Время окончания бенвенуто челлини. Жизнь бенвенуто челлини, написанная им самим


БЕНВЕНУТО ЧЕЛЛИНИ (1500-1571)- итальянский художник, крупнейший
скульптор и ювелир периода маньеризма, занимательный писатель. Родился 3 ноября
1500 во Флоренции в семье плотника. Учился у ювелира Бандинелли, испытал влияние
Микеланджело; работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме, в 1540-1545 –
в Париже и Фонтенбло при дворе короля Франциска I. Мастер маньеризма, Челлини
создавал виртуозные скульптурные и ювелирные произведения, отмеченные утонченным
декоративизмом, орнаментальностью сложных композиционных мотивов, контрастным
сопоставлением изысканных материалов.

Солонка Франциска I "Нептун и
Юнона", 1540-1544, музей истории искусства, Вена

Отцу Бенвенуто Челлини
хотелось, чтобы сын стал музыкантом, но тот поступил в 1513 в мастерскую ювелира
М. де Брандини, где овладел методикой художественной обработки металла. За
участие в свирепых уличных «разборках», в том числе и с конкурентами по
профессии, Челлини дважды (в 1516 и 1523) изгонялся из родного города. Поменяв
несколько мест жительства (Сиена, Пиза, Болонья и других), установил в 1524 году
в Риме связи с высшими церковными кругами. Войдя в число защитников «вечного
города», пытавшихся отразить его захват имперскими войсками (1527), Бенвенуто
Челлини был вынужден временно покинуть Рим. Вернувшись туда, занимал (в 1529-34)
должность начальника папского монетного двора. Почти все ранние произведения
мастера Челлини (за исключением нескольких медалей) не сохранились, поскольку
были позднее переплавлены.

"Персей" , 1545-1554 ,Лоджия
деи Ланци, Флоренция
Жизнь художника по-прежнему протекала крайне бурно.
Около 1534 года Челлини убил коллегу-ювелира (отомстив за смерть брата), затем
напал на нотариуса, а позднее, уже в Неаполе, убил еще одного ювелира за то, что
тот осмелился дурно отозваться о Челлини при папском дворе. В 1537 был принят
французским королем Франциском I и исполнил его портретную медаль. В Риме же
Бенвенуто Челлини арестовали, обвинив в краже папских драгоценностей, но он
бежал, был вновь заключен под стражу и, наконец, освобожден (1538-1539).


"Пьетро
Бембо, кардинал"
Затем Бенвенуто Челлини жил при французском королевском
дворе в Фонтенбло (1540-1545).Освоив во Франции технику масштабного бронзового
литья, Челлини с этой поры все чаще выполнял и крупные скульптурные заказы
(“Нимфа Фонтенбло”, 1543-1544 и другие). В этих работах впечатляюще четко
проступило характерное свойство пластики маньеризма в целом: ювелирное
искусство, все более роскошное, изысканное и новаторское, стало заметно
опережать монументальную скульптуру, диктуя ей такие свойства как особая
тщательность отделки, «орнаментальная» красота силуэта и прихотливое
разнообразие ракурсов, рассчитанных на неторопливое разглядывание и любование.


"Распятие" ,мрамор
В 1556
году Челлини опять заключили в тюрьму за драку (жертвой его агрессивного
характера опять стал ювелир), а в 1557 вынесли обвинение в гомосексуализме и
поместили на четыре года под домашний арест. Последним его значительным
монументальным произведением явилось “Распятие” (1555-1562), исполнив его по
обету, данному еще в римской тюрьме в 1530-е, для собственного надгробия,
Челлини стремился доказать в этой вещи свое умение работать и в
мраморе.
Находясь под домашним арестом, Бенвенуто Челлини начал писать
автобиографию (1558-1567). Написанная на живом разговорном наречии, она
представляет собой настоящий авантюрный роман и принадлежит к лучшим образцам
литературы Возрождения (долго циркулировавшая в рукописных копиях, “Жизнь
Челлини” была опубликована лишь в 1728). Его перу принадлежат также “Трактат о
ювелирном деле” и “Трактат о скульптуре”, начатые в 1565 и в 1568 изданные.
Скончался Бенвенуто Челлини 13 февраля 1571 во Флоренции.


