Объяснить значение полноценного и рационального питания детей. Что происходит в организме детей с приемом пищи

Рациональное питание-одно из условий сохранения жизни и здоровья человека. Роль питания в детском возрасте особенно ве­лика. Интенсивно протекающие процессы роста и развития, ха­рактерны для детского организма, обеспечиваются лишь при условии получения организмом в соответствии с возрастными потребностями энергетических веществ. Рациональное питание оказывает благо­приятное влияние на физическое и нервно-психическое разви­тие детей, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям; об этом важно знать родителям.

До поступления в детское учреждение родители получают реко­мендации по вскармливанию и питанию детей в детской поликлини­ке. Если в первые месяцы жизни ребенка у матери не хватает груд­ного молока, то недостающее количество компенсируют так назы­ваемыми «адаптированными» смесями (или, другими словами, при­ближенными по составу к женскому молоку), которые в настоящее время в значительном количестве выпускает наша промышленность. К ним относятся сухие молочные смеси, кисломолочные адаптированные смеси - ацидофильная смесь; кисломолочные продукты распространены в республиках Средней Азии.

Начиная с 4,5-5 месяцев ребенок нуждается в более разно­образном наборе продуктов - он получает прикорм: овощи, каши, творог, мясо (протертое) и т. д.

После года, особенно начиная со второй половины второго года жизни, ассортимент продуктов расширяется; если нет каких-либо противопоказаний по состоянию здоровья, ребенок ест практически все, но на втором году жизни, пища пока еще измельчена.. На про­тяжении всех периодов детства ребенок должен получать не менее 500,0 молока в сутки, пища должна быть витаминизированной.

К сожалению, практика показывает, что на втором году жизни ребенка не все родители внимательно относятся к советам врача по организации правильного питания дома и в дошкольные учреждения такие дети пос­тупают неподготовленными: едят только слишком измельченную или од­нообразную пищу, не умеют есть самостоятельно, а некоторые получают пи­щу только из соски,

Следует четко представлять, что является важнейшими компо­нентами пищи, которые усваиваются организмом в процессе пище­варения. Особое место занимают белки. Они служат основным плас­тическим материалом для строительства клеток и тканей. При дли­тельном недостатке в организме белка отмечается задержка в физи­ческом и умственном развитии ребенка, снижается сопротивляе­мость его к возбудителям различных болезней.

Важно не только количество, но и качество белка. Полноценными белками богаты мясо, яйца, молоко, сыр, творог, из растительных продуктов - пшеница, бобовые, крупы, картофель.

Оптимальный аминокислотный состав пищевого рациона дости­гается только при правильном сочетании белков животного и рас­тительного происхождения. Чем младше ребенок, тем больше он должен получать белков животного происхождения (от 1 года до 3 лет -75%, от 4 до 6 лет -65%, от 7 лет и старше -50%). Орга­низм ребенка может строить свои собственные белки только при на­личии всех аминокислот, находящихся в пище в определенных соот­ношениях.

Отрицательное влияние на организм оказывает не только ма­лое количество белка, но и его избыток. Это приводит к нарушению работы почек, повышает предрасположенность к аллергическим заболеваниям.

Важное значение в питании детей имеют жиры. Они обеспе­чивают энергетические траты, способствуют лучшему усвоению бел­ков, являются носителями жирорастворимых витаминов. Однако как избыток жира, так и недостаточное его количество отрицательно влияют на организм. В первом случае нарушается усвоение белка, угнетается секреция пищеварительных желез, возникает ожирение, нарушающее деятельность внутренних органов и систем. При недос­татке жира замедляется рост и развитие организма, снижается его сопротивляемость к инфекциям, появляются воспалительные изме­нения на коже, расстройства деятельности желудочно-кишечного тракта. Кроме количества, важен также и состав жира, наличие в нем так называемых ненасыщенных жирных кислот, которые со­держатся главным образом в растительном масле.

К основным пищевым веществам относятся также углеводы. Они являются главным источником энергии, способствуют нормальному перевариванию и усвоению жиров и белков, богаты клетчаткой, улучшающей передвижение пищевых масс по кишечнику. При не­достаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвоение других пищевых веществ (белков и жиров), ухудшается пищеваре­ние. При избытке углеводов происходит усиленное образова­ние жира, понижается сопротивляемость детского организма забо­леваниям, повышается вероятность появления аллергических реакций.

Обязательной составной частью пищевого рациона яв­ляются минеральные вещества.

Ребенку они нужны для пра­вильного роста и развития кост­ной, мышечной, кроветворной и нервной ткани. В случаях недос­таточного поступления в орга­низм минеральных веществ воз­никают различные нарушения обменных процессов. Среди ми­неральных веществ особое зна­чение для детей имеет кальций, который принимает актив­ное участие в образовании кост­ной ткани, зубов, необходим для правильного функционирова­ния нервной и мышечной сис­тем, участвует в процессах свер­тывания крови. Фосфор необ­ходим для Нормального роста и развития костной ткани, дея­тельности головного мозга, при­нимает участие в белковом и жировом обмене. .Железо яв­ляется составной частью гемо­глобина, при его недостатке возникает определенная форма малокровия (так называемая железодефицитная анемия). Очень важным является также снабжение организма ребенка солями магния, натрия и калия. Эти элементы регули­руют солевой обмен.

В пище ребенка должны присутствовать и микроэлемен­ты - вещества, содержащиеся.в организме в очень малых ко­личествах, но необходимые для его жизнедеятельности. К мик­роэлементам относятся цинк, медь, марганец; кобальт, фтор, йод и др. Доказано, что они выполняют функцию уско­рителей химических реакций в организме, входя в состав фер­ментов, гормонов. Микроэлементами богаты печень, яичный желток, овощи.

