Обучение навыкам гигиены полости рта. Важность обучения гигиене полости рта специалистов и населения

Для того, чтобы гигиена полости рта принесла свои эффективные плоды в деле сохранения органов и тканей в здоровом состоянии, не­обходимо тщательное гигиеническое воспитание населения и соблюде­ние всех основных правил. При этом врач-стоматолог в своей работе должен руководствоваться тремя основными положениями:

1. Достаточно эффективной гигиена полости рта может быть
лишь при регулярной чистке зубов с соблюдением необходимого ко­
личества движений щетки и затрат времени на очищение всех повер­
хностей зубов.

2. Обучение навыкам и правилам ухода за полостью рта входит
в обязанность медицинского персонала. В большинстве случаев без


надлежащего обучения невозможно обеспечить необходимый уро­вень гигиены полости рта.

3. Уровень гигиены полости рта и соблюдение правил чистки зубов должны контролироваться медицинским персоналом. Только контроль и коррекция гигиены через определенные промежутки времени могут зак­репить приобретенные навыки и обеспечить ее высокий уровень.

Внедрение эффективной гигиены полости рта требует серьезного и тщательного подхода к обучению населения, в первую очередь - де­тей. Обучению гигиене полости рта в обязательном порядке должна предшествовать и ему сопутствовать санпросветработа (Сунцов В.Г. и другие, 1982; Леонтьев В.К. и другие, 1986).

Обучение детей индивидуальной гигиене полости рта следует на­чинать с 2-3-летнего возраста. При этом необходимо учитывать воз­растные психологические особенности этой группы детей. Они заклю­чаются в склонности к подражанию, в преимуществе к коллективным занятиям, к работе первоначально со спокойными детьми как примере для подражания. В этом возрасте велика внушаемость, которую необ­ходимо использовать в позитивном плане.

Основой работы с детьми должна быть беседа, непосредственное общение, которое ничем другим заменить нельзя. Воспитание у детей гигиенических навыков - задача очень нужная, но не простая. В ука­занном возрасте дети слишком малы, чтобы понять необходимость ухода за полостью рта. Вместе с тем, именно приобретенные в этом возрасте навыки становятся особенно прочными, усваемыми на всю жизнь. Основой их формирования у детей должны стать игровые ситу­ации. Этому служат красивые зубные щетки, чашки для полоскания, цвет и форма обучающих предметов, наличие любимых игрушек, пер­сонажей мультфильмов и т.д.

Обучение детей 5-7 лет целесообразно начать с беседы о роли зу­бов для здоровья, необходимости ухода за ними. В этом возрасте дети уже способны к восприятию таких знаний. Последующие занятия не­обходимо строить также в форме интересной, занимательной игровой композиции.

Занятия по обучению чистке зубов проводятся медицинским работ­ником, который демонстрирует все этапы на больших моделях или иг­рушках с обязательным объяснением значения и порядка проведения гигиенических манипуляций. Обычно демонстрируются 7 последова­тельных этапов в приемлемой для детей форме:

1. Вымыть руки.

2. Прополоскать рот водой.

3. Промыть зубную щетку водой с мылом.

4. Нанести зубную пасту на всю длину рабочей части щетки.

5. Правильно почистить зубы.

6. Прополоскать рот водой.

7. Промыть зубную щетку, намылить ее и оставить хранить в стакане.
Имеются рекомендации (Сомова К.Т., Дубенский Ю.Ф., 1983) по

проведению обучения гигиене полости рта у дошкольников в виде 7 занятий в детском комбинате по 15 минут продолжительностью в сле­дующей последовательности:

1 - осмотр полости рта детей с помощью стоматологического зер­
кала и шпателя;

2 - обучение ребенка полосканию полости рта с последующим
закреплением навыка и его контролем после еды;

3 - рассказ о зубной щетке, ее назначении, демонстрация пользо­
вания на моделях;

4 - обучение детей пользованию щеткой с применением моделей
и контроль этого навыка;

5 - обучение детей непосредственной чистке зубов без пасты с
последующим мытьем щетки водой, высушиванием и хранением в ста­
кане. Закрепление этого навыка;

6 - чистка зубов самими детьми без применения пасты 2 раза в
день под контролем и коррекцией навыков воспитателями, медработ­
никами, родителями;

7 - чистка зубов детьми утром и вечером с использованием пасты,
осуществлением ухода за зубной щеткой, полосканием полости рта.

Считаем особо важным подчеркнуть, что при любой методике обу­чения детей принципам и правилам гигиены полости рта"абсолютно необходимо такое же обучение для родителей, педагогов, медработни­ков детских учреждений. То есть обучение должно быть комплексным, только тогда оно дает существенные профилактические результаты.

У дошкольников 5-7 лет можно использовать аналогичную мето­дику обучения (7 занятий), однако большее внимание уделяется объяс­нению правил чистки зубов, проведению этой манипуляции на игруш­ках, а главное - контролю за усвоением этих правил путем определе­ния и демонстрации индекса гигиены до и после чистки зубов каждым ребенком. Детям нужно доступно объяснить роль окрашивания зубного налета и значение удаления его при гигиене прлости рта.