"Франциск I, король Франции"
,1537


"Медальон с Леда и лебедь"
,1520 ,золото, диаметр 3,8 см,Национальный музей дель Барджелло,
Флоренция

"Аполлон и Гиацинт" ,1540
,мрамор, высота 191 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Нарцисс" ,1540 ,мрамор,
высота 149 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Ганимед" ,1540 ,мрамор,
высота 106 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Морион для Медичи" ,1570
,чеканка, посеребренные железа, высота 37 см, Дрезден

"Щит для Медичи"
,1570,чеканка, посеребренные железа, высота 76 см, Дрезден

"Щит" ,1572,позолоченный
железный, 68 х 49 см,Лувр, Париж

"Шлем " ,1570,покрытый
золотом и эмалью, 68 х 49 см, Лувр, Париж


1570 ,серебро, Лондон

"Бюст Козимо I" , 1546-47
,бронза, высота 110 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Бюст Биндо Altoviti" ,1549
,бронза, высота 105 см,музей Изабеллы Стюарт Гарднер,Бостоне


"Салюки Грейхаунд" , бронза,
18 х 28 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция



"Ганимед" ,1548, Бронза,
высота 60 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Меркурий" ,1547 , Бронза,
высота 96 см,Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Юпитер" ,1549 ,Бронза,
высота 98 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Минерва",1549, Бронза,
высота 89 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Даная и ее сын Персей"
,1549,Бронза, высота 84 см, Национальный музей дель Барджелло, Флоренция

"Страх" ,Бронза, высота 32 см


"Сатира"
,рисунок, Национальная галерея искусства, Вашингтон

"Аполлон" ,1560 ,рисунок,
частная коллекция

"Фонтан Дианы Анет" , Лувр

Http://www.liveinternet.ru/users/credime/post209331468/

Зеркало Бенвенуто Челлини было сделано в XVI веке.

Было сделано великим скульптором, алхимиком и магом для самой прекрасной женщины эпохи Возрождения.

«Нет другой книги на нашем языке, которую было бы так приятно читать, как «Жизнеописание» Челлини», - писал самый известный итальянский критик XVIII века Баретти. Эта восторженная оценка показательна для отношения потомства к замечательному памятнику мемуаристики эпохи Возрождения. Увлекательный рассказ художника о своей жизни вызывает острый интерес у историков культуры и философов, искусствоведов и лингвистов, поэтов и критиков, а также среди широких кругов читателей. На немецкий язык книгу перевел в 1803 году сам Гёте, снабдив свой перевод очерком о Челлини и его времени. Ровно четыре столетия отделяют нас от того времени, когда автор приступил к своим воспоминаниям, но интерес к ним возрастает, о чем свидетельствуют все новые издания и исследования.

Славу этой книги мемуаров нельзя, однако, объяснить громким именем ее автора как художника. Это не отраженный свет.

Флорентийский золотых дел мастер и скульптур Бенвенуто Челлини (1500–1571) был несомненно высокоодаренным художником, но имя его не стоит в первом ряду великих мастеров итальянского Возрождения. Это имя не первого ранга. Как известно, современники восторгались его ювелирным искусством, и здесь, вероятно, не было ему равных в Италии. Но из всех замечательных творений Челлини-ювелира, так интересно описанных в его мемуарах, до нас почти ничего не дошло. Драгоценный материал, с которым работал Челлини, сыграл роковую роль в судьбе его созданий. Так, во время итальянских кампаний была переплавлена в слиток для выплаты контрибуций Бонапарту знаменитая застежка папской ризы с изображением Бога-Отца, о которой художник рассказывает в главах 43–44 и 55 книги 1 своих мемуаров. Единственный дошедший до нас шедевр Челлини-ювелира - это золотая солонка Франциска I, но и она еще при жизни художника, в 60-е годы XIV столетия, во время религиозных войн, дважды была внесена в списки золотых ценностей, подлежащих переплавке, и только случайно уцелела. Множество колец, ожерелий, камей, медальонов, фермуаров, а также маятников, подсвечников и ваз, хранящихся в европейских музеях, приписывается Челлини без достаточных оснований. Среди этих экспонатов много изделий мастеров позднейших эпох или иных стран. Потомство охотно приписывало Челлини все шедевры ювелирного искусства. И уже одно это заставляет подозревать, что манере Челлини, быть может, несколько и не хватало неповторимого своеобразия.

Образцы его мастерства чеканщика и резчика сохранились лучше. До нас дошли почти все его медали и монеты. Но здесь у Челлини были достойные соперники (Карадоссо и Леони).

