Протезирование зубов у детей и подростков. Делают ли протезирование молочных зубов

Протезирование молочных зубов подразумевает восстановление с помощью искусственных материалов поврежденных или удаленных зубов у детей. При этом можно установить как один зубной протез, так и мост из нескольких коронок. Раньше считалось, что в зубных протезах нуждаются только взрослые люди. Но сравнительно недавно врачи пришли к выводу, что преждевременная потеря молочных зубов серьезно нарушает жевательную функцию и отрицательно влияет на здоровье ребенка в целом. Кроме того, отсутствие молочных зубов значительно портит внешность малыша и, как следствие, подрывает его уверенность в себе. Поэтому сегодня родители, озабоченные душевным и физическим состоянием своих детей, все чаще обращаются в клиники по поводу протезирования молочных зубов, тем самым обеспечивая непрерывно растущую популярность данному направлению в стоматологии.

Показания к протезированию зубов у детей

Точный ответ на вопрос, требуется ли вашему ребенку протезирование молочных зубов, может дать только детский врач-стоматолог. Обычно протезирование молочных зубов у детей проводится при наличии следующих показаний:

  • Разрушение молочного зуба кариесом и невозможность его восстановления. Отсутствие коренных зубов негативно отражается на пережевывании пищи, приводит к заболеваниям желудка и нежелательному снижению веса у детей. Потеря же фронтальных зубов может спровоцировать возникновение дефектов речи или психологических комплексов.
  • Разрушение зубов флюорозом. Это хроническое заболевание развивается еще до прорезывания зубов, а впоследствии вызывает появление на них пятен и приводит к их разрушению. Протезирование молочных зубов помогает предотвратить этот процесс и сохранить эстетику детской улыбки.
  • Необходимость удаления зуба в связи с воспалением надкостницы. Это заболевание нередко вызывает появление новообразований, сопровождающихся болями. Зачастую в таких случаях зуб подлежит обязательному удалению.
  • Расшатывание или выпадение зубов при периодонтите. Это заболевание, при котором поражается соединительная ткань между костью зубной лунки и корневым цементом. Оно может также привести к нежелательной потере зубов у ребенка, а потому является еще одним показанием к протезированию молочных зубов.
  • Раннее выпадение молочного зуба. Выпадение молочного зуба за год и более до появления постоянного приводит к укорочению зубного ряда в постоянном прикусе у детей , ненормальному прорезыванию постоянных зубов и значительным нарушениям в зубочелюстной системе.
  • Травма зуба. Дети в силу своего активного образа жизни гораздо чаще, чем взрослые, подвержены травмам. А преждевременная потеря даже одного молочного зуба, как уже отмечалось выше, может привести к нежелательным для детского организма последствиям.
  • Непроизвольный скрежет зубами (бруксизм). При несвоевременном лечении это заболевание может привести к деформации или преждевременной потере зуба.
  • Адентия. Это полное или частичное отсутствие зубов, которое может быть как врожденным, так и вызванным объективными причинами.

Особенности протезирования зубов у детей

Детское протезирование зубов имеет свои нюансы. Во-первых, у взрослых челюсть сформирована, тогда как ребенок все время растет, и стоматолог должен сделать все возможное, чтобы протезирование молочных зубов не вызвало нарушение процессов развития в организме. Поэтому протезы для зубов для детей должны быть гипоаллергенными, безопасными, удобными, устойчивыми к воздействию химических веществ. Поэтому для изготовления детских зубных протезов используются такие материалы, как акрил, сталь с хромовым покрытием, нержавеющая сталь, сплавы серебра и олова. Во-вторых, детские конструкции не должны мешать развитию челюсти.

По своему назначению зубные протезы для детей подразделяются на следующие группы:

  • лечебные – восстанавливают функции и корректируют строение зубов;
  • профилактические – предотвращают деформации и патологии развития зубов и челюстей;
  • фиксирующие – служат для крепления ортодонтических аппаратов и лечебных материалов.

Интересный факт!

Детские зубы назвал молочными еще Гиппократ. Он был убежден, что первая смена человеческих зубов развивается из молока, которым питаются младенцы.



Виды протезов для зубов у детей

Обычно детям устанавливаются несъемные, съемные или условно-съемные зубные протезы . Съемные (временные) протезы изготавливаются по индивидуальным отпечаткам челюстей, иногда с дополнительными элементами (винтами, пружинами, дугами). В детском протезировании зубов их устанавливают при отсутствии нескольких зубов с целью расширения челюсти или исправления расположения зубов, и они подлежат регулярной замене по мере роста ребенка. Несъемные зубные протезы устанавливаются для длительного ношения и удаляются вместе с выпадающими молочными зубами.

Протезы для зубов

Вид протеза Материал Характеристики
Коронки Нержавеющая сталь, сплавы металлов, акрил (Strip-коронки) Сплавы металлов Используются при частичном поражении зубов кариесом, травме, бруксизме. Процедура установки таких протезов проходит намного быстрее и проще, чем обычное пломбирование. При этом пульпа сохраняется, а обточка зуба производится по методике для «взрослого» протезирования. В процессе монтажа коронки врач должен внимательно следить за тем, чтобы коронка не заходила за край десны. Несъемные коронки можно устанавливать детям в возрасте от 1 года до 12 лет, поскольку они не влияют на естественный процесс выпадения молочных зубов.
Штифты Сплавы металлов Конструкция штифта для детского протезирования зубов аналогична конструкции штифта у взрослых. Детский штифт отличается только специальным элементом для более надежной фиксации. Как правило, штифты устанавливаются в корни фронтальных зубов в верхней челюсти и клыков нижней челюсти. Согласно общепринятой методике, препарирование наддесневой части корня для последующего протезирования штифтом проводится карборундовыми камнями.
Вкладки Сплавы металлов Микропротезы, которые устанавливаются вместо отсутствующих тканей и воссоздают анатомическую форму зуба. В протезировании молочных зубов используются для устранения дефектов с обязательным сохранением зубной пульпы.
Мостовидные протезы Нержавеющая сталь, сплавы металлов Конструкция, состоящая из нескольких коронок, которая крепится к естественным зубам. Восстанавливает функцию жевания и сохраняет эстетику улыбки.
Иммедиат-протезы Акрил, нейлон Самый популярный вид частично-съемных протезов. Используется для замены одного утраченного зуба. Почти незаметен. Требует привыкания. Характеризуется отсутствием противопоказаний и подходит всем пациентам без исключения.
Бюгельные протезы Нейлон Удобные, обеспечивают равномерное распределение нагрузки между всеми зубами. В точности повторяют контуры десен и потому достаточно сложны в изготовлении и требуют нескольких посещений стоматолога. Эластичные и гибкие, они фиксируются на соседних зубах мягкими нейлоновыми кламмерами. Требуют некоторого привыкания. Не натирают десну, почти не видны за счет своей прозрачности.
Полные покрывные протезы Акрил, нейлон Заменяют полностью все зубы на одной или обеих челюстях. Крепятся к небу путем присасывания или при помощи специального крема. Они отличаются прочностью и не нуждаются в особом уходе.

