всего задействуется уже при подготовке проектных документов. Второй тип экспертизы может быть задействован на любом этапе реализации проекта. Изучим специфику обоих процедур подробнее.

Особенности негосударственной экспертизы смет

Данный тип экспертизы проводится главным образом в целях оценки обоснованности статей, зафиксированных в смете, а также экономической целесообразности расходов, которые отражены в документе. Безусловно, к важнейшим вопросам частной экспертизы относится определение соответствия положений сметы требованиям законодательства РФ, в юрисдикции которого — правоотношения между заказчиком и застройщиком. Также в расчет может браться социальная значимость проекта.

Между фирмой, заказывающей экспертизу, и организацией, которая ее предоставляет, заключается отдельный договор, в котором фиксируются конкретные вопросы, что должны быть рассмотрены в рамках соответствующей процедуры. Стоимость экспертизы качества смет определяется исходя из рыночных показателей или на договорной основе.

Особенности государственной экспертизы смет

Главная задача государственной экспертизы — оценка того, насколько качественно соблюден порядок разработки смет и иных документов в рамках проекта исходя из установленных законодательных стандартов. Как правило, при рассмотрении данных источников компетентное госучреждение учитывает категорию строительных объектов (условимся, что речь идет об этой хозяйственной сфере). Таковые могут быть в данном случае классифицированы исходя из их принадлежности:

К опасным объектам;

К технически сложным сооружениям;

К уникальным объектам.

Таким образом, государственная экспертиза показывает то, подходит ли проектная документация для объекта, относящегося к определенной категории, требованиям законодательства, что установлены для данного типа зданий и сооружений.

Стоимость государственной экспертизы смет и сопутствующих им определяется в отдельных нормативных актах. Чаще всего расходы на проведение данной процедуры представлены особыми государственными пошлинами.

Итак, мы изучили то, каким образом составляются сметы и сопутствующие им проектные документы в строительной сфере. Можно отметить, что в целом по схожим принципам соответствующие источники формируются и применяются в других крупнейших отраслях бизнеса. Разработка смет транспортных расходов, к примеру, реализуется примерно по тем же алгоритмам. Но есть и нюансы, характеризующие данную процедуру. Порядок разработки проектов и смет может существенно различаться при сопоставлении деятельности отдельных фирм, если рассматривать те сферы, в которых они развиваются, с точки зрения законодательного регулирования, специфики хозяйственных процессов на уровне отрасли или конкретного предприятия.

Другая отрасль, в которой распространено использование подобных источников — деятельность бюджетных организаций. Таковые могут быть представлены в самом широком спектре — соотносительно с многочисленными органами власти, функционирующими в РФ на различных уровнях. Можно для примера рассмотреть специфику работы с бюджетными сметами в Федеральной таможенной службе. Данное ведомство регулярно решает задачи, связанные с разработкой соответствующей документации.

Сметы в бюджетных организациях: регламенты ФТС

Разработка бюджетной сметы в таможенных органах осуществляется на основе положений приказа ФТС России № 1627, принятого 27.12.2007 года. Данный нормативный акт утвердил порядок составления, принятия и ведения смет таможенными структурами в рамках исполнения федерального бюджета в соответствии с требованиями БК РФ, а также приказами Минфина.

Главная задача органов, подотчетных ФТС — составить сметы корректно, обеспечить равномерное и целевое использование денежных средств, которые отражены в данных бюджетных документах. Изучим то, каким образом осуществляется непосредственно разработка сметы затрат, а также их утверждение в рамках деятельности таможенных структур.

Разработка и утверждение смет в ФТС

Сущность составления бюджетных смет в органах, подотчетных ФТС, заключается в установлении величины, а также распределения расходования финансовых средств исходя из доведенных до таможенных структуры лимитов обязательств по издержкам, которые можно использовать в целях обеспечения функционирования соответствующих органов.

Сметы в данном случае составляются исходя из установленных расчетных показателей по использованию средств бюджета, а также доверенной величины лимитов обязательств. Рассматриваемый финансовый документ может быть утвержден только в случае обоснования ответственным за его составление органом плановых показателей.

Бюджетная смета ФТС составляется непосредственно получателем денежных средств из бюджета и утверждается в течение 10 дней после принятия расходного расписания. Один из экземпляров соответствующего документа направляется в вышестоящую структуру ФТС в целях контроля.

Показатели по смете должны формироваться с использованием установленных кодов бюджетной классификации. Содержательная область документа должна выглядеть в виде таблицы, в которой отражаются коды каждой из строк, названия направлений расходования бюджетных средств, коды бюджетной классификации, а также суммы по каждой статье затрат таможенного органа.

Ведение смет в ФТС

Итак, разработка бюджетной сметы в таможенных органах осуществляется в порядке, установленном отдельным приказом ведомства. Аналогично определен алгоритм ведения соответствующих документов в структурах, подотчетных ФТС. Рассмотрим его подробнее.

Ведение сметы в ФТС представляет собой процедуру, в рамках которой осуществляется внесение корректировок в соответствующий документ, опять же, в пределах установленных лимитов обязательств в рамках бюджетных перечислений. Данные изменения вносятся в смету посредством корректировки объемов назначений по бюджетным сметам. В случае если осуществление подобных процедур требует изменения лимитов, то лица, ответственные за составление сметы, согласуют свои действия с вышестоящими структурами ФТС.

Утверждение корректировок в рассматриваемом бюджетном документе осуществляется ответственным лицом, который до того утвердил соответствующую смету для таможенного органа или же конкретного учреждения. В приказе ФТС также сказано, что изменение в смете не должно сопровождаться формированием кредиторских долгов, коррелирующих с отдельными видами кодов классификации хозяйственных операций в бюджетной системе РФ.