Время пощадило и лучшие творения Челлини-скульптора: бронзового «Персея» и две замечательные модели к нему (Флоренция), мраморное «Распятие» (Эскуриал), бюсты Бандо Альтовити (Бостон), Козимо I (Флоренция), а также «Нимфу Фонтенбло» (Лувр), «Борзую» (Флоренция) и некоторые другие работы. Пристрастие скульптора к динамизму и резкости обнаруживает в нем талантливого ученика позднего Микеланджело. Но богатство внутреннего содержания и значительность идей учителя обычно не под силу Челлини, и поза его героя уже несколько театральна и искусственна. В наше время статуя Персея не вызывает того энтузиазма, с каким ее встретили современники Челлини в день 27 апреля 1554 года, когда она была выставлена под аркой Лоджии деи Ланци. Композиция кажется нам загроможденной фигурами и барельефами подножия, поза Персея - малоустойчивой, трактовка тела - противоречивой, а аксессуары, например шлем героя, - излишне детализированными. В целом скульптура Персея обнаруживает технику орнаментального ювелирного искусства, перенесенную в ваяние, требующее, однако, большего духовного содержания и простоты выразительных средств. Две сохранившиеся модели «Персея» - бронзовая и восковая, - в особенности последняя, производят благодаря малому размеру и простоте позы лучшее впечатление, чем сама статуя.

Впрочем, характер реализма бронзовых бюстов, а также, пожалуй, мраморного «Распятия» доказывает, что Челлини более других своих современников сохранил связь с традициями итальянского искусства поры расцвета, хотя в общем его творчество уже отмечено налетом маньеризма, усиливающегося в искусстве позднего Возрождения.

Не слава Челлини-художника поддерживает интерес потомства к его «Жизнеописанию». Скорее наоборот. Прав был Гёте, когда писал, что «Челлини обязан своей славой едва ли не больше своему слову, чем творениям», ибо «своим пером, едва ли не вернее, чем резцом, он оставил прочный памятник себе и своему искусству». Если имя Челлини стало нарицательным для всего золотого века художественного ремесла, который мы охотно называем «челлиниевским», хотя от самого Челлини-ювелира, как мы видели, мало что сохранилось, то известную роль здесь сыграли вдохновенные страницы его автобиографии. Загипнотизированные наивной саморекламой Челлини, поклонники его таланта готовы были приписать ему любой безымянный ювелирный шедевр. С другой стороны, отчасти основываясь на указаниях из «Жизнеописания», такие исследователи, как Плон и другие, могли установить в целом ряде случаев его авторство. Так, лишь в XIX веке доказано, что эскуриальское мраморное «Распятие» принадлежит резцу Челлини, и установлено, что «венская солонка» является той самой знаменитой солонкой, которую сделал Челлини для Франциска I.

Своей славой мемуары Бенвенуто Челлини не обязаны также какому-то исключительному богатству исторических свидетельств или точности в их передаче. Челлини не историк своего времени. Он жил в бурную, переломную для развития европейского общества эпоху, богатую всемирно-историческими событиями и глубоко трагическую для Италии. Великие географические открытия, перевороты в науке, начало Реформации, великая крестьянская война, социальные брожения века - обо всем этом нет ни малейшего упоминания в его мемуарах. Единственный эпизод итальянской истории, отразившийся в книге, - осада замка Святого Ангела, - освещен чисто биографически: автор рассказывает, как события повлияли на его личную судьбу. В своих записках Челлини неоднократно предупреждает, что он не историк, что пишет «только свою жизнь» и «то, что к ней относится». А между тем он жил и работал при папском дворе и при дворе короля Франции - в средоточиях тогдашней политической жизни! «Жизнеописание» Челлини и, скажем, такая вершина в жанре автобиографии, настоящая энциклопедия своей эпохи, как «Былое и думы» нашего Герцена, - это два полюса, два антипода мировой мемуаристики.

Но если Челлини так сузил рамки своего «Жизнеописания», то в чем интерес и на чем основана слава его мемуаров?

Читателей «Жизнеописания» прежде всего поражает могучая, волевая и целеустремленная натура автора. Со страниц безыскусного рассказа, который художник под старость, сидя за работой в мастерской, диктовал хворому четырнадцатилетнему мальчику, сыну соседа, встает резко очерченный характер. Но в этом самобытном характере бессознательно воплотились нравы века и народная жизнь. Поэтому образ Челлини, вобрав в себя, как в фокус, черты целой эпохи, покоряет и убеждает как совершенный художественный образ.