Как выбрать клинику для протезирования молочных зубов?

При выборе клиники для протезирования молочных зубов необходимо изучить информацию об учреждениях, осуществляющих эту процедуру, и, в частности, узнать о наличии у них лицензий на оказание стоматологических услуг детям. Таких клиник немного, но стоит все-таки озадачиться поиском именно той стоматологии, где вашему ребенку окажут профессиональную помощь по протезированию молочных зубов специалисты с соответствующей квалификацией.

Как ухаживать за детскими протезами?

Дети должны ухаживать за зубными протезами так же, как и за естественными зубами. Необходимо чистить зубы дважды в день и после каждого приема пищи. При отсутствии необходимых условий для этого допустимо полоскание чистой водой и применение зубной нити. В отдельных случаях, в зависимости от материала зубных протезов, необходимо проводить регулярную профессиональную чистку зубных протезов в стоматологическом кабинете.



Профилактика протезирования зубов у детей

Преждевременной утраты молочных зубов, а значит, и протезирования зубов у детей можно избежать, если своевременно и регулярно посещать стоматолога, который диагностирует состояние зубов, выявит возможные дефекты прикуса и заболевания полости рта. Правильный уход за зубами и посещение профилактических осмотров позволит устранить проблему на начальной стадии, избежать потери зуба и необходимости протезирования. Немаловажную роль в сохранности молочных зубов играет и питание ребенка. Ведь при недостатке нужных растущему организму веществ зубы разрушаются сами, без механического воздействия на них. В настоящее время при занятости родителей, неблагоприятных экологических и экономических факторах состояние зубов у детей с каждым днем ухудшается и протезирование молочных зубов приобретает все большую актуальность. Поэтому следует принимать профилактические меры для сохранения здоровья зубов с ранних лет.



Цены на протезирование зубов у детей

Стоимость протезирования молочных зубов зависит от категории клиники, квалификации специалиста, объема работы зубного техника и материала, из которого будет изготовлен протез. При этом первичная консультация детского стоматолога в большинстве клиник проводится бесплатно.

В раннем возрасте зубы человека подвергаются различным разрушениям. Причинами могут быть как неблагоприятная экология окружающей среды, несбалансированное питание, недостаточный уход ротовой полости малышей. Зачастую маленькие пациенты обращаются за медицинской помощью к стоматологам с уже запущенным кариесом и невозможностью сохранить разрушенный зуб. В таких ситуациях лучшим выходом становится протезирование.

Процесс протезирования молочных зубов у детей существенно отличается от аналогичной процедуры взрослым людям. В первую очередь, это характеризуется тем, что у ребенка в ротовой полости имеется двадцать единиц, которые исполняют важные функции.

Если у малыша по каким-либо причинам разрушился или вообще выпал хотя бы один зуб, то для него это существенный дефект. Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет, когда активно формируется скелет. До этого времени следует внимательно относиться к зубным проблемам малышей. Взрослые задаются вопросом, зачем вообще выполнять процедуру протезирования ребенку, если на месте молочного зуба вырастит коренной?

Нормальным периодом смены молочных зубов на коренные считается возраст 6 — 12 лет

Существует много причин, по которым необходимо провести удаление молочного зуба, так как он может стать источником инфекции, при сильном разрушении привести к ряду других проблем. Коренные зубы вырастут только к определенному времени, как к 6-9 годам появляются резцы, а к 10-12 годам появятся клыки. Не допустить проблем со здоровыми зубами поможет своевременное протезирование зубов у детей, обеспечивая профилактику правильного развития. В противном случае это чревато:

  • повышенной нагрузкой, которую будут выполнять оставшиеся единицы;
  • освободившееся место могут занять моляры, резцы, а для коренных зубов не останется места и это приведет к их хаотичному росту;
  • у прикуса проявится дефект;
  • неудобное разжевывание пищи;
  • нарушение дикции, что опасно для 5-6 лет, и у ребенка может остаться на всю жизнь неправильное произношение;
  • в случае удаления передних зубов малыши могут стесняться улыбаться.

Из этого следует, что детское протезирование молочных зубов отзывы которого в большинстве положительные, выполнить крайне важно. Это обеспечивает здоровый внешний вид, улыбку, правильное развитие челюстного аппарата.

Показания к протезированию

Протезирование маленьким деткам показано в таких случаях, как:


Процесс протезирования

На представленном фото до и после детское протезирование зубов можно рассмотреть в двух вариантах исполнения, как:

Установка протеза на передние зубы

  • крепление пластмассовых зубов на съемной пластинке;
  • использование протеза-распорки (чтобы не происходило смещения соседних зубов).

Своевременное протезирование выполняется с соблюдением определенных требований к протезам, в частности, как конструкция не должна нарушать правильного развития и роста челюсти. Протез сохраняет эстетические свойства, безопасен (не натирать и не травмировать эмаль, слизистую), обладает гипоаллергенностью, материал не создает усадки, не набухает от влаги.

Протезирование проводится без боли.Протезы изготавливаются с применением таких материалов, как пластик, нейлон, хромированная сталь, сплавы, в составе которых содержится олово и серебро, в некоторых случаях используется нержавеющая сталь. В протезировании активно применяется протез на одну единицу, закрепляющийся с помощью кламмеров (полукруглый замок) или фиксацией на клей. При удалении нескольких единиц выгодно устанавливать мостовидные конструкции, в которых не последнее место играет материал. Лучшим вариантом станет нейлон, или дешевый пластик. Нейлон обладает высокой гипоаллергенностью и безопасностью для ребенка и способностью идеального повторения естественного рельефа слизистой.

Пластиковые конструкции применяются для замещения молочных зубов реже, так как они вызывают аллергические реакции. При отсутствии противопоказаний пластиковые изделия станут отличным решением, так как они прочные, имеют естественный вид, относительно не большую стоимость.

Детские протезы подразделяются на три основных типа:

  • профилактические;
  • лечебные;
  • фиксирующие (с их помощью закрепляются лечебные материалы, различные аппараты, конструкции).

Так же как и взрослые протезы, они могут быть съемными и несъемными. Но чаще для детей применяются съемные, потому что с ростом и изменением костной ткани их легче заменить.