У детей младшего школьного возраста (1-4 классы) обучение ги­гиене полости рта целесообразно строить в виде нескольких уроков здоровья, используя для этого школьную программу. В этом возрасте

больше внимания следует уделять беседам о роли зубов в жизни чело­века, их заболеваниях и последствиях, возможности предотвращения патологии, мероприятиях по профилактике заболеваний полости рта. Младших школьников знакомят с более широким кругом средств и предметов ухода за полостью рта - зубными щетками, пастами, по­рошками, эликсирами.

Обучение детей практическим навыкам по уходу за полостью рта удобнее всего проводить в комнате (классе) гигиены и профилактики, которая представляет собой помещение (или часть его), оснащенное раковинами, зеркалами, предназначенными для освоения методики чи­стки зубов и контроля за этим процессом. В комнате могут быть уста­новлены 5-10, в уголке гигиены 1-2 раковины с зеркалами. У одной из стен или в специальном шкафу помещаются ячейки для хранения индивидуальных предметов и средств гигиены. Щетки можно хранить в химических штативах с соответствующей маркировкой. В шкафу так­же хранятся песочные часы, зубные пасты и другие средства.

Кабинет должен быть оснащен экраном, диапроектором, шторами для затемнения, наглядной агитацией по уходу за полостью рта, стен­дами, таблицами, витражами и т.д. Если размеры комнаты позволяют, то в ней должны быть установлены столы для занятий.

В методике обучения гигиене полости рта необходимо пристальное внимание обращать на контроль за качеством чистки зубов, коррекцию гигиенических навыков, повторный контроль для закрепления привы­чек. Этой процедуре нужно отводить большую роль, так как получае­мые данные являются наглядным показателем качества и умения ухода за полостью рта, позволяют обнаружить конкретные упущения и выра­ботать меры исправления недостатков.

Обучение взрослых пациентов чистке зубов следует проводить в комнате гигиены или уголках гигиены в поликлиниках, на предприя­тиях по описанной методике с учетом сознательного их отношения к гигиене. Однако, не следует забывать, что перестройка уже сложив­шихся навыков (зачастую неоптимального варианта) идет гораздо сложнее, чем формирование их у детей в раннем возрасте. Большую помощь в этом процессе оказывает контроль за качеством гигиены с обязательной демонстрацией результатов чистки зубов после окраши­вания налета.


Ь ФАКТОРОВ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ПИТАНИЯ, АНТЕНАТАЛЬНОЙ,

ПЕРЕНЕСЕННОЙ И СОПУТСТВУЮЩЕЙ

ПАТОЛОГИИ В ПРОФИЛАКТИКЕ

ОСНОВНЫХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ

ЗАБОЛЕВАНИЙ

Дата добавления: 2015-02-05 | Просмотры: 2321 | Нарушение авторских прав


| | | | | | | | | | | |

По данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), 92% людей во всем мире неправильно чистят зубы, следовательно, взрослые неправильно учат чистить зубы и своих детей. Только единицы обращают внимание на то, что детская ротовая полость имеет существенные отличия от полости рта взрослого, а значит, и гигиена молочных зубов тоже отличается. Стоматологи советуют обращать внимание на строение молочных зубов, особенно на первые моляры. Шестые зубы уязвимы более остальных. Прорезываются они быстрее других и часто дистальные бугры поздно освобождаются от «капюшона», который служит местом скопления зубного налета. Кроме того, именно в детском возрасте вероятность возникновения кариеса близка к 100%. Это связано с неспособностью детского организма противостоять бактериям, со строением и уязвимой структурой самого зуба и с другими факторами.

Наиболее оптимальный вариант для родителей – проконсультироваться с гигиенистом, который покажет вашему малышу, как правильно чистить зубы, и расскажет, с какой регулярностью нужно это делать. В гигиене полости рта есть одно золотое правило, которое актуально как для взрослых, так и для малышей: поел – почисти зубы. Однако следовать ему удается далеко не всегда, особенно, если дело касается перекусов на ходу, в гостях или в транспорте. Дома же эту правилу нужно следовать неукоснительно. Самое главное – не забывать об этой важной процедуре и довести ее до автоматизма. Каковы же основные правила детской гигиены?

Основные правила гигиены полости рта для детей

  • Следует чистить зубки как минимум два раза в день специальной пастой и детской щеточкой: после завтрака и перед сном.
  • Зубная нить должна стать незаменимым помощником в гигиене полости рта.
  • Для того чтобы предупредить возникновение бутылочного кариеса , количество перекусов в течение дня, тем более сладких, лучше всего свести к минимуму.
  • Каждые полгода следует посещать кабинет зубного врача, в случае если нет проблем с зубами. Если проблемы есть, визиты к врачу должны происходить чаще.


Зубная паста с теобромином Theodent Kids со вкусом шоколада. Укрепляет детские зубы и полностью останавливает кариес на ранней стадии.

Первые месяцы жизни – ухаживаем за деснами

В первые полгода жизни происходит массовое заселение ротовой полости микробами, что создает благоприятные условия для возникновения кариеса, детской молочницы, стоматита и других болезней. Случаев, когда микробы не дремлют, очень много, например, когда взрослые-носители кариеса целуют ребенка, облизывают соску, пренебрегая кипяченой водой, пробуют пищу той ложечкой, которой будут кормить малыша. Риск инфицирования при этом увеличивается в десятки раз. Чтобы не произошло непоправимого, после каждого кормления малютке следует протирать десны специальными напальчниками или салфетками со слабым содовым раствором.