Подобно другим художникам и поэтам итальянского Возрождения от Данте до Микеланджело, Челлини - питомец городской культуры, взращенный строем жизни вольных городов-государств. «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентинца, написанная им самим во Флоренции» открывается горделивой генеалогией потомственного горожанина, род которого восходит к полулегендарным временам, когда зачинался город. Гордость за Флоренцию, которая «поистине всегда была школой величайших дарований», и даже известное высокомерие по отношению к другим городам (отзвуки традиционных распрей) нередко чувствуются в «Жизнеописании». Бурная политическая жизнь итальянских городов-синьорий, как известно, послужила прологом к истории буржуазного прогресса в Европе, и среди итальянских городов - за Флоренцией наибольшие заслуги как за мастерской передовых идей Возрождения, недаром ее иногда называют «яйцом нового времени».

Бенвенуто Челлини является выдающимся итальянским живописцем, скульптором, ювелиром, воином и музыкантом, относящимся к эпохе Ренессанса.

Биография Бенвенуто Челлини

Он родился 03.11.1500 г. на территории Флоренции в семействе землевладельца и специалиста по производству музыкальных инструментов. Бенвенуто являлся в семье вторым ребенком, который появился на девятнадцатом году родительских супружеских отношений.

Несмотря на тот факт, что отец желал видеть в сыне музыканта, по наступлению 1513 года Бенвенуто пошел учиться в мастерскую такого известного ювелира, как Брандини. У него он проходил обучение вариациям художественного воздействия на металл. С этого времени ему приходилось частенько принимать участие в различных драках, которые частенько возникали с ювелирами-конкурентами. Именно на этом основании в 1516 году и в 1523 он изгонялся из города. После странствий по территории Италии в 1524 году он поселился в Риме, где постепенно стал сближаться с руководством Ватикана.

По наступлению 1527 года принимал непосредственное участие в противостоянии имперским войскам и обороне Рима. После того, как римляне потерпели поражение, город он покинул. Возвратился в Рим он только в 1529 году. Тогда Челлини занял должность руководителя монетного двора Папы, где проработал до 1534 года. Фактически все ювелирные его произведения, относящиеся к той эпохе, за незначительным исключением, сохранить не удалось, так как впоследствие они были отправлены на переплавку.

Пытаясь отомстить за брата, в период с 1531 и по 1534 годы, Челлини лишил жизни ювелира, а далее совершил нападение на нотариуса. Эти события послужили причиной для его побега в Неаполь. Здесь он снова убивает другого ювелира, за плохие его высказывания по отношению Челлини при дворе Папы.

По наступлению 1537 года король Франциск I принял его на службу Франции, после исполнения медали-портрета. В очередной раз оказавшись в Риме, Челлини был арестован по обинению в воровстве драгоценностей Папы, но сумел сбежать. Мастеру на воле предстояло быть совсем недолго - его снова заключили под стражу, но вскорости, освободили.

Начиная с 1540 года, он проживал в Фонтебло, при дворе короля Франции. Здесь же им была завершена работа над ювелирным произведением, которое единственным сохранилось до настоящего времени и в подлинности которого сомневаться не приходится. Это большая солонка Франциска I, созданная в период с 1540 и по 1543. Во Франции мастером была освоена техника литья бронзы, и с того периода он стал исполнять серьезные скульптурные заказы.

В период с 1545 года и по 1553 Челлини служил во Флоренции герцогу Козимо I Медичи, где смог создать небезызвестную свою статую Персея, который держит голову, принадлежащую Медузе-Гаргоне. Здесь же им были исполнены и некоторые другие скульптурные работы. В этих местах он занимался реставрацией произведений античного периода.

Челлини в 1556 году в очередной раз был заключен в тюрьму за устроенную драку с ювелирным мастером.

В качестве последнего его монументального произведения может рассматриваться «Распятие». Находясь под домашним арестом, автор приступил к написанию своей автобиографии, которая стала настоящей жемчужиной его творческой деятельности.

Скончался скульптор во Флоренции 13.02.1571, похоронили его с внушительными почестями на территории Церкви Благовещения.

Творчество

Произведение «Жизнь Бенвенуто, являющегося сыном маэстро, флорентийцем, Джованни Челлини, им же самим и написанная во Флоренции», без преувеличения выделяется в качестве самого замечательного литературного произведения XVI века. Приступил к написанию автобиографии Бенвенуто Челлини в 1558 году, но основополагающая часть рукописи писалась 14-летним мальчиком, секретарем Челлини, а еще некоторое число страниц исполнял другой писец. Хроника заканчивается в 1562 году. Уже в 18 столетии, преодолев громадное количество различных приключений, работа бесследно исчезла. В 1805 году ее нашли в одной книжной лавке Флоренции и передали в библиотеку Лауренциана, где хранится она до настоящего времени. Первый вариант печатного издания появился на свет в 1728 году в Неаполе.