Нельзя не сказать и о воде, которая также является компо­нентом пищи, Все процессы об­мена веществ, происходящие в организме, возможны только при участии воды, благодаря растворению в ней многих хи­мических соединений. Она не­обходима для удаления шлаков из организма, так как конечные продукты обмена выводятся в виде водных растворов. Вместе с растворимыми минеральными веществами вода обеспечивает постоянство внутренней среды организма. Для ребенка вреден как избыток», так и недостаток воды. При избыточном введении жидкости происходит набуха­ние клеток и тканей, возникают дополнительные нагрузки на сердечно-сосудистую систему, почки. Недостаточное количест­во воды приводит к развитию сгущения крови, повышению температуры, нарушению про­цессов пищеварения.

Потребность ребенка в воде зависит от возраста: чем млад­ше ребенок, тем в больших ко­личествах жидкости на 1 кг мас­сы тела он нуждается. Потреб­ность ребенка в воде удовлет­воряется в основном за счет жидкости, входящей в состав пищи. При достаточном коли­честве жидкости в пище потреб­ность в дополнительном питье у маленьких детей невелика и составляет до 100 мл в сутки.

Последнее, на что следует обратить внимание, говоря о различных компонентах пи­щи,- это витамины. Их значе­ние в питании ребенка очень велико. Они регулируют процессы обмена, играют большую роль в повышении сопротивляе­мости детского организма, тес­но связаны с процессам/и роста и развития, входят в состав ферментов, участвуют в процес­сах кроветворения. Витамины частично образуются, в организ­ме, но большая их часть вводит­ся с пищей.

Витамины делятся на две большие группы: растворимые в воде (водорастворимые) и растворимые в жирах (жиро­растворимые). К водораст­воримым витаминам относятся аскорбиновая кислота (витамин С), тиамин (вита­мин B1), рибофлавин (вита­мин В2)., пиридоксин (вита­мин B6), кобаламин (витамин В12), пантотеновая кислота (ви­тамин В5).

К жирорастворимым витаминам относятся рети­нол (витамин А), токоферол (витамин Е), кальциферол (ви­тамин D 2), викасол (вита­мин К)

При достаточно полноцен­ном и разнообразном питании, включающем овощи и фрукты, организм получает необходи­мое количество витаминов. Вес­ной в пищу ребенка обязатель­но следует дополнительно вво­дить витамин С.

На протяжении первых трех лет жизни ребенка важно пра­вильно осуществлять методику его кормления. Выработка по­ложительного отношения к приему пищи, к вводимым но­вым пищевым продуктам, нако­нец, формирование навыка са­мостоятельной еды имеет боль­шое значение для здоровья и развития малыша. Этот процесс начинается с периода новорож денности.

Существенным в методике кормления детей до 1 года яв­ляется обязательное при искус­ственном и смешанном вскарм­ливании применение смесей или других видов докорма (до 3- 4 месяцев) через соску, так как такой прием пищи наиболее фи­зиологичен в данном возрасте. Если ребенок получает докорм из-за нехватки у матери грудно­го молока, то это дается после того, как ребенок высосал ка­кое-то количество молока из груди матери. Если сначала да­вать пищу из бутылочки, а по­том грудь, то он перестанет брать грудь и, таким образом, лишится даже того количества молока, которое есть у матери.

Прикорм следует давать в начале кормления; будучи го­лодным, он охотнее ест непри­вычную для него пищу. Кормят малыша из ложки, так как это обычно уже густая пища, ее ре­бенок дольше держит во рту, чтобы появилась слюна, что готовит его к процессу же­вания.

В начале второго года жиз­ни надо стараться формировать у ребенка навык самостоятель­ной еды; это важно для активи­зации всей системы пищеваре­ния и для развития у него зубо-челюстного аппарата, своевре­менной выработки культурно-гигиенических навыков во вре­мя еды. Тогда уже к 3 годам жизни малыш может самостоя­тельно и аккуратно есть не толь­ко твердую, но и жидкую пищу, при этом пользоваться ложкой, салфеткой, учится пользовать­ся вилкой.

Для обеспечения физиологических потребностей дети в возрасте старше года должны получать пищу 4 раза в сутки. Однако до 1,5 лет они могут получать пятое кормление - кефир или молоко (если ребенок просыпается в 23-24 часа или в 6 часов утра).

Наиболее целесообразным нужно считать режим питания, при котором завтрак и ужин составляют по 25% всей суточной нормы, обед -35%, полдник -15%. Пища ребенка до 1,5 лет должна быть, как указывалось выше, измельченной. Необходимо следить, чтобы продукты высокой калорийности ребенок получал в первую половину дня (о калорийности продуктов см. на с, 14).

Процесс еды следует организовать так, чтобы у детей возникло положительное отношение к пище. Не следует насильно кормить ребенка или отвлекать его во время приема пищи. Большое значение для сохранения аппетита имеет общий режим дня.

Пища ребенка должна быть разнообразной начиная с первых месяцев жизни. Даже при грудном вскармливании детям с первого месяца рекомендуется вводить соки, а с 1,5 месяцев - фруктовое пюре. Соки вводят в рацион питания постепенно, начиная с 0,5-1 чайной ложки (5 мл) в день, увеличивая это количество на 5 мл ежедневно, и в течение недели доводят до 30-35 мл. Давать соки следует после еды, так как их употребление перед едой может пони­зить аппетит - они содержат сахар. Из соков лучше использовать яблочный, черносмородиновый, абрикосовый, морковный, томатный. Клубничный и земляничный соки на первом году жизни давать не следует, так как эти ягоды очень трудно промыть и, кроме того, они часто вызывают экссудативные проявления. Сок цитрусовых (апель­синовый, мандариновый, лимонный) надо давать с осторожностью: эти продукты также могут вызывать у детей аллергические реакции. Не рекомендуется на первом году жизни поить ребенка и виноград­ным соком, который нередко вызывает усиленное брожение в ки­шечнике.