Учимся чистить молочные зубы

Малыши, которые уже обзавелись зубками, с родительской помощью начинают сами чистить первые молочные зубы специальной зубной щетки для детей. При этом начинать нужно с 15-20 секунд на каждую чистку, постепенно увеличивая продолжительность. Главная задача мамы на этапе знакомства ребенка с щеткой – пробудить интерес к рутинному, но необходимому занятию. Существует, как минимум, два беспроигрышных способа:

  • Обучение гигиене полости рта у детей идет на ура, если родители предлагают ребенку игру. Услышав, как добрая зубная «тетя-щетка» один за другим чистит зубки, делая их красивыми и выгоняя вредных микробов, большинство малышей с охотой откроет рот и терпеливо дождется окончания процесса.
  • Еще один действенный метод приучения – делать, как мама. Зачастую, дети копируют поведение родителей, их речь и мимику. Тем же способом они узнают, как правильно чистить зубы. Совершая ежедневную чистку вместе с малышом, и при этом помогая ему, вы убедитесь, что через какое-то время чадо само потянется за зубной щеткой. Главное, чтобы ребенку нравился вкус зубной пасты!

Конечно, нередки случаи, когда нет под рукой ни пасты, ни щетки – сладкие перекусы на улице, в гостях или в транспорте. Многие стоматологи в такой ситуации рекомендуют воспользоваться жевательной резинкой без сахара, восстановив тем самым щелочной баланс. Однако процесс ее пережевывания не должен превышать 10 - 15 минут.


Набор Curababy "girl set" CKC 42 CURAPROX изготовлен из прочных материалов и совершенно безопасен, поскольку не имеет в составе ни красителей, ни иных вредных компонентов.

Средства гигиены полости рта для детей

Необходимые предметы для детской гигиены полости рта – это зубная щетка и паста. Детскую зубную щетку следует выбирать с мягкой и относительно короткой щетинкой в 2 см, маленькой узкой головкой в два ряда пучков и длинной ручкой. Подросшему малышу, который начинает чистить зубы сам, лучше всего подойдет щетка с недлинной ручкой, но при этом объемной – для упрощения процедуры. Дозировка пасты не должна превышать размеров ноготка на мизинце ребенка. Малыш будет охотнее чистить зубы специальной детской пастой с приятным вкусом и ароматом. Главное – проследить, чтобы ребенок не увлекся и не съел зубную пасту, иначе это может привести к повреждению слизистой, возникновению аллергии, а в некоторых случаях и к дисбактериозу.

Также существуют салфетки для гигиены полости рта. Они предназначены для детей, которым еще рано пользоваться зубными щетками и пастами. Эти салфетки являются прекрасным средством для очищения зубов и десен малыша. В составе салфеток содержится ксилит, который подавляет рост и размножение бактерий, вызывающих кариес. Они незаменимы и в период прорезывания зубов. Желательно хранить их в холодильнике, так как прохладные салфетки помогут смягчить болевые ощущения в деснах малыша. Кроме того, они помогут впоследствии приучить ребенка к будущим ежедневным гигиеническим процедурам.

Еще один необходимый предмет гигиены – зубная нить. Помогайте малышу удалять зубной налет между зубами и в области десен с помощью нити, чтобы предупредить зубной камень.

Три отличия детской пасты от взрослой

  • Требования к рецептуре, то есть, к самому составу тюбика – самое главное отличие. Речь идет о низкой абразивности детских паст: они должны либо совсем не содержать фтора, либо содержать его в минимальных количествах; зачастую средства гигиены для малышей содержат дополнительные ферменты, размягчающие налет до его полного растворения; а вот от паст с отбеливающими частицами лучше отказаться и потерпеть до 12 лет – в нежном возрасте они нанесут больше вреда, чем пользы.
  • Вкус и аромат, как правило, с добавлением фруктовых, шоколадных и других усилителей вкуса. По статистике, около 30 – 35% детей при чистке проглатывают вкусную пасту. По этой причине стоматологи рекомендуют использовать пасты с нейтральными ароматами, во избежание эксцессов.
  • Красочность тюбика и его оформление.




Ультрамягкие щетинки, изготовленные по уникальной запатентованной технологии, электрической щетки DBB - 1Y Hapica не травмируют тонкую эмаль молочных зубок и нежные десны малыша. Применение щетки не требует усилий, но при этом делает чистку зубов максимально эффективной.

Профессиональная гигиена полости рта у детей

Под профессиональной гигиеной принято понимать комплекс процедур, цель которых – оздоровить ткани и органы ротовой полости и предупредить возникновение стоматологических недугов. Сюда входит снятие мягкого и твердого налета с зубов, закрытие фиссур, то есть зубных ямочек, придание им меньшей уязвимости, а также покрытие зубной поверхности специальным лаком. Кабинет зубного врача – не такой коварный, каким выглядит на первый взгляд. Помимо профилактической процедуры врач может провести урок гигиены полости рта, подобрать для ребенка пасту и щетку, исходя из индивидуальных особенностей строения ротовой полости, а также дать полезные и грамотные советы по уходу.

Напоследок хочется еще раз обратить внимание на то, что уход за зубами ребенка требует особого отношения в связи с последующим формированием «пожизненных» зубов. Ведь, насколько будут здоровы молочные зубы, настолько будут крепки и коренные!