Съёмный детский протез

Следует отметить различие детских протезов по таким видам, как штифты, вкладки, пластинчатые, мостовидные конструкции, коронки. Штифты применяются в переднем отделе челюсти и для клыков, а коронки защищают от дальнейших повреждений. Все конструкции изготавливаются на основании индивидуальных слепков пациентов. Съемные протезы имеют дополнительные пружинки, винтики, которые с ростом челюсти заменяют на новые. Не создают препятствий и не мешают росту пластинчатые раздвижные протезы с большим базисным размером. Коронки в детском протезировании используются металлические и из композитных материалов. Металлические изделия применяются для восстановления жевательного зуба. Выполняются они из прочных современных металлов, как никельхромовый сплав или нержавеющая сталь. Композитные коронки устанавливаются на передние единицы.

Процедура протезирования происходит в несколько этапов. После того, как удален молочный зуб, должно пройти не менее семи дней для затягивания лунки. Только тогда можно начать протезирование. На начальном этапе стоматолог выполняет слепок челюсти, чтобы будущий протез соответствовал зубному ряду, и подбирается цвет эмали.

По полученным данным протез изготавливается в лаборатории, после чего проводится примерка его у стоматолога. Ребенок при этом разговаривает и ест без проблем. При их возникновении, конструкция возвращается на доработку. Протезирование выполняется с местной анестезией.

Преимущества протезов для детей

К основным достоинствам современных детских протезов относится их прочность, отсутствие негативного влияния на гигиену ротовой полости, препятствие развитию кариеса. Детский протез способствует сохранению места для прорезывания постоянного здорового зуба, защищая малыша от развития неправильного прикуса, проблем дикции.

Конструкция позволяет полноценно принимать пищу, откусывать и выполнять различные жевательные функции.

Протез не позволяя соседним зубам сместиться в область удалённых зубов

Установка проводится за один прием, что сокращает регулярное посещение клиники. Ребенок в результате ощущает себя комфортно, получает красивую здоровую улыбку. Детское протезирование распространено в современных стоматологических клиниках. При определении установки протезов детям следует тщательно подобрать клинику, где можно комфортно и качественно выполнить протезирование с грамотными, опытными стоматологами.

Детские зубы нуждаются в особенном уходе

Чтобы меньше испытывать проблем с зубами ребенка, необходимо проводить грамотный уход и посещать периодически стоматолога для диагностирования их состояния. Следует следить за тем, чтобы дети чаще мыли руки, так как на них скапливается много вредных бактерий.

А руки ребенок любит брать в рот по разным причинам, особенно в период прорезывания коренных зубов. К причинам заболеваний ротовой полости относятся прием немытых продуктов, овощей, фрукты.

Правильное питание, посещение стоматологов для профилактического осмотра, чистка зубов, полоскание рта чистой водой после еды, помогут избежать заболеваний и иметь привлекательную улыбку ребенка.

Детский протез, как и взрослый, если он съемный, следует на ночь хранить в специальном растворе, чистить щеткой с пастой не реже двух раз в день, полоскать рот после еды.

Занятие №13

I . Тема: Детское з убное протезирование.

II .Цель: Получить знания о функционально-морфологических нарушениях челюстно-лицевой области при ранней потере зубов, ознакомиться с методами протетического лечения в детском возрасте.

При изучении данной темы студент должен:

Знать: этиологию ранней потери зубов в детском возрасте; функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов; осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

Уметь: применять клинические методы исследования для определения показаний к протезированию; применять специальные методы исследования для определения показаний к протезированию; составлять комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

Владеть : навыками диагностики адентии и принципами ее лечения

Ш.Вопросы входного контроля.

    причины ранней потери зубов у детей;

    клинические проявления дефектов зубных дуг у детей;

    деформации зубных дуг при раннем удалении временных зубов, первых постоянных моляров;

    функциональные нарушения при удалении зубов у детей;

    замещение дефектов коронок временных и постоянных зубов у детей;

    замещение дефектов зубных дуг у детей;

    особенности зубного протезирования у детей.

IV . Содержание занятия:

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей является значительной, меняется с возрастом и достигает 69,6% и выше (Ф.Я. Хорошилкина, 2010).

Диагностика адентии

При осмотре полости рта выявляется локальный дефект в зубном ряду. Разновидность адентии уточняется на рентгенограмме.

Провести анализ функциональных нарушений довольно сложно по причине изменяющегося состояния зубочелюстной системы. Для их оценки применяются статистические и динамические методы исследования, используемые при характеристике этой функции у взрослых.

Классификации дефектов зубных рядов у детей .

При диагностике дефектов зубных у детей клиницисты пользуются классификацией Кеннеди.

Клиника адентии

Многие считают, что дефекты зубных рядов могут явиться результатом первичной адентии. Первичная адентия – редкое явление, причиной такой адентии являются врожденные заболевания и пороки развития челюстно-лицевой области. Так, ангидротическая эктодермальная дисплазия проявляется такими признаками, как скудное оволосение, сухость кожи, отсутствие отдельных (частичная адентия), либо всех зубов (полная адентия).

Часто встречается первичная частичная адентия. Причиной адентии может стать гибель зачатка зуба. Интересно отметить, что дефекты зубных дуг при этом не симметричны.

При врожденных несращениях верхней губы, альвеолярного отростка и нёба, как правило, отсутствуют вторые и реже – центральные резцы.

Общепризнано, что основной причиной вторичной адентии являются осложнения кариеса, одного из самых распространённых заболеваний детского и взрослого населения. В результате формируются дефекты зубных дуг протяженностью до трех и более зубов.

Преждевременная потеря временных зубов требует конкретного определения. Рекомендуют считать потерю временного зуба преждевременной и приводящей к нарушению развития зубочелюстной системы в том случае, если она происходит раньше, чем за один год до физиологической смены. Достоверность диагностики преждевременной потери временных зубов во многом зависит от установленных сроков прорезывания постоянных зубов. В этой связи представляют интерес сроки прорезывания постоянных зубов, установленные исследованиями в разные годы в регионах страны.

Нередко причиной адентии становится травматическое повреждение челюстно-лицевой области в результате падения во время активного отдыха, дорожно-транспортного происшествия. При травме повреждается фронтальная группа зубов, особенно при аномалии их положения.

Внешних симптомов при частичной адентии и фиксированной высоте прикуса может не быть. При отсутствии всей фронтальной группы зубов западает губа.

При удалении верхних временных резцов замедляется рост переднего отдела верхней челюсти. Под давлением языка происходит вестибулярный наклон и зубоальвеолярное удлинение в области нижних резцов. Передний отдел нижней челюсти беспрепятственно растет кпереди, что приводит к формированию мезиальной окклюзии. При потере передних зубов становится нечетким произношение отдельных звуков, формируется инфантильный тип глотания.