С 1,5-2 месяцев в рацион питания можно вводить яблочное пюре. Начинают давать его с 1 чайной ложки и постепенно увели­чивают дозу до 50 г, а к 10-12 месяцам - до 100 г. Фруктовое пюре можно делать и из других фруктов, обладающих нежной клет­чаткой (например, бананы). Детям, страдающим запорами, реко­мендуется давать пюре из чернослива (от 2 до 4 чайных ложек в день в зависимости от возраста ребенка). Используют и консервирован­ные фруктовые пюре, выпускаемые нашей промышленностью для детского питания.

С 3,5 месяцев в питание ребенка необходимо включать творог. Начинают давать, его по 1 чайной ложке, постепенно увеличивая это количество до 40 г (8 ч. л.). В этом же возрасте начинают вво­дить в рацион сливки-5-10 мл (1-2 ч. л.). С 4 месяцев дают яичный желток как источник кальция, фосфора, железа и витами­нов A, D, В), Во, РР, а также как продукт, содержащий легко усваи­ваемый и ценный белок. Желток лучше давать с кашами и с овощным пюре. Сначала дают 1/4 желтка, а с 5 месяцев -1/2 яичного желтка; давать его следует в вареном виде.

С 4,5 месяцев вводится прикорм в виде овощного пюре. Начи­нают давать его с 3-4 чайных ложек и постепенно, в течение 10-12 дней, норму питания доводят до 100-Г50 г. Пюре должно быть хорошо гомогенизировано и не вызывать затруднений при гло­тании. Овощное пюре дается в одно из грудных кормлений, лучше днем. Не рекомендуется начинать прикорм в жаркие дни и при заболевании ребенка, так как в этих случаях новая пища может плохо перевариваться и вызывать кишечные расстройства. К овощ­ному пюре можно добавлять 5 г сливок, а в дальнейшем - протер­тое мясо. Используют и овощное пюре, выпускаемое промышлен­ностью. Очень полезны и обладают хорошими вкусовыми качества­ми овощные пюре, приготовленные из нескольких видов овощей - картофеля, горошка, моркови, кабачков и др. Консервированные пюре дают так же, как и приготовленные в домашних условиях: начинают с 1-3 чайных ложек и постепенно доводят до 100-150 г.

С 5,5-6 месяцев вводят второй прикорм - каши, сначала 5- 8, а затем 1.0%. Предпочтение следует отдавать смешанным кашам, которые готовятся из муки различных круп (овсяной, гречневой, рисовой). Каши готовят на цельном молоке с добавлением сахара (5 г на 100 г каши) и сливочного масла (3 г на 100 г каши).

С 7 месяцев для повышения секреторной активности желез пищеварительного тракта в питание’ ребенка включается мясной бульон, богатый экстрактивными веществами в количестве 20- 30 мл. Бульон дается с белым сухариком (2-3 г).

С 7,5-8 месяцев следует вводить мясо в виде фарша (10-20 г) из говяжьего или куриного мяса. В этом же возрасте третье кормле­ние заменяется цельным молоком или кефиром с сухариками или печеньем.

Режим кормления в этом возрасте целесообразно построить сле­дующим образом: в б часов утра-грудное молоко; в 10 часов - завтрак: 8-10% молочной каши (180 г) с половинкой яичного желт­ка, яблочное пюре (50 г); в 14_часов - обед: мясной бульон (50 г) с сухарем (5 г), овощное пюре (180 г), мясной фарш (30 г), фрукто­вый сок (40-50 г); в 18 часов - кефир или цельное молоко; в 22 ча­са - грудное молоко (или адаптированную молочную смесь при искусственном вскармливании).

С 10 месяцев мясной фарш можно заменить фрикадельками, а позже паровыми котлетами. Детям разрешается давать мясные консервы, выпускаемые промышленностью специально для детского питания.

В этом же возрасте желательно ввести в рацион ребенка-рыбу нежирных сортов (судак, треска и др.). Рыба дается вместо мяса в виде фарша на обед с овощным пюре. При наличии аллергических реакций кормить ребенка рыбой не рекомендуется. Детям-аллерги­кам следует исключать из рациона те, пищевые продукты, которые усиливают проявление экссудативного диатеза. После года посте­пенно продолжают разнообразить пищу. До 1 года б месяцев ее дают еще в достаточно измельченном виде, а затем малыша посте­пенно переводят на общий пищевой режим.


Учитывая особую роль белков для детского организма, следует помнить, что они должны быть полноценными. считаются белки животного происхождения, которые содержат незаменимые аминокислоты. В то же время растительные белки также очень полезны для организма человека и они обязательно должны быть в сбалансированном рационе. Это касается и жиров пищи. Для детей младшего школьного возраста (от 6 до 10 лет) как для мальчиков так и для девочек (см. табл. 7), рекомендуется следующий состав пищи за сутки (в граммах): белков 72-78 г (в том числе животного происхождения 36 -39 г); жиров 65-70 г (в том числе растительного происхождения от 10 до 16 г) и углеводов 332-365 г.