29900 0

Обучение индивидуальной гигиене полости рта

Обучение гигиене полости рта является основной составляющей санитарно-просветительской работы стоматолога, его помощника и гигиениста. Стоматологический персонал проводит гигиеническое обучение не только пациентов, но и медиков других специальностей, учителей, воспитателей, родителей, которые в свою очередь занимаются гигиеническим обучением подопечных. Обучение может проводиться различными методами и способами (как индивидуальными, так и групповыми, как офисными, так и коммунальными), но во всяком случае — на основе правил психологии и педагогики, ориентированных на различные возрастные группы (см. соответствующие разделы).

Наиболее распространенной формой обучения правилам ухода за полостью рта является урок гигиены. Принципиальная структура урока гигиены строится в соответствии с задачами обучения: I этап — мотивация, II этап — выбор средств и методов гигиены, III этап — практическое обучение выбранному методу гигиены.

Мотивация. В общем случае, в ходе беседы пациента следует убедить в том, что:
. проблема больных зубов имеет прямое отношение к нему в настоящем (пациенту демонстрируют проблемы в его полости рта при помощи зеркала или видеокамеры) и/или в будущем (в качестве аргументов приводят статистические данные по региону);
. здоровые зубы лучше, чем больные (говорят об отсутствии дискомфорта и боли, о красоте, о возможности не отказываться от какой-либо пищи, о сохранении здоровья желудка, о профессиональной пригодности, об экономии средств на лечение и протезирование и т.п.; при этом стараются делать акцент не на потерях, а на выгоде);
. здоровье зубов можно сохранить средствами стоматологической помощи, используя современные знания и относительно недорогие эффективные профилактические средства (приводят примеры успеха на мировом, региональном и т.п. уровнях, ссылаются на достижения в семьях своих постоянных пациентов);
. заболевания зубов связаны с множеством различных факторов (перечисляют местные и общие факторы риска), но не все из них человек может радикально искоренить; практически можно снизить агрессивность основной причины патологии — инфицированных зубных отложений;
. зубной налет разрушает зубы (рассказывают о механизмах деминерализации, о деструкции тканей, о возможных исходах разрушения зуба);
. зубной налет в данный момент атакует зубы пациента (демонстрируют его зубной налет на зонде, на нити, на зубах после окрашивания, в нативном препарате зубного налета в микроскопе и т.д.).

Результатом этого этапа должно быть возникновение у пациента желания сейчас же избавиться от зубных отложений.

Выбор средств и методов гигиены. На этом этапе врач сообщает пациенту о том, какая щетка, паста, флоссы и другие средства гигиены необходимы в его индивидуальном (!) случае для эффективной чистки зубов. Полезно иметь в кабинете образцы средств гигиены, что позволяет пациенту сравнить имеющиеся у него (дома, а лучше — при себе) средства с нужными и зрительно закрепляет мотивацию. Хорошо, если врач имеет возможность предложить пациенту нужную щетку, пасту, флоссы и т.п. в собственность (продажа, дарение).

Обучение методам чистки зубов. Для обучения используют две основные методики: а) демонстрационное обучение на модели; б) практическое обучение в полости рта (контролируемая чистка зубов). В оптимальном случае обучение начинают с демонстрации на модели, а затем закрепляют пройденное в ходе практического обучения.

Прежде чем обучать пациента новым методам чистки, следует выяснить, на каком уровне находятся его гигиенические навыки, и на этой основе составить план коррекции привычных движений и обучения новым элементам. Диагностика может быть проведена как при помощи модели, так и в ходе реальной чистки зубов. В первом случае пациенту дают щетку (нить), модель и просят показать, как именно он обычно чистит зубы.

Врач обращает внимание на то, как пациент удерживает в руке щетку (нить), направление и количество движений на каждой поверхности каждой группы зубов, на величину давления на щетку Комментарии должны быть абсолютно доброжелательными: врач должен выявить ошибки и разъяснить их негативные последствия, ссылаясь на те проблемы, которые пациент уже видел у себя во рту, но ни в коем случае не упрекать пациента в его невежестве! Затем врач показывает на модели, какие изменения нужно внести в технологию движений и просит пациента повторить нововведения на той же модели.

Контролируемая чистка зубов щеткой может быть проведена при соблюдении нескольких условий: пациент располагает своей щеткой, у него (или в кабинете) есть зубная паста, имеются возможности для умывания и полоскания полости рта и зеркало.

Процедура состоит из нескольких этапов:
1) окрашивание зубных отложений стойким красителем;
2) чистка зубов привычными пациенту методами (врач с нейтральным или одобряющим выражением лица молча наблюдает за действиями пациента для того, чтобы выявить конкретные изъяны и затем внести уместные, конкретные предложения);
3) определение качества чистки зубов по протоколу О"Лири (пациенту можно предложить самостоятельно заполнить протокол и рассчитать показатели гигиены) и комментарии по поводу недостатков привычной чистки зубов;
4) предложение необходимых изменений, разъяснение их преимуществ и технологии;
5) апробация пациентом нововведений в полости рта под наблюдением и при активном участии врача;
6) определение качества чистки зубов новыми методами с заполнением протокола О"Лири.