Адентия в боковых отделах, отсутствие контакта зубных дуг приводят к уменьшению межальвеолярного расстояния и снижению высоты нижней трети лица (Рис.). Неравномерное распределение жевательного давления приводит к перегрузке фронтальных зубов, снижается жевательная эффективность. Дефицит физиологического раздражения "беззубых" участков челюстей при жевании способствует нарушению парности и сроков прорезывания постоянных зубов, ретенции постоянных зубов в результате образования глубокого костного рубца, мешающего своевременному их прорезыванию, нежелательному внутрикостному перемещению зачатков постоянных зубов и возникновению аномалий положения отдельных зубов. Возможность прокладывания языка в области дефектов зубной дуги оценивают как «вредную привычку». При этом нарушается физиологическое равновесие между отдельными группами мышц, между экзо- и эндосилами, воздействующими на зубные ряды. Зубоальвеолярное удлинение и мезиальное смещение зубов, изменение формы и размеров зубных дуг приводит к деформации окклюзионной кривой и альвеолярного отростка. Нарушение процесса становления высоты прикуса и ее последующее уменьшение приводят к аномалиям окклюзии, нарушению объема движений в височно-нижнечелюстных суставах вокруг сагиттальной и трансверзальной осей.

В случае потери постоянных зубов у детей сопровождается атрофией альвеолярного отростка в области удаленных зубов, нежелательным перемещением и поворотом вокруг продольной оси зубов, граничащих с дефектом зубной дуги, смещением средней линии зубной дуги в сторону удаленного зуба. Нарушение фиссурно-бугоркового контакта с зубами-антагонистами приводит к снижению высоты прикуса, жевательной эффективности, приобретает стойкий характер, приводит к функциональной перегрузке фронтальных зубов.

Таким образом, формирование дефектов зубных рядов вследствие ранней потери зубов относится к факторам риска развития вторичной деформации зубочелюстной системы (Рис.), внутрикостного смещения зачатков постоянных зубов, изменения положения прорезывающихся постоянных зубов, недоразвития альвеолярного отростка в соответствующем участке челюсти, изменения тонуса сосудов пародонта, деформации альвеолярных отростков, укорочения и сужения зубных дуг, а также вынужденного смещения нижней челюсти во время жевания, нарушения взаимоотношений элементов височно-нижнечелюстного суставов. Степень деформации зубных дуг и окклюзии зависят от продолжительности времени с момента удаления зуба.

Эффективность замещения дефектов зубных дуг у детей зависит от своевременности проводимых мероприятий. Однако, из-за недостаточности материальной базы детских стоматологических поликлиник и соответствующих специалистов ортопедическая помощь детям оказывается с опозданием или не проводится совсем.

Реабилитация пациентов, которым зубопротезирование своевременно не было проведено, существенно усложняется. При лечении детей с дефектами зубных дуг и сформированной вторичной зубочелюстной деформацией следует проводить ортопедическое и ортодонтическое лечение одновременно, либо начинать лечение с устранения вторичной зубочелюстной деформации.

Показаниями к зубному протезированию у детей являются :

    Кариозное разрушение временных и постоянных зубов.

    Повышенная стираемость эмали временных и постоянных зубов.

    Гипоплазия эмали.

    Ранняя потеря временных и постоянных зубов.

    Адентия частичная или полная.

    Ретенция зубов.

    Дефекты верхней зубной дуги, обусловленные одно- и двусторонним сквозным несращением верхней губы, альвеолярного отростка и неба.

    Дефекты альвеолярного отростка и нёба при врожденной патологии развития или вследствие воспалительных, травматических или др. повреждений челюстей.

    Своевременное протезирование предупреждает развитие зубочелюстных деформаций.

Показания к зубочелюстному протезированию уточняют с помощью рентгенологического исследования альвеолярного отростка, компьютерной томографии, ортопантомографии, либо обзорной рентгенографии челюстей. Оценивают положение и степень развития зачатков, наличие для них места в зубном ряду, а также возможность его сохранения или создания.

Устранение дефектов зубного ряда у детей имеет свои особенности, связанные с продолжающимся ростом челюстных костей и возрастной спецификой анатомического строения зубов. Данное обстоятельство исключает механический перенос принципов конструирования зубных протезов из взрослой ортопедической стоматологии в практику лечения детей. Применение зубных протезов у детей направлено на восстановление жевательной эффективности, предупреждение зубочелюстных деформаций. Наряду с общепринятыми требованиями к зубным протезам, они должны быть простыми в изготовлении и применении, не препятствовать росту и развитию зубочелюстной системы. Анатомическую целостность коронок зубов у детей по показаниям восстанавливают вкладкой, одиночной коронкой, штифтовой конструкцией. Применение вкладок и штифтовых конструкций у детей требует от специалиста соблюдение всех общепринятых правил изготовления этих конструкций.

Одиночные коронки

В случае преждевременного разрушения коронок зубов у детей применяют коронки, восстанавливающие их анатомическую форму и функциональную полноценность. При подготовке к изготовлению восстановительных коронок у детей важное значение придают принципу щадящего препарирования с минимальной травмой твёрдых тканей зуба. По этой причине перспективно применение тонкостенных коронок, изготовление которых, исходя из высокой приспособляемости пародонта и быстрой адаптации всех звеньев зубочелюстной системы ребёнка к разобщению прикуса (сустав, связки, жевательные мышцы, периодонт), возможно без обработки твёрдых тканей зуба. При использовании восстановительных коронок у детей необходимо исключить травму десневого края и не доводить край коронки до уровня десны.

Дефекты зубных дуг замещают несъемными и съемными конструкциями. На выбор конструкции зубного протеза влияют топографоанатомические взаимоотношения между временными зубами и зачатками постоянных, периодичность и активность роста челюстных костей.

Несъёмные зубные протезы с двусторонней фиксацией для замещения дефекта зубной дуги у детей неприемлемы из-за возможной задержки роста зубоальвеолярной дуги.

Применение несъёмных мостовидных протезов у детей ограничивает различная степень формирования корней опорных зубов и пониженная устойчивость их пародонта к функциональной нагрузке. Использование несъёмных протезов, не препятствующих развитию зубочелюстной системы, у детей не отвергается. Этому требованию отвечают раздвижные мостовидные протезы, но они имеют сложную конструкцию, их изготовление требует специальной подготовки зубного техника и соответствующую материально-техническую базу. Распорка межзубная – несъемный профилактический протез, предотвращающий смещение зубов в сторону дефекта зубного ряда, применяется при ранней потере временных вторых моляров. Состоит из фиксирующего кольца или коронки, укрепляемой на опорном зубе и промежуточной части П-образной формы, изготовленной из ортодонтической проволоки диаметром 1,0 мм.

Для рационального зубного протезирования детей следует помнить, что после прорезывания постоянных зубов в 13-14 лет продолжает изменяться форма зубных дуг. Увеличивается ширина зубной дуги при одновременном её укорочении, в связи с чем допустимо использование несъёмных протезов в боковых участках зубных дуг с 12-13 летнего возраста, а во фронтальном участке – не ранее 15-16лет.