Жизнедеятельность Бенвенуто Челлини описана в такой манере литературного повествования, которая может быть названа популярной, чем и отличается от произведений «Исповедь Руссо» или «Исповедь Августина блаженного». На страницах собственного произведения Бенвенуто не высказывал каких-либо новоявленных идей. Он давал описания своим приключениям, чувствам и мыслям с откровенностью, которая не характерна для автобиографического жанра предыдущего времени, и это сделал в качестве богатого разговорного языка, достаточно убедительно передающего переживания человека и процесс его мыслительной деятельности.

Современниками Челлини высоко был оценен как ремесленник, а вот в отношении художественного его дарования мнения кардинально разнились. Между тем, несмотря на этот факт, именно он представлял мир скульпторов на торжественной церемонии захоронения Микеланджело. Вазари и Варки с особым восторгом отзывались относительно его ювелирного таланта. В частности, Вазари писал, что Челлини является непревзойденным мастером медальерного искусства, который превосходил мастеров древности. Также с точки зрения Визари, он был самым великим ювелиром собственного времени и просто чудесным скульптором. Из его произведений, относящихся к ювелирному искусству, удалось сохранить немного: солонку Франциска I, монеты и медали, созданные для Александра Медичи и папы Климента VII. Кроме того, сохранились и эскизы застежки для одеяний Климента VII.

В истории искусств место Челлини определяется, прежде всего, его деятельностью в скульптурном аспекте. Творчество его оказало неизгладимое влияние на развитие маньеризма. К наиболее значимому произведению, которое им создано было во Франции, относится рельеф из бронзы Нимфа Фонтебло. Из тех произведений, которым суждено было сохраниться, и выполненных после возвращения во Флоренцию, выделяется статуэтка Борзая (1545-1546), Персей (1545-1553), Ганимед (1548-1550), Козимо Медичи бюст (1545-1548), Гиацинт и Апполон, Нарцисс, «Распятие», Биндо Альтовити - бюст.

Виктор Шкловский в своей книжке «Гамбургский счет», пишет: «В собственной автобиографии Челлини говорит относительно того, как папа сделал заказ дорогостоящего украшения, в которое должен был инкрустироваться бриллиант. Каждый из мастеров-конкурентов делал всевозможные фигуры и вставлял среди них камень. И только один Челлини додумался до того, чтобы ввязать бриллиант в композицию с мотивировкой. Из данного камня он изготовил престол для отца-Бога, высеченного на рельефе».

Александра Дюма особо вдохновила автобиография Челлини на создание такого романа, как «Асканио», в котором описывается период жизнедеятельности Челлини во Франции, куда Дюма-отец удачно вплетает любовную историю подмастерья Асканио к дочери прево Парижа - Коломбе.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Челлини Бенвенуто представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

Биография

Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции , в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Бенвенуто был вторым ребенком в семье, появившимся на девятнадцатом году брака родителей.

Несмотря на желание отца, которому хотелось видеть сына музыкантом, Бенвенуто в 1513 году нанялся учеником в мастерскую ювелира Брандини, где обучился способам художественной обработки металла. С этих лет начал участвовать во многих драках, особенно с другими ювелирами, отчего в 1516 и 1523 годах изгонялся из родного города. После скитаний по Италии осел в 1524 году в Риме , где сблизился с верхушкой Ватикана .

Автобиография Бенвенуто Челлини вдохновила Александра Дюма на создание романа «Асканио» - где описывается период жизни Бенвенуто Челлини во Франции, в который Дюма-отец, искусно вплетает историю любви подмастерья Асканио к дочке парижского прево - Коломбе.

Историк философии Г. Гефдинг (1843-1931 гг.) сообщает, что находясь в заточении, Бенвенуто Челлини имел реальное видение солнца, поднявшегося над стеной, в середине которого находился распятый Иисус Христос , следом явилась Мария с Младенцем в виде рельефа .

Примечания

Сочинения

  • Vita, а cura di G. G. Ferrero, Torino, 1959;
  • в рус. переводе - «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини, флорентийца, написанная им самим во Флоренции», пер. М. Лозинского, вступ. статья А. К. Дживелегова, М. - Л., ;
  • то же, 2 изд., вступ. ст. Л. Пинского, М., 1958.