Одного урока гигиены, как правило, для эффективного обучения недостаточно. В последующие визиты проводится контролируемая чистка зубов и анализ достижений и упущений пациента; ему демонстрируют видимое улучшение ситуации в полости рта. Спустя полгода и более мотивация пациента может быть усилена анализом прироста кариеса: отсутствие (торможение) прироста вдохновит пациента на дальнейшие усилия по соблюдению гигиены полости рта.

Приведенная выше принципиальная схема обучения гигиене полости рта требует адаптации:
. к социальным условиям (уровень культурных, экономических возможностей аудитории);
. к возрасту аудитории (психические и физические способности к обучению, приоритеты в мотивации, выбор средств и методов гигиены полости рта);
. к возможностям технического оснащения процесса обучения (наличие наглядных пособий, водоснабжения и канализации, красителей, щеток, паст и т.д.). В ходе гигиенического обучения целесообразно затронуть и другие аспекты профилактики кариеса: вопросы питания, фторпрофилактики и т.д.

Обучение родителей детей до года достаточно сложно организовать в рамках стоматологического приема, так как дети этого возраста редко являются нашими пациентами. Чтобы просветить эту важную в стратегическом профилактическом плане группу, стоматолог должен выступать инициатором сотрудничества с теми врачами, к которым неизбежно обращаются будущие, а затем — молодые родители.

Стоматолог должен активно участвовать в работе лекториев для беременных, организуемых в женских консультациях, и школ молодых родителей при детских поликлиниках, выступая с лекциями, беседами и т.д. Идеальным вариантом, реализованным в ряде стран, является привлечение к обучению родителей малышей основам гигиенического ухода за полостью рта педиатров и патронажных педиатрических медицинских сестер, которые раньше других специалистов входят в семью новорожденного; этих специалистов должен мотивировать, просветить и обучить стоматолог.

Обучение родителей детей в возрасте от 1 до 3 лет проводит стоматолог. Педиатр обязан направить ребенка на консультацию к стоматологу в возрасте 1, 2, 3 лет, и стоматолог должен проводить на приеме соответствующие беседы и обучать родителей практическим приемам чистки зубов ребенка. Обучение самих детей элементам гигиенического ухода за полостью рта ложится в основном на плечи родителей, которым стоматолог должен объяснить основные правила: опора на личный пример, обеспечение психологического комфорта во время гигиенических процедур, предложение интересных моделей детских щеток, игровая форма «уроков», ограничения во времени (не более 3—5 мин) и в объеме нового материала, поощрение ребенка за усердие и успехи.

Обучая малыша мануальным навыкам, следует помнить о том, что ребенок видит и оценивает мир в зеркальном изображении, поэтому взрослый-правша, демонстрирующий ребенку-правше движения щетки на модели (кубике), располагаясь при этом лицом к ребенку, должен держать щетку в левой руке. Лучше проводить обучение перед зеркалом, когда взрослый стоит рядом с ребенком (или за его спиной) на одном уровне или немного выше и проводит все манипуляции правой рукой. Эффективность такой беседы стоматолога с родителями повышается, если врач сам проводит в кабинете урок с малышом, активно привлекая родителей к процессу и обращая их внимание на важные моменты.

Обучение родителей и их детей от 3 до 6 лет

Гигиеническое обучение детей дошкольного возраста должно проводиться в стоматологическом кабинете, в семье, в детском учреждении (рис. 5.50).


Рис. 5.50. Схема гигиенического воспитания детей 3-6 лет.


Главную роль в гигиенической мотивации, обучении детей и поддержании их постоянной профилактической активности играет семья.

Стоматолог, принимающий ребенка в кабинете, обязан продемонстрировать родителям качество гигиены его полости рта, подобрать подходящие средства гигиены, разъяснить родителям правила чистки зубов ребенка руками взрослых и элементы метода KAI, которым необходимо обучить ребенка.

Очень полезно провести урок гигиены, чтобы обучить и родителей соответствующим манипуляциям. Дети от 3 до 6 лет посещают детские дошкольные учреждения, и это обстоятельство широко используется в целях гигиенического воспитания детей. Стоматолог должен обучить педагогов и медработников детского учреждения правилам первичной стоматологической профилактики и, в частности, гигиенического ухода за полостью рта детей для того, чтобы эти работники могли формировать у детей соответствующие здоровые оральные привычки.

Обучение детей проводится при помощи форм и методов, соответствующих их возрастным особенностям: занятия проходят в игровой форме, с элементами состязательности, информация подается небольшими фрагментами в течение цикла занятий.

Практическое обучение проводится на моделях; каждый новый элемент несколько раз повторяют «в две руки», когда взрослый кладет свою руку поверх кисти ребенка. Чистку зубов проводят возле умывальников, под контролем и при активном участии взрослого, который должен направлять движения руки ребенка, контролировать прилагаемые к щетке усилия, отмечать качество очищения зубов и поощрять успехи ребенка.