Для детей 11-13 лет рекомендуется вводить дифференциацию состава пищи в зависимости от пола ребенка. Для ребят 11-13 лет необходимо потреблять в сутки: белков до 91 г (в том числе до 46 г животного происхождения), жиров до 82 г (в том числе до 19 г растительного происхождения) и до 425 г углеводов. Девушкам этого же возраста, в связи с их меньшей физической активностью, рекомендуется употреблять: белков до 83 г (в том числе до 42 г животного происхождения); жиров до 75 г (в том числе до 17 г растительного происхождения) и углеводов в 340 г.

Приведенные нормы потребления белков, жиров и углеводов касаются чистого компонента, который привычно содержится в значительно большей по массе количества природных пищевых продуктов. Содержание белков, жиров и углеводов в составе 100 г наиболее распространенных пищевых продуктов также приведен в приложении 3 и указывается на упаковке большинства современных продуктов.

Излишки жиров и углеводов в составе пищи могут приводить (особенно при низкой физической активности) к их накоплению в организме в виде жиров организма. Это может также способствовать нарушениям процессов нормального роста и развития детей. Возникающее при этом ожирение может приводить к уменьшению выносливости организма, к глубоким нарушениям обмена веществ, падению функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, работоспособности и иммунной реактивности.

Дети, которые ведут физически активный образ жизни, занимаются спортом, или напряженно работают умственно требуют большего количества углеводов в составе пищи. Источником углеводов является в основном пища растительного происхождения: хлеб, крупы, картофель, овощи и фрукты, сладости, мед.

Для нормального роста, развития и очень большое значение имеет обеспечение их организма физиологически необходимым количеством микроэлементов и минеральных веществ (табл. 8), которые в основном поступают в организм с пищей. Физиологическими нормами потребностей организма школьников младшего и среднего школьного возраста (6-13 лет) в микроэлементах следует считать (в миллиграммах за сутки): кальция (Саl) до 1200 мг фосфора (Р) до 1200 мг магния (Mq *) до 280 мг железа (Fei) до 15 мг. Кроме того организм детей нуждается в сутки 6-8 г каменной соли (NaCl). Кали яна соль используется в организме для создания соляной кислоты (составляющей желудочного сока), а также совершенно необходима как источник ионов Na и Cl для осуществления процессов возбуждения и нормальной работы сердца, мышц, нервной деятельности. При недостатке в составе пищи соли у детей могут возникать головокружение, потеря сознания, нарушаются процессы мочеобразования.

Кальций и фосфор используются в организме для роста костных тканей, а также эти микроэлементы входят в состав многих белков и клеток нервной ткани и клеток других органов. Кальций масс решающее значение для обеспечения свертывания крови.

Поставщиками этих микроэлементов являются молоко, яйца, мозги, мясо, орехи, крупы, овес и др..

Соли магния необходимы организму для регуляции многих обменных процессов. Этого микроэлемента много в хлебе, фасоли, творога, миндаля и орехах.

Калий и его соли является важнейшим микроэлементом, который принимает участие (вместе с ионами Na) в формировании потенциалов покоя и действия, которые являются основными в работе нервных, мышечных и секреторных клеток. Микроэлемент калий в организме человека выполняет также функцию передачи импульсов возбуждения вдоль нервов, принимает участие в работе мышц, и в регуляции обмена воды. Этот микроэлемент в достаточном количестве поступает в организм в составе овощей: картофеля, капусты, свеклы, моркови и т.п..

Железо — необходимый компонент эритроцитов крови, так как входит в состав гемоглобина, без которого невозможны процессы транспорта газов и внешнего дыхания в целом. При недостатке в пище железа, у детей может развиться малокровие. такие продукты, как яйца, картофель, мясо, капуста, горох, салат, яблоки.

Микроэлемент сера используется в организме людей для нейтрализации многих токсических продуктов, образующихся при обмене веществ. Сера содержится в фасоли, горохе, бобах, мясе.

Очень важно обеспечивать детский растущий организм, достаточным количеством витаминов. Следует помнить, что избыток употребления витаминов приводит к гипервитаминоза, а недостаточная его количество — до авитаминоза. Оба эти явления негативно влияют на жизнедеятельность и развитие детей и таким образом их не следует допускать. Физиологические нормы потребностей организма школьников младшего и среднего школьного возраста (7-13 лет) в основных витаминах (см. табл. 4) в миллиграммах на сутки, следующие: витамина В {до 1,0; витамина до 1,2; витамина РРпо 15-18; витамина В (ло 1,7; витамина С 60-70; витамина А (мг-эквивалентов — МГЭ) 700-1000; витамин Д (МГЭ) до 2,5. При интенсивных умственных или физических (занятия спортом) нагрузках потребность организма детей почти во всех витаминах возрастает на 10-15%. У детей старшего школьного возраста и у взрослых людей потребность в витаминах возрастает на 40-50% относительно потребностей детей 10-13 лет.