Библиография

  • Дживелегов А. К. , Очерки итальянского Возрождения. Кастильоне, Аретино, Челлини, М., 1929;
  • Виппер Б. Р., Бенвенуто Челлини, в его кн.: Статьи об искусстве. М., 1970;
  • Camesasca Е., Tutta l’opera del Cellini, Mil., 1955;
  • Calamandrei P., Scritti e inediti celliniani, Firenze, 1971.
  • López Gajate, Juan. El Cristo Blanco de Cellini. San Lorenzo del Escorial: Escurialenses, 1995.
  • Pope-Hennessy, John Wyndham. Cellini. New York: Abbeville Press, 1985.
  • Parker, Derek: Cellini. London, Sutton, 2004.
  • Н. П. Подземская. «Жизнь Бенвенуто Челлини» как литературный памятник позднего итальянского Возрождения // Культура Возрождения XVI века. - М.: Наука, 1997, с. 157-163
  • Соротокина Н. М. Бенвенуто Челлини. - М.: Вече, 2011. - 368 с., ил. - «Великие ист. персоны». - 3000 экз., ISBN 978-5-9533-5165-2

Ссылки

  • ЧЕЛЛИНИ, БЕНВЕНУТО. Жизнь Бенвенуто Челлини . Восточная литература . Архивировано из первоисточника 13 мая 2012. Проверено 18 мая 2011.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Родившиеся 3 ноября
  • Родившиеся в 1500 году
  • Родившиеся во Флоренции
  • Умершие 13 февраля
  • Умершие в 1571 году
  • Умершие во Флоренции
  • Художники по алфавиту
  • Писатели Возрождения
  • Скульпторы Италии
  • Скульпторы Возрождения
  • Ювелиры
  • Художники-монахи

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Whitespace
  • Дубоссарский район (ПМР)

Смотреть что такое "Челлини, Бенвенуто" в других словарях:

    Челлини, Бенвенуто - Бенвенуто Челлини. ЧЕЛЛИНИ (Cellini) Бенвенуто (1500 71), итальянский скульптор, ювелир, писатель. Виртуозные по мастерству ювелирные изделия (солонка Франциска I, 1539 43), статуи (“Персей”, 1545 54), рельефы. Мемуары. Бенвенуто Челлини.… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Челлини Бенвенуто - (Cellini) (1500 1571), итальянский скульптор, ювелир и писатель. Представитель маньеризма. Учился у ювелира М. Бандинелли, испытал влияние Микеланджело. Автор виртуозных скульптурных и ювелирных произведений, отмеченных утончённым… … Художественная энциклопедия

    Челлини Бенвенуто - (Cellini) (1500 1571), итальянский скульптор, ювелир, писатель. Представитель маньеризма. Виртуозные по мастерству ювелирные изделия («Солонка Франциска I», 1539 43), статуи («Персей», 1545 54), рельефы. Мемуары. * * * ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто ЧЕЛЛИНИ… … Энциклопедический словарь

    Челлини Бенвенуто - Челлини (Cellini) Бенвенуто (3.11.1500, Флоренция, ‒ 13.2.1571, там же), итальянский скульптор, ювелир и писатель. Учился у ювелира М. Бандинелли; испытал влияние Микеланджело. Работал во Флоренции, Пизе, Болонье, Венеции, Риме (1532‒40), Париже… … Большая советская энциклопедия

    ЧЕЛЛИНИ Бенвенуто - (Cellini, Benvenuto) (1500 1571), итальянский ювелир, скульптор и писатель; родился во Флоренции 3 ноября 1500. Полная приключений жизнь и разносторонняя деятельность Бенвенуто Челлини в полной мере отражают дух итальянского Возрождения. Его дед… … Энциклопедия Кольера

Мы остаемся во Флоренции, плывем по реке Арно и смотрим на столь старый мост, что он так и называется — Понто Веккио: Старый мост.

Италия. Флоренция. Понто Веккио через реку Арно

Быки — устои моста — великолепны. Сам Мост застроен лавками, еще и в три этажа, будто итальянцам не дорога красота. Выше лавок — знаменитый «коридор Вазари». Три средних пролета первого этажа дух веселого, шумного торгашества пощадил. В центральном пролете установлен бюст на красивом постаменте за оградкой. Как вы думаете, чей это бюст?

Конечно же, художника, ведь мы — в Италии,
во Флоренции, по реке Арно плывем.


Италия. Флоренция. Понте Веккио через реку Арно.
Бюст Бенвенуто Челлини (авторская композиция)

Челлини родился 3 ноября 1500 года во Флоренции, в семье землевладельца и мастера по изготовлению музыкальных инструментов. Бенвенуто был 19-м ребенком в семье.