В результате к шести годам ребенок должен усвоить, что:
. после еды нужно убрать изо рта остатки пищи, чтобы ею не кормились вредные микробы, разрушающие зубы;
. зубы нужно чистить щеткой и пастой 2 раза в день: после завтрака и перед ночным сном;
. у каждого должна быть своя щетка, которую нельзя давать никому другому;
. зубная щетка должна быть детской (небольшой), не старой и не лохматой (для каждого времени года — новая щетка);
. зубной щеткой нельзя делать ничего, кроме чистки зубов;
. перед чисткой зубов нужно вымыть руки с мылом, прополоскать рот;
. чистую щетку нужно смочить водой, нанести на нее немного детской пасты (объемом с горошину) и размазать пасту по зубам, стараясь ничего не глотать;
. щеткой нужно вычистить все зубы со всех сторон правильными движениями, стараясь в это время не глотать слюну, а выплевывать ее;
. закончив чистить зубы, нужно прополоскать рот водой и умыться;
. чтобы щетка была чистой, ее нужно вымыть водой с мылом и поставить ее в стакан вверх головкой.

Обучение детей в возрасте от 7 до 10 лет и их родителей проводят как на стоматологическом приеме, так и в школе. Необходимо помнить об активной роли родителей в гигиене полости рта младших школьников и поэтому организовывать обучение не только и не столько ребенка, сколько всей семьи, четко указывая на возможности и обязанности детей и взрослых.

В школьной программе предусматриваются часы для гигиенического воспитания учеников. Уроки гигиены проводят стоматолог, гигиенист или обученная ими медсестра школы. Беседа может быть проведена в классе, а контролируемая чистка зубов — возле умывальников при входе в столовую, или в стоматологическом кабинете, или в специально оборудованном кабинете профилактики.

Для учеников младшей школы проводят несколько 15-20-минутных бесед, последовательно освещающих различные вопросы профилактики и мотивирующих детей к стоматологической самопомощи.

На практической части урока гигиены взрослый должен оценить качество щеток и паст, принесенных детьми из дома, мягко посоветовать замену (ни в коем случае не давать при этом повода для насмешек одноклассников над детьми, не имеющими хороших средств гигиены!). Проводят окрашивание зубных отложений, их демонстрацию в зеркале и доброжелательное (!) обсуждение. Предстоящие манипуляции «проходят» при помощи модели, затем приступают к чистке зубов. Взрослый наблюдает за работой каждого ребенка, поправляет движения, контролирует их количество. По истечении 2—3 мин чистки зубов и полоскания полости рта, проводят анализ качества проведенной чистки, выявляют и поощряют лучших.

Обучение детей 11—14лет и подростков следует проводить в стоматологическом кабинете в присутствии их родителей, с указанием на конкретные субъективные и объективные гигиенические проблемы ребенка, требующие активного вмешательства взрослых. Родители должны помнить о том, что интересы подростка неустойчивы, ему необходимы постоянные психологическая поддержка и контроль.

Перед началом обучения гигиене полости рта в условиях школы необходимо выяснить базовый уровень знаний и навыков аудитории по этому вопросу. Это можно сделать путем предварительного осмотра детей или с помощью анкетирования:





Анкеты могут быть более сложными, что позволяет точнее определить тематику и конкретное содержание бесед с той или иной группой. Практические уроки гигиены в школе лучше проводить в небольших однополых группах или в индивидуальном порядке, обсуждение неудач проводить с особенной осторожностью и искренней заинтересованностью не только в стоматологическом, но и в душевном благополучии ребенка.

Обучение взрослых должно проводиться в строгом соответствии с психологическими особенностями каждого пациента. Мотивация к уходу за полостью рта может быть проведена в ходе популяционной и групповой профилактической работы, практическое обучение - только в индивидуальном порядке. Наилучшие результаты дает контролируемая чистка зубов, так как она позволяет оценить и корректировать не только представления пациента о правилах (что обычно происходит в ходе обучения на модели), но вмешаться в его реальные манипуляции и дать возможность физически почувствовать разницу в направлении и силе прилагаемых усилий, усвоить нововведения на проприоцептивном уровне.

Т.В.Попруженко, Т.Н.Терехова

Как сообщают актуальные исследования в области стоматологии, правильная гигиена полости рта – составляющая, занимающая до 90% среди факторов здоровья зубов и полости рта.

Именно поэтому задачей специалистов является не только лечение существующих болезней, но и их предупреждение при помощи обучения правилам гигиены.

Общая информация

Грамотная гигиена ротовой полости является одной из важнейших мер первичной профилактики стоматологических заболеваний, в том числе, пародонта.

Предотвращение патологий существенно повышает качество жизни населения и уменьшает экономические затраты на осуществление стоматологической помощи.

В связи с этим, задачей гигиенистов и стоматологов является просветительская деятельность, способствующая качественному исполнению гигиенических процедур населением.

В понятие гигиены ротовой полости индивидуального характера входят такие моменты:

  • использование качественных инструментов для ее поддержания – девайсов, паст;
  • чистка элементов зубного ряда и правильная техника ее осуществления;
  • использование дополнительных профилактических мероприятий от стоматологических заболеваний.

При этом в любой урок гигиены должны входить три обязательных компонента для качественного усвоения знаний:

  • мотивация;
  • выбор средств и методов гигиены;
  • практическое обучение по выбранным методам.

Важно, чтобы знания и умения об уходе за полостью рта прививались массово, системно и качественно. Поэтому специалисты должны консультировать население различных возрастов и категорий.

Особенно это касается тех частей общества, которые сами имеют непосредственное отношение к передаче знаний последующим поколениям – это молодые родители, учителя, врачи других специальностей и т. д.