Для организации рационального питания детей первостепенное значение масс определения калорийности пищи. Калорийность питания должна учитывать длину тела (рост), массу тела, возраст, пол, характер деятельности, период года, климат, температуру окружающей среды и др.. Основой для обоснования калорийности питания детей (людей) всех возрастов есть общие расходы (обмен) энергии (30 учитывающий расходы основного обмена (00) и расходы на внешнюю деятельность (3d): ЗО = 00 + 3d. По данным А. А. Маркосяна (1974) общий обмен энергии для людей всех возрастов в среднем составляет (в килокалориях за 24 часа суток на И кг):

Возраст 1-3 месяца …………………………………….. ………………… 110-120 ккал

6-12 месяца ………………………………………. …………………… 98-100 ккал

2-6 лет ……………………………………… ………………………….. 70-75 ккал

7-10 лет (младшие школьники)………………………………….. 60-70 ккал

11-15 лет (учащиеся среднего школьного возраста,

что специально не занимаются спортом)……………………… 45-55 ккал

> 16 лет (учащиеся старшего школьного возраста и взрослые, выполняющих легкую физическую или мало напряженную

работу)………………………………………… …………………………… 35-55 ккал

Ориентировочно энергетические потребности детей (до 16 лет) в сутки (ккал / кг) можно рассчитать по формулам:

Для детей до 1 года: 125 — 2,5 П ккал / кг;

Для детей после 1 года: 100 — 4,0 П1 ккал / кг,

где / П — возраст ребенка (месяцев); / П. — Возраст ребенка (лет).

Например, для ребенка в возрасте 7 лет потребность энергии в сутки в килокалориях на 1 кг массы тела примерно составляет: 100 — 4.0 7 = 72 ккал / кг.

Средний уровень калорийности питания школьников разного возраста (в ккал / сут) по данным В. И. Бобрицкого (2004) составляет (табл.7):

6 лет ………………………….. ребята — 2200 ккал / сут;

7-10 лет ……………………… ребята — 2400 ккал / сут;

11-13 лет ……………………………….. ребята — 2800 ккал / сут;

девушки — 2550 ккал / сут;

14-17 лет …………………………………. ребята — 3200 ккал / в сутки;

девушки — 2700 ккал / сут;

18 лет и старше ……………………….. мужчины — 3500 ккал / сут;

(При умственной деятельности) женщины — 2900 ккал / сут.

Для лиц, занятых на тяжелых физических работах, или для спортсменов, необходимая калорийность пищи может достигать 5000 — 7000 ккал.

В детских оздоровительных учреждениях, санаториях и специальных учреждениях для больных туберкулезом калорийность пищи для всех детей должна быть повышенной до 3500 ккал / сутки.

Высокая калорийность пищи (до 4000-5000 ккал / сутки) необходима также школьникам, занимающимся спортом, особенно в период ответственных тренировок и соревнований. Подсчитано, что за 1,5-3,0 часа интенсивных тренировок у юных легкоатлетов, пловцов и гимнастов используется до 35% энергозатрат от общего их объема за сутки.

Большое значение для правильной организации питания детей имеет режим питания. По физиологическим нормам, которые существуют, дети младшего школьного возраста нуждаются прием пищи через каждые 3,5-4 часа, а за сутки не менее 4-5 раз. Целесообразно, чтобы пища каждый раз была равномерно калорийная (примерно по 500-600 ккал). Перед сном дети должны есть не позднее чем за 1,5-2,0 часа, чтобы обеспечить нормальный отдых организма. Вечерняя еда преимущественно должна быть чуть объемной и состоять из овощей и молочных продуктов. Дети среднего и старшего школьного возраста должны есть за сутки не менее 3-х раз: завтрак до 30% требуемой калорийности пищи за сутки, обед до 40% калорийности и ужин до 30% калорийности.

Рациональное питание ребёнка.

Известно, что важнейшим фактором, лежащим в основе здоровья и нормального развития ребёнка любого возраста, является полноценное в количественном и качественном отношении питание.

Основные требования к рациональному питанию ребёнка были сформулированы А.А.Покровским. С позиций современной нутрицологии (науки о питании) необходимо соблюдать следующие условия:

  • Обеспечивать поступление достаточного количества питательных веществ (белков, жиров, углеводов, минералов, микроэлементов, витаминов), необходимых для жизнедеятельности ребёнка;
  • Обеспечивать разнообразие, сбалансированность и необходимое соотношение компонентов питания;
  • Соблюдать максимальное соответствие количества и качества пищи физиологическим возможностям ребёнка;
  • На ранних этапах развития кормить ребёнка грудным молоком.

На втором году жизни ребёнок переходит к разнообразному «взрослому» питанию с общего стола. Рациональное, правильное вскармливание малыша на первом году жизни, своевременное введение в его рацион продуктов прикорма подготавливают ребёнка к этому переходу и в значительной мере может облегчить организацию его питания на втором году жизни.

При организации питания ребёнка второго года жизни нужно учитывать его возросшие физиологические возможности. В этот возрастной период происходит нарастание активности пищеварительных соков, совершенствуется вкусовое восприятие, развивается жевательный аппарат. К концу первого года жизни ребёнок имеет уже 8 зубов. Это позволяет разнообразить меню по составу, кулинарной обработке, заменить полужидкую и измельченную пищу на более твердую. Так, мясные и рыбные блюда в питании детей 1 года – 1 года 6 месяцев присутствуют в виде суфле, паровых котлет. К двум годам их заменяют фрикадельками, котлетами. В два года ребёнку можно давать мясо, нарезанное кусочками против волокон (рагу, бефстроганов). Введение в рацион ребёнка пищи, требующей пережёвывания, чрезвычайно полезно и важно для малыша, поскольку нагрузка на жевательные мыщцы, зубы, десны способствует их правильному развитию.

Второй год жизни – это период возрастающей двигательной активности ребёнка, сопровождающийся повышенным расходом энергии. Следовательно, в этот период возрастает потребность ребёнка в основных питательных веществах.