Современники высоко ценили Челлини как ремесленника. Вазари, например, писал, что Челлини - непревзойденный мастер медальерного искусства, превосходящий даже древних, и величайший ювелир своего времени, а также (!) замечательный скульптор.

Несмотря на оценки современников, место Челлини в истории искусств определяется прежде всего его работами в области скульптуры, оказавшими влияние на развитие маньеризма.


Бюст Бенвенуто Челлини. Понте Веккио. Челлини
Бюст Козимо I Медичи. Бенвенуто Челлини. 1545–1547

Правнук Лоренцо Великолепного, Козимо I, став великим герцогом Тосканским, ознаменовал новую эпоху в украшении Флоренции. В первую очередь он застраивал город дворцами для многочисленной семьи Медичи…

Второй дворец – палаццо Питти — построил Филиппо Брунеллески. Козимо повелел строить третий дворец — палаццо Веккио, украсив его росписями Вазари. Дворец вскоре стал местом заседания Синьории. Ко дворцу Козимо задумал пристроить, выражаясь современным языком, офисное здание так называемое Уффици. Архитектор Вазари выполнил заказ. Наследник Козимо — герцог Франческо — довел дело до конца, распорядившись достроить верхние этажи Уффици и разместить там художественные сокровища, накопленные семьей Медичи. Говорят, он подолгу сидел в Уффицы у потайного окна, наблюдая за тем, что происходит в правительстве.

По сути, весь исторический облик Флоренции был полностью оформлен в правление потомка Лоренцо Великолепного — Козимо I Медичи. С Бенвенуто Челлини герцога связывали меценатские отношения.

В годы работы во Флоренции Челлини проявил себя как талантливый портретист, создавший новый тип парадного скульптурного портрета. Таков эффектный бюст герцога Козимо Медичи в латах римского императора. Великолепно передав портретное сходство, Челлини в то же время придал герцогу образ грозного небожителя.

На мой взгляд, еще выше по художественной выразительности его собственный портрет. Тоже парадный. Если рассматривать два портрета вместе, герцог становится человеком со слабостями, скульптор — тем, кто вершит не только свою судьбу. Он — провидец, которому это свойство дает особую власть. Справляется он с ней или нет — другой вопрос.


Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Бенвенуто Челлини. 1545-1553
На втором плане — копия статуи «Давид» Микеланджело
на фоне стены палаццо Веккио

Бенвенуто Челлини весьма своего учителя почитал, однако был уверен, что тот – представитель уходящего поколения художников, а среди его ровесников равных ему самому просто нет. Когда правитель Флоренции герцог Козимо Медичи, заказавший Бенвенуто мраморную статую Персея, решил по скупости своей несколько снизить цену работы и намекнул, что другой художник сумел бы сделать не хуже, Бенвенуто вскричал: «Учитель мой Микеланджело Буонаротти, когда он был моложе, сделал бы так же, да и то она стоила бы ему трудов не меньших, чем мне. Теперь, когда он очень стар, он, конечно, не сумеет этого. А потому я не думаю, чтобы сейчас оказался на свете человек, способный довести до конца такое дело».

Вера Челлини в собственную богоизбранность
была безмерно велика и криклива, как и его статуя,
особенно в сравнении с Микеланджеловским «Давидом».
И Давид злодея убил, но не пришел в восхищение собой самим, как Челлиниевский Персей.


Из-за своего неугомонного характера, часто приводившего к столкновениям с властями, Бенвенуто Челлини, не достигнув семнадцатилетнего возраста, успел побывать в Сиене, Болонье и Пизе. В 1519 году он впервые посетил Рим, а с 1523 находился на службе у папы Климента VII, затем у Павла III.

В 1527 Челлини стал свидетелем разорения Рима войсками императора Священной Римской империи Карла V. В 1538 году по приказу папы Павла III он был заточен в замке Сант Анджело по обвинению в краже, но сумел бежать во Францию. В 1540–1545 Бенвенуто Челлини работал в Париже и Фонтенбло по заказам Франциска I, который пожаловал ему французское подданство.

Летом 1545 года художник вернулся на родину. Во Флоренции он нашел покровителя в лице герцога Козимо Медичи, принявшего его с распростертыми объятиями и невероятными обещаниями всех благ. Для него Челлини вылепил и отлил в бронзе статую Персея с головой Медузы в руке — одно из лучших своих произведений, красующееся теперь во Флоренции, в Loggia dei lanzi.


Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Нимфы в постаменте.
Бенвенуто Челлини. 1545-1553

Не знаю, как на ваш взгляд, на мой вкус — Персей красив, постамент скульптуры недопустимо изощрен в орнаментации, фигуры в арочных нишах масштабно не связаны с целым… Все само по себе красиво. Вместе — все спорит друг с другом. Искусствоведы считают, что Челлини, как скульптор, занимает в истории итальянского искусства лишь второстепенное место. Причина непризнания — статуя «Персей», что, при всей своей красоте, страдает неверностью пропорций и погрешностями в мускулатуре. Кроме того, считают искусствоведы, эффектность статуи — чисто внешняя, не возбуждающая глубокого чувства в зрителе.

С наличием сбоев в масштабе соглашусь. Относительно зрительских чувств у меня другое мнение…


Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Бенвенуто Челлини. 1545-1553

Посмотрите, у Персея и Медузы — одно и то же лицо. Не только их выражение совпадает. Все черты, все пропорции не различаются ни в чем. Когда я это увидела, меня обуял страх…

В своей автобиографии — «Жизнь Бенвенуто, сына маэстро Джованни Челлини флорентийца, написанная им самим во Флоренции», — скульптор рассказывает много такого, что способно этот страх подкрепить. В «Жизни» он перечисляет несколько фактов, что указывают на его исключительность…

«Я не хочу умолчать о самой удивительной вещи, которая когда-либо случалась с человеком»

В раннем детстве Бенвенуто схватил руками скорпиона, и тот не ужалил его. Потом он видел в огне саламандру, в некоторой степени мистическое животное, и поскольку никто другой из присутствующих ее не видел, то это был, конечно, знак.
Были у Бенвенуто и чудесные видения. К нему приходили Христос и Мадонна с двумя коленопреклоненными ангелами по бокам. Ему снились вещие сны о себе и других. Но самое замечательное случилось с ним после того, как он вышел из тюрьмы. Вокруг его головы появилось сияние. Настоящий нимб, как у святых. Сам он рассказывает об этом в весьма торжественной тональности. «Я не хочу умолчать о самой удивительной вещи, которая когда-либо случалась с человеком».


Флоренция. Лоджия деи Ланци. «Персей». Бенвенуто Челлини. 1545-1553

В момент убиения Палач и Жертва слились воедино: каждый перенес свою суть на другого. Персей — и Палач, и Жертва одновременно. Он — исполнитель не своей, чужой воли. Медуза — и Жертва, и Палач, что помимо собственной воли и чувств будет в дальнейшем всех губить.

И воедино их связала красота…
Палач и жертва внешне равно прекрасны.
Зло запечатлело себя в красоте,
чтобы продлиться и превратить палача в героя,
а жертву — в невольную убийцу…

Это — пророчество, высказанное Челлини, для которого, судя по его жизни, нет границы между Добром и Злом? В любом случае, в обширнейшей «персениане» до таких высот обобщения никто из художников не дойдет.


Бенвенуто Челлини. Распятие (ок. 1562, Эскориал, близ Мадрида).

В зрелые годы Бенвенуто Челлини стал не только прославленным художником, но и известным хулиганом, задирой и бретёром. За свои выходки он регулярно оказывался в тюрьме, и в частности, в самой аристократический из них – замке св. Ангела в Риме.

Последние восемь лет жизни Челлини протекли более мирно, чем все предшествовавшие годы. В 1554 году он получил дворянский титул. В 1558 году он постригся в монахи, но вскоре скинул с себя рясу для того, чтобы жениться, не взирая на то, что ему было уже около 60 лет. Получив освобождение от данных обетов, женился: его избранницей стала Пьера ди Сальвадоре Париджи.


Бенвенуто Челлини. Золотая медаль с рельефом Пегаса

Из исполненных Челлини золотых и серебряных изделий сохранилось немногое. Драгоценность использованного материала, небрежность и невежество владевших произведениями Челлини были причиной того, что большинство их давно уничтожено для изготовления других вещей. Нередко встречаются изделия, считающиеся вышедшими из рук Челлини, однако, принадлежность их ему почти всегда не только сомнительна, но и совершенно невероятна.

Вазари прав, как золотых дел мастер, Челлини вполне достоин славы первоклассного художника, приобретенной им еще при жизни: в отношении вкуса орнаментики и изящества работы у него нет соперника среди всех артистов эпохи Возрождения.

Но, где ныне эта слава? А Персей…
О, Персей, всех переживет благодаря
неиссякающему интересу к убитой им Медузе!