Протезирование дефектов зубных дуг съёмными протезами.

При замещении дефекта зубной дуги IV класса по Кеннеди передние зубы можно установить "на приточке", либо на «искусственной десне».

При множественной адентии и недоразвитии альвеолярного отростка фиксация и стабилизация частичного съемного пластиночного протеза достигаются за счет несъемных коронок с припаянными ретенционными элементами.

Рис. . Состояние при двустороннем врожденном несращении верхней губы, альвеолярного отростка и нёба: а – первичная адентия верхних постоянных резцов, вторичная адентия временных клыков, аплазия межчелюстной кости, б – конструкция зубного протеза, в – улыбка пациента.

При множественной адентии с целью обеспечения нормального развития зубочелюстной системы оправданно начинать ортопедическое лечение съёмными протезами с 2,5-3,0 летнего возраста.

В зависимости от активности роста челюстей и плана лечения протез подлежит замене через 0,5-1 год. При первых признаках прорезывания постоянных зубов искусственные стачиваются.

При замещении дефекта зубной дуги в боковом участке (III класс по Кеннеди), зубы устанавливают на искусственной десне. Между слизистой оболочкой альвеолярного отростка и внутренней поверхностью базиса оставляют пространство глубиной до 1,0 мм, для возможности роста альвеолярного отростка и апикального базиса в трансверсальном направлении. Край искусственной десны в области переходной складки закругляют и утолщают в виде валика, вызывающего во время функции слабое натяжение слизистой оболочки и надкостницы, что способствует росту костной ткани альвеолярной кости, апикального базиса. Заднюю границу базиса заканчивают позади последних моляров по границе твердого и мягкого нёба (линия «А»). Для фиксации и стабилизации съемных протезов используют гнутые проволочные кламмера. Частичные съемные пластиночные протезы такой конструкции подлежат замене через 6 мес.-1 год. Для передачи жевательного давления на альвеолярный отросток с целью стимуляции прорезывания ретинированных зубов повышают прикус на искусственных зубах.

Отдельные исследователи предлагают при съёмном протезировании в детском возрасте избегать кламмерной фиксации протеза (Т.В. Шарова, Г.И. Рогожников,1991) и применять их только на период адаптации детей к протезу в течение 10-12 дней. Конструктивной особенностью съёмных бескламмерных протезов является создание в базисе условий для обеспечения беспрепятственного оппозиционного роста альвеолярного отростка и апикального базиса. С помощью съёмного протезирования восполняется недостаток физиологического раздражения, необходимого для роста челюстных костей, своевременного прорезывания и правильной взаимной установки в центральной окклюзии постоянных зубов, а также нормализации высоты прикуса. Считается недоступной гиперкоррекция высоты прикуса на «беззубых» участках челюсти, так как это способствует преждевременному прорезыванию постоянных зубов, внутрикостное развитие которых еще не завершилось. Края базиса частичного съёмного протеза изготавливают утолщёнными, захватывая последний зуб противоположной стороны дефекта. С вестибулярной поверхности базис не должен перекрывать альвеолярный отросток. Для лучшей фиксации дистальный край протеза на верхней челюсти не должен доводиться до линии «А».

Для фиксации съемных протезов у детей можно использовать кламмеры Адамса, телескопические коронки, вестибулярные дуги как в переднем, так и в боковых участках зубных дуг. Для равномерного распределения силы жевательного давления на нижней челюсти рекомендуют увеличивать площадь протезного ложа и уменьшать окклюзионную поверхность в области боковых искусственных зубов. В зависимости от расположения и протяженности дефектов зубных дуг частичные съемные пластиночные протезы могут включать один и боле зубов.

Часто в съёмных протезах у детей применяют постановку зубов «на приточке». Клиницисты советуют при выборе конструкции зубного протеза учитывать возраст ребёнка, причину, вызывающую формирование дефекта, его протяженность, состояние рядом расположенных зубов и антагонистов, а также характер прикуса. При сочетании потери зубов с зубочелюстными аномалиями базис съемного протеза можно использовать для укрепления ортодонтических приспособлений, таких как ретракционные вестибулярные дуги, пружины, винты, наклонные плоскости, окклюзионные накладки. В связи с продолжающимся ростом зубочелюстной системы следует периодически заменять протез. К клиническим критериям, свидетельствующим о целесообразности замены ортопедического аппарата, относят ухудшение его фиксации. Рекомендуют менять или перебазировать съёмные протезы в период временного прикуса через каждые 6-8 месяцев, смешанного – 8-10 месяцев, а у детей 11-15 лет – через 1,0-1,5 года.

Учитывая, что давление, оказываемое губой на альвеолярный отросток во время глотания и речи так же, как и искусственная десна могут задержать рост челюсти, целесообразно применять устройство (Рис.), включающее нёбную пластинку с искусственными резцами (2), поставленными по ортогнатическому соотношению с антагонистами (13), винт (5), кламмеры (6,7). При этом нёбная пластинка разделена на передний (1) и боковые (3,4) сегменты, которые при расширении винта Бертони (5) перемещаются отдельно друг от друга в сагиттальном и трансверзальном направлениях. А в области дефекта зубного ряда по гребню альвеолярного отростка с передним сегментом соединен губной щит (8), отодвигающий губы (9, 10) от поверхности десны на 1,0-2,0 мм. Щит устраняет западение верхней губы, нормализует смыкание губ. Свободный край губного щита закруглен, повторяет контуры переходной складки, обходит уздечку верхней губы и слизистые тяжи и продолжается до уровня расположения первых временных моляров. При смыкании губ натягиваются мягкие ткани в области основания альвеолярного отростка (11), вследствие чего активизируется рост переднего отдела верхней челюсти, постоянные резцы (12) прорезываются в правильном положении. Увеличение размеров апикального базиса исключает возможность рецидива деформации верхней зубной дуги.

Рис. Устройство с искусственными зубами для предупреждения верхней микрогнатии при раннем удалении временных резцов: а – вид снизу, б – вид сбоку.

V .Вопросы текущего контроля:

    Этиология ранней потери зубов в детском возрасте;

    Функционально-морфологические нарушения челюстно-лицевой области, возникающие у детей при раннем удалении временных зубов;

    Осложнения, возникающие после раннего удаления первых постоянных моляров.

    Клинические методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Специальные методы исследования для определения показаний к протезированию;

    Комплексный план лечения при ранней потере зубов в зависимости от периода формирования прикуса ребенка.