Потребность ребёнка в основных пищевых веществах

Питательные вещества

Суточная потребность

Белки, г

в том числе животные

Жиры, г

в том числе растительные

Углеводы (всего), г

Минеральные вещества, мг:

Кальций

Фосфор

Магний

Железо

Витамины:

В1, мг

В2, мг

В6, мг

В 12, мг

РР, мг

С, мг

А, мкг

Е, МЕ

Д, МЕ

5-10

Энергетическая ценность, ккал

1540

Наибольшую потребность дети раннего возраста испытывают в белке (53 г белка в день). При этом важно выдерживать правильное соотношение белков растительного и животного происхождения. На долю последних должно приходиться не менее 70% всех белков, получаемых с пищей (в среднем 38 г в день).

Белки состоят из аминокислот, восемь из которых являются незаменимыми. Они не синтезируются в организме человека и содержатся в продуктах животного происхождения. Основными поставщиками этих аминокислот являются мясо, рыба, молоко, сыр, творог, бобовые. С этим обстоятельством связана нецелесообразность применения вегетарианских диет в питании детей всех возрастных групп.

Неполноценное белковое питание приводит к нарушению развития костно-мышечной системы, задержке физического развития малыша. Чувствительна к недостатку белка нервная система ребёнка, что может отразиться на уровне его нервно-психического развития и поведении (быстрая утомляемость, слабость). На фоне белковой недостаточности снижается сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, неблагоприятным факторам внешней среды. Потребность в белке возрастает после перенесённого заболевания.

На втором году жизни потребность ребёнка в жирах приближается к уровню потребности в белках (53 г в день). Жиры являются одним из главных источников энергии. При распаде 1 г жира образуется в 2,2 раза больше энергии, чем при распаде 1 г углеводов и белков. Жиры входят в состав клеток и органов, являются пластическим материалом, содержатся в ферментах и гормонах. С ними связано поступление и усвоение жирорастворимых витаминов (А, Д, Е, К, Q).

Особую биологическую ценность представляют растительные жиры, на долю которых должно приходиться 20-25% всех жиров, получаемых с пищей. Именно жиры растительного происхождения содержат полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК) - жизненно необходимые вещества, не синтезируемые в человеческом организме. ПНЖК снижают проницаемость кровеносных сосудов, повышают их эластичность. ПНЖК необходимы для роста и хорошего состояния кожи и волос. Потребность в ПНЖК в раннем возрасте существенно выше, чем у взрослых, что обусловлено интенсивными процессами роста и развития.

Среди жиров животного происхождения предпочтение следует отдавать сливочному маслу и жирам, содержащимся в молочных продуктах, поскольку они легко усваиваются.

При недостаточном поступлении жира нарушается нормальное развитие организма ребёнка. Недостаточное поступление ПНЖК приводит к сухости кожи, экзематозным изменениям, снижению сопротивляемости к инфекциям. Превышение норм поступления жира приводит к расстройствам пищеварения, снижает усвояемость белков, способствует формированию избыточного веса.

Углеводы являются ценным источником энергии, входят в состав клеток и участвуют в их построении, регулируют содержание сахара в крови.

Важное влияние на углеводный обмен оказывает клетчатка (пищевые волокна), необходимая для нормального функционирования пищеварительной системы и всего организма. Недостаточное поступление клетчатки является фактором риска развития многих заболеваний (хронический запор, сахарный диабет и др.).

При недостаточном поступлении углеводов с пищей нарушается усвояемость пищевых веществ, ухудшаются процессы пищеварения.

Вместе с тем избыточное их количество является фактором риска развития аллергических реакций, приводит к усиленному образованию жира, который откладывается в подкожной клетчатке.

Важнейшим источником углеводов в питании ребёнка являются фрукты, овощи, крупы, хлеб.

Питание ребёнка раннего возраста должно содержать необходимое количество минеральных веществ. Минеральные вещества не обладают энергетической ценностью, но они являются необходимым компонентом всех органов и тканей, регулируют внутренние обменные процессы в организме.

Витамины и витаминоподобные вещества являются обязательной составляющей рациона ребёнка. Витамины не обладают пищевой ценностью, однако, действуя в незначительных количествах, являются регуляторами обменных процессов и физиологических функций. В настоящее время известно более 20 различных видов витаминов. Некоторые из них (витамины Д, К, В5, В6, фолиевая кислота) частично синтезируются в организме, однако в недостаточном количестве и поэтому должны поступать с пищей. Источником других витаминов (витамины С, А и др.) являются только продукты питания.

Необходимым компонентом питания ребёнка является вода. Воды в организме ребёнка содержится около 75% (от массы тела). Вода и растворенные в ней минеральные вещества составляют внутреннюю среду организма. Протекание жизненных процессов (особенно поддержание постоянной температуры тела, то есть поддержание теплового баланса, вывод токсинов и продуктов распада и пр.), возможны лишь при достаточном количестве воды.

Водный обмен у детей раннего возраста крайне неустойчив. На него могут оказать влияние температура и влажность окружающего воздуха, характер пищи, одежда, поведение, состояние здоровья ребёнка. Средняя суточная потребность в жидкости ребёнка второго года жизни колеблется от 1150-1300 мл в возрасте 1 года и до 1350-1550 мл в 2 года.

Для удовлетворения потребности малыша в основных пищевых веществах, минеральных солях, витаминах необходимо определённое количество разнообразных продуктов.

Суточный набор продуктов для детей 1-2 лет

Наименования продуктов

Количество (г, мл)

Наименования продуктов

Количество (г, мл)

Хлеб пшеничный

Сахар

Хлеб ржаной

Масло сливочное

Мука пшеничная

Масло растительное

Мука картофельная

Яйца, шт.