При обучении гигиене детей и подростков существуют свои нюансы воздействия. Иногда более эффективным оказывается объяснение от педагога или родителя, чем от медицинского специалиста. В случае родителей ребенок усваивает от них знания и закрепляет навыки, регулярно наблюдая их личный пример.

В зависимости от целевой аудитории и контекста, специалисты могут выбирать различные формы диалога.

Знания могут передаваться в индивидуальном порядке (если пациент пришел на прием и его проблемы очевидно вытекают из недостаточности соблюдения гигиены), групповом, офисном, коммунальном (когда речь идет о регулярной просветительской деятельности и целенаправленной передаче знаний).

Мотивация

Для взрослого человека польза ухода за полостью рта очевидна в большинстве случаев. Однако детям и подросткам, на стадии привития им гигиенических навыков и упрочнения полезной привычки, часто требуется привести доказательства того, что уход за ротовой полостью необходим.

Встречаются оппоненты и среди взрослых пациентов. В качестве мотивирующих факторов могут выступать следующие утверждения:

  • микробы, содержащиеся в отложениях на поверхности костных органов, разрушают твердые ткани;
  • атака вредоносных элементов при наличии загрязнений происходит постоянно и непрерывно;
  • здоровые единицы позволяют в полной мере наслаждаться жизнью, в отличие от больных;
  • стоматологические болезни касаются каждого;
  • большую часть патогенных факторов можно искоренить благодаря ежедневному уходу за ротовой полостью;
  • сохранять здоровье элементов челюстных рядов гораздо проще и выгоднее, чем лечить последствия отказа от гигиены.

В качестве наглядных примеров для пациента лучше использовать различные визуальные пособия. В случае с демонстрацией вреда отложений на эмали лучше всего прибегнуть к нативному препарату, который можно рассмотреть через микроскоп, или демонстрации отложений после показательной чистки зондом или нитью.

Для демонстрации распространенности стоматологических болезней лучше всего использовать наглядные схемы, графики, диаграммы. Чтобы показать состояние полости рта самого пациента, используется фото- или видеосъемка с увеличением.

Как ничто другое пациентов мотивирует наглядное отображение экономических затрат на лечение болезней пародонта, протезирование, в сравнении с ежемесячными затратами на средства гигиены полости рта.

Весьма показательным является перечисление симптомов, которые возникают при систематическом пренебрежении стоматологическими рекомендациями.

Необходимо объяснить пациенту, насколько здоровые зубы выгоднее больных – ведь с безупречной улыбкой пациент может не чувствовать боли, без стеснения улыбаться, принимать пищу и т. д.

Выбор средств и способов

Выбор средств для гигиены полости рта производится в индивидуальном порядке врачом-стоматологом для конкретного пациента. Учитываются индивидуальные особенности и потребности организма.

Врач рассказывает о том, какую необходимо приобрести щетку, пасту, флосс (зубную нить) и дополнительные средства гигиены. Отдельным плюсом является наличие у врача в кабинете подобных продуктов, которые пациент при желании может приобрести.

Существует два основных подхода к обучению чистке полости рта – демонстрационное и практическое. В случае демонстрационного обучения врач показывает пациенту необходимые действия на модели, сопровождая свои действия пояснениями. На модели врач может проверить уровень текущих практических навыков пациента по чистке зубов.

Практическим обучением является перенесение демонстрации на личный опыт – иными словами, пациент тестирует полученные навыки на себе.

Практическое обучение также может быть использовано в диагностических целях, дабы проверить, насколько тщательно пациент проводит процедуру. После такой «тестовой» чистки производится окрашивание налета и его визуальная оценка.

В видео представлена дополнительная информация о выборе средств, приспособлений и проведении чистки зубов.

Уход в зависимости от возраста

Восприятие ребенка меняется с возрастом и нуждается в поиске различных подходов к обучению. Кроме того, в зависимости от возраста меняется потребность в контроле и используемых инструментах.

Уроки для родителей грудничков

Зубки малыша следует обрабатывать с момента их прорезывания после каждого кормления , используя для этой цели специальный напальчник или мягкую марлевую ткань, смоченную в кипяченой воде. Следует осторожно обработать полость рта, избавив ее от остатков пищи.

Дети от года до трех лет

Возраст от 1,5 до 3 лет, по мнению врачей-гигиенистов, является наиболее актуальным для начала обучения ребенка правилам ухода.

Задача - правильно обучить ребенка технологии гигиены, а также регулярно контролировать ее соблюдение, ложится на плечи родителей.

В обязанности родителей входит не только обучить ребенка правилам гигиены, но и привить ему необходимую мотивацию – рассказать о последствиях несоблюдения правил ухода, а также преподать личный пример грамотного отношения к здоровью и чистоте элементов челюстных рядов.

С полутора лет следует приучать ребенка ополаскивать рот после приема пищи кипяченой водой. С 2,5 лет можно приучать ребенка к чистке, смоченной в воде зубной щеткой с мягкой щетиной.

С 4 до 6

К 3 годам у малыша уже должна быть сформирована привычка ухаживать за ротовой полостью дважды в день, а при наличии кариеса или иных стоматологических патологий – эту процедуру следует проводить после каждого приема пищи.