VI .Литература: Основная:

    Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В.Стоматология детского возраста. – Изд. 5-е, перераб. и доп. – Москва, М.: 2003. – 640 с., с илл.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Диагностика зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Персин Л.С. Ортодонтия. Лечение зубочелюстных аномалий. Учебник для ВУЗов. – М.: Научно-издательский центр «Инженер», 1998.

    Лекции по ортодонтии преподавателей кафедры детской стоматологии КГМА

Дополнительная:

    Бушан М. Г., Хорошилкина Ф. Я., Малыгин Ю. М. Справочник по ортодонтии. – Кишинев, 1990 г.

    Белякова С. В., Фролова Л. Е. Врожденные пороки развития лица и челюстей: заболеваемость, смертность, факторы риска. – Стоматология, 1995, №5, с. 72-75.

    Виноградова Т. П. Руководство по стоматологии детского возраста // Медицина, 1987 г.

    Герасимов С.Н. Несъемная ортодонтическая техника. – Н.Новгород, 2002.

    Давыдов Б. Н. Аномалии и деформации лицевого скелета у больных с расщелинами верхней губы и нёба. – Тверь: Изд.-во Твер. гос. мед. акад., 1999.

    Калвелис Д. А. Ортодонтия. – Элиста: АОЗТ "Эсен", 1994 .

    Косырева Т. Ф. Оценка морфо – функционального состояния зубочелюстно-лицевой системы и ортодонтические мероприятия в медицинской реабилитации детей и подростков с врождённой полной односторонней расщелиной верхней губы, альвеолярного отростка, твёрдого и мягкого нёба: Автореф. дис. …доктора мед.наук. – Санкт-Петербург, 2000.

    Руководство по ортодонтии // под ред. Хорошилкиной Ф. Я.– М.: Медицина, 1999.

    Хорошилкина Ф. Я., Френкель Р., Демнер Л.М., Френкель К., Фальк "Диагностика и функциональное лечение зубочелюстно-лицевых аномалий". – М.: Медицина, 1987

    Хорошилкина Ф.Я., Малыгин Ю.М. Основы конструирования и технология изготовления ортодонтических аппаратов. – М.: Медицина. – 1982.

    Хорошилкина Ф. Л., Гранчук Г. Н., Постолаки П. И. Ортодонтия и ортопедическое лечение аномалий прикуса обусловленных врожденным несращением челюстно-лицевой области. – Кишинев, 1989.

    Хорошилкина Ф. Я. Ортодонтия. Диагностика и комплексное лечение при зубочелюстно-лицевых аномалиях, сочетающихся с врождённым несращением верхней губы, альвеолярного отростка, нёба. – Санкт-Петербург: Б.и., 2001. – 285 с.

    Шмудт, Холдгрейв. Практическая ортодонтия. М.: Медицина, 2000.

    Шульженко В. И., Верапатвелян А. Ф. Ортопедическая протракция верхней челюсти при мезиальном прикусе, обусловленном одно- и двухсторонним сквозным несращением губы и нёба. // В кн.: Материалы 2-го Международного симпозиума. Актуальные вопросы черепно-лицевой хирургии и нейропатологии. – М, 1998. – с.124-125.

    Шульженко В. И., Аюпова Ф.С., Верапатвелян А. Ф. Система комплексной реабилитации детей и подростков с врожденным несращением губы и нёба на кафедре ДСО и ЧЛХ. // В кн.: Новые технологии в стоматологии. – Краснодар, 2004. – с.173-179.

Зубное протезирование в детском возрасте - это один из молодых разделов стоматологии детского возраста, входящий в ортодонтию. Он начал успешно развиваться с середины 30-х годов нашего столетия.

Это объясняется тем, что среди стоматологов старой формации до этого времени существовало мнение, что у детей в период временного и раннего сменного прикуса протезирование зубов и зубных рядов является несущественным, бесцельным, не эффективным, и даже противопоказанным, так - как влечет за собой задержку роста и развития челюстных костей.

Учитывая выше сказанное, отечественными авторами доказано, что можно создать такие конструкции протезов, которые не только не задерживают рост челюстных костей, но и оказывают ряд благоприятных воздействий на нормальное развитие и рост всего организма и зубочелюстной системы в частности.

Клинико - биологические основы зубного протезирования в детском возрасте

Клинико - биологическое обоснование необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей является актуальным вопросом стоматологии детского возраста.

Одной из основных особенностей, отличающих ребенка от взрослого, является быстрый рост, т. е. увеличение размеров и веса тела. Как известно, средний вес новорожденного 3,5 кг. К 7 годам ребенок должен весить около 21 кг (его вес увеличивается в 6 раз), а к 15 годам - 40 - 45 кг (увеличение в 13 - 15 раз). Для того, чтобы организм нормально развивался необходимо не только достаточное и полноценное питание, но и полное усвоение питательных веществ, витаминов, минеральных веществ и микроэлементов. Не менее важной особенностью детского организма является несовершенная ферментативная активность желудочно - кишечного тракта.

Следовательно, полноценное усвоение питательных веществ возможно при условии качественного пережевывании пищи, что зависит от состояния зубочелюстной системы ребенка.
Образование дефектов зубных рядов, т. е. анатомические нарушения, ведут к нарушениям функций, а функциональные нарушения усугубляют морфологические нарушения в зубочелюстной системе. Сформировавшийся порочный круг приводит к целому ряду нарушений в развитии всего организма вцелом. Это, главным образом, и послужило основой клинико-биологического обоснования необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей.

Кроме того, от состояния зубов и зубных рядов зависит функция жевательных мышц, устойчивость периодонта, полноценное формирование альвеолярных отростков и челюстных костей, т.е. сохраняется морфо-функциональное равновесие всей зубочелюстной системы и ее нормальное развитие и рост.

На нормальный процесс развития и роста челюстных костей стимулирующее воздействие оказывают три основных фактора:

Первый фактор
- биологическая потенция к росту, которая заложена в природе молодой развивающейся ткани, органа и всего организма.
Второй фактор - процесс прорезывания зубов.
Третий фактор - жевательная нагрузка во время функции.

При отсутствии зубов, вследствие кариозного разрушения и удаления их, как известно, происходит атрофия костной ткани в области утраченных зубов. Тем более кость плохо развивается при ретенции зубов и адентии.

Вследствие образования дефектов зубов и зубных рядов формируются различно ориентированные по плоскостям и по степени тяжести аномалии зубочелюстной системы или ее деформации. Зубы, особенно передней группы, имеют большое значение в звукообразовании и формировании чистоты речи, формировании эстетики лица. Не менее важным является фактор психологической травмы и формирования характера ребенка.

Все названные факторы являются обоснованием обязательной необходимости протезирования зубов и зубных рядов у детей с целью профилактики аномалий развития и деформаций зубочелюстной системы и эстетического оптимума челюстно - лицевой области, а также полноценного роста и развития всего организма.

Причины отсутствия зубов у детей

Причины отсутствия зубов у детей могут быть самыми различными. Каждая из них дает типичный характер дефекта зубных рядов и требует особого подхода в отношении протезирования.
Рассматривая этиологические факторы, первое место среди причин дефектов зубов и зубных рядов занимает кариес и его осложнения, неподдающиеся консервативному лечению - 57,6%, травма - 32,6%, адентия- 6,3%, новообразования и местные воспалительные процессы - 2,3%, ретенция - 1%, инфекционные заболевания (сифилис, туберкулез, нома) - 0,2%.

Как видно, кариес и его осложнения - основная причина потери зубов у детей. Проблема кариеса остается одной из основных проблем в стоматологии. Нет ни одной болезни, которая была бы так сильно распространена, как кариес. Чаще всего разрушаются или отсутствуют фронтальные зубы - 53%, затем первые моляры - 29%, далее премоляры - 9,5%.

В числе причин разрушения или отсутствия зубов у детей и подростков на втором месте стоит травма. Дети весьма подвержены травматическим повреждениям, как вследствие их значительной подвижности, так и меньшей осторожности.

А. А. Лимберг приводит данные о частоте травматических повреждений, около 25% всех переломов челюстей приходится на детский и юношеский возраст. Статистические данные о частоте травм в различные возрастные периоды свидетельствуют о ее последовательном увеличении.

Повреждения приводят к многообразным последствиям, нередко проявляющимся как травматическая болезнь, которая по тяжести может превосходить саму травму. Большинство повреждений в детском возрасте неблагоприятно отражаются на процессах роста и развития челюстей, формирования и прорезывания зубов.

Адентия, как фактор отсутствия зубов, наблюдается у людей проживающих в различных географических условиях и различных расс неодинаково и колеблется от 0,15% (Канада) до 10,4% (Норвегия).

Кроме термина “адентия”, для характеристики врожденного отсутствия отдельных зубов в литературе встречаются и другие: “первичная адентия” (Курляндский В. Ю., 1957), “гиподонтия” (Калвелис Д. А., 1957), адонтия (Бетельман А. И. и др., 1965), “олигодонтия”. Однако, термин “адентия” является наиболее распространенным. Различают частичную и полную адентию.

Выявлено более частое врожденное отсутствие отдельных зубов у мужчин (Агаджанян С. Х., 1986; Бондарец Н. В., 1989).

По данным Х. А. Каламкарова (1973), полная адентия встречается очень редко, а частичная составляет - 0,9% от числа зубочелюстных аномалий у детей.

По данным Агаджаняна С. Х. (1983), адентия отдельных зубов встречается - у 21,5% пациентов, обратившихся за ортодонтической помощью: адентия 1 - 2 зубов наблюдается у 48,5% пациентов, до 4 зубов - у 15,9%, до 10 зубов - у 15,3%, 10 зубов и более - у 20,3%. Отсутствие зубов на верхней челюсти составляет - 53,6%, на нижней - 46,4%. Чаще наблюдается адентия вторых премоляров - 24%, боковых резцов - 18%, третьих постоянных моляров - 16%. Чаще других зубов отсутствуют верхние боковые резцы, верхние или нижние вторые премоляры, третьи моляры. Кроме перечисленных зубов, отмечается врожденное отсутствие также отдельных или всех нижних резцов, первых премоляров, вторых моляров. Редко встречается адентия отдельных клыков.

Причины адентии до конца не установлены. Отдельные исследователи, уменьшенное количество зубов, расценивают как редукцию зубочелюстной системы у современного человека и ее приспособление к новым функциональным потребностям.

Большинство авторов, уменьшенное количество зубов связывают с нарушениями закладки зачатков или их гибелью в период эмбрионального развития, чему могут способствовать болезни матери, а также состояния парафункции отдельных органов или систем во время беременности.

В настоящее время все большее значение уделяется генетически обусловленной информации, приводящей к пороку развития зачатков зубов. В зависимости от степени тяжести, они могут проявляться в виде нарушений формы, размеров, структуры твердых тканей зубов, отсутствием отдельных или групп зубов и полным отсутствием зубом, причем как временных, так и постоянных. Такая адентия, когда отсутствуют зачатки зубов, получила название «истинная адентия».

Одним из таких заболеваний является эктодермальная дисплазия. Наибольшие нарушения в зубочелюстно - лицевой области наблюдаются при ангидротической эктодермальной дисплазии (АЭД).

Этиология адентии недостаточно выяснена, несмотря на то, что в большинстве случаев наблюдается одновременное врожденное уменьшение количества зубов, отсутствие волос, уменьшение и недоразвитие сальных и потовых желез, недоразвитие ногтей, а иногда и умственную отсталость. Все перечисленные проявления связывают с пороком развития всех эктодермальных образований. С другой стороны имеются наблюдения отсутствия целых групп зубов, не сопровождающиеся нарушением других органов эктодермального происхождения.
Патогномоничный симптомокомплекс АЭД: ангидроз, гипотрихоз, множественная врожденная адентия, дисплазия лица и черепа, дисморфогенез мягких тканей полости рта.

Рентгенологически выявляются короткие корни имеющихся зубов. Периодонтальная щель расширена, особенно в области зубов, имеющих контакт с антогонистами. Альвеолярные отростки челюстей гипопластичные, низкие, возвышающиеся только в области имеющихся зубов и их зачатков.

При ортопантомографии обнаруживается, что в беззубых участках верхней челюсти структура костной ткани нарушена (особенно выражено в области бугров), альвеолярный отросток недоразвит или отсутствует. Вертикальные размеры тела нижней челюсти резко уменьшены в связи с недоразвитием альвеолярного отростка.

Принято делить истинную адентию на две группы. К первой группе относят случаи, когда отсутствуют верхние боковые или нижние центральные резцы, или же вторые нижние премоляры. Ко второй - все случаи отсутствия других зубов, причем, как правило, выше перечисленные зубы тоже отсутствуют.
Многие авторы адентию первой группы рассматривают не как патологию, а как редукцию зубочелюстной системы, по аналогии отсутствия третьих моляров - “зубов мудрости”, не называется адентией. Напротив, адентия второй группы является патологией, обусловленной глубокими изменениями организма.

Ильина-Маркосян Л. В. предлагает делить больных с адентией на 4 группы.

В первую группу относят адентию, при которой зубы почти полностью отсутствуют, и имеется ряд общих признаков - основных (форма зубов, неба, альвеолярных отростков) и дополнительных (строение кожи, волос, ногтей).

Ко второй группе относят адентию при отсутствии меньшего количества зубов, но общими остаются основные признаки, дополнительные признаки не выражены, но могут наблюдаться различные проявления аномалий прикуса.