Крупа, бобовые, макаронные изделия

Молоко

Картофель

Творог

Овощи

Мясо

Фрукты свежие

Рыба

Фрукты сухие

Сметана

Кондитерские изделия

Сыр

Как видно из таблицы, в питании ребёнка второго года жизни по-прежнему большая роль принадлежит молоку и молочным продуктам. Если малыш не переносит пресное молоко, его можно заменить кисломолочными продуктами (йогурты, кефир и др.). При высокой степени непереносимости белка коровьего молока в качестве его заменителя можно использовать адаптированную молочную смесь на основе козьего молока («Ненни»), либо цельное козье молоко промышленного производства.

Ценнейшим продуктом питания является творог, белок которого легче переваривается, чем белок пресного молока. Несколько раз в неделю в питание ребёнка необходимо вводить острые сорта сыра, который в зависимости от возможностей малыша можно давать в тертом виде.

Белковая часть рациона ребёнка обеспечивается также за счет мяса, птицы, рыбы.

На втором году жизни ребёнок начинает получать цельное яйцо (1/2 яйца в день). Однако следует помнить, что этот продукт может вызвать аллергическую реакцию.

Рацион ребёнка должен включать разнообразный ассортимент круп: гречневую, овсяную, рисовую и др. Полезны и вкусны каши из смеси нескольких злаков.

Существенную роль в питании ребёнка раннего возраста отводят овощным и фруктовым салатам. В рацион детей следует широко включать зелень – петрушку, укроп, лук.

Следует обеспечивать малышу максимальное разнообразие блюд в течение дня и недели. При этом часть продуктов включают в рацион ежедневно (молоко, мясо, хлеб, масло, крупы, овощи, фрукты, сахар), другие (сыр, творог, сметана, рыба, яйцо) – через день. Неправильно, если ребёнок в течение дня дважды получает блюдо из круп – кашу и крупяной гарнир. Следует стремиться, чтобы в рационе ребёнка ежедневно присутствовало не менее двух овощных блюд и одно мучное. Очень часто дети отказываются от каш. В этом случае можно предложить малышу каши с овощами и фруктами. Они не только более привлекательны для ребёнка по внешнему виду, но и более полезны.

Важным моментом в питании малыша является точное соблюдение режима питания, а также длительность отдельных приемов пищи. Так, завтрак и ужин должны длиться не менее 15-20 минут, обед – 25 минут. Ужинать ребёнок должен за 1,5-2 часа до сна. Детям от 1 года до 1 года 6 месяцев перед сном следует давать стакан молока или кисломолочного продукта (йогурт, кефир и др._

Что же является критерием правильно организованного питания ребёнка?

Безусловно, основным показателем правильности и адекватности питания малыша является состояние его здоровья, хорошая динамика физического и нервно-психического развития.

Физическое развитие находится в прямой зависимости от качества питания. Косвенным показателем адекватности питания ребёнка может служить частота заболеваний, особенно острыми респираторными инфекциями, поскольку при неправильном питании происходит снижение сопротивляемости детского организма.


Рациональное питание детей – основа роста и правильного развития детей, фундамент здоровья на всю жизнь.

Витамины, минералы и микроэлементы участвуют в жизнедеятельности кишечной микрофлоры, отвечающей за иммунитет; участвуют в обмене веществ; необходимы для нормальной деятельности всех органов и систем человеческого организма. И родители, зная об этом, стремятся сделать питание своих детей максимально калорийным, часто прибегают к дополнительной искусственной витаминизации пищи, забывают о важности формирования правильных вкусовых привычек у ребенка.

Многие до сих пор верят, что чем толще ребенок, тем он здоровее (и действуют соответственно). Но это далеко не так. Переизбыток калорий, витаминов и микроэлементов зачастую опаснее, чем их недостаток. Организм ребенка, приученный получать витамины в готовом виде (сиропы, таблетки), перестает усваивать их из продуктов питания. Ребенок, приученный обильно питаться, с раннего детства начинает страдать от избыточного веса, а позже – от сопутствующих болезней. Ребенок, употребляющий слишком сладкую, соленую или острую пищу, перестает понимать настоящий вкус продуктов. Вот почему так важно с самого раннего детства формировать у детей правильные вкусовые привычки и рационально организовывать их питание.

Заботясь о рациональном питании детей, старайтесь следовать простым правилам, разработанным педиатрами и диетологами. Так Вы поможете своему ребенку расти здоровым и счастливым.

Правила рационального питания детей

Старайтесь

  • Не переслащивать и не пересаливать пищу, не увлекаться приправами и пищевыми добавками, важно научить детей пить воду (а не сок, компот, чай и т.п.). Все это нужно для формирования правильных пищевых привычек, принятия естественного вкуса еды.
  • Разнообразить рацион, извлекать максимум пользы из сезонных продуктов.
  • Не кормить насильно, если у ребенка нет аппетита. Всегда важно выяснить причину и устранить ее. Потеря аппетита – симптом многих серьезных заболеваний, например, сальмонеллеза.

Помните

  • Детская еда: молоко, творог, сливочное и растительное масло, сметана, мясо, рыба, яйца, хлеб, крупы, овощи и фрукты. Недетская еда: копченое, соленое, консервы и полуфабрикаты. Консерванты и красители вредны, особенно детям до 3 лет. Приобретите полезную привычку - внимательно читать состав продуктов.
  • Лучшие способы приготовления пищи для ребенка: отваривание, тушение или приготовление на пару.
  • Важно соблюдать баланс между белками, жирами и углеводами в рационе ребенка, соотношение должно быть примерно 1:1:3,5-4,0. Нормы потребления пищевых веществ и энергии легко определить на основе возраста и веса ребенка.