Родители должны регулярно контролировать тщательность проведения процедуры, которые обрабатываются с внешней и внутренней стороны, и длительность чистки не должна быть меньше 3 минут.

Для дошкольников необходимо использовать специальную пасту, соответствующую возрасту, обогащенную фторидами – это защитит зубы от кариеса. Количество пасты для одной чистки должно быть не более размера горошины. Родители должны следить, чтобы малыш не глотал пасту.

Начиная с трехлетнего возраста, можно проводить демонстративный контроль чистки для более качественного обучения навыкам гигиены.

Для этого родитель может взять ушную палочку и смочить ее в 2% растворе йода. Провести по внешней стороне эмали – отложения подвергнутся окрашиванию, а чистые участки нет. Для подобных целей в продаже есть и другие препараты, окрашивающие налет в разные цвета.

Когда молочные зубки ребенка установят плотный контакт, в дополнение к чистке необходимо производить флоссинг – чистку межзубных поверхностей специальной нитью.

После 5 лет можно приучать ребенка к этой процедуре самостоятельно, перед сном.

С 7 до 10

Детям школьного возраста для регулярного подкрепления мотивации можно рассказывать о пользе гигиены, роли зубов в жизни человека, различных заболеваниях полости рта и методах их профилактики.

Родителям необходимо контролировать, насколько хорошо ребенок относится к инвентарю для поддержания гигиены. Ежедневные процедуры должны включать в себя также обработку зубной щетки мылом и ее содержание в отдельной посуде.

Целесообразно познакомить школьника с более широким спектром продуктов для поддержания гигиены – ополаскивателями, порошками, видами паст и т. д.

Со школьного возраста ребенок может использовать все те же продукты, что и взрослые, однако предпочтение еще следует отдавать «вкусным» пастам и эстетичным инструментам.

С 10 до 14

С детьми этого возраста лучше всего производить демонстрационные мероприятия в присутствии родителей в кабинете стоматолога.

Если выявлена недостаточность гигиенических мероприятий, то установить причину можно при помощи интервьюирования или заполнения анкеты. Затем, в зависимости от полученных сведений, стоматолог разъясняет ошибки и правила ухода.

С 15 до 18

С подростками этого возраста беседы проводятся так же, как и со взрослыми. Обучение должно строиться в индивидуальном порядке при посещении врача-стоматолога , с опорой на объективные и субъективные жалобы.

Стандартный метод чистки зубов

Зубы чистят по 3-4 минуты. Перед и после чистки следует провести ополаскивание полости рта водой, активно используя мимические мышцы и с усилием пропуская воду сквозь межзубные промежутки.

Фронтальные поверхности передних единиц и щечные – боковых очищаются при помощи движений «вверх-вниз», «вперед-назад».

Жевательные поверхности чистятся при помощи движений «вперед-назад», как и внутренние поверхности фронтальных и боковых единиц. Поверхности неба и языка следует чистить легкими подметающими движениями.

Выводы

Обучение гигиене полости рта следует производить комплексно, ища индивидуальный подход и основываясь на возрастных характеристиках целевой аудитории.

На детей лучше всего действует личный пример родителей и регулярное обучение вкупе с контролем и демонстрацией. Взрослые пациенты нуждаются скорее в экономической мотивации и индивидуальном подходе со стороны врача.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Гигиена полости рта: влияние на состояние зубов и защита от распространенных и опасных болезней. Рекомендуемые органами здравоохранения зубные щетки. Правила чистки зубов. Особенности выбора зубной пасты. Вспомогательные средства гигиены полости рта.

    реферат , добавлен 07.11.2011

    Изучение правил гигиены полости рта. Пропаганда здорового образа жизни. Эстетическое воспитание. Тщательная чистка зубов с помощью зубной щетки и пасты. Очищение полости рта после каждого приема пищи. Развитие кариеса межзубных поверхностей зубов.

    презентация , добавлен 07.12.2014

    Очищение временных зубов с момента прорезывания. Метод обучения пациентов чистке зубов. Характеристика различных методов чистки зубов: круговой метод Fones, методы Bass, Charters и Stillmann. Зубочистки как дополнительное средство гигиены полости рта.

    презентация , добавлен 21.04.2016

    Уход за полостью рта, удаление налета на зубах в целях профилактики кариеса зубов и воспалительных заболеваний пародонта. Личная и профессиональная гигиена полости рта. Составляющие правильной гигиены ротовой полости. Регулярное посещение стоматолога.

    презентация , добавлен 29.03.2015

    Схема действий для обучения детей чистке зубов. Выбор пасты и щетки. Уход за зубами ребенка после трех лет. Движение щетки в полости рта для достижения наибольшей эффективности очищения зубной поверхности. Действие сладостей и мучных изделий на эмаль.

    презентация , добавлен 01.04.2014

    Гигиена полости рта как метод профилактики стоматологических заболеваний. Средства и инструменты для этих целей. Краткая история, понятие и классификация зубной щетки. Особенности электрических и ультразвуковых щеток и эффективность их использования.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2016

    Определение индивидуальной гигиены. Алгоритм стандартного метода чистки зубов. Типы зубных щеток - основного инструмента для удаления отложений с поверхности зубов и десен. Назначение зубочисток, флюсов и щетки-скребка, эликсиров. Качество зубных паст.

    презентация , добавлен 28.09.2015