Адентия третей группы сочетается с прогеническим прикусом и уменьшением нижней трети лица. Отсутствуют верхние боковые резцы и все нижние резцы. Между верхними центральными резцами большая диастема. Нижние клыки крупные, и острые. Во время смыкания челюстей нижние клыки почти полностью перекрывают верхние. Верхняя челюсть заметно отстает в развитии от нижней. Небо плоское с торусом, альвеолярный отросток нижней челюсти тонкий, гребневидный. Большая нижняя челюсть с крупными клыками придает лицу суровое выражение.

Адентия четвертой группы включает легкие случаи, как отсутствие вторых верхних и первых нижних резцов, без нарушения прикуса и не сопровождающаяся другими дополнительными признаками.

Протезирование детей с истинной адентией необходимо осуществлять в обязательном порядке и приступать к этому нужно как можно раньше. Эти дети отстают в росте и весе не только по внутренним причинам общего характера, но и вследствие того, что организм не получает в полном объеме достаточно механически переработанную пищу, необходимую для его нормального физического развития. Протезирование детей с адентией четвертой группы не является обязательным, и вопрос о показаниях к нему должен решаться индивидуально.

Нуждаемость детского населения в зубном протезировании

Какова же нуждаемость детского населения Украины в ортопедическом лечении. Литературные статистические данные свидетельствуют о том, что: 1. Дети с временным прикусом имеют дефекты зубов и зубных рядов в 48,5% случаев, из них 25,1% детей нуждаются в протезировании, т.е. каждый 4-й ребенок; 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждаются в протезировании 29,8% т.е. 1 из 3 детей. 3. В возрасте от 14 до 17 лет нуждается в протезировании 38,6% , из них - 37,7% - несъемными конструкциями и 1,3% - съемными конструкциями зубных протезов.

Нуждаемость в ортопедическом лечении детей в г. Харькове (по данным кафедры стоматологии детского возраста Харьковского государственного медицинского университета): 1. Дети с временным прикусом в 29,1% случаев нуждаются в протезировании зубов и зубных рядов. 2. В возрасте от 7 до 14 лет нуждается в протезировании 34,1% детей. 3. В возрасте от 15 до 17 лет нуждается в протезировании 37,1% детей, из них около 2,1% - съемными конструкциями зубных протезов.

Процентное выражение нуждаемости детей г. Харькова в ортопедическом лечении превышает средние республиканские данные по всем возрастным группам.

При проведениии обследования и определения распространенности дефектов зубных рядов для удобства регистрации, систематизации и статистической обработки полученных результатов, Самсоновым А.В. предложена специальная карта обследования. Она отражает необходимые параметры позволяющие определить достоверные значения процента распространенности дефектов зубных рядов у детей, их характер и нуждаемость в своевременном и рациональном протезировании.

Классификации дефектов зубных рядов у детей

Для определения видов дефектов зубных рядов у детей предложено ряд классификаций, отражающих вид прикуса ребенка в зависимости от возраста (временный, сменный, и постоянный), его протяженность в зависимости от количества отсутствующих зубов и степени нарушения функции.

Классификация предложенная Василенко З. С., Триль С. И. (1992).

Демнер Л. М. и Лепехин В. П. (1985) предложили классификацию дефектов зубных рядов, обусловленных ранним удалением зубов во временном, сменном и постоянном прикусе, в которой выделены три группы с учетом топографии, протяженности дефекта и функциональных нарушений. Каждая группа имеет два подкласса.

Первая группа - включенные дефекты зубного ряда, образовавшиеся вследствие преждевременного удаления одного временного зуба:


Вторая группа - включенные дефекты зубного ряда, при котором отсутствуют два рядом расположенных временных зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (двусторонний).

Третья группа - дефекты зубного ряда, когда отсутствуют два или более, рядом стоящих зуба:

1. На одной стороне челюсти (односторонний).
2. На обеих сторонах челюсти (дусторонний).

Ортодонтия
Под редакцией проф. В.И. Куцевляка

Кариес, врожденные зубочелюстные аномалии, травмы – это лишь малая толика причин, вследствие которых детям приходится протезировать зубы. Порой без установки зубных протезов под угрозой оказывается нормальное развитие детского организма. Именно по этой причине протезирование зубов у детей – крайне важная отрасль современной стоматологии, которой уделяется особое внимание.

Ввиду того, что детский зубочелюстной аппарат сформирован еще не в полной мере, а ткани зубов и слизистая оболочка ротовой полости рта очень нежные и чувствительные, зубные конструкции, предназначенные для детей, должны отличаться максимальной простотой и атравматичностью, к тому же, они не должны становиться помехой росту зубных дуг и челюстей. Как правило, ортопедические конструкции устанавливаются на конкретный период, и через определенное время им необходима замена.

По своему назначению детские протезы могут быть:

  • лечебными – восстанавливающими морфологические и функциональные нарушения зубов;
  • профилактическими – предупреждающими аномалии и деформации развития зубов и челюстей;
  • фиксирующими – предназначенными для того, чтобы фиксировать зубные конструкции, ортодонтические аппараты, лечебные и прокладочные материалы.

Помимо этого, зубные протезы для детей бывают постоянными и временными, а также несъемными и съемными. Так, в детском протезировании широко применяют:

  • Коронки . Их ставят при кариесе и частичном разрушении зубов. При установке коронок нужно следить за тем, чтобы они заходили за края десен. В ходе проведения препарации зуба пульпа должна сохраниться, а обточку следует осуществлять по обычной методике.
  • Пластинчатые съемные конструкции . Их применяют, если отсутствует несколько зубов. А если необходимы расширение челюсти и ортодонтические исправления расположения зубов, то используются раздвижные пластиночные конструкции.

Следует отметить, что самый оптимальный вариант протезирования детских зубов – съемное протезирование. Объясняется это просто: зубочелюстной аппарат у детей активно растёт, поэтому и зубным конструкциям, создаваемым для них, требуется регулярная замена.

Многие скажут, что эта процедура является ненужной, однако они серьезно ошибаются, ведь если ее не проводить, то с постоянными зубами могут возникнуть серьезные проблемы. Сильно разрушенные молочные зубы протезируют коронками (металло-композитными либо металлическими – если зубы жевательные, металло-композитными – если зубы фронтальные). Если молочные зубы были рано удалены, то изготавливаются съемные пластины с искусственными зубами. Вкладки, штифты, а также мостовидные протезы при протезировании молочных зубов не используются, – только пластиночные протезы и коронки.

Многие справедливо интересуются стоимостью услуги протезирования зубов . В нашей стоматологической клинике сочетаются отличное качество, гарантируемое наличием новейшего оборудования и квалифицированных специалистов, и вполне приемлемая цена.

Если вам необходимо провести протезирование зубов детям, то мы всегда ждем вас!