Нормы потребления пищевых веществ и энергии для детей разного возраста
(МЗ РФ 31.05.1991)

Пищевые вещества

Возраст детей (месяцев)

Возраст детей
(лет)

Белки, г/кг
Белки животные, г/кг
Жиры, г/кг
Углеводы, г/кг
Энергетическое обеспечение, ккал/кг
  • Важно соблюдать нормы суточного употребления витаминов и минералов, стараться обеспечивать ребенка витаминами и минералами в составе продуктов питания.

Нормы потребления витаминов и минералов для детей разного возраста

Витамины

Дети до 1 года

Дети от 1 года до 4 лет

Дети от 4 до 12 лет

Дети старше 12 лет и взрослые

Витамин А (ретинол), мкг
Витамин Е (токоферол), мг
Витамин D, мг
Витамин С (аскорбиновая кислота), мг
Витамин В1 (тиамин), мг
Витамин В2 (рибофлавин), мг
Витамин В5, мг
Витамин В6 (пиридоксин), мг
Фолиевая кислота, мкг
Витамин В12 (цианокобаламин), мкг
Витамин РР (никотинамид), мг
Минералы
Железо, мг
Медь, мг
Цинк, мг
Марганец, мг
Магний, мг
Йод, мг
Селен, мкг
Хром, мкг

И, конечно, иногда нарушайте все правила рационального питания, балуйте ребенка хрустящим картофелем или газировкой, даже если они Вам кажутся дурацкими. Это тоже нужно для счастья.

Питание ребенка – ведущий фактор, обеспечивающий правильное развитие и функционирование всех органов и систем.

Рациональное..питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами (белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными солями) и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста. В то же время, правильно организованное питание способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов .

Основным принципом питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие их пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов – мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей и фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить детей всеми необходимыми им пищевыми веществами. И, наоборот, исключение из рациона тех или иных из названных групп продуктов или, напротив, избыточное потребление каких-либо из них неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей .

Правильный подбор продуктов – условие необходимое, но еще недостаточное для рационального питания дошкольников. Необходимо стремиться к тому, чтобы готовые блюда были красивыми, вкусными, ароматными и готовились с учетом индивидуальных вкусов детей.

Другим условием является строгий режим питания, который должен предусматривать не менее 4 приемов пищи: завтрак, обед, полдник, ужин, причем три из них обязательно должны включать горячее блюдо.

Таким образом, во всех ДОУ с продолжительностью пребывания детей более 3,5 часов организовывается горячее питание воспитанников, предусматривающее такое количество приемов пищи и их периодичность, чтобы длительность промежутков между отдельными приемами пищи не превышала 3,5 – 4 часов. Если интервал между приемами пищи слишком велик (больше 4 часов), у ребенка снижаются работоспособность, память. Чрезмерно же частый прием пищи снижает аппетит и тем самым ухудшает усвояемость пищевых веществ .

Дети, посещающие ДОУ, основную часть суточного рациона питания (не менее 70%) получают именно в этих учреждениях. Поэтому организация питания в ДОУ должна предусматривать обеспечение детей большей частью необходимых им энергии и пищевых веществ. При этом основными принципами организации питания в ДОУ должны служить:

2. Сбалансированность рациона по всем заменимым и незаменимым пищевым факторам, включая белки и аминокислоты, пищевые жиры и жирные кислоты, различные классы углеводов, витамины, минеральные соли и микроэлементы.

3. Максимальное разнообразие рациона, являющееся основным условием обеспечения его сбалансированности, которое достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки.

4. Адекватная технологическая и кулинарная обработка продуктов и блюд, обеспечивающая их высокие вкусовые достоинства и сохранность исходной пищевой ценности.

5. Исключение из рациона питания продуктов и блюд, способных оказывать раздражающее действие на слизистую органов пищеварения, а также продуктов, которые могли бы привести к ухудшению здоровья у детей с хроническими заболеваниями (вне стадии обострения) или компенсированными функциональными нарушениями органов желудочно-кишечного тракта (щадящее питание).

6. Учет индивидуальных особенностей детей (в том числе непереносимость ими отдельных продуктов и блюд).

7. Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности питания, включающее соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению, приготовлению и раздаче блюд .

Рацион питания детей различается по качественному и количественному составу в зависимости от возраста детей и формируется отдельно для групп детей в возрасте от 1,5 до 3 лет и от 4 до 6 лет. Как правило, дети, находящиеся в ДОУ в дневное время (в течение 9-10 часов получают трехразовое питание (завтрак, обед, полдник), которое обеспечивает их суточную потребность в пищевых веществах и энергии примерно на 75-80 %. При этом на долю завтрака приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, на долю обеда - 35-40 %, полдника – 15 %. Ужин, на который остается 20-25% суточной пищевой ценности, дети получают дома .

Для детей, находящихся в ДОУ 12 часов, можно организовать как трехразовое (наиболее распространенное), так и четырехразовое питание. В первом случае их питание состоит из завтрака, на который приходится 25 % суточной пищевой ценности рациона питания, обеда (25 %) и более калорийного, чем обычно, полдника (20-25 %), (так называемый «уплотненный» полдник). Реже предусматривается четвертый прием пищи – ужин, составляющий 25 % суточной пищевой ценности (при этом полдник делают более легким из расчета 10 % суточной пищевой ценности).

Основой организации рационального питания детей в ДОУ является соблюдение рекомендуемых продуктовых наборов, а также разработанных на их основе типовых рационов питания (примерных меню). Выход блюд и кулинарных изделий предусматривается в соответствии с действующей нормативной и технологической